<< Предыдущая

стр. 14
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

правил о договоре строительного подряда <*>. Следовательно, если в договоре на выполнение
работ по капитальному ремонту предусмотрено, что нормы договора о строительном подряде к
нему не применяются, тем самым предопределено действие по отношению к этому договору
общих положений о подряде, т.е. статей § 1 гл. 37 ГК <**>.
--------------------------------
<*> Соответственно, ссылаясь на указанную норму ГК, Президиум Высшего Арбитражного
Суда РФ в одном из решений по делу, связанному с исполнением работ по капитальному
ремонту, указал: "К отношениям сторон следует применять правила, относящиеся к договору
строительного подряда, так как в договоре не указано иное" (Ведомости Высшего Арбитражного
Суда РФ. 1999. N 4. С. 33).
<**> Такую позицию занимает арбитражная практика. Примером может служить дело по
иску подрядчика, возникшее в связи с неоплатой выполненных работ по ремонту двигателя.
Основанием для удовлетворения иска Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал ст.
702, помещенную Гражданским кодексом в параграф "Общие положения о подряде" (Вестник
Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. N 10. С. 26).

Статьи § 3 "Строительный подряд" гл. 37 ГК распространяются и на работы по
удовлетворению бытовых или других личных потребностей выступающего в роли заказчика
гражданина (например, на работы по строительству жилого дома, гаража или дачи). Однако в
соответствующих случаях статьи указанного параграфа, как уже отмечалось в
предшествующей главе, действуют вместе с нормами о договоре бытового подряда. При
определении источников правового регулирования договора строительного подряда в
рассматриваемых случаях следует иметь в виду отмеченную уже выше цель специального
режима договоров бытового подряда: то, что он установлен именно для защиты прав
потребителей. По этой причине к договору на удовлетворение соответствующих потребностей
заказчика-гражданина должны применяться нормы о защите прав потребителей, содержащиеся
не только в законах о защите прав потребителей и иных правовых актах, принятых в
соответствии с ними, но также в статьях вышеуказанного § 3.
История развития института. В дореволюционной России, подобно другим современным
ей государствам, подрядные отношения в области строительства как специального объекта
правового регулирования не получили развития. И то, что договор подряда - на это обращалось
внимание в гл. 1 настоящей книги - был урегулирован не сам по себе, а вместе с поставкой, не
оказалось случайным. В частности, применительно к строительству, если не считать казенного
подряда, которому были посвящены специальные акты, основной правовой формой служили
отношения, объектом которых был главным образом индивидуальный труд (имеется в виду
выделенный законодательством впоследствии трудовой договор).
Правовое регулирование договоров, используемых в сфере строительства в
послереволюционный период, прошло несколько этапов. Каждый из них выражал неодинаковую
оценку этих договоров со стороны законодателя.
Начало положил Декрет СНК СССР от 1 декабря 1919 г. <*>. В нем проявилось весьма
настороженное отношение к строительству как определенному виду деятельности, которая
олицетворяла тогда для законодателя в наибольшей степени то, против чего была направлена
революция, - частное хозяйство и частный рынок. По отмеченной причине еще в большей
степени, чем поставка, строительный подряд подлежал особому контролю со стороны
государства. С этой целью было установлено, что о каждом договоре подряда, имевшем
предметом проведение строительства и связанных с ним работ, кем бы такой договор ни
заключался, необходимо было сообщать финансовым органам. Некоторое время спустя
Постановлением СТО от 24 ноября 1920 г. <**> государственным учреждениям и предприятиям,
а также общественным организациям вообще запретили вступать в подрядные отношения; при
этом ранее заключенные договоры объявлялись с 1 января 1921 г. аннулированными. Это
означало, что строить для себя можно было только своими силами. Так подрядный способ был
вытеснен хозяйственным, который, как подчеркивал И.Л. Брауде, сводился к тому, что
"капитальное строительство ведется для своих нужд, своими средствами (строительными
механизмами, инвентарем и рабочей силой)" <***>.
--------------------------------
<*> СУ РФ. 1919. N 62. Ст. 571.
<**> СУ РФ. 1921. N 3. Ст. 29.
<***> Брауде И.Л. Договоры по капитальному строительству в СССР. М.: Госюриздат,
1952. С. 102.

