стр. 1
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Боснак Роберт. В мире сновидений: Пер. с англ. М.: МП «Древо жизни». 1991.— 96 с.
ОТ АВТОРА.
Сны снятся каждому человеку. В течение тысячелетий мы пытались доказать, что эти путешествия в ночи тесно связаны с
нашей дневной жизнью.
Наверняка мы знаем только одно — сновидения существуют в собственном пространственно-временном континууме. Даже
когда наше физическое естество находится в состоянии покоя, мы продолжаем жить активной жизнью, практически
неотличимой от жизни дневной. Мир, в котором мы оказываемся в своих грезах, практически невозможно отличить от того
мира, в котором мы бодрствуем. Более того, во сне нам зачастую кажется, что нас по-прежнему окружает реальная
действительность. Таким образом, каждый отчетливо запомнившийся сон представляет собой еще одно неопровержимое
доказательство того, что наша жизнь проходит не только в физической реальности. Каждую ночь от рождения и до самой
смерти мы проводим в нематериальном .мире.
Древние говорили, что во сне каждый из нас становится творцом, способным создать свой собственный реальный мир. А
толкование сновидений — это тот метод, при помощи которого мы еще и еще раз вступаем в контакт с гением ночного
воображения. Мы внимательно изучаем сложный творческий процесс, свершающийся каждую ночь в глубине наших душ.
Наша жизнь наполняется новым содержанием.
Эта книга научит разбираться в хитросплетениях ваших снов, запоминать их мельчайшие подробности и уловить их
внутреннюю логику. Вы сможете снова " вернуться в свое сновидение и пережить его еще раз, не покидая дневной
реальности. Сны откроют вам свое сокровенное значение.
Вы узнаете, как надо работать со сновидениями самостоятельно и в группе, а помогут вам в этом многочисленные примеры
из моей практики.
Для таких занятий требуются лишь настоящий интерес к предмету и желание познать мир с помощью снов. Я написал эту
книгу потому, что считаю сновиде-
одним из наиболее захватывающих чудес и надеюсь, что .с ее помощью вам удастся открыть
ночное «Я», углубить понимание самого себя. Для меня большая честь, что с моей книгой теперь смогут познакомиться и
советские читатели.
Р.Боснах
ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ.
Шоссе, ведущее из Бостона в Кембридж, забито машинами, я подолгу застреваю в пробках, и у меня есть время
поразмышлять над сном, приснившимся накануне.
А сон был такой:
. Я нахожусь в недостроенном доме, выгуливаю бульдога. Рядом с нами другая собака, большой красивый сенбернар по
кличке Анга. Вдруг мой бульдог срывается с поводка и бросается на Ангу, железные челюсти смыкаются на ее шее.
Сцепившиеся в смертельной схватке собаки куда-то исчезают. Меня бросило в дрожь. Когда Анга появляется вновь —
изрядно потрепанная, но невредимая — я не помню себя от радости. Бульдог исчез. Потом я оказываюсь на свадьбе
двоюродного брата. Его отец — человек крайне честолюбивый и властный.
Я торможу на красный .свет, мои размышления прерваны: бостонские водители теснят друг друга и стараются занять место
поудобнее.
Мне удается вернуться к вчерашнему сну лишь в своем кабинете. До начала приема (я практикую в качестве врача-
психоаналитика в Кембридже) осталось десять минут. Свистит чайник, я завариваю чай, усаживаюсь в свое кресло и
пристально всматриваюсь в стоящее напротив кресло для пациентов...
... И вижу в нем своего первого пациента, самого себя. Я бы раздвоился и рассказываю сон самому себе как пациент врачу.
Моя первая мысль, удивительно похож мой дядя на бульдога, оба стремятся . подмять под себя всех и вся. Я чувствую эту
жажду власти с такой силой, что у меня пересыхает в горле, я до стискиваю челюсти. Из груди вырывается рычание.
Неожиданно я бросаюсь на Ангу и
ей в горло. Брызнула кровь, я задыхаюсь от ярости, как вампир, захлебывающийся кровью своей жертвы. Кусать! Рвать!
Разорвать на куски! . Начинаю искать ассоциативные связи:
Анга... Звучит как «ангел». Я не знаю никаких Анг. Никогда раньше не видел этой собаки, хотя она и показалась мне
знакомой — там, во сне. Анга? Ну да, конечно же! Это было давным-давно. Она пела, как ангел. Ангел? Моя жена... Я
осатанел от злобы на нее? Или, может, на мать? Или на дочь? Ярость кровосмешения? Несомненно, но старо как мир. Тут
нет ничего удивительного. Почему же мне приснился этот сон?
