<< Предыдущая

стр. 39
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Леонтьев. Данный метод широко применяется во многих странах.
Существо метода В. Леонтьева — в простом и кратком изложе-
Прежде всего государство способствует эффективной хозяй-
нии — таково. В любой стране экономика — это система из мно-
ственной деятельности всех предпринимателей. В этих целях
гих отраслей, каждая из которых производит продукцию и пере-
оно улучшает рыночный механизм:
> разрабатывает и осуществляет хозяйственное законодатель- дает другим отраслям. Все они существуют потому, что снабжают
друг друга результатами своей деятельности. Чтобы надежно про-
ство, устанавливающее «правила игры» всех бизнесменов (созда-
гнозировать развитие экономики в целом, в расчет принимаются
ется правовая основа предпринимательства, деятельности бирж,
до 600—700 и более отдельных отраслей страны. Сопоставление
банковской системы, налогообложения и др.);
> обеспечивает сохранность рыночных связей (преодоление различных соотношений производственных затрат в отдельных
звеньях общей системы и предполагаемых результатов позволяет
монополизации экономики, антиинфляционная политика, меры
выбрать наилучший вариант.
по сокращению государственных расходов и уменьшению бюд-
Допустим, надо рассчитать эффективность производства хле-
жетного дефицита и др.);
> улучшает положение дел на отдельных видах рынков (повы- ба. Тогда делается расчет: сколько на одну тонну хлеба расходо-
вать муки, дрожжей, молока и т.д. по всем компонентам согласно
шает конкурентоспособность национального капитала на внутрен-
рецепту. Затем определяются трудовые затраты в нормо-часах.
нем и международном рынках путем осуществления общенацио-
После этих расчетов материальных ресурсов и трудовых затрат
нальных программ научно-технического прогресса, поощрения
на конкретное изделие в натуральных показателях анализируют-
экспорта капитала и товаров и т.п.).
ся и сравниваются предполагаемые результаты в денежном выра-
Далее, государство старается стабилизировать экономическое
жении. С учетом цен и уровня заработной платы выбирается наи-
развитие: сглаживать взлеты и падения деловой активности, сдер-
более эффективный вариант выпуска конечной продукции.
живать безработицу, поддерживать устойчивый экономический
Подобные расчеты В. Леонтьев проводил для Японии, Италии,
рост. В период кризисного спада оно увеличивает выплаты посо-
Норвегии и других стран. Была подтверждена высокая эффектив-
бий по безработице, расширяет возможности получения кредита,
ность метода «затраты — выпуск».
уменьшает норму процента. Напротив, в период хозяйственного
При всей многовариантности смешанного типа хозяйственно-
подъема сокращаются пособия безработным, уменьшается объем
го механизма вполне очевидно: повышение эффективности мак-
государственного кредита, повышается норма процента.
Глава 21. Регуляторы национального хозяйства 21.5. Преобразование системы управления в Российской Федерации 347
346

роэкономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и го- Командно-административная система управления — это цент-
сударственных регуляторов народнохозяйственной пропорцио- рализованное государственное управление, которое заставляет все
нальности. П. Самуэльсон и В. Нордхаус пришли к важному обоб- предприятия выполнять плановые директивы (обязательные зада-
ния) с помощью приказов и других неэкономических методов. Ха-
щению: «Эффективному и гуманному обществу требуются две
рактерные черты этой системы отражены в схеме (рис. 21.6).
составляющие смешанной системы — рынок и государство. Для
эффективного функционирования современной экономики нужны
обе эти половинки — одной рукой аплодировать невозможно»1.
Подтверждение данного вывода мы находим в опубликован-
Командно-административная система
ном в 1997 г. отчете Мирового банка о мировом развитии «Госу-
дарство в меняющемся мире». Обобщив данные за 50 лет, авторы
доклада пришли к заключению: эффективное государство жиз-
Полный контроль
ненно необходимо для экономического процветания, развития об- Прямое управление Управление с помощью
государством
предприятиями только административно-
разования и здравоохранения. Они видят роль государства не как за производством
из центра приказных методов
непосредственного участника экономического роста (в отличие от и распределением
практики «нового курса» Ф. Рузвельта и кейнсианского учения), а в
качестве гаранта (поручителя): а) основ законности; б) полити- Рис. 21.6. Основные черты
ческой и макроэкономической стабильности; в) социального командно административного управления
обеспечения и образования; г) защиты окружающей среды.
Примечательно, что к концу ХХ столетия в деятельности госу-
Эта система руководства национальной экономикой означает,
дарств ведущих стран мира усилилось внимание к социальной сфере.
во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями
На первый план вышли проблемы человеческого капитала — образо-
из единого центра — высших эшелонов административной влас-
вания и здравоохранения. Так, в США, занимающих лидирующее
ти. А это сводит «на нет» самостоятельность и демократическое
положение в решении этих проблем, осознают, что достигнутый ими
самоуправление предприятий. Во-вторых, государство полностью
уровень материального производства и потребления требует глубо-
контролирует производство и распределение продукции, в резуль-
ких социальных перемен. Развитие же социальных структур — не
тате чего исключаются свободные рыночные связи между отдель-
только результат, но и условие высокой эффективности экономики.
ными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит
Теперь рассмотрим, как обстоит дело с хозяйственным меха-
их деятельностью с помощью административно-распорядитель-
низмом в сегодняшней России?
ных методов. Тем самым подрывается свободная предприимчи-
вость работников и их материальная заинтересованность в резуль-
татах труда.
21.5. Преобразование системы управления
Приказное управление в полной мере утверждается, когда про-
в Российской Федерации
исходит огосударствление экономики. Такая мера оправданно
применяется при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных
Помимо рассмотренных типов макроре-
Командно админи
войной, хозяйственной разрухой, голодом. Командное руковод-
стративная система гуляторов экономики имеется еще один
ство способно быстро сосредоточить материальные и людские
тип — командно-административная сис-
ресурсы на решающих участках хозяйства, успешно выполнить
тема управления (в западной экономической литературе эту сис-
сравнительно простые производственные задачи. В крайних ус-
тему называют «командная экономика»). Что же представляет со-
ловиях данный тип управления может оказаться единственно воз-
бой данный хозяйственный механизм?
можным и по-своему эффективным.
Впервые командное руководство экономикой возникло в раз-
гар первой мировой войны, в 1916 г., в Германии. Тяжелое воен-
1 Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000. С. 58.
Глава 21. Регуляторы национального хозяйства 21.5. Преобразование системы управления в Российской Федерации 349
348

