<< Предыдущая

стр. 15
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Шаг 1. Выберите слово или понятие для объяснения.
Шаг 2. Найдите аналог данного предмета (явления/понятия) из другой области.
Представьте, что вы общаетесь с представителем неземной цивилизации. И он доско-
нально изучил русский язык, но одна вещь ему непонятна. Ваша задача - найти простую
метафору для этого предмета или понятия.
Пример: Любовь - это невидимый магнит между двумя людьми, их постоянно друг к
другу тянет. Поезд метро - это почти то же самое, что и самолет, только под землей.
Женщины - это люди, у которых нет логики. Тельняшка похожа на шкуру тигра - на ней
тоже много полосок.
Делайте ежедневно не менее 10 раз. Это упражнение хорошо тем, что его можно делать
на улице и в метро, тратить на него «потерянное» время. Через какое-то весьма непродол-
жительное время вы вдруг начнете замечать, что в вашей речи появились интересные и
убедительные сравнения и обороты.

Нужна ли для общения подушка безопасности?

Окружающий мир - это зеркало наших мыслей.
Р. Бах. Иллюзии


Среди наших знакомых есть люди, которые считают манипулятивные психологические
техники очень хорошими. И есть те, кто считают их вредными и плохими. Увы, не можем
согласиться ни с теми, ни с другими. Техники - всего лишь инструмент. Они не являются
ни плохими, ни хорошими, они просто работают. Как бензопила. В руках дровосека она
станет возможностью увеличить производительность в десятки раз, в руках маньяка - ору-
дием убийства.
Мы движемся к тому, чтобы завершить обучение мастерству коммуникации. Как вы
распорядитесь этим богатством? Либо вы повесите в своем сознании ярлык «интересно»
на приобретенные знания и со временем забудете их, либо будете активно использовать в
своей жизни. Но как и с какими целями?
А для чего вы общаетесь? Для достижения результата… Для получения удовольствия…
Для финансовой выгоды… Просто ради общения… Потому что нравится…
Человек смотрит на других людей либо как на инструмент, который нужен ему для дос-
тижения его целей, либо как на живых людей со своими целями и интересами, которые
стоит учитывать. Либо он общается с существами, которые могут быть для него полезны,
либо он общается с людьми. Это две совершенно разные позиции, и обе они имеют право
на существование. В чем смысл вашей коммуникации? Эта тема не рассматривается в
большинстве тренинговых программ - обычно людей обучают навыкам и техникам, не да-
вая базисной философии, духовной основы. Однако, как показывает практика, дом без
фундамента держится не очень уверенно.
Несколько месяцев назад мы услышали от одного из наших лучших студентов вопрос:
- Знаете, я живу в студенческой общаге, в одной комнате с приятелем. Иногда бывает
тесновато, раньше сильно нервничал из-за этого… Сейчас все изменилось. При помощи
речевых стратегий и якорей я им достаточно эффектно управляю, получаю результат.
Спать ложимся, когда мне надо, если ко мне приходят в гости, я его элегантно выпрова-
живаю… Только вот, по-моему, его от общения со мной начинает немного «колбасить».
Это нормально?
Нет! Сила мастера не в том, чтобы бить слабых. И не в том, чтобы жить за чужой счет.
Его плюс в том, что он может сделать больше и видит дальше. И применяет свое мас-
терство для пользы общего дела. И общего выигрыша.
С Андреем задача решилась просто. Мы сделали «трехпозиционку», и человек на собст-
венном опыте убедился в силе и «мягкости» своих рычагов. После этого мы нашли нес-
колько вариантов нового, более выигрышного поведения для обеих сторон.
Люди часто используют манипулятивные техники, получают нужный результат, но
иногда за счет других людей, действуя им во вред. А настоящий гений вредить не должен.
Ему надо учитывать все. Общаясь с таким манипулятором, неподкованный человек часто
чувствует себя марионеткой, которой управляют без ее ведома, которую ведут куда-то по-
мимо ее воли. И, разумеется, противится этому.
Нам бы хотелось, чтобы каждый из вас просчитывал и сверял шаги и поступки, пос-
ледствия коммуникации. Многие из вас уже начали применять те техники, которым обу-
чились. Сейчас нам хочется, чтобы вы проверили свои новые программы перед тем, как
запускать их, - не являются ли они вредоносными, достаточно ли они отлажены. От этого
зависит, как будет строиться ваша дальнейшая жизнь. Мы не хотим, чтобы вы однажды
услышали о себе обидное и грубое: «Манипулятор». Не хотим, чтобы люди начали вас бо-
яться и избегать. Умение общаться - слишком большая сила, чтобы применять ее необду-
манно.
Манипулятивная психология подобна восточным единоборствам: основная сила про-
буждается в человеке не тогда, когда он осваивает набор ударов, а когда у него меняется
мировоззрение, создается новое, иное отношение к миру. И задача нашего тренинга - фор-
мировать у человека не только навыки, но и новое восприятие реальности, более целост-
ное восприятие мира.