Бульдог... Мне рассказывали, что у бульдогов специально вырабатывают мертвую хватку — если они вцепятся зубами в
жертву, то уже не выпускают ее. " Мой первый пациент, который появится на пороге через семь минут, похож на бульдога.
Он бросается ; на все, что попадается ему на пути, особенно на женщин. Он стремится подчинить их себе. А я держу этого
бульдога на поводке. Или он тащит меня за собой! Ну и неразбериха! — Так, наверное, пока хватит. — Нет уж, изволь
продолжать, — строго изрекает психоаналитик, одергивая меня, как провинившегося ученика.
Анга, Анга!? Ангел! Это единственная ассоциация, которая приходит мне в голову. Поэтому остается только еще раз
вспомнить все, что происходило во сне. Я пытаюсь как можно подробнее восстановить все образы. И вот через несколько
мгновений перед глазами опять возникает Анга. Какое чудо! Олицетворение красоты и изящества! И кем был Святой
Бернард, в честь которого названа эта порода? Надо будет посмотреть дома сегодня вечером. Я начинаю думать о собаке-
спасателе с аптечкой на шее, выкапывающей из-под снега заблудившихся путников. Заблудившиеся путники? А где же я
заблудился? Май ангел-хранитель... Я смотрю на часы. Какая жалость — остается всего пять минут. Хоть бы мой «бульдог»
сегодня опоздал! Не тут-то было, закон подлости: когда по-настоящему хочешь, чтобы кто-нибудь опоздал, человек всегда
приходит вовремя. Чем дольше я смотрю на Ангу, тем больше она меня
пленяет. Она вся светится изнутри. Я ловлю себя на мысли, что уставился на нее, как истомившийся по любви подросток. И
это на собаку — ну что за извращенные мысли. Но Анга не просто какая-то там собака. Теперь она становится для меня
вдохновляющим началом, полным силы и изящества, могучим существом женского пола. Мощь, сила, власть...
Властолюбивый дядя, который всеми нами командовал в день свадьбы. Два полюса: с одной стороны, прекрасный образ
сильного женского начала, несущего исцеление, а с другой — мрачный, ненавистный насильник, тянущий меня за собой. Он
набрасывается на моего ангела, пытается сломить его. Он мне противен. Он хочет овладеть моим ангелом. Быть может, для
того чтобы заработать на нем. Делать деньги на чем угодно — вот его девиз. Купить вдохновение и писать книги. Такие, как
эта книга — этот строящийся дом. Стать знаменитым, обрести власть. Теперь властное рычание бульдога приобретает
истерические нотки.
Слава богу, Анга возвращается одна, значит, с победой. Но я-то ведь знаю, что снов с раз и навсегда установленным началом
и концом не бывает, что сон — многоголосый напев, который, постоянно повторяясь, приобретает все новые оттенки
звучания. Борьба между спасающим меня ангелом-хранителем и бульдогом, с его всепожирающей хваткой, еще только
началась. Она — одно из проявлений жизни моей души, которая^воплощается в новых и новых формах. Иногда в этой
борьбе я сознательно становлюсь на одну сторону, иногда (также сознательно) — на другую.
Хорошо бы вечером спросить у жены, не бывает ли у нее иногда такого ощущения, что я, как бульдог, бросаюсь на нее,
чтобы выместить всю накопившуюся на женщин злобу. Но вдруг она ухватится за эту возможность и даст волю своему
раздражению? Кто знает, а вдруг я ей сегодня чем-то не угодил (даже самые прочные отношения -не обходятся без горьких
недоразумений), тогда она ответит, что я всегда веду себя, как кровожадный зверь. Нужно крепко подумать, прежде чем
давать ей в руки такой козырь.
И вот я пристально вглядываюсь в обеих собак, пытаюсь понять их до конца. Ведь каждая из них — в некоторой степени
частица меня самого.
Звонок у входной двери. Первый пациент. У него опять проблема с подругой. Я вижу, как он сжимает челюсти, будто кусает
кого-то. Он ревнует ее к каждому встречному-поперечному.
'— Черт возьми, довольно уже ей таращиться на мужчин, — в гневе кричит он.
