<< Предыдущая

стр. 4
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

- не только имеет большую ценность, так как выполнен древними китайскими мастерами (т.е. принадлежит вечности, если
судить по сну 15), —через его горлышко, не закрытое крышкой, вырываются страшные '
разрушительные силы из преисподней, которые мешают созидательной силе завершить свою работу.
Узкая дорога ведёт вниз. Падение, блуждание ^впотьмах. «Я спускаюсь пешком по дороге и попадаю-в заболоченный лес,
под ногами грязь» (сон1); «спускаюсь... по очень крутой, и грязной дороге» (сон 2) ^ «мы едем на машине вниз... Еще
ниже...» (сон 3).
В четвертом сне дано и обратное направление, вверх: «меня направили наверх., на грязный холм, но эта дорога никуда не
вывела». Итак,'дорога вверх никуда не ведет. Дорога вниз ведет через ворота в . глубь, под землю. «Мы... работаем над
проектом ворот» (сон 9); «Похоже на вход в метро. Двухстворчатые ворота...» (сон 10). Путь сновидицы проходит . через
заднее крыльцо и черный ход (сон 5) и уводит под землю, в подземные глубины. А там сзаДивсе роют: «вырыли... сзади...»
(сон 8).
В строительстве 'фигурируют камни, каменные . стены были взорваны (сон 1). Созидательный процесс начинается сзади,
уходит вперед (сон 5) .и вглубь, работает над воротами в подземные глубины, где глина претворяется в глиняное изделие
(сны II и 13). Ему противостоят силы из преиепод-' ней (два страшных убийцы, появившихся оттуда в •тринадцатом сне).
Мне также пришло в голову, что образ стволов деревьев постепенно меняется: «массивные поперечные балки, но между
ними все та же грязь» (сон 5). Массивные балки и есть эти стволы, подвергшиеся грубой обработке. «Изгородь» (сон 7): она
сделана из дерева. Дерево становится изделием. «В' углу...», чтобы «заделать пролом»., «плотники сколотили чудесный
забор... из свежего теса» (сон 14). Нужно восстановить ограду, на что идет свежий тес из только что распиленных стволов.
«Что-то большое... Им приходится вставать на край деревянного ящика...» (сон 13). Ящик деревянный, внутри него кипит
работа, что-то делают из глины. Вот и готова новая форма, способная удержать грязь. ' •
«Наконец я сделала-два деревянных шкафчика с дверцами» (сон 12). В деревянном шкафчике можно. что-нибудь, хранить, в
нем полка из керамических плиток — так сходятся линии развития образов глины и дерева.. Но как только завершилось
превращение
дерева и глины в два шкафчика с полочкой, вводится новое направление развития: «рядом со шкафчиками я вешаю
большое-пребольшое зеркало» (сон 12). Образы формы, содержащей нечто, и зеркала, символизирующего самонаблюдение
и рефлексию, сопутствуют здесь другдругу. , ' ; .
«Темный туннель с двойными путями... что-то керамическое...» (сон 13). Душевный процесс протекает в темноте по двум
путям: двигаться можно одновременно в противоположных направлениях, в Двух шкафчиках .можно хранить совершенно
разные вещи. Одно из направлений приводит к созданию керамического изделия, а другое? Возможно, оно связано с
разрушительной силой, которая уже проявилась в поисках крышки от сосуда, изготовленного из красной глины (сон II). У
всякого созидательного действия есть свое разрушительное противодействие, их противостояние особенно красноречиво
обнажается в снах 15 и16, 17. - . '
В пятнадцатом сне мы наблюдаем кульминацию центростремительной силы, движения к центру, в -котором претворяется в
изделие («керамические фигурки») и находят свое выражение гармонические способности личности. Все стороны личности
сосредотачиваются вокруг центра, создавая образ необыкновенной красоты и вечности. Вслед за этим появля-' . ется бледная
старуха в изношенном черном платье — образ тленности материи (сон 16). Нетленная духовность противопоставляется
тленной материи (сон 15 и 16). «Я никогда не думала, что 'так трудно водить машину» (сон 16), трудно маневрировать,
найти зо-. лотую середину между этими.двумя началами. В семнадцатом сне.наступает, кромешная Тьма: «Меня бросает в.
