<< Предыдущая

стр. 12
(из 17 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.
*****
Почки.
У людей, не умеющих совладать со своими чувствами, a особенно у этих, кто имеет проблемы в сфере общения с другими людьми, трудности могут проявлять себя тенденцией к появлению камней в почках, что затрудняет очищение организма от продуктов обмена веществ.
Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа сделай несколько глубоких вдохов, медленно выдыхая воздух. Максимально расслабь область грудной клетки и представь, что вместе с воздухом Ты вдыхаешь яркий, очищающий свет. Этот свет несет Тебе доброту и любовь и очищает твое тело от негативных эмоций – гнева, раздражения, злости, тоски. Представь себе эти эмоции в виде каких-то негативных символов. Подумай о том, как этот очищающий свет заполняет все каналы Твоего тела и, проникая в почки, растворяет находящиеся в них камни.
Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.
*****
Печень.
Чувства подавленности, тоски и огорчения могут нарушать деятельность печени, выполняющей ведущую роль в очищении организма от ненужных веществ и поддержании внутреннего химического баланса.
Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа вообрази, что делаешь большой освежающий глоток прохладной жидкости, цветом напоминающей молоко. Ощути, как составные части этой жидкости проникают в твое тело, насыщая при этом его мышцы, кости кожу. Твоя печень впитывает эту жидкость, как губка поглощает чистую воду.
Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления
Плечи.
Недомогания в области шеи и плечевого пояса часто связаны с чувством чрезмерного отягощения взятыми на себя обязательствами и стрессовым напряжением. Могут быть также проявлением отсутствия гибкости в жизненных обстоятельствах, неумения менять свои убеждения. Мы не можем ожидать, что кому-то удастся пройти по жизни, не принимая на себя тяжести решений и ответственность за них.
Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа представь себе, что на своих плечах Ты держишь огромный мешок с зерном, который Тебе необходимо пронести длинной, извивистой, крутой и пыльной тропой. В мешке есть маленькая дырка, сквозь которую с каждым твоим шагом тоненькой струйкой высыпается зерно, из-за чего тяжесть на твоих плечах становится все меньшей. С каждым разом, когда останавливаешься, чтобы передохнуть, можешь оглянуться и увидеть семена, из которых прорастают новые сильные растения. Они обозначают пройденный Тобой путь. Не спеши как можно быстрее поспеть к концу дороги. Мешок с зерном, который Ты несешь на своих плечах, перестанет казаться таким тяжелым, когда Ты научишься воспринимать свои обязанности перед жизнью иначе.
Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.
*****
Кожа.
Кожные болезни чаще всего связаны с невосприятием собственного образа, как бы выражая подсознательное желания страдающего ими человека «выпрыгнуть из кожи вон».
Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа вообрази, что погружаешься в ванну, заполненную теплой, ароматной водой. С блаженством ощути ее тепло и целительные свойства. Эта вода насыщена целительными маслами, которые оздоравливают и исцеляют твою кожу. На поверхности твоей кожу они создают невидимую, но действенную защитную оболочку. Насладившись купанием, выйди из ванны и вытрись мягким, теплым, пушистым полотенцем.
Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления
*****

