<< Предыдущая

стр. 131
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

деятельности. При этом использование коммерческой концессии (франчайзинга, франшизы)
избавляет правообладателя от необходимости открывать филиалы и регистрировать новые
юридические лица, нанимать дополнительные контингенты служащих. В то же время
коммерческие организации-пользователи вливаются в единую интегрированную систему
правообладателя и находятся в полной экономической зависимости от последнего, который
имеет возможность контролировать их деятельность. Такая схема взаимоотношений позволяет
в довольно короткие сроки создавать разветвленные сети бизнеса правообладателя.
В настоящее время франчайзинговая форма организации бизнеса на Западе имеет
весьма широкое распространение. Например, по данным Всемирной организации
интеллектуальной собственности (ВОИС), в США по модели франшизы организовано более
одной трети всей розничной торговли. В Австралии на условиях франшизы работают свыше
90% организаций быстрого обслуживания <*>.
--------------------------------
<*> См.: Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии // Хозяйство и
право. 1997. N 12. С. 113 - 114.

Для пользователя франчайзинг имеет то значение, что он значительно снижает степень
его предпринимательского риска, поскольку пользователь выступает на рынке "под вывеской"
известной фирмы-правообладателя, а также пользуется услугами последней по обучению
работников и организации бизнеса. Более того, в своей предпринимательской деятельности
пользователь использует не только фирменное наименование, коммерческую информацию
правообладателя, но и его деловую репутацию и коммерческий опыт. Все это способствует
сокращению производственных затрат и значительному повышению эффективности
капиталовложений, а в конечном счете - стабильности положения пользователя на рынке
соответствующих товаров и услуг. К примеру, в США после пяти лет деятельности на рынке
выживает лишь 23% частных предприятий, а после 10 лет их остается восемь из 100, в то
время как среди фирм, работающих на условиях франчайзинга, через пять лет прекращают
деятельность только восемь предприятий из 100, а через 10 лет - 10 из 100 <*>.
--------------------------------
<*> См.: Новосельцев О.В. Франчайзинг: история развития, правовое регулирование,
оценка // Финансовая газета. 1999. Май. N 18.

Наконец, для третьих лиц (потребителей) организация работы производителей товаров,
работ, услуг на условиях франчайзинга имеет то значение, что при этом обеспечивается
соблюдение определенных стандартов, принятых в деятельности правообладателя, в
результате чего рынок быстро насыщается высококачественными товарами, работами,
услугами.
С другой стороны, франчайзинговые соглашения несут в себе потенциальную опасность
нарушения прав потребителей. Как подчеркивает Г.Е. Авилов, "сама идея франчайзинга
основана на своеобразной подмене субъекта, когда пользователь выступает в обороте
фактически под чужим именем - под именем правообладателя, используя его фирменное
наименование и товарные знаки... Если же потребитель покупает товар, произведенный
пользователем по договору коммерческой концессии, он чаще всего полагает, что товар
произведен если не самим обладателем товарного знака, то хотя бы его дочерней компанией"
<*>. Эта потенциальная опасность нарушения прав и законных интересов потребителей делает
необходимым детальное правовое регулирование договора коммерческой концессии. На
обеспечение защиты прав потребителей, в частности, ориентированы содержащиеся в гл. 54 ГК
нормы о регистрации договора коммерческой концессии, об обязанности пользователя
информировать потребителей и обеспечивать надлежащее качество товаров, работ и услуг, об
ответственности правообладателя за нарушение пользователем требований, предъявляемых к
качеству товаров, работ и услуг (ст. 1028, 1032, 1034 ГК).
--------------------------------
<*> Авилов Г.Е. Указ. соч. С. 52.

По сфере применения правоотношения коммерческой концессии (франчайзинга,
франшизы) охватывают самые различные виды бизнеса. На Западе франчайзинг используется
для производства и сбыта товаров (Product Distribution Franchising), для оказания услуг
(Business Format Franchising). Обычно выделяют такие виды франчайзинга, как
производственный, сбытовой, торговый, а также франчайзинг в сфере обслуживания <*>.
--------------------------------
<*> См.: Шмиттгофф К. Экспорт: право и практика международной торговли. М., 1993. С.
140; Авилов Г.Е. Указ. соч. С. 551; Суханов Е.А. Указ. соч. С. 624.

