<< Предыдущая

стр. 8
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

плюсы и минусы.
В каждом канале есть свои достоинства. В каждом канале свое волшебство. Своя прав-
да.
Все мы можем слышать, видеть и чувствовать, но большинство людей пользуется в ос-
новном одной системой для создания собственной картины мира. По способу восприятия
людей можно (очень условно, разумеется) разделить на визуалов, аудиалов, кинестети-
ков и дигиталов .
У студентов на тренингах часто возникает вопрос - а как понять, какой канал у собесед-
ника ведущий? Как отличить визуала от аудиала, а дигитала от кинестетика? Как выявить
собственные предпочтения?
Сенсорные предпочтения легко «прочитываются» и в речи, и в манерах, и даже во
внешнем облике человека.
Визуалы, как правило, говорят быстро, часто употребляют слова вроде «видите ли»,
«рассмотреть вопрос со всех сторон», «ясные перспективы»… Чаще всего им свойственно
худощавое телосложение и резкие, порывистые движения. Очень любят элегантно оде-
ваться и тщательно следят за своей наружностью.
Аудиалам свойственна привычка говорить много и охотно. Темп речи несколько мед-
леннее, с выразительными переходами и модуляциями. У них часто бывает красивый и
мелодичный голос, завораживающий собеседника. Любимые слова «послушай(те)!», «зву-
чать в унисон», «как уже было сказано».
Кинестетики - люди, приверженные к телесным удовольствиям. Любят много и вкусно
покушать, из-за чего часто имеют избыточный вес. Говорят медленно, голос низкий. В
одежде больше всего ценят удобство, а потому способны носить любимый свитер лет де-
сять. Любимые слова - все, что относится к чувственной сфере. Тут будет и «теплый при-
ем», и «принимать близко к сердцу», и «твердые основания», и «мороз по коже».
Дигиталы сами по себе категория достаточно загадочная. Сто лет назад в нашей циви-
лизации этого типа людей фактически не было. Это «изобретение» нашего времени и от-
части советской эпохи. Это единственная система, которая работает не с окружающим ми-
ром, а разговаривает сама с собой. В этом ее большой минус. Человек перестает реагиро-
вать на сигналы внешнего мира, а делает все согласно своим внутренним инструкциям. В
повседневной жизни оперирует цифрами и оценочными категориями, любит ссылаться на
экспертные мнения. Чаще всего работает программистом или бухгалтером, большую
часть времени проводит в виртуальном пространстве и на окружающий мир почти не об-
ращает внимания.
Ведущий канал человека может меняться со временем. Если вы, к примеру, встретили
друга, который пять лет назад был кинестетиком, любящим вкусно поесть, скорее всего,
он им и остался. А вот если увидели приятеля по детскому саду - то возможны изменения.
Если у человека ведущая система визуальная - это совсем не означает, что он ничего не
слышит и не чувствует. Просто одной системой он пользуется чаще и охотнее. Она у него
ведущая . В ней он проводит большую часть времени. Здесь он находит больше всего раз-
личий и тонкостей. Этот вариант коммуникации с миром у него самый любимый.
Как и многие великие вещи, каналы восприятия человека (внутренние языки человечес-
кого мозга и их влияние на общение) были открыты случайно. Один психолог услышал от
своего пациента фразу, которая показалась ему смешной: «Я вижу, что вы говорите». Фра-
за эта показалась американцу по фамилии Бендлер забавной, и он решил предположить,
что человек создал образы из его слов. В этот же вечер на группе студентов, с которыми
он занимался в психологическом кружке, был поставлен эксперимент. Каждого студента
он попросил рассказать о цели, зачем он пришел на группу. Если в речи человека было
много слов-ощущений, ему выдавали желтую карточку. Если слов-звуков - зеленую. Сту-
денты, отдававшие предпочтения словам-образам, были маркированы красными карточка-
ми.
Разделив таким нехитрым образом группу на три части, Ричард Бендлер предложил
объединиться в пары и поболтать обладателям карточек одной масти. А после этого побе-
седовать с кем-нибудь из представителей «другого цвета». Почти всем студентам найти
взаимопонимание во второй раз было значительно сложнее, чем в первый.
К сожалению, у людей, использующих разные сенсорные каналы, действительно неред-
ко возникают сложности в понимании и общении. К примеру, если вы привыкли воспри-
нимать мир преимущественно через зрительные образы, а ваш собеседник - через ощуще-
ния тела, ваши оценки одного и того же предмета или явления могут быть совершенно
различны.

