<< Предыдущая

стр. 3
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

советов относительно того, как должен одеваться, улыбаться, подавать руку и здороваться
уверенный в себе человек. А также, какие он должен носить часы, костюмы, носки и галс-
туки. Если бы это все было правдой в полной мере, самое лучшее впечатление на окружа-
ющих должен был бы производить манекен в витрине модного магазина.

...

Бизнесмен собирается на важные переговоры. Нервничает, курит, без конца перекла-
дывает бумаги в папке.
- А видно, что у меня галстук за 200 долларов?
Более спокойный и циничный коллега:
- А ты чек из магазина скотчем приклей, сразу будет заметно!

Разумеется, внешний вид, соответствующая случаю одежда и аксессуары - это важная
деталь. И пренебрегать ими не следует. Но для того, чтобы создать благоприятное впечат-
ление о себе, этого недостаточно. Без внутренней уверенности в себе улыбка человека бу-
дет выглядеть искусственной, тщательно выверенные жесты - деревянными, а костюм -
всего лишь вещью, которая лучше смотрелась бы в магазине.

...

В низеньком домике, крытом соломой, в долине Намсанга жили бедняки - муж и жена
У Сен. Муж целыми днями не выходил из своей холодной комнатенки, где только и делал,
что читал книги. Однажды его жена, вся в слезах, сказала ему: «Послушай, добрый мой
супруг! Что толку в прочитанных тобой книгах? Моя молодость прошла, а я все обсти-
рываю и обшиваю чужих людей. Вот уже три дня, как не на что купить еды. Я замерзла
и хочу есть. Больше не могу так!»
Услышав эти слова, муж закрыл книгу, поднялся на ноги и, ничего не говоря, вышел за
дверь. Добравшись до центра города, он остановил прохожего:
- Здравствуйте, мой друг! Не скажете ли, кто самый богатый человек в этом городе?
- Бедный крестьянин! Разве ты не знаешь богатея Бьен-си? Его сверкающий дом под
черепичной крышей и двенадцатью воротами хорошо виден отсюда!
У Сен направился к дому богача. Пройдя через большие ворота, он без стука открыл
дверь в гостиную и обратился к хозяину:
- Мне нужно 10 тысяч янгов, чтобы начать торговое дело, и я хочу, чтобы вы мне их
одолжили.
- Хорошо, господин. Куда мне отослать деньги?
- На рынок Ансонг, через торговца подержанными вещами.
- Очень хорошо, господин. Я обращусь к Киму, у него самая большая лавка подержан-
ных вещей на рынке Ансонг. Я отправлю деньги туда.
- До свидания, господин.
Когда У Сен вышел, гости, которые были свидетелями разговора, стали спрашивать
Бьен-си, с чего это он согласился дать большую сумму денег незнакомому оборванцу. Бо-
гач ответил им с довольным видом:
- Хотя на нем была одежда нищего, он заговорил прямо о деле, без предательской не-
уверенности и не униженно, как обычно поступают люди, которые просят деньги и не
собираются возвращать долг. Так, как он, мог вести себя или сумасшедший, или человек,
уверенный в успехе задуманного дела. Но, судя по его бесстрашному взгляду и уверенному
голосу, это человек незаурядный, очень умный и достойный доверия. Деньги часто прини-
жают людей, но такие, как он, делают большие деньги. Я только рад помочь большому
человеку начать его большое дело.
Ха Те Унг. За кулисами дворцов Кореи

Голос, движения, осанка, походка, мимика и выражение лица - вот что создает общее
впечатление о человеке, которое мы будем называть метасообщением. Внутреннее состо-
яние неминуемо отражается на внешнем облике (сознание и тело - части единой системы,
в одной из последующих глав мы остановимся на этом более подробно).
О том, какое у человека настроение, кем он является и чего от нас хочет, мы часто су-
дим с первого взгляда, еще до того, как наш собеседник заговорит. Его поза, осанка, дви-
жение, мимика зачастую буквально «кричат» о его истинных намерениях и целях. Это
другой язык - более древний, чем разговорная словесная речь, но столь же понятный и ку-
да более значимый.
Сообщение - это то, что человек говорит нам, а метасообщение - это то, что человек со-
общает нам о себе без слов. Надо ли ему верить, уверенно ли он себя чувствует, что он
нам хочет при помощи слов сказать - вся эта информация сообщается невербально. И на-
ше отношение к человеку формируется именно на основе этой информации, а не от того,
какие у него документы или рекомендательные письма.

...