А что по этому поводу скажет наука?
АНАТОМИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
Если Ты действительно знаешь себя самого,
то можешь исцелить себя самого.
Джин Дерохан
Органы иммунной системы называют также лимфоидными органами, поскольку они вырабатывают лимфоциты — белые кровяные клетки, осуществляющие иммунную реакцию. Лимфоциты первоначально вырабатываются в костном мозге. Одна группа лимфоцитов - Т-клетки, первую стадию своего развития проводят в тимусе (вилочковой или зобной железе); там они созревают и обретают способность отличать своих от чужих. В то время как лимфоциты путешествуют по всему телу, наибольшие армии этих клеток несут дозор в лимфатических узлах и селезенке, которые содержат специализированные отсеки для разных типов клеток иммунной системы. Все эти иммунологические органы, как ныне доказано, содержат сети нервных клеток, служащие путем воздействия системы мозга и центральной нервной системы на иммунитет.
Клетки иммунной системы формируют многоликую и мощную армию. Ключевыми являются лимфоциты - маленькие белые кровяные клетки, которые различными путями атакуют угрозу организму.
В-лимфоциты, или В-клетки, - названные так потому, что впервые были обнаружены у цыплят в железе, именуемой bursa (сумка), - вырабатывают циркулирующие антитела. Антитела в свою очередь - это крошечные белки из семейства иммуноглобулинов, атакующие бактерии, вирусы и других инородных пришельцев (называемых антигенами). Антитела соответствуют молекулам антигенов, которые они атакуют, как ключ соответствует замку. Каждое антитело атакует только один тип антигена - например, одно антитело будет охотиться за вирусом простуды, а другое - за бактерией, вызывающей пневмонию, - и каждый В-лимфоцит вырабатывает антитела лишь одного вида.
Т-лимфоциты, или Т-клетки, не вырабатывают антител. Они сами атакуют инородную напасть или заставляют делать это другие клетки. (Буква Т происходит от слова тимус, где эти клетки некоторое время развиваются.)
Несколько разных групп Т-клеток выполняют различные функции. Цитотоксичные Т-клетки (природные клетки-убийцы) совместно с другими кровяными клетками, называемыми природными убийцами (ПУ), постоянно патрулируют весь организм, разыскивая опасные враждебные клетки. Обнаруживая вторгшихся врагов, эти Т-клетки прикрепляются к ним и выделяют микроскопические порции ядовитых веществ, уничтожающих врага. Каждая цитотоксичная Т-клетка, как и каждое антитело, «разработана» для нападения только на строго определенную цель: одни атакуют клетки, инфицированные вирусами, другие нападают на раковые клетки, третьи - на трансплантированные ткани и органы (к огорчению трансплантационных хирургов и их пациентов). Каждая ПУ-клетка, напротив, имеет широкий диапазон целей и может атаковать и клетки опухоли, и широкое многообразие инфекционных микробов.
Два других класса Т-клеток, «помощники», и «супрессоры», особенно важны ввиду их верховного регуляционного воздействия на иммунитет. Т-клетки - помощники стимулируют В-лимфоциты на производство антител, в то время как клетки - супрессоры отключают действие клеток - помощников, когда вырабатывается достаточное количество антител. Эти клетки сообщаются друг с другом, вырабатывая интерфероны, интерлейкины и другие химические сигнальные вещества, управляющие деятельностью клеток иммунной системы.
Для оптимального здоровья соотношение помощников и супрессоров должно быть сбалансированным.
Люди, страдающие СПИДом и другими болезнями иммунодефицита, имеют низкое соотношение (слишком мало клеток-помощников); люди с аутоиммунными заболеваниями, характеризуемыми сверхактивной иммунной системой, часто имеют высокое соотношение помощник/супрессор.
Иммунная система — это средство защиты организма от инфекционных болезней и рака. Она выполняет две основные задачи: отличает «я» от «не я» и затем уничтожает, дезактивирует и выводит инородные субстанции, которые идентифицирует как «не я» - неестественную часть тела.
Двумя главными орудиями этого защитного комплекса являются гуморальная и клеточная иммунные системы. В первой белые кровяные клетки, именуемые В-лимфоцитами, вырабатывают антитела, белки, являющиеся ключом к защите организма от бактерий и вирусов в жидкостях тела. Клеточная иммунная система защищает от раковых клеток и вирусов, которые поселяются в клетках тела, (Эта же часть иммунной системы атакует пересаженную ткань и должна подавляться, чтобы уберечь трансплантированный орган от отторжения).
Клеточная иммунная реакция осуществляется не антителами, а различными клетками иммунной системы. К их числу относятся Т-лимфоциты которые помогают организовать общую иммунную реакцию, макрофаги, которые поглощают и растворяют чужеродные микроорганизмы, и природное убийцы, которые оберегают тело от инфицированных вирусами клеток и рака.
Эпидемия СПИДа в последнее время подчеркнула важность иммунной системы в поддержании здоровья. Вирус СПИДа вторгается в тело и уничтожает критически важные клетки иммунной системы, делая инфицированного человека беззащитным перед многими заболеваниями, которые были бы подавлены нормальной иммунной системой. Но и менее серьезные иммунологические проблемы могут оказывать воздействие на здоровье: человек с недостаточно активной иммунной системой особо восприимчив к инфекциям. Если иммунная система сверхактивна и не может аккуратно различать «я» и «не я», повышается риск аллергии или аутоиммунной болезни. Многие эксперты полагают также, что иммунная дисфункция может способствовать развитию и распространению рака.
Миллиарды В-клеток постоянно несут караул по всему телу, причем каждая из них призвана распознавать один конкретный вид чужака, или антиген. Когда в крови появляется антиген, он «улавливается» рецептором на поверхности соответствующей В-клетки. Подобно антителам, вырабатываемым В-клетками, этот рецептор имеет молекулярную структуру, подходящую только к данному конкретному антигену.
Далее, В-клетка поглощает антиген, оставляя один из фрагментов его молекулы на своей поверхности, где его может распознать Т-клетка - помощник. Обнаружив этот фрагмент, она прикрепляется к В-клетке и выделяет ннтерлейкины - химические вещества, стимулирующие В-клетку, которая становится производителем антител, именуемым плазматической клеткой. Плазматическая клетка затем размножается, и образующиеся клетки выбрасывают в кровь миллионы идентичных антител, охотящихся за вторгшимся антигеном.
Антитела могут обезвреживать чужаков многими путями. Например, они могут захватывать токсичные вещества, выделяемые бактериями, и дезактивировать их. Антитела могут обволакивать сами бактерии, привлекая при этом другие белки или клетки иммунной системы, которые уничтожают чужака. Они могут также захватывать вирус, не давая ему возможности инфицировать клетки тела.
Когда антиген, например вирус, попадает в кровь, он может запустить иммунную реакцию различными путями. Любая клетка, инфицированная вирусом, может «выдать» антиген клеткам - помощникам, специально настроенным на распознавание этого антигена. Социализированные клетки, называемые макрофагами, также поглощают вторгшиеся антигены и выдают их клеткам - помощникам. Когда клетки - помощники распознают присутствие антигена, они быстро созревают и размножаются, давая телу возможность бороться с вторжением. Единственный для них способ сделать это - помочь активировать цитотоксичные Т-клетки, которые затем обнаруживают и уничтожают клетки, инфицированные вирусом. (Клетки-помощники помогают также осуществлять реакцию антител.)
Клетка-помощник размножается и активизирует цитотоксичные Т-клетки, когда эти клетки неэффективны. СПИД, самое радикальное иммунологическое расстройство, является результатом полного разрушения клеточной иммунной системы, которое вызывается вирусом, вторгающимся в тело и уничтожающим ключевые Т-клетки – помощники.




