<< Предыдущая

стр. 4
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Я ни на что не надеялся, бузил больше из принципа и по молодости, но шеф меня внима-
тельно выслушал. Наверное, впервые в моей журналистской практике. И впервые согла-
сился сменить название моей статьи.
Второй психологический удар грянул после обеда. Я позвонил в областную администра-
цию, и девушка-секретарь меня соединила с руководителем департамента. Я взял ин-
тервью по телефону всего лишь за 10 минут! Раньше для такого мне надо было сначала
высылать факс, договариваться о встрече, подъезжать «в указанное место» и «в ука-
занное время».
Я не хотел лечиться. Мне было волшебно хорошо. Но организм взял свое - через неделю
я вернулся в свой привычный фальцет. Меня опять перестали слушать. Мне опять стало
противно слушать самого себя. Магия голоса закончилась. Захотелось начать причи-
тать вслед за Паниковским: «Меня девушки не любят!» Очередной заголовок статьи по-
меняли, даже не вникнув в мои доводы.
Но я уже почувствовал вкус настоящего голоса. Я начал проводить эксперименты со
своим голосом, чтобы вернуть ему прежние свойства. Опыты были достаточно жесто-
кими. Пробовал глотать литрами холодную воду, полоскать горло марганцовкой, курить
дешевые сигареты. Все эти способы давали некоторый эффект, но были либо слишком
неприятными, либо долгими.
Выход подсказали кришнаиты. Потянув, ради смеха, вместе с полуголой делегацией
приверженцев «Бхагават-Гиты» несколько минут мантру «О-м-м-м-м-м», я почувство-
вал, что нашел. Голос пел в груди, вибрировал и оставался таким же и после «процеду-
ры». Ежедневная голосовая разминка стала привычкой. Я опять почувствовал себя
сильным и уверенным. Мое мнение опять стало более авторитетным.
Наигравшись с мантрами, я начал пробовать другие варианты голосовой игры. Перехо-
дить на другие согласные, другие интонации. Попробовал говорить выше, чем обычно,
громче, тише. Мне было интересно познакомиться с возможностями собственного тела.
Через несколько дней я уже легко мог играть голосом в любую сторону. Неожиданно на-
чала получаться имитация «знаменитых» голосов: Брежнева, Горбачева, Левитана, Коб-
зона…
Особо начальственный и солидный голос был разработан для деловых телефонных раз-
говоров. Если вживую слишком низкая речь воспринималась неестественно, ну подумай-
те, щупленький 19-летний паренек говорит густым басом, то здесь можно было рез-
виться. На том конце провода впечатление о себе можно было создавать любое.
У моей находки оказалось еще одно достоинство. На мой новый голос стали неадек-
ватно реагировать женщины. Сам я о своем «счастье» не догадывался, пока не услышал
нарекания от знакомой из соседнего отдела редакции.
- Дим, ты не мог бы поменьше по телефону с нашими девушками болтать… А то отв-
лекаются.
- Да я чего… Они же сами звонят, вроде по делу…
- Дим, дело у них до тебя одно… У тебя по телефону такой голос, что просто… Ну в
общем это сплошной «секс по телефону»…
И тут я на собственном опыте дошел до мысли, что слова в коммуникации не главное.
Гораздо важнее, как именно их говорят».

В этой главе речь пойдет о том, как работать с собственным голосом, походкой, осан-
кой, манерами…
Вы когда-нибудь пробовали играть на ненастроенной гитаре? На ненастроенном пиани-
но, флейте, скрипке, контрабасе - на любом неотлаженном инструменте? Получается пол-
ная бессмыслица, «сумбур вместо музыки». Слух режет, зрители разбегаются.

...

Так вот, ненастроенный голос, равно как и осанка, походка, движения, производят на
людей примерно такое же впечатление.

Причем вне зависимости от того, насколько умные фразы вы изрекаете. У кого-то есть
врожденные гармоничные выразительные способности, но таких людей немного.
Каждый день мы слышим «игру на ненастроенных человеческих инструментах». В мет-
ро, на улице, в магазине, на телевидении и даже на радио. Почему же люди ленятся наст-
раивать себя?
Во-первых, мы элементарно этого не умеем. В школе этому не учат, в книгах об этом
пишут мало, занимаются подобными вещами разве что в актерских училищах и вузах.
А во-вторых, у проблемы есть еще и основная причина - люди ленятся.
О том, что полезно утром делать зарядку, всем известно. И даже почти все пробовали
это делать. Но большинство людей не занимается этим регулярно. Почему? Да просто
лень.
Приведу еще один пример того, что хорошие внешние физические данные могут быть
важнее умственных.

