<< Предыдущая

стр. 125
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

договора доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в
ценные бумаги, а условия, содержащиеся в декларации, являются одновременно
существенными условиями такого договора.
В связи с этим по порядку заключения единый договор доверительного управления
ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги как бы делится на две
самостоятельные части: условия, касающиеся доверительного управления ценными бумагами,
согласовываются сторонами в обычном порядке; в свою очередь, достижение соглашения по
этим условиям (подписание договора) автоматически влечет за собой согласие учредителя
доверительного управления на все условия инвестиционной декларации, разработанные
доверительным управляющим в одностороннем порядке. Получается, что в этой части
рассматриваемый договор заключается путем присоединения учредителя доверительного
управления к стандартным условиям, разработанным доверительным управляющим.
Вместе с тем такой порядок заключения договора доверительного управления
имуществом (разными способами в отношении его разных частей) никак не укладывается в
конструкцию договора присоединения. Как известно, договором присоединения признается
договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных
формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к
предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК).
Очевидно, что составной частью договора доверительного управления инвестиционная
декларация доверительного управляющего может быть лишь в том случае, если таковой ее
сделают сами стороны. Иными словами, текст договора доверительного управления должен
включать для этого положение о том, что стороны считают инвестиционную декларацию
доверительного управляющего неотъемлемой частью заключенного ими договора. Сам же факт
заключения договора доверительного управления ценными бумагами и средствами
инвестирования в ценные бумаги при отсутствии в нем такого положения не может означать,
что инвестиционная декларация доверительного управляющего стала частью этого договора,
поскольку на этот счет отсутствует волеизъявление сторон. Что касается Положения ФКЦБ,
включающего в себя соответствующее предписание, то оно в этой части противоречит
основополагающим положениям ГК о свободе договора (ст. 421) и порядке его заключения (ст.
435 - 438) и по этой причине не подлежит применению.

