<< Предыдущая

стр. 124
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

автоматически привело бы к аннулированию названного Постановления ФКЦБ.
С точки зрения системы правового регулирования доверительного управления ценными
бумагами и его источников из всей сферы названных правоотношений выделяются отношения,
связанные с доверительным управлением государственными пакетами акций акционерных
обществ, созданных в ходе приватизации путем преобразования государственных предприятий.
В свое время именно ради урегулирования этих отношений в российское гражданское
законодательство пытались "ввести" чуждый ему институт доверительной собственности
(траста). Ведь в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993
г. N 2296 "О доверительной собственности (трасте)" <*> (п. 21) передаче в траст подлежали
исключительно пакеты акций акционерных обществ, созданных при приватизации
государственных предприятий, закрепленные в федеральной собственности в порядке,
установленном законодательством о приватизации.
--------------------------------
<*> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 1. Ст. 6.

И в дальнейшем, уже после принятия Гражданского кодекса Российской Федерации,
содержащего нормы о договоре доверительного управления имуществом, что привело к
"отмиранию" так и не прижившегося в российском законодательстве траста, традиция
сохранилась: правовое регулирование отношений доверительного управления
государственными пакетами акций продолжало осуществляться с помощью указов Президента
РФ и принимаемых в целях их исполнения постановлений Правительства РФ.
Можно назвать, к примеру, такие правовые акты, как Указ Президента Российской
Федерации от 9 декабря 1996 г. N 1660 "О передаче в доверительное управление закрепленных
в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе
приватизации" <*>; Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 1997 г. N
989 "О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной
собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении
договоров доверительного управления этими акциями" <**>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 51. Ст. 5746.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 45. Ст. 5193.

Такой порядок правового регулирования отношений, связанных с доверительным
управлением акциями, находящимися в федеральной собственности, ставит под сомнение всю
реально сложившуюся систему правового регулирования доверительного управления ценными
бумагами. В самом деле, получается так, что основным нормативным актом в этой сфере
является Положение, утвержденное ФКЦБ (которое распространяется и на доверительное
управление государственными акциями), а исключения из общих правил устанавливаются
правовыми актами, принимаемыми Президентом и Правительством Российской Федерации.
Специальным образом регулируется доверительное управление ценными бумагами и
средствами инвестирования в ценные бумаги, входящими в состав имущества паевых
инвестиционных фондов, которые появились и действуют на основе Указа Президента РФ от 26
июля 1995 г. N 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной
политики Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 31. Ст. 3097.
КонсультантПлюс: примечание.
Указ Президента РФ от 26.07.1995 N 765 "О дополнительных мерах по повышению
эффективности инвестиционной политики Российской Федерации" утратил силу в связи с
изданием Указа Президента РФ от 06.06.2002 N 562 "О признании утратившими силу Указов
Президента Российской Федерации".

Существенными особенностями отличается также доверительное управление
имуществом (включая ценные бумаги), осуществляемое кредитными организациями (в качестве
доверительного управляющего). Данные правоотношения регулируются Инструкцией от 2 июля
1997 г. N 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском
учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации", утвержденной
Приказом Центрального банка Российской Федерации от 2 июля 1997 г. N 02-287 <*>. Как
провозглашено самой Инструкцией (п. 1.2), она определяет общий для всех кредитных
организаций Российской Федерации порядок осуществления операций доверительного
управления и порядок ведения бухгалтерского учета этих операций. А в случае нарушения
кредитной организацией положений Инструкции Центральный банк РФ после направления ей
соответствующего предписания об устранении нарушений и его невыполнения в
установленный срок получает возможность применить к такой кредитной организации меры
воздействия, предусмотренные законодательством о банках и банковской деятельности (п. 1.5
Инструкции).
--------------------------------
<*> Российская газета. 1997. N 163. 23 августа.

В связи с этим возникает проблема соотношения названной Инструкции Центрального
банка РФ и Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами
инвестирования в ценные бумаги, которое не исключает из сферы своего действия
доверительное управление ценными бумагами и средствами инвестирования, осуществляемое
кредитными организациями. Ограничение касается лишь деятельности общих фондов
банковского управления (ОФБУ) <*>, что вытекает из п. 1.1 указанного Положения. Данная
проблема также является порождением изначально ущербной системы правового
регулирования доверительного управления ценными бумагами, в которой центральное место
вместо федерального закона занимают ведомственные правила и инструкции. Для
исправления положения должен быть принят федеральный закон об особенностях
доверительного управления ценными бумагами, как это и предусмотрено ст. 1025 ГК.
--------------------------------
<*> Общим фондом банковского управления (ОФБУ) признается имущественный
комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными
лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого
доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления.

