<< Предыдущая

стр. 40
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985. (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность всех де-
Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000. Гл. 2. нежных средств, которые имеют домашние хозяйства, предприя-
Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль госу- тия и государство.
дарства. М., 1999.
Рассмотрим структуру финансовой системы и взаимосвязи
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1999. Гл. 1, 4, 22.
между ее основными частями.
Хайек Ф. Дорога к рабству. М., 1992.
На предприятиях и в домашних хозяйствах образуются первич-
ные финансы. Здесь собственники факторов производства приме-
няют труд и его вещественные условия для получения изначаль-
ных доходов. Эта финансовая деятельность включает: образование
денежных средств и их расходование. На уровне низовых звеньев
национального хозяйства доходы и расходы уравновешиваются
следующим образом. На фирмах состояние финансов отражается
в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве по-
лученные доходы (от использования факторов производства) со-
поставляются с расходами (затратами на текущие потребление и
сбережения).
Вторичные финансы государства образуются в результате
последующего распределения (или перераспределения) первич-
ных доходов главным образом с помощью налогов. Налоги — обя-
зательные платежи, которые государство взимает с учетом вели-
чины начальных доходов предприятий и населения.
Возрастание регулирующей роли государства привело к абсо-
лютному увеличению объема финансовых ресурсов, которыми
оно стало располагать, и относительному возрастанию доли
государства в совокупной сумме денежных средств общества.
Если в начале ХХ столетия в ведущих западных странах через
государственные финансы перераспределялось 9—18% нацио-
Глава 22. Государственный бюджет и фискальная политика 22.1. Финансовое регулирование
354 355

нального дохода, то с 1960—1970-х гг. — 50% и более. Новые явле- услуг, поскольку денежные расходы на социальную инфраструк-
ния в развитии финансов обусловлены научно-технической рево- туру (строительство школ, больниц, жилых домов) расширяют
люцией, расширением нерыночного сектора экономики, интерна- рынок сбыта для многих отраслей хозяйства.
ционализацией производства и усилением воздействия государства Структура и объемы государственных финансов, их роль в вос-
на экономику. В сявзи с этим можно отметить несколько совре- производстве и распределении национального продукта в стра-
менных направлений финансового регулирования (рис. 22.1). нах Запада существенно изменяются в зависимости от характера
хозяйственной роли государства. Заметное влияние на послед-
нюю оказывает фискальная политика.
Финансовое регулирование экономики Фискальная (от лат. fiscalis — казенный) полити-
Фискальная
политика ка — совокупность финансовых мероприятий го-
сударства по регулированию правительственных
Затраты на Воспроизводство Затраты
Военные доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависи-
научные квалифицированной на социальные
расходы
мости от таких стратегических задач, как, например, антикризис-
испытания рабочей силы цели
ное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с ин-
фляцией.
Улучшение Расширение
Современная фискальная политика включает прямые и косвен-
воспроизводства потребительского
ные финансовые методы регулирования экономики.
капитала рынка
К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За
счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспро-
Рис. 22.1. Современные направления
изводство; б) непроизводительные расходы государства; в) разви-
государственного финансирования экономики
тие инфраструктуры, научных исследований и т.п.; г) проведение
структурной политики; д) содержание военно-промышленного
Для расширения научно-исследовательских и опытно-конст- комплекса и др.
рукторских работ государство активно проводит инновационные С помощью косвенных методов оказывается воздействие на
программы в своем секторе и стимулирует техническое обновле- финансовые возможности производителей товаров и размеры по-
ние производства в других звеньях национального хозяйства. требительского спроса. Важную роль здесь играет система нало-
Средства государственного казначейства широко расходуются на гообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды дохо-
кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации (выплаты для дов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый
покрытия убытков или для других целей) предпринимательскому минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возмож-
капиталу в соответствии с различными государственными заказа- но более устойчивых темпов экономического роста и избежать
ми. Важным направлением финансирования являются возросшие резких взлетов и падений производства.
расходы на образование, изменение профессиональной структу- В зависимости от характера использования прямых и косвен-
ры и повышение квалификации рабочей силы. ных методов различают два вида фискальной политики государ-
Национальные финансы играют важную роль в расширении ства: а) дискреционную и б) политику автоматических стабилиза-
государственного потребления, которое создает дополнительный торов. Проанализируем их подробнее.
спрос, расширяет внутренний рынок. Этим же целям соответству- Дискреционная (от лат. discrecio — действующий по своему ус-
ют закупки товаров и услуг на военные цели. Расходы государства мотрению) политика означает следующее. Государство сознатель-
на оплату военных заказов, крупные налоговые льготы делают но регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучше-
очень выгодным для бизнесменов производство вооружений. ния экономического положения страны. При этом правительство
Регулированию экономики способствуют расходы на соци- учитывает следующие проверенные на практике функциональные
альные цели. Они позволяют расширить потребление товаров и зависимости между переменными величинами.
Глава 22. Государственный бюджет и фискальная политика 22.1. Финансовое регулирование
356 357

