<< Предыдущая

стр. 51
(из 131 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

суверен было в одно и то же время и основным собственником производственных
фондов, а с ними вместе и товарной массы, участвовавшей в обороте.
В настоящее время ситуация коренным образом изменилась: необходимым
элементом охраняемой государством свободы договоров служит свобода цен.
Соответственно ст. 424 ГК (п. 1) устанавливает, что оплата исполнения договора
производится по цене, установленной соглашением сторон.
Вместе с тем та же ст. 424 ГК допускает в предусмотренных законом случаях
исключения из этого правила. Речь идет об использовании в договоре
устанавливаемых либо регулируемых уполномоченными государственными
органами цен. Установленная законом или иным правовым актом цена
становится, как это имеет место и во всех других ситуациях, при которых
применяется императивная норма, безусловно обязательной для сторон. В
отличие от этого регулируемая цена имеет место, когда закон или иной
обязательный для сторон акт ограничивается указанием определенных границ, за
которые стороны не могут перейти. Таким образом, строго говоря, и в этом случае
имеет место договорная цена.
Наряду со ст. 423 ГК, противопоставляющей "установленную цену"
"регулируемой", во многих других нормах для обоих вариантов используется
единое наименование - "регулируемая цена".
Регулирование в таком широком значении служит одной из важнейших форм
ограничения свободы договоров. Оно используется любым государством,
выступающим для достижения самых различных по характеру целей:
экономических, социальных и политических.
Государство как особая политическая структура начало использовать
регулирование цен для обеспечения своих важнейших функций едва ли не с
самого начала своего зарождения. В подтверждение можно сослаться на
ограничения, относящиеся к размеру процентов по займу. Так, по законам,
принятым в IV в. до н.э., был установлен максимум - в 4 1/6%. По законам XII
таблиц максимум составлял 8 1/3%. В республиканский период он достигал 12%,
а во времена правления императора Юстиниана упал до 6% и одновременно
было запрещено взыскание сложных процентов (процентов на проценты). При
этом регулирование принимало порой самый широкий размах. Примером может
служить то же римское право. Так, в 301 г. н.э. император Диоклетиан принял
эдикт, по которому вводились единые цены на все товары для всей империи со
строгой ответственностью за отступление от установленной цены <*>.
--------------------------------
<*> См.: Покровский И.А. История римского права. Петроград, 1918. С. 301;
Он же. Основные проблемы гражданского права. С. 257, 259.

Современное законодательство в нашей стране допускает регулирование
договорных цен в строго определенных областях и пределах. Одновременно
создаются эффективные гарантии для осуществления договорной свободы и в
области цен. Такого рода гарантии содержатся, в частности, в антимонопольном
законодательстве. Имеются в виду включенные в Закон "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности" правила о признании
недействительными соглашений (согласования действий) конкурирующих
хозяйствующих субъектов, направленных на установление (поддержание) цен
(товаров), скидок, надбавок (доплат), наценок, повышение, снижение или
поддержание цен на аукционах и торгах. Таким же образом запрещены с
признанием их недействительными соглашения (согласованные действия)
органов власти и управления между собой и с хозяйствующим субъектом,
направленные на повышение, снижение и поддержание цен (тарифов).
Один из руководящих правовых источников в соответствующей области -
Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. "О мерах по упорядочению
государственного регулирования цен (тарифов)" <*> - установил, что в целях
дальнейшей либерализации цен осуществляется государственное регулирование
цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий.
Соответственно Правительством РФ утверждены Перечень продукции
производственно - технического назначения, товаров народного потребления и
услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем
рынке РФ осуществляется Правительством РФ и федеральными органами
исполнительной власти, и Перечень услуг транспортных, снабженческих,
сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить
государственное регулирование тарифов и надбавок <**>.
--------------------------------
<*> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 10. Ст.
859.
<**> В настоящее время действуют перечни, утвержденные Постановлением
Совета Министров Российской Федерации от 7 марта 1995 г. (см.: Собрание
законодательства Российской Федерации. 1995. N 11. Ст. 997), с дополнениями,
изданными 8 февраля 1996 г. и 31 июля 1996 г.

Наконец, следует указать на то, что Закон "О естественных монополиях" в
качестве одной из мер регулирования деятельности субъектов естественных
монополий указывает на ценовое регулирование, осуществляемое посредством
определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Примером могут служить акты, принятые на 1997 г. в соответствии с Законом
"О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую
энергию в РФ" <*>. В частности, имеются в виду Основные положения
ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ и
Порядок утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую
энергию в РФ <**>. Предметом обоих актов служит регулируемая цена (цена,
которая складывается на товарном рынке при государственном воздействии на
нее, в частности, путем установления предельной или фиксированной цены),
рыночная цена, которая складывается на рынке без воздействия государства
(тарифы на электрическую и тепловую энергию), система ставок, по которым
осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию, а также размер
платы за услуги (имеются в виду ценовые ставки расчета за услуги, которые
предоставляются как на оптовом, так и на потребительском рынке). В
соответствующих актах, в частности, разграничена компетенция федеральной и
региональной комиссий по установлению цен. Разногласия по поводу
установления тарифов между организациями электроэнергетики, потребителями
и региональными комиссиями разрешаются государственным органом -
Комиссией для разрешения разногласий. Однако при недостижении в ней
согласия спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 16. Ст. 1316.
<**> См. там же. 1997. N 7. Ст. 855.