2. Заключение договора

По ознакомлении с правовыми актами (указами Президента РФ и постановлениями
Правительства России), а также с нормативными актами ФКЦБ и Банка России можно говорить
о разных правовых режимах заключения договоров доверительного управления ценными
бумагами в зависимости от вида ценных бумаг, их принадлежности и способов осуществления
доверительного управления указанными ценными бумагами.
Если не принимать во внимание общепринятую систему субординации правовых
нормативных актов (в сфере доверительного управления ценными бумагами она "не
работает"), то мы, безусловно, придем к выводу, что основным нормативным актом,
определяющим общие положения, касающиеся порядка заключения договоров доверительного
управления ценными бумагами, является нормативный акт ФКЦБ, а именно Положение о
доверительном управлении бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги (далее -
Положение ФКЦБ). Его нормы, как это установлено самим Положением ФКЦБ (п. 1.2),
регулируют отношения, связанные с доверительным управлением ценными бумагами и
средствами инвестирования в ценные бумаги, осуществляемым доверительным управляющим
- банком или иной кредитной организацией; ценными бумагами коммерческой организации,
когда доверительное управление осуществляется самим эмитентом данных ценных бумаг, за
исключением случаев, прямо запрещенных иными правовыми нормативными актами; ценными
бумагами при осуществлении доверительного управления коммерческой организацией, не
являющейся банком или иной кредитной организацией; а также применяются при
осуществлении доверительного управления физическим лицом - индивидуальным
предпринимателем.
Из сферы действия Положения ФКЦБ изъяты лишь отношения, связанные с
доверительным управлением ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные
бумаги, входящими в состав имущества паевого инвестиционного фонда, а также общих
фондов банковского управления (п. 1.1).
Особенно примечательно, что содержащиеся в Положении ФКЦБ нормы о порядке
заключения договора доверительного управления ценными бумагами и средствами
инвестирования распространяются (согласно опять же самому Положению ФКЦБ) без всяких
изъятий и на договоры доверительного управления государственными пакетами акций
акционерных обществ, образовавшихся путем приватизации государственных предприятий,
хотя, как известно, порядок их заключения определяется указами Президента РФ и
постановлениями Правительства России. Само собой разумеется, что в сфере указанных
правоотношений Положение может рассматриваться лишь в качестве субсидиарного
регулятора тех правоотношений, которые не регламентированы названными правовыми
актами.
Необходимо также подчеркнуть, что такое же значение (субсидиарного регулятора),
видимо, следует придать Положению ФКЦБ и в сфере правоотношений, связанных с
доверительным управлением, осуществляемым кредитными организациями, которые в
настоящее время регулируются Инструкцией Банка России N 63 от 2 июля 1997 г. (в редакции
указаний Банка России от 25 мая 1998 г. N 237-У; от 18 мая 1999 г. N 559-У и 23 марта 2001 г. N
938-У) <*>. Данная Инструкция (п. 1.2) определяет общий порядок осуществления операций
доверительного управления для всех кредитных организаций и не ограничивает сферу своего
действия отношениями, связанными с осуществлением доверительного управления ценными
бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, объединяемыми в общие фонды
банковского управления, как это вытекает из Положения ФКЦБ (п. 1.1).
--------------------------------
<*> Вестник Банка России. 1997. N 43; 1998. N 36 - 37; 1999. N 31.