...

Быть экологичным в общении - это уметь выстраивать заранее, просчитывать пред-
варительно возможные последствия своих шагов, своих поступков. Продумывать пос-
ледствия во времени и в пространстве, в масштабах большей системы.
Скажите, если вы выиграете первый тайм, но проиграете весь матч, это будет выигрыш
или проигрыш? Если вы за год интенсивной работы достигнете всех своих целей, к приме-
ру, заработаете миллион, но лишитесь здоровья - это выигрыш или проигрыш? Если вы
отобьете жену у приятеля, но она испортит вам жизнь - это выигрыш или проигрыш? Де-
лать выбор с учетом последствий - это и есть проверка экологии.

...

Однажды в незапамятные времена повелитель Тартарии прогуливался с несколькими
спутниками из числа приближенных. У обочины дороги стоял суфий, который выкрики-
вал: «Тот, кто даст мне 100 динаров, получит от меня хороший совет!» Царь остано-
вился и сказал «Суфий, что это за совет, за который ты просишь 100 монет?»
«Господин, - сказал суфий, - прикажи, чтобы мне дали деньги, и я немедленно открою его
тебе». Царь так и сделал, ожидая услышать что-то необыкновенное. Дервиш сказал
ему: «Вот мой совет. Никогда не начинай дела, не предусмотрев, чем оно может окон-
читься».
При этих словах свита и все вокруг стали смеяться и говорить, что суфий поступил
мудро, потребовав деньги вперед. Но царь ответил: «Нечего смеяться над хорошим сове-
том, который дал мне этот суфий. Всем известно, что мы должны хорошенько думать,
прежде чем сделать что-то. Но мы повинны в том, что каждый день забываем об этом,
и последствия плачевны. Я очень ценю совет этого дервиша».
Царь решил всегда помнить наставления суфия, он приказал начертать его слова золо-
том на одной из стен дворца и даже выгравировать их на серебряной посуде.
Немногим позже некий злоумышленник вознамерился убить царя. Он подкупил придвор-
ного хирурга, обещая сделать его первым министром, если тот сделает на руке царя над-
рез отравленным ланцетом. Когда подошло время для обычного кровопускания, постави-
ли серебряный тазик, чтобы пускать в него кровь. Вдруг взгляд хирурга упал на надпись
на стенке таза: «Никогда не начинай дела, не предусмотрев, чем оно может закон-
читься». В этот момент хирург вдруг понял, что если заговорщик займет место царя,
то немедленно прикажет убить хирурга, чтобы не выполнить своего обещания и скрыть
следы заговора.
Царь, видя, что хирург дрожит, спросил, что с ним. И тогда тот, как на духу, открыл
ему правду.
Заговорщика схватили. Царь велел привести всех, кто был с ним, когда суфий дал ему
свой совет, и спросил их: «Вы все еще смеетесь над советом дервиша? Начиная какое-ли-
бо дело, продумывайте последствия до конца!»
Идрис Шах. Караван снов