эту черную яму страшный человек».
После семнадцатого сна, Джинджер впала в длительную депрессию, сопровождавшуюся скудостью сновидений. В тех
отрывках, которые она могла вспомнить, ей ни разуневстречались.рассмотренные выше темы. Джинджер охватывало то
отчаяние, что она уже никогда не сможет создать настоящее_произ-ведение искусства, то глубокое чувство вины, что она
совершила что-то непоправимое. Потом с ней произо-.шел несчастный, случай: она сломала ногу и долгое время^не могла
ходить и свободно двигаться. А через
месяц ей приснился сон о большой ярко-красной моркови, из которой вырастает множество новых корешков, уходящих еще
глубже в землю. В душе сновидицы открылись новые глубины, новые горизонты.
Затем наступил творческий подъем, длительный период, в который Джинджер создала много произведений. Сначала это
были изображения большой ярко-красной моркови, выпускающей длинние корни. Затем появилась серия картин,
изображавших все в натуральную величину, наподобие зеркала. Начался процесс осмысления. - ^ ' Через всю
серию снов Джинджер проходит чередование противоборствующих направлений развития: созидательного, в котором
рождается новое сознание, и разрушительного, которое выражается в образах тления, мрачных и страшных персонажах.
Похоже, что разрушительное развитие сходит на нет, когда сновидица наяву ломает ногу. Перелом ноги становится
прекрасной метафорой того, как поступательное развитие сна полностью прекращается в момент разрушительного события
наяву.
Я знаком не с одной серией снов, в которых переплетаются созидательные и разрушительные процессы, творчество идет бок
о бок с распадом и разложением. Ведь обновление всегда означает отмирание старого. ^ '.
Глава 6 УРОКИ АЛХИМИИ ,
- Психоаналитическую традицию работы со снами заложил 3. Фрейд, в своей книге «Толкование сновидений» он
проанализировал несколько своих снов. Центральный сон этой книги, первый сон, который . Фрейд подверг глубокому
исследованию, лег в основу его. теории сновидений. В этом сне, традиционно называемом «сном,, навеянным Ирмой»,
пациентка Фрейда Ирма тяжело заболевает. Врачи приходят к заключению, что исцелить ее' может слабительное, которое
выведет из организма больной яд. Так что у истоков нашей традиции мы сталкиваемся с неаппетитными подробностями.
Когда Юнг впервые полетел в черную пропасть, он угодил прямо .в мягкую липкую массу (см. Главу,.4).
Упав с небес, Стелла попала в мир трущоб и грязных улочек.
Замкнутый профессор встретился со своим избавителем в запущенном негритянском квартале. »
Джинджер нач'ала свой путь по грязной ведущей вниз дороге между развалинами каменной стены ..перепачкав в грязи ноги.
В ее шестом сие речь идет о том, что «навозом распорядились наилучшим образом».
Кажущееся на первый взгляд бессмысленным гниение .(которое необходимо для того, чтобы застойный процесс завершился
полным разложением), как правило, происходит в мрачной и часто отталкивающей обстановке, в преисподней. Наше первое
знакомство с жизнью, идущей на задворках того, что мы при- . вычно зовем сознанием, неизменно сопровождается
зловонием, распадом, унынием и -отвращением. Немудрено, что в отношении этого мира с сомнительной репутацией мы
пользуемся, такими ни к чему не -обязывающими словами, как бессознательное. Этим фиговым листком мы безуспешно
пытаемся прикрыть желание мира наших парадных фасадов оградить себя
от"мира задворок.
Мир задворок проникает в сознание Джинджер через .заднее крыльцо. Его целительную силу Фррйд постиг благодаря...
заднему месту своей пациентки и собственному недугу.