Существо "общих" правил заключения договора доверительного управления ценными
бумагами (по версии Положения ФКЦБ) состоит в следующем. Как правило, деятельность по
доверительному управлению ценными бумагами и соответствующими средствами
инвестирования должна осуществляться на основании единого договора доверительного
управления, заключаемого между учредителем управления и доверительным управляющим.
Вместе с тем указанные лица вправе заключить несколько договоров доверительного
управления: один из них будет регулировать деятельность по доверительному управлению
именно ценными бумагами, а другие - средствами инвестирования в ценные бумаги этого же
учредителя управления (п. 4.1 Положения ФКЦБ).
Правда, в последнем случае возникает вопрос о соответствии отдельного договора
доверительного управления средствами инвестирования в ценные бумаги (т.е. деньгами)
норме, содержащейся в п. 2 ст. 1013 ГК, согласно которой не могут быть самостоятельным
объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных
законом (к каковым, бесспорно, не относятся нормативные акты ФКЦБ). Вопрос этот не имеет
положительного ответа, поэтому, видимо, не стоит оформлять единые правоотношения
несколькими самостоятельными договорами.
Договор доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в
ценные бумаги считается заключенным в части управления ценными бумагами с момента
передачи их учредителем управления доверительному управляющему. Если договором
доверительного управления предусмотрено, что передача различных ценных бумаг
учредителем управления доверительному управляющему осуществляется в различные сроки
(поэтапно), то договор считается заключенным с момента передачи управляющему первого
пакета ценных бумаг. С этого момента возникают также права и обязанности управляющего по
управлению переданными ему ценными бумагами. Права и обязанности управляющего в
отношении иных ценных бумаг возникают с момента их передачи учредителем управления
доверительному управляющему (п. 3.3 Положения ФКЦБ).
Учитывая реальный характер договора доверительного управления имуществом, такой
подход к определению момента вступления этого договора в силу не противоречит п. 2 ст. 433
ГК, согласно которому, если в соответствии с законом для заключения договора необходима
также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи этого
имущества. Смущает только то обстоятельство, что правила, детализирующие указанное
законоположение применительно к договору доверительного управления ценными бумагами,
не предусмотрены законом, а установлены ведомственным нормативным актом, что ставит под
сомнение их общеобязательный характер.
Для тех случаев, когда согласно договору доверительного управления ценными бумагами
в качестве средств инвестирования в ценные бумаги признаются средства, которые будут
получены доверительным управляющим в результате взыскания им задолженности с
должников учредителя доверительного управления, Положением ФКЦБ предусмотрены два
специальных правила. Во-первых, правило о том, что с момента заключения соглашения об
уступке права требования договор доверительного управления действует и является
обязательным для сторон лишь в части указанного соглашения. Во-вторых, это правило, в
соответствии с которым в части, относящейся к правам и обязанностям сторон в связи с
доверительным управлением средствами инвестирования в ценные бумаги, договор действует
лишь с момента получения управляющим денежных средств от должников учредителя
управления (п. 4.5 Положения ФКЦБ).
Оба названных установления не могут не вызывать серьезных возражений. Дело в том,
что имущественные права (включая права требования) являются самостоятельными объектами
гражданских прав и соответственно гражданско-правовых сделок. Поэтому вряд ли возможно
считать их "средствами инвестирования в ценные бумаги" и в таком качестве рассматривать как
составной элемент объекта договора доверительного управления ценными бумагами. Кроме
того, применительно к договору доверительного управления его объект должен отвечать
дополнительным требованиям, вытекающим из необходимости осуществления управления
этим объектом. В частности, соответствующее имущественное право должно быть способно к
обособлению от имущества как учредителя управления, так и доверительного управляющего и
учету его последним на отдельном балансе (п. 1 ст. 1018 ГК). Поэтому далеко не всякое
имущественное право, а тем более обязательственное право требования, может служить
объектом доверительного управления.
В дополнение к сказанному следует добавить, что передача имущественного права
(права требования) в доверительное управление никак не может быть осуществлена
посредством заключения соглашения о его уступке между учредителем управления и
доверительным управляющим, поскольку в результате цессии осуществляется переход прав к
новому кредитору, а доверительный управляющий должен получить указанное право лишь в
управление при сохранении за учредителем доверительного управления статуса
правообладателя. Эта цель достигается лишь в тех случаях, когда соответствующее право
считается переданным в управление доверительному управляющему в силу самого факта
заключения договора доверительного управления без какого-либо оформления передачи права
соглашением о его уступке.
