<< Предыдущая

стр. 135
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

<*> Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 640.

Следующую группу обязанностей пользователя по договору коммерческой концессии
объединяет то обстоятельство, что все они проявляют себя во взаимоотношениях
пользователя с третьими лицами.
Прежде всего необходимо отметить обязанность пользователя информировать
покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует
фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или
иное средство индивидуализации, принадлежащие правообладателю, в силу договора
коммерческой концессии. Как подчеркивает Л.А. Трахтенгерц, "пользователь во избежание
нарушения правил о защите конкурентного рынка не вправе вводить потребителя в
заблуждение и должен информировать его о том, что торговля товаром или иная деятельность
осуществляется им по договору коммерческой концессии" <*>. Устанавливая данную
обязанность пользователя, законодатель в то же время преследовал цель обеспечить
интересы правообладателя, который, предоставляя пользователю право использовать свое
фирменное наименование и иные исключительные права, решает задачу создания или
расширения своей товаропроводящей сети, поэтому для него принципиальное значение имеет
то обстоятельство, что покупателям (заказчикам) товаров, работ, услуг известно о том, что
продавец, подрядчик, исполнитель услуг является одним из звеньев в производственной или
торгово-сбытовой сети правообладателя. Информирование потребителей пользователем о
том, что он действует на основании договора коммерческой концессии, необходимо также на
случай последующего выявления недостатков приобретенных товаров, выполненных работ или
оказанных услуг, поскольку в подобных случаях на правообладателя возлагается субсидиарная
ответственность (ст. 1034 ГК).
--------------------------------
<*> Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций /
Отв. ред. О.Н. Садиков. С. 590.

Следующая обязанность из группы обязанностей, проявляемых во взаимоотношениях
пользователя с третьими лицами, состоит в том, что пользователь должен оказывать
покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать,
приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя.
Исполнение пользователем этой обязанности также призвано способствовать решению двух
взаимосвязанных задач: защите прав потребителей, которые, обращаясь к производственной
или торговой сети правообладателя, вправе рассчитывать на стандартный уровень качества
товаров (работ, услуг) и обслуживания, и обеспечению интересов правообладателя,
стремящегося сохранить одинаковый уровень обслуживания во всех звеньях своей
товаропроводящей сети.
На пользователя возлагается обязанность не разглашать секреты производства
правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую
информацию. При этом имеется в виду не только охраняемая коммерческая информация (ноу-
хау), право на использование которой предоставляется пользователю по договору
коммерческой концессии, но и иная коммерческая информация, в отношении которой
договором предусмотрено сохранение ее конфиденциальности (например, размер
вознаграждения, выплачиваемый пользователем правообладателю, или планируемый
ассортимент товаров, которые будут выпускаться пользователем с использованием товарного
знака правообладателя в будущем году).
Договором коммерческой концессии может быть предусмотрена также обязанность
пользователя предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право
пользования комплексом исключительных прав, принадлежащих правообладателю на условиях
коммерческой субконцессии.
Обращает на себя внимание особый подход законодателя к формулированию
обязанностей пользователя по договору коммерческой концессии: перечисленные обязанности
возлагаются на пользователя с оговоркой о том, что он их несет с учетом характера и
особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору коммерческой
концессии (ст. 1032 ГК). Дело, видимо, в том, что коммерческая организация или
предприниматель, заключая договор коммерческой концессии в качестве пользователя и
попадая в экономическую зависимость от правообладателя, формально-юридически сохраняет
свою юридическую самостоятельность и в принципе может заниматься и другими видами
предпринимательской деятельности, не подпадающими под действие договора коммерческой
концессии. На это обстоятельство обращает внимание, в частности, О.А. Городов, который
пишет: "Характер и особенности деятельности пользователя, в свою очередь, зависят от
объема предоставленного по договору комплекса исключительных прав и сферы
предпринимательской деятельности... которая может быть самой разнообразной. При этом
сфера деятельности реципиента комплекса исключительных прав не обязательно должна
совпадать со сферой деятельности правообладателя" <*>.
--------------------------------
<*> Коммерческое право: Учебник / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др.;
Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. С. 424.