На задворках души исцеление приходит нередко . после разрушения того, что раньше казалось незыблемым. Поэтому
человек чувствует, как будто твердая почва уходит у него из-под ног. Рушатся основы, определявшие душевное развитие,
освобождается место для чего-тонового. Это пугает: в душе что-то отмирает, в сознание устремляются образы' смерти и
умирания. Если такие перемены застают человека врасплох, то его может охватить сильный страх перед ' разрушением
старого сознания, который способен стать серьезным препятствием на пути всего нового. Например, .в серии снов
Джинджер появляется сосуд, символизирующий способность сновидицы сдержать происходящие в. ее душе перемены. . : В
'парной работе над снами между сновидцем и его партнером в.озникает определенная степень, интимно-
сти и доверительности, устанавливаются отношения любви, которые называют «перенесением/обратным перенесением».
Работая друг с другом, они сталкиваются со всеми известными сновидцу проявлениями любви, включая ненависть.
Эротическое напряжение различных интимных переживаний, составляющих основу их отношений, может быть очень
велико, даже взрывоопасно. Но, чем глубже такие отношения, тем они прочнее, тем большее .напряжение могут выдержать.
Отношения между сновидцем и его партнером ' должны устоять перед напором любого выплывающего. из тьмы материала.
Для описания душевных процессов мы воспользовались образами алхимии. 'Мы упоминали испражнения, тьму, глубину,
черноту, грязь/глину/землю, навоз, гниение, зловоние, разложение, распад, умирание и смерть, герметичный сосуд, огонь и
всевозможные формы любви, чистые и непристойные, прекрасные и уродливые. Все эти образы занимают не последнее
место ^ мире образов алхимии. Психоаналитики довольно быстро обнаружили связь между образами сновидений и алхимии.
Первым к алхимии ' обратился Г. Силберер-, вскоре его примеру последовал К.Г.Юнг.
Длхимия не тольк'о\прародительница современной химии, в сфере ее интересов лежали также процессы, .происходящие в
воображении человека, когда он устремился к недостижимой цели превращения неблагородных металлов в благородные. В
средние века эта непосильная задача преображения материи с помощью знания, душевного усилия и с Божией помощью
волновала многие умы и сердца. За полтора тысячелетия своего -существования алхимия достигла высокого совершенства.
Приведу в пример '• три неоднократно упоминаемых в алхимии мира:
черный, белый и красный. Я хочу остановиться на , них подробнее, потому что такое видение мира отличается от
привычного дуалистического, например мужское ижевское начала (в алхимии образы короля и королевы).
Черный образный мир в алхимии называется нигредо, его металл — свинец. Это мир, в котором •темно, мрачно, жутко,
страшно, отвратительно, уныло и тоскливо. Погружаясь в него, мы оказыва-
емся на самом дне, в преисподней, лишенные своего. «Я» и брошенные на произвол судьбы.
Алхимики считали, чтонигредо. составляет начальную стадию любого процесса, в котором происходит трансформация,
превращение форм. Сначала все должно основательно перегнить,'как компост, распасться на разрозненные частицы —< •
исходный материал для свободного творчества созидательной силы. По мнению алхимиков, вначале все имеет привкус
горечи и гнили. Всякий процесс превращения сначала ведет к распаду или начинается с него. .
В нигредо человеку кажется, что на его глазах мир разваливается на части, особенно болезненно он переживает кажущуюся
нескончаемость нигредо. Будущее видится смутным и беспросветным, без надежды на избавление от пустоты и одиночества.
Жизненный ритм сбивается, сознание опустошается. В бездонной пропасти нигредо единственной реальностью для человека
становится смерть. Белый мир называется альбедо, его металл— серебро. В кромешном мраке ночи восходит яочное
светило, луна. Альбедо—- лунное сознание, свет, .пролитый во тьму, но свет отраженный, холодный. Альбедо — это еще
неясный мир с размытыми формами, Сознание, рожденное из тьмы. Как ветер в полнолуние, в альбедо правит бал
Меркурий, покровитель воров и проводник душ умерших в царство теней. Безумные мысли и туманные намеки —
Меркурий без устали будоражит воображение своими коварными уловками. Генри Корбин убедительно показал, что мир
воображения —,это зеркальное отраже.руебез самого зеркала, мир отраженных образов .