ное и хозяйственное положение вынудило государство взять на 1990-х гг. имелось свыше 500 отраслей, подотраслей и видов про-
себя контроль за производством, распределением дефицитных сы- изводства, более 45 тыс. крупных предприятий. Промышленность
выпускала свыше 24 млн наименований видов продукции.
рьевых и энергетических ресурсов, а также непосредственно рас-
Можно ли со знанием дела решать из центра все многообразие
пределять продовольствие. Центральная власть стала также регу-
конкретных задач, связанных с развитием такого хозяйства? Разу-
лировать трудовые отношения на предприятиях. Был введен закон
меется, нельзя.
о трудовой повинности граждан с 16 до 60 лет, установлен воен-
Госплан ограничивался разработкой одного варианта госу-
ный режим на производстве и введен 12-часовой рабочий день.
дарственного плана, не пытаясь путем многовариантных расче-
В нашей стране административное управление хозяйством
тов найти наиболее эффективные решения. После того как план
было установлено в конце 1918 г., когда начались гражданская
был официально утвержден, он по указаниям руководящих орга-
война и иностранная интервенция. Нужды обороны потребовали
нов многократно переделывался по объективным и субъективным
централизации управления страной. Была введена продразверст-
причинам. Поскольку в плановом порядке поддерживалась дефи-
ка (у крестьян отбирались все излишки продовольствия). Про-
цитная экономика, а нормально необходимые для воспроизвод-
мышленность не выпускала товаров для населения, и произошла
ства резервы (свободные производственные мощности, сырье,
натурализация экономических отношений. Была установлена все-
финансовые средства) всегда отсутствовали, то план представлял
общая трудовая повинность. Руководство промышленностью со-
собой некое подобие не раз перекраиваемого «тришкина кафта-
средоточили в своих руках главные управления Всероссийского
на». Его окончательная доводка и исправление осуществлялись в
Совета народного хозяйства. Они лишили предприятия всякой
ходе выполнения плановых заданий, которые предписывалось
самостоятельности, в директивном порядке снабжали их матери-
выполнять «любой ценой».
альными ресурсами и реализовывали готовую продукцию.
За более чем 50-летнее существование командно-администра-
Командно-административную систему управления можно при-
тивная система управления подорвала основы нормального функ-
знать — как это ни покажется парадоксальным — нормальной
ционирования общественного производства и в результате этого
формой регулирования хозяйства, пригодной, правда, только для
ввергла нашу страну в глубокий застой и экономический кризис.
чрезвычайных исторических условий, когда общественный строй
какой-то страны и жизнь ее граждан находятся под угрозой. Мы находимся сейчас в самом начале
Путь к новой систе
Напротив, когда война заканчивается, командное руководство ме регулирования пути к новой системе регулирования на-
экономикой изживает себя и, как правило, устраняется. Приказ- ционального хозяйства России. В связи с
ные методы не отвечают задачам мирного хозяйственного этим приходится говорить и о нерешенных проблемах.
строительства. Поэтому в нашей стране в начале 1921 г. чисто ад- Исходной является проблема выбора макроэкономического ре-
министративная система управления была упразднена. Однако в гулятора.
конце 1920-х — начале 1930-х гг. вновь произошло полное огосу- Уже в начале 1990-х гг. было ясно одно: надо уходить вперед
дарствление экономики. Вся власть фактически перешла у цент- от командно-административной системы управления нацио-
ральному государственному аппарату, и вновь установилась сис- нальным хозяйством. Но какой иной тип макрорегулятора выб-
тема командования народным хозяйством. рать? По этому поводу у экономистов и государственных деяте-
В начале хозяйственного строительства сверхцентрализован- лей России не было единства и согласия.
ное управление давало определенный результат, ибо объем вы- Выбор был сделан в пользу самого быстрого перехода от од-
пуска всей продукции был еще очень невелик, а структура ной крайности (командной системы) к противоположной (свобод-
промышленности была сравнительно простой. Кагда же произ- ной рыночной экономике, основанной на частнокапиталистиче-
водство достигло современных масштабов, эффективно руково- ском предпринимательстве). Весь расчет строился на том, что так
дить им из центра стало невозможно. Если в 1920-х гг. у нас насчи- называемая «невидимая рука» — свободный капиталистический
тывалось всего два десятка индустриальных отраслей, то в начале рынок — возьмет на себя роль хозяйственного механизма.
Глава 21. Регуляторы национального хозяйства 21.5. Преобразование системы управления в Российской Федерации 351
350