— Нет ничего проще, — замечаю я, ^— нужно только взять вязальную спицу и рыколоть ей глаза. Метод эффективный и
радикальный, а главное — и навсегда. После этого .она уже ни на кого не взглянет. .
Эта тирада вырывается у меня совершенно неожиданно. В изумлении глядя друг на друга, мы обмениваемся нервными
смешками, как если бы нас поймали на чем-нибудь неприличном. Потом нам обоим становится не по себе. Мы погружаемся
в раздумье.
Он ревновал всех близких женщин, включая мать. Застой в работе (мой пациент — писатель) только подстегивает его
ревность. Оказавшись в творческом тупике, он пытается любыми путями оседлать вдохновение и приходит в ярость, когда
ничего из этого не выходит. К тому же вот уже несколько месяцев он сидит без работы, кончаются деньги, и секс уже не
доставляет такого удовольствия, как прежде. Его раздирают бессилие и ярость, он чувствует, что теряет потенцию. Чей же
это был сон о собаках? Мой или его?
Начался новый день. Начался со сна о строящемся доме. Или этот дом рушится? Я вдруг ощущаю, что уже не помню его во
всех подробностях. Мои собственные образы все больше теряют ясность, и я, захваченный силами притяжения и
отталкивания, подобно камню, выпущенному из пращи, со страшной силой врываюсь в душу другого человека.
Глава 1 ПАМЯТИ
Сновидение — это не рассказ, не повесть, не кинофильм и не пьеса. Это действие, которое разворачивается в пространстве,
артикулированное пространство, если более мудрено. В пространство, которое мы «сновидением», мы попадаем
— как ни парадоксально — сразу же после пробуждения, ведь во сне мы считаем, что бодрствуем, что все происходит наяву.
Лишь про-,снувшись, говорим, что сон, и рассказываем его содержание. Однако содержание сна и сновидение — это не
одно и то же, сновидение как таковое — это субстанция, сотканная из времени к пространства, в которую мы с вами
погружаемся. Поэтому, для того чтобы как можно точнее воспроизвести все, что происходило с нами в сновидений, важно
запомнить сны, учитывая их пространственную отнесенкость.
Память существовала задолго до того, как ее стали измерять в килобайтах. Во времена классической античности память
рассматривали как пространственное явление, и поэтому для хранения различных сведений отводили определенное
пространство. Ораторы Древнего Рима развивали память, передвигаясь по своеобразной «кладовой» памяти. Она строилась
образом.
Облаченный в длинную тогу оратор прохаживался по какому-нибудь пустому зданию и сосредоточенно изучал каждую
мелочь окружавшей его обстановки до тех пор, пока он не заучивал наизусть расположения каждого проулка и каждой
трещинки в доме. Тогда хранилище было готово, и его
можно было заполнять всякой всячиной. Например, вам нужно запомнить поэму в 500 строк. Для этого, сделав первый шаг
вправо, поместите первую строчку в том углу, где мрамор слегка пожелтел; вторая строчка укладывается на третьем шагу •
направо; третья — у колонны ( той, что отделана мрамором с красными прожилками) на верхней ступеньке лестницы. Таким
образом в определенных местах здания можно расположить целую поэму, мысленно прогуливаясь по зданию, —
восстановить правильный порядок следования строк. Создание воображаемого пространства помогает человеку
восстанавливать в памяти различные факты и события. При работе со сновидениями крайне важно развить в себе как раз
такую способность устанавливать пространственно-объектные отношения.
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений на основе древнего искусства мнемоники (искусства развития памяти).
Упражнение^ На разведку в мир сновидений
Осмотритесь: куда вы попали, что вас окружает? Итак, вы бодрствуете, но ведь и во сне вы совершенно уверены, что все
происходит наяву. Вы бодрствуете, но это не означает, что вам не снится сон.
Раз так, то теперь легко представить, что вам в самом деле снится сон.
Вы погрузились в мир сновидений, он обступает вас со всех сторон, как это и происходит каждой ночью. Этот мир
полностью реален. Дотроньтесь до земли — она твердая. Ущипните себя за руку. Чувствуете?
Теперь начинайте передвигаться в пространстве. Не забывайте, что вы путешествуете внутри самого обыкновенного
сновидения и что все происходящее вокруг не выдумка. Внимательно изучайте предметы, которые попадаются вам на пути.
Повторяйте это упражнение как можно чаще.
