<< Предыдущая

стр. 2
(из 17 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Мы проводили и проводим специальные проекты, с помощью которых некоторые группы населения получают Основной Курс бесплатно. Результаты наших законченных научно - исследовательских работ доступны заинтересованным сторонам. Мы предлагаем Основной Курс школам - начальным, средним, и высшим - и имеем успех везде, где это происходит. Наше единственное требование - чтобы нам разрешили использовать эти результаты в своей работе и проводить исследования. Этот метод также был представлен в разных центрах реабилитации, тюрьмах и социальных программах. Позвольте подчеркнуть: для неимущего, Метод Сильвы всегда доступен соответственно его способности оплатить.
Возможно, Вас заинтересует то, что существует гарантия возврата денег. Мы уважаем федеральные законы в этом отношении. Фактически, мы использовали гарантию возврата денег прежде, чем это правило было внесено в федеральные законы.
Макнайт: Вы проводите дополнительные семинары, кроме того, который Вы описали для нас?
Сильва: Да. Существует Курс для Выпускников, который я и три других инструктора преподаем выпускникам Основного Курса, у нас имеется оперативная система курса, являющаяся программой, где используется Метод Сильвы, записанный на магнитной пленке. Это результаты нашей исследовательской работы. Мы разносторонне развиваем наши знания, чтобы охватить более широкий спектр населения. Мы ожидаем, что 1977 будет самым успешным годом с начала нашей работы.
Макнайт: Расскажите нам что-нибудь относительно общей структуры вашей организации?
Сильва: Основная организация - Институт Психоориентологии Ltd., управляемый советом директоров. Обучение Методу Сильвы, Основной Курс преподается через инструкторов Метода.
Макнайт: Так как это интервью предназначено для публикации в «Counselіng and Values», интересы читателей которого находятся в сфере менеджмента, Вы адресовали бы некоторые замечания специально для них?
Сильва: Понятно, что некоторая степень личной заинтересованности является необходимой в любой публикации. Человек, обученный субъективной коммуникации, имеет очевидные преимущества над тем, кто этого не знает. Психический рост и развитие могут стать ценными инструментами на всех уровнях, в особенности же в налаживании межличностных отношений.
Мы рассматриваем Метод Сильвы и психоориентологию, как лучшую систему ментального обучения, доступную для внутреннего понимания. Это - субъективное обучение и человек, прошедший такое обучение, активизируя свой личный потенциал лучше способен помочь другим реализовать их собственный потенциал.
Камнем преткновения на пути желающих самостоятельно овладеть Методом Сильвы является так называемое состояние альфа. Хосе Сильва таким термином определял своеобразное состояние пассивной релаксации, когда мозг человека генерирует преимущественно волны типа альфа (частотный диапазон от 7 до 14 Гц). Достигается это состояние с помощью медитации. У многих людей в странах Запада (а себя я тоже когда-то относил к этой категории) термин «медитация» ассоциируется с чем-то сугубо «восточным», то есть чуждым нашей культуре. Иногда нам кажется, что атрибутами медитации являются воскурение благовоний, китайская музыка или специфические ритуалы, вроде бесконечного созерцания собственного пупка.
Да, конечно, у каждого народа свои собственные способы достижения иного измерения собственного сознания. И мантры, мандалы и «поза лотоса» являются атрибутами некоторых видов медитационных техник. Некоторых, но всех…
А техники медитации присутствуют во всех мировых культурах, просто называются по-разному. Или вообще не называются никак. Но медитируют все люди (чаще всего просто не зная, что «это» так называется). Состояние, когда в мозгу человека доминируют волны альфа, характерно не только для медитаций в традиционном «восточном» стиле. В состоянии альфа мы находимся после пробуждения и перед сном, спокойно размышляя над чем-то, мечтая, молясь и просто, особо не напрягаясь, наблюдая за окружающим миром.
А что по этому поводу скажет наука?
МЕДИТАЦИЯ
Когда Вы разговариваете с Богом - это молитва,
когда слушаете Его - медитация.
Шри Аурбиндо
По определению доктора Роджера Уолша, профессора психиатрии и поведенческой медицины, изучающего область взаимодействия между восточной и западной психологией, медитация - одна из функций сознания. «С точки зрения функций сознания, наше обычное бодрствующее состояние сознания уделяет чрезмерное внимание отдельным деталям. Для человека исключительно важно заниматься персональной, интенсивной и систематической тренировкой разума путем дисциплинированной практики медитации, чтобы освободиться от нескончаемых искажений, характерных для наших повседневных эмоциональных и мыслительных процессов, которые, могут постоянно разрушать ощущение нашей внутренней целостности».
Слова «медитация» и «медицина», безусловно, связаны друг с другом. По мнению физика-теоретика Дэйвида Бома, который в одном из исследований изучал целостность как фундаментальное свойство природы, слова «медитация» и «медицина» происходят от латинского корня «mediare», означающего «лечить». Само же слово «mediare» происходит от индоевропейского корня «мерить, измерять». По словам Бома, это понятие подразумевает, что все объекты имеют свою собственную «правильную внутреннюю меру», которая делает их тем, что они есть на самом деле, и придает им определенные, присущие им свойства.
Рассматриваемая с этой точки зрения «медицина» является в основном средством восстановления правильной внутренней меры, когда она нарушается болезнью или травмой. Тогда «медитация» с той же точки зрения является процессом непосредственного восприятия правильной внутренней меры самого себя через тщательное, не осуждающее самонаблюдение. Правильная внутренняя мера в таком контексте является иным вариантом названия «целостность». Поэтому не так уж странно, как кажется на первый взгляд, применять курсы медитации в оздоровлении.
В нашей культуре медитационные техники принято считать чем-то чуждым, привнесенным извне, присущим только Востоку, но не Западу. Может быть, это и стало причиной того, что изучением медитационных состояний наука занялась сравнительно недавно.
Пионером в исследовании медитации стал американский кардиолог, профессор Института «Тело – Разум» при Гарвардской медицинской школе, доктор Герберт Бенсон. Свои исследования он начал в 1967 году, то есть приблизительно через год после появления Метода Сильвы.
Началом этих исследований стало изучение корреляций между релаксацией и состоянием кровяного давления, и первыми подопытными были животные. Как признался позже сам Бенсон, он в то время не придавал большого значения, так далекой от главных направлений тогдашней медицины, теме. Но полученные результаты заставили его перенести свои исследования на людей. Приблизительно в одно и то же время в Калифорнии психолог Роберт Кейт Уоллес и физиолог Арчи Уилсон начали аналогичные эксперименты с людьми, практиковавшими трансцендентальную медитацию. И хотя в то время они еще не знали о существовании друг друга, условия их экспериментов совпали, равно, как совпали и полученные результаты.
У подопытных, во время медитаций на 17% падало потребление кислорода и, соответственно, выделялось меньше углекислоты. Дыхание замедлялось с 14 -15 дыхательных движений в минуту до 10 - 11. Уменьшился объем ежеминутной вентиляции легких. Изменялось кровяное давление, и даже биохимический состав крови.
Это открытие пролило свет на одно из наиболее действенных средств, с помощью которых организм может сознательно регулировать свои физиологические механизмы, понижать стресс - феномен релаксационной реакции.
