<< Предыдущая

стр. 41
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

цит и профицит
которые участвуют в выполнении государственных программ хо- является равенство доходов и расходов. Об
зяйственного развития. Существенно увеличились объемы инве- этом мы можем судить, скажем, по бюджету отдельного человека
стиций в «человеческий капитал» (образование, повышение ква- или семьи.
лификации и переквалификацию рабочей силы). Спрашивается, должен ли государственный бюджет быть еже-
Важнейшая функция бюджета — увеличение объема совокупно- годно сбалансированным? Как это ни покажется парадоксальным,
го спроса посредством государственных закупок товаров и услуг. ответ будет отрицательным. Объясняется это главным образом
Бюджет выступает также как главный инструмент социальной тем, что государственный бюджет вынужден отражать цикличе-
политики государства. С его помощью проводится широкомасш- ское движение экономики.
табное перераспределение доходов в целях достижения большей Государственный бюджет целесообразно балансировать с по-
социальной справедливости. Как известно, население западных ложительным сальдо (от итал. saldo — расчет) при подъеме и от-
стран уплачивает сравнительно большие налоги. Однако значи- рицательным — при спаде производства. Между тем типичен
тельная их часть возвращается в виде трансфертных (от лат. бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется это прежде всего
transferre — переносить) платежей, идущих на социальные нужды. усилением роли государства в разных сферах жизни общества,
Существенная доля бюджетных средств идет на прямые и кос- увеличением численности государственных служащих, умноже-
венные военные расходы, в том числе экономическую и военную нием расходов на военно-промышленный комплекс и др. В ре-
помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные ис- зультате темпы затрат государства зачастую значительно превы-
следования в военной области, пенсии и пособия бывшим воен- шают скорость увеличения ВНП.
нослужащим. Величина этих средств в ряде стран (США, Герма- Об угрожающих размерах увеличения бюджетного дефицита
нии, Франции, Великобритании и др.) довольно велика. свидетельствуют статистические данные по ряду стран (табл. 22.1).
За последние три десятилетия произошли существенные Государственный долг представляет собой задолженность, ко-
структурные сдвиги в расходной части центральных бюджетов торая накопилась у правительства в результате заимствования де-
высокоразвитых стран. Во-первых, замедлились темпы роста и нег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов. В ряде
соответственно снизился удельный вес расходов, связанных с обо- случаев эта величина достигает поистине астрономических разме-
роной и управлением. Во-вторых, увеличился удельный вес зат- ров, которую невозможно погасить за короткий срок. Так, в конце
рат, касающихся благосостояния людей (на здравоохранение, об- ХХ в. величина государственного долга США составила 814 млрд
Глава 22. Государственный бюджет и фискальная политика 22.2. Государственный бюджет
364 365

Таблица 22.1 В бюджете выделяется все увеличивающаяся часть расходов для
погашения процентов по внутреннему долгу (10—20% всех бюд-
Изменения дефицита государственного бюджета
в ряде крупных промышленно развитых стран
жетных затрат). Широкая продажа государственных ценных бу-
маг неизбежно ведет к повышению процентных ставок и увели-
Отношение суммы государственного долга
чению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов.
к величине валового внутреннего продукта, %
Страна
В итоге возникает так называемый «эффект вытеснения». С рын-
1974 г. 1993 г.
ка ценных бумаг уходят те продавцы, которые не могут дать поку-
Германия –5* 28 пателям ценных бумаг более надежные инвестиции.
Франция 8 36 К концу 1990-х гг. в нескольких западных государствах были
США 22 39 приняты действенные меры по улучшению соотношения бюджет-
Канада 5 60 ных доходов и расходов. Например, в 1998 г. в США и Великобри-
Италия 45 113 тании был достигнут бюджетный профицит (превышение дохо-
дов над расходами).
* В Германии в 1974 г. государственный долг перекрывался доходами.

