стр. 1
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Виктория Борисова, Дмитрий Аксенов
Говори и властвуй: ораторское искусство для каждого


От авторов

Эта книга будет интересна руководителям: она поможет им лучше понимать своих под-
чиненных и эффективно взаимодействовать с ними. Эта книга будет интересна представи-
телям профессий, для которых общение с другими людьми является ключевым звеном
успеха, - продавцам, учителям, работникам административных учреждений. Эта книга бу-
дет интересна тем, кому просто нравится общаться с другими людьми и кто хочет делать
это лучше, чаще, с большим удовольствием и результатом.
Для кого-то эта книга станет лоцией по бескрайнему морю общения, для кого-то - па-
лочкой-выручалочкой или спасательным кругом, а для кого-то - опасным оружием. В этой
книге вы найдете технологии общения, которые могут быть расценены как приемы мани-
пулирования людьми. Но мы твердо убеждены в том, что общение - это не футбол и не
спектакль в кукольном театре. Общение - это командная игра, в которой не выигрывают
одиночки. В каком-то смысле любое общение похоже на танец. Можно танцевать в свое
удовольствие и нисколько не беспокоиться об удобстве партнера; но вскорости вам при-
дется танцевать в гордом одиночестве.
Эгоизм в общении разрушит любые отношения. И не важно, с кем именно вы пытались
договориться: с клиентом, со своей «второй половиной», с соседями или детьми - ре-
зультат будет одинаковым.

Введение

Здравствуйте, дорогой читатель! Вы только что взяли в руки эту книгу, и, скорее всего,
сейчас пребываете в раздумьях - а чем она отличается от прочих, обещающих сделать вас
богатым, умным, успешным, общительным и счастливым за двадцать один день?
В самом деле, книг, посвященных культуре общения, сейчас достаточно. В любом мага-
зине - десятки авторов, сотни книжных названий, тиражи в тысячи и десятки тысяч эк-
земпляров. Содержание у большинства авторов примерно одинаково. Читателя учат улы-
баться, правильно здороваться, беседовать и задавать вопросы, тому, куда направлять
взгляд, на каком расстоянии и с какой стороны от собеседника находиться…
В большинстве своем это действительно хорошие, эффективные приемы; но они не сра-
батывают, если вы не меняете своего отношения к людям; если вы воспринимаете окружа-
ющих как материал, инструмент для получения результата - вы ничего не создадите.
Слишком сильно будет заметна фальшь. Считается, что честное хмурое лицо лучше
фальшивой улыбки - оно, по крайней мере, понятно и вызывает доверие. Согласитесь, че-
ловек по-разному улыбается, когда ему действительно смешно или когда он по просьбе
фотографа или каким-то внутренним корыстным причинам растягивает лицо в благожела-
тельной гримасе.
Люди утрачивают навык общения. Из нашей жизни пропадает живое общение, оно по
большей части становится телефонно-компьютерным. Нам сейчас проще позвонить, чем
встретиться. А еще лучше (эффективнее - это сейчас главный критерий) отправить слу-
жебное письмо электронной почтой. Если письмо личное - отправить SMS-сообщение.
Всего 4 цента, финансовые и душевные затраты минимальны.
В последнее время вместо слова «общение» все чаще употребляется «коммуникация»,
вместо «разговора» - «информационное взаимодействие». Беседу двух людей мы обозна-
чаем тем же словом, что и обмен данными между модемами. Язык очень чутко реагирует
на изменения, происходящие в жизни.
Объем информации, которой мы обмениваемся, действительно становится больше, а
живого общения все меньше. И все-таки пока нам постоянно приходится общаться друг с
другом. Работа, отдых, семья, дружеское общение, воспитание детей, взаимоотношения с
противоположным полом - все это создает огромную среду человеческого общения, в ко-
торой каждый из нас живет постоянно.
И как в настоящем океане, здесь есть свои подводные камни, волны цунами, теплые по-
путные течения и даже клады, спрятанные в глубине. А значит, эффективное общение яв-
ляется важной составляющей для успеха практически в любой сфере деятельности. В са-
мом деле, часто приходится наблюдать, как один человек нравится людям, пользуется ус-
пехом и легко получает все, чего хочет, а другой, несмотря на все усилия, своих целей не
достигает.
Почему-то если человек за свою жизнь осваивает много различных навыков, справедли-
во полагая, что хорошее образование и профессиональная подготовка открывают ему но-
вые возможности и пути к успеху, то учиться эффективному общению с другими людьми
многие полагают излишним. На эту тему в обществе существует несколько расхожих ми-
фов (здесь и далее мы будем называть мифами устойчивые убеждения, разделяемые
большими группами людей).