В Указе Президента РФ от 17 октября 1996 г. "О дополнительных мерах по
ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий
и созданию условий для стабилизации работы промышленности" <*> содержатся
рекомендации органам, в функции которых входит упорядочение структуры
тарифов, установленных для всех некоммерческих потребителей, утверждать
тарифы на электрическую и тепловую энергию для всех категорий потребителей
исходя из реальной стоимости ее производства и передачи.
--------------------------------
<*> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 43. Ст.
4884.
В ряде случаев цена регулируется и за пределами естественных монополий.
Один из таких случаев предусмотрен Указом Президента РФ от 11 мая 1995 г. "О
мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет
доходов от приватизации" <*>. В нем предусмотрено установление нормативной
цены земли при продаже земельных участков расположенным на них
приватизированным предприятиям в размере 10-кратной ставки земельного
налога за единицу площади земельного участка.
--------------------------------
<*> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 20. Ст.
1776.

Регулирование может осуществляться в виде введения как фиксированных
цен, предельных цен и надбавок, так и предельных коэффициентов изменения
цен, предельного уровня рентабельности и др. Предусмотрены определенные
санкции за нарушение норм о государственном регулировании цен. Они
выражаются во взыскании в доход государства излишне полученной выручки
плюс штрафа в таком же размере, а если нарушение будет повторено, штраф
взыскивается в двойном размере <*>.
--------------------------------
<*> См. п. 4 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по
упорядочению государственного регулирования цен" (Собрание законодательства
Российской Федерации. 1995. N 10. Ст. 859).

Приведенными примерами не исчерпываются случаи и формы
урегулирования цен.
По общему правилу режим регулирования цен относится ко всем участникам
оборота независимо от форм собственности. Тем самым устанавливаются в
принципе равные стартовые условия для всех субъектов предпринимательской
деятельности. В этой связи, например, определяя цели государственного
регулирования цен в соответствующей области, Закон РФ от 14 апреля 1995 г. "О
государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в
Российской Федерации" <*> предусмотрел, среди прочего, обеспечение
юридическим лицам - производителям электрической энергии (мощности)
независимо от организационно - правовых форм права равного доступа на
федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии.
--------------------------------
<*> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 16. Ст.
1316.

Право установления цены может быть предоставлено одной стороне в
договоре. В частности, таким правом применять разработанные ими цены
(страховые тарифы), определяющие размер страховых премий, обладают
страховщики в силу п. 2 ст. 954 ГК. В то же время в предусмотренных законом
случаях обязательными для сторон считаются страховые тарифы, установленные
или регулируемые органами государственного страхового надзора (см. тот же п. 2
ст. 954 ГК). Особый порядок установлен для отношений, возникающих при
перевозках грузов, пассажиров и багажа. Все такие перевозки осуществляются на
основе тарифов, порядок утверждения которых определяется транспортными
уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК).
Регулирование цен в узком смысле принимает различные формы. Одним из
примеров может служить бытовой подряд. В указанном договоре, как подчеркнуто
в ст. 735 ГК, цены определяются соглашением сторон, но они не могут быть выше
устанавливаемых или регулируемых соответствующим органом.
Регулирование может быть произведено путем утверждения гарантийных
цен. Такие цены были установлены, например, на 1995 г. для различных видов
закупок государством сельскохозяйственной продукции <*>. Это означает, что
закупки производятся по свободным (договорным) ценам, которые, однако, не
могут быть ниже гарантированных.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Совета Министров Российской Федерации от 13
марта 1995 г. "О мерах по реализации Федерального закона "О закупках и
поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд" (см.: Собрание законодательства Российской Федерации.
1995. N 12. Ст. 1055).

Прямую противоположность гарантированным ценам составляют
предельные цены. Такие цены были в свое время установлены, например,
Постановлением Верховного Совета РФ от 4 апреля 1992 г. <*>. Им
предусмотрено, что цена продукции (товаров), реализуемой потребителям,
расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не
может превышать средний уровень цены для данного вида продукции (товаров),
реализуемой этим поставщиком другим потребителям.
--------------------------------
<*> Постановление "О мерах по обеспечению поставки продукции (товаров) в
районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности" // Ведомости
Российской Федерации. 1992. N 16. Ст. 843.

