<< Предыдущая

стр. 34
(из 131 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Правовая конструкция торгов прямо противоречит плановому началу,
которое в течение многих десятилетий составляло основу экономики страны. В
отличие от централизованного распределения товаров, работ и услуг, когда
обязательство заключить договор на строго определенных условиях возникало у
конкретных лиц - адресатов планового акта, при торгах его участники становятся
победителями, приобретая тем самым возможность заключить договор в
соответствии с исходящими от них самих предложениями.
Естественно, что до недавнего времени основная сфера регулирования
торгов находилась за пределами гражданского права. Речь шла главным образом
о процессуальных нормах, посвященных обращению взыскания на имущество
должника. Правда, и в данной сфере существовали свои ограничения. Имеется в
виду, что взыскание на основные, а практически и на оборотные средства
государственных, кооперативных и общественных организаций вообще не могло
производиться <*>. Что же касается граждан, то, с точки зрения удовлетворения
требования кредиторов, при обращении взыскания из всех видов принадлежащего
им имущества значение мог иметь практически лишь один жилой дом. По этой
причине ГПК РФ 1964 г. упоминает о торгах и регулирует их проведение только в
связи с обращением взыскания на жилое строение, принадлежащее гражданину
(ст. ст. 399 - 405 ГПК).
--------------------------------
<*> Из объектов обращения взыскания исключались, помимо всех основных,
также и оборотные средства, необходимые для нормальной деятельности
организации - должника (ст. ст. 411 - 412 ГПК РСФСР).

Первая регламентация торгов как особого способа заключения гражданско -
правовых договоров была связана с началом перехода к рынку, а более конкретно
- с проведением приватизации государственной собственности. Именно торги
оказывались и оказываются основной формой приватизации. Так, в частности, ст.
15 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в РСФСР" <*> предусматривала, что приватизация осуществляется
путем продажи предприятий по конкурсу или на аукционе посредством продажи
долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества
предприятия, сданного в аренду.
--------------------------------
<*> См.: Ведомости РСФСР. 1991. N 27. Ст. 927.

Впоследствии был издан ряд актов, специально посвященных аукционам и
конкурсам, организуемым при приватизации. Так, например, Указом Президента
РФ от 24 декабря 1993 г. "О государственной программе приватизации
государственных и муниципальных предприятий в РФ" <*> была предусмотрена
продажа путем организации различных видов аукционов и конкурсов предприятий,
которые не являются акционерными обществами, пакетов акций, имущества
(активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий, а также
незавершенных строительством объектов, долей (пакетов, акций), находящихся в
государственной или муниципальной собственности.
--------------------------------
<*> См.: Собрание актов Российской Федерации. 1994. N 1. Ст. 2.

Новый Закон "О приватизации государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"
предусматривает случаи и порядок приватизации путем продажи
государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с
инвестиционными и / или социальными условиями (ст. 21) и на аукционе.
Закон "Об исполнительном производстве" <*> предусматривает
необходимость осуществления реализации недвижимости путем проведения
торгов специализированной организацией (ст. ст. 54 и 62).
--------------------------------
<*> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст.
3591.

ГК, отвечая потребностям складывающейся практики, включил в свой состав
три относящиеся к торгам статьи: 447 ("Заключение договора на торгах"), 448
("Организация и порядок проведения торгов") и 449 ("Последствия нарушения
правил проведения торгов").
Указанные статьи восполняют определенный пробел и в процессуальном
законодательстве, поскольку предусматривают (п. 6 ст. 447 ГК), что правила о
торгах (имеются в виду ст. ст. 448 и 449 ГК) применяются к публичным торгам,
проводимым в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено
процессуальным законодательством. Следует отметить, что и Законы "О
приватизации государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации" и "Об исполнительном
производстве" содержат отсылки по вопросу организации торгов к Гражданскому
кодексу, т.е. к указанным выше статьям.
В соответствующих статьях ГК проводится разграничение аукционов и
конкурсов. В основу положен способ определения выигравшего (победителя): при
аукционе им признается лицо, которое предложило наибольшую цену, а при
конкурсе - тот, кто по заключению конкурсной комиссии, назначенной
организатором конкурса, предложил лучшие условия. По другому признаку - кругу
возможных участников - различаются торги открытые и закрытые: в первых может
участвовать любое лицо, а во вторых - только тот, кто для этой цели специально
приглашен.
Принцип свободы договоров в широком смысле влечет и возможность
участников по собственной воле определять способы заключения договоров и, в
частности, прибегать к торгам, выбирая ту или иную их форму. Однако право
заключать договоры с помощью торгов в определенных случаях превращается в
обязанность использовать именно такой способ, если на этот счет есть
специальное указание в законе <*>. Необходимость в этом связана с тем, что
торги, призванные обеспечить заключение договора на оптимальных условиях, и
прежде всего в отношении цены, защищают тем самым интересы в первую
очередь того, кто прибегнул к торгам. Однако в получении самой высокой цены
могут быть заинтересованы при определенных условиях и третьи лица. Прежде
всего это кредиторы должника. В роли такого третьего лица - кредитора или иного
заинтересованного лица - может выступать также государство. Тем самым наряду
с частным возможен и публичный интерес к торгам.
--------------------------------
<*> Помимо Законов "О приватизации государственного имущества и об
основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" и
"Об исполнительном производстве" аналогичные нормы содержатся в Указе
Президента Российской Федерации от 9 декабря 1996 г. (см.: Собрание
законодательства Российской Федерации. 1996. N 51. Ст. 5796), которым
предусмотрена обязательная продажа по конкурсу в доверительное управление
акций, закрепленных за федеральной собственностью, в Лесном кодексе -
обязательный конкурс или аукцион при заключении договора концессии участков
лесного фонда (при этом организатором конкурса является Правительство
Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти
субъектов Российской Федерации) и др.