...

Наташа Ростова прогуливается с поручиком Ржевским по осеннему саду. Она мечта-
тельно смотрит на иссиня-черную воду пруда, в котором плавают два белоснежных ле-
бедя.
- Скажите поручик, а вы бы хотели, как эти лебеди, плыть куда-то вдаль по черной
речной глади…
- Бр-р! Наташа! Голым задом в холодную воду! Нет уж, увольте-с!

Сенсорные предпочтения - важный критерий для приобретения любых товаров. Так, ви-
зуалам важно, чтобы вещь (причем неважно, какая именно - хоть пылесос, хоть автомо-
биль) была красивой и эстетично выглядела, а для кинестетика главное - удобство. Диги-
тала же вполне могут убедить цифры и технические характеристики. Если продавец, рас-
сказывая о товаре, предлагая померить, пощупать или понажимать кнопочки, «попадает»
в основной канал покупателя, его слова будут восприняты с пониманием, а если нет - лю-
бая, даже тщательно подготовленная и выверенная презентация вызовет только раздраже-
ние.
Особенно много вопросов из-за несовпадения стилей мышления возникает при воспита-
нии и обучении детей. Если проверить на сенсорные предпочтения первоклассников, то
выяснится, что большинство из них кинестетики. Познавать окружающий мир руками, но-
гами, ртом для них намного проще, чем глазами и ушами, а тем более - логически. Визу-
альный канал у детей, как правило, начинает развиваться несколько позже, к средним и
старшим классам. Все бы ничего, но у нас как школьное, так и вузовское образование
построено на дигитально-визуальной системе. Ощущать, осязать в нашей школе фактичес-
ки нечего. К тому же естественная для здорового ребенка подвижность и непоседливость,
мягко говоря, не приветствуется. Получается, что на «родном» языке с детьми разговари-
вать никто не хочет (а часто и не может) и им, для того чтобы избежать неодобрения
взрослых, надо перестраивать собственные модели восприятия мира. Те, кто этого не мо-
жет или не хочет, школьную программу усваивает плохо и за ней просто не поспевает -
кинестетика гораздо медленнее всех прочих систем. Большинство умных слов для таких
детей - тарабарщина. На них быстро вешают сначала ярлык «отстающих», потом «тупых»
и на этом успокаиваются. О том, что на самом деле «тупым» в этом случае гораздо пра-
вильнее считать учителя, который просто не смог перевести знания со своего языка на
язык ребенка - никто не думает.

...

Моя тетя в школе преподавала физику. О сенсорных каналах она скорее всего не имела
понятия, но педагогом была хорошим. И понимала, как нужно объяснять физические
термины и понятия. И ее понимали. Ее дети из года в год занимали первые места на
школьных олимпиадах. А родители «тупых» учеников из других школ приводили их к тете
для того, чтобы она «объяснила».
Кстати, у нее «тупых» в классе не было. Я несколько раз приходил к ней на уроки и с
удовольствием слушал, как она рассказывает. Во-первых, у нее был очень мелодичный го-
лос, который приятно было слушать. Во-вторых, на стенках и на доске постоянно висе-
ли плакаты с картинками, на которых все можно было рассмотреть. В-третьих, на
каждом уроке она давала упражнения на действия, чтобы можно было на себе про-
чувствовать, пусть и в игровой форме, тот или иной физический закон - силу тяжести
или преломление света.
Кстати, у нее не было даже мыслей о том, что ребенок может что-то не понять или
быть к чему-то не способным. При этом подчеркиваю, она работала с инвалидами.