Но не только… Медитация является также путем к интенсификации мышления. Внутри нашего мозга происходят электрохимические процессы, проявляющиеся в виде электрических импульсов. Эти импульсы мы можем измерять с помощью электроэнцефалографа. В состоянии бодрствования, когда наши глаза открыты, мы воспринимаем окружающий мир с помощью физических органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, прикосновенья. Сознание сконцентрировано на внешнем, физическом мире. Если в таком состоянии замерять энцефалографом электрическую активность мозга, окажется, что частота волн будет колебаться между 14 и 21 импульсами в секунду. Эти частоты называются частотами бета. Когда же глаза закрыты, и тело физически расслаблено, внимание и сознание сосредотачиваются на своем внутреннем мире. Очевидно, что в такой ситуации мы обращаем больше внимания на ход своих мыслей. В то время, когда активность внимания направлена в глубину сознания, частота колебаний волн мозга замедляется до диапазона от 14 до 7 импульсов в секунду. Это, так называемые, частоты типа альфа. Альфа являются частотами, при которых большинство людей засыпает. В состоянии сна частоты нашего мозга замедляются, переходя в фазу тета от 7 до 4-х импульсов в секунду, а в состоянии глубокого сна замедляются до 0,5 - 4 импульсов в секунду. Это частоты типа дельта. Частоты типа альфа и тета часто связывают с понятием «духовной жизни».
Медитация является для меня молитвой, глубоким контактом с Богом. Когда ребенок становится взрослым, обращение с обетами к Богу, как к бородатому дедушке, становится слишком инфантильным.
Медитация – это внутреннее умиротворение и установление контакта с собственной духовностью, то есть с Богом внутри нас – позволяет увидеть и понять природу своей духовности и через нее сблизиться с Богом и людьми.
Отец Джастин Белитц,
преподаватель Метода Сильвы.
В понимании Метода Сильвы «духовное» скорее соответствует понятию «нефизическое», чем традиционному философскому пониманию этого термина.
Как показали научные исследования способностей человеческого мышления, экстрасенсорное (сверхчувственное) восприятие мира относится к активности мозга при частотах альфа и тета. Как с частотами бета связана наша деятельность в физическом мире, с помощью физических ощущений, так с частотами альфа связан мир нашей внутренней жизни, мир мысли и воображения.
Во время своей исследовательской работы Хосе Сильва понял, что ритмы альфа являются ключом к тому, что ученые называли «измененными состояниями сознания» (на чем основано большинство «парапсихических» явлений) и что для достижения таких состояний нет необходимости принимать фармакологические препараты или выполнять какие-то иные искусственные действия. Возможность интенсификации мышления является нашим естественным свойством, просто надо научиться ее использовать.
Общей для всех гениев чертой является умение использовать воображение и визуализацию. Можно утверждать, что умение сознательного использования и контроля частот альфа позволяет намного лучше использовать возможности нашего мозга для достижения гениальности. Человечество поняло это давно и в его истории немало попыток искусственно вызвать так называемые измененные состояния сознания, начиная от шаманских трансов, гипноза и медитаций и заканчивая галлюциногенами и ЛСД. Величайшей заслугой Хосе Сильвы стало то, что он впервые понял естественность и физиологичность такого состояния для человека. Ведь состояния альфа, когда активизируется творческое воображение и уравновешивается в нашем мышлении логическое и интуитивное, мы достигаем, естественным образом, два раза в день - засыпая и просыпаясь. Важно было сделать этот процесс управляемым, и Хосе Сильва научился это делать. Во время упражнений его динамической медитации (а «Самоконтроль мышления» он иногда называл «американской» или «западной» медитацией») создается возможность осознанного обмена информацией между подсознательной и сознательными частями нашего мышления.
Будда скитался шесть лет, он посетил всех мудрецов, святых, ученых, всевозможных гуру; но ничего не произошло. Аскетизм, пост, йога - все напрасно.
Однажды он пытался перейти вброд небольшую речку. Течение было сильным, а он так ослаб от постоянных лишений и недоедания, что голова его закружилась, он упал в воду и его понесло вниз по течению.
Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы он не ухватился за длинный корень. Его прибило к берегу.
В таком положении, не имея сил выбраться, он ясно осознал: «Жизнь подобна океану. И если жизнь - это океан, то тогда все, что я делаю - неверно. Если я довел себя до такого состояния, что не могу перейти даже эту речку то, как же я собираюсь пересечь океан жизни? Мой путь не верен. Я стал слабым, а для того, чтобы подняться к Богу, нужна огромная энергия».
Ему удалось выбраться из реки, он лег под деревом и расслабился. В тот вечер было полнолуние, и впервые за шесть лет скитаний он хорошо спал, ему больше не нужно было никуда спешить, нечего было достигать; никакой практики, никаких упражнений. Впервые он почувствовал полную свободу, никуда не торопясь, лежа под деревом, он наблюдал восход солнца. Он смотрел, как тает последняя утренняя звезда. Говорят, что когда она исчезла, исчез и прежний Будда. В одно мгновение перед его мысленным взором пронеслись шесть лет скитаний, как ночной кошмар. Но это уже стало прошлым. Он стал просветленным!
*****
Иными словами, техники Метода Сильвы дают возможность естественным образом сознательно влиять на свое подсознание для достижения заранее запланированных, осознанных целей. Это дает возможность самостоятельно изменять определенные, в данный момент нежелательные, привычки и шаблоны поведения, уверенно контролировать собственные эмоции, максимально быстро усваивать новые привычки и знания, получать дополнительную, так называемую интуитивную информацию, перепрограммировать свое подсознание. Эффекты применения техник Сильвы иногда выглядят как чудо, хотя ничего сверхъестественного в них нет - это только понимание и использование возможностей, присутствующих в мышлении каждого из нас. И каждый человек может этому научиться.
Но чтобы практика медитации укоренилась и прижилась в Твоей жизни, Тебе необходимо знать, для чего Ты этим занимаешься. Как иначе Ты сможешь поддерживать ничегонеделание в мире, где ценятся только действия?
Во-первых, и об этом мы еще поговорим, упражнения динамической медитации являются базисными дл выполнения тех или иных техник Метода Сильвы. А для того, чтобы эти техники уверенно получались, необходимы навыки. Медитируя – Ты создаешь эти навыки. Чтобы придерживаться своего обязательства и продолжать практику медитации на протяжении месяцев и лет, важно составить собственное мнение или сформировать взгляды, которые могут руководить Твоими усилиями и в критические моменты жизни напоминать о ценности столь необычного курса в жизни. Может случиться так, что единственной поддержкой в сохранении практики медитации останется только Твое мнение. Твои взгляды будут формироваться единственными в своем роде обстоятельствами Твоей жизни, Твоими личными убеждениями и ценностями. Они будут развиваться под влиянием опыта, полученного из практики медитации, и стремления постоянно учиться, используя все вокруг Тебя: отношение к окружающему, свое тело, разум, боль, радость, окружающих людей, собственные ошибки, неудачи, успехи, природу, короче говоря, каждый момент своей жизни. Все то, что Ты делаешь или испытываешь, сможет рассказать Тебе о себе, показав, как в зеркале, Твое разум и тело.
Во-вторых (а сейчас это самое важное) – естественное состояние альфа, то в котором мы находимся перед сном или после него, способствует снятию стрессового напряжения. Если мы вызываем состояние альфа осознанно, а медитация является именно таким целенаправленным действием, то эффективность нашего природного антистрессового механизма возрастает многократно.
Подводя некоторые итоги Твоему знакомству с Методом Сильва, я хочу сказать, что умение осознанно медитировать (в отличие от естественной спонтанной релаксации) уже даст Тебе очень многое. Первым эффектом после окончания семинара (а эта книга может стать для Тебя неким заменителем обучающего семинара) есть ощущение внутреннего покоя и умиротворенности. Это трудно описать словами, наш язык все-таки не приспособлен передавать состояния души, но такое состояние гармонии является отличительной чертой очень многих пользователей Метода. Сам понимаешь насколько это важно. А теперь призадумайся и вспомни, когда Ты медитируешь в жизни. Я немного помогу Тебе – возможно, это происходит, когда Ты слышишь любимую мелодию, или общаешься с природой. А может быть это состояние приходит к Тебе за рулем автомобиля, или в плавательном бассейне, за едой, перед сном, на работе (а почему бы и нет?), в общественном транспорте, на прогулке с собакой, принимая душ, на дискотеке. Вспомни хотя бы десять случаев, когда Ты был приятно расслаблен и опиши их.