Еще раз внимательно прочитай этот раздел и представь себе иммунную систему своего тела в какой-то символической форме. Это могут быть рыцари, сказочные воины, волшебники, врачи и медсестры, пожарники или какие-то другие приемлемые для тебя образы, олицетворяющие защитные силы Твоего организма. Каким образом Ты можешь им помочь и усилить эффективность действия самозащиты своего организма?
Упражнение:
Нарисуй болезнь.
Рисунки также могут помочь нам открыть путь в наш внутренний мир.
1. На белом листке бумаги, расположив его вертикально, изобрази свой портрет, лечение, заболевание и белые тельца крови, борющиеся с недугом. Смело, используй все цвета радуги, а также коричневый, черный и белый цвета, выбери те, которые Тебе больше нравятся, пользуйся карандашами.
2. На другом листке, расположив его горизонтально, нарисуй картинку или сценку цветными карандашами.
3. На отдельном листке Ты можешь также нарисовать свой дом и семью или еще что-то, что Ты считаешь для себя наиболее интересным или важным. Если у Тебя есть серьезные затруднения или перед Тобой сложный выбор, например, в связи с болезнью или другими сторонами своей жизни - изобрази и их. Пусть этот рисунок станет для Тебя возможностью исследовать свое подсознание, что может существенно помочь Тебе в решении любых текущих проблем.
*****
ЭМОЦИИ И БОЛЕЗНЬ
Разум может сделать из ада рай
и превратить рай в ад.
Джон Милтон
Предрасположенные к раку люди и те, кто уже заболел этой болезнью, по-видимому, проявляют слишком большое желание угодить начальству, слишком большое послушание, они слишком неуверенны в себе, слишком терпеливы и склонны скорее подавлять в себе негативные эмоции, особенно гнев, чем выражать их вслух и идти на конфронтацию. Действительно имеется связь между раком и характером личности и что люди с чертами, описанными выше, заболев раком, быстрее уступают натиску болезни, чем люди, демонстрирующие меньшее послушание, большую настойчивость и желание проявлять свой гнев.
Согласно широко принятой теории рака; именуемой гипотезой «иммунного надзора», иммунная система играет постоянную и непрерывную роль по предупреждению развития рака. Эта теория утверждает, что раковые клетки развиваются в организме постоянно, но способность иммунной системы распознавать их как аномальные и уничтожать обычно не дает им развиваться в опухоли. Цитотоксические Т-клетки выполняют ключевую роль в уничтожении рака. Рак развивается, лишь тогда, когда раковые клетки становятся слишком многочисленными, чтобы их можно было уничтожить, - или когда клетки - природные убийцы подавлены или малоактивны.
Клаус Бапсон - один из психологов, занимающихся вопросом предрасположенности к заболеваниям, обрисовал личностные особенности раковых больных, которые в основном фокусируются на двух основных индивидуальных чертах личности, таких как «комплекс неполноценности и подавленность с одной стороны, а с другой - строжайший внутренний контроль и подчинение социальным нормам»; а также на ощущениях ущербности и депрессии как предвестниках болезни
Доктору Джорджу Соломону принадлежит термин «психоиммунология», который он предложил в 1964 году. Доктор Соломон и его коллега доктор Лидия Тимошок с факультета, психиатрии Калифорнийского университета определили то, что он назвал «предрасположенностью к подавлению иммунной системы». Такого рода характеристика была выявлена у больных СПИДом и имела много общего с тем типом адаптации к стрессовым ситуациям, которую доктор Тимошок наблюдала у раковых больных. «Податливость и уступчивость, самоотверженность, отрицание насилия и неумение выражать свои чувства» по всей видимости, имеют связь с предрасположенностью к раковым заболеваниям. Ученые предположили, что, скорее всего такой тип личности также предрасположен и к заболеванию СПИДом.
Тимошок и Соломон в настоящее время занимаются изучением тех больных СПИДом, которые прожили дольше всего. На основании своих собственных исследований, а также исследований таких ученых, как Сандра Леви, Кит Петтингейл, Дженис Кикольт-Глейзер, Джордж Энгель и Дэвид Макклелланд, они предварительно определили некоторые черты, способствующие продлению жизни больных. Это ощущение небесполезности существования и целеустремленность, ответственность за свое здоровье, способность к проявлению эмоций и потребностей, а также чувство юмора.
Доктор Джордж Л. Энгель из Рочестерского университета собирал из газет всего мира случаи внезапной смерти. В своих поисках понимания, что же делает нас такими уязвимыми для болезни и смерти в особые моменты жизни, он встретился с историей из жизни одной пары влюбленных: «Тринадцать лет Чарли и Джозефина были неразлучны. По жестокой бессмысленной случайности Чарли был застрелен на глазах у Джозефины в стычке с полицейскими. Выйдя из оцепенения, которое сковало ее в первый момент, она медленно приблизилась к распростертому на земле Чарли, опустилась на колени и застыла, прижав голову к мертвому окровавленному телу. Она уже больше не поднялась; через четверть часа она была мертва».
Существенный момент этой истории: Чарли и Джозефина - это две ламы из зоопарка. Они сбежали во время снежной бури, и Чарли, который никогда не отличался покладистостью, стал неуправляемым, и было решено его застрелить. «Я справился у смотрителя зоопарка о состоянии здоровья Джозефины, на что получил ответ, что по всем признакам она была в прекрасном самочувствии вплоть до этого трагического события».
В 1950 году специалисты по внутренним болезням, психологи и психиатры начали проводить в Рочестерском университете исследования феномена, который впоследствии был назван «комплексом отрешенности и безнадежности».
Это состояние психики, связанное, как правило, с изменениями жизненных обстоятельств, было расценено как фактор, который существенно влияет на многие виды заболеваний. Действительно, результаты их научного исследования показали, что в 70-80 процентах изученных случаев, включающих самый широкий спектр заболеваний, встречающихся в медицинской практике, восприятие событий, основанное на самоощущении отрешенности и безнадежности, способствует развитию заболевания.
Это отношение складывается из чувства безнадежности и беспомощности, заниженной самооценки, потери удовлетворения от существующих взаимоотношений с окружающими и от собственной роли в жизни. Доктор Энгель объясняет это нарушением работы механизмов психической адаптации к стрессовым ситуациям, что, вероятнее всего, приводит к пробуждению регулируемых нервной системой биологических экстремальных схем, которые снижают способность организма бороться с заболеванием.
Эта мысль проходит красной нитью в книге психиатра Виктора Фрэнкла «В поисках смысла жизни». В этой книге он вспоминает о жизни узников концентрационных лагерей во время второй мировой войны. В один момент он сильно пал духом. Но затем среди всего этого ужаса, который выпал на его долю, произошло то, что описано в следующем отрывке: «Я заставил мои мысли повернуться в другое русло, Вдруг представил себя в прекрасно оборудованном, теплом и приятном лекционном зале. Напротив меня сидела в удобных креслах публика, Я читал лекцию о психологии узника концентрационного лагеря! И все, что так мучило меня в тот момент, я видел и описывал с точки зрения науки. Я сам и мои страдания вдруг превратились в объект интереснейшего научного исследования по психологии, предпринятого мною же». Так ему удалось прожить еще один день.
Специалист по внутренним болезням Кэролайн Томас из мединститута Джонса Хопкинса начала изучение взаимозависимости психологических характеристик и заболеваний в сороковые годы, анализируя индивидуальные данные и семейные истории болезни более 1300 студентов-медиков, которые окончили мединститут Джонса Хопкинса в период с 1948 по 1964 год. В последующие десятилетия она продолжала вести наблюдение за их состоянием здоровья, начав подводить предварительные итоги в середине 70-х годов.
