<< Предыдущая

стр. 9
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Любимый, прекрасный мой!
Как давно я не видела тебя! В эту темную ночь, когда яркие звезды смотрят на меня с
неба, я закрываю глаза и вижу тебя. Помнишь, когда мы гуляли под ярким сочинским
солнцем, и вокруг цвели ослепительно белые магнолии, и ты был в ослепительно белом
костюме, и мы вместе кормили чаек… Как сейчас вижу, что ты тогда сказал: «Смотри,
видишь те две бригантины вдали, с алыми парусами, - они чем-то похожи на нас»… Я
так и не успела тебя спросить, что ты имел в виду… Очень хочу тебя увидеть!
С любовью из белых снегов Подмосковья.

Мужчине-дигиталу

...

Давно не решалась тебе написать, однако пришла к выводу, что нужно сделать этот
шаг. Мы с тобой взрослые, серьезные люди и прекрасно осознаем, что вместе нам лучше.
Сейчас наша жизнь обрела смысл. Будучи реалистами, думаю, мы оба понимаем, что на-
ша встреча не могла произойти случайно. И наши отношения развиваются не как отно-
шения просто знакомых людей. В них определенно присутствует что-то большее. Я дол-
го размышляла и пришла к выводу, что нам нужно сделать следующий шаг, думаю, ты
понимаешь меня. Мы вместе уже полгода, и нам пора оформить наши взаимоотношения.
Кроме того, ребенку нужен отец, и я не знаю никого более достойного на эту роль, чем
ты. К тому же вместе легче вести хозяйство. Одно из моих самых лучших воспоминаний
- наши прогулки по мелкооптовому рынку (помнишь, как мы покупали телевизор на ново-
годней распродаже?).
С уважением любящая и понимающая тебя Людмила.

Для удобства можно воспользоваться нижеследующей таблицей перевода
А нюх - как у собаки, а глаз - как у орла!

Имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит…
Библейское изречение


Как часто в обыденной жизни возникает взаимное непонимание между людьми! Хотел
пошутить - а кто-то обиделся, хотел поддержать в трудную минуту - а человек расстроил-
ся еще больше и реагирует соответственно. Вроде бы ничего страшного не происходит -
так, мелкие обиды, взаимные упреки… Но именно из них и вырастают потом разводы,
увольнения с работы или многолетняя непримиримая вражда. Причем по обе стороны бар-
рикад находятся, в общем-то, хорошие люди, которые просто не смогли вовремя друг дру-
га понять. Вот здесь и возникает вопрос: а как понять, чего на самом деле хотел ваш собе-
седник, не обладая экстрасенсорными способностями? Ведь, как известно, «чужая душа -
потемки».
А понять, оказывается, просто.
У всех у нас есть глаза, уши и другие органы чувств, а следовательно, способность по-
лучать информацию из окружающего мира. Так, эскимосы различают более шестидесяти
оттенков снега, профессиональный художник никогда не спутает «ультрамарин» с «бер-
линской лазурью», музыкант поймет разницу между «восьмой» и «шестнадцатой», а вино-
дел может на вкус определить год и место изготовления вина…
Калибровка - это технический термин, означающий тонкое измерение чего-либо. В
контексте психологии калибровка - это способность находить тонкие различия между дву-
мя или более близкими стимулами.

...

Для того чтобы правильно понимать своего собеседника, иногда бывает достаточно
всего лишь внимательно смотреть и слушать.
И, конечно, постоянно совершенствовать внимание и остроту сенсорных ощущений.
Большинство людей подобными тонкостями себя не утруждают. В самом деле, зачем
различать шестьдесят два оттенка снега, если живешь в городе, где цветов у снега всего
два: грязный и очень грязный? А год изготовления вина можно прочитать на бутылке -
там специально для этого этикетка приклеена. Так постепенно теряется острота зрения,
слуха и чувств. Появляются даже редкие индивидуумы, которые, выходя на улицу, не
чувствуют - тепло им или холодно, пока не посмотрят на световое табло или градусник.
Некоторые даже искренне удивляются: «Надо же, минус четыре сегодня! Надо было
пальто надевать».

...