В тех же случаях, когда заключается соглашение о цессии, правоотношения,
складывающиеся между цедентом и цессионарием, по своей правовой природе никак не могут
подпадать под действие договора доверительного управления и должны регулироваться иными
договорами.
Специальным образом регламентируются в Положении ФКЦБ также ситуации, когда
согласно договору доверительного управления средствами инвестирования в ценные бумаги
признаются средства, которые будут получены управляющим в качестве исполнения по
переданным ему учредителем управления ценным бумагам либо в качестве выручки от
продажи таких ценных бумаг. На этот случай предусмотрены следующие правила: 1) договор
доверительного управления считается заключенным с момента передачи учредителем
управления управляющему ценных бумаг для цели получения по ним исполнения или продажи;
при этом права и обязанности управляющего возникают лишь в части, относящейся к
получению исполнения или продаже указанных ценных бумаг; 2) в части, относящейся к правам
и обязанностям сторон в связи с доверительным управлением средствами инвестирования в
ценные бумаги, договор действует лишь с момента получения доверительным управляющим
денежных средств (п. 4.6 Положения ФКЦБ).
Представляется, однако, что первое правило не имеет отношения к обязательствам по
доверительному управлению имуществом: вместо осуществления управления имуществом на
доверительного управляющего возлагается обязанность получить исполнение по ценным
бумагам или продать указанные ценные бумаги. Такого рода отношения составляют предмет
договора поручения (когда управляющий действует от имени учредителя и по его
доверенности), комиссии или агентского договора (когда управляющий действует от своего
имени), но никак не предмет договора доверительного управления. А вот передача вырученных
сумм доверительному управляющему может рассматриваться в качестве предмета договора
доверительного управления. Следовательно, в данном случае речь идет о смешанном
договоре, включающем в себя права и обязанности сторон, относящиеся к различным типам
договорных обязательств. Обеспечение правового регулирования таких договоров достигается,
как известно, путем применения к возникающим правоотношениям норм, регламентирующих
соответствующие обязательства (ст. 421 ГК).
Совершенно излишним представляется содержащееся в Положении ФКЦБ правило о том,
что денежные средства, приобретаемые доверительным управляющим в собственность
учредителя управления в процессе исполнения договора, становятся объектом доверительного
управления с момента передачи их собственниками или иными правомерными владельцами
доверительному управляющему и что при этом заключения дополнительных соглашений о
передаче этих денежных средств в доверительное управление не требуется (п. 4.7). Дело в
том, что в данном случае речь идет об исполнении договора доверительного управления, а
возникающие при этом правоотношения подпадают под действие п. 2 ст. 1020 ГК, согласно
которому права, приобретенные доверительным управляющим в результате действий по
доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в доверительное
управление имущества.
Непосредственное отношение к заключению договора доверительного управления
ценными бумагами имеет вопрос о так называемой инвестиционной декларации
доверительного управляющего. Положением ФКЦБ (п. 7.1) установлено, что, помимо
перечисленных в законодательстве обязательных условий договора доверительного
управления, договор, предусматривающий передачу в доверительное управление средств
инвестирования в ценные бумаги, должен содержать инвестиционную декларацию
управляющего, определяющую направления и способы инвестирования денежных средств
учредителя управления.
Инвестиционная декларация доверительного управляющего признается неотъемлемой
частью договора доверительного управления, а ее положения - обязательными для их
надлежащего исполнения управляющим на одинаковых основаниях с прочими положениями
договора. Более того, заключение договора влечет за собой признание согласия учредителя
управления со всеми изложенными в инвестиционной декларации положениями, включая
согласие на инвестирование принадлежащих ему денежных средств в любые перечисленные в
декларации ценные бумаги - объекты инвестирования (п. 7.2 Положения ФКЦБ).
Инвестиционная декларация доверительного управляющего должна содержать
следующие сведения: определение цели доверительного управления; перечень надлежащих
объектов инвестирования денежных средств учредителя управления, т.е. таких ценных бумаг,
приобретение которых управляющим в составе имущества учредителя управления является
правомерным; сведения о структуре активов, сохранять которую в течение всего срока
действия договора берется доверительный управляющий (соотношение между ценными
бумагами различных видов и эмитентов; соотношение между ценными бумагами и денежными
средствами данного учредителя управления); срок, в течение которого положения
инвестиционной декларации остаются обязательными для управляющего (п. 7.3 Положения
ФКЦБ).
Судя по Положению ФКЦБ, по мысли его разработчиков, инвестиционная декларация
доверительного управляющего представляет собой неотъемлемую часть всякого конкретного

<< Предыдущая

стр. 124
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>