...

" Зачем учиться общению? Я и так умею! Безусловно, каким-то образом мы все об-
щаемся друг с другом. Вопрос только в эффективности этого процесса. Почему-то ник-
то не считает зазорным идти на курсы автовождения, компьютерной грамотности или
дайвинга. И в то же время, если не ладятся отношения в семье или на работе, человек
склонен искать причину где угодно, только не в себе самом. И главное, не знает, как исп-
равить ситуацию, предпочитая день за днем, год за годом разыгрывать одни и те же не-
удачные модели поведения.

...

" Умение нравиться другим людям - это природный дар, который или есть, или
нет. Научиться этому невозможно. Если принимать этот тезис на веру (как и любой
другой, впрочем), то научиться общаться с другими людьми действительно нельзя. А
представляете, если кто-нибудь вдруг начнет считать, допустим, умение работать с
компьютерной программой Excel, танцевать сальсу или варить борщ неким тайным сак-
ральным знанием, которое доступно только посвященным и избранным?… Повседневная
практика показывает: научиться можно чему угодно. Особенно при наличии желания,
упорства и веры в свой успех.

...

" Общение - это третьестепенная цель. Я не червонец, чтобы всем нравиться. Если
человек не прав, я ему так и говорю, потому что кривить душой не в моих правилах. Ко-
нечно, нравиться абсолютно всем невозможно, да и не нужно. С людьми, которые вам по
каким-то причинам неприятны, лучше просто не общаться. Другое дело, когда близкие
вроде бы люди (мужья и жены, родители и дети) тратят долгие годы в бессмысленном
выяснении того, чья правда правильнее. К тому же умение находить общий язык с кем
угодно - от успешного бизнесмена до несчастного неудачника - сильно облегчает жизнь.
И не чью-нибудь, а вашу. Подумайте, что важнее: при каждом удобном случае утоми-
тельно доказывать свою правоту или легко и просто достигать своих целей?

...

" Существует некий универсальный код воздействия на людей, который помогает
сделать общение эффективным. Этот миф сравнительно свежий и вошел в обиход
только в последние годы благодаря западным психологам, широкому развитию
компьютерных технологий и американской школе менеджмента.

Человек и впрямь все больше становится похож на машину. На работе людей сейчас
обучают 6-шаговой схеме продажи товара, объясняют 7 элементов успешной презентации,
преподают три приема налаживания контакта в переговорах. Бесконечное «делай раз, де-
лай два, делай три…» За нарушение установленного порядка, неправильный порядок слов
в предложении «здравствуйте-чем-могу-помочь-разрешите-рассказать-вам-о-нашей-но-
вой-продуции…» сотрудников нещадно штрафуют. Аргументируется это тем, что фразы
специально подготовлены профессиональными психологами и оказывают максимально
эффективное воздействие на сознание покупателя.
То, что большинство нормальных людей от таких продавцов шарахаются, в расчет не
берется. Как показывает практика, живое общение на деньги меняется плохо. Одно в дру-
гое не конвертируется.
И дома, и на работе общение заменяется псевдообщением, разговорными суррогатами.
При всей внешней схожести такая имитация живого разговора не дает внутреннего удов-
летворения.
Наша книга не о таком стиле общения. То есть технологии и приемы эффективного об-
щения у нас, конечно, тоже есть, но это не главное. Мы не предлагаем освоить пару при-
емов из серии «как манипулировать окружающими». Мы говорим о том, как изменить от-
ношение к людям; как действовать, чтобы другим людям хотелось стать вашими
друзьями. Чтобы другие люди прислушивались к вашим словам.
Вы сами от этого можете только выиграть.