Я медитирую, когда:
1. ____________________________________________
2. ____________________________________________
3. ____________________________________________
4. ____________________________________________
5. ____________________________________________
6. ____________________________________________
7. ____________________________________________
8. ____________________________________________
9. ____________________________________________
10. ___________________________________________
И если Ты уже знаешь, что медитация поможет Тебе справиться со стрессом, то пора бы вспомнить, что Ты знаешь о таком явлении как стресс.





А что по этому поводу скажет наука?
ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО СТРЕСС
Все болезни от нервов,
только некоторые
от удовольствия.
Поговорка.
Стресс - неотъемлемая часть самой жизни,
и поэтому у нас не больше шансов убежать от стресса, чем от жизни как таковой
Стресс – адаптивное явление. Термин «стресс» ввел в обращение доктор Ганс Селье в 1950-х годах. В своей общеупотребительной форме слово «стресс» стало собирательным термином для обозначения всех нагрузок, которые мы испытываем в жизни. Такой способ применения этого слова не определяет сути стресса: является ли он причиной перенесенного нами напряжения или же его следствием? Говоря научным языком, является ли стресс стимулом или реакцией?
У всех живых организмов есть действенные способы самозащиты от всех непредвиденных изменений окружающей среды и способы сохранения основных внутренних жизненно важных процессов. Такие регуляционные реакции выполняются на основе обратной связи и сохраняют динамическое внутреннее равновесие, называемое гомеостазом, удерживая соответствующие колебания организма в определенных границах.
Таким образом, регулируется температура тела, концентрация кислорода и глюкозы в крови. Наши организмы также обеспечены «встроенными» ремонтными механизмами, позволяющими распознавать и исправлять биологические ошибки, выявлять и нейтрализовать раковые клетки, сращивать сломанные кости, обеспечивать сворачиваемость крови и заживление ран.
Регуляционные приспособления функционируют, реагируя в ответ на конкретные сигналы внутри организма, на «внутренний химический язык» нашего тела. Мы никогда не задумываемся о химическом балансе своей печени. К счастью для нас, он саморегулируется. Нам никогда не приходится думать о дыхании, оно позаботится само о себе. Не нужно напоминать гипофизу, выделять гормон роста, чтобы вырасти. А, получив травму, не нужно думать, чтобы кровь свернулась и образовала корку, или заставлять новую кожу расти.
Индусского учителя Свами Муктананду спросили, почему он не творит чудеса. Он ответил: «Мне нет необходимости творить чудеса. Мне достаточно того, что в моих жилах течет кровь».
Уолтер Б. Кэннон, выдающийся американский физиолог, первым ввел термин «гомеостаз» для описания внутренней стабильности организма, изучая физиологическую основу реакции тревоги в ряде экспериментальных программ. Кэннон назвал такую адаптивную реакцию реакцией «борьба-или-бегство», так как физиологические изменения в организме отвечали изменениям, которые мобилизуют тело для борьбы или бегства.
Поэтому Селье определил стресс как реакцию и ввел другой термин - «стресс-фактор», для описания стимула или события, провоцирующего стрессовую реакцию. Он определял стресс как «неспецифическую реакцию организма на любое напряжение или требование». В его терминологии стрессом называется общая реакция организма на любые стресс-факторы.
Сам стресс-фактор может быть как внутренним, так и внешним. Мысль или чувство может спровоцировать стресс и стать стресс-фактором. В других обстоятельствах та же мысль или чувство могут быть реакцией на какой-либо внешний стимул и вызвать стресс.
Гениальная проникновенность Селье состояла в подчеркивании неспецифичности стрессовой реакции. Он назвал эту реакцию синдромом общей адаптации и видел в ней способ, благодаря которому организм может поддерживать состояние здоровья в моменты угроз, травм и разных трансформаций. Селье понимал, что в определенных обстоятельствах стресс может привести к заболеваниям, которые он назвал болезнями адаптации. Другими словами, сами наши попытки реагировать на изменения и нагрузку, конкретный источник которых неважен, могут вести к срыву и болезни, если они неадекватны или неконтролируемы.
Приведет ли стресс-фактор к стрессу, зависит не от самого потенциального стресс-фактора, а от того, как мы его воспринимаем и его контролируем.
Действие стресс-факторов. Для всех нас характерно стремление избежать стресса, защитить себя от переживаний. Конечно, стремление оградить себя от ненужной боли и страданий вполне разумно. Безусловно, нам все время от времени необходимо отойти от проблем. Но если такой подход входит в привычку и становится обычным способом решения возникающих вопросов, то трудности только увеличиваются. Стремясь уйти от их решения, мы в реальности теряем или отодвигаем в тень свою способность развиваться, изменяться и исцеляться.
Вопрос контроля имеет важнейшее значение для противостояния проблемам и освобождения от стресса.
Способность влиять на обстоятельства непосредственно зависит от нашего восприятия этих обстоятельств. Наше представление о себе и своих способностях, наше видение мира и действующих в нем сил влияют на то, что мы считаем возможным. Это определяет количество энергии, которое мы используем для действий, и выбор, куда направлять эту энергию.
В какой-то мере наша способность справляться с стресс-факторами зависит от оценки степени их опасности. На одном конце спектра расположены стресс-факторы, которые, если их не устранить, уничтожат жизнь, независимо от нашего восприятия их. Среди них такие факторы, как влияние высокого уровня токсичного или химического заражения, радиация или пулевые ранения, разрушающие жизненно важные органы.
На другом концы спектра расположенные силы, действующие на нас таким образом, что почти никто не считает их особенно стрессовыми. Например, на нас постоянно воздействует гравитационное поле Земли. Поскольку гравитация влияет на нас постоянно, мы не замечаем ее. Мы почти не осознаем, как адаптируемся к ней, перенося вес тела с одной ноги на другую или опираясь о стену, когда стоим. Но когда приходится работать восемь часов подряд, стоя на одном месте на бетонном полу, то земное притяжение уже воспринимается как значимый стресс-фактор.
Изучение влияния стресса на животных показало исключительный вред приобретенной беспомощности. Этим термином определяется состояние, когда мы считаем, что все наши действия ничего не решают. Но если беспомощность можно приобрести, то от нее можно и избавиться.
Взгляд на психологический стресс как на взаимодействие между человеком и окружающими его обстоятельствами приводит к выводу, что можно противостоять стрессу, только увеличив свои ресурсы и повысив общий уровень физического и психического здоровья. Слово «ресурсы» означает соединение внутренних и внешних сил и опорных факторов, которые помогают нам справиться с изменяющимися испытаниями.
Сочувствующие члены семьи, друзья и знакомые, которые много для Тебя значат, относятся к внешним факторам, помогающим смягчить влияние стрессовых ситуаций. Внутренние ресурсы могут включать Твои представления о своих способностях справляться с неприятностями, взгляд на самого себя как на личность и на изменения в целом, Твои религиозные убеждения и уровень стойкости к стрессам, целостность характера и сопутствующая вера. Все это можно усилить.
Могущественными внутренними ресурсами являются крепкие внутренние убеждения в значимости жизненного опыта и в том, что он поддается пониманию и управлению. Менее вероятно, что люди, которые развивают в себе такие убеждения, будут бояться событий, чем люди с меньшими ресурсами.
Во многих случаях мы не осознаем, насколько наши легкомысленные отношения с собственным внутренним миром и внешним окружением уменьшают наши ресурсы, даже если это так и происходит. Многое в нашем образе жизни может подрывать здоровье, разлагать нас физически и умственно, а мы даже не воспринимаем это на сознательном уровне. Более того, наши отрицательные отношения и убеждения в отношении самых себя, других людей и возможных событий могут быть основными факторами, препятствующими развитию, исцелению или контролю над ситуацией в сложные периоды. Это происходит ниже уровня сознательного восприятия.