В ресторане посетитель попробовал поданный ему кофе и зовет официанта:
- Официант, я хочу знать, что вы мне принесли - кофе или помои?!
- А вы что, сами определить не можете?
- Нет!!!
- Тогда какое это имеет значение?

Только вот такого градусника для отношений пока еще не изобрели.
Как вы думаете, для чего люди обычно, прежде чем приступить к цели разговора, гово-
рят сперва «ни о чем» (о погоде, например?). Или задают дежурный вопрос «как дела?».
Или заботливо осведомляются у собеседника: «Как вы доехали?» Что это - просто вежли-
вость? Не только. Для человека опытного и внимательного это еще и хорошая возмож-
ность наладить предварительный контакт и «откалибровать» собеседника: заметить, как
отражается у него на лице и в голосе состояние согласия или несогласия, радости, удивле-
ния или протеста. Эти различия могут быть маленькими, едва заметными - человек всего
лишь слегка меняет позу, хмурится или улыбается, голос звучит чуть-чуть по-иному - бо-
лее отрывисто или плавно, меняется тембр или скорость речи…
Здесь хотелось бы предостеречь от слишком строгого следования шаблонам. В специ-
альной психологической литературе «язык жестов» описан очень подробно. Но все харак-
теристики очень индивидуальны, и было бы неразумно накладывать общую усредненную
модель на каждого конкретного собеседника. Рисунок жестов и поз, мимики и голоса у
каждого свой, очень индивидуальный. Зато, «прочитав» или «расшифровав» эти малоза-
метные индивидуальные различия, всегда можно понять состояние собеседника в данный
момент.
Особенно это актуально для близких отношений. Просто диву даешься - как иногда лю-
ди умудряются быть невнимательны к своим родственникам! Годами жить под одной
крышей и не замечать нюансов поведения самых вроде бы близких и родных людей. И
снова и снова осуществлять те же неудачные модели поведения.
Так что же делать? В первую очередь быть внимательным к обратной связи - любой.
Помнить, что если лгать словами довольно легко, то телом и лицом - намного труднее.
А главное, почаще практиковаться в калибровке - сначала на тренинге, а потом в жизни.
Легче всего калибровать маленьких детей. Их реакции гораздо более заметны, мысли
напрямую отражаются в теле. По мере взросления человек начинает контролировать свои
реакции и язык тела становится менее заметным. Но он все равно есть! Как бы хорошо че-
ловек ни контролировал себя - его реакция в теле все равно проявится. Правда, для того,
чтобы отследить ее, понадобится калибровка более тонкого уровня.
Умению включать у себя «антирадар» для своих реакций обучают профессиональных
переговорщиков и представителей спецслужб. Это понятно - слишком откровенный жест
может человеку дорого стоить.
Кстати, на Западе есть профессия «калибровщиков». Этим людям не нужны специ-
альные знания, им нужна наблюдательность. Они замечают, на каком уровне цен противо-
положная сторона готова подписать контракт, какие условия самые важные или что-то
еще. А информация, тем более правдивая, дорогого стоит.
Отчасти калибровка напоминает аппарат под названием «детектор лжи». Функции при-
мерно одни и те же - определить, когда человек говорит правду, а когда лжет. Стратегии
выявления реакций тоже примерно схожи. Сначала человеку задается серия гарантирован-
ных вопросов «Да», на которые он ответит согласием. При помощи датчиков замеряют
пульс, частоту дыхания, мышечный тонус, потливость. Потом серия вопросов «Нет». Раз-
ница поведенческих реакций и составляет словарь мысле-кодов человека. Никакой мисти-
ки - сплошная физиология. Мысль отражается в теле, материализуется.
Почему это происходит? Все просто. Вспомните, как работает мозг: любая человеческая
мысль - реакция нейронов головного мозга. Нервные окончания мозга приводят в дейст-
вие все человеческое тело.
Кстати, на Востоке, в дорогих магазинах и банках, есть свой вариант «калибровщиков».
Это может быть дряхлый старичок, который просто сидит, перебирает четки и в полутран-
совом состоянии рассматривает посетителей. Если он неожиданно сбивается, то клиент,
который вызвал такую реакцию, на кредит может не рассчитывать.
На хорошем навыке калибровки построена и реакция цыганок. Они внимательно калиб-
руют реакции своей жертвы, выявляя простейшие признаки «да-нет», а потом, произнося
набор вариантов, выявляют истинные реакции человека и их уверенно «отгадывают».
Родители обычно замечают, когда их дети врут. И дело не в том, что они потратили нес-
колько дней на тщательную калибровку отпрысков и выявление того, как у них изменяет-
ся цвет лица и дыхание в разных ситуациях. Они просто «знают», и все. Дело в том, что
обучение человека идет не всегда осознанно, и в данном случае умение замечать реакции
другого человека формируется сразу на уровне бессознательной компетентности.
Хочется предостеречь читателей от изучения многочисленных пособий по «языку жес-
тов».

