<< Предыдущая

стр. 7
(из 131 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


ГК впервые выделил вопрос о соотношении международного и внутреннего
правового регулирования применительно к гражданскому праву. Россия является
активным участником международного экономического сотрудничества. Это
означает, что все более расширяются отношения с участием иностранных
предпринимателей. В силу отмеченных обстоятельств российское гражданское
законодательство включает немало норм, относящихся к такого рода вопросам,
возникающим при заключении и исполнении гражданских договоров. Указанные
нормы определяют гражданско - правовой статус иностранных физических и
юридических лиц, права иностранцев на оказавшееся на территории РФ
имущество, порядок совершения и содержания внешнеэкономических сделок
(контрактов). Складывающиеся при этом отношения регулируются как общими
нормами гражданского законодательства, так и нормами специального
законодательства, рассчитанными на отношения, "осложненные участием
иностранного элемента" <*>. Наряду с ними источником регулирования
договорных отношений могут быть и международные акты.
--------------------------------
<*> См., в частности: Богуславский М.М. Международное частное право. М.:
Международные отношения, 1994. С. 49 и сл.

Среди международных актов особое место занимают многосторонние
договоры (конвенции), имеющие прямое отношение к регулированию гражданских
договорных отношений. Следует прежде всего указать на Конвенцию ООН "О
договорах международной купли - продажи товаров" (Венскую конвенцию).
Указанная Конвенция состоит из 101 статьи. Она охватывает порядок заключения
соответствующих договоров, права и обязанности контрагентов, средства
правовой защиты, применяемые при нарушении сторонами своих обязанностей,
определяет момент перехода риска случайной гибели передаваемых по договору
товаров и др. <*>
--------------------------------
<*> Венская конвенция о договорах международной купли - продажи товаров:
Комментарий / Отв. ред. А.С. Комаров. М.: Юрид. лит., 1994.

Россия участвует и в иных аналогичных многосторонних соглашениях,
включая, в частности, такие имеющие непосредственное отношение к договорам,
как Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов
(имеются в виду автомобильные перевозки), Варшавская конвенция для
унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной
перевозки, Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа,
конвенции из области патентного права (Парижская конвенция по охране
промышленной собственности), Женевские вексельные конвенции <*>. 28 мая
1988 г. в Оттаве была подписана конвенция УНИДРУА по международной аренде
оборудования <**> и многие другие.
--------------------------------
<*> См.: Международное частное право: Сб. нормативных актов / Сост. Н.Ю.
Ерпылева. М., 1994; Розенберг М.Г. Контракт международной купли - продажи:
Современная практика заключения. Разрешение споров. 2-е изд. М.:
Международной центр финансово - экономического развития, 1996. С. 185 - 631;
Права на результаты интеллектуальной собственности / Сост. В.А. Дозорцев. М.:
Де-юре, 1994. С. 449.
<**> Аренда жилых и нежилых помещений. Сборник нормативных актов с
комментариями. М., 1996. С. 3 и сл.

Конституция РФ (п. 4 ст. 15) объявила общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации
составной частью ее правовой системы. В Конституции РФ закреплен
безусловный приоритет правил международных договоров по отношению к
правилам, включенным в национальные законы: если международным договором
РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора. Поставив соответствующие нормы впереди
национальных законов, Конституция РФ предопределила их приоритет по
отношению и ко всем другим, помимо законов, правовым нормам. Закон "О
международных договорах РФ" в развитие приведенных правил Конституции РФ
указал на то, что положения официально опубликованных международных
договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для их
применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных
положений международных договоров РФ принимаются соответствующие
внутригосударственные акты (ст. 5) <*>.
--------------------------------
<*> О действии соответствующей статьи см.: Федеральный закон о
международных договорах Российской Федерации: Комментарий. С. 15 и сл.