Упражнение 2 Восстанавливаем в памяти образы сновидения
Вам снится, что вы делаете упражнение на развитие памяти из книги под названием «В мире сновидений». Вот вы аккуратно
берете ее в обе руки и внимательно рассматриваете. Затем медленно поворачиваете ее один раз, перед вашими глазами,
медленно вращающийся предмет. Закройте глаза.
Теперь обратитесь к своей памяти и восстановите образ книги. Попытайтесь вспомнить, как она вращалась и как выглядела
под разными углами .зрения.
Повторите это упражнение с несколькими различными предметами.
У п р ажнение 3 Создание «кладовой» памяти
Выберите какое-либо пространство площадью несколько квадратных метров, по которому вы можете свободно
передвигаться, например комнату, в которой стоит несколько предметов. Немного походите по этой комнате. До
мельчайших подробностей запомните расположение предметов в ней. Затем сядьте или лягте, закройте глаза и еще раз
мысленно пройдите по комнате и внимательно «осмотрите» ее содержание. Если вы будете часто повторять это упражнение,
то в дальнейшем оно не составит для вас особого труда. Некоторые предметы легче запоминаются, если предварительно
потрогать их руками или понюхать. При выполнении этого важного упражнения на «мысленное фотографирование»
старайтесь скоординировать работу всех органов чувств.
Теперь вы, подобно ораторам древности, обзавелись своей «кладовой» памяти.
Упражнение 4 Воображаемый обход жилища Подумайте и попробуйте определить, какой дом
или квартиру вы знаете лучше всего. Например, дом ваших родителей или квартира, в которой вы живете сейчас. Вызовите в
воображении несколько хорошо . известных вам домов, чтобы решить, который из домов вам легче вспомнить в данный
момент.
Прочитав это упражнение до*конца, закройте глаза и на минуту сосредоточьте внимание на своем дыхании. Почувствуйте,
воздух наполняет легкие и какие ощущения испытывает при этом ваше тело. Начинайте с ног, мысленно двигаясь вверх. Не
спе-. шите. Затем представьте себе тот дом, в который вы хотите мысленно войти. Посмотрите на его фасад или на крыльцо,
где расположен вход. Смотрите внимательно. Не упускайте ни одной мелочи. Есть ли окна? Какого цвета дерево, кирпич
или другие строительные материалы, из которых он сделан? Обращайте внимание на мельчайшие детали. Затем повернитесь
ко входу спиной и оглядитесь вокруг. Что попалось вам на глаза? После-этого начинайте медленно поворачиваться назад.
Перед вами входная дверь, какая: высокая или низкая? Какого цвета? Где расположены дверная ручка и звонок?
Теперь откройте и ступите на порог. Осмотритесь. Пусть глаза привыкнут к перемене освещения. Посмотрите на пол.
Какой он? Каменный? Деревянный? Может, он сделан из другого материала? Если отказывает память, пустите в ход
воображение. Какие в стены? Посмотрите вверх. А потолок? Теперь
медленно передвигаться по дому. Если с по- -рога вы попали не на кухню, идите туда. Не спешите,
достаточно, смотрите по сторо-вверх, вниз, оглянитесь назад. Уви-
предмет, к нему и осмотрите. " Попав на кухню, к раковине. Есть ли кран? Что это за кран? Что находится под
раковиной? Есть ли плита или другие приспособления для приготовления пищи? На чем они работают — на газе,
электричестве или на дровах? Что расположено между плитой и раковиной?
Внимательно все осмотрев, медленно идите к тому месту в доме, где стоит кровать. Медленно, еще медленнее. Умение
замедлять движение — один из труднейших моментов в искусстве восприятия образов сновидений. •..
Вот вы стоите перед своей кроватью. .Посмотрите по сторонам, вверх, вниз. Внимательно рассмотрите саму кровать.
Подойдите и сядьте на край. Затем лягте. Медленно! Если на постели лежит одеяло, укройтесь им. Теперь закройте глаза и
вспомните все ощущения, которые вы когда-либо испытывали, лежа на кровати. Не меняйте положения тела до тех
точно не воссоздадите их в памяти. Теперь .сядьте и осмотритесь. Изменилось ли что-нибудь в окружающем вас
пространстве? Посмотрите по сторонам, вверх, вниз.