...

Дело в том, что у каждого человека жесты индивидуальны.

Конечно, есть какие-то возрастные и культурные сходства, но полного соответствия, к
сожалению, нет. Было бы гораздо удобнее за раз выучить единый для всех «язык жестов»
и «переводить» с его помощью всех встреченных людей. Но калибровать живого человека
гораздо интереснее.
К тому же очень сильны и культурные различия. Традиционные американские жесты
часто не похожи на традиционные российские. У южных народов (итальянцев, испанцев,
греков, армян) темп речи намного выше и жестикуляция экспрессивнее, чем у немцев,
англичан или скандинавов.

...

За соседним столиком смуглые итальянцы громко кричали друг на друга, бурно жести-
кулируя и вращая глазами. Мистер Куль хватался попеременно то за Библию, то за дол-
лары, опасаясь что вот-вот начнется потасовка с ножами, а возможно, и с револьвера-
ми. Учитель быстро успокоил его, объяснив что итальянцы вовсе не ссорятся, а, напро-
тив, вполне мирно обсуждают белый соус к спагетти и икры хозяйской дочки.
И. Эренбург. Хулио Хуренито

Хотя некоторые общие тенденции в реакции различных людей можно отследить. Да, в
нашей культуре в случае согласия люди часто делают легкий кивок головой, да, если они
испытывают к чему-то или к кому-то интерес, то зрачки у них обычно расширяются, лицо
розовеет, на лице появляется легкая улыбка… Но это тенденция, а не правило. Существу-
ет очень много людей, у которых реакции другие. И если вы не потрудитесь их откалибро-
вать, то воспользоваться невербальной подсказкой и определить истинную реакцию чело-
века тоже не сможете.
Потренируемся в умении замечать, отслеживать и запоминать тонкие, почти незамет-
ные различия.

Практикум «фотографирование взглЯдом»

Участвуют двое.
Шаг 1. Создайте «творческий беспорядок».
Один участник раскладывает на столе в произвольном порядке 10-12 мелких предметов
(ручки, карандаши, книги и т. д.).
Шаг 2. Запомните расположение предметов.
В течение 20 секунд второй участник внимательно смотрит на них, как бы «фотографи-
руя» взглядом. Затем отворачивается.
Шаг 3. Слегка поменяйте картину.
Первый участник слегка меняет расположение предметов (так, чтобы получилось 5-7
незначительных отличий).
Шаг 4. Найдите отличия.
Второй участник поворачивается. Его задача - найти отличия и привести предметы в
первоначальный порядок.
Шаг 5. Поменяйтесь местами.
Партнеры меняются местами.

Практикум «звуковой камертон»

Участвуют трое.
Шаг 1. Создайте «пространство звука».
Первый участник закрывает глаза и готовится к восприятию. Двое других, переходя с
места на место, по очереди издают один и тот же звук (например, щелчок пальцами или
хлопок ладонями), каждый раз называя свое имя. Важно, чтобы они каждый раз воспроиз-
водили звук одинаково.
Шаг 2. Определите разницу.
Когда первый участник найдет разницу в звучании двух других (т. е. откалибрует их),
они прекращают называть свои имена и начинают воспроизводить звуки в произвольном
порядке. Первый, основываясь на произведенной калибровке, сам называет имя источника
звука. Если он ошибается, ему нужно дать знать об этом. Если ошибается очень часто,
следует вернуться к шагу 1 и повторить калибровку.
Шаг 3. Обмен опытом.
После 6 правильных ответов подряд первый участник дает обратную связь о том, какие
различия (громкость звука, высота и т. д.) он использовал для определения.
Шаг 5. Поменяйтесь местами.
Участники меняются местами.