Исследования подтвердили наличие психологической корреляции не только с сердечными заболеваниями, психическими отклонениями как она и ожидала, но также и с раковыми заболеваниями, чего она не предполагала. Фактически, доктор Томас предполагала обратное: то, что ее исследование докажет, что рак, в отличие от болезней сердца, гипертонии, психических расстройств и самоубийств, не имеет психологических причин. Тем не менее, оказалось, что у раковых больных, как и у самоубийц и психических больных, гораздо чаще в детстве были плохие взаимоотношения с родителями, чем у остальных групп. Они также чаще подавляли свои эмоции в последующие годы.
В новом исследовании, которое, подтверждает выводы, сделанные Томас по вопросу раковых заболеваний, было проведено сравнение историй болезни почти тысячи усыновленных датских детей 1924—1926 годов рождения. Одновременно проводилось изучение историй болезней их родных и приемных родителей. Исследование показало присутствие генетического фактора в преждевременной смерти от сердечных болезней и инфекции.
Рак в этом смысле представляет собой удивительное исключение, так как наблюдается полное отсутствие корреляции между детьми и их биологическими родителями относительно преждевременной смерти от рака; в то время как наблюдается очевидная зависимость между раковыми болезнями приемных детей и их приемных родственников, умерших от рака в возрасте до пятидесяти лет. Было доказано, что вырабатываемые в раннем детстве психологические модели и установки продолжают оказывать существенное влияние на физически здоровье взрослого человека. Например, обследована группа людей, обозначенных как «одиночки», то есть людей внешне бесстрастных и замкнутых, с ощущением полного внутреннего одиночества. В этой группе подверженность раковым заболеваниям была в шестнадцать раз выше, чем в группе, названной «открытые - экспансивные», в которую включили предрасположенных к депрессивным состояниям, эмоциональным спадам и волнениям, другими словами, людей, которые проявляли свои эмоции так же сильно, как и чувствовали.
Имеется связь между личностью и коронарной болезнью сердца. Пионерами в этих исследованиях были кардиологи из Сан-Франциско Майер Фридмен и Рей Розенмен, которые идентифицировали набор поведенческих характеристик - постоянная торопливость, несдерживаемая враждебность и интенсивная состязательность, присутствовавшие у большинства их пациентов с коронарной болезнью. Для описания такого поведенческого образца они придумали термин - «тип А». «Тип В» описывает людей, не обнаруживающих этих качеств.
Фридмен и Розенмен предприняли перспективное исследование, призванное продемонстрировать, что поведение «типа А» является важным фактором риска для ишемической болезни сердца - эти двое кардиологов определили типы личности более 3000 здоровых мужчин среднего возраста.
В течение последующего периода продолжительностью в восемь с половиной лет у мужчин, отнесенных к «типу А» ишемическая болезнь развивалась вдвое чаще, чем у тех, кто принадлежал к типу В. Фридмен и Розенмен обнаружили, что поведение «типа А» повышало риск у мужчин даже при отсутствии каких-либо физических факторов.
В Гарвардской медицинской школе физиолог Ришар Верье и его коллеги показали, что острый стресс может вызывать опасные аномалии сердечного ритма у людей, уже страдающих ишемической болезнью сердца, постепенной блокировкой артерий, питающих кровью сердечную мышцу.
Три аспекта поведения «типа А» - торопливость, состязательность и враждебность - не в одинаковой степени вредны для сердца. Они явно оказывают неравные воздействия на повседневную жизнь человека. Состязательность и быстрота действий могут приносить пользу, например, помогая достигать поставленной цели. Враждебность же и злоба явно имеют отрицательную социальную или психологическую ценность.
Исследовательская команда в университете Дьюка решила сосредоточиться на факторе враждебности. В 1980 году они опубликовали статью, где показали, что пациенты, у которых обнаружился высокий уровень враждебности по состоявшему из 30 пунктов тесту, оказались в наибольшей степени подвержены сильной закупорке артерий по сравнению с другими пациентами. В частности, они обнаружили сильную закупорку у 70 процентов пациентов с высоким уровнем враждебности.
Психолог Джон Барфут. выполнил аналогичное обследование врачей и юристов, которые прошли тестирование, еще, будучи студентами, соответственно медицинской или юридической школы университета Северной Каролины в 1950-х гг. За 25-летний период наблюдения Барфут обнаружил, что у врачей с высоким уровнем враждебности вероятность развития коронарной болезни оказалась в четыре - пять раз выше, чем у тех, чей уровень враждебности был низок. Были отмечены еще более впечатляющие результаты: «14 процентов врачей и 20 процентов юристов, имевших в 25 - летнем возрасте высокий уровень враждебности, умерли, не достигнув 50 лет. Среди тех, чей показатель враждебности был низок, не дожили до этого возраста лишь 2 процента врачей и 4 процента юристов». Дальнейшее обследование юристов выявило специфические аспекты враждебности, предрасполагавшие к повышенному уровню смертности. К их числу относилось циничное недоверие к людям в целом, часто испытываемая злость и открытое выражение агрессивного поведения. Вопросы, относящиеся к другим чертам характера, которые, казалось бы, могли быть факторами риска, в том числе обобщенное беспокойство, параноидальные идеи и тенденция избегать людей (интроверсия), не предрасполагали к повышенному уровню смертности.
Многочисленные исследования, использующие иные методы, тоже связывают враждебность с будущим риском коронарной болезни. Наиболее убедительное из них было проведено Тедом Дембровски в университете Мэриленда. Кроме того, что злоба повышает риск развития сердечной болезни, она также вредна для сердца, когда коронарная болезнь уже налицо. Обследуя пациентов-сердечников в Стэндфордском университете, психиатр Гейл Айронсон обнаружил, что воспоминания об инцидентах, вызывавших в пациентах злобу, приводили к ухудшению эффективности насосной работы сердца, предполагающему уменьшение снабжения кровью.
Исследования также показали, что неадекватная социальная поддержка или высокий уровень стресса на работе могут вредить сердечно-сосудистой системе. У людей, страдающих от этих факторов в дополнение к враждебности, риск болезни может быть особенно высок. Это значительное различие в уровне смертности за пятилетний период - 50 процентов для социально изолированных пациентов против 17 процентов для тех, у кого было с кем пообщаться, - невозможно приписать никаким первоначальным различиям в степени тяжести болезни между двумя группами. Подобным же образом исследования в трех больницах штата Нью-Йорк показали, что у одиноких пациентов, переживших сердечный приступ, вдвое выше вероятность повторения приступа в течение шести месяцев, чем у пациентов, поддерживающих постоянное общение.
По определению психолога Роберта Карасека из Массачусетского университета в Лоуэлле, высокое профессиональное напряжение является комбинацией двух факторов: высокие требования к производительности труда и малая свобода в решении того, как этой производительности можно достичь. Карасек совместно со своими скандинавскими коллегами показал, что люди, занятые на работе, характеризуемой высоким напряжением, подвержены более высокому риску развития сердечно - сосудистого заболевания и имеют более высокий общий уровень смертности.
В лабораторном эксперименте, проводившемся в университете Дьюка психологом Эдуардом Суаресом, мужчин и женщин с высоким уровнем враждебности изводили непосильной мыслительной задачей. У них было отмечено большее повышение кровяного давления и уровней стрессовых гормонов, таких как адреналин и кортизол, чем у людей с низкой враждебностью, подвергнутых такому же испытанию.