Первая зависимость состоит в том, что рост государственных Из сказанного видно, какое огромное значение имеет налого-
расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвести- обложение в финансовом регулировании макроэкономики. В свя-
ции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость зи с этим фискальная политика государства должна быть направ-
трудоспособного населения. лена на совершенствование налогового законодательства и
Другая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов практики сбора налогов.
уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В Рассмотрим в качестве примера наиболее важную разновид-
этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и за- ность налогов — подоходный налог, который устанавливается на
нятость рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возра- доходы физических лиц и прибыль фирм. Как определяется вели-
станию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости. чина этого налога?
Указанные зависимости используются в дискреционной поли- Сначала подсчитывается валовой доход — сумма всех доходов,
тике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта по- полученных физическими и юридическими лицами из разных ис-
литика отличается на разных фазах цикла. точников. По законодательству обычно разрешается из валового
Например, при кризисе проводится политика экономического дохода произвести следующие вычеты: а) производственные,
роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государствен- транспортные, командировочные и рекламные расходы; б) различ-
ные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов со- ные налоговые льготы (необлагаемый минимум доходов; суммы
четается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение пожертвований, льготы для пенсионеров, инвалидов и др.). Зна-
спада производства. чит, облагаемый налогом доход — это разница между валовым
Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, доходом и указанными вычетами.
вызванный избыточным спросом), то правительство проводит по- Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер на-
литику сдерживания деловой активности — сокращает государ- лога на единицу обложения). Различаются следующие ставки на-
ственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается лога:
• прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;
совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.
• пропорциональные — единый процент уплаты налогов неза-
Второй вид фискальной политики — политика автоматиче-
ских (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабили- висимо от размеров доходов;
• регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону
затор — экономический механизм, который без содействия госу-
дарства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах меньших доходов (рис. 22.2).
делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами яв-
ляются налоговые поступления и социальные выплаты.
Ставки
На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населе-
налогов
ния. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее уве-
личиваются суммы налогов. В этот период сокращается безрабо-
прогрессивный налог
тица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей.
Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и
иные социальные расходы государства. Заодно снижается сово- пропорциональный налог
купный спрос, а это сдерживает экономический рост.
В фазе кризиса налоговые поступления автоматически умень-
регрессивный налог
шаются, и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов
фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты
социального характера, в том числе пособия по безработице. Зна- Доход
чит, увеличивается покупательная способность населения, что
помогает преодолеть спад производства. Рис. 22.2. Виды налогов
Глава 22. Государственный бюджет и фискальная политика 22.2. Государственный бюджет
358 359