Основная сфера распространения франчайзинга - автомобильная промышленность и
услуги автосервиса, бензозаправочные станции, автошколы, пункты проката, ремонтно-
строительные организации, салоны моды и косметических услуг, аптеки, центры
профориентации и переподготовки рабочей силы, пункты по оказанию компьютерных услуг,
организации бытового обслуживания, предприятия быстрого обслуживания, рестораны,
гостиничное хозяйство и др.
Активно развивается концессия и в России. Первым договором коммерческой концессии,
по которому пользователю предоставлялось право использовать комплекс исключительных
прав правообладателя, зарегистрированным в Патентном ведомстве России в июне 1996 г.,
стал договор, заключенный между американской компанией "Колгейт-Палмолив"
(правообладатель) и российским акционерным обществом "Колгейт-Палмолив" (пользователь).
По этому договору наряду с правом использования фирменного наименования
правообладателя российскому пользователю было предоставлено право на использование 35
изобретений, семи промышленных образцов в области производства средств гигиены, около 60
товарных знаков, а также технические, технологические и коммерческие ноу-хау <*>. В
настоящее время на условиях коммерческой концессии в нашей стране действует большое
количество организаций общественного питания (рестораны "Макдоналдс", "Пицца-хат"),
отелей ("Шератон", "Хилтон"), производителей бытовой техники, модной обуви и одежды и др.
--------------------------------
<*> См.: Новосельцев О.В. Франчайзинг: история развития, правовое регулирование,
оценка (продолжение) // Финансовая газета. 1999. N 19. Май.

Что касается правового оформления коммерческой концессии (франчайзинга,
франшизы), то соответствующие договоры обычно, как отмечает Б.И. Пугинский, "заключаются
как двухуровневые. Сама договоренность об исключительной продаже и лицензионное
соглашение оформляются в виде рамочного (основного) договора, носящего долгосрочный
характер. С учетом его условий заключают отдельные договоры на продажу товара в текущие
периоды или реализацию партий товара" <*>.
--------------------------------
<*> Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 218.

Следует также отметить (как факт), что, несмотря на бурное развитие в последние годы
коммерческой концессии, в настоящее время отсутствует какая-либо серьезная судебная
практика по разрешению споров, вытекающих из договоров коммерческой концессии.

2. Объекты договора коммерческой концессии

Как уже отмечалось, объектом договора коммерческой концессии является комплекс
исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в отношении которого пользователь
наделяется правом его использования в предпринимательской деятельности. Вместе с тем
отдельные исключительные права, входящие в комплекс исключительных прав, применительно
к договору коммерческой концессии имеют различное правовое значение. В этом смысле
исключительные права правообладателя могут быть дифференцированы на две категории:
первую категорию составляют исключительные права, предоставление права пользования
которыми пользователю составляет существо обязательства правообладателя по договору
коммерческой концессии, без чего договор коммерческой концессии не может считаться
заключенным (право на фирменное наименование или коммерческое обозначение
правообладателя, а также право на охраняемую коммерческую информацию); ко второй
категории исключительных прав могут быть отнесены те исключительные права, использование
которых пользователем может быть предусмотрено договором коммерческой концессии,
однако договор считается заключенным и при отсутствии упоминания в нем о наделении
пользователя правом использования соответствующих прав, принадлежащих правообладателю
(права на товарный знак, знак обслуживания, права патентообладателя и др.). Первую
категорию исключительных прав можно условно обозначить как обязательные объекты, а
вторую - как факультативные объекты договора коммерческой концессии.