Существует прямая связь между сенсорной гибкостью и хорошей коммуникацией. Чем
лучше вы понимаете других людей и чем лучше они понимают вас, тем быстрее вы
добьетесь успеха.
В нашей стране чуть более 140 миллионов людей. Многие думают, что все эти милли-
оны говорят на одном языке. Если это так, то почему же люди друг друга не понимают?
Способность понимать мысли других людей гораздо важнее физики или математики.
Она нужна каждому человеку, нужна каждый день, нужна дома и на работе. Она помогает
человеку жить. Но почему-то в школьной программе этого предмета до сих пор нет. В
институтской - тоже. Как бы вы отнеслись к предложению ввести во всех школах препо-
давание языка хинди и при этом в корне запретить обучать русскому? Между тем факти-
чески так и происходит.
После рассказов о каналах восприятия люди часто спрашивают: «А зачем этим зани-
маться? Может, стоит ограничиться тем, что дала природа? Тем более что жизнь коротка,
а науки необъятны». Подтекст этих вопросов такой: «Нам лень этим заниматься, особенно
если это не принесет быстрых и ощутимых результатов».
На самом деле нам стоит развивать свою сенсорную чувствительность и умение жить в
разных каналах, потому что это помогает общению с другими людьми. Если вы говорите с
человеком на одном языке - вам с ним легче договориться.
В заключение хочется предостеречь читателя от навешивания ярлыков. Это, конечно,
было бы очень удобно, но человек сложнее и интереснее любых шаблонов. Для воздейст-
вия на его мышление нужно больше гибкости, изобретательности и внимания к обратной
связи.
Ведущая репрезентативная система может зависеть от контекста. Дигитал на работе,
ночью в постели с женой может переквалифицироваться в кинестетика. Кинестетик, при-
дя на балет, может переключиться в визуальный или аудиальный канал.
И потом, человек существо хитрое. Оперирует информацией он обычно в одной систе-
ме, а решения принимает в другой. Если человек с ведущей визуальной системой будет
выбирать, к примеру, машину, то он все тщательно рассмотрит, попридирается к цвету са-
лона, к виду обивки, к тому, насколько гармонично расположена на передней панели маг-
нитола, но решение может принять на основе ощущений.
В речи это будет звучать примерно так: «Я внимательно все рассмотрел и чувствую ,
что это то, что нужно».
Или, если сенсорная раскладка другая, может быть так: «Я попробовал эту машину в де-
ле, почувствовал, как она на дороге, представил, как она будет выглядеть, и мне понрави-
лось.
Или: «Послушав мнение соседей, я сказал себе: Надо покупать!»
Но главное, человек может сам не знать о своей внутренней стратегии (способе приня-
тия решения, способе действия), но в речи он почти всегда об этом неосознанно скажет.
Слова и мысли очень тесно связаны.

Практикум «рассказ об отпуске»

Участвуют пять человек.
Шаг 1. Распределение ролей.
Один участник назначается «рассказчиком». Темой рассказа может быть какая-нибудь
история из его жизни - отпуск, путешествие и т. д. Остальные распределяются следующим
образом - второй партнер записывает все слова, описывающие зрительные образы (напри-
мер, синее море, алый закат), третий - слова, описывающие звуки (плеск волн, тихий шо-
рох листьев), четвертый - ощущения (горячий песок, сладкое вино) и пятый - слова внемо-
дальные, т. е. не имеющие выраженной сенсорной направленности.
Шаг 2. Рассказ.
Первый участник рассказывает. Его задача - быть естественным, думать только о рас-
сказе, действительно поделиться воспоминаниями. Остальные внимательно слушают, отс-
леживают и записывают слова-указатели.
Шаг 3. Обмен впечатлениями.
По истечении 3-5 минут каждый участник зачитывает те слова, которые он записал. Вся
группа слушает и определяет, относятся ли все названные участником слова к той репре-
зентативной системе, за которой он следил.
Шаг 4. Подсчитайте слова-указатели.
Подсчитайте слова-указатели, относящиеся к каждой репрезентативной системе, и оп-
ределите ведущую (т. е. ту, в которой их будет больше). Подсчитайте также общее коли-
чество таких слов и сравните с количеством слов внемодальных, что позволит судить об
общей сенсорности речи данного человека.
Шаг 5. Поменяйтесь местами.
Участники меняются местами.

