<< Предыдущая

стр. 22
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Либо - «дай ребенку денежку на конфету». Потом, внимательно всмотревшись в лицо со-
беседницы, начинают свою атаку. Что-нибудь вроде: «Вижу, порча на тебе…» «Клиентка»
нервно вздрагивает. Неприятности бывают у всех, а приписать их таинственной «порче»
весьма соблазнительно! Контакт уже установлен, доверие вызвано. Дальше идут в ход не-
замысловатые трюки со швейной иголкой, которая краснеет в кулаке, «будто кровью на-
ливается», с червяком в разбитом яйце (обыкновенная нитка, но ведь разве разглядишь в
таком состоянии!)… А дальше - жертва либо расстается со всеми наличными деньгами и
украшениями, либо отправляется домой и безропотно отдает «благодетельнице» все свои
сбережения. Конечно, со временем она придет в себя, и одумается, и, может быть, даже
побежит с заявлением в милицию, только цыганки, конечно, уже и след простыл. Обману-
той женщине останется только беспомощно разводить руками: «И как со мной такое мог-
ло случиться? Будто затмение нашло!»
Существует огромный арсенал уловок уличных мошенников, нищих, продавцов сомни-
тельных товаров и устроителей лотерей. И умение вызвать доверие у будущей потенци-
альной жертвы является важнейшим оружием в их арсенале.
Даже уличные хулиганы, как правило, стремятся вступить в контакт - хотя бы для того,
чтобы задать уже почти ритуальный вопрос: «Закурить есть?»
В таких случаях совет может быть только один - нежелательное общение нужно немед-
ленно пресекать! По отношению к назойливым продавцам, лотерейщикам, цыганкам, ни-
щим достаточно уверенного внешнего вида, быстрой походки и слегка «расфокусирован-
ного», невидящего взгляда. В крайнем случае, если уж пристали, можно сказать что-ни-
будь вроде: «Я ужасно спешу». Шаг не замедлять, взглядом не встречаться.
Если контакт уже каким-то образом состоялся, хорошо действует техника «разрыв шаб-
лона». У любого уличного мошенника или хулигана всегда есть определенный «сцена-
рий» - мысленный шаблон будущего поведения для себя и для потенциальной «жертвы».
Сделайте то, чего от вас не ждут. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы поверг-
нуть «агрессора» в замешательство. Освоить этот прием не так просто, но поверьте, оно
того стоит!

...

Пример 1. По улице идет девушка. Хорошо одета, в ушах - золотые сережки, никуда не
спешит. Навстречу ей молодая цыганка с ребенком на руках. Оценивает взглядом потен-
циальную жертву и тут же заводит привычную песню:
- Ай, молодая-красивая, давай погадаю, всю правду расскажу, что было, что будет,
чем сердце успокоится…
Девушка секунду смотрит на нее и вдруг весело предлагает:
- А давай - я тебе?
На лице у цыганки - искреннее недоумение. Не говоря ни слова, тут же исчезает, сме-
шиваясь с толпой.
Пример 2. Мой знакомый волею судеб оказался в чужом городе. Познакомился с девуш-
кой, пошел с ней в ночной клуб. За соседним столиком сидит компания «местных» парней
крепкого сложения и явно недружелюбно настроенных. Видно, что чужих они здесь не
жалуют. Сначала пристальные взгляды, потом реплики типа «ты че, борзый, что ли?».
Человек понимает, что явно назревает конфликт, и у него почти нет шансов выйти из
него без потерь. Силы неравны, плюс дома, как говорится, и стены помогают…
Он вежливо просит у своей новой знакомой мобильный телефон на минуточку. Набира-
ет совершенно случайную комбинацию цифр (как вы помните, в этом городе он никого не
знает), выпрямляется во весь рост, приосанивается, вспомнив армейскую выправку, и
веско, со значением произносит:
- На посту не спать! Я в «Банате», можете понадобиться.
Парней как ветром сдуло. А девушка сказала грустно:
- Ну, вот, говорил, что бизнесмен, а я так и знала, что ты фээсбэшник…
Самое смешное, что мой знакомый действительно бизнесмен и никакого отношения к
«органам» не имеет!