Особенности заключения договора
с кредитной организацией

Как отмечалось ранее, отношения, связанные с доверительным управлением ценными
бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, осуществляемым кредитными
организациями, в настоящее время регулируются Инструкцией Центрального банка Российской
Федерации от 2 июля 1997 г. N 63 (с учетом внесенных в нее изменений и дополнений) "О
порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерского учета этих
операций кредитными организациями Российской Федерации" (далее - Инструкция ЦБ РФ).
Поскольку данный нормативный акт (столь же сомнительный по своей юридической силе, как и
Положение ФКЦБ) носит по сравнению с Положением ФКЦБ специальный характер, он должен
иметь преимущество в правоприменении. Положение ФКЦБ может применяться к
правоотношениям доверительного управления, осуществляемого кредитными организациями,
лишь субсидиарно, и только к тем отношениям, которые не урегулированы Инструкцией ЦБ РФ.
Согласно Инструкции ЦБ РФ (п. 2.4) договор доверительного управления имуществом
может предусматривать управление имуществом в интересах учредителя управления или
указанного им лица (выгодоприобретателя) без объединения имущества данного учредителя в
единый имущественный комплекс с имуществом других лиц (индивидуальный договор
доверительного управления) или с объединением имущества данного учредителя в единый
имущественный комплекс - общий фонд банковского управления - наряду с имуществом других
лиц. ОФБУ (по версии Инструкции ЦБ РФ) представляет собой имущественный комплекс,
состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и
объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным
управляющим при осуществлении доверительного управления. Факт передачи имущества в
доверительное управление и размер доли учредителя в составе ОФБУ удостоверяются
специальным документом - сертификатом долевого участия.
Придание ОФБУ режима имущественного комплекса, принадлежащего учредителям
доверительного управления на праве общей долевой собственности, не имеет под собой
какого-либо законного основания. Положение, содержащееся в ст. 1025 ГК, согласно которому
при передаче в доверительное управление ценных бумаг может быть предусмотрено
объединение ценных бумаг, передаваемых в доверительное управление разными лицами,
вовсе не имело в виду, что в результате такого объединения появится некий имущественный
комплекс, принадлежащий учредителям доверительного управления на праве общей
собственности. Данное положение ГК скорее относится к числу технических правил,
регламентирующих порядок исполнения доверительным управляющим его обязательств по
доверительному управлению ценными бумагами, принадлежащими разным лицам, которое не
затрагивает существа правоотношений, складывающихся между доверительным управляющим
и каждым отдельным учредителем доверительного управления. Существо этих
правоотношений состоит в том, что доверительный управляющий осуществляет управление
ценными бумагами каждого из учредителей доверительного управления, а не их долями в
праве общей собственности.
Как известно, общая собственность на делимое имущество (к каковому, безусловно,
относятся ценные бумаги) возникает в случаях, предусмотренных законом (к каковым, конечно
же, не относится Инструкция ЦБ РФ) или договором (который, естественно, заключают
потенциальные сособственники), как это предусмотрено п. 4 ст. 244 ГК. Что же касается факта
заключения договоров доверительного управления ценными бумагами одним доверительным
управляющим с несколькими лицами, то он никак не может служить основанием возникновения
общей собственности.
С практической точки зрения отнесение объединенных доверительным управляющим
ценных бумаг разных лиц к объектам общей долевой собственности также лишено смысла.
Ведь в этом случае правоотношения, складывающиеся между всеми учредителями и
доверительным управляющим, подпадают под действие норм, содержащихся в гл. 16 ГК
"Общая собственность" (ст. 244 - 259), и тогда, например, доверительный управляющий будет
распоряжаться переданными ему ценными бумагами, а учредители - своими долями в праве
общей собственности с учетом права преимущественной покупки иных сособственников (ст. 250
ГК). Во избежание подобных проблем необходимо (и намного проще!) сделать вывод о том, что
положение, содержащееся в Инструкции ЦБ РФ, о праве общей долевой собственности
учредителей доверительного управления на имущественный комплекс, составляющий ОФБУ,
противоречит закону и по этой причине не имеет правового значения.
Создание кредитными организациями ОФБУ допускается при соблюдении следующих
требований: с момента государственной регистрации кредитной организации прошло не менее
одного года; размер собственных средств (капитала) кредитной организации должен составлять
не менее 100 млн. рублей; сама кредитная организация по финансовому состоянию относится к
первой категории ("финансово стабильные банки") (п. 6.3 Инструкции ЦБ РФ).
Между кредитной организацией, создающей ОФБУ, и каждым из учредителей, чьи ценные
бумаги и денежные средства аккумулируются кредитной организацией в ОФБУ, заключаются
договоры доверительного управления. Банком России разработаны Общие условия создания и
доверительного управления имуществом общего фонда банковского управления (приложение
N 2 к Инструкции ЦБ РФ). Однако указанные Общие условия носят рекомендательный характер
и могут быть использованы кредитными организациями в качестве примерных условий
договоров доверительного управления либо для разработки стандартной формы указанных
договоров в целях применения при их заключении модели договора присоединения (п. 6.4
Инструкции ЦБ РФ).
Кредитная организация обязана зарегистрировать ОФБУ в территориальном управлении
Банка России. Для регистрации ОФБУ в регистрирующий орган представляются следующие
документы: заявление на регистрацию; общие условия создания и доверительного управления
имуществом ОФБУ; инвестиционная декларация; бухгалтерский баланс кредитной организации
по счетам второго порядка, по состоянию на конец последнего квартала перед принятием
решения о создании ОФБУ; расчеты обязательных экономических нормативов деятельности
кредитной организации, выполнения обязательных резервных требований, а также
обязательств кредитной организации перед Банком России в течение года перед принятием
решения о создании ОФБУ.
Как видим, среди документов, представляемых кредитной организацией на регистрацию
ОФБУ, имеется инвестиционная декларация кредитной организации - доверительного
управляющего. Однако, в отличие от Положения ФКЦБ, Инструкция ЦБ РФ не придает
инвестиционной декларации характер неотъемлемой части конкретных договоров
доверительного управления, каковой она должна становиться (по мысли ФКЦБ) в силу лишь
самого факта подписания учредителями управления договоров доверительного управления
ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги. Здесь инвестиционная
декларация служит одним из оснований регистрации ОФБУ, а собственно договор
доверительного управления заключается на основе общих условий создания и доверительного
управления имуществом ОФБУ, в том числе и путем присоединения учредителей к названным
условиям, если они выражены в стандартной форме договора доверительного управления,
разработанной кредитной организацией.
Заключение договоров доверительного управления имуществом ОФБУ с учредителями
управления и совершение операций по управлению ОФБУ осуществляются служащими
кредитной организации, выступающей в роли доверительного управляющего, на основе
доверенности либо руководителями кредитной организации, действующими в соответствии с ее
уставом без доверенности.