В условиях командно-административной
Российский бюджет
системы управления в бывшем Советском
дол. Не означает ли это, что государство с бюджетным дефици-
Союзе государственный бюджет представлял собой основной фи-
том попадает в положение банкрота, не способного оплатить свои
нансовый план образования и использования общего фонда де-
расходы? Нет, не всегда, потому что оно имеет несколько источ-
нежных средств. Эти средства расходовались для выполнения ди-
ников для покрытия своего дефицита. К ним относятся:
рективного плана социально-экономического развития народного
а) печатание новых денег, что, разумеется, усиливает инфляцию;
хозяйства. Бюджет и план составлялись и утверждались одновре-
б) неналоговые поступления, например, доходы от иностранно-
менно и во взаимной увязке.
го туризма (в мире в целом они составляют 6% ВНП, в России —
Основными источниками государственных финансов были
менее 1%);
платежи предприятий в форме налога с оборота (правительство
в) внешний долг — международный кредит, получивший в со-
устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обес-
временных условиях широкое распространение. Крупными долж-
печивало надежное поступление денег в бюджет) и отчислений
никами являются не только слаборазвитые, но и развитые страны.
от прибылей (они доходили иногда до 70%). Подоходный налог с
Так, в 1980-е гг. США повысили процентные ставки в банках, что-
населения составлял менее 10% доходной части бюджета.
бы привлечь иностранные инвестиции и за этот счет финансиро-
Финансирование народного хозяйства осуществлялось почти
вать бюджетный дефицит;
целиком за счет бюджета. Именно из него направлялись денеж-
г) внутренний долг — государственные ценные бумаги, про-
ные средства на новое капитальное строительство, научно-техни-
даваемые фирмам и населению. К их числу относятся государ-
ческий прогресс и совершенствование пропорций воспроизвод-
ственные облигации (обязательство выплатить владельцу заим-
ства. Государственные финансы расходовались на организацию
ствованную у него сумму денег в будущем) и казначейские обяза-
здравоохранения, образование, подготовку кадров, жилищно-ком-
тельства (краткосрочные — до одного года — казначейские
мунальное строительство, социальное обеспечение и иные соци-
векселя). Они обычно продаются со скидкой по сравнению с но-
ально-культурные нужды.
минальной (обозначенной на бумаге) ценой, что образует доход
владельца векселя, когда государство выкупает его обратно. Но такое предельно централизованное использование основ-
Увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных ной части денежных средств общества для выполнения директив-
последствий. Этот долг составляет возрастающую часть ВНП, что ных заданий плана имело те же непреодолимые недостатки, кото-
уменьшает долю дохода, идущую на потребление и накопление. рые присущи командно-административной системе в целом.
Глава 22. Государственный бюджет и фискальная политика 22.2. Государственный бюджет
366 367