Забалтывание

Если нежелательный контакт все же произошел и уклониться по каким-то причинам нет
возможности, остается еще один вариант: говорить как можно дольше и по возможности
убедительнее. Лучше всего эта техника действует в сочетании с разрывом шаблона. Если
привычное, спрогнозированное действие резко разорвать, человек некоторое время не зна-
ет, что ему делать. Такое замешательство длится недолго, но если в этот момент дать ко-
манду, человек ее выполнит. Вступая в общение, навязанное вами, «агрессор» сам стано-
вится «жертвой»!
Хорошую службу может сослужить владение техникой «рыба».

...

Пример 1. Диалог в темном переулке. Хорошо одетому мужчине перегораживают до-
рогу трое крепких парней.
- Закурить есть? (ожидаемая реакция жертвы - либо ответит «нет», либо полезет в
карман за сигаретами).
Мужчина почему-то не делает ни того, ни другого. Внимательно всматривается в ли-
цо ближайшего к нему парня.
- Слу-ушай, а что это за родинка у тебя на носу? Ты к врачу не ходил, не проверялся?
Это рак может быть! Я сам доктор, я знаю… Сходи непременно!
«Больной» растерянно потирает родинку на носу, а несостоявшаяся жертва спокойно
идет дальше.
Пример 2. Девушка возвращалась в пионерлагерь, где работала пионервожатой. Сошла
с электрички на безлюдной загородной платформе и идет себе спокойно, наслаждаясь
свежим воздухом и любуясь окружающим пейзажем. Она свернула на дорожку, ведущую
через лес прямиком в лагерь, когда путь ей преградила целая компания местных парней с
решительным выражением на лицах, не отягощенных интеллектом. Первый вопрос:
- Часы есть?
В первый момент девушка испугалась, конечно, потом справилась с собой, лучезарно
улыбнулась и радостно защебетала:
- Ой, мальчики! Правда, уже поздно… Как хорошо, что я вас встретила! Я смотрю -
тут никого, а мне так страшно идти одной. Вы меня не проводите? Кажется, еще и
дождь собирается… В этом году лето такое дождливое, а прошлое жаркое было, перво-
го мая уже купались. А вы здесь живете, да?
Изрядно обалдевшие парни слова не могли вставить в этот поток болтовни. Но девушку
все-таки проводили до самых ворот пионерлагеря и вежливо сказали «до свидания».

Ремесло и мастерство

Если вы освоите все элементы, которые мы проходили, вы научитесь хорошо общаться,
но это не сделает вас мастером. Чем отличается мастер от ремесленника? Ремесленник ра-
ботает известным набором инструментов; мастер умеет создавать новые инструменты, ко-
торые идеально подходят для решения конкретной задачи. У ремесленника ограниченный
набор гаечных ключей, у мастера есть разводной ключ. Ремесленник путем перебора или
пристрелки подберет через некоторое время нужный ключ, мастер решит проблему сразу
и наверняка. Ремесленник оперирует ограниченным набором ключей, мастер же каждый
раз может создавать нечто новое, уникальное, подходить к решению задачи творчески.
Находить новые варианты и новые пути достижения цели.
Но путь к мастерству лежит через ремесленничество. Для того чтобы стать мастером
коммуникации, стоит овладеть теми инструментами, про которые мы говорили. Вы приб-
лизитесь к этому, когда эти навыки перейдут у вас на уровень бессознательной компетент-
ности, станут частью вас. Это даст вам легкость и возможность решения разных задач, и
ваша работа станет незаметна постороннему взгляду.

...

В Средние века, после того как человек учился какому-то мастерству, после того как
он проходил несколько лет обучение, он отправлялся в странствия. Он странствовал по
городам, общался с людьми, видел, как живут люди, общался с природой и оттачивал
свое мастерство. И через несколько лет человек возвращался в свой город, в то место,
откуда он отправился в путь, и сдавал экзамен на звание Мастера. Если этот человек
справлялся со всеми этими условиями, то он получал возможность именоваться Масте-
ром. Вы, читатель, получили сейчас свою дозу мастерства, перед вами открыт новый
путь и открыты новые возможности, которые вам дадут ситуации, где вы можете от-
точить свое мастерство и через некоторое время продемонстрировать его, чтобы вый-
ти на какой-то новый уровень.

Большая часть тех техник, про которые мы рассказывали, - это успешные приемы ком-
муникации, смоделированные всего лишь с нескольких профессиональных коммуникато-
ров: с Милтона Эриксона, Вирджинии Сатир, Франца Перлза. Три человека фактически
создали науку и искусство коммуникации. Однако каждый из вас может найти и создать
что-то свое. Создать в этом искусстве свой стиль, а может быть, открыть какие-то новые
приемы, формы и методы, которые сделают ваше общение еще более успешным, еще бо-
лее интересным и гибким. Ваш путь в мастерство открыт.