Я, ты и другие…

Океан общения

Человек по природе своей есть животное общественное. Тот, кто не способен всту-
пить в общение или, считая себя существом самодостаточным, не чувствует потреб-
ности в нем, уже не составляет элемента общества, становясь либо зверем, либо бо-
жеством.
Аристотель. Политика, ок. 328 г. до н. э.


Свой первый акт коммуникации (да простит нам читатель такую формулировку!) с ми-
ром человек совершает задолго до своего рождения. Это подтвердит любая беременная
женщина. Уже с 16-20-й недели беременности - а то и раньше - будущая мать и пока еще
не родившийся малыш успешно общаются. Ребенок ворочается - мама отчетливо чувству-
ет эти движения в собственном теле. Мама движется - это моментально отзывается на ре-
бенке. Общение, обмен информацией, эмоцией, чувствами идет между ними с такой же
интенсивностью, как между обычными людьми, хотя и в невербальной форме.
Но вот ребенок родился - и общение становится еще более насыщенным. Малыш еще не
умеет говорить, но кому это мешает? Любой звук, любое движение своего чада мама учит-
ся понимать и правильно истолковывать. А малыш, в свою очередь, учится объяснять свои
потребности окружающим. Окружающие понимают его без слов, с полукрика. А если не
поймут - ребенок громким ревом легко активизирует познавательные способности родите-
лей.
Родители учатся понимать своего ребенка, ребенок учится доносить свои мысли до сво-
их родителей. А уж когда к коммуникативному арсеналу добавится речь, общение перей-
дет на качественно иной уровень. Потом сюда добавятся новые площадки - двор, детский
сад, школа, институт, противоположный пол, работа, отдых, развлечения, хобби… Чело-
век обрастает приятелями и знакомыми. Десятки, сотни новых людей, новых миров. Каж-
дый человек таит в себе огромную неизведанную и незнакомую другим вселенную, части-
цу мирового опыта.

...

По статистике к тридцати годам каждый из людей имеет круг знакомых в несколько
тысяч человек. Вокруг каждого из нас - моря и океаны общения. У них нет пределов, и их
никогда не исследовать до конца.
Конечно, с каждым из своих знакомых человек общается по-разному. С кем-то ком-
фортно и гармонично, с кем-то напряженно и дергано. В какой-то из океанов легко погру-
зиться целиком и полностью, в другой же вряд ли зайдешь более чем по щиколотку. Кого-
то душа радостно принимает, а кого-то отвергает с ходу.
Но в любом случае человек становится кусочком безграничной мировой мозаики, час-
тицей огромного вселенского океана общения. То, что происходит в его жизни, влияет на
других людей, а то, что происходит в жизни других, влияет на него.

Можно ли жить без общениЯ?

Лучше быть счастливым и богатым, чем бедным и больным.
Мысль, с которой все соглашаются


Большинство людей в тот или иной период жизни испытывают те или иные трудности в
общении. Для некоторых общение с другими людьми является настоящим мучением и да-
же пыткой. Как утверждает один наш знакомый, «проще вагон кирпичей разгрузить, чем с
людьми общаться». Он имеет право сравнивать: сейчас он работает «менеджером по пер-
соналу», а раньше, в студенческие годы, подрабатывал грузчиком.
А может, человеку не так уж и нужно общение? Есть множество профессий, где оно
вроде бы не требуется: работа с механизмами, корректирование и редактирование текста,
работа с животными… Общение можно свести к минимуму - один раз в месяц заходить в
бухгалтерию и молча получать зарплату.
Наверное, можно попытаться так жить. Можно уйти в добровольное отшельничество,
ограничив свои контакты с другими людьми. В первую очередь придется отказаться от
многих сфер деятельности, связанных с общением (а в наш цивилизованный век таких
становится все больше), и расстаться с надеждами на хорошую карьеру.

...