Рабочий на приеме у невропатолога:
- Скажите, Вам приходилось переживать нервные потрясения?
- Да, доктор! Однажды прямо у меня на глазах компьютер спиртом промыли.


Тот факт, что у враждебно настроенных людей кровяное давление и уровни стрессовых гормонов повышаются сильнее обычного, когда они раздражены или злятся, свидетельствует о низком пороге для запуска стрессовой реакции «борьба или бегство» со стороны симпатической нервной системы. Кроме того, у таких людей медленнее, чем у других, активируется парасимпатическая нервная система, защищающая организм от стрессовых гормонов.
Исследование, научно подтверждающее эти наблюдения, было проведено доктором Томасом Н. Холмсом и его ассистентами из Вашингтонского медицинского университета. Они разработали метод, с помощью которого можно объективно оценивать количество стресса или эмоциональных расстройств в жизни человека. Доктора Холмс и Рэй разработали шкалу с числовыми значениями эмоциональных расстройств в стрессовых событиях. Сумма числовых величин (баллов) может показывать общую величину стресса, которому подвергался пациент в своей жизни.
Шкала оценок социальных изменений
Событие
Баллы
Смерть супруга
100
Развод
73
Раздельное проживание супругов
65
Тюремное заключение
63
Смерть близкого члена семьи
63
Обида или болезнь
53
Увольнение с работы по инициативе начальства
47
Примирение супругов
45
Уход на пенсию
45
Изменение состояния здоровья члена семьи
44
Беременность
40
Проблемы сексуального характера
39
Прибавление семейства
39
Реорганизация в бизнесе
39
Изменение финансового положения
38
Смерть близкого друга
37
Изменение характера работы
36
Увеличение количества споров между супругами
36
Долг или кредит свыше 10000 долларов
31
Отказ в долге или кредите
30
Изменение в сфере ответственности на работе
29
Уход сына или дочери из дома
29
Проблемы с родственниками жены или мужа
29
Выдающееся личное достижение
28
Супруг начал или прекратил работать
26
Начало или конец обучения в школе
26
Изменение в условиях жизни
25
Просмотр собственных привычек
24
Проблемы с начальством
23
Изменение графика работы, условий
20
Изменение места жительства
20
Переход в другую школу
20
Изменение привычных развлечений
19
Изменение религиозной активности
19
Изменение общественной активности
18
Долг или кредит менее 10000 долларов
17
Изменение привычного времени сна
16
Изменение количества встреч членов семьи
15
Изменение пищевых привычек
15
Уход с работы по собственной инициативе
13
Рождественские заботы
12
Мелкое правонарушение
11


Эта шкала учитывает события, которые считаются стрессовыми, такие, как развод, потеря работы и другие неприятные факторы. Любопытно, что она включает и такие события, как свадьба, беременность или выдающееся личное достижение, хотя обычно считается, что это счастливые события. Однако стрессовыми являются все события, которые связаны с изменением наших привычек, отношений с людьми или собственной самооценки. Ими могут быть и положительные события, которые, однако, требуют углубленного самоанализа и могут вызвать неспровоцированный эмоциональный конфликт. Причиной этому является необходимость приспосабливаться к изменению независимо от того, является ли это изменение положительным или отрицательным.
С помощью разработанного объективного измерения количества наблюдаемых изменений в жизни людей Холмс и его ассистенты смогли предсказывать болезнь с высокой статистической точностью. 49% людей с суммарной оценкой более 300 баллов, полученной согласно шкале в течение 12 месяцев, заболели в период проведения исследования, и только 9% из числа людей с суммой баллов менее 200 заболели в тот же период. Еще одно 12-месячное исследование показало, что люди с суммой баллов в верхней трети шкалы заболевали на 90% чаще, чем люди с суммой баллов в нижней трети.

Хотя эта шкала и помогает прогнозировать вероятность заболевания, основываясь на количестве стрессовых событий в жизни человека, все же нельзя предсказать, как будет реагировать индивидуум на стрессовые ситуации. Даже согласно исследованию Холмса, 51% людей с суммарным баллом свыше 300 не заболели во время проведения исследования. Действительно стресс может увеличить восприимчивость к болезни, но важно и то, как человек сможет справиться с ним.