Порядок заключения договора доверительного
управления государственными пакетами акций

Существенные особенности, касающиеся порядка заключения договора доверительного
управления имуществом, предусмотрены в отношении такого объекта доверительного
управления, как принадлежащие государству акции акционерных обществ, созданных в
процессе приватизации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 декабря 1996 г. N 1660 "О
передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций
акционерных обществ, созданных в процессе приватизации" (п. 1) передача в доверительное
управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ,
созданных в процессе приватизации, осуществляется по итогам конкурса на право заключения
договора доверительного управления акциями, проводимого по решению Правительства
Российской Федерации.
Порядок проведения таких конкурсов регулируется Правилами проведения конкурсов на
право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной
собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации,
утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1997 г. N 989 "О порядке
передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций
акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении договоров
доверительного управления этими акциями".
В соответствии с названными Правилами (п. 2) не менее чем за 30 дней до проведения
конкурса в специализированном издании Российского фонда федерального имущества должно
быть опубликовано информационное сообщение о проведении конкурса и его условиях.
Указанное информационное сообщение должно содержать следующие сведения:
наименование акционерного общества, акции которого передаются в доверительное
управление; категорию (тип) передаваемых в доверительное управление акций, их
номинальную стоимость и цену; количество передаваемых в доверительное управление акций
и их долю в уставном капитале акционерного общества; способ обеспечения исполнения
доверительным управляющим обязательств по договору доверительного управления (залог,
банковская гарантия) и размер этого обеспечения; утвержденный комиссией по проведению
конкурсов текст договора, а также срок, на который заключается указанный договор; срок
подачи заявок на участие в конкурсе с прилагаемыми документами; дату, время и место
проведения конкурса; порядок определения победителя конкурса; срок, в течение которого
должен быть подписан договор с победителем конкурса, и некоторые другие сведения.
Круг участников конкурса ограничен теми юридическими лицами, которые имеют чистые
активы либо собственные средства, составляющие не менее 20% цены акций, передаваемых в
доверительное управление, а также обладают лицензией на осуществление деятельности по
управлению ценными бумагами.
Для участия в конкурсе должна быть подана заявка, составленная по установленной
форме, и конкурсное предложение с необходимыми приложениями, в числе которых должно
быть заключение о соответствии представленных документов антимонопольному
законодательству. Конкурсные предложения принимаются комиссией в запечатанных
конвертах.
Конкурсное предложение заявителя должно содержать программу деятельности
доверительного управляющего, но не более предельного размера, указанного в
информационном сообщении.
По результатам рассмотрения конкурсных предложений участников конкурса комиссия
определяет победителя конкурса. Победителем конкурса признается лицо, которое, по мнению
комиссии, внесло наиболее обоснованное конкурсное предложение и имеет наилучшие
профессиональные возможности для его реализации. При этом учитываются также указанные
участником конкурса размер возмещения расходов и размер вознаграждения доверительного
управляющего.
Результаты конкурса оформляются протоколом комиссии в двух экземплярах, которые
подписываются в день подведения итогов конкурса всеми присутствующими членами комиссии
и победителем конкурса. Один экземпляр протокола передается победителю конкурса, который
в течение 15 дней с даты подписания протокола обязан предоставить Мингосимуществу
требуемое по условиям конкурса обеспечение исполнения доверительным управляющим
обязательств по доверительному управлению государственными акциями.
В качестве надлежащих способов обеспечения исполнения обязательств по договору
доверительного управления признаются согласованная с учредителем управления (в части
банка-гаранта) безотзывная банковская гарантия или залог, предметом которого являются
имеющие высокую степень ликвидности и принадлежащие доверительному управляющему на
праве собственности объекты недвижимого имущества, ценные бумаги или денежные средства.
Причем стоимость предоставляемого обеспечения не может быть меньше стоимости
передаваемых в доверительное управление акций (п. 20 Правил).
Собственно договор доверительного управления закрепленными в федеральной
собственности акциями акционерного общества заключается в месячный срок с даты
подписания протокола от имени Российской Федерации Мингосимуществом с победителем
конкурса (при условии предоставления обеспечения), и с этого момента последний
приобретает статус доверительного управляющего.
Учредитель управления в течение 10 дней с даты подписания договора доверительного
управления акциями должен обеспечить внесение в реестр акционеров акционерного общества
соответствующей записи о переходе владения акциями к доверительному управляющему.
Договор доверительного управления закрепленными в федеральной собственности
акциями акционерных обществ вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует в
течение срока, установленного договором, но не более трех лет.