Обязательные объекты

В соответствии со ст. 1027 ГК в состав комплекса исключительных прав, право на
использование которого предоставляется по договору коммерческой концессии пользователю,
в обязательном порядке должны быть включены право на фирменное наименование или
коммерческое обозначение правообладателя, а также право на охраняемую коммерческую
информацию (ноу-хау).
Под фирменным наименованием (фирмой) как объектом исключительных прав в
юридической литературе понимается то наименование, закрепляемое за юридическим лицом -
коммерческой организацией, под которым оно выступает в гражданском обороте и которое
индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота <*>. По структуре
в составе фирменного наименования (т.е. соответствующего словесного обозначения,
индивидуализирующего коммерческую организацию) принято выделять две составные части:
основную, которая именуется корпусом фирмы (организационно-правовая форма коммерческой
организации, ее тип и предмет деятельности), и вспомогательную, которая именуется
добавлениями. Вспомогательная часть фирмы включает в себя обязательные и
факультативные элементы. К числу обязательных элементов относятся специальное
наименование организации, ее номер или иное специальное обозначение, позволяющее
отличить ее от других организаций. Речь идет об условных обозначениях в виде оригинальных
слов, имен собственных, географических названий. Факультативные элементы
вспомогательной части фирмы представляют собой, в частности, сокращенное наименование
организации и иные различные добавления, которые могут быть включены владельцем фирмы.
--------------------------------
<*> См., напр.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской
Федерации. М., 1996. С. 521; Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное
право: Курс лекций. С. 585 - 586 (автор - Л.А. Трахтенгерц).

Наличие у коммерческой организации исключительного права на фирму означает право
(и одновременно обязанность) выступать в имущественном обороте под собственным
фирменным наименованием и возможность защищать свое право на фирму от любых действий
третьих лиц, связанных с ее неправомерным использованием.
Право на фирму возникает с момента государственной регистрации самой коммерческой
организации в качестве юридического лица. Данный вывод вытекает из п. 4 ст. 54 ГК, согласно
которому юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь
фирменное наименование; юридическое лицо, фирменное наименование которого
зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
Правда, в данной статье ГК содержится указание на то, что порядок регистрации и
использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в
соответствии с ГК. Однако, устанавливая перечень сведений, которые должны содержаться в
учредительных документах юридического лица, ГК (п. 2 ст. 52) предусматривает в числе таких
сведений наименование юридического лица, что в отношении коммерческой организации может
означать лишь ее фирменное наименование. Поэтому исключительное право на фирму может
возникнуть у коммерческой организации лишь с момента государственной регистрации ее
учредительных документов.
По ранее действовавшему законодательству право на фирму возникало в явочном
порядке с того момента, когда организация фактически начинала пользоваться
соответствующей фирмой (п. 10 Положения о фирме 1927 г. <*>). До недавнего времени
российское законодательство не допускало уступку права на фирменное наименование либо
выдачу разрешений на его использование. Такая возможность появилась у обладателей
фирмы лишь с принятием части второй ГК, содержащей нормы о договоре коммерческой
концессии.
--------------------------------
<*> Утверждено Постановлением ЦИК и СНК от 22 июня 1927 г. // СЗ СССР. 1927. N 40.
Ст. 395.

А.П. Сергеев обоснованно указывает на то, что в качестве объекта договора
коммерческой концессии обычно выступает "не все фирменное наименование со всеми его
необходимыми атрибутами, а лишь то условное обозначение, которое является обязательным
добавлением к корпусу фирмы и индивидуализирует предпринимателя среди других участников
гражданского оборота. Как правило, пользователю предоставляется право на использование
данного специального наименования вместе с его собственным фирменным наименованием".
По мнению А.П. Сергеева, законодательство "не запрещает и того, чтобы пользователь с
согласия правообладателя использовал фирменное наименование последнего в качестве
своего собственного фирменного наименования. Однако для этого соответствующее
фирменное наименование должно быть внесено в учредительные документы пользователя со
всеми вытекающими отсюда последствиями" <*>. Последний вывод вызывает сомнения,
учитывая, что корпус фирмы должен содержать указание на организационно-правовую форму
обладателя фирменного наименования. А как известно, перечень организационно-правовых
форм, в которых могут действовать российские коммерческие организации, является закрытым
(п. 2 ст. 50 ГК). Для тех же ситуаций, когда организационно-правовая форма пользователя
будет совпадать с организационно-правовой формой, в которой действует правообладатель,
использование пользователем в качестве собственной фирмы фирменного наименования
правообладателя значительно затруднит исполнение пользователем его обязанности
информировать покупателей (заказчиков) о том, что он использует фирменное наименование
правообладателя на основе договора коммерческой концессии.
--------------------------------
<*> Сергеев А.П. Указ. соч. С. 538 - 539.