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых вы-
соких доходов) должна быть 50—70%. Американцы говорят, что
налогов подрываются материальные стимулы к труду и новатор-
при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75%), в США
ству. Непомерное возрастание в 1960—1970-х гг. в западных стра-
никто не стал бы работать в легальной экономике.
нах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», широкое ук-
В течение 1980 — начале 1990-х гг. в ведущих странах Запада
лонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству
проводились радикальные налоговые реформы. Их цель — ввес-
получателей высоких личных доходов в страны с более низким
ти более равномерное налогообложение равных по величине до-
уровнем налогообложения.
ходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрес-
Напротив, снижение ставок налогов может способствовать
сивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот.
стремлению работников и предпринимателей увеличивать произ-
Кстати, с самого начала экономических преобразований в Рос-
водство и получать бульшие доходы. Одновременно расширяется
сии правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно вы-
налогооблагаемая база — заработная плата и прибыль.
сокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных,
Группа американских специалистов во главе с профессором
региональных (собираемых субъектами Российской Федерации)
А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступле-
и местных налогов и взносов в различные фонды доходили до
ний в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость от-
85—90%), что отрицательно сказалось на состоянии националь-
ражена в кривой Лаффера (рис. 22.3).
ной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной
реакцией явилось широкое развитие теневой экономики. В итоге
Правительство Российской Федерации было не в состоянии со-
Ставка налога
брать в доходную часть бюджета до половины предусмотренных
налоговых поступлений.
Сотрудники налоговой полиции обнаружили свыше ста спосо-
100
бов уклонения от налогов. Вот несколько, пожалуй, самых простых:
! занижается объем произведенной продукции;
! завышается себестоимость товара (чтобы скрыть часть при-
были);
Н0
50
! торговая выручка, полученная наличными, не приходуется,
не указывается;
! используются чужие расчетные счета в банке по взаимной
Общая сумма договоренности предпринимателей;
0 налога
! при сдаче товаров в коммерческий магазин накладная (доку-
Нм
мент о поставке товаров) оформляется, но не регистрируется; и т.д.
Таким образом, теневая экономика наносит серьезный ущерб
Рис. 22.3. Кривая Лаффера формированию доходной части государственного бюджета.


22.2. Государственный бюджет
Было теоретически доказано: ставка налога в 50% Н0 является
оптимальной. В таком случае достигается максимальная сумма
Государственный бюджет — это роспись
налогов Нм. При ставке налога выше Н0 резко снижается деловая Сущность
(смета, баланс) денежных доходов и расходов
активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую и роль бюджета
государства. Роль бюджета в развитии нацио-
экономику. При ставке налога, близкой к 100% и равной 100%,
нальной экономики неоднозначна в разные периоды истории. При
полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и пред-
этом достаточно четко выделяются два этапа.
принимательству.
Глава 22. Государственный бюджет и фискальная политика 22.2. Государственный бюджет
360 361