Метасообщение и сообщение - это обложка книги и ее содержание. Глядя на обложку,
вы можете сделать вывод о серьезности издания, его возрасте, цене, содержании. Оно
формирует ваше отношение к содержанию.

Как в толпе людей узнать спортсмена, офицера или профессиональную балерину? Пра-
вильно: по осанке, выправке, походке, жестам…
Мы были знакомы с одним человеком - парнем двадцати пяти лет, хорошим журналис-
том, но человеком невероятно неуверенным в себе, закомплексованным и робким. В своей
редакции он с самого начала получил обидное прозвище Мышь. Ему самому это не нрави-
лось, он всеми силами старался добиться уважения коллег. Однажды он решил ради-
кально сменить имидж: постригся, надел новый дорогой костюм, галстук (до этого он хо-
дил на работу в джинсах и свитерах) и даже почти настоящий «ролекс». В редакции полд-
ня стоял хохот; сотрудники показывали пальцами на несчастного парня, говоря друг дру-
гу: «Смотри, как Мышь вырядился!» Уважения парню это не прибавило и самооценки не
повысило.
Метасообщение - это немая презентация человека, краткий рассказ о самом себе, о сво-
ей деятельности, о своем отношении к миру.
И от того, каким будет ваше метасообщение, во многом зависит то, как вас воспримет
ваш собеседник. Подпишет контракт или нет. Примет на работу или укажет на дверь.
Человек посылает в окружающий мир информацию о себе вне зависимости от того, хо-
чет он этого или нет.
У каждого человека к двадцати пяти годам формируется свой набор привычных масок.
У кого-то она всего одна и с возрастом становится поистине «железной». Человек идет по
жизни с метасообщением «Я здесь главный» или «Мне всегда не везет», «Меня не надо
принимать во внимание».
Ну хорошо, скажете вы, с тем, что метасообщение важно, мы согласны. А как же этой
замечательной информацией воспользоваться? Как изменить неудачное метасообщение -
или это вообще невозможно?
Нам следует запомнить главное: нет плохих и хороших метасообщений. Есть подходя-
щие к текущей ситуации и не подходящие. Например, если вы продавец в торговом зале и
постоянно шлете всем мимо пробегающим потенциальным покупателям фразу «Как мне
все надоело!», то к успеху это вас, скорее всего, не приведет. Однако если вы идете по
улице, где обычно собираются религиозные проповедники с бесплатными брошюрами, та-
кое метасообщение вполне может вас выручить.
Те, кто ездит автостопом, хорошо знают правило: хочешь, чтобы идущая тебе навстречу
машина остановилась - прими спокойную и уверенную позу «Я тот, кто вам нужен. Оста-
новитесь!». А вот для того чтобы ездить «зайцем» на электричках, требуется другая стра-
тегия. Для контролеров часто хорошо подходит метасообщение: «Я маленький, не трогай-
те меня». Или просто «Меня нет».
Нам необходимо, во-первых, развивать у себя поведенческую гибкость, практикуя раз-
личные метасообщения; во-вторых, подбирать и использовать такие метасообщения, кото-
рые наиболее гармонично подходят к текущей ситуации.
Иногда человек хочет выглядеть уверенно, но вместо метасообщения «Я уверен в себе»
у него выходит что-то вроде «Я хочу выглядеть уверенным в себе». Это совершенно раз-
ные вещи. И конечный результат будет далек от ожидаемого. Поэтому подобную технику
поначалу лучше всего тренировать с партнером, чтобы он давал вам «обратную связь» и
вы могли видеть себя так, как вас видят окружающие.
А главное, запомните: человек может быть любым. Уверенным и неуверенным,
сильным и слабым, веселым и грустным. Сознание человека как вода - оно может принять
форму любого сосуда, в который его поместят.

Практикум «подбор метасообщениЯ»