Что касается обязанностей правообладателя по договору коммерческой концессии, то они
дифференцируются на две категории: императивные обязанности, которые возлагаются на
всякого правообладателя по этому договору в обязательном порядке (п. 1 ст. 1031 ГК), и
диспозитивные обязанности, которые возлагаются на правообладателя только в тех случаях,
если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 1031 ГК).
К числу императивных обязанностей правообладателя относится обязанность передать
пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию,
необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору
коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по
вопросам, связанным с осуществлением этих прав. Объем и характер технической и
коммерческой документации, а также иной информации, которая подлежит передаче
пользователю, зависят от вида исключительных прав, право на использование которых
предоставляется по договору коммерческой концессии, и могут быть определены лишь самими
сторонами при заключении договора. В связи с этим нельзя не согласиться с А.А. Ивановым,
который указывает: "Перечень данных, которые можно потребовать раскрыть, оставлен
открытым. Чтобы избежать необоснованных требований о раскрытии информации,
правообладателю в договоре коммерческой концессии следует указывать, какая именно
информация подлежит предоставлению. В противном случае между сторонами договора может
возникнуть трудноразрешимый спор об объеме предоставления информации, поскольку
понятие "информация, необходимая для осуществления прав" является оценочным" <*>.
--------------------------------
<*> Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 638.

Другая императивная обязанность правообладателя состоит в том, что он должен выдать
пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в
установленном порядке.
Как видим, императивные обязанности правообладателя представляют собой по сути те
действия последнего, которые он должен совершить для того, чтобы приступить к практической
реализации обязательств, вытекающих из договора коммерческой концессии, иными словами,
"запустить" механизм коммерческой концессии. В дальнейшем, на стадии исполнения
указанных обязательств, правообладатель имеет возможность остаться "чистым" кредитором
по отношению к должнику-пользователю. Это произойдет, если в заключенном договоре будут
содержаться условия, исключающие действие диспозитивных норм, предусматривающих
дополнительные обязанности правообладателя.
ГК (п. 2 ст. 1031) предусматривает три обязанности, которые возлагаются на
правообладателя, если договором не предусмотрено иное (диспозитивные обязанности): во-
первых, обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии; во-вторых, оказывать
пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в
обучении и повышении квалификации работников; в-третьих, контролировать качество товаров
(работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании
договора коммерческой концессии.

Ограничительные условия договора

Характерной особенностью договора коммерческой концессии является возможность для
сторон устанавливать определенные ограничения прав, вытекающих из этого договора, по
существу направленных на ограничение конкуренции на рынке соответствующих товаров, работ
и услуг. Указанные ограничения могут быть предусмотрены договором в виде некоторых
дополнительных обязательств, которые возлагаются на правообладателя и пользователя (п. 1
ст. 1033 ГК). Впрочем, такого рода ограничения в основном касаются пользователя, поскольку
речь идет о сдерживании конкуренции именно по отношению к товарам (работам, услугам),
выпускаемым (выполняемым, оказываемым) самим правообладателем либо пользователем с
использованием исключительных прав, принадлежащих правообладателю, а также его деловой
репутации и коммерческого опыта.
На правообладателя договором может быть возложено лишь одно такое обязательство, а
именно: не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их
использования на закрепленной за пользователем территории либо воздержаться от
собственной аналогичной деятельности на этой территории.
Вместе с тем, как представляется, даже в том случае, если договором предусмотрено
соответствующее обязательство правообладателя, указанное ограничение не затронет
существенным образом сферу его имущественных интересов. Ведь можно, строго соблюдая
обязанность не предоставлять другим лицам "аналогичные комплексы исключительных прав
для их использования на закрепленной за пользователем территории", тем не менее давать
разрешения на использование отдельных исключительных прав, принадлежащих
правообладателю: права на товарный знак или знак обслуживания, полезную модель или
промышленный образец, на охраняемую коммерческую информацию. Чего действительно
лишается правообладатель в данном случае, так это возможности добиться выпуска товаров,
выполнения работ, оказания услуг другими лицами (помимо пользователя) под фирменным
наименованием правообладателя.
На весьма относительную роль ограничительного условия договора коммерческой
концессии, устанавливающего рассматриваемое дополнительное обязательство
правообладателя, ранее обращалось внимание в юридической литературе. Например, А.А.
Иванов подчеркивает, что ключевую роль в применении соответствующего законоположения
"играет толкование слова "аналогичные", используемого в отношении комплекса
исключительных прав или деятельности правообладателя. Если "аналогичные" означает
полностью тождественные, то деятельность или комплекс прав будет другим при изменении
любого, даже самого незначительного компонента. Однако законодатель все-таки имел в виду
под словом "аналогичные" иное содержание - "в основных (существенных) частях такие же
(сходные)". Только при таком толковании можно вести речь о реальной обязанности,
возлагаемой на правообладателя" <*>.
--------------------------------
<*> Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 645.