Чтобы какое-нибудь явление стало психологически стрессовым, оно должно оцениваться, как угроза. Реакция борьба-или-бегство начинается у животных, когда они встречают животного другого вида, когда отстаивают свое социальное положение среди родственников или бросают вызов социальному статусу другого животного в своей группе.
Как это происходит? На этот вопрос отвечает приматолог Рей Карпентер: «Вообразите, что Вы обезьяна и бежите по тропе, мимо большого камня. Вдруг Вы нос в нос встречаетесь с другим животным. Прежде чем решить нападать, убегать или не обращать внимания на это животного, Вы должны принять серию предшествующих решений. Это обезьяна или не обезьяна? Если не обезьяна, то как это животное к Вам относится - по-дружески или враждебно? Если обезьяна, то самец или самка? Если самка, то не брачный ли у нее период? Если самец, то взрослый или молодой? Если взрослый - то из какой группы, своей или вражеской? На все эти решения у Вас не большее одной пятой секунды, иначе Вас могут атаковать».
Высокий уровень кортизола активизирует химические рецепторы мозга, который посылает команду надпочечникам снизить выработку этого гормона. Если стресс непродолжителен, этот механизм обратной связи позволяет восстановить нормальный уровень кортизола. Мозг и сердце приводятся в состояние повышенной готовности, когда возникает опасность, но затем успокаиваются, когда появляется возможность убежать, вступить в бой или выяснить, что змея на тропинке - это просто палка.
При хроническом стрессе кортизол начинает убивать нейроны и рецепторы головного мозга, которые задействованы в процессе обратной связи, и мозг постепенно теряет свою способность управлять выработкой кортизола. По мере нарастания уровня кортизола погибает все большее количество нервных клеток, все сильнее раскручивая спираль деградации - пока не возникает расстройство памяти и когнитивной функции.
Этот процесс «глюкокортикоидного каскада» рассматривался как одна из возможных причин возрастного снижения когнитивных способностей и болезни Альцгеймера. Многие исследователи, поддерживающие глюкокортикоидную теорию старения, считают, что сам факт старения увеличивает риск раскручивания обусловленной кортизолом исходящей спирали, что приводит к слабоумию. Вильгельм Райх говорил, что большинство людей умирают от отравления адреналином.
Человеческий организм выдает те же физиологические реакции, что и организм животных.
Когда бросается вызов социальному положению животного, запускается реакция борьба-или-бегство, и животные дерутся, пока одно из них не сдастся или не убежит. Сдавшееся животное «знает свое место» и большее не будет испытывать такой реакции, когда ему бросят вызов. Оно сразу сдастся.
Люди имеют богатый выбор в ситуациях социального стресса и конфликта, но в большинстве случаев используют варианты чисто животных моделей поведения: бегство, капитуляцию или борьбу. Нередко наши реакции в социальных ситуациях не отличаются от реакций животных. Правда, в отличие от людей животные одного вида крайне редко убивают друг друга в социальных конфликтах.
Много наших стрессов берут начало от угрозы, реальной или выдуманной, социальному статусу, а не жизни. Но реакция борьба-или-бегство вступает в действие даже при отсутствии ситуации, опасной для жизни. Достаточно ощущать себя в опасности.
Возникая быстро и автоматически, реакция борьба-или-бегство часто создает для нас дополнительные проблемы в социальной сфере вместо придания необходимой энергии для решения проблем. Все, что угрожает нашему чувству благополучия, запускает в действие эту автоматическую реакцию.
Неадекватное преодоление стресса. Все мы применяем разные методы, чтобы оставаться спокойными и холоднокровными и справляться с нагрузками в своей жизни. Многие люди прекрасно справляются с исключительно сложными личными обстоятельствами жизни и вырабатывают свои методы. Они знают, когда остановиться и взять тайм-аут, у них есть хобби и другие интересы, они дают себе советы, напоминая, что можно смотреть на мир по-разному и не терять перспективы.
- Слушай, Ты пьешь?
- Не пью…
- А куришь…
- Не курю…
- А наркотиками балуешься…
- Нет, не балуюсь…
- А как же Ты расслабляешься?
- А я не напрягаюсь!
Но есть люди, старающиеся справиться со стрессом методами, которые в реальности ведут к саморазрушению. Такие попытки контроля называют «неадекватным преодолением», так как, хотя они и помогают выдерживать стресс и дают какое-то чувство контроля, все-таки, в конечном итоге, приводят к усилению стресса.
Суть одного «популярного» способа неадекватного преодоления состоит в отрицании самого наличия проблемы. В нашей культуре это, иногда ошибочно называют позитивным мышлением. «Кто напряжен? Я? Да ничего подобного, я не напряжен», - говорит человек, при этом постоянно излучая «телесные сигналы» о накоплении в теле мышечного напряжения и подавленных эмоций. Очень тяжело освободиться от напряжения, если Ты не желаешь признать факт его наличия. Сильные эмоции могут выйти на поверхность и принять разные формы, в том числе вылиться в приступы гнева, что является несомненным признаком того, что Ты страдаешь, продолжая что-то глубоко прятать внутри себя.
Кроме отрицания, существуют и другие нездоровые способы, которыми люди пытаются контролировать стресс. Они носят нездоровый характер именно потому, что, так или иначе, мешают восприятию и решению реальной проблемы.
Классический пример - трудоголизм. Например, если Ты чувствуешь себя угнетенным и разочарованным в семейной жизни, тогда робота - прекрасный повод реже бывать дома. Если работа приносит удовлетворение и положительное отношение коллег, если на работе Ты можешь контролировать себя, имеешь власть и авторитет, ощущаешь производительность и творческий характер своей работы, тогда легко полностью отдаться работе. Это может пьянить и становиться вредной привычкой, как алкоголь. И вдобавок предоставляет социально приемлемое алиби, объясняющее постоянную нехватку свободного времени, поскольку работы всегда больше, чем можно ее выполнить. Некоторые люди «топят» себя в работе. Большинство делает это неосознанно, с наилучшими намерениями, так как в глубине души не хотят непосредственно сталкиваться с другими сторонами жизни и необходимостью добиваться здорового равновесия.
Заполнение всего свободного времени занятостью - еще одна модель поведения, в основе которой лежит бегство от проблем и саморазрушения. Вместо решения проблем можно искать себе общественные обязанности, делать красивые дела, пока Твоя жизнь не заполнится обязанностями и обязательствами настолько, что у Тебя не хватит времени для себя.
Чтобы справиться со стрессом, мы используем алкоголь, никотин, кофеин, сладости и всевозможные лекарства. Старание идти по этому пути обычно возникает из сильного желания почувствовать себя иначе в моменты плохого, подавленного настроения. А таких моментов бывает много. Уровень зависимости от какого-нибудь вещества в нашем обществе - драматическое свидетельство нашей индивидуальной боли и стремления к моментам внутреннего покоя.
Многие люди не способны выдержать день, без чашечки кофе (а то и двух-трех). Чашка кофе становится разновидностью заботы о себе, способом остановки, общения с другими или собою. Люди используют перерыв на кофе, чтобы успокоиться и сделать паузу в потоке требований дня. Другие точно так же используют сигареты. Сигареты обычно неосознанно используются для преодоления моментов стресса или беспокойства.
Алкоголь - еще один химический способ освобождения от стресса и преодоления эмоциональной боли. Он предлагает дополнительное расслабление мышц, и отстранение от гнета проблем. После нескольких рюмок жизнь может показаться более приемлемой.
Пища может аналогичным образом использоваться для освобождения от стресса и эмоционального дискомфорта наряду с лекарствами или наркотиками. Есть люди, которые едят всякий раз, когда чувствуют беспокойство. Пища становится опорой в преодолении неприятных моментов и последующим вознаграждением.