Это упражнение лучше делать в группе или хотя бы с партнером.
Шаг 1. Определите свое привычное метасообщение.
У каждого из нас есть базовый набор привычных фоновых метасообщений, которые нас
сопровождают постоянно. Встаньте перед аудиторией, немного пройдитесь и проговорите
какой-нибудь нейтральный текст. Через пару минут попросите аудиторию сформулиро-
вать, какое метасообщение в вас они уловили.
Далее мы приводим примерный перечень возможных метасообщений, который не пре-
тендует на полноту и всеохватность, а лишь дает направление мысли:
· Я уверен в себе
· Вы мне очень интересны
· Как мне все это надоело!
· Командовать парадом буду я
· Я очень интересный человек
· Пожалейте меня
· Я хороший парень
· Я хочу казаться уверенным в себе
· Я спокоен и чувствую себя в своей тарелке
· Я хочу вам понравиться, ребята
· Давайте жить дружно!
· А мне все до лампочки…
· У меня экстраважное сообщение
· А я кое-что знаю!
Лучше всего, если вы будете формулировать метасообщение в форме прямой речи. Об-
ратите внимание на разницу между метасообщением «Я уверен в себе» и «Я хочу выгля-
деть уверенным в себе» и на то, как эти метасообщения воспринимает аудитория, какого
человека она видит.
Шаг 2. Растяжка.
После того как ваши привычные метасообщения определены, начните осваивать и де-
монстрировать те метасообщения, которые для вас менее привычны либо совершенно нез-
накомы. Можно выбирать из списка или придумывать самостоятельно, еще лучше, если те
люди, которые с вами работают, будут придумывать для вас варианты метасообщений.
Будьте готовы к тому, что какие-то метасообщения будут для вас простыми и понятны-
ми, а какие-то будут упорно не даваться. Например, людям, которые в жизни привыкли
всегда и во всем руководить, очень трудно бывает вжиться в состояние «Я маленький»
или «Я боюсь». Другим, кто в жизни всегда ведет себя «тише воды, ниже травы», напро-
тив, бывает трудно продемонстрировать фразы типа «Я здесь хозяин!», «Слушайте меня
внимательно!», «Командовать парадом буду я».
Кто-то может возразить: «Если я умею чувствовать себя уверенно и производить подоб-
ное впечатление на окружающих, то зачем мне осваивать вторую сторону этой медали -
учиться выглядеть и чувствовать себя неуверенным?» Во-первых, для развития собствен-
ной поведенческой гибкости. Это как растяжка мышц для спортсмена или распевка для
певца. А во-вторых, в жизни может быть всякое. Вам может понадобиться как уверен-
ность в себе, так и полнейшая неуверенность.
Один из великих тренеров современной практической психологии Фрэнк Пьюслик как-
то открыл студентам один из секретов своего успеха. «Иди туда, куда тебе идти сложно
или страшно, многому научишься». И действительно, страх или сложность какого-то дела
часто говорят о том, что у человека эта область просто не проработана. А обучение чему-
то новому открывает перед человеком новые горизонты.
Шаг 3. Встройка нужных метасообщений.
Определите, для какого типа ситуаций вы хотите подобрать метасообщения. В каком
контексте вам бы больше всего хотелось добавить себе поведенческой гибкости? В семье,
при общении с детьми, на работе при общении с коллегами… Вживайтесь в нужные обра-
зы, изобразите и прочувствуйте их и представьте, что вы уже находитесь в той ситуации,
для которой они предназначены. Можно попросить тех людей, с которыми вы работаете,
помочь, подыграть вам.

Практикум «походка могущества»