С потребностью в проведении обязательных торгов столкнулось уже римское
право. Относящиеся к этому правила были приняты применительно к сдаче в
аренду городских земель, когда соответствующая норма носила публичный
характер, а также в некоторых иных случаях, обеспечивающих частный интерес
(например, при конкурсе, вызванном банкротством) <*>.
--------------------------------
<*> См.: Барон Ю. Система римского гражданского права: Вып. третий. Кн. IV.
Обязательственное право. СПб., 1910. С. 21.

Необходимость во введении обязательных конкурсов под влиянием
публичного начала возникла особенно остро при приватизации государственных и
муниципальных предприятий. Изданные на этот счет акты не только
предусматривали необходимость торгов, но в случаях, когда речь шла о
конкурсах, сформулировали их условия.
Так, в соответствии с Государственной программой приватизации
государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом
Президента РФ от 24 декабря 1993 г., при продаже всех объектов торговли,
общественного питания, бытового обслуживания на коммерческом конкурсе
такими условиями признавались сохранение профиля и запрещение перерывов в
работе приватизированного объекта более двух месяцев после купли - продажи и
(или) суммарно 3 месяца в течение календарного года.
При приватизации объектов научно - технической сферы условия конкурса,
организованные для продажи предприятий и организаций, ведущих научно -
исследовательские, опытно - конструкторские, проектно - конструкторские и
проектно - технологические работы, помимо цены, должно быть обеспечено
сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции (товаров),
работ и услуг, профиля на определенный планом период приватизации,
сложившегося числа рабочих мест для специалистов, выполняющих научные
исследования и разработки, на срок один год, а также обязательств по объему
инвестиций в течение определенного планом приватизации срока, в том числе
первого года с момента продажи; при продаже тех же объектов по
инвестиционному конкурсу обязательными условиями признаются сохранение
профиля и объема производства товаров, работ или услуг и сложившегося числа
рабочих мест для специалистов, выполняющих научные исследования и
разработки, на срок один год, а также запрещение действий, изменяющих
функциональное значение имущества соответствующих объектов <*>.
--------------------------------
<*> См. пп. пп. 4.2 и 4.3 Положения о приватизации объектов научно -
технической сферы (см.: Собрание законодательства Российской Федерации.
1994. N 15. Ст. 1783). Перечень обязательных условий предусмотрен, например, в
Положениях об организации конкурсов по передаче закрепленных за
федеральной собственностью акций в доверительное управление, а также по
продаже экспортных и импортных квот, а также в п. 33 Положения об организации
закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. (см.: Собрание
законодательства Российской Федерации. 1997. N 15. Ст. 1756).

Закон "О приватизации государственного имущества и об основах
организации муниципального имущества в Российской Федерации" отнес к числу
показателей коммерческого конкурса с социальными условиями сохранение
определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест,
переподготовку или повышение квалификации работников, сохранение
существующей системы охраны труда и здоровья работников и др., а конкурса с
инвестиционными условиями - осуществление в отношении объекта приватизации
мероприятий по его реконструкции, приобретению оборудования определенных
видов, модернизации и расширению производства.
Специфический характер носят нормы, регулирующие порядок проведения
конкурсов, связанных с заключением государственного контракта на поставку
товаров для государственных нужд и такого же государственного контракта на
выполнение подрядных работ для государственных нужд. И хотя ст. 527 (п. 4) и ст.
766 (п. 2) ГК упоминают о конкурсе лишь как о возможном варианте заключения
государственного контракта, соответствующие нормы законов и иных правовых
актов устанавливают случаи, когда такой государственный контракт должен
непременно заключаться с помощью конкурса.
Примером может служить Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. "О
первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных
расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" <*>.
Указом установлено, что заказы на закупку товаров, работ и услуг для
государственных нужд должны размещаться на торгах (конкурсах) всегда, если
иное не предусмотрено федеральными законами либо указом Президента РФ.
Аналогичное положение закреплено в Порядке проведения торгов (конкурсов) на
размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных
товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей, утвержденном
Правительством РФ от 26 мая 1997 г. <**>.
--------------------------------
<*> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 15. Ст.
1756.
<**> См. там же. N 22. Ст. 2598.