После этого не спеша встаньте и медленно подойдите к двери, через которую вошли. Посмотрите вокруг. Изменилось ли
что-нибудь, пока вы были в доме? Теперь откройте дверь (если была закрыта) и выйдите наружу. Стойте спиной к дому. А
теперь медленно просыпайтесь там, где вы сидите, читая эту книгу. Внимательно следите за переходом сознания от
сновидения к бодрствованию. •
Последующие упражнения с записывани-ем снов. Записывать сновидения на бумаге — очень важно, только
подумайте: хак часто мы видим сны, которые, кажется, будем помнить до гробовой доски! Но вот проходит несколько
минут, а иногда даже секунд, и они бесследно исчезают из нашего сознания. Делая записи, мы как бы связываем сони
создаем опору памяти, позволяющую всегда вернуться в него. текст — это порой единственное. что остается от
сновидения. Как иероглифы на
культуры, как надпись на древнем надгробии.
Некоторые люди утверждают, что никогда не видят снов. Они не правы. Им следовало бы говорить, что они не запоминают
своих снов. Лабораторными исследованиями установлено, что у каждого из бывает в течение ночи около пяти
сновидений. В это время происходит быстрое дви-глазных яблок за закрытыми веками. Эта называется фазой быстрых
сновидений. В связи с тем что в течение ночи у каждого таких фаз около пяти, все сны запомнить практически
невозможно. Кроме того, переход сознания от к бодрствованию, сопровождается сти-
ранием образов сновидения. Поэтому задача заключается в том, чтобы поймать сон до того, как он • исчезнет навсегда.
У п ражнение 5 Наблюдение за моментом пробуждения
Дайте себе установку, что пробуждение должно быть максимально сознательным. Попытайтесь по-настоящему
почувствовать переход от сна к бодрствованию. Проснувшись до того, как зазвенел, будильник, продолжайте лежать, не
меняя положения тела, и наблюдайте за тем, как сон переходит в явь. Следите за ощущениями просыпающегося тела: есть ли
напряжение в теле и где оно, какие ощущения в голове, как дышится и т.п. Повторяйте упражнение ежедневно в течение
недели, при этом стараясь не . запоминать решительно никаких сновидений. Важно лишь наблюдать за моментом
пробуждения.
Упражнениеб Готовимся записывать сновидения
Проделав упражнение 5 в течение недели, положите у постели блокнот и ручку. Поставьте в пределах досягаемости лампу со
слабым светом. Освещения должно хватать ровно настолько, чтобы можно было различить собственный почерк. Можно
также поставить магнитофон, который включается голосом. Здесь, однако, могут возникнуть некоторые проблемы, так как
между сновидением и его записью будет введена дополнительная ступень. Внутренние психологические барьеры могут не
позволить вам перенести на бумагу текст сна, записанный на магнитофон, и у вас останется лишь пленка с записью
нескольких часов бормотанья.
Теперь повторите предыдущие упражнения, не забывая при этом, что у кровати вас терпеливо ожидает блокнот. Снов
старайтесь не запоминать. Если все же один и запомнили — запишите его.
Упражнение 7 Записываем сновидения
Если вы свободно восстанавливаете в памяти свои сны, тогда начин-айте занятия с этого упражнения. Предлагаю вам на
выбор три метода записи сновидений:
1. Проснувшись, вы улавливаете обрывок ускользающего сновидения. Продолжайте лежать, не меняя положения тела.
Представьте, что вы — застывшая в неподвижности охотничья собака, следящая за добычей. Не нужно сразу же бросаться к
блокноту. Сначала просто немного поразмышляйте о том, что вам снилось. И только после этого возьмите ручку и запишите
в деталях все, что помните из оставшегося в памяти обрывка сна. Полежите еще немного. Пусть ваше сознание
соприкоснется с этим образом еще раз. Часто это приводит к восстановлению какого-нибудь другого образа из того же
сновидения. Запишите и его. Нередко таким образом можно восстановить весь сон целиком.
2. Проснувшись посреди ночи, вы чувствуете, что помните весь сон. Ощущение при этом такое, что в нем
былослишкоммного.подробностей и всех их записать невозможно. В этом случае сначала запи-. шите наиболее характерные
детали, используя несколько коротких описательных слов, которые впоследствии послужат опорой для памяти. Например:
«стройка, сенбернар Анга, бульдог, драка, шея, исчез, боюсь. Вернулась, радость». После этого засыпайте опять. Если утром
вы не сможете восстановить сон по ключевым словам, значит что-то не сработало. Если сновидение не улетучилось,
пройдите от образа к образу, как вы это делали в воображаемом путешествии по дому (упр. 4), и попытайтесь записать
каждую деталь так, чтобы получился 'более или менее связный рассказ. Дело в том, что при записи сновидения нередко
теряют связность.