Походка - это одна из самых очевидных «визитных карточек» человека. Для того чтобы
разглядеть человека, надо подойти достаточно близко, а характерную походку видно изда-
лека. И своей походкой человек громко заявляет другим о своих правах или их отсутст-
вии, объеме внутренней уверенности или неуверенности, настроении и намерениях.
В то же время походка очень сильно воздействует на внутреннее состояние человека.
Разные походки очень быстро приводят человека в разные эмоциональные состояния и са-
мочувствия. Попробуйте несколько минут походить, шаркая и едва отрывая ноги от пола.
Скорее всего, вы почувствуете себя хуже, а возможно, начнете погружаться в депрессию.
Данная техника - это способ найти свою, неповторимую и уникальную походку и мане-
ру двигаться, присущую только вам. Лучше выполнять ее с партнером.
Шаг 1. Выберите контекст, тип ситуаций.
Походка человека чем-то похожа на одежду. Конечно, можно носить один и тот же кос-
тюм «на все случаи жизни», но часто бывает удобно иметь разнообразный гардероб. Про-
гуливаться в выходные с супругой по парку строевым шагом может быть не совсем удоб-
но. Поэтому для начала выберите контекст или тип ситуаций, для которых вы будете раз-
рабатывать походку.
Пример: это «рабочая» походка, она нужна мне для того, чтобы «в ней» ходить по
офису.
Шаг 2. Выберите воспоминание «силы».
Выберите в своем опыте, в своей личной истории состояние, когда вы чувствовали себя
полным сил и энергии, были чем-то сильно воодушевлены, чувствовали себя максимально
уверенно, ощущали себя «на вершине мира». Погрузитесь в эту ситуацию; вспомните, что
вы тогда видели, слышали, чувствовали; и после того, как воспоминание в достаточной
степени оживет, пройдите этой походкой 20-30 шагов. Продемонстрируйте походку само-
му себе и партнеру.
Шаг 3. Выберите характеристики походки для работы.
Отметьте основные черты, маркеры данной походки - общий тонус мышц, длина шага,
движение рук, положение головы, осанка, расправленность плеч, темп, плавность движе-
ний. Лучше воспользоваться подсказками партнера - адекватно оценивать самого себя в
данном случае довольно затруднительно.
Шаг 4. Определите точку гармонии по каждому из параметров.
Выберите несколько (3-5) самых важных, с вашей точки и точки зрения наблюдателя,
параметров походки. После этого продемонстрируйте две пограничные походки по одно-
му из параметров. Если вы выбрали расправленность плеч, то первым вариантом походки
будет ходьба с максимально расправленными плечами, а вторым - с максимально опущен-
ными. Если вы выбрали длину шага, первым вариантом походки будет широкий шаг, а
вторым - семенящий.
Важно, чтобы амплитуда, т. е. разница между двумя состояниями, была максимальной.
После того как вы обозначили крайние точки, найдите такой вариант, при котором поход-
ка смотрится и чувствуется гармонично. Когда оптимальный вариант походки будет най-
ден, запомните это состояние. «Привяжите» его к какому-нибудь слову или метафоре, об-
разу, жесту, ощущению, придумайте, на что она похожа. Говоря языком современной пси-
хологии, поставьте на найденную оптимальную походку «якорь».
Шаг 5. «Склейте» найденные параметры.
Теперь пора переходить к интеграции найденных оптимальных точек походки в единое
целое. Для удобства лучше интегрировать по два параметра. Можно вспоминать не телес-
ные ощущения, которые были выявлены, а метафоры, слова или образы. Просто совмести-
те их на своем внутреннем экране и позвольте двум образам стать частями одной картины.
Подумайте о том, как будет называться новая метафора. Удерживая ее в сознании, прой-
дите с объединенным символом еще раз. Убедитесь, что обе найденные точки гармонии
включились. Проделайте ту же операцию со всеми остальными параметрами, так, чтобы в
итоге получился единый образ или символ сконструированной вами походки.
Шаг 6. Проверка походки «в целом».
После того как все элементы походки будут собраны, пройдитесь, обращая внимание на
то, насколько гармоничной и слаженной получилась «итоговая» походка. Иногда бывает
так, что по отдельности все элементы выглядят и чувствуются превосходно, а в целом по-
ходка «не играет». В таком случае ваш партнер подскажет вам, на что именно нужно обра-
тить внимание, поможет подкорректировать ваши действия.
Шаг 7. «Инсталляция» новой походки.
Подумайте о тех ситуациях в будущем, где вы бы хотели использовать данную походку.
Представьте, что вы уже находитесь в них.

Кузнец, кузнец, выкуй мне голосок…

А голос твой - он твой маяк и посох…
Из старой советской песни
...

«В молодости я страдал. И причиной тому был мой собственный голос - тонкий, высо-
кий, неуверенный… Он не производил впечатления ни на меня, ни на окружающих. Меня
не принимали в расчет. Девушки, родители, приятели - все относились ко мне с симпати-
ей, но без необходимого мне уважения.
Каждый раз, когда я слышал свое робкое «простите, пожалуйста…», мне хотелось
удавиться. Я чувствовал себя ущербным. При этом с внешностью у меня все было в по-
рядке. Пару раз я даже слышал от девушек в свой адрес вдохновляющее: «Он симпатич-
ный».
О, как я мечтал о хорошем басе! Ну или хотя бы просто о низком голосе. Нечто подоб-
ное было у моих курящих приятелей, но приносить легкие в жертву голосу не хотелось. Я
был правильным мальчиком.
Спасение пришло неожиданно. Я заболел. Что-то простудное. Температура, чих, ка-
шель, таблетки…
Но мой голос! Из-за простуды, я уж не знаю, что там произошло в организме, он стал
неожиданно низким. Низко-вибрирующим, немного шершавым, слегка мурлыкающим и
очень приятным. Хотя я чувствовал себя немножко больным, но говорить так мне нра-
вилось. А главное, новый голос волшебным образом изменил отношение окружающих ко
мне.
Я тогда работал в газете. К публикации готовилась очередная моя «нетленка». Я пос-
мотрел гранки, обиделся на редактуру, не нашел поддержки у начальника отдела и пошел
высказать свое «принципиальное мнение» главному редактору.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>