Переход из нигредо в альбедо описан у Юнга: «Неясность слегка рассеивается, как мрак ночи — при появлении на
небосклояе луны... Этот робкий свет относится к альбедо, лунному свету» . Все, что раньше воспринималось буквально,
становится в альбедо
метафорой, отражаясь в пробуждающемся сознании кружащих в лунном свете мотыльков. Альбедо-царство поэтов, воров и
безумцев, переход от кромешной ночи к яркому солнечному дню, мир поэтический и текучий, мир образного языка.
Странное, двусмысленное существование, в котором одно сомнение нанизывается на другое.
Красный мир называется рубедо, его металл — золото, застывшее солнечное пламя.
Жар солнца, основного источника жизни на земле, дающего силу всему живому, застывая,- превращается в золото. Золото,
по словам алхимиков, семя солнца, сереб-, ро — семя луны. В солнечном мире бесконечная борьба страстей рождает искры
вдохновения. Солнце взращивает все формы, сокрытые в материнском лоне земли.
При свете солнца царит ясность и определенность. Солнце покровительствует порядку и трезвому восприятию. Рубедо
сопрягает мужское и женское начало, в нем находят выражение все формы отношений междуполами, это мир либидо.
(Помните о ярко-красной моркови из сна Джинджер?) Рубедо — ар.ена противостояния и слияния, противоборства и соития.
«У алхимиков это называется рубедо, — пишет Юнг. — В нем происходит брак рыжего мужчины и бледнолицой женщины.
Противоположности не только взаимоотталкиваются, но и стремятся друг к другу, потому что бесконечная вражда
несовместима с жизнью и не может продолжаться вечно. Противопо- , . ложности достигают равновесия,.изнуряя друг друга
в борьбе, поедая аруг друга, как два дракона или. другие ненасытные бестии алхимической символики». (Не забыли мой сон
об Анге?)
Владыка рубедо—могучий лев, покоряющий всех других.существ (отдаленным подобием его может служить властолюбивый
бульдог из моего сна об ,Анге). Рубедо зовет к действию, решительному и . упорному, требует концентрации и дисциплины,
вдохновляет героический мир беспримерных ратных подвигов. Если в нигредо ^царствует полная тьма, то в рубедо солнце
находится в зените. Настоящее пекло. В точке кипения все антагонистические ве-
щеСтра образуют новый сплав, новое качество, соединяется несоединимое.
Определяющая характеристика рубедо — жар, поэтому ^сосуде, в котором протекает процесс превращения, создается
сильное давление. Это напоминает скороварку, но скороварка может не выдержать, перегрузки, ее может разнести на мелкие
куски от избыточного давления. Тогда процесс вновь вернется в нигредо, и все придется начинать сначала. Например, если
любовь рождает необузданные страсти, отношения между любимыми — сосуд, в котором переплавляется любовь,—-могут
развалиться, не выдержав напора страстей. Чтобы избежать этой опасности, из скороварки нужно выпускать пар, нужно
действовать. В таком действии мир ночных
. образов переплетается с полуденным миром, внутренние образы проецируются на внешнюю реальность. Внутренний мир
немного остывает, но порой за счет внешнего. Например, если человек не в силах сдерживать свою ярость, он может
напрадить ее на вас. Он может грубо с вами обойтись —в полной уверенности, что вы сами во всем виноваты. Грубая
выходка -даст выход его ярости, недорого обойдется вам.
Особая трудность рубедо заключается в том, чтобы соединить и примирить опыт постижения так называемых внутреннего и
внешнего миров. Для этого нужно не связывать движения внутреннего мира и одновременно правильно воспринимать и
реагировать на образы внешнего мира. Тогда чело-
, век начинает творить, преодолевает разделение на внешнее и внутреннее, действие и созерцание.' Активное воображение и
творческое действие неразрывно сливаются. .