Практикум «принцесса на горошине»

Инструкция такая же, как в предыдущем упражнении, за исключением замены звуково-
го стимула на какое-либо ощущение (касание ладонью плеча, пальцем ладони и т. д.).

Практикум «да» и «нет»
Участвуют трое.
Шаг 1. Задайте простые вопросы.
Первый участник занимает место на небольшом расстоянии от двух других. Они начи-
нают задавать ему однозначные вопросы, на которые можно ответить только «да» или
«нет». Вопросы должны быть таковы, что все трое заранее знают на них ответы (время го-
да, обстановка в помещении, одежда присутствующих и т. д.). Первый участник отвечает
молча, входя для этого в определенное состояние (согласия или несогласия). Другие наб-
людают за ним, отмечая внешние визуальные признаки (микродвижения губ, бровей, глаз,
головы, рук и ног, изменения цвета кожи, дыхания, тонуса мышц и т. д.).
Шаг 2. Определите разницу «согласия» и «несогласия».
Определив разницу между состояниями согласия и несогласия, второй и третий участ-
ники начинают задавать вопросы, на которые они не знают ответа. Первый отвечает им
тем же способом, а они решают сами, каков был ответ - «да» или «нет». Первый дает об-
ратную связь - правильно ли они определили.
Шаг 3. Поменяйтесь местами.
Участники меняются ролями.

Практикум «детектор лжи»

Участвуют трое либо мини-группа из трех-пяти человек.
Шаг 1. Задайте вопросы, ответы на которые известны всем троим.
Первый участник садится напротив двоих других. Они начинают задавать вопросы, от-
вет на которые известен всем троим. Задача первого участника - входя в состояние согла-
сия или несогласия, повторять последнюю часть вопроса (например, «сейчас на улице
зима? - на улице зима»). Второй участник калибрует визуальные признаки, как в предыду-
щем упражнении, третий участник - различия в голосе (высоту, громкость, темп, быстроту
ответа).
Шаг 2. Задайте «неизвестные» вопросы.
Второй и третий участники обобщают свои наблюдения и начинают задавать вопросы,
ответы на которые они не знают. Первый участник также повторяет последнюю часть воп-
росов, входя в соответствующее состояние, и дает обратную связь - правильно ли опреде-
лили.
Шаг 3. Поменяйтесь местами.
Участники меняются ролями.

Рецепт на розовые очки (о таинстве рефрейминга)

Я не жадный. Я домовитый.
Домовенок Кузя


Весенний дождь за окном - это хорошо или плохо? Плохо? Гулять неудобно? Верно, за-
то такой дождик почище промоет улицы лучше любой поливальной машины. Воздухом
дышать будем чистым. Листики по-весеннему заблестят зеленью, настроение будет хоро-
шее. Да и для урожая дождь необходим. Хотя, конечно, гулять под дождем затрудни-
тельно. И заболеть недолго, если промерзнуть да ноги промочить. К тому же дожди сей-
час все больше кислотные, от них волосы выпадают. На зонтиках и то дырки образуются.
А когда из-за туч солнце появляется, это хорошо или плохо? Хорошо, потому что наст-
роение повышается? А если от светила идет повышенная радиация. И, кстати, загар сегод-
ня не в моде. Хотя от солнечных лучей витамин вырабатывается - витамин Д. Образова-
нию рахита препятствует. Да, и что бы ни говорили парижские модельеры, загорелые де-
вушки мужчинам нравятся. К тому же солнечные лучи хорошо от всяких депрессий изле-
чивают.
В жизни все обстоит отнюдь не столь однозначно. К примеру, 1893 год на юге Франции
выдался на редкость засушливым. Для крестьян это было плохо, потому что весь урожай
погиб на корню. Зато виноделы этот год вспоминали долго и с удовольствием - от солнца
ягоды налились таким неповторимым вкусом и ароматом, что вина этого года ценились
знатоками чуть ли не на вес золота.

<< Предыдущая

стр. 9
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>