С подобным толкованием понятия "аналогичные комплексы исключительных прав" можно
согласиться, но это не меняет сути дела: правообладатель всегда имеет возможность, заменив
в комплексе исключительных прав, право на использование которого передается другому лицу,
один из объектов интеллектуальной собственности, обойти такое ограничительное условие
договора. Не следует забывать также, что именно правообладатель является той стороной,
которая "диктует" свои условия контрагенту. И если его истинной целью будет являться не
заключение отдельного договора коммерческой концессии, а создание на соответствующей
территории своей разветвленной товаропроводящей сети, то какие-либо условия,
ограничивающие его возможности, просто не попадут в договор.
В отношении прав пользователя договором коммерческой концессии могут быть
установлены три ограничительных условия, преследующие цель сократить или вовсе
исключить для правообладателя риск конкуренции на рынке соответствующих товаров, работ
или услуг.
Во-первых, договором на пользователя может быть возложено обязательство не
конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие
договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности,
осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю
исключительных прав.
По мнению Л.А. Трахтенгерц, в данном случае законодатель имел в виду "отказ
пользователя от ведения внедоговорной деятельности на этой территории с использованием
переданных ему правообладателем фирменного наименования, товарных знаков, других
объектов" <*>. А.А. Иванов полагает, что "содержание данной обязанности может выражаться в
ограничении количества, ассортимента, цен товаров (работ, услуг), продаваемых
(выполняемых, оказываемых) на данной территории, в необходимости согласовывать порядок
ведения предпринимательской деятельности и т.п." <**>.
--------------------------------
<*> Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций /
Отв. ред. О.Н. Садиков. С. 593.
<**> Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 645.

Не отрицая наличия обеих отмеченных возможностей для пользователя конкурировать с
правообладателем на территории, закрепленной за пользователем, реализация которых может
быть ограничена договором коммерческой концессии, все же отметим, что, как представляется,
данное положение (если оно реализовано в договоре) в первую очередь призвано ограничить
собственную деятельность пользователя (без использования исключительных прав
правообладателя) по выпуску товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые
относятся к тем же группам, категориям, видам, что и те, которые производятся (выполняются,
оказываются) пользователем на основе договора коммерческой концессии.
Нельзя обойти вниманием встречающиеся в юридической литературе попытки
толкования данного ограничительного условия договора коммерческой концессии путем
отрицания его принципиальной возможности. Так, например, О.А. Городов пишет: "Выражение
"с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав" снова возвращает
нас к необходимости обратить внимание читателя на некорректность подобной формулировки,
поскольку исключительные права (или отдельные исключительные правомочия), будучи
переданы даже на определенный срок, по своей природе не предполагают их принадлежности
в настоящем передавшему, обязанному в данном случае самому воздерживаться от действий,
нарушающих права нового обладателя или, точнее, носителя исключительных прав. В
противном случае неизбежно территориальное или временное пересечение исключительных
прав, что лишает их признака исключительности" <*>.
--------------------------------
<*> Коммерческое право: Учебник / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др.;
Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. С. 427.