В результате единственным заказчиком в области строительства, ведущегося на началах
подряда, осталось государство, притом именно казна.
В указанный период потребности оборота в правовом регулировании подрядных
отношений вполне удовлетворяла глава VII ("Подряд") Гражданского кодекса 1922 г. с ее общим
для всех видов подряда режимом. Отмеченное было связано с тем, что за пределами Кодекса,
как было в нем прямо указано (ст. 235), действовал специальный акт, регулировавший
отношения, в которых в роли заказчика выступали от имени государства его органы. Имелось в
виду Положение о государственных подрядах и поставках (см. § 5 настоящей главы).
Особый интерес к строительному подряду начал проявляться главным образом на рубеже
20 - 30-х гг., когда стала ясной невозможность решения без него крупнейших хозяйственных
задач, поставленных к тому времени государством. В таких условиях все большее значение
приобретали специализированные государственные строительные предприятия, что нашло
прямое выражение, в частности, в Постановлении СНК СССР от 1 июня 1928 г. <*>.
--------------------------------
<*> СЗ СССР. 1928. N 38. Ст. 297.

Новый этап в развитии законодательства в соответствующей сфере был связан с
Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР от 11 февраля 1936 г. <*>. Им был
провозглашен переход на подрядный способ ведения строительных работ. Соответственно
признавалось, что указанный способ наилучшим образом обеспечивает создание и дальнейший
рост крупной строительной индустрии, опирающейся на передовую технику и постоянные
строительные кадры. В этих целях учреждались строительные тресты, призванные заменить
собой существовавшие на промышленных предприятиях строительные подразделения.
--------------------------------
<*> СЗ СССР. 1936. N 9. Ст. 70.

В подобных условиях стала остро ощущаться потребность в разработке
кодифицированных актов, охватывающих отношения, которые выделились в особую отрасль -
строительство <*>. Эту роль сыграли прежде всего тесно связанные между собой и принятые в
один и тот же день Правила о договорах подряда на капитальное строительство и Правила
финансирования строительства Промбанком СССР. Эти акты регулировали существенную
часть отношений, опиравшихся на особые принципы того, что именовалось "социалистическим
хозяйствованием". В соответствии с проявлявшейся в то время общей тенденцией к умалению
значимости Гражданского кодекса для договорных отношений между организациями
специальные акты, посвященные строительному подряду, вытеснили общие статьи ГК о
подряде.
--------------------------------
<*> Так, первые Правила о договорах подряда на капитальное строительство были
утверждены 26 февраля 1938 г. (СЗ СССР. 1938. N 9. Ст. 58). Вторые - 24 августа 1955 г.
(Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по строительству. М., 1956. С. 123).
Третьи - 24 декабря 1969 г. (СП СССР. 1969. N 15. Ст. 82).

Правила о договорах подряда на капитальное строительство неоднократно менялись <*>.
При этом последние по времени издания Правила были утверждены 26 декабря 1986 г. <**>, а
свое действие, как это видно из самого их названия, соответствующие акты распространяли на
отношения в области "капитального строительства". Обращение к обычному толкованию
каждого из этих двух терминов могло помочь определить границы охватываемой ими области.
--------------------------------
<*> Об истории развития правового регулирования подрядных отношений в
строительстве см.: Брауде И.Л. Договоры по капитальному строительству в СССР. С. 108 и сл.
Отдельные виды обязательств (автор - И.Л. Брауде). С. 246 и сл.; Варшавский К.М. Подряды и
поставки в Союзе ССР. М.: Госюриздат, 1925.
<**> СП СССР. 1987. N 4. Ст. 19; СП СССР. 1990. N 25. Ст. 118.

Первый из них - "строительство". "Строить" означает "сооружать" - "производить
постройку чего-нибудь", а второе ("капитальное") - "дорогой, стоящий больших денег" <*>.
--------------------------------
<*> Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. I. М., 1935. С. 1311, а
также: Т. IV. 1939. С. 562.