Практикум «любовное письмо»

Напишите любовное письмо девушке или молодому человеку, зная что она (он):
- визуал,
- аудиал;
- кинестетик;
- дигитал;
- визуал-кинестетик (подразумевается, что человек имеет предпочтение более чем в од-
ной репрезентативной системе. Важно также учитывать, в какой последовательности стро-
ится речь - например, в данном случае смысловая фраза начинается в визуальном ключе, а
заканчивается в кинестетическом);
- кинестетик-аудиал;
- визуал-дигитал;
- кинестетик-дигитал;
- аудиал-визуал.
Примеры:
Девушке-кинестетику

...

Милая моя, ласковая и нежная!
Сейчас за окном сыро и промозгло, идет противный моросящий дождь и тоска по тебе
сжимает стальным обручем мою душу. Меня бросает то в жар, то в холод от одной
мысли, что я еще не скоро смогу вдохнуть аромат твоих волос, дотронуться до твоей
кожи, коснуться своими губами твоих губ. Я вспоминаю, как мы с тобой сидели обняв-
шись теплой летней ночью у самой кромки прилива и нежные волны гладили наши ноги, а
ветер ласкал наши тела. Океан горячих чувств бушует во мне и теперь, когда я пишу это
письмо. Я люблю тебя искренне и нежно, тепло и страстно… Чувствуешь ли ты то же
ко мне? Если да - то я буду жить одной надеждой и мечтой обнять тебя снова через
год…

Девушке-визуалу

...
Солнце мое!
Я уже давно не видел тебя, но твой образ по-прежнему у меня перед глазами. Я вижу,
как лучик света играет в твоих чистых каштановых волосах, как блики отражаются в
зеленой глубине твоих глаз… Твоя красота затмевает все вокруг меня. Ты позволила мне
взглянуть на мир другими глазами, ты открыла мне новые горизонты… Лишь только я
закрываю глаза и начинаю мечтать о тебе, я вижу, как мы идем по сказочно красивому
осеннему парку, глядим друг на друга, на рыжие и золотые листья, летящие вокруг нас, -
и перед нами открывается яркая дорога будущей жизни… Я люблю тебя и надеюсь, что
мы скоро увидимся…

Девушке-аудиалу

...

Я опять хочу с тобой поговорить…
Опять вспоминаю твой звонкий смех и твой чарующий голос. Как давно я не слышал
его… Вокруг тишина, но, когда я вспоминаю о тебе, в сердце звонят колокольчики и поют
птицы…
Без тебя мир перестает для меня существовать. Я просто перестаю его слышать…
Он утратил всю свою мелодичность, я перестал различать звуки природы… Все слилось
для меня в одну мелодию - мелодию твоего имени.
Знаешь, я начал учиться игре на фортепиано. Ты была права - это прекрасно. Больше
всего на свете я хотел бы написать самую чарующую музыку и посвятить ее тебе - са-
мой гармоничной женщине на свете!

Девушке-дигиталу

...

Виктория!
Хочу объяснить тебе суть происходящих со мной переживаний, которые повышают
уровень гормонов в моей крови. Отсутствие общения с тобой в течении двух последних
дней пробудило во мне вполне логичное желание написать тебе письмо о том, что я осоз-
нал твое значение в моей жизни.
Я пришел к выводу, что моя прошлая жизнь, в которой отсутствовала ты, была ирра-
циональна. Однако следует признать, что твое появление в моей судьбе действительно
наполнило ее смыслом.
Хочу довести до твоего сведения, что, планируя свой дальнейший жизненный путь, я
хотел бы предложить тебе разделить ответственность за наших будущих детей.

Мужчине-кинестетику

...

Милый!
С утра я просыпаюсь заново рожденной от предвкушения нашей с тобой встречи. Я
принимаю душ, и капли воды, стекающие по моей гладкой, упругой коже, представляют-
ся мне твоими нежными руками, твоими страстными, сильными объятиями, от кото-
рых мое дыхание замирает. Я надеваю то самое шелковое, воздушное, скользящее белье,
которое так тебе нравится… Я окунаюсь в облако духов, напоминающих о прошлой
встрече с тобой, мой любимый. Я почти физически чувствую твое прикосновение. Если
бы ты мог быть рядом! Я ужасно соскучилась по тебе, твоим теплым губам, жестким
волосам, жгучим глазам, сильным рукам… Жду тебя!

Мужчине-визуалу

...

<< Предыдущая

стр. 8
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>