Приведенные правила Конституции РФ воспроизведены в ст. 7 ГК с
одновременным указанием на то, что непосредственное применение
международных договоров к гражданским (тем самым и договорным) отношениям
возможно во всех случаях, кроме тех, когда из международного договора следует,
что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Используемый в данном случае термин "следует" имеет весьма широкое
значение. Он включает в себя прежде всего случаи, когда в международном акте
прямо указано на обязательство подписавших его государств ввести акт в
действие <*>. В других случаях сторонам предоставляется право при
ратификации договора сделать определенные оговорки <**>. В этой связи Пленум
Верховного Суда РФ в Постановлении от 31 октября 1995 г. "О некоторых
вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при
осуществлении правосудия" указал на то, что во всех случаях, кроме тех, когда не
требуется принятия общегосударственного акта, наряду с международным
договором РФ должен применяться и соответствующий внутригосударственный
акт, который был принят для осуществления положений соответствующего
международного акта <***>.
--------------------------------
<*> Так, Женевская конвенция 1930 г. в Единообразном законе о переводном
и простом векселе предусмотрела, что стороны "обязуются ввести в действие на
своих территориях по принадлежности, либо в одном из его подлинных текстов,
либо на своих национальных языках, Единообразный закон, составляющий
Приложение 1 к настоящей Конвенции". Имеется в виду Единообразный закон о
простом и переводном векселе, который и стал Законом СССР после утверждения
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. (СЗ СССР. 1937. N 18. Ст.
1087).
<**> Это обстоятельство, например, позволило в свое время СССР (с 24
декабря 1991 г. Российская Федерация стала правопреемницей СССР) при
ратификации Конвенции ООН о договорах международной купли - продажи
товаров сделать весьма важную оговорку о неприемлемости определенных ее
статей (см.: Венская конвенция о договорах международной купли - продажи
товаров. С. 212 - 213).
<***> Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской
Федерации. 1961 - 1996. М.: Юрид. лит., 1997. С. 14.

В качестве примера "общепризнанных принципов и норм международного
права" можно указать на недискриминацию, которая, в свою очередь, опирается
непосредственно на начала равенства государств. Сущность данного принципа
состоит в том, что "не должна допускаться дискриминация как в области торгово -
экономических отношений между различными странами, так и в отношении
правового положения иностранных юридических лиц и граждан" <*>.
--------------------------------
<*> См. об этом: Розенберг М.Г. Контракт международный купли - продажи.
Современная практика заключения. Разрешение споров. 2-е изд. М., 1996. С. 12.

Применительно к отдельным типам договоров, применяемым во
внешнеторговом (международном) гражданском обороте, изданы
международными органами (ассоциациями) различного рода рекомендательные
акты. Речь идет, в частности, о Международных правилах по унифицированному
толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС) <*>, утверждаемых периодически в
перерабатываемом виде Международной палатой, о Международных условиях
договора о строительстве, разработанных Международной федерацией
инженеров - консультантов, о подготовленных Международной торговой палатой
Унифицированных правилах по договорным гарантиям, а также
Унифицированных правилах для гарантий по первому требованию <**> и др.
Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) разработаны
Принципы международных коммерческих договоров <***>. Ко всем такого рода
рекомендательным актам положение ст. 7 ГК не относится. Вместе с тем они
довольно широко используются во внешнеторговой договорной практике и при
наличии необходимых предпосылок могут играть роль обычаев делового оборота.
--------------------------------
<*> См.: Международные правила толкования торговых терминов
"Инкотермс": Материалы Международной торговой палаты. Новая редакция.
Внешнеэкономический центр "Совинтерторг". М., 1992.
<**> Приведены, в частности, в сборнике нормативных актов
"Международное частное право" (М., 1994). Отдельно издано с комментариями в
1996 г.
<***> Указ. акт. Отдельное издание. М., 1996.