До принятия нового ГК имелись основания для отнесения цены к
существенным условиям возмездных договоров. Как предусматривала ст. 65
Основ гражданского законодательства 1991 г., исполнение возмездного договора
должно оплачиваться по согласованной цене. Отсюда можно было сделать
вывод: нет согласованного условия о цене - нет и договора. Именно к такому
выводу, правда, сославшись не на указанную норму, а на статьи, посвященные
определению договоров купли - продажи и поставки (имелись в виду ст. 74 и 79
тех же Основ), пришел в свое время Высший Арбитражный Суд РФ в своих
рекомендациях. Он признавал, что условие о цене, как и условие о качестве,
относится к числу существенных условий соответствующих договоров, а значит,
при отсутствии соглашения по этим условиям договоры купли - продажи и
поставки не должны считаться заключенными <*>.
--------------------------------
<*> См. п. 4 информационного письма Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 20 мая 1993 г. "Об отдельных рекомендациях, принятых
на совещаниях по судебной практике" (Вестник Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации. 1993. N 6).

Однако со вступлением в действие нового ГК, на что уже обращалось
внимание, можно утверждать, что подобно качеству и сроку цена сама по себе
перестала быть существенным условием договоров, в том числе возмездных.
Такой вывод основан на приведенной выше ст. 424 ГК.
Вместе с тем в отдельных статьях ГК цена названа в ряду обязательных и
тем самым существенных условий соответствующего договорного типа (вида).
Имеется в виду п. 1 ст. 489 ГК ("Оплата товара в рассрочку"), п. 1 ст. 682 ГК
("Плата за жилое помещение"), п. 1 ст. 630 ГК ("Арендная плата по договору
проката").
В главе о договоре займа содержится на случай отсутствия условия о
процентах в законе или договоре отсылка к ставке банковского процента (ставке
рефинансирования), действующей для заимодавца - юридического лица в месте
его нахождения, а заимодавца - гражданина - в месте его жительства на день
уплаты заемщиком всего долга или его части (п. 1 ст. 809 ГК). Существуют
построенные по такому же принципу выражения через определенную
сравниваемую величину способы подсчета размера процентов по вкладу (п. 3 ст.
837 ГК), а также за пользование банком денежными средствами, которые
находятся на счете в банке (п. 2 ст. 852 ГК).
Законодатель нередко считает необходимым включать в отдельные статьи
Кодекса специальную отсылку к ст. 424. В качестве примера можно назвать п. 1
ст. 485 ГК (цена товара по договору купли - продажи), п. 3 ст. 594 ГК (выкупная
цена при постоянной ренте), п. 2 ст. 972 ГК (вознаграждение, выплачиваемое
поверенному), п. 1 ст. 991 ГК (подлежащее выплате комиссионное
вознаграждение), ст. 1006 (размер агентского вознаграждения).
В ряде случаев указания на размер цены в договоре в ГК вообще
отсутствуют. Примером может служить ст. 630 ГК, посвященная арендной плате
по договору проката, или ст. 614 ГК - об арендной плате (последняя помещена в
общие положения об аренде). Тогда ст. 424 ГК должна применяться и без отсылки
к ней.
ГК знает и такие варианты, при которых в статье, посвященной
определенному типу (виду) договоров, особо подчеркнуто, что ст. 424 к
соответствующему договору не применяется. Тем самым достигается тот же
результат без прямых на этот счет указаний: цена становится существенным
условием договора, а значит, без ее согласования он не будет считаться
заключенным. Этот последний вариант используется применительно к договорам,
в которых предполагается заведомо высокий уровень цены. Речь идет о цене в
договоре купли - продажи недвижимости (ст. 555 ГК), а также арендной плате в
договоре аренды недвижимости (п. 1 ст. 654 ГК).
Значение условия о цене можно проиллюстрировать на примере договора
подряда. Как вытекает из п. 1 ст. 709 ГК, содержащего ссылку на п. 3 ст. 424
Кодекса, цена, в отличие от срока, не является существенным условием договора
подряда. При отсутствии цены в договоре и невозможности ее определения
исходя из условий договора оплата выполненных работ должна производиться по
цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные
работы.
Таким образом, цена в подрядном договоре, как и во всех других договорах,
для которых законом не предусмотрено иное, может отсутствовать. Изложенной
точке зрения не противоречит положение, содержащееся в п. 54 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8
от 1 июля 1996 г.: "При наличии разногласий по условию о цене и недостижении
сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным" <*>.
Дело в том, что данное указание следует считать относящимся только к случаям,
когда цена для соответствующего типа (вида) договоров отнесена ГК к числу
существенных либо когда стороны не только разошлись по вопросу о цене, но по
крайней мере одна из них настаивала на включении данного условия. По этой
причине условие о цене, как и любое другое условие, относительно которого по
заявлению стороны должно быть достигнуто соглашение, становится в силу
указанного факта существенным.
--------------------------------
<*> Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996. N 9.
С. 18.

При отклонении договора от установленной или регулируемой цены
содержащееся в нем условие о цене признается ничтожным. Руководствуясь ст.
180 ГК, которая предусматривает, что недействительность части сделки не влечет

<< Предыдущая

стр. 51
(из 131 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>