...

В университете со мной учился один парень. Был он старше меня, и в армии успел отс-
лужить, и техникум закончить, и в шахте поработать. Занимался культуризмом и был
здоров как бык. В общем, нам, вчерашним школьникам, он казался солидным. И не только
нам: на преподавателей он тоже мог произвести впечатление.
Была у него интересная манера отвечать на семинарах. Он мог нести всякую чушь с
таким многозначительным видом, что частенько неопытные преподаватели (не обяза-
тельно молодые, а именно неопытные) попросту терялись. Говорил он не всегда связно,
но с крайне важным видом, делая порой многозначительные паузы, тоном, не терпящим
возражений. Так, словно это он вел занятие.
А на тот случай, если кто-то из преподавателей, окончательно запутавшись в несо-
ответствии интонации и смысла ответа, пытался пискнуть: «Вы так считаете?», у не-
го была козырная фраза, после которой ему ставили самое меньшее «четверку». Гордо
посмотрев на преподавателя, он изрекал: «Маркс так считает». Эта грубая фраза доби-
вала неопытных педагогов, которые с Марксом в то время спорить не смели.
Надо сказать, что с опытными преподавателями этот студент так не шутил, ситу-
ацию контролировал. Но и тут его постоянно выручал многозначительный вид, особенно
на экзамене, к концу которого преподаватель уже устал и невнимательно слушает отве-
чающего.

Опытные соблазнители хорошо знают, что бархатным низким голосом, с выразительны-
ми интонациями и паузами в нужных местах можно говорить понравившейся барышне
все, что угодно. Хоть зачитывать график отправления товарных поездов со станции Моск-
ва-Сортировочная… И не забывать многозначительно смотреть барышне в глаза. Женщи-
ны в таких случаях тоже используют низкие, чувственные, «мурлыкающие» интонации.
В условиях деловых переговоров голос также имеет немаловажное значение. Современ-
ные школы бизнеса рекомендуют говорить быстро и четко. У слушателя нередко возника-
ет полная иллюзия, что он беседует с автоматом, а не с живым человеком. Подразумевает-
ся, что такая речь является частью имиджа собранного, активного и ответственного работ-
ника, который ценит свое и чужое время.
Отчасти это правда, но здесь все зависит от статуса. Описанная модель хорошо работает
только для исполнителя. Таким образом он демонстрирует, что он хороший исполнитель,
четкий и грамотный.
Человек значительный говорит медленно и довольно тихо. Он убежден, что его обяза-
тельно выслушают и примут к сведению его слова. При этом говорит он мало и только то,
что считает нужным. Неуместную реплику собеседника может просто проигнорировать
(но запомнит обязательно!). В споры не вступает, но может поставить на место одним
только жестом или взглядом. Лучше и полнее всего этот образ отражен в фильме «Крест-
ный отец». Можете представить себе дона Корлеоне, быстро говорящего тонким голо-
сом?…

Практикум «настрой свой голос»