С самого начала преобразований национального хозяйства воз- 60%) поступала в бюджет. Вместе с тем объем государственного
никли серьезные проблемы и противоречия в бюджетном регули- внутреннего долга по ГКО и ОФЗ возрос с 11 трлн руб. в 1994 г.
ровании макроэкономики. до 237 трлн руб. в 1996 г. Стала действовать так называемая «фи-
В первую очередь они коснулись организации бюджетной ра- нансовая пирамида». В ней выплаты больших процентов по цен-
боты. В 1992 и 1993 гг. федеральные бюджеты были приняты не ным бумагам осуществлялись за счет все большего привлечения
до наступления бюджетного года, а в момент его окончания — в инвесторов — как отечественных, так и иностранных.
декабре соответствующего года. Это произошло из-за запоздалой В итоге все более усиливался угрожающий противоестествен-
подготовки бюджетов, отсутствия научного прогнозирования (в ный процесс: эмиссия ГКО—ОФЗ не только не помогла уменьшить
особенности предвидения динамики инфляции) и других причин. бюджетный дефицит, но, напротив, сама потребовала увеличения
О недоработанности бюджета свидетельствовало, в частности, то, доли бюджета, предназначенной для погашения государственного
что расходы в нем делились на «защищенные» (полностью обес- долга по ценным бумагам. Разразился огромной силы финансо-
печенные ресурсами) и «незащищенные» (выполнение которых вый кризис. Он подорвал бюджет страны, всеобщее доверие к го-
зависело от возможного поступления дополнительных доходов). сударственным ценным бумагам, породил кризис банковской си-
Очень острым явилось противоречие между экономическими стемы и вызвал многократное обесценение рубля.
и социальными целями бюджета. Ужесточение кредитно-денеж- Осуществление созидательных задач развития экономики
ной политики в соответствии с требованиями Международного страны потребовало разработки новой бюджетной политики на
валютного фонда (снижение темпов инфляции — условие предо- 2001 г. и на среднесрочную перспективу. Сейчас эта политика рег-
ставления кредитов этого фонда для сбалансирования бюджета) ламентируется Бюджетным кодексом РФ, вступившим в действие
сопровождалось уменьшением социальной ориентации бюджета.
с 1 января 2000 г.
В нем не предусматривались необходимые меры по улучшению
В качестве главных стратегических направлений бюджетная
материального положения основной части населения (не прово-
политика предусматривает:
дилась должная индексация заработной платы и пенсий, «замора-
а) снижение налоговой нагрузки на экономику, в частности,
живалась» доля расходов на выплату заработной платы и пособий
уменьшение налоговых ставок, отмену неэффективных и оказы-
населению и т.п.). Не случайно размер реальной заработной пла-
вающих отрицательное влияние на экономическую деятельность
ты неуклонно снижался.
налогов и льгот. Так, например, налог на доходы физических лиц
Ежегодно составлялся нереальный бюджет, что было видно из
снижен до 13%, налог на прибыль организаций до 24 %;
итогов его выполнения. Так, в 1997 г. фактически было собрано
б) упорядочение государственных обязательств с учетом ре-
доходов 74% к утвержденному бюджету, а расходы составили 77%.
альных возможностей бюджета и при твердой гарантии социаль-
Как известно из гл. 21, в целях регулирования денежного обра-
ной поддержки наиболее нуждающимся гражданам;
щения и ликвидации бюджетного дефицита государство прибега-
в) концентрацию финансовых ресурсов на решении приори-
ет к выпуску государственных ценных бумаг. В 1994 г. дефицит
тетных задач. Такими приоритетами являются: обеспечение
бюджета в нашей стране возрос до 10,7% к валовому внутренне-
внутренней и внешней безопасности страны, совершенствование
му продукту. Под этим предлогом с 1994 г. Банк России и прави-
судебной системы, воспроизводство научного потенциала, разви-
тельство наладили нарастающий выпуск государственных крат-
тие социальной сферы. К числу важнейших приоритетов отнесе-
косрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа
на борьба с бедностью (имеется в виду треть населения, у кото-
(ОФЗ): с 20 трлн руб. в 1994 г. до 605 трлн руб. в 1997 г. Для
рого денежные доходы ниже прожиточного уровня);
привлечения инвесторов рыночная доходность этих ценных бу-
г) снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнк-
маг в отдельные месяцы, например, в 1996 г. доходила до 120—
туры (текущего состояния) мировых цен; поддержка предприя-
200% годовых. Совершенно очевидно, что выпуск ГКО и ОФЗ ис-
пользовался для спекулятивной наживы. Собранная выручка от тий, выходящих на мировой рынок с готовой продукцией высоко-
продажи этих бумаг лишь в сравнительно небольшой части (от 5 до го качества;
Глава 22. Государственный бюджет и фискальная политика
368 369

д) создание эффективной системы управления государствен-
ными финансами, в том числе перевод бюджетов всех уровней
на казначейское исполнение, позволяющее обеспечить контроль
общества за использованием бюджетных ресурсов. Под казначей-
ством подразумевается специальный правительственный финан-
совый орган, который ведает кассовым исполнением государ-
?acaae VI
ственного бюджета. Он организует взимание доходов государства
и отпускает средства на расходы, предусмотренные бюджетом.
Положительный результат новой бюджетной политики состоит
IE?IAA? YEIIIIEEA
в том, что впервые достигнут бюджетный профицит. Это позволи-
ло государству полностью выполнять все бюджетные платежи, а
дополнительные доходы направлять на решение первоочередных
задач.
Повышение эффективности функционирования бюджетной
системы России позволит улучшить ее финансовые отношения с
другими государствами.