3. Проснувшись утром, вспомните свой сон. Сначала запишите последнюю сценку, затем восстановите остальные, двигаясь
от конца к началу. Или просто запишите все от начала до конца. Не уделяйте елиш-
ком: много внимания сюжету, могут утеряться . детали. Идеальный подход — образов изнутри, то есть с точки'
зрения непосредственного участника событий.
Принимая душ и завтракая, сосредоточьте внимание на том, чтобы сновидение глубоко запечатлелось в памяти. Если хотите,
можете рассказать его кому-нибудь. Ведь при этом часто вспоминаются детали, которые остались за пределами видения.
Даже если ваш слушатель никак не комментирует сон, вы все равно уже смотрите на него как бы со стороны. Звуковой
рассказ изменяет перспективу восприятия. Заучите сон наизусть, как стихотворение. Когда вы размышляете о нем вслух,
сон, подобно цветку, испускающему запахи, начинает источать слова. Итак, вы не разлучаетесь со своим сном в течение дня.
Всякий раз, оставаясь наедине с собой, на несколько мгновений вернитесь в сон, вспомните каждую мелочь. Перед сном еще
раз восстановите сон с до конца.
Спокойной ночи
Старайтесь не отбирать записи какие-то определенные сны. Внутреннее сопротивление сознания часто приводит к тому,
что на первый взгляд тот или иной сон может показаться незначительным, но после некоторой переработки он способен дать
обширный материал для анализа. Некоторые не записывают снов, содержание которых не одобрили бы жены, мужья,
родители или просто люди, сующие нос не в свое дело: «У .меня всегда такое чувство, что, когда меня нет, кто-то
и норовит заглянуть в мой блокнот», — сетуют они. Так давайте же вместе со Святым Авгу- ' стином возблагодарим высшие
силы, которые сняли с ,нас ответственность з-а сны, и будем со спокойной душой записывать все без исключения.
Никогда не думайте, что тот иной сон остался в вашей памяти навсегда и его надобности. Такой «неизгладимый»
вы уже через пять минут.
Упражнение^ Отсечение избыточного материала
Это упражнение для тех, кто жалуется: «Мне снится так много снов, что я могу записывать их всю ночь напролет и каждую
ночь видеть семь новых».
В моей практике и практике моих коллег нередко случается, что пациенты приходят с таким количеством материала, что мы
только и занимаемся сновидениями. Иногда это связано с внутренним сопротивлением сознания, поэтому материал,
имеющий существенное значение, теряется в обилии другой информации. Обычно тот раздел памяти, что ведает сновиден-
иями, приспосабливается' к такому количеству материала, которое может быть переработано дневным сознанием. Если же
по какой-либо причине этого не происходит, то я не вижу необходимости целый день ходить с. покрасневшими глазами,
испы-
слабость во всех членах, лишь потому, что вы ночь записывали и тоже не выспались.. В таком случае — и
хватит. Если приснится больше и среди снов будет исключительно яркий и убедительный, занесите в блокнот и его.
Другими придется пожертвовать.
Если вы будете выполнять описанные упражнения, как школьник, которому дали на лето, и если всякий раз, не
выполнив их полностью, будете бояться схлопотать двойку, это спровоцирует внут-
сопротивление обыденного сознания. Необходимо всегда отдавать себе отчет, чьими глазами вы смотрите на выполнение
этих упражнений — глазами' Шерлока Холмса? Мистика? Человека, который занимается самоисцелением? Исследователя?
^Работая со сновидениями, человек постоянно наталкивается на внутреннее сопротивление сознания. -Вдруг у вас появится
отвращение к такой работе. Попытайтесь прочувствовать его как можно глубже. Оно может проявляться в том, что вы
начинаете испытывать отвращение, скуку, появится ощущение, что вы занимаетесь тривиальнейшими пустяками ставите
себя в глупое положение. Не пытайтесь сломить его. — просто наблюдайте за ним. Не мешайте ему. Гораздо важнее не
пытаться преодолеть то или
иное внутреннее сопротивление, а научиться чувствовать его.
Глава 2 ТЕКСТ СНОВИДЕНИЯ
Мы уже знаем, что сновидение и запись этого сновидения на бумаге отличаются друг от друга не меньше, чем заметка в
газете и реальное событие, которое в ней описывается. Теперь давайте займемся, непосредственно текстами сновидений.

стр. 1
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>