Вместо заключения

Иногда нас упрекают - вы обучаете техникам, при помощи которых ваши студенты мо-
гут играть другими людьми для своей выгоды и во вред окружающим.
Во-первых, гипнозу и прочим манипулятивным техникам воздействия сейчас обучают
многие. Литературы по этой тематике море. Изменить что-то в худшую сторону у нас,
скорее всего, не получится. Вместе с тем мы стараемся и в книге, и на тренингах внушить
людям простую мысль, что в общении гораздо выгоднее вариант «выиграть-выиграть».
Все остальное, так или иначе, приводит к негативным последствиям, не сегодня, так завт-
ра, не здесь, так в другом месте. В общении, как и везде, работает петля обратной связи:
«что даешь - то и получаешь».
Во-вторых, хотим мы или нет, но во всех техниках уже существует встроенная защита.
Для того чтобы освоить приемы коммуникации действительно на профессиональном
уровне, нужно потратить много сил и времени. А чем больше человек этим занимается,
тем шире и целостнее он начинает воспринимать ситуацию. И простая мысль о том, что
общий выигрыш в итоге выгоднее, чем индивидуальный, приходит к нему как бы сама со-
бой. Человек гонится за простыми гипнотическими техниками воздействия, а когда их по-
лучает, осознает, что сам изменился. И сегодня приемы коммуникации нужны ему уже
для других целей.
В-третьих, кто предупрежден - тот вооружен. Известное оружие безопаснее неизвестно-
го. Если вы заметили манипуляцию, которую применили к вам, вы ее уже фактически бло-
кировали. Отразили. Мы считаем, что личная безопасность - вещь достаточно важная. По-
этому торопитесь научиться этому сами, пока это не освоили окружающие. Возможно, ва-
ми уже манипулируют! Начальники, сослуживцы, подчиненные, соседи, родственники,
возможно, уже управляют вами, хотя вы этого не замечаете. Освойте эту науку сами.
В-четвертых, люди существа очень инертные. И для того, чтобы вывести их из инерции,
нужно замотивировать их чем-то очень важным.

...

Монах и вор
Через трещину в монастырской двери вор наблюдал за одним из монахов. Монах поли-
ровал очень древний античный подсвечник, сделанный из чистого золота. Вор заметил,
что монаху понадобились дополнительные тряпки, поэтому он повернулся и прошел
сквозь толстую каменную стену в соседнюю комнату. Вор был поражен, но быстро со-
образил, что это умение может ему очень пригодиться.
Тогда вор пришел в монастырь и обратился к монаху.
- Учитель, можешь ли ты научить меня проходить сквозь стены?
- Могу, - ответил монах. - Но ты должен стать моим учеником и делать все, что я
скажу. Тогда ты научишься проходить сквозь стены.
Вор согласился и делал все, что говорил ему монах. Прошел год. Вор подошел к монаху и
сказал:
- Учитель, я все еще не научился проходить сквозь стены.
- Будь терпеливым, сын мой, - ответил монах. - Если ты будешь делать все точно так,
как я тебе говорю, ты научишься проходить сквозь стены.
Прошло еще пять лет, в течение которых вор тщательно выполнял все указания мона-
ха. Он снова подошел к монаху и сказал:
- Учитель, я все еще не умею ходить сквозь стены.
- Будь терпеливым, сын мой, - ответил монах. - Если ты будешь делать все точно так,
как я тебе говорю, ты научишься проходить сквозь стены.
Прошло еще десять лет. Вор по-прежнему был прилежным учеником и делал все, как
говорил ему монах. Наконец он подошел к монаху и сказал:
- Учитель, я все еще не умею ходить сквозь стены.
- Будь терпеливым, сын мой, - ответил монах. - Если ты будешь делать все точно так,
как я тебе говорю, ты научишься проходить сквозь стены.
Однажды монах попросил вора принести ему несколько тряпок, чтобы отполировать
подсвечник.
Вор прошел сквозь толстую каменную стену в соседнюю комнату и даже не заметил
этого.

Получив определенные навыки и знания, вы меняете в первую очередь себя, а не других
людей. Иногда это происходит быстро, иногда более медленно, но это происходит всегда.
Теперь у вас есть шанс в этом убедиться.

<< Предыдущая

стр. 22
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