Сейчас в медицине доминирует особое отношение к действенности лечебных средств. Они считаются первой линией обороны при регуляции реакций тревоги и симптомов стресса. Лекарство удобно и быстро действуют. Почему же не воспользоваться ними? Почему не дать людям удобный и эффективный способ контроля? Это неписаный закон, в рамках которого осуществляется ежедневная работа медиков.
В лекарствах, как таких, нет ничего плохого. Наоборот, лекарства играют исключительно важную роль в медицине. Но климат, создаваемый агрессивной рекламой, оказывает сильнейшее подсознательное влияние на практикующих врачей. Они в первую очередь думают, какие лекарства назначить, а не о том, следует ли вообще назначать лекарства для решения проблемы.
Учитывая доминирующую роль такого отношения к лекарствам, не удивительно, что в мире распространяется эпидемия употребления наркотиков... Если люди ощущают отчуждение от основных социальных институтов и норм, они вероятнее всего будут стремиться избавиться от этого чувства наиболее удобным из существующих средством мгновенного действия. Множество способов использования людьми химических средств, законных и незаконных, для получения чувства благополучия, покоя, расслабления и улучшения внутренних ощущений являются попытками неадекватного преодоления. Они в особенности вредны, когда становятся обычными и единственными или основными средствами управления реакцией на стресс. В конечном итоге их неадекватность выражается в ухудшении стрессового состояния, даже если они дают кратковременное облегчение. Они не помогают эффективно адаптироваться ни к окружающим нам стресс-факторам, ни к самому миру, в котором мы живем.
Человек может прожить много лет, переходя по кругу от стрессовых ситуаций и автоматической реакции на стресс к последующим неадекватным попыткам удержать разум и тело под контролем. Но каждый орган, как и любая из систем организма, может оказаться слабым звеном, которое ведет к болезни. И в какой бы форме ни выражался сбой, если он не закончился смертью, он становится еще одним могущественным стресс-фактором, который приходится преодолевать.
Адекватное преодоление стресса. Главным виновником ущерба, который стресс наносит иммунной системе, является разновидность гормонов стресса, известных как глюкортикоиды. Присутствие гормонов стресса в течение непродолжительного времени и в умеренных количествах полезно. Во время физического напряжения глюкокортикоиды объединяют свои усилия с катехоламинами (класс нейротрансмиттеров, в который входит эпинефрин или адреналин), мобилизуя и пополняя запасы энергии для мозга и всего организма. Кроме того, эти вещества помогают мозгу мгновенно формировать память о неожиданных событиях, вызвавших стрессовую реакцию, а также перемещать клетки иммунной системы в те части тела, где они нужны для борьбы с инфекцией. Это полезный адаптационный механизм для выживания в дикой природе, обеспечивающий приток энергии при столкновении с хищником, запечатление в памяти угрожающего события, чтобы в следующий раз держаться подальше от приближающейся опасности, а также оказывать первую помощь при ранении.
Стрессом можно управлять при помощи здорового образа жизни, к которому относятся и физические упражнения, способные самостоятельно стимулировать нейрогенез. И важнейшим средством противодействия разрушающему влиянию перманентного стресса является постоянная активная познавательная работа мозга.
Однажды Учитель Мудрости подошел к одному из своих учеников и спросил:
- Мой ученик, я слышал, что когда ты был хорошим музыкантом. Поэтому я пришел задать тебе вопрос. Что случится, если струны вины ослабить?
Ученик ответил:
- Если струны ослабить, то никакой музыки не получится.
Тогда Учитель спросил:
- А если струны сильно натянуть, что произойдет?
Ученик ответил:
- Тогда тоже невозможно извлечь музыку. Натяжение струн должно быть средним - не ослабленным, и не перетянутым, а посередине. На вине играть легко, но только мастер может правильно настроить струны, нужна золотая середина.
Учитель сказал:
В жизни музыка звучит тогда, когда струны не ослаблены и не перетянуты, а как раз посередине. Итак, ученик, будь Мастером и знай, что чрезмерное напряжение силы переходит в излишек, а чрезмерное расслабление - в слабость. Приведи же свою силу в равновесие и старайся привести в равновесие свои духовные возможности, и да будет это твоей целью!
*****
Тест: Моя реакция на стресс.
О неадекватной реакции на стресс-факторы сигнализируют Твои мысли, эмоции и твоя физиология. Если:
Появилась склонность излишне критиковать себя и/или других: да/нет
Ощущается потребность контролировать других или, наоборот, потребность в полном одиночестве: да/нет
Появились внутренние страхи «А что если?» да/нет
Появились переживания по поводу прошлых ошибок: да/нет
Появилось чувство паники и растерянности: да/нет
Ощущаешь катастрофическую нехватку времени: да/нет
Нарушается сон: да/нет
Нарушается аппетит (как в сторону его уменьшения так и, очень часто, переедания): да/нет
Появились недомогания: да/нет
Обострились пристрастия (больше куришь, нуждаешься в большем количестве кофе, алкоголя и т.п.): да/нет
Усилилось ощущение усталости: да/нет
Ответы «да» - это психологические и физиологические признаки неадекватной реакции организма на стресс. Отметь их и, одновременно опиши свои способы их преодоления.
Мои способы преодоления последствий стресса:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Входит ли в Твой список преодоления последствий стресса медитация?
Если да – то это здорово, если нет, - то этому стоит научиться, ведь медитация является одним из наиболее действенных способов адекватного преодоления стресса.

ДЕЛАЕМ ПЕРВЫЙ ШАГ
«Мистическое» переживание, вызванное сосредоточенной медитацией и другими упражнениями, - это переход от обычного мира, который состоит из отдельных, разрозненных объектов, к переживанию единства и целостного видения. Это новое измерение сознания, которое дополняет благоустроенную последовательность «нормальных» мыслей и позволяет ее понять».
Роберт Орнштейн.


















Начинается всегда с малого.
В первый день Бог создал только небо и землю.
Эмиль Кроткий
Первое и основное правило в Методе Сильвы – это целесообразность, а поэтому реши для себя стоит ли этим вообще заниматься. Если ответ прозвучал «Да», то спланируй себе время для занятий. Одно из достоинств Метода – то, что занятия не требуют особых затрат времени и усилий. Важна только регулярность: сделай так, чтобы Твое знакомство с медитациями переросло в приятную и полезную привычку. А поэтому никогда ничего, по крайней мере, в Методе, не делай второпях, с плохим настроением или заставляя себя. Пусть твоя работа доставляет Тебе радость.
Некоторые люди, знакомясь с Методом Сильвы, ожидают сразу невероятных результатов. Живет в нас ожидание чуда и желание немедленного обладания волшебной палочкой. Но если уже применять метафору, то техники Метода Сильвы – не волшебная палочка, а скорее сундучок с инструментами, который постоянно с Тобой. Инструментами же нужно научиться пользоваться. Помни, что согласно японской поговорке: «Быстро – это медленно, но без перерывов».

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ МОЗГ?
Если что-то, по Твоему мнению
может сделать каждый дурак,
то попробуй, сделаешь ли Ты это сам?
Поговорка
А действительно зачем?
Ответ напрашивается сам собой – а для того, чтобы мыслить. И вновь возникает вопрос – «А что такое мышление?»
В настоящее время наука все больше и больше склоняется к тому, чтобы воспринимать мышление, как адаптивные процесс, присущий всему живому и направленный на как можно более быструю адаптацию отдельного существа и всего вида к изменяющимся условиям окружающей среды. То есть мышление свойственно всем живым существам. Можно сказать, что мышление и есть сама жизнь. Это очевидно, но только теперь эта очевидность начинает всерьез восприниматься современной наукой.