В данном конкретном случае понятие "капитальное строительство" имело специфический
смысл. Речь шла об отношениях между государственными, а также между государственными и
кооперативными организациями по поводу выполнения работ, финансируемых главным
образом непосредственно из бюджета. Эти отношения опирались на обязательные для каждой
из сторон плановые акты, а сами работы предполагали строгий государственный контроль за
началом, ходом и завершением строительства. В результате именно в области капитального
строительства сложился к тому времени по сути самый жесткий организационно-правовой
режим.
В подтверждение можно сослаться на то, как решались соответствующие вопросы в
первых из принятых Правилах (1938 г.). Ими предусматривалось, что подрядные договоры
заключаются на строительство, включенное в утвержденные титульные списки. На каждый год
строительства должны были заключаться годовые договоры по ценам сметы с учетом
утвержденного для данной стройки размера снижения стоимости строительства. Материально-
техническое снабжение обеспечивалось по выделенным фондам и контингентам в
соответствии с нарядами и правами на получение ресурсов. Утвержденные в то же время
Правила финансирования строительства предполагали, что Промышленный банк СССР, на
который непосредственно возлагалось аккумулирование предназначенных для всего
строительства средств (главным образом бюджетных), был обязан проверять подрядные
договоры. И в случае, если включенные в них объекты не были обеспечены утвержденными
техническими проектами и сметами или сумма годового договора превышала титул,
финансирование в соответствующей части следовало прекратить.
Отмеченные исходные начала правового регулирования подряда на капитальное
строительство сохранялись и позднее. Так, даже Правила 1986 г. устанавливали, среди
прочего, что договор подряда заключается на весь период нового строительства, расширения,
реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений или их
очередей, включенных в план капитального строительства и имеющих утвержденные в
установленном порядке титульные списки. Соответственно изменение договоров допускалось
только в случае изменения министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров
союзных республик утвержденных годовых планов капитального строительства.
Последние по времени Правила финансирования строительства, утвержденные
Постановлением Совета Министров СССР от 8 октября 1965 г. <*> (ст. 156), возлагали
обязанность на Стройбанк СССР, через который в то время шло практически обеспечение
денежными ресурсами по всей стране строек, осуществлять контроль за строительством,
предоставляя этому Банку для указанной цели право применять самые строгие экономические
санкции по отношению к тем, кто не выполняет планы ввода в действие мощностей и основных
фондов, задания по снижению себестоимости строительно-монтажных работ и др.
--------------------------------
<*> СП СССР. 1965. N 21. Ст. 156.

Превалирование административных элементов в правовом режиме капитального
строительства повлекло за собой то, что содержание договора, связывающего заказчика с
подрядчиком, оказалось полностью подчиненным обязательным для сторон нормативным и
ненормативным актам. В результате сфера действия договорного согласования была резко
ограничена. Подтверждением могли служить обязательные для сторон Типовой генеральный и
Типовой годовой договоры подряда, утвержденные Правительством СССР, а позднее -
соответствующим министерством (ведомством). Типовые договоры не содержали ни одного
условия, которое стороны должны были бы согласовать между собой. Индивидуализация в этой
форме отношений сторон сводилась к заполнению граф, содержащих указание на то, кто и
когда заключает соответствующий договор, идет ли в нем речь о строительстве, расширении
или реконструкции, кто и когда утвердил технический проект и смету, а также какова указанная
в утвержденной смете стоимость работ. Приложением к типовым договорам, о которых идет
речь, служили Особые условия. Однако эти последние не вполне соответствовали своему
наименованию, поскольку их содержание также предопределялось в значительной мере
вышестоящими органами <*>.
--------------------------------
<*> См. об этом, в частности: Барышев М.И. Правовые вопросы капитального
строительства в СССР. М.: Госюриздат, 1958. С. 61.

Не удивительно поэтому, что, как уже отмечалось в гл. 1 настоящей книги, принятый в
1964 г. Гражданский кодекс признал подряд и подряд на капитальное строительство
самостоятельными договорами. При этом дифференциация правового регулирования
подрядных отношений оказалась столь резкой, что законодатель отказался от использованного
им в ряде других случаев приема - отсылки к родственным договорам (имеются в виду
содержавшиеся в этом Кодексе указания на субсидиарное применение норм о купле-продаже к
договору мены (ст. 255 ГК), имущественного найма - к договору безвозмездного пользования
имуществом (ст. 342 ГК), поручения - к договору комиссии (ст. 404 ГК) и др.). Таких отсылок в
главе 31 ГК 1964 г. "Подряд на капитальное строительство" к главе "Подряд" не оказалось.
Отсутствовали отсылки к главе "Подряд" и в специальных актах об этом договоре.
Различие между договорами подряда и подряда на капитальное строительство
выражалось в их субъектном составе (в первом сторонами могли выступать любые участники
гражданского оборота, а во втором - только социалистические организации), в предмете
(договор подряда опосредствовал выполнение любых работ, а договор подряда на капитальное
строительство - лишь строго определенных), в содержании (в то время как в договоре подряда
речь шла о выполнении работ на свой риск, в договоре подряда на капитальное строительство
обязанность подрядчика состояла в том, чтобы построить и сдать объект в соответствии с
утвержденной проектно-сметной документацией; кроме того, как уже отмечалось ранее,
предполагалось возложение риска случая на заказчика). Наконец, особое значение
придавалось тому, что договор подряда на капитальное строительство имел непременным
основанием обязательный для сторон плановый акт <*>.
--------------------------------
<*> Именно административные по своей сути элементы договора подряда на капитальное
строительство, вместе с активной ролью заказчика, служили основанием для признания того,
что "подрядный договор по строительству в социалистическом праве - это не разновидность
договора подряда, а особый договор, самостоятельный тип договора в системе договоров"
(Брауде И.Л. Указ. соч. С. 151).