УпражнениеЮ
-^' " ' ' -.,-.' Изучение черного, белого и красного миров
В данном упражнении я предлагаю.вамряд слови словосочетаний, относящихся к образным мирам ал-. химии. Они взяты из
сновидений и алхимических текстов. Ваша задача состоит в том, чтобы вызвать в сознании образ, соответствующий
каждому из пред-
"лагаемых слов или словосочетаний. •Слова представляют собой формулы, пробуждающие в созидании один из трех
образных миров. Образ, иллюстрирующий каждое слов,о, не символ того или иного мира, т.е. слово «темнота»,не «означает»
нигредо, точнее будет сказать, что темнота напоминает об одном из качеств . мира нигредо. Итак, начнем.
Пример. Нижеприводятся.словои словосочетание для мира нигредо —пустыня и мерзость запустения. Представьте, что вы в
безводной и безжизненной пустыне, совсем один. Вы оказались здесь не по своей воле, спаслись после кораблекрушения.
Вы попали в безвыходное положение. Это чувство вам знакомо из вашего жизненного опыта, это и есть переживание
Нигредо. ,
Поработайте с каждым словом или словосочетанием, которое по той или иной причине привлекло ваше внимание.
Пример. Для мира альбедо приведены слова и словосочетания: лягушка, катание на коньках и лед. Вообразите, что вы
катаетесь на коньках по зеркальной глади льда. Представьте, как вы пытаетесь сохранить равновесие на скользком льду.
Взгляните вниз, посмотрите на свое отражение в зеркале льда. Кругом заснеженные поля, белым-бело. На льду сидит
лягушка, немдого окоченевшая в этом зимнем пейзаже, она прыгает в лунку. И на земле, и в воде она чувствует себя
прекрасно. Вы ощутили разницу между землей и .водой, твердым и зыбким? Теперь попробуйте определить свое состояние:
задумчивое, устойчивое и неустойчивое (вы' чуть. не потеряли' хрупкое равновесие на льду), хладнокровное. Вспомните,
были ли подобные переживания в вашей жизни. —
Нигредо ^
На начальном этапе алхимического процесса материя проходит через темную фазу; беспросветное отчаяние. В этом мире нет
света, даже отраженного. Металл нигредо — Свинец, тяжесть на сердце. В самой низшей точке нигредо нет^даже образов,
тьма кромешная, в которую погружаются образы в самом
начале процесса распада. Состояние разложения, сопровождающееся чувством подавленности И угнетения. _.
В алхимии и работе-над сновидениями для выражения нигредо используются следующие образы: зловонная,
просачивающаяся снизу вода, трупный смрад; низвержение в глубины, падение в колодец; мучительное и необратимое
нисхождение; унижения; рушащиеся здания, развалини и груды сожженного мусора; кучи навоза и экскрементов, высохщие
кости, скелеты, военные разрушения; атмосфера безнадежности. Страстная Пятница, ужас крестной смерти. Пустыня и
мерзость запустения, мертвые и безжизненные пейзажи; орудия пыток; смерть любимых и близких. Потеря большой суммы
денег; раненные животные; ампутация и страшные ранения. Хаос, беспорядок, копошащиеся паразиты. Поэтому нигредо
можно назвать состоянием шакха соплива (бесформенная материя). Раз˜вод, увольнение, болезнь. • .
В мире нигредо обитают страшные и зловещие животные: воронье, жуткие черные собаки и коты-оборотни, ядовитые змеи,
крысы, летучие мыши, акулы, спруты, медузы и пиявки. Технические образы: подводные лодки, бомбы, пылесосы
(высасывающие жизненную энергию), наручники, бензопилы, катки, канализационные трубы, сточные канавы, катафалки.
Человеческие образы: фашисты и другие ненавистные и опасные враги, тюремные надзиратели, представители вызывающих
неприязнь этнических групп, насильники, палачи и ведьмы.
В черной дыре нигредо не видно ни зги, то и дело появляются непристойные и циничные образы, слышатся издевательские
и унизительные реплики. Са-домазохизм и отталкивающая порнография. Мрачные гравюры и наброски свинцовым
карандашом. В нигредо любой процесс освобождается от оков, в кото- -рых он долго пребывал. Алхимики говорили, что
наступает омертвение, умирает старый король. Отмирают Отжившие, сковывающие нас формы, теперь Мы свободны для
поиска нового. Омертвевший душевный материал распадается на часТи. По-старому жить уже нельзя. .. .Задача нигредо
состоит в том, чтобы закрыть от
нас свет, чтобы наши глаза привыкли к темноте, царящей в этом мире. Все комплексы, находившиеся до сих пор под
контролем сознания, вырываются на свободу. Иногда в такой момент -возникает образ неба, беспорядочно усыпанного
множеством звезд. Сознание теряет свою власть над миром, и в него устремляются образы бессознательного.