Идентификация мышления, как инструмента обучения и адаптации, с процессом жизни представляет радикально новую идею в науке, но в то же время, является одной из древнейших интуитивных догадок человечества. В древние времена рациональный человеческий рассудок или разум рассматривался как один из аспектов универсальной нематериальной души или духа. Современные исследования природы жизни начинают подтверждать эти догадки.
Все больше и больше современная наука склоняется к пониманию мира, как единой целостной системы, в которой происходит постоянный обмен вещества, энергии и, в первую очередь, информации. Наше мышление является частью этого процесса. Мозг, который часто называют органом мышления, хотя это и не совсем верно (обработка информации является не единственной функцией мозга, так же, как мыслим мы не только мозгом) занимается постоянным сбором и трансформацией информации и изменением ее формы. Дело в том, что информация в чистом виде не существует – она может быть передана только в виде какой-то символьной системе. Такой системой является, например, речь. Как это происходит в реальности можно продемонстрировать с помощью простенького эксперимента. Прочитай следующее слово:
ЛИМОН
Произнеси его вслух:
ЛИМОН
А теперь представь себе в воображении образ желтого, спелого, сочного лимона. Представь, что Ты выдавливаешь капельку сока и пробуешь сок на вкус…
Вполне вероятно, что в этот момент, Твой рот наполнился слюной, настолько реальным показался Тебе вкус лимона. Так и должно было быть, ничего особенного – это нормальная физиологическая реакция, кроме одного – лимона-то не было. Физиологическую реакцию вызвало только напоминание информация о нем.
На протяжении нескольких секунд произошло видоизменение информации:
Идея автора трансформировалась в напечатанное слово, затем в звуковые колебания произнесенного Тобой слова, а затем началась работа Твоего мозга по созданию образа. Начался процесс перекодировки информации.
Человеческий мозг состоит из огромного количества нервных клеток – нейронов. Каждая из них имеет один длинный отросток, так называемый аксон и несколько коротких – дендритов. Между отростками нейронов расположены небольшие пространства - синапсы. Активизация нейрона имеет характер электрического импульса, но когда электрические заряды доходят до аксона, вид передачи информации меняется – клетки головного мозга переходят на другой «язык», химический. В синапсе информация передаются с помощью нейротрансмиттеров - частиц, имеющих белковую природу. Когда нейротрансмиттер находит на мембране дендрита нужный ему рецептор, он активизирует эту клетку и в ней снова появляется электрический импульс. Таким образом, в ответ на внешний раздражитель, активизируются огромные сети нейронов, передающие информацию и вызывающие те или иные реакции организма.
Но как нейрон «понимает» куда передать информацию, как найти нужный рецептор и каким образом соседняя клетка отреагирует на новую информацию? То есть иными словами, каким образом наш мозг обучается?
Кибернетика дала науке первую модель обучения, которая исходила из того, что человеческий интеллект подобен компьютеру до такой степени, что познание можно определить как простую обработку символов информации, то есть манипуляцию символами, основанную на наборе правил. Согласно этой модели, процесс познания включает в себя ментальное представление. Разум здесь осмысливается как компьютер, оперирующий символами, которые представляют определенные черты мира. Эта компьютерная модель ментальной деятельности казалась настолько убедительной и мощной, что господствовала во всех исследованиях когнитивной науки на протяжении более чем тридцати лет.
Начиная с 40-х годов, вся нейробиология формировалась под воздействием идеи, представляющей мозг в виде устройства для обработки информации. Например, когда исследования зрительной области коры мозга показали, что определенные нейроны реагируют на определенные особенности воспринимаемых объектов - скорость, цвет, контраст и т. д., - сразу возникло представление о том, что эти специальные нейроны считывают зрительную информацию с сетчатки глаза и посылают ее в другие области мозга для дальнейшей обработки. Однако последующие исследования на животных показали, что связывать нейроны с соответствующими характеристиками объектов можно только когда животное находится под глубоким наркозом и осуществляется строгий контроль над внутренней и внешней средой. Когда животное наблюдают в бодрствующем состоянии и в более привычных внешних условиях, его нейронные реакции оказываются более стремительными ко всему контексту визуальных возбудителей и уже не могут быть истолкованы в терминах последовательной обработки информации.
Техника скоро дойдет до такого совершенства, что человек сможет обойтись без себя.
Станислав Ежи Лец.
В 70-е годы, когда появилась концепция самоорганизации, компьютерная модель обучения была, наконец, подвергнута серьезному сомнению. Необходимость свежего критического взгляда на эту доминирующую гипотезу была обусловлена двумя хорошо известными недостатками - компьютерного «видения». Первый: обработка информации основана на ряде последовательных правил, применяемых по очереди; второй: эта обработка локализована таким образом, что повреждение любой части системы приводит к серьезным нарушениям ее работы в целом. Обе эти особенности входят в поразительное противоречие с биологическими наблюдениями. Самые обычные визуальные задачи даже крохотными насекомыми решаются быстрее, чем это физически возможно при последовательной обработке; а способность поврежденного мозга к восстановлению и сохранению функционирования в целом хорошо известна всем.
Эти наблюдения побуждали к сдвигу фокуса - от последовательности символов к связности, от локальных правил к глобальной согласованности, от обычной обработки-информации к неожиданным возможностям нейронных сетей. С учетом современного развития нелинейной математики и моделей самоорганизующихся систем, такое смещение внимания обещало новые и интеллектуально волнующие направления исследований. Действительно, в начале 80-х годов модели «связных» нейронных сетей приобрели большую популярность. Эти модели тесно взаимосвязанных элементов предназначены для одновременного выполнения миллионов операций и проявляют интересные глобальные - внезапно возникающие свойства. Как поясняет чилийский ученый Франциско Варела, «Мозг - это... высоко согласованная система: плотные взаимодействия между его компонентами приводят к тому, что, в конечном счете, все, что происходит, оказывается функцией того, что делают все компоненты... В результате вся система приобретает внутреннюю согласованность в своих паттернах, хотя мы не можем точно сказать, как это происходит».
Так что если уж применять дальше «компьютерную» метафору работы нашего мозга, то он напоминает скорее не компьютер, а целую огромную сеть компьютеров, каждый из которых выполняет свои автономные функции, но то же время тесно связаны и при необходимости взаимодействуют.
Эволюция мозга не только вышла за пределы потребностей первобытного человека, но и стала единственным примером эволюции, которая дала определенному классу живых созданий орган, которым они не умеют пользоваться.
Артур Кестлер
Человек является продуктом длительного процесса эволюции живого вещества и «сеть компьютеров» нашего мозга мы получили «по наследству» от множества поколений живых существ. Именно присутствие такой сложнейшей структуры определяет возможности человеческого мышления и создало новый способ адаптации к изменением – не приспособление к окружающей среде, а ее изменение. То, что мы называем разумной человеческой деятельностью.

НАСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК РАЗУМЕН?
От ума до здравого смысла
гораздо дальше, чем полагают.
Наполеон
Видовое название человека Homo sapiens – Человек разумный. Правда, присвоили его мы себе сами и искренне считаем, что полностью соответствуем этому эпитету.
Амебы — это одноклеточные существа, едва различимые невооруженным глазом; самые большие из них не превышают 0,6 миллиметра в диаметре. Эти капельки цитоплазмы, заключенной в клеточную пленку, перемещаются, медленно ползая по дну водоемов и влажной лесной почве. Поглощают бактерии, и каждые 3—4 часа делятся. Такова жизнь вида, который мы, люди, не считаем разумным.
Невозможно даже представить, что амеба в состоянии совершить нечто большее. И вообще что-либо из того, что человеку удалось лишь после миллиардов лет медленного развития многоклеточного организма и миллионов лет столь же упорного создания мозга Homo sapiens. Тем не менее, это так.
Если на каком-то участке возникает недостаток пищи, голодающие амебы, до того свободно разбросанные по всей его площади, начинают выделять химический сигнал, который доходит до остальных особей и заставляет их собираться в центральной точке. Спустя некоторое время сорок шесть тысяч одноклеточных создают общее тело, именуемое грексом. Подобно голой улитке, уже как единый организм, этот грекс продолжает перемещаться со скоростью один миллиметр в час.