Как выяснилось, умение общаться с людьми на поверку оказывается самым мощным
карьерным фактором - оно важнее хорошего образования, связей или профессиональных
навыков.

Также стоит купить хорошую медицинскую страховку. Люди, которые не любят и не
умеют общаться, гораздо чаще страдают от различных разовых и хронических заболева-
ний, депрессий, меланхолий и бытового травматизма. Медики утверждают, что угрюмость
и нелюдимость не относятся к типичным качествам здоровых и долго живущих людей.
Подумайте о том, насколько привлекательна для вас жизнь без семьи, без супругов и де-
тей. Люди, которые не умеют общаться, не в состоянии наладить гармоничные отношения
и построить счастливую совместную жизнь с кем бы то ни было.
И наконец, стоит задуматься о старости. Заранее можно сказать, что она будет одино-
кой, а уровень социальной защиты для пожилых людей у нас пока еще оставляет желать
лучшего.
В общем, если человек хочет провести грустную жизнь одинокого депрессивного не-
удачника, он имеет на это право. Только вот зачем страдать? Ведь если у вас, к примеру,
пока не получается кататься на велосипеде и вы раз за разом больно падаете - разве это
повод навсегда отказаться от услуг двухколесного друга и всю жизнь ходить пешком? Мо-
жет быть, стоит просто освоить новые навыки?

Общение - это слова?
Во время свидания положено разговаривать!
Из к/ф «Тот самый Мюнхаузен»


Почему-то в нашей компьютерной культуре прочно установилась связь: общение - это
слова. Слова - это общение. Нет слов - нет общения.
В детстве одного из авторов этой книги разыграли, предложив скушать что-нибудь с
подноса, на котором были выложены аппетитные фрукты. О том, что они из воска, автор
не догадывался (маленький еще был, чтобы предположить подобный обман). С искренней
благодарностью взяв восковое яблоко, он подивился его тяжести и надкусил. Вкуса, разу-
меется, не почувствовал. Но с тех пор на собственной шкуре постиг одну простую мысль -
оболочка не всегда соответствует начинке.
Несколько лет назад этот же автор работал в офисе большого издательского холдинга.
Ради интереса он подсчитал, со сколькими людьми обычно здоровается, когда утром при-
ходит на работу - оказалось, от 8 до 12. Потом подумал - а можно ли это назвать общени-
ем? Он говорил людям «Доброе утро» и в ответ слышал «Доброе утро». Понятный при-
вычный шаблонный ритуал, за пределы которого никто не выходит. И который, в сущнос-
ти, ничего за собой не несет. Однажды этот человек заболел. Он пришел в офис спустя не-
делю, бледный и угрюмый (выздороветь еще не успел, а работать было необходимо).
Единственным, кто обратил внимание на его состояние, была бабушка-вахтерша, с кото-
рой у него установились приятельские отношения. Остальные не заметили ни его отсутст-
вия, ни его больного вида. Просто выполнили привычный ритуал. Они приветствовали
своего коллегу автоматически, как компьютер приветствует пользователя.
Все. Это общение?
Люди стали прятаться за словами. Они научились укрываться за ними от общения. То,
что когда-то было изобретено для упрощения или улучшения общения, стало ему поме-
хой.
Хорошо, скажете вы, слова общение не гарантируют, но как же можно общаться с чело-
веком без слов? Да очень просто!

...

Ваша улыбка или хмурое, напряженное лицо, жесты, движения, взгляд порой могут
сказать гораздо больше, чем слова.

Не стоит этим пренебрегать!
Недавно один из авторов этой книги услышал об одном человеке интересную фразу -
«С ним можно и помолчать. С остальными надо постоянно напрягаться, искать слова, а с
ним можно и без слов. Он все равно рядом».
Слова - действительно хороший инструмент для общения. Но отнюдь не единственный.

Научите меня общаться!

В свои двадцать лет он знал в совершенстве семь операционных систем и ни одной
женщины.
Из компьютерного юмора


Странно, но почему-то всего несколько десятилетий назад люди даже не подозревали о
том, что общению нужно учиться. У автора на этот счет существует две разных точки зре-

стр. 1
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>