3. Исполнение обязательств

Наиболее характерной особенностью доверительного управления ценными бумагами
является отступление от общего принципа доверительного управления имуществом, согласно
которому доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и
договором, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное
управление (п. 1 ст. 1020 ГК).
Применительно к доверительному управлению ценными бумагами в ГК используется иной
подход к определению правомочий доверительного управляющего: согласно ст. 1025 ГК
правомочия доверительного управляющего по распоряжению ценными бумагами определяются
в договоре доверительного управления. Иными словами, круг правомочий доверительного
управляющего ценными бумагами представляет собой существенное условие всякого договора
доверительного управления ценными бумагами. И если договор не определяет указанные
правомочия доверительного управляющего, он должен признаваться незаключенным.
Данное обстоятельство нашло свое выражение и конкретизировано в нормативных актах,
регламентирующих отношения по доверительному управлению ценными бумагами. Так,
Положение о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в
ценные бумаги включает в себя отдельный раздел 8 "Ограничения доверительного
управляющего", предусматривающий разного рода запреты на совершение целого ряда сделок.
В частности, доверительный управляющий в процессе исполнения своих обязанностей не
вправе совершать следующие сделки: приобретать за счет переданных в доверительное
управление средств инвестирования ценные бумаги, находящиеся в собственности самого
доверительного управляющего или его учредителей; отчуждать находящиеся в доверительном
управлении ценные бумаги в свою собственность или в собственность учредителей
доверительного управляющего; сделки, в которых доверительный управляющий одновременно
выступает в качестве брокера (комиссионера, поверенного) другой стороны; сделки по
приобретению за счет находящихся в его управлении средств ценных бумаг организаций,
находящихся в процессе ликвидации; сделки по отчуждению переданных ему в доверительное
управление ценных бумаг по договорам, предусматривающим отсрочку или рассрочку платежа
более чем на 30 календарных дней; закладывать находящиеся в управлении ценные бумаги в
обеспечение исполнения своих обязательств, обязательств своих учредителей либо иных
третьих лиц; передавать указанные ценные бумаги на хранение с определением в качестве
распорядителя или получателя депозита третьего лица; передавать находящиеся в его
управлении денежные средства во вклады в пользу третьих лиц либо вносить указанные
средства на счета, распорядителями которых являются третьи лица, и т.д.
Несмотря на широкий спектр запретов на совершение различных сделок, которые могут
привести к нарушению прав учредителей доверительного управления, нормы о таких запретах,
содержащиеся в Положении ФКЦБ, нельзя признать корреспондирующими ст. 1025 ГК. Суть
расхождения состоит в том, что ст. 1025 ГК исходит из того, что договоры доверительного
управления ценными бумагами должны включать в качестве существенного условия (в
позитивном смысле) исчерпывающий перечень правомочий доверительного управляющего по
распоряжению ценными бумагами, переданными ему в доверительное управление. Подход,
демонстрируемый в Положении ФКЦБ, противоположный: устанавливаются ограничения
доверительного управляющего на совершение ряда сделок, а за их рамками управляющий
осуществляет любые правомочия собственника.
Кстати, об этом прямо говорится в п. 5.2 Положения ФКЦБ, согласно которому в пределах,
предусмотренных договором доверительного управления и законодательством, доверительный
управляющий, принявший в свое управление ценные бумаги, осуществляет в отношении них
все правомочия собственника, в том числе самостоятельно и от своего имени осуществляет
все права, удостоверенные находящимися в его владении ценными бумагами (право на
получение дивидендов по акциям и дохода по облигациям, личные неимущественные права
акционера акционерного общества, право на истребование платежа в погашение ценной бумаги
и т.д.); самостоятельно и от своего имени осуществляет все права в отношении находящихся в
его владении ценных бумаг (право на отчуждение, передачу в залог, совершение с ценными
бумагами любых иных сделок или фактических действий).
Несколько иной подход к решению вопроса о правомочиях доверительного управляющего
обнаруживается в Инструкции ЦБ РФ. Общие условия создания и доверительного управления
имуществом общего фонда банковского управления (ОФБУ), являющиеся приложением N 2 к
Инструкции ЦБ РФ, которые, как отмечалось ранее, носят рекомендательный характер и могут
использоваться кредитными организациями в качестве либо примерных условий договора
доверительного управления, либо для подготовки стандартной формы договора

<< Предыдущая

стр. 125
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>