Однако хорошо известно, что в 1992 г. в нашей стране появи- образовании целостной системы государственного регулирования
лись лишь зачатки рыночных отношений, не принявших цивили- экономики и социальной сферы. Эта система призвана обеспе-
зованную форму. Что касается развитого конкурентного рынка, чить уравновешенность интересов экономических и социальных
способного регулировать определенные хозяйственные связи, то сил страны, выработку оптимальных целей общественного раз-
он появится, по-видимому, не скоро. вития и создание условий их достижения.
Тем не менее с самого начала сложилось резко отрицательное Централизация управления сейчас диктуется необходимостью
отношение к плановой организации народного хозяйства. успешного решения долговременных созидательных задач, при-
В 1992 г. российское правительство одномоментно уничтожи- званных ликвидировать последствия десятилетнего упадка эко-
ло органы административного регулирования производства. Так, номики страны. Согласно оценке экспертов, чтобы достичь тако-
был упразднен Государственный плановый комитет (Госплан), ко- го же уровня душевого производства валового внутреннего
торый разрабатывал централизованные планы и прогнозы соци- продукта, как в современных Португалии или Испании, России
ально-экономического развития. Перестал существовать Государ- понадобится примерно 15 лет при темпах экономического роста
ственный комитет по материально-техническому снабжению, не менее 8% в год. Наша страна достигнет уровня душевого про-
который в соответствии с народнохозяйственным планом обеспе- изводства ВВП Великобритании или Франции, если темпы роста
чивал все отрасли средствами производства. Таким образом, в будут на уровне 10% в год.
ожидании «невидимой руки», образно говоря, отрубили «види- Чтобы развернуть созидательную хозяйственную деятель-
мую руку» государственного регулирования. К этому надо доба- ность, необходимо иметь долгосрочную общенациональную стра-
вить, что еще раньше (после реформы управления промышлен- тегию развития. В ней, в частности, целесообразно предусмот-
ностью в 1987 г.) государство утратило контроль за хозяйственной
реть: а) поощрение быстрого экономического роста на основе
деятельностью тех предприятий, которые находились в рамках
значительного увеличения инвестиций; б) проведение активной
государственной собственности.
промышленной политики посредством преимущественного раз-
Правительство России в 1993 г. признало, что в итоге преобра-
вития лидирующих направлений научно-технического прогресса;
зований государственные предприятия оказались неподконтроль-
в) создание эффективной финансовой системы; и др.
ны ни рынку, которого еще не было, ни плану, которого уже не
Оптимальная (наилучшая) система управления экономикой в
стало, ни государству как собственнику. Надо было искать выход
России призвана, с одной стороны, значительно повысить роль
из этой тупиковой ситуации, прибегая прежде всего к экономи-
государства в выполнении общенациональных задач, с другой —
ческим методам регулирования хозяйственной деятельности.
обеспечить дальнейшее развитие рыночных отношений. При этом
Однако экономические рычаги управления были использова-
важно соблюдать доступность и бесплатность для всех граждан
ны не для укрепления централизованного хозяйственного меха-
базовых социальных услуг (прежде всего образования и здраво-
низма, а по сути дела для его еще большего ослабления. Стали
охранения), перераспределить социальные расходы общества в
применяться такие методы регулирования, которые усиливали
пользу самых уязвимых групп населения. Целесообразно предос-
нестабильность национальной экономики:
тавить гражданам возможность более высокого уровня социаль-
а) для покрытия большого бюджетного дефицита государство
ного потребления за счет собственных доходов.
ввело огромный инфляционный налог. Однако чрезмерно высо-
Однако речь не должна идти о возрождении директивного пла-
кие темпы инфляции нанесли сильный удар по экономике;
нирования и управления всем хозяйством непосредственно из
б) необычайно высокие налоги подорвали нормальную заин-
центра. Это привело бы к тому, что всеохватывающее регламен-
тересованность предпринимателей и работников в увеличении
тирование вновь сковало работу каждого предприятия. Возмож-
производства.
но, что в будущем — при развитии эффективных методов эконо-
Российская экономика требует оптимального сочетания государ-
ственного и рыночного регулирования хозяйственной деятельности. мического регулирования — роль государства в экономике во
В первую очередь важно создать эффективную централизован- многом сведется к выработке «правил игры» и контролю за их
ную вертикаль макроэкономического управления. Речь идет об соблюдением.
Глава 21. Регуляторы национального хозяйства
352 353

Литература

Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. Т. 2. Тема 1. Подтема 11. М.,
1995.
Веттенберг Г. Новое общество. О возможностях общественного
сектора: Пер. со швед. М., 2000.
Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М., 1976.
ГЛАВА 22. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
Гл. 24—26.
И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
Корнаи М. Путь к свободной экономике: Пер. с англ. М., 1990.
22.1. Финансовое регулирование
Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.,
1993.
Очень важным и эффективным рычагом
Финансы и их роль
Леонтьев В. Экономические эссе. М., 1990. С. 11—17, 215—241.
Макмиллан Ч. Японская промышленная система. М., 1988. воздействия государства на национальное
Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М., 1994. Гл. 12, 15. хозяйство являются финансы, которыми оно обладает. Финансы

<< Предыдущая

стр. 39
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>