И тут-то начинаются вещи невероятные. Отдельные амебы «запоминают» очередность своего прибытия на сборный пункт, хотя у них нет памяти. Те, что первыми оказались в «голове», и ведут общество, «знают» о своей роли проводников. Если их переместить в хвост, они за короткое время вновь возвращаются во главу колонны.
Если переход грекса в поисках питательных бактерий не дает результатов, амебы изменяют поведение. Явно не обладая ни зрением, ни речью, ни способностью сознавать собственное существование и положение в пространстве, они, тем не менее, начинают вести себя так, словно все это у них есть.
Ради достижения столь далекой и абстрактной цели, как выживание хотя бы одной особи, простейшие приступают к созданию непростой инженерной конструкции в виде шаровой капсулы на высокой башне. Такая конструкция в принципе природе известна: нечто похожее представляет собою, например, головка зрелого мака на длинном стебле.
Строительство требует от амеб четкого разграничения задач и специализации клеток. Однако не видно, чтобы кто-нибудь отдавал им распоряжения. Те амебы, которые последними прибыли на место сбора, образуют из своих тел дискообразное основание. Из его середины вырастает стебель, создаваемый теми, что прибыли первыми. По ним взбираются следующие в очереди, и именно они формируют из себя шарообразную капсулу.
Часть амеб размещается в получившейся камере наподобие пассажиров в необычном экипаже. Здесь они преображаются, превращаясь в споры. Сжимаются, обезвоживаются, окружают себя плотной кожурой, затормаживают метаболизм и, наконец, становятся семенами, вроде маковых зернышек.
Амебы, образовавшие «конструкцию», сами обрекли себя на вымирание. Лишенные пищи, они вскоре погибнут. Спустя некоторое время капсула распадется, споры рассыплются и, вполне возможно, попадут на влажную землю. Там они оживут, снова станут амебами, начнут питаться и делиться. Популяция восстановится.
С точки зрения человеческого здравого смысла поведение амеб очень разумно. А теперь представим себе на мгновение, что за нами из космоса наблюдают неизвестные существа (что само по себе не столь уж и невероятно) прибывшие с очень-очень далекой планеты. Им совершенно неважно, кто и как себя называет, их интересует только одно – как организмы, населяющие Землю, приспособлены к своей среде обитания.
Интересно, кого, сравнивая «неразумное» поведение амеб и наши «вполне разумные» войны, голод, нищету и отравление окружающего мира, инопланетные наблюдатели посчитают умнее?
Если мы отвергнем насилие, то Бог будет править не только на небе, но и на Земле.
Махатма Ганди.
Да, действительно, процессы мышления у людей несравнимо более мощные, чем у тех же амеб или других живых существ, но приводят эти процессы к совершенно непонятным, на первый взгляд, результатам.
Корреспондент спрашивает директора психиатрической лечебницы, какой тест является критерием для выписки.
- Мы наливаем полную ванну воды, кладем рядом чайную ложечку и большую кружку и предлагаем освободить ванну от воды.
Корреспондент улыбается и говорит:
- Ну, любой нормальный человек возьмет кружку.
- Нет, - говорит директор, - нормальный человек вытянет пробку.
*****




А ЛЮДИ ЛИ МЫ?
Что такое человек?
Мост между обезьяной и Сверхчеловеком – мост через пропасть.
Фридрих Ницше
То есть иными словами мыслящие ли мы существа? Да, конечно, мыслящие, в этом нет сомнений, но мышление наше далеко не самостоятельно. Так кто же тогда нами управляет? Неужели инопланетяне?
Бытует множество «теорий заговора», которые с той или иной долей аргументированности или фанатизма, утверждают, что всем человечеством управляет некое «мировое правительство», масоны, сионисты и т.д. Эти теории не являются темой нашей книги, но, даже если это так, то «заговорщики» нами руководящие, тоже еще не вполне являются людьми.
И хотя всем нам кажется, что свои решения мы принимаем самостоятельно, на самом деле это не так. Большинство наших «осознанных» решений диктует нам наше подсознание – та неосознанная часть нашего ума, которая создает автоматизм, рефлекторность наших действий.
О рефлексах мы знаем еще со школьной скамьи. Рефлексы – это наши автоматические действия на те или иные внешние раздражители. Существуют врожденные безусловные рефлексы – это когда мы одергиваем руку от горячей сковородки (больно ведь!) и приобретенные, безусловные – когда мы одергиваем руку от холодной сковородки (несколько раз перед тем хорошенько обжегшись).
На нейронном уровне, рефлекс – это активизация одной или нескольких, используя уже прозвучавшую метафору, «компьютерных» сетей нашего мозга. Формируются такие сети в процессе развития человеческого организма, начиная еще с периода внутриутробной жизни. Но самое странное то, что контуры, прообразы этих сетей существуют у всех людей всегда, и основы их заложены в наших генах. Иначе говоря, мозг человека, как бы заранее готов к тому, что еще не произошло, но что произойдет обязательно, а именно к самообучению, при чем направления этого самообучения тоже предопределены заранее. Образно можно сказать, что мозг новорожденного ребенка напоминает шкаф с полками, уже подготовленными к принятию нужных верей. Такие «полки» американский психолог Тимоти Лири назвал «контурами мышления» и насчитал их восемь, хотя вполне может статься, что их значительно больше.
В свое время идея многоуровневости нашего мышления научным миром не воспринималась, из-за чего Лири пережил достаточно много горьких минут, но современные исследования все-таки подтверждают его правоту.
Наиболее древним из контуров мышления – является контур биовыживания. Он механистически разделяет все, что мы видим, слышим или ощущаем на полезное или вредное, съедобное ли не съедобное, безопасное или опасное. Контур биовыживания настроен на уровне ДНК на поиск зоны комфорта и безопасности. Первой нашей зоной комфорта является зона вокруг материнского тела, поэтому дети, с тех или иных причин, лишенные материнской опеки, во взрослом возрасте подсознательно веку обладают обостренным чувством страха и опасности. Физиологически контур биовыживания находится в стволе главного мозга, и образовался приблизительно 3-4 миллиарда лет тому. Любые сбои в этом контуре влияют сразу на весь организм. Независимо от человеческого возраста, если контур биовыживания ощущает опасность - вся ментальная деятельность останавливается немедленно.
Второй контур - это эмоционально-территориальная система мозга. Этот контур присутствует у всех позвоночных и появился он 0,5 - 1 миллиард лет тому. У человека центры этого контура сосредоточенные в таламусе и связаны с мышечной деятельностью. Этот контур начинает работать, когда матрица ДНК включает процессы освоения прямохождения. В зависимости от событий окружающего мира, этот контур будет определять или сильную, доминирующую роль в стае (семьи, обществе) или слабую, подчиненную. Статус в семьи (стае) определяется на основе превербальной (или первой, по определению И. Павлова) сигнальной системы, в которой мышечные рефлексы сыграют решающую роль. Стандартный «авторитарный «рефлекс - это демонстрация мышц и рычание. Стандартный рефлекс «подчиненности» - это сжимание мышц, опущение головы и отползание.
Если не использовать этологических терминов - то эмоционально-территориальный контур это наше «Эго» - осознание млекопитающим своего места в стае. И в терминологии современной теоретической психологии различия между одомашненными приматами (людьми) и животными во всем, что касается первых двух контуров, равны нулю.