Такой подход, как представляется, не только противоречит сущности обязательств,
вытекающих из договора коммерческой концессии, по которому правообладатель не передает
пользователю свои исключительные права, а наделяет последнего правом на их
использование, но и в целом правовой природе исключительных прав как объектов
гражданского оборота.
Во-вторых, договором коммерческой концессии может быть предусмотрен отказ
пользователя от получения аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов)
правообладателя на основе заключаемых с ними иных договоров коммерческой концессии.
Значение данного ограничения состоит в том, что пользователь, вступая в договорные
отношения коммерческой концессии с правообладателем, в экономическом смысле становится
на соответствующей территории звеном его товаропроводящей сети. При таких условиях
запрет на заключение иных договоров коммерческой концессии с другими правообладателями,
работающими на рынке тех же товаров, работ или услуг, представляется вполне очевидным и
целесообразным.
В-третьих, договором коммерческой концессии может быть предусмотрено обязательство
пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих
помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных
прав, а также их внешнее и внутреннее оформление. Данное ограничение связано с
закреплением за пользователем определенной территории, на которой он может осуществлять
предпринимательскую деятельность с использованием фирменного наименования и иных
исключительных прав правообладателя, и в конечном счете преследует цель минимизировать
для правообладателя риск конкуренции товарам (работам, услугам), выпускаемым
(выполняемым, оказываемым) под вывеской последнего.
Все рассматриваемые ограничительные условия, которые могут быть предусмотрены
договором коммерческой концессии, объединяет то обстоятельство, что, включая их в договор,
стороны действуют "на грани фола", поскольку всякие соглашения участников имущественного
оборота, направленные на ограничение конкуренции, могут вступить в конфликт с
антимонопольным законодательством. Этим объясняется включение в ГК (п. 1 ст. 1033)
положения о том, что ограничительные условия, содержащиеся в договоре коммерческой
концессии, могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа
или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего
рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.
Комментируя данное законоположение, Г.Е. Авилов указывает: "Большинство
ограничительных условий не являются неправомерными в своей основе. В каждом конкретном
случае они нуждаются в анализе с точки зрения антимонопольного законодательства,
требующем изучения как общей ситуации на определенном товарном рынке, так и выяснения
того положения, которое занимают на этом рынке стороны договора. Если будет установлено,
что условия договора нарушают антимонопольное законодательство, то они могут быть
признаны недействительными по иску антимонопольного органа или другого заинтересованного
лица. Иными словами, такие условия договора являются оспоримыми" <*>.
--------------------------------
<*> Авилов Г.Е. Указ. соч. С. 556.

Аналогичную позицию занимает А.А. Иванов, который пишет: "Оспоримые ограничения,
внесенные в договор коммерческой концессии, могут быть признаны недействительными судом
на основании ст. 168 ГК. Это не случайно. Ведь главным признаком монополистического
действия (правонарушения) является факт ограничения конкуренции, которая зависит от
состояния рынка в той или иной сфере деятельности, что заранее никому не известно" <*>.
--------------------------------
<*> Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 646.

На первый взгляд позиция законодателя, ориентирующего стороны договора
коммерческой концессии на включение в договор потенциально недействительных условий и
при этом не устанавливающего четких границ между действительными и недействительными
ограничительными условиями, кажется довольно странной. Но, учитывая требования
антимонопольного законодательства, положения которого должны приниматься во внимание
сторонами договора коммерческой концессии при формулировании ограничительных условий
договора не в меньшей степени, чем гражданско-правовые нормы, такая позиция
представляется вполне приемлемой. Главное требование, которое должно соблюдаться
сторонами, как верно замечает Л.А. Трахтенгерц, состоит в том, что "во всех случаях
договорные условия, ограничивающие права сторон в их хозяйственной деятельности, не
должны подпадать под запреты, защищающие свободу рыночных отношений, установленные
Законом РФ от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" в редакции Федерального закона от 25 мая 1995 г. <*>. В

<< Предыдущая

стр. 135
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>