Основы гражданского законодательства 1991 г., возвратившись тем самым к ГК 1922 г.,
признали договор подряда на капитальное строительство разновидностью подрядного
договора. Соответственно из определения договора подряда на капитальное строительство
была исключена ссылка на плановые его основы, и одновременно предполагалось ограничение
вмешательства государства в установление взаимных прав и обязанностей сторон. При столь
существенных изменениях в правовом режиме обоих договоров отпала необходимость в
формировании договора строительного подряда как отдельной главы ГК. Все сводилось к тому,
что указанному договору была посвящена одна из статей (ст. 95), помещенная в главу 12
"Подряд".
С учетом вступивших в действие Основ Постановление Совета Министров -
Правительства РФ от 14 августа 1993 г. <*> предусмотрело, что Правила о договорах подряда
на капитальное строительство 1986 г. на территории Российской Федерации не действуют.
--------------------------------
<*> Собрание актов Российской Федерации. 1993. N 4. Ст. 3189.

Многие ранее принятые акты не могут применяться теперь уже по той причине, что они
вступили в противоречие с действующим Кодексом.

2. Договор строительного подряда
в Гражданском кодексе РФ

Параграф 3 гл. 37 ГК ("Строительный подряд") оказался более емким по сравнению с
остальными, выделенными в ней. Вместе с тем, подобно им, к отношениям строительного
подряда применяются также, субсидиарно, нормы § 1 указанной главы "Общие положения о
подряде".
Статьи параграфа ГК "Строительный подряд" распространяются и на работы по
удовлетворению бытовых или других личных потребностей выступающего в роли заказчика
гражданина (например, на работы по строительству жилого дома, гаража или дачи). Однако в
соответствующих случаях статьи указанного параграфа, на что уже обращалось внимание в
предыдущем параграфе главы книги, действуют вместе с нормами о договоре бытового
подряда. Имеются в виду не противоречащие нормам § 2 статьи из § 3 ГК и наиболее полно
выражающие элементы строительного подряда. Именно в этой связи п. 3 ст. 740 ГК, который
содержит отсылку к договору бытового подряда и указывает на то, что к отношениям по
договору строительного подряда для удовлетворения бытовых или других личных
потребностей гражданина (заказчика) применяются правила соответствующего параграфа (§ 2
гл. 37 ГК), говорит только "о правах заказчика по договору бытового подряда". По этой причине
к договору на удовлетворение соответствующих потребностей заказчика-гражданина должны
применяться нормы о защите прав потребителей, содержащиеся не только в § 2 гл. 37, но и в
законах о защите прав потребителей и иных правовых актах, принятых в соответствии с ними, а
также в статьях параграфа "Строительный подряд" (последние в указанных в ст. 730 ГК
пределах).
Пункт 1 ст. 763 ГК позволяет сделать вывод о субсидиарном применении норм § 3 гл. 37 к
отношениям, имеющим основанием государственный контракт на выполнение подрядных работ
для государственных нужд.
В правовом регулировании капитального строительства всегда играли и продолжают
играть большую роль многочисленные, принятые на разном уровне акты. В их числе можно
выделить прежде всего ФЗ РФ от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в
Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <*>, сохранивший,
однако, действие ранее принятого Закона "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" <**> в
той части, в какой это не противоречит новому Закону. Основу последнего составляет правовое
регулирование отношений между государством и инвесторами, носящих властный характер.
Это вытекает уже из самой названной в нем же цели: "Настоящий Федеральный закон
определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой
в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливает
гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной
деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм
собственности".
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 1999. N 9. Ст. 1096; 2000. N 2. Ст. 143.
<*> Ведомости РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1006.

Соответственно в Законе (ст. 8) содержится указание на то, что отношения между
субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или)
государственного контракта, заключенного между ними в соответствии с Гражданским кодексом

<< Предыдущая

стр. 14
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>