Третий, семантический контур, создает картину мира, которую можно передать через поколения. Человеческое существо умеет создавать символы голосом и записывать их на письме. Эта символьная система (или вторая сигнальная, по определению Павлова) служит основой искусства, литературы, музыки и всего, что мы называем культурой. Семантический контур называют умом. Психолог Роберт Орнстайн заметил, что если мы называем кого-то умным, то обычно имеем в виду, что у такого человека хорошо развита речь, то есть третий семантический контур. Этот контур появился приблизительно 100 тысяч лет тому. Третий контур - это наш язык, но одновременно и наше осознанное мышление, то есть способность к логическому анализу и обобщениям на основе логики. Иными словами можно сказать, что семантический контур - это доминирующий тип мышления большинства людей. Это контур накопления знаний, опыта, общения, но, одновременно и манипулятивный контур. Через язык мы можем влиять на другие контуры человеческого мышления, как в положительном плане, так и в отрицательном. Локализация третьего контура - это кора левого полушария, которые тесно связаны с тонкими мышцами гортани и правой руки.
Четвертый, социально-половой контур активизируется в момент полового созревание и определяет дальнейшую сексуальную ориентацию личности и будущие родительские роли. Он локализуется в новой коре левого полушария. На этом контуре закладываются первые социальные задачи, то есть определение своей социальной роли и статуса: выбор профессии, и т.п. Функция нервной системы состоит в том, чтобы фокусировать, находить и суживать, выбирая из бесконечного многообразия те предпочтения, которые будут определять стратегию и тактику выживания в данном обществе. Недаром Фрейд называл мозг человека органом адаптации. Но цена такой адаптации становится слишком дорогой – именно поэтому мы пользуемся только мизерной частью возможностей заложенных в миллиардах клеток нервной системы.
Вы можете или быть мудрыми, или владеть знаниями. Но вы не можете «знать» мудрость - вы должны «быть» ею. Мудрость неотделима от простоты. Вы должны прийти к равновесию, развить в себе интуицию и мудрость сердца, с тем, чтобы интеллект перестал быть хозяином, превратившись в слугу нашего сердца. Такой слуга позволит нам установить союз с собственным «я» и всеми другими существами.
Рэм Дасс
Первых четырех контуров достаточно для выживания, и в этом мы мало отличаемся от насекомых. Это те наши от 2 до 7 процентов мышления, которыми большинство людей пользуются всю свою жизнь.
Иначе можно сказать, что наше поведение определяют, в основном рефлексы, унаследованные нами от огромного количества наших отдаленных и не столь отдаленных предков. Именно они управляют нашей жизнью.
В большинстве случаев наши поступки запрограммированы изначально. В неосознанной части нашего мышления заложена «база данных» в которой находится вся информация, как следует поступать в том или ином случае – если произойдет то-то, то надо сделать это. Предназначение этой «базы данных» - облегчить ее обладателям выживание. И это изобретение природы действовало отменно, но только до определенного момента. Этот момент наступил. Цивилизация, созданная людьми начинает изменять их самих – в мире, который меняется мгновенно, становится все труднее выискать в базе данных те сведения, которые помогли бы адекватно отреагировать на те или иные обстоятельства. Их там попросту нет – так как в течение стремительного развития человечества за последние годы не было прецедентов таким событиям.
Попытки применить старые привычные шаблоны не приводят ни к чему, и приходиться учиться мыслить самостоятельно. Разумная деятельность – это то, что мы делаем, когда не знаем, что делать. Вот и приходиться поумнеть.
Одной из величайших загадок человеческого происхождения, является то, что мозг каждого без исключения человека, обладает еще как минимум четырьмя, кроме уже названных, контуров мышления. Эти контуры пока не активированы у большинства людей, и только некоторые индивидуумы ими пользуются.
Пятый контур - нейросоматический. Все известные феномены исцеления верой, омоложения, регенерации и т.п.. Классическим примером людей, у которых этот контур интенсивно работает, являются йоги, люди, практикующие цигун, системы оздоровления.
Нейросоматичний контур намного моложе, чем предыдущие контуры и проявляется не сразу и не у всех, а только у тех, кто его активизирует самостоятельно. Ключом к активизации этого контура есть преодоление чувства страха, а человек, переставший бояться жизни, открывает для себя новые возможности.
Нейросоматический контур локализуется в коре правого полушария и связан с системой первого контура. Нейросоматичний контур начал проявлять себя около 30 тысяч лет тому. Палаопсихолог Барбара Хоннегер, исследуя доисторические рисунки в пещерах Европы, пришла к заключению, что они являются упражнениями по развитию деятельности правого полушария мозга. Очень легко определить, активизирован ли у человека пятый контур. Достаточно спросить, как часто этот человек посещает врачей.
Шестой контур, нейрогенетический, активизируется, если нервная система начинает получать сигналы от отдельных нейронов, от диалога ДНК - РНК. Наша ментальная жизнь проходит в рамках этого диалога. При активизации нейрогенетичного контура, «архивы» ДНК становятся доступными для нашего сознания. Люди, познавшие действие нейрогенетичного контура - говорят о памяти прошедших жизней, бессмертии, перевоплощении и т.п.. Греки называла это явление «зрением Пана», китайцы «Великий Дао», индуисты – «сознанием Атмана». Нейрогенетичний контур локализуется в новой коре правого полушария. Возможности шестого контура - это подключения мышления отдельного человека к тому, что В. И. Вернадский и Пьер Тейяр де Шарден называли ноосферой, а Карл Густав Юнг - коллективным несознательным.
Седьмой контур мозга, метапрограммирование - это осознание мозгом самого себя, когда сознание становится программистом и оператором своего собственного биокомпьютера Эволюционно контур метапрограммирования является наиболее молодым и расположен он в лобных долях мозга.
Рауль Антон Уилсон дает такое определение гениальности: «Гений - это тот, кому в результате какого-либо внутреннего процесса удалось пробиться к седьмому контуру (маленькое нейрологическое чудо, которое называют неопределенным термином «интуиция») и вернуться назад к третьему контуру, приобретя умение создавать новые картины реальности». В переводе на язык Метода Сильвы - это сознательное применение интуиции для достижения успеха.
Восьмой контур мышления - это нелокальный квантовый контур. Как можно объяснить случаи ясновидения, предчувствия событий и много других, так называемых парапсихических явлений. Подобные случаи являются проявлениями того, что в квантовой механике называется теоремой Белла. Теорема Белла, сформулированная на обычном языке, звучит так: «Не существует изолированных систем; каждая часть Вселенной находится в «моментальной» (превышающей скорость света) связи с другими частями Вселенной. Вся Система, даже, если ее части разделены гигантскими расстояниями, действует как Единая Система». Теорема Белла противоречит Специальной Теории Относительности Эйнштейна - не может быть скорости больше скорости света. Но в математических выкладках теоремы Белла нет ошибок, а подтверждающие ее эксперименты были повторены несколько раз. Но в теории Эйнштейна также нет ошибок. Есть два возможных варианта согласования этой дилеммы. Д-р Эдвард Харрис Уокер считает, что неизвестным элементом взаимосвязи есть сознание. Другая альтернатива, предложенная д-ром Джеком Сарфатти, есть то, что средством белловской связи является информация.
Сарфатти объясняет свою теорию следующим образом: «Вообразите, что мозг - это компьютер. А теперь представьте, что Вселенная - это огромный мегакомпьютер. Части мегакомпьютера, наши мозги локализированы во времени и пространстве. Каждая такая часть находится в определенной точке времени и пространства «здесь», а не «там», «теперь», а не «тогда». Но программное обеспечение - информация - нелокально. Оно находится т «здесь», «там» и «всюду», «сейчас», «тогда» и «всегда». Продолжением этой идеи являются работы физика Лондонского Университета Дэйвида Бома и нейрофизиолога из Стенфордского Университета Карла Прибрама. Независимо друг от друга они пришли к заключению, что наша Вселенная имеет голографическое строение. Если разбить голографическую пластинку, то в каждом осколке будет сохраняться целостное изображение предшествующего объекта. И в каждой части Вселенной есть информация обо всей Вселенной.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 17 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>