Упражнение: Поиск причин проблемы.
Это упражнение желательно выполнять в положении лежа.
Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа попроси свое тело показать Тебе, что является источником проблемы, и спроси его, что обозначают те или иные симптомы.
Прими ответ таким, каким он будет, и не пренебрегай им, считая его только плодом своих фантазий, пока старательно не проанализируешь его после окончания упражнения.
Ответ может появиться достаточно быстро, как идея, спонтанно появившаяся в твоем мышлении. Может также случится, что ответ придет после упражнения, например во время сна.
Но, скорее всего ответ придет как образ, который появится во время медитации. Вполне вероятно, что этот образ, на первый взгляд не будет иметь ничего общего с самой проблемой. В этот момент не искушай себя попытками сразу понять и проанализировать этот символ. Просто прими его и дай возможность событиям в воображении происходить в своей внутренней последовательности. Поддерживай состояние расслабления и наблюдай происходящее как фильм.
Возможно, в этом фильме может возникнуть какой-то персонаж. Вполне вероятно это будет Твой духовный наставник. Сосредоточься на этой символической личности и следуй за ней. Если вместо него увидишь какое-то средство передвижения, то вообрази, что садишься в него и позволяешь доставить себя туда, где тебя ждет ответ.
Возможно также, что появится символ дороги или даже туннеля. Не опасайся последовать по указанному пути. Это путь к ответу.
Почувствуешь сам, когда путешествие будет подходить к концу. Импульс ослабнет и появится ощущение, что Ты нашел ответ на свой вопрос. Ответ придет в символической форме. Если не будет Тебе понятен, или возникнут сомнения в его трактовке, обратись к своим советникам с просьбой дать Тебе объяснения.
Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.
ВОЗРАСТ И БОЛЕЗНЬ
Внутри себя все мы одного возраста.
Гертруда Стайн
Важность внимания для маленького ребенка простирается дальше сиюминутного дискомфорта. Для мозга беспомощного младенца внимание эквивалентно чувству защищенности. Один мудрый специалист по детской психологии как-то заметил, что молодым родителям позволено совершать любые ошибки при воспитании ребенка, если их чадо уверено в трех вещах: что они любят друг друга, что они стремятся уделить внимание ребенку, и что еда доступна в любое время. Для грудного младенца и маленького ребенка эти три константы означают безопасность. Если хотя бы одна из них отсутствует – это ведет к стрессовому состоянию.
Эксперименты с животными, например крысами и обезьянами, показали, что хронический стресс вызывает не только повышение уровня гормонов стресса, но и гибель нейронов мозга и рецептивных центров, а также приводит к когнитивным расстройствам. С другой стороны, некоторые работы продемонстрировали, что адекватный физический контакт и внимание в раннем возрасте - к примеру, облизывание новорожденного матерью у животных - способны помочь снизить уровень разрушительной стрессовой реакции на всю жизнь. У этих животных системы управления реакцией на стресс работают лучше, они теряют меньше нейронов и даже в меньшей степени страдают от когнитивных расстройств в преклонном возрасте.
Недостаток любви в раннем детстве имеет драматические последствия не только в дальнейшей жизни, но и в детстве тоже. Однажды во время конференции доктор Эшли Монтегю поднялся и обратился к аудитории врачей и медсестер с вопросом, может ли кто-либо увидеть недостаток любви в рентгеновском снимке. Не дождавшись ответа, Монтегю, известный антрополог, автор книги о целебном воздействии любви и прикосновения, пояснил, что дети плохо растут из-за недостатка любви. Очевидное доказательство этому - полосы на костях, хорошо заметные на рентгеновских снимках и обозначающие те периоды, когда дети особенно ощущали недостаток любви родителей. Так называемый «синдром неудачника» наблюдается у детей, которым недостаточно уделялось внимания и любви.
Ученые из Филадельфии и Оклендского университета в Новой Зеландии провели следующий эксперимент. Одна группа крыс росла в «обогащенной» среде с «беличьими колесами», туннелями; резиновыми мячиками и лабиринтами. Другая группа животных обитала в обычных условиях, без каких-либо игрушек.
Исследователи обнаружили, что у лабораторных крыс, выросших в клетках со стимулирующей окружающей средой, количество отмирающих с возрастом клеток головного мозга оказалось на 45 процентов меньше, чем у животных, живших в обычных клетках. Более того, выросшие в окружении стимулирующих игрушек крысы - в отличие от контрольной группы - практически не реагировали на добавляемые в пищу нейротоксины, разрушающие клетки головного мозга.
Невролог Мэтью Дьюринг, директор центра генной терапии нервной системы университета имени Томаса Джефферсона, был удивлен стойкостью мозга крыс, выросших в «обогащенной» среде: «В этой работе мы показали, что «обогащенная» среда включает определенные гены, отвечающие за работу мозга, и мы верим, что этот механизм делает мозг чрезвычайно гибким, устойчивым к старению, травмам и таким заболеваниям, как болезни Альцгеймера и Паркинсона», - говорит он. Такие результаты могут показаться очевидными, но в этих же экспериментах было обнаружено и другое явление: когда крыс, выросших в «обедненной» среде, на более поздних этапах жизни помещали в «обогащенную» среду, размер их мозга увеличивался, и они становились умнее. Даже в преклонном возрасте мозг этих животных оставался достаточно гибким, чтобы живо откликаться на новое окружение и новый образ жизни.
Интеллектуально активные индивидуумы накапливают резерв нервных клеток, который может при необходимости использоваться в пожилом возрасте. Таким образом, даже если старость и вызывает некоторые структурные изменения в мозгу, дополнительные нейроны и проводящие пути способны эти изменения компенсировать. Другая возможность заключается в том, что разнообразная стимулирующая активность помогает сохранению существующих нервных клеток или даже росту новых.
Эксперименты с взрослыми крысами продемонстрировали, что некоторые факторы «обогащенной» среды — интеллектуальная и физическая стимуляция - способны удвоить скорость образования новых нервных клеток в гиппокампе, структуре мозга, играющей важную роль в процессах обучения и памяти. Существуют веские доказательства, что у человека интеллектуальная стимуляция тоже способствует тому, что нервные клетки поддерживают свое существование посредством механизмов самообеспечения и регенерации - в частности, увеличением уровней гормонов роста и питательных веществ для клеток головного мозга.
Дополнительные свидетельства того, что считающийся нормальным спад умственных способностей в преклонном возрасте не является неизбежным, получены в исследованиях ученых из университета Беркли, когда умственные способности пожилых профессоров сравнивались с умственными способностями их молодых коллег, а также других людей разных возрастов, не занимавшихся научной деятельностью. В группе участников эксперимента, не занимавшихся научной деятельностью, во всех тестах молодые люди показали значительно лучшие результаты, чем пожилые. Эта закономерность соответствовала ожиданиям. У профессоров же не было обнаружено существенной корреляции результатов с возрастом.

Хосе Сильва всегда утверждал, что человек должен умирать здоровым. Что бы это значило?
Наверняка не пожелание умереть как можно более молодым – ведь болезни не обходят стороной и молодых людей.
Просто в нашей культуре закреплено мнение, что старость и болезнь – это почти синонимы, и болезни приходят с возрастом. На самом деле это не так – с возрастом приходит только опыт эмоциональных переживаний. И если мы ничего с ним не делаем, то есть не учимся контролировать свои эмоции, то тут уже ничего не поделаешь – жди проблем. Все наши болезни – это только проявление эмоций на физическом плане.

Следующие техники предназначены для восстановления жизненных сил и снятия стрессового напряжения.
Во многих духовных практиках мира символ воды играет ключевую роль. Во всех мировых религиях огромное значение придается ритуальному омовению, которое, как считается, помогает очиститься не только физически, но и ментально. Приведенные ниже упражнения являются такими ритуальными омовениями, совершенными в символической форме воображения.
Упражнение: Водопад.
Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа вообрази, что сейчас Ты стоишь на лесной опушке. Почувствуй тишину этого места и покой, который тебя там ждет. Входишь в лес, следуя по тропинке, которая ведет тебя все дальше вглубь леса. Ты видишь солнечные лучи, пробивающиеся сквозь листья. Чувствуешь мягкий ковер травы под ногами, слышишь лесные звуки и пение птиц, перелетающих с ветки на ветку над твоей головой.
Проникая все глубже в лес, Ты начинаешь слышать звук журчащей воды. Выходишь на поляну, посреди которой расположено озеро. На противоположном от тебя берегу озера Ты видишь водопад. Вокруг тебя нет никого, а поэтому разденься полностью, сними с себя грязные одежды и окуни пальцы ног в холодную, освежающую воду.
Почувствуй живительную силу воды, освежающую твою кожу и восстанавливающую каждую клетку Твоего тела. Ты впитываешь эту живительную свежесть сквозь кожу, и твое тело постоянно ощущает ее.
Эта вода смывает с тебя всю грязь ежедневного бытия, а вместе с ней все недомогания и боли – психические, эмоциональные, физические, все то, что мешало Тебе. Ты бредешь, погрузившись в воду к противоположному берегу, и становишься под струю водопада, которая омывает каждую часть твоей сущности.
Почувствуй, как вода омывает твою голову, лицо, шею. Расслабься еще больше и порадуйся могущественной силе, которую дает Тебе вода. Когда будешь готов, вернись туда, откуда Ты пришел и выйди из состояния расслабления.