Альбедо. '
.Когда глаза привыкают к темноте и ночь уже на исходе, появляется серебристый свет луны. Отраженный свет луны будит
смутные образы, мир воображения, которому привычен сумрак ночи. Металл альбедо —серебро. Альбедо — мир
таинственных звуков, эхо голосов, которые нашептывают добрые советы, прельщают сумасбродными идеями и толкают на
безумные поступки.
Отражающая поверхность воды и зеркал, пра- . чечные, стиральные машины, мыло и другие моющие средства (альбедо
часто называют аЫиНо, отмывание после нигредо). Атмосферу альбедо навевают стихи, письма, богатый образами язык.
Неоновый (холодный) свет, лед, заснеженные пейзажи. Плавание без руля и ветрил, падение на спину, движение задом
наперед, крабы и раки. Вуайеризм и эротические фантазии. Очки, водоемы. Пассивное время-препровождение,
мечтательность, прием препаратов, изменяющих сознание (но нестимуляторов, таких как кофе). Травести, транссексуалы.
Беременность, высиживание яиц, яйца. Жемчуг, стекло и хрусталь. Бледные лица и тела, чахлые растения. Выздоровление,
выздоравливающие больные.
Настроение задумчивое, мечтательное, ровное, без сильных эмоций. В этом мире обитают ночные птицы и мотыльки, совы и
бабочки. Его населяют все низколетающие птицы, белые мыши, медведи и овцы, ночные охотники — лисы и ласки.
Земноводные —ля-тушки и саламандры. Животные во время линьки, змеи, меняющие кожу. Существа с различными
переходными формами развития. Такие технологические образы, как коньки, всевозможные средства массовой информации:
радио,
телевидение, кинематограф, изобразительные ис-. кусства. Неустойчивые средства, передвижения (например, велосипед).
Холодильники, морозильники, изделия из серебра,-медицинские инструменты, мойки, водопроводные трубы: Инвалиды,
нуждающиеся в уходе, и ухаживающие за ними люди, например медсестры и няньки; сумасшедшие, но небуйные,
психопаты; эстеты, богема, худож'ники,' шуты и клоуны, неудачники, люди с бледной кожей. Акварель. Соль, горечь и
разочарование. •
В альбедо все зыбко, это мир цыган, кочевников и гадалок. Настроение самоуглубленное, без признаков
самоутверждающегося рационального и волевого сознания. Терпимое отношение к процессу распада, примирение с ним.,В
этом состоянии созерцательное, хрупкое и лишенное цельности сознание обращается к миру тьмы.
Белизну альбедо нужно отличать от девственной белизны, цвета молока и мороженого, белизны, символизирующей
незапятнанную чистоту, состояние, предшествующее нигредо, самодовольную ясность, еще не знающую сомнений. Нередко
нцгредо начинается с ограбления или изнасилования: невинность теряется, молоко скисает, розовые очки спадают сглаз.
Белизна альбедо-приходит после испытаний нигредо. ^
-Рубедо . '. • • ^ .-.