Под коммерческим обозначением правообладателя обычно понимается
незарегистрированное, но общеизвестное наименование, используемое в деятельности
предпринимателя. Такой подход к определению понятия "коммерческое обозначение" был
предложен Е.А. Сухановым в одном из первых комментариев к части второй ГК; по его мнению,
соответствующее содержание данного термина может быть выведено из Парижской конвенции
по охране промышленной собственности <*>. Позже с данным подходом согласились и многие
другие авторы. Например, А.А. Иванов, соглашаясь с мнением Е.А. Суханова, полагает, что
данное определение можно дополнить указанием на то, что "коммерческое обозначение - такое
название бизнеса, которое не совпадает с фирменным наименованием юридического лица или
именем индивидуального предпринимателя, этот бизнес ведущим" <**>.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для
предпринимателей. М., 1996. С. 247.
<**> Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 632.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (с
последующими изменениями и дополнениями), к которой СССР присоединился в 1965 г. <*>,
действительно включает в себя ст. 6-bis о защите общеизвестных товарных знаков. Согласно
указанной статье страны-участницы Конвенции приняли на себя обязанность отклонять или
признавать недействительной регистрацию или запрещать применение товарного знака,
представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные
вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны
регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве
знака лица, пользующегося преимуществами Конвенции, и используется для маркировки
идентичных или подобных продуктов. Это положение распространяется и на те случаи, когда
существенная составная часть знака представляет собой воспроизведение такого
общеизвестного знака или имитацию, способную вызвать смешение с ним.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Совета Министров СССР от 8 марта 1965 г. N 148 // СП СССР.
1965. N 4. Ст. 23.

Как видим, речь идет о знаках, общеизвестных в качестве знака определенного лица,
защита которых приравнивается к защите зарегистрированного товарного знака. В связи с этим
А.П. Сергеев указывает: "Российское законодательство не охраняет не зарегистрированные в
российском Патентном ведомстве обозначения, за исключением так называемых
общеизвестных знаков, которые охраняются в силу принятых Россией международных
обязательств. Поэтому фактический пользователь того или иного незарегистрированного
обозначения, если только оно не является общеизвестным, не приобретает на него никаких
особых прав и не вправе претендовать на исключительное право на его использование
независимо от времени введения его в хозяйственный оборот" <*>.
--------------------------------
<*> Сергеев А.П. Указ. соч. С. 555.

Таким образом, в настоящее время в качестве правообладателя коммерческого
обозначения как общеизвестного знака определенного лица может выступать лишь
иностранный предприниматель, находящийся в стране - участнице Парижской конвенции.
Под охраняемой коммерческой информацией, которая относится к обязательным
объектам договора коммерческой концессии, понимается такая информация, которая имеет
действительную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет
свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к
охране ее конфиденциальности. При соблюдении этих требований, установленных ст. 139 ГК,
информация признается объектом гражданских прав, которые имеют все признаки
исключительных прав. В связи с этим, например, А.П. Сергеев подчеркивает принципиальную
возможность монопольного владения и пользования коммерческой информацией при условии,
что данная информация неизвестна третьим лицам. "Если закон признает право лица,
владеющего информацией, на сохранение ее в тайне и одновременно требует от третьих лиц
воздерживаться от несанкционированного завладения этой информацией, - пишет А.П.
Сергеев, - налицо исключительное субъективное право на эту информацию... Таким образом,
коммерческая тайна обладает всеми свойствами объекта интеллектуальной собственности и
является его особой разновидностью" <*>.
--------------------------------
<*> Сергеев А.П. Указ. соч. С. 621.

Аналогичной позиции придерживается Л.А. Трахтенгерц, по мнению которой
коммерческой информацией как обязательным элементом комплекса исключительных прав,
право на использование которого предоставляется пользователю в соответствии с договором
коммерческой концессии, могут быть признаны "сведения экономического, методического,
технического характера по различным аспектам организации и осуществления хозяйственной
деятельности правообладателя... Имеется в виду конфиденциальная информация,
содержащая секреты производства или иные сведения, составляющие коммерческую тайну в
соответствии со ст. 139 ГК, т.е. обладающие действительной или потенциальной коммерческой
ценностью" <*>.
--------------------------------

<< Предыдущая

стр. 131
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>