У каждого человека есть «свой» голос. Когда он говорит таким голосом, он находится в
ресурсном состоянии, может говорить не напрягаясь, легко и с удовольствием. Таким го-
лосом можно пользоваться и на совещании, и дома, и на стадионе. Правда, для каждого
контекста придется его немного модифицировать, но чувство гармонии и «полета» оста-
нется.
Шаг 1. Определяем контекст.
Определите ситуацию, в которой хотите использовать этот голос. Для выступления пе-
ред залом подходит один голос, для интимного разговора - другой.
Шаг 2. Находим основные параметры голоса.
Определите 3-4 пары характеристик голоса, которые бы вам хотелось отработать. Это
могут быть как физические: громкость, тембр, высота, интонационность, скорость речи,
так и метафорические: уверенный - неуверенный, мужской - женский, грустный - веселый,
напряженный - расслабленный.
Шаг 3. Создаем линию сборки.
Представьте на полу воображаемую линию длиной 4-5 метров. На ней будет происхо-
дить сборка гармоничных состояний.
Шаг 4. Создайте максимум состояний.
Представьте линию, перпендикулярную линии сборки в самом ее начале. На одной сто-
роне максимум одного состояния (например, уверенности), на другой - максимум парного
состояния (неуверенность). Встаньте в точку максимума уверенности и скажите ней-
тральную фразу («сегодня хорошая погода», «идет бычок качается») максимально уверен-
но. Повторяйте ее до тех пор, меняя голос, пока не получите совершенно уверенный го-
лос. Теперь встаньте в точку максимума неуверенности и повторяйте ту же самую ней-
тральную фразу, пока голос не станет максимально неуверенным.
Шаг 5. Определите точку гармонии.
А теперь немного походите по линии «Уверенный - Неуверенный», повторяя ту же са-
мую нейтральную фразу, пока не найдете точку равновесия, гармонии. Она обычно харак-
терна тем, что в этой точке голос идет совершенно без напряжения, работает все тело. Это
- точка резонанса, когда состояние полностью подходит к заданной ситуации.
Шаг 6. Найдите остальные «гармоничные» состояния.
Сделайте шаг вперед и проделайте шага 3-4 для следующей пары характеристик.
Шаг 7. Соберите свой итоговый голос.
После того как вы нашли точки гармонии для всех пар характеристик, начинайте сбор-
ку, двигаясь в обратном порядке. Стоя на линии уверенно-неуверенного голоса, прогово-
рите нейтральную фразу из точки гармонии этой характеристики.
Сделайте шаг назад и проговорите ту же самую фразу одновременно гармонично уве-
ренным и гармонично веселым голосом. Повторяйте ее до тех пор, пока не совместите
внутри себя две эти характеристики. Двигайтесь назад, на каждом шаге добавляя следу-
ющую характеристику. В результате у вас должен получиться голос максимально гармо-
ничный по всем заявленным параметрам.
Шаг 8. Тренировка.
Опробуйте новый голос: походите, поговорите им. Прочувствуйте, как при этом меняет-
ся ваше состояние.
Шаг 9. Сделайте «привязку» к будущему.
Представьте себя в трех-пяти ситуациях в будущем, где вам полезно будет использовать
новый голос.

Сто грамм адреналина длЯ храбрости

Ранним утром большинство из нас отправляется на работу в состоянии «Поднять подня-
ли, а разбудить забыли». Люди двигаются, вставляют в турникет проездные билеты, едут
на эскалаторе, входят в вагоны, садятся на скамьи, выходят из подземки… При этом вид у
них совершенно сомнамбулический. В таком виде они и приезжают на работу, и просыпа-
ются как следует ближе к полудню. Если в офисе есть возможность выпить кофе, это по-
могает человеку быстрее войти в рабочий ритм.
Вечером мы ложимся спать. Вроде уже и ночь, а сна нет. Зато перед глазами яркие ди-
намичные образы прошедшего дня, в голове - обрывки разговоров, мышцы непроизвольно
сокращаются.
Под утро мы наконец забываемся сном, но проклятый будильник неумолимо поднимает
нас в несусветную рань. Мы встаем с тяжелой головой, уставшие и не отдохнувшие, как
будто всю ночь вагоны разгружали. А надо опять ехать на работу…
Вам это знакомо? А в чем причины такого состояния?

...

Большинство людей своим тонусом, уровнем внутренней энергии или содержанием ад-
реналина в крови управлять не умеют. Они не знают языка собственного тела и поэтому
вступить с ним в диалог не могут.

Представьте себе, что вы сидите за рулем автомобиля, а педалью газа и тормоза управ-
ляет ваш полуглухой и полуслепой сосед. Он, в общем-то, парень неглупый, но вас пони-
мает с трудом. У него с обычной речью проблемы, а вы не знаете языка жестов. Поэтому
иногда сосед ваши слова понимает, а чаще всего нет. Вот вам надо побыстрее приехать к
месту назначения - вы делаете ему знаки - он послушно кивнул, мол, понял, и сбавил газ
до минимума. Вот впереди красный свет и аварийная ситуация, а сосед наконец сообра-
зил, чего вы от него хотите, и разогнался под 150 км/ч.
Большая часть людей так контачит со своим организмом.
Хотя иногда бывает, что водитель-рулевой и его попутчик с педалями действуют сла-
женно. И адреналин вбрасывается в кровь моментально, как только в мозгу замигала крас-
ная лампочка «Опасно!». Ну, например, несет вас с бешеной скоростью по темному тонне-
лю на американских горках… Или на вас набрасывается свора бешеных собак… Или
ночью в подворотне вам встречается шумная компания подвыпивших молодых людей с
бейсбольными битами в руках… Или вы сидите в кресле дантиста и с ужасом наблюдаете
за приближающимся жужжащим сверлом бормашины…
Вспомните то, что вас сильно взволновало. То, что способствовало вбрасыванию в
кровь большого количества адреналина. Представьте себе, что вы познакомились с жен-
щиной или мужчиной вашей мечты и прямо сейчас вам предстоит первое свидание - мо-
жет быть, с далеко идущими последствиями… Или, к примеру, вы собираетесь на церемо-
нию вручения «Оскара» и находитесь в числе номинантов. Или с парашютом собираетесь
прыгнуть первый раз в жизни - и страшно, и весело, и нервы щекочет…
Ну что, надпочечники заработали? Сердечко забилось? Поздравляю, самое сложное вы
уже сделали, реакцию вызвали. Сейчас потренируемся ею управлять.