Упражнение: Бассейн.
Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа представь, что сейчас Ты находишься у входа в прекрасные древнеримские бани.
Ты толкаешь богато украшенную дверь и входишь внутрь помещения. Внутри никого нет. В чудесном зале находится огромный бассейн, наполненный теплой, душистой водой. На ступеньках, ведущих к бассейну, Ты замечаешь семь сосудов, наполненных разноцветными жидкостями и стопку ровно уложенных полотенец.
Ты погружаешься в воду и немедленно начинаешь ощущать, как тебя обволакивает ее приятное тепло, которое устраняет все напряжения мышц Твоего тела. Выбери один из сосудов и вылей, находящуюся там жидкость в бассейн. Понаблюдай, как вода изменяет свой цвет. Цвет жидкости в каждом из сосудов, соответствует цвету каждого из твоих энергетических центров и способствует их восстановлению. Дай себе время понежиться в бассейне. Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.

КАРМА И БОЛЕЗНЬ
Мы приписываем судьбе все наши несчастья –
и ни одного нашего успеха.
Шарль Режимансе
Все мы с детства воспитаны в восприятии мира, как двойственной, дуальной системы. С одной стороны – это добро, с другой стороны – зло. Человек, в этой системе, как бы находится по середине и всегда волен выбирать, что есть добро, а что есть зло и в соответствии с этим выбором, осуществлять свои поступки. Но что есть добро, а что есть зло - и как отличать их одно от другого?
Очень часто мы не умеем этого делать, тем более что понятия добра и зла очень переменчивы, и иногда последствия самых благих наших намерений оборачиваются для нас и для наших близких злом.
У каждого из нас есть своя Карта Реальности и свои Жизненные правила, которым мы, или вернее наше подсознание неукоснительно следует, и в этих картах подробно обозначено, что такое зло и что такое добро. Но это только и исключительно, понятия добра и зла для отдельно взятого индивидуума и в отдельно взятом отрезке его личной истории. Свойство нашего мышления – обобщать, и поэтому мы пытаемся объяснять своими собственными понятиями добра и зла поведение других людей или свое собственное, забывая при этом, что «хорошо» или «плохо» - это определения пригодные только для настоящего момента времени. Как часто бывало, что то, что казалось Тебе «злом» или «плохим событием» в последствии становилось основанием для успеха?
Хосе Сильва называл человеческую жизнь «школой», а жизненные события – «уроками». Все события нашей жизни, как те, которые мы оцениваем как «хорошие», так и те которые мы оцениваем как «плохие», есть только ситуациями, которые нас чему-то могут научить. Или иными словами – информацией для постоянного изменения карты реальности. И если мы своих жизненных уроков не усваиваем, то, в отличие от общеобразовательной школы, их приходится повторять снова и снова. Жизнь есть постоянный процесс самообучения и в нем нет места случайностям.
Хотя многие свои проблемы мы воспринимаем именно так – не как следствие «невыученного» урока, а как, так называемую «случайность».
А что такое случай? Давай попробуем вместе дать определение этому явлению. Представь, что совершенно «случайно» Ты встретился на улице со своим школьным приятелем, с которым давным-давно не виделся и который, может быть, даже живет в другом городе. Постарайся понять для себя, когда начался «случай» - когда вы, независимо друг от друга решили пройти в одно и то же время по одной и той же улице и ваши пути пересеклись? Или когда ваши мамы и папы привели вас в одну и ту же школу и в один и тот же класс? Или когда вы родились? Или когда твои родители и родители Твоего друга познакомились и решили завести детей? Или может быть не решили, а опять же «случай» помог им в этом? На эти и множество других вопросов ответить чрезвычайно трудно, если смотреть на мир, как на набор разрозненных и не связанных между собой фактов, событий, явлений. Но мы то уже понимаем, что это не так. Между всеми элементами мироздания существуют множественные и часто непонятные нашему ограниченному уму, взаимосвязи. Совокупность этих взаимосвязей, сфокусированную на одном конкретном человеке, иногда называют его кармой.
Значение термина «карма» тесно связано с ведической религиозной философией, с провозглашаемыми ею моральными и этическими нормами и принципами. За этим словом стоит глубокий системный смысл, гораздо более широкий, чем за словом «суд», обозначающим некую данность на определенном отрезке времени (от рождения до смерти) без описания причинности. На понятном для европейца языке карму можно определить как судьбу вместе со всем, что ей предшествовало, то есть со всем, что ее определяло. Иными словами, карма - это любое действие вместе со всем, что ему предшествовало, его определяло, то есть карма - это вместе и причина, и следствие.
Судьба человека, если отбросить эмоциональный компонент, есть совокупность последовательных, абсолютно детерминированных всем предшествующим, действий этого человека. Ничего в жизни человека нет, кроме действий, движения в различных их формах, так же, как вообще в нашем материальном мире нет ничего, кроме материи и ее движения. Говоря о человеке, имеем в виду не только физическое движение, но и движения мысли, духовные действия. Даже бездействие - это одна из форм действия. Карма же - это совокупность последовательных действий человека, определенных всем предшествующим и в его жизни, и еще раньше.
Судьба человека, как часть целостности, определяется состоянием всей Вселенной до его рождения, в момент его рождения, и в течение всей жизни. Земля как биологическая структура, со всей своей флорой и фауной, имеет свою карму, также влияющую на судьбу человека.
Судьба человека является частью кармы всего человечества, поскольку человек является абсолютным продуктом действий человечества от его зарождения до текущей секунды.
Судьба человека является частью кармы нации со всей ее историей.
Судьба человека является частью кармы рода со всей его историей.
Судьба человека является частью кармы его семьи со всей ее историей.
Судьба человека является частью кармы всех людей, с которыми он прямо или косвенно взаимодействовал и взаимодействует в своей жизни.
Из всех перечисленных слагаемых состоит судьба человека или его карма. Иными словами, карма - это реализация всей наследственности человека, то есть наследственности в самом широком, а не только в генетическом смысле. Все, что предшествовало данной секунде его жизни, начиная не с предыдущей секунды и даже не с рождения, и не с появления человечества, а с зарождения мира, определяет действие в последующую секунду.
Характер действия человека определяется двумя составляющими внешними кармическими влияниями (карма земли, человечества, нации) и его внутренней кармической сущностью. Носителем внутренней кармической сущности является наследственность человека в буквальном биологическом смысле, то есть его генотип, который несет в себе все физические задатки человека.
Таким образом, на карму человека может влиять, например, предок который жил триста лет назад. С одной стороны, он оказал своими действиями влияние на карму человечества, нации, рода, с другой - передал частично свой генотип. Пусть даже некоторые из переданных влияний чрезвычайно малы - не все значимое измеряется большими величинами, поэтому, карма именно и формируется из тысяч и миллионов предшествующих мелочей. Именно так, через такие реальные, понятные связи на судьбу сегодняшнего человека оказывают влияние судьбы и предков. Ведь их судьбы и поступки были детерминированы их генотипом, которые внесли свой вклад в окружение и генотип потомка.
Благодаря сознанию и воле человек может отчасти познавать эти вероятности и управлять ими или, другими словами, делать выбор. Карма - это динамичный многофакторный и многовекторный процесс, который творится каждое мгновение, поэтому пытаться просчитывать ее и таким путем перехитрить - безнадежное дело. Здесь может помочь только хорошо развитая интуиция, и примеров тому много.
Если же затронуть модную тему кармических болезней, то в первую очередь следует отметить, что распространенное мнение о кармическом характере злокачественных болезней не совсем правильно. Точнее, оно правильно, но при этом необходимо иметь в виду, что и все прочие болезни имеют кармическую природу. В жизни человека вообще нет ничего некармического.
Когда говорят, что врач может «взять» карму больного на себя, это тоже не совсем верно. С одной стороны карма больного существенно влияет на карму врача (одна из составляющих кармы человека - влияние окружения), и тем сильнее, чем тяжелее больной. Однако, с другой стороны, это не следует понимать буквально, то есть что врач сам заболеет. Просто каждый тяжелый больной оставляет довольно глубокий след в душе, сознании, жизни врача и это, наряду с тысячами влияний, влияет на формирование его судьбы.