Литература

Астапович А.З. и др. США: экономика, дефициты, задолженность.
М., 1991.
Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. М., 1995. Т. 2. Ч. 3. Тема 1,
гл. 5; тема 2, гл. 5.
Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 1999.
Лэйард Р. Макроэкономика. М., 1994. Гл. 2.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1999. Гл. 1, 2, 18, 31.
Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М., 1994. Гл. 9, 16.
Налоги в развитых странах. М., 1991.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 (в последней редак-
ции). Ч. 2. М., 2000.
Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000. Гл. 16.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл. 28.
В последнем разделе нам предстоит взглянуть — словно из ГЛАВА 23. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
околоземного космического пространства — на всю обитель че- НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
ловечества. В XXI столетии это представляет особый интерес.
Мировое сообщество вышло на знаменательный исторический 23.1. На пути к мировой экономике
рубеж: стало реальным создание на новых основах всемирного
хозяйства, на которое опирается планетарная общность людей. История знает четыре этапа формирова-
Этапы становления
Как и почему развилось такое экономическое взаимодействие ния мирового хозяйства.
мирового хозяйства
между странами, все более сближающее их и делающее устойчи- Первый этап возник на доиндустри-
во зависимыми друг от друга? альной стадии производства. Истоки человеческой общности
обнаруживаются в той исторической дали, которая отстоит от нас
на 10 тыс. лет. Тогда зарождался торговый обмен, и люди, жив-
шие в обособленных друг от друга родовых общинах и племенах,
закладывали основы взаимно выгодного экономического сотруд-
ничества. Его первыми объектами стали излишки зерна, мяса и
других благ, образовавшиеся у соседних племен, отдельных се-
мей и лиц. С течением времени товарное производство создавало
всевозрастающую массу продукции, которая поступала в регуляр-
ный обмен между разными государствами. С образованием со-
словия купцов начала развиваться международная торговля.
Следующий этап экономического общения возник на индуст-
риальной стадии производства. В результате появления крупного
машинного производства и неуемного стремления капиталисти-
ческих предпринимателей к обогащению внешняя торговля пре-
вратилась в неотъемлемую составляющую практически всякой
национальной экономики. Возникновение в XVIII—XIX вв. раз-
витого мирового рынка — вот высшее экономическое достиже-
ние начальной фазы капитализма.
На рубеже XIX—XX вв. начался третий этап развития меж-
дународных экономических отношений, когда сформировалась
мировая система хозяйства. Для нее характерен ряд особых при-
знаков, указанных на рис. 23.1.
Окрепшему акционерному капиталу западных стран стало тес-
но в рамках внутреннего рынка. В погоне за более высокими при-
былями он устремился в другие страны. Усилившийся вывоз капи-
тала и широкий международный обмен породили международные
Глава 23. Мировое хозяйство на современном этапе развития 23.1. На пути к мировой экономике
372 373

Мировая система хозяйства Тенденции мировой экономики


Международное Развитие сово-
Экономический Территориальный Рост мирового
Интернациона-
сотрудничество
Новая роль колоний купности
раздел мира раздел мира рыночного
лизация произ-
на основе экономи- мирохозяйствен-
пространства
водства
ческой заинтересо- ных связей
ванности
Рис. 23.1. Особенности мировой системы хозяйства начала ХХ в.

Рис. 23.2. Современные тенденции развития мирового хозяйства
монополии. Они поделили между собой мировые рынки сбыта,
источники сырья и области приложения капитала экономически.
Это было сделано посредством договоров, аренды, концессий и Современная мировая экономика исключает внеэкономическое
т.п. Раздел мирового экономического пространства создал для принуждение стран. Все более характерной становится растущая
крупных мезообъединений возможность извлекать монопольную материальная заинтересованность в постоянном экономическом
сверхприбыль на территориях все большего количества стран. сотрудничестве между народами.
У финансового капитала ведущих держав возникло стремле- Международное сотрудничество ныне опирается на такую
ние прочно закрепить за собой территории других стран путем мощную объединяющую силу, какой является быстро развива-
установления над ними политико-административного господства. ющаяся интернационализация производства.
Благодаря этому в конце XIX — начале ХХ в. резко усилилась В последние десятилетия формируется новое мировое рыноч-
колонизация ранее свободных народов. Как известно, это приве- ное пространство. Многие отсталые в экономическом отношении
ло к завершению территориального раздела мира великими дер- страны, имевшие натуральное или полунатуральное производство,

<< Предыдущая

стр. 41
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>