4. Горизонтальная иерархия правовых норм

Горизонтальная иерархия дает ответ на вопрос об относительном
приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной
иерархии. Из этого непосредственно вытекает, что горизонтальная иерархия во
всех случаях следует за вертикальной, главенствующей.
Горизонтальная иерархия норм до сих пор ограничивалась двояким
проявлением. Первое из них сводится к требованию: новый закон обладает
приоритетом по отношению к ранее изданному. Речь идет об известном со времен
римского права принципе: lex posterior derogat prior" - "последующий акт вытесняет
предшествующий". Вытекающее из него требование закреплено в ГК (имеется в
виду общая норма - ст. 4 и специальная отнесенная к договорам - ст. 422), а также
в законах от 21 октября 1994 г. "О введении в действие части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации" и от 26 января 1996 г. "О введении
в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст.
411.

Второе проявление горизонтальной иерархии норм связано уже с другим
принципом: lex specialis derogat generali - "специальный закон вытесняет общий".
Хотя указанный принцип в общем виде в ГК и не закреплен, как не было и нет его
в другом законодательстве, он является давно и безусловно признанным. Отказ
от этого принципа привел бы к тому, что правовая система государства полностью
сводилась бы к нормам общим и только к таким специальным, которые эти общие
нормы могут лишь детализировать. Тем самым законодатель лишит себя
возможности достаточно полно отражать в принятых нормах специфику
отдельных разновидностей регулируемых отношений. При таком положении ее
комплексность, определяемая предметом гражданского права, как и любой другой
отрасли, оказалась бы вообще утерянной.
В рамках указанного принципа важное значение имеет сама структура ГК.
Все содержащиеся в нем нормы четко делятся на общие и специальные. Общим
положениям о договорах всегда уделялось значительное место в гражданских
кодексах. При этом их удельный вес непрерывно увеличивался <*>.
--------------------------------
<*> О соотношении соответствующих видов норм см.: Егоров Н. Д.
Гражданско - правовое регулирование общественных отношений. Л.: Изд-во ЛГУ,
1988. С. 23 и сл.; Иоффе О.С., Толстой Ю.К. Новый гражданский кодекс РСФСР.
Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. С. 16 и сл. ; Садиков О.Н. Общие и специальные нормы в
гражданском законодательстве // Советское государство и право. 1971. N 1. В
двух работах из приведенного перечня (Н.Д. Егорова, а также О.С. Иоффе и Ю.К.
Толстого) освещается дискуссия о необходимости выделить общую часть в
Кодексе, которая имела место в связи с предстоявшим принятием ГК 64.