Немаловажное значение имеют обязательные торги и для обеспечения
частного интереса. Примером могут служить отношения при залоге. В момент,
когда возникает необходимость реализовать залоговое право, т.е. обратить
взыскание на заложенное имущество, происходит столкновение интересов
залогодержателя, объективно стремящегося только к тому, чтобы вырученная при
продаже заложенного имущества сумма оказалась достаточной для покрытия
обеспеченного залогом долга, и залогодателя, у которого по общему правилу
имеется вполне понятный интерес к тому, чтобы получить максимальную цену за
проданное имущество. Последнее объясняется тем, что по действующему
законодательству он имеет право на получение разницы между вырученной
суммой и той, которая необходима и достаточна для покрытия долга. В получении
максимальной цены могут оказаться заинтересованными и кредиторы
залогодателя, поскольку разница между вырученной суммой и обязательством
перед залогодателем может использоваться в соответствующей части для
покрытия всех других долгов залогодателя.
Для охраны всего этого комплекса интересов ГК ввел порядок обязательной
реализации заложенного имущества, на которое должно быть обращено
взыскание, с публичных торгов, кроме случая, когда иное предусмотрено законом
(п. 1 ст. 350 ГК). Соответственно Постановление Пленума Верховного Суда РФ и
Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 в виде общего
правила предусматривает необходимость признания недействительным
соглашения залогодержателя и залогодателя, предусматривающего передачу
имущества, которое является предметом залога, в собственность
залогодержателя <*>.
--------------------------------
<*> См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996.
N 9. С. 46.

Имея в виду наиболее распространенные случаи осуществления торгов, ГК
(п. 2 ст. 447) называет в качестве их организатора собственника вещи или
обладателя соответствующего права, а равно специализированную организацию.
Последняя может действовать от своего имени или от имени собственника либо
лица, обладающего правом, ставшим предметом торгов. Закон "Об
исполнительном производстве" считает обязательным осуществление торгов по
поводу недвижимого имущества специализированной организацией, которая
имеет право совершать операции с недвижимостью.
При выступлении организатора от своего имени он должен быть признан
контрагентом в заключенном договоре. Во всех остальных случаях эту роль
выполняет собственник или носитель соответствующего права независимо от
того, будут ли организаторами торгов они сами или выступающее от их имени
лицо.
Так, в 1997 г. предполагается провести конкурсы на право заключения
договоров доверительного управления закрепленными в федеральной
собственности акциями акционерных обществ угольной промышленности
(угольных компаний). Правила их проведения утверждены Правительством РФ от
11 декабря 1996 г. <*>. Ими, в частности, определены обязательные условия
договора, который предстоит заключить победителю. Победитель обязан в
десятидневный срок, в зависимости от условий конкурса, предоставить залог,
неустойку, банковскую гарантию или другие способы обеспечения обязательств.
Особенность проводимого в соответствии с Правилами конкурса состоит в том,
что при уклонении от заключения договора победителем конкурса либо того, кто
должен был стать его контрагентом (в частности, Министерства топлива и
энергетики РФ), другая сторона вправе обратиться в суд с требованием об
обязании заключить договор и возмещения причиненных уклонением убытков.
--------------------------------
<*> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 52. Ст.
5919.

Организатор торгов принимает на себя обязательство перед любым, кто
отзовется (при открытых торгах), или перед любым приглашенным (при закрытых)
организовать торги в указанный в извещении срок и на предусмотренных в нем
условиях.
Определенные обязанности принимает на себя и участник торгов. В
обеспечение этих обязанностей он вносит, в частности, организатору задаток в
размере, сроки и порядке, предусмотренные в извещении о проведении торгов.
С торгами связан весьма широкий набор проблем. Сложность их решения
возникает уже в связи с установлением правовой природы извещения о
предстоящих торгах. Речь идет о необходимости определить, является ли
извещение офертой или только приглашением к ней.
Из двух основных требований, предъявляемых к оферте ст. 435 ГК, - ее
адресности и содержания - первое безусловно налицо и при закрытых торгах
(конкретными адресатами служат все приглашенные), и при открытых. В
последнем случае адресность выражается в том, что извещением
подтверждается воля организатора заключить договор с любым и каждым, что
характерно для публичной оферты.
Однако остается открытым вопрос о втором требовании - наличии в
извещении существенных условий договора. Указание на предмет договора в
извещении несомненно имеется. В отношении других условий следует признать,
что сама по себе конструкция торгов предполагает необходимость определить
при аукционе лишь цену и только при конкурсе - кроме цены, другие условия. При
этом заведомо известно, что и то и другое составляют существенные условия
договора, заключенного в результате торгов, и должны содержаться в
предложении, исходящем именно от участника. Следовательно, извещение по
самой своей сущности не может считаться офертой по отношению к договору,

<< Предыдущая

стр. 34
(из 131 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>