Практикум «адреналиновый барометр»

Шаг 1. Создайте воображаемую шкалу.
Сначала нам для этого прибора нужна шкала. Ноль - это минимум, двадцать - макси-
мум. Шкалу эту нужно вообразить на полу - так, чтобы по ней удобно было ходить. Длина
шкалы - 3-5 метров.
Шаг 2. Определите состояние в крайних точках.
Теперь нам нужны состояния в крайних точках.
Ноль - предсонное состояние. Вы почти засыпаете, разговариваете с собой тягучим,
медленным голосом, дышите медленно и глубоко. Взгляд слегка расфокусирован. Про-
чувствовали? Хорошо.
Теперь сойдите со шкалы и подойдите к точке максимума. Здесь вы вспоминаете состо-
яние крайнего эмоционального возбуждения (желательно положительного). Крик заядлого
болельщика «Г-о-о-л», ощущение во время прыжка с парашютом или спуска на амери-
канских горках вполне подойдет. Или ощущение перед первым свиданием. Или перед
свадьбой. И переживите его еще раз! Максимально! На 100 процентов! Даже на 105! А
еще лучше на 110!
Шаг 3. Создайте плавный переход.
Теперь нам нужно, как говорят физики, откалибровать шкалу. Нужно сделать так, что-
бы было не два пиковых состояния, а плавный переход между ними.
Для этого пройдитесь несколько раз по шкале и обратно. Обычно падение настроения
от максимума к минимуму происходит само собой; а обратный процесс дается тяжелее.
Вот с этим и нужно разобраться. Адреналин должен расти пропорционально цифирькам
на шкале. И плавно.
Ходите по шкале, пока не почувствуете, что вам удалось освоить плавный переход наст-
роения.
Шаг 4. Убедитесь, что шкала работает.
А теперь самое интересное: вы по шкале ходите, усилий не прилагаете, а состояние ме-
няется. Само! Проверьте. Походите и убедитесь. Никакого мошенничества, просто свойст-
во человеческой психики.
Шаг 5. Шкала двигается сама.
Но на этом облегчение жизни не заканчивается. Есть еще резервы. По шкале можно не
ходить - можно представить, что она двигается сама. Вы стоите, а она двигается. И ваше
состояние меняется соответственно. Получилось? Теперь можно установить шкалу так,
как вам удобно. Можно поднять с пола и пропустить через грудь. Или пусть она находит-
ся перед вами. В конце концов, можно ее и круговой сделать, со стрелкой. Лишь бы рабо-
тала.
Проверьте, работает ли это, и выберите самый удобный для себя вариант.
Шаг 6. Тренировка.
Естественно, нужно тренироваться в использовании этой шкалы. Опробуйте переход в
ряд состояний, например: 2, 4, 8, 5, 3, 12, 18, 1, 16 и т. д. Старайтесь с каждым разом пере-
ходить как можно быстрее. И если вначале стоит делать небольшие шаги, балла по два-
три, то к концу тренировки шаги нужно увеличить.
Вам понравилось? Отлично!
В принципе, это упражнение можно делать мысленно - определять нулевое и макси-
мальное значение, а потом внутренне менять состояние, сопоставляя его со значениями
шкалы. Хотя выравнивать состояние, шагая вдоль шкалы, много проще, чем мысленно.
Также можно немного модифицировать это упражнение. После того как вы отработали
плавный переход состояний (Шаг 3), вы можете не пользоваться нашей визуальной мета-
форой, а найти ее сами, создать ее для себя. Например: «А теперь представь, что у тебя
внутри есть регулятор, который ты можешь выставлять на нужное значение уровня адре-
налина. Проверь, как он работает…»
Этот способ бывает более удобен тем, у кого возникают трудности с визуализацией. Ес-
ли метафорически тоже не получается, можно отметить изменение внутренних ощущений
и связать эти ощущения с числовыми значениями.

В джунглях общения

Принципы общения и правила, с которыми можно спорить

Каждый сам за себя!
Закон джунглей в интерпретации шакала Табаки
Мы с тобой одной крови, ты и я.
Закон джунглей в интерпретации Маугли

<< Предыдущая

стр. 4
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>