Нельзя решать коммуникативную проблему в узком восприятии одной ситуации, необ-
ходимо принимать во внимание окружающую систему, интересы других людей, долгос-
рочные последствия. Экология общения очень похожа на экологию природы. Можно до-
быть всю нефть, но что потом делать с провалившимися скважинами? Можно, конечно,
вырубить весь лес и заработать на продаже древесины; но что будет давать планете кисло-
род? Можно завезти кроликов в Австралию для того, чтобы под рукой всегда было деше-
вое мясо; но они сожрут всю траву, изроют норами землю, уморят голодом представите-
лей местной фауны и нарушат экобаланс всего континента.
Не будет ли та манипуляция, которую вы производите, иметь разрушительные пос-
ледствия в будущем для вас или для других людей?
Да, многие считают тему экологии лишней. Они видят результат и думают, что этого
достаточно. Они забывают, что в коммуникации, как и во всех жизненных процессах,
всегда работает петля обратной связи. Слова и поступки человека возвращаются к нему
рано или поздно.
На обратной связи стоит остановиться поподробнее. Ведь ежедневно, на работе и в бы-
ту, нам всем приходится делиться с людьми собственным восприятием того, что они сде-
лали. К сожалению, многие из нас до сих пор понимают обратную связь только как крити-
ку. И неважно, к чему она относится - к разработке дорогостоящего проекта или к гене-
ральной уборке в малогабаритной квартире. Полноценно проведенный процесс включает
в себя следующие этапы:
- поиск и обнаружение ошибок, просчетов и недостатков в проделанной работе. Любой,
кто является экспертом в какой-либо области или считает себя таковым, полагает, что
именно это и есть его работа. Как известно, никто из нас не совершенен, поэтому перечис-
ление огрехов отнимает львиную долю времени и сил. (Почему-то в нашей культуре не
принято говорить о том, что было сделано хорошо. Считается лишним хвалить человека,
если он просто выполняет свои обязанности.);
- следующий пункт логически вытекает из предыдущего. Если нечто было сделано пло-
хо и некачественно, значит, в этом кто-то виноват. А если так, то виновника необходимо
обнаружить и примерно наказать;
- когда виновные обнаружены и наказаны, следует принять меры по предотвращению
ошибок. Для этого надо объяснить всем остальным, что случится, если подобное будет
повторяться в дальнейшем. Психологи называют такое действо «нагнетанием отрица-
тельной мотивации», а прочие смертные - «прополкой и острасткой»;
- и, наконец, если останется время, можно подумать о том, что делать дальше.
А теперь скажите, насколько этот «алгоритм» соответствует вашему стилю общения с
коллегами по работе, родственниками, знакомыми? Особенно это относится к детям. Если
вам стало смешно - поздравляем. Если же возникает вопрос: «Ну да, а как же иначе?» - тут
есть о чем задуматься.
Полноценно функционировать - работать с полной отдачей, учиться, постигать новые
навыки или просто жить с удовольствием - в такой системе человек не может. Если он, ко-
нечно, не мазохист. Здоровый человек стремится к счастью и удовольствию в жизни, к
уважению других людей и реализации своих целей, а потому хочет видеть достойную
оценку собственного повседневного труда. Обращаться с людьми подобным образом мож-
но, если только вы хотите вызвать к себе явную или скрытую агрессию либо сами заинте-
ресованы в том, чтобы дело продвигалось очень медленно.
Для того чтобы изменить эту ситуацию, были разработаны критерии ОСВК (обратной
связи высокого качества):
- особое внимание уделяется раппорту. Если вы хотите, чтобы собеседник понял и адек-
ватно воспринял ваши слова, необходимо, чтобы он вам доверял и был готов спокойно вас
выслушать. Особенно это актуально в стрессовой ситуации;
- разговор строится в прошедшем времени. Рассматривая совершенные действия как за-
вершенный в прошлом процесс, вы даете понять человеку, что верите в его светлое буду-
щее;
- разговор ведется только о конкретном поведении. Вот это очень важно! Таким обра-
зом, вы даете понять человеку, что уважаете его личность. Обсуждению подвергаются
только различные варианты поведения - удачные и не очень. Сравните два варианта: «Ма-
ша, ты полная дура!» и «Маша, ты допустила две опечатки на этой странице». Или «Петя,
ты неумеха косорукий! Всегда с тобой одно и то же!» и «Петя, ты разбил чашку. В следу-
ющий раз будь осторожнее». Поставьте себя на место Маши или Пети - и сразу поймете
разницу;
- в первую очередь описывается то, что было проделано успешно и качественно. Стран-
но, правда? Вроде бы критиковать собрались, и вдруг - хвалить… На самом деле ничего
странного. Указывая на то, что было сделано хорошо , вы добавляете подчиненному поло-
жительной мотивации, веры в свои силы и хорошего отношения к вам лично. А это весьма
полезно для дела. Если только вы хотите, чтобы ваш собеседник выполнял ваши пожела-
ния в данном конкретном случае, а не дрожал в пыли, удрученный собственным ничто-
жеством;
- потом предлагаются добавления и пожелания в позитивной форме. Вы объясняете че-
ловеку, чего, собственно, хотите. Причем пожелания следует выразить как можно более
сенсорно, а лучше - продемонстрировать.

...