В фазе начального капитализма государство, как известно, не и вычетов. Подоходный налог подсчитывается по прогрессивной
вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примеча- шкале ставок. Начиная с установленной суммы, освобожденной от
тельно, что в ведущих странах через государственный бюджет пе- налогообложения, прирост дохода делится на части, из которых
рераспределялось от 9 до 18% национального дохода. каждая последующая облагается по более высокой ставке. Коли-
Во второй половине ХХ в. бюджет превратился в мощный ре- чество таких ступеней колеблется от 2 (США и Великобритания)
гулятор макроэкономики. Через бюджет западных государств до 14 (Франция). При этом размер минимальной налоговой став-
ныне перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и ки составляет от 10 до 25%, максимальной — от 28 до 70%.
расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспе- Налоги на прибыли компаний составляют важную часть по-
чении экономического роста и занятости работников. ступлений в бюджет (до 20%). В большинстве западных стран в
Путем изменения уровня расходов и налогообложения прави- последние годы эта доля доходов имеет тенденцию к уменьше-
тельства могут регулировать объем совокупного спроса (величи- нию. Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30
ну потребительских и инвестиционных расходов). В связи с этим до 50%. В большинстве стран установлены пониженные ставки
различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную для мелких предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.
(ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выража- В последние годы возрастает значение взносов на социальное
ется в увеличении расходов и снижении уровня налогообложе- страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в про-
ния, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и центах к валовому заработку), и предприятия (в процентах к об-
ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение рас- щему фонду заработной платы). Поступления от компаний обыч-
ходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и но превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на
нормализовать хозяйственную конъюнктуру. эти цели включаются в производственные издержки, вследствие
Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащего чего через механизм цен они перекладываются на покупателей.
эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами Существенную фискальную роль играют косвенные налоги, ко-
в кредитно-денежной сфере. Когда экспансивная политика не со- торые включаются в цену товара и целиком оплачиваются поку-
провождается уменьшением объема денежной эмиссии и креди- пателями. Среди них в США и Канаде ведущим является налог с
та, то это усиливает инфляцию. В свою очередь если рестриктив- оборота (облагается вся валовая выручка от реализации товаров и
ная политика сочетается с жесткими ограничениями объема услуг), уровень которого колеблется от 2 до 10%. В западноевро-
денежных средств, то это может вызвать экономический кризис. пейских странах и Японии от 14 до 19% составляет налог на до-
Подавляющая часть всех доходов бюджета западных госу- бавленную стоимость (разница между валовой выручкой и сум-
дарств образуется за счет налогов (90% поступлений на централь- мой затрат на сырье, полуфабрикаты и услуги, полученные от
ном и 70% — на местном уровне). Через налоговый механизм в поставщиков).
бюджет направляется от 30% валового национального продукта в К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагают-
США и Японии до 40—50% — в Германии, Франции, Швеции. ся главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и
Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основ- бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются та-
ных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпора- моженные пошлины — государственные денежные сборы, взи-
ции, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на маемые через пограничные таможенные учреждения с товаров,
предметы потребления. ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Раз-
Среди этих поступлений ведущее место занимает индивидуаль- мер пошлины устанавливается таможенными тарифами (разме-
ный подоходный налог (от 1/4 до 1/2 всех поступлений в бюджет). рами платы), которые указываются в списках товаров, облагае-
При этом личные доходы граждан облагаются независимо от ис- мых пошлиной.
точников получения (заработная плата, жалованье, предпринима- В современных условиях продолжает действовать ряд тради-
тельская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т.п.), ко- ционных налогов: а) с наследства и дарений; б) поимуществен-
торые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок ный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий,
Глава 22. Государственный бюджет и фискальная политика 22.2. Государственный бюджет
362 363

сооружений, индивидуальных домовладений. Такие специфиче- разование, подготовку и переподготовку кадров, пенсионное
ские налоги не вносят существенного вклада в доходную часть обеспечение).
бюджета. Между тем многие экономисты предполагают, что в будущем
Второй составной частью бюджета являются расходы. Эта могут возникнуть трудности с обеспечением расходов на соци-
часть обеспечивает потребности правительства в финансовых ре- альные нужды. Сейчас пособия, выплачиваемые пенсионерам, фи-
сурсах. Возрастание роли государства в регулировании нацио- нансируются из налогов, взимаемых с фонда заработной платы ра-
нальной экономики выразилось в появлении во второй половине ботающих. Однако в странах Запада сложилась неблагоприятная
ХХ в. новых тенденций, развитии функций государственного тенденция: абсолютно и относительно возрастает численность по-
бюджета. Одна из них — обеспечение устойчивого экономическо- жилых людей. В связи с этим растущее число пенсионеров будет
го роста. финансироваться уменьшающимся числом работников. В итоге
В высокоразвитых странах через бюджет финансируется от 1/3 государству придется решать задачу: либо повысить налоги на
до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. Обновлению техниче- фонд оплаты труда работающих, либо снизить размеры пенсий,
ской базы производства способствуют возросшие государственные или же сделать и то и другое.
затраты на фундаментальные научные работы, прикладные иссле-
дования и разработки. Значительные суммы расходуются на креди- Представляется несомненным, что нор-
Бюджетный дефи
ты, субсидии (денежные пособия) и дотации предпринимателям, мальным состоянием всех видов бюджетов

<< Предыдущая

стр. 40
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>