Упражнение: Туннель времени.
Это упражнение относится к категории, так называемых регрессий возраста. Как известно в состоянии гипноза человек может вспомнить давно забытые подробности своего детства, вплоть до момента своего появления на свет. Но не только…
Иногда среди реальных воспоминаний появляется что-то, что нельзя объяснить иначе, чем фрагментами воспоминаний о прошлых воплощениях. Пока никто не объяснил, причин этого феномена, хотя техники регрессии возраста достаточно широко используются в психотерапии. В Методе Сильвы применяются только наиболее щадящие из таких техник. Вполне возможно, что в нашей памяти присутствуют воспоминания, которых не стоит трогать, так что желательно не использовать эту технику без необходимости.
Темой этой книги не является рассмотрение вопроса о существовании реинкарнации, но одним из объяснений этого явления, есть уже упоминаемая теория доктора Росси, модификационного влияния психики на ген. События, вызвавшие эмоциональные потрясения, могут запечатлеваться в генной памяти и передаваться от поколения к поколению. А каждый современный человек только по временной глубине в 20 поколений (приблизительно 500 лет) теоретически имеет 1 0485 76 предков.
Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа представь, что сейчас Ты сидишь на берегу реки. Чувствуешь покой тёплого летнего дня. Тепло и спокойно, и тебя обволакивают приятные тишина и покой. Твои глаза закрыты, и Ты можешь полностью прочувствовать эту тишину и покой. Тебе становится жарко, но Ты знаешь, что где тут, поблизости, существует тень и прохлада, приятная успокаивающая прохлада, находящейся вблизи пещеры. И концентрация твоих мыслей о желательной прохладе приводит к тому, что пещера начинает приближаться. И чем она ближе – тем больше Тебе хочется туда войти. Теперь вход в пещеру находится прямо перед Тобой, и Ты входишь внутрь. Ты ничего не опасаешься – твои советники постоянно с Тобой. Тебе приятно и интересно посмотреть, что будет дальше – в глубине пещеры.
Внутри приятная прохлада и Ты видишь тропинку, ведущую вглубь пещеры. Тропинка плавно спускается вниз, и Ты следуешь по ней. Постепенно замечаешь, что тропинка становится всё более отвесной, а Ты всё больше привыкаешь к полусумрачному свету, прохладе, покою и безопасности пещеры.
Тропинка стаёт всё более удобной, и движение по ней требует все меньше усилий. Ты знаешь, что спустя несколько мгновений тропинка исчезнет. И Ты без каких-либо усилий будешь спокойно парить в воздухе, опускаясь вниз, вглубь пещеры, которая ждёт тебя.
Теперь почувствуй, что начинаешь плавно парить, почти не замечая момента, когда этот полёт начался. …Это тёплое, безопасное и приятное ощущение так, словно Ты находишься на мягкой воздушной подушке, плавно опускающейся вниз. Погружаясь вглубь пещеры, наблюдаешь изменяющиеся вокруг тебя образы и картины.
Теперь, когда Ты свободно паришь, у тебя есть время осмотреть стены своей пещеры. Обращаешь внимание, что все образы и картины, которые Ты видишь, знакомы Тебе. Начинаешь понимать, что это образы из Твоего прошлого, из Твоего детства. Они напоминают Тебе самые счастливые минуты твоей жизни. Продолжая полет вниз вдоль туннеля времени, собираешь эти счастливые воспоминания. Возвращаешься год за годом к периоду своего детства. Путешествуя во времени, обращаешь внимание на сцены, которые помогают Тебе лучше понять определённые аспекты себя самого.
Ты впитываешь в себя все цвета и подробности, впитываешь также ощущение счастья, которое Ты впервые испытал, будучи ребёнком. Ощущение счастья переполняет тебя. Ты знаешь, что это ощущение счастья и прекрасное самочувствие останутся с Тобой навсегда.
Продолжая своё путешествие в туннеле времени, обращаешь внимание на обширный участок пустого пространства. Эта пустота символизирует начало твоей жизни. За её границами находится переход к, так называемым, прошлым воплощениям. Если желаешь, можешь продолжить своё путешествие во времени и войти достаточно глубоко, чтобы испытать впечатления прошлых жизней. А можешь остаться со своими счастливыми переживаниями детства. Выбор принадлежит Тебе.
Если Ты преодолел пустое пространство, то где Ты теперь? Кто с Тобой? Что Ты делаешь? Какой теперь год? Что это означает для тебя? Какие уроки из этого можешь извлечь?
Когда почувствуешь, что путешествие заканчивается, вернешься туда, откуда Ты пришел и выйдешь из состояния расслабления.

МЕТОД СИЛЬВЫ И БОЛЕЗНЬ
Кто заражен страхом болезни,

<< Предыдущая

стр. 12
(из 17 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>