Отработка темы «обратная связь» на тренинге для журналистов. Вопрос участнику:
- Герман, вам приходится оценивать работу других людей?
- Конечно, я же редактор!
- Когда в последний раз?
- Вчера вечером работу Наташи.
Наташа - с места:
- Да, ты у меня заметку зарубил!
- Так я же сказал - факты непроверенные! Не пойдет такая заметка. Когда ты вооб-
ще работать научишься?
Лицо у Наташи обиженное, Герман напрягся, и тренинг грозит перерасти в произ-
водственный конфликт.
- Стоп-стоп-стоп. Герман, а теперь скажите, пожалуйста, что в этой заметке было
хорошо?
Герман задумался:
- Ну… Тема интересная. Написано быстро и своевременно.
- А что бы стоило добавить?
- Так факты проверить, я ж говорил!
- А теперь скажите об этом Наташе.
- Ну, в общем, тема интересная и написано быстро, но факты надо проверить.
Лицо у Наташи постепенно светлеет.
- А вам, Наташа, хочется доработать свою заметку после такой обратной связи?
- Да, конечно! Что ж ты сразу не сказал?

Подумайте, как могут отнестись ваши домашние к тому, к чему вы принудите их. К
примеру, помыть посуду или вынести мусор. Может быть, стоит выбрать оптимальный ва-
риант - такой, при котором выиграют все. Может быть, вместо речевого манипулирования
или команды стоит применить мотивацию? Или собственным примером продемонстриро-
вать мастерство ведения домашнего хозяйства, организовать домашний «тим-билдинг».
Выбирайте лучший инструмент, а не тот, что первый приходит в голову.
Настоящее мастерство общения - это новый стиль мышления. Новые возможности. Но-
вые цели. Новые желания. И новый образ жизни.

Практикум «Экологичный переводчик»

Сейчас мы попробуем «смягчить», дистиллировать от вредных примесей собственную
речь. Оператор задает контекст, вспоминает какую-нибудь жизненную ситуацию, жела-
тельно из близких и актуальных, и говорит какую-нибудь «вредную» фразу, которую час-
то приходится слышать. Ну, например, разговор матери с сыном, который неудачно попы-
тался погладить собственные штаны: «Опять у тебя ничего не получилось!»
Если собеседнику оператора понятны истинные намерения мамы, то он сразу предлага-
ет свой экологичный вариант фразы. Например: «Левую брючину ты прогладил хорошо.
А вот с правой надо чуть поаккуратнее. Давай покажу как. А вообще, ты довольно быстро
этому научился».
После этого оператор задает очередной контекст и произносит следующую фразу. Его
собеседник, если нужно, уточняет и потом переводит. Всего 5-6 фраз.
После окончания упражнения все участники высказываются о своих впечатлениях. Кли-
ент говорит о том, как отличались его реакции от разных вариантов «воспитательных» ре-
чей.

...

Обратная связь (впечатления участников семинара)
- Разница между реакцией на фразы колоссальна. В ответ на упрек хочется сразу на-
нести «ответный удар» - сама такая! Это у тебя никогда ничего не получается. Начать
словесный мордобой.
- А я сразу вспомнил детство. Мне примерно так всегда и говорили. Сразу почувство-
вал себя пришибленным, беззащитным неудачником. Одно слово чуть не убило все наст-
роение!
- Роль «мамы» была гораздо привычнее, роднее, чем экологичные фразы. Это как с анг-
лийским языком - сначала придумываешь русский вариант фразы, а потом мучительно
думаешь: «А как же ее правильнее перевести!»
- А мне, наоборот, тяжело было ругаться. Как-то даже ненатурально получалось,
отучился я людей подобными фразами долбить. А может, и не умел вовсе…

Практикум «неэкологичная энциклопедия»

Объединитесь в группы и создайте свою классификацию неэкологичных высказываний.
Во-первых, для того, чтобы в этом лучше разобраться, а во-вторых, чтобы с этой «вирус-
ной базой» впоследствии было удобно работать.
Объединяйте высказывания по любым понятным и удобным вам признакам: по силе
воздействия, по контексту применения, по источникам, по осознанности… И зарисуйте
все это в удобной вам форме на ватманах.
После этого каждая группа сделает презентацию своей «системы».

...

Обратная связь (впечатления участников семинара)
- Мы сделали вариант по возрасту человека и источникам. В детстве он слышит
большей частью вредные фразы от родителей и воспитателей. В молодости наиболее
«острые» мысли получает от сверстников, в зрелом возрасте - от коллег, начальников и
жены. Одновременно с этим он начинает портить экологию сам, говоря те же фразы,

<< Предыдущая

стр. 15
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>