Первый Гражданский кодекс РСФСР, принятый в 1922 г., помимо общей
части самого ГК в разделе "Обязательственное право" содержал вслед за главой
"Общие положения" (имелись в виду общие положения об обязательстве)
самостоятельную главу - "Обязательства, возникающие из договоров". В этой
последней главе, насчитывавшей 22 статьи, определялись порядок заключения
договоров, необходимая их форма, особенности двусторонних договоров, а также
договоров в пользу третьего лица. Вслед за этим были помещены статьи,
посвященные двум способам обеспечения исполнения обязательств - неустойке и
задатку, последствиям невозможности исполнения договорных обязательств, а
также признанию недействительными договоров вследствие нарушения
указанных в общей части ГК требований к сделкам. Кроме того, в Кодексе
содержалось 10 глав, посвященных отдельным видам договоров (одна из них - о
договоре комиссии - появилась в ГК 22 только в 1926 г.). В числе последних был и
договор о поручительстве - третьем по счету способе обеспечения обязательств.
Несколько иной была конструкция ГК 64. Он содержал весьма емкий раздел
III - "Обязательственное право", который состоял из двух подразделов: "Общие
положения об обязательствах" и "Отдельные виды обязательств". В первый из
них входили шесть глав, которые среди прочего имели восемь специальных
статей о договорах. Все они оказались в главе "Возникновение обязательств".
Вторая половина раздела III содержала 22 главы. Восемнадцать из них были
посвящены отдельным видам договоров.
Соотношение общих и специальных норм нашло развитие в действующем
Гражданском кодексе. Бывший ранее единым раздел "Обязательственное право"
разбит на два: раздел III "Общая часть обязательственного права" помещен в
часть первую ГК, а раздел IV "Отдельные виды обязательств" находится во
второй части ГК. В свою очередь, нынешний раздел III имеет два подраздела: 1.
"Общие положения об обязательствах" и 2. "Общие положения о договорах".
Последний из них составляют 24 статьи, объединенные в три главы: "Понятие и
условия договора", "Заключение договора" и "Изменение и расторжение
договора". Во второй части ГК центральное место занимают отдельные типы
договоров. На долю каждого из них приходится специальная глава. Всего таких
глав оказалось во второй части свыше двадцати.
Некоторые из договорных глав второй части ГК сами обладают весьма
сложной структурой. Речь идет о купле - продаже, аренде, ренте и пожизненном
содержании с иждивением, подряде и хранении. Сюда же можно отнести и главу о
расчетах. Перечисленные главы включают "Общие положения" о
соответствующем типе договоров и некоторое число специальных параграфов,
каждый из числа этих последних посвящен определенному виду договоров
данного типа. При этом в отдельных случаях имеется иерархия и применительно к
нормам, относящимся к отдельным видам договоров <*>.
--------------------------------
<*> Например, глава, посвященная такому типу договоров, как купля -
продажа, выделяет розничную куплю - продажу, поставку товаров, поставку
товаров для государственных нужд, контрактацию, энергоснабжение, продажу
недвижимости и продажу предприятий. Всем им предпослан параграф "Общие
положения о купле - продаже". Между тем среди семи выделенных видов купли -
продажи есть своя иерархия: так, поставка товаров для государственных нужд и
контрактация - подвиды поставки, продажа предприятия - подвид продажи
недвижимости. По этой причине "Общие положения о купле - продаже"
применяются к контрактации и поставке для государственных нужд только при
отсутствии специальных норм в параграфе о поставке, а применительно к
продаже предприятия - только при отсутствии специальных норм в параграфе о
продаже недвижимости.

Выделение положений, общих для всех договоров и специальных - только
для договоров отдельного типа, и такое же соотношение в рамках основных
договорных типов позволяет достичь существенной экономии правовых средств,
так как освобождает законодателя от необходимости воспроизводить в
посвященных отдельным типам договоров главах Кодекса (в иных, основанных на
ГК кодифицированных актах) общие правила.
Однако соображение технического характера, само по себе несомненно
важное, не исчерпывает значимости "общих положений". Они призваны
обеспечить в необходимых пределах единство правового регулирования
различных типов (видов) договоров. Кроме того, общие положения позволяют
устранить пробелы в правовом регулировании отдельных типов, а в их пределах -
видов договоров.
Последнее обстоятельство играет особую роль. Имущественные отношения,
которые складываются между субъектами гражданского права внутри каждой из
стран и равным образом с участием субъектов из разных стран, не только
постоянно расширяются в объеме, но вместе с тем становятся все более
сложными и многообразными. Соответственно такими же должны быть
опосредствующие эти отношения договорные модели. По указанной причине
предусмотренный в действующем Кодексе набор отдельных типов (видов)
договоров, как можно заранее предвидеть, оказался недостаточным для
удовлетворения возросших потребностей рынка и иных форм гражданского
оборота. В этих условиях стороны вынуждены были бы в каждом случае
конструировать на голом месте соответствующие их интересам договорные
модели путем не только комбинации отдельных элементов традиционных
структур, но и создания совершенно новых.
Нормы, которые закрепляют такую новую модель договоров, естественно,
появляются только после того, как будет обеспечена достаточная степень ее
индивидуализации и вместе с тем определены оптимальные способы решения
отдельных вопросов, которые возникают при использовании соответствующей
модели. Кроме того, должна сложиться достаточная практика применения новых
моделей. В результате специальное правовое регулирование может отставать от

<< Предыдущая

стр. 7
(из 131 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>