Первые лучи солнца, заря. Золото и позолота, парч'а и драгоценности. Появляется способность оценивать, которая дает
жизни смысл и значение, создает иерархии, создает мир в борьбе противоположностей. Направленный вовне рассудочно-
волевой импульс. Сознание, ищущее и определяющее ценности, открывающее для себя путь закона. Правое
противоборствует с левым (которое ассоциируется с. враждебными, темными и иррациональными силами). Разум и чувству
меры. Идеалы и верность им. Деньги. Всходы и спеющий урожаи. Буйство . зелени. Лето и лев. Высоты, пики и кручи (в
противоположность альбедо, которое укрывается в долинах). Приказы, законы, Светофоры. Власть и
властолюбие. Разрубание узлов. Кровь, отвага и мужество. Парящие высоко в небе птицы, хищники, высматривающие свою
добычу с поднебесья. Ясный взор и острый глэз. Телескопы, микроскопы, бинокли. Ракеты, космические корабли,
выходящие на орбиту (в отличие от вращающихся вокруг Земли спутников). Скафандры и кислородные баллоны. Счеты,
компьютеры, автомобильные дворники (очищающие смотровое стекло). Трамплины, фонтаны, источники, поднимающиеся
лифты. Ученые, надсмотрщики на плантациях, нефтяные шейхи. Огонь, автомобильный двигатель, установки по сжиганию
мусора, топливные баки, автозаправочные станции, газовые плиты. Гомерический хохот. Юг и восток (запад, область
смерти, заходящего солнца, ассоциируется с нигредо, холодный север — с альбедо). Мясо, особенно красное.-Диктаторы и
тираны. Вулканы, курительные трубки, сигары, сигареты, папиросы (но без наркотических средств). Кофе, са-,хар,
стимулирующие препаратами витамины. Физи-чес-кие упражнения для укрепления здоровья. Скоростные виды транспорта.
Школы и другие учебные заведения. Солдаты, лошади и повозки. Буйные состояния, великаны, атлеты. Ножи, бритвы,
остроконечные предметы. Мужской половой член, мор-Жовь, редис. Сахарная свекла, бананы, тропические фрукты и
фруктоза. Горячительные напитки (но не опьянение альбедо), косметика (но не грим), кожа, загар, лосьон или крем для
загара. Планы и архитектурные проекты. Масляная живопись. Центр (в отличие от периферии альбедо). Брак, семейные
проблемы. Отношения между людьми, в частности междуполами. . .'
Рубедо —мир солнечного рационального сознания, активного и оценивающего, возбужденного и обращенного вовне. Из-за
повышенной возбудимости и жажды власти процесс может перейти в нигредо: происходит сгорание, упадок сил,
деградация. Гниение и разложение. .
Таков неизменный круговорот образов в алхимии. Главный урок алхимии для работы над сновидениями: тренировка
воображения важна не менее, чем тре'Глава 7 МЭГГИ В САН-ФРАНЦИСКО
На групповых занятиях, которые я веду, мы рассказываем другдругу сны и разбираемлх. Они служат практическим
материалом, на котором мы учимся работать со сновидениями. Приглашаю вас на несколько своих занятий. .
Проходите, милости прошу. Немного попахивает краской после ремонта, да и комната небольшая, тесновато для семнадцати
человек. Я обычно забираюсь в самый уголок и ставлю перед собой часы. До начала занятия осталось еще несколько минут,
ну я успею перекусить. Позади рабочий день, на душе неуютно, кошки скребут. Знакомое чувство, оно возникает всякий раз,
когда: мне приходится разбирать на людях незнакомые мне сны. К ним и подступиться-то как не знаешь, но деваться некуда.
Хорошо, что собравшиеся здесь люди имеют многолетний опыт работы -над снами. Впрочем, группа пока толком не
сломилась, мы встречаемся вместе только в третий раз. На первых двухзанятиях я не испытывал недостатка практического
.материала. Но сегодня я не уверена его изобилии: те, кто пораско-ваннее, уже познакомили нас со своими снами, найдется
ли еще один смельчдк? Иначе мне придется туго. Тут я ловлю себя на мысли, что я всегда боюсь остаться без материала для
работы, хотя такого еще «и разу не случалось. И понимаю, что это обычный страх, просто я так готовлюсь к предстоящей
работе. Но в глубине души я не перестаю надеяться, что никто не захочет поделиться своим сном и тогда я смогу Спокойно
пойти домой.
.Сегодня меня выручает Маргарет, Мэгги: она предлагает свой сон, не сон даже, а так, «сущую бездели-. цу», по ее словам.
Маленькая решительная Мэгги, • миниатюрная женщина с темными волосами и короткой стрижкой, в зеленом мохеровом

<< Предыдущая

стр. 4
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>