<< Предыдущая

стр. 15
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

РФ. Специальным по отношению к Закону от 25 февраля 1999 г. актом является ФЗ РФ от 9
июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <*>. Он направлен на
создание многообразных гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, часть из
которых непосредственно относится к иностранным инвесторам как сторонам подрядного
договора. Следует, в частности, подчеркнуть, среди других, содержащееся в Законе (ст. 4)
указание: "Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть
установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях
защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть
установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды
льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской
Федерации".
К числу таких же принятых на высшем уровне актов могут быть отнесены ФЗ РФ от 18
октября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" <*>, а также
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. <**>. Оба Закона также
посвящены в основном административным отношениям в области строительства, в которых
органам управления противостоят те, кто в договоре строительного подряда выступают в роли
заказчиков и (или) подрядчиков. Вместе с тем содержащиеся в них нормы должны учитываться
при заключении и исполнении договора, поскольку ими создаются определенные предпосылки
для возникновения и развития, в том числе обязательных для контрагентов, подрядных
отношений между сторонами.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4473.
<**> Собрание законодательства РФ. 1998. N 19. Ст. 2069.

27 декабря 2000 г. Правительство РФ утвердило Положение о проведении
государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной
документации в Российской Федерации. Этот акт устанавливает, как распределяются между
указанными в Положении государственными органами полномочия на проведение
государственной экспертизы, каким образом она должна проводиться, включая составление
свободного экспертного заключения по результатам ее проведения, какие именно
государственные органы обладают необходимой компетенцией на утверждение
соответствующей документации, а в этой же связи - как должны складываться отношения
между заказчиками (инвесторами) и государственными органами в процессе проведения
экспертизы <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 2001. N 1 (Ч. II). Ст. 135.

Если речь идет о крупном строительстве, при составлении проекта договора
строительного подряда может оказаться целесообразным использование и международной
практики. Имеются в виду, в частности, Международные условия договора о строительстве,
разработанные Международной федерацией инженеров-консультантов (в редакции 1977 г.)
<*>. Носящий рекомендательный характер, этот документ рассчитан на применение при
строительстве с иностранным участием. Вместе с тем отдельные его положения могут
оказаться полезными и при оформлении договоров во внутренних отношениях, естественно в
той их части, в какой содержащиеся в этом и в других подобного рода документах положения не
противоречат законодательству РФ.
--------------------------------
<*> См.: Международное частное право: Сборник нормативных документов / Составитель
Н.Ю. Ерпылева. М., 1994. С. 176 и сл.

Среди национальных рекомендательных актов может быть выделено Руководство по
составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации, согласованное
Министерствами экономики и финансов РФ 27 мая 1992 г. К нему приложен формуляр "Договор
подряда (контракта) на строительство" с набором приложений <*>.
--------------------------------
<*> См.: Строительство. Лицензирование. Заключение договоров. Приемка законченных
объектов. Стандарты и технические условия. Экспертиза. М., 1996. С. 56 - 83.

Особая роль в правовом регулировании строительного подряда принадлежит СНиПам -
строительным нормам и правилам. 17 мая 1994 г. Госстроем РФ был утвержден
основополагающий для этой области СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в
строительстве. Основные положения" (с изменениями, утвержденными 23 июня 1997 г.).
Как подчеркивается в литературе, "характерной особенностью законодательства о
капитальном строительстве является то, что оно состоит из двух видов нормативных актов -
нормативно-правовых и нормативно-технических" <*>. Последние именуются еще и
нормативными документами. В зависимости от их предмета и территориальных границ
действия различаются федеральные нормативные документы (в это число входят
строительные нормы и правила, государственные стандарты РФ в области строительства,
своды правил по проектированию и строительству и так называемые руководящие документы
Системы), нормативные документы субъектов РФ (в виде территориальных строительных
норм), а также производственно-отраслевые нормативные документы (имеются в виду
стандарты). Одни из этих документов содержат нормы обязательные (строительные нормы и
правила, территориальные строительные нормы, государственные стандарты), другие -
обязательные либо рекомендательные (государственные стандарты РФ, руководящие
документы Системы) и, наконец, третьи (своды правил по проектированию и строительству) -
только рекомендательные.
--------------------------------
<*> См.: Коваленко Н.И. Законодательство о капитальном строительстве при переходе к
рынку. Гражданское право России при переходе к рынку: Памяти профессора В.П. Грибанова.
М.: Госюриздат, 1995. С. 179.

Строительные нормы и правила, обязательные для сторон, определяют цели, которые
должны быть достигнуты соответствующей деятельностью, а также принципы, которыми
необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции. Наряду с
обязательными для всей территории РФ, есть и такие СНиПы, которые рассчитаны на
применение их только в определенных регионах с учетом природных и других особенностей.
В СНиПах содержатся, кроме организационно-методических, и технические требования,
относящиеся к строительным, изыскательским и проектным работам.
СНиПы подлежат специальной регистрации. Для их правовой природы определяющее
значение имеет и включенное в СНиП 10-01-94 указание на то, что отсутствие в договоре
(контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не
освобождает исполнителя от их соблюдения.
В составе СНиПов выделяются государственные градостроительные нормативы и
правила. Их соблюдение обязательно для органов государственной власти, государственного
контроля и надзора, местного самоуправления, а также для всех граждан и юридических лиц,
которые осуществляют градостроительную деятельность (в последнем случае имеются в виду,
прежде всего, как заказчики, так и подрядчики).

3. Стороны в договоре
Заключение договора строительного подряда составляет один из элементов
инвестиционной деятельности, участниками которой являются инвесторы - те, кто
осуществляет вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций
и одновременно обеспечивают их целевое использование. Инвесторы могут сами, от своего
имени, выступать в договоре строительного подряда в качестве заказчиков. Возможны и такие
варианты, при которых заказчиками являются те, кого инвестор уполномочил в силу
инвестиционного договора. Инвесторам предоставляется возможность передавать по контракту
(договору) в установленном законом порядке принадлежащие им полномочия гражданам,
юридическим лицам, государственным и муниципальным органам.
В случаях, когда на стороне заказчика выступают несколько инвесторов либо подрядчик и
заказчик являются одновременно соинвесторами по отношению к предмету подрядного
договора, возникает необходимость после завершения строительства осуществить раздел
результата работ, в частности выстроенного здания. Здание как таковое является неделимой
вещью, а значит, между соинвесторами могут быть распределены лишь идеальные доли.
Исключение составляют случаи, когда речь идет о жилом доме. Имеется в виду, что в подобных
случаях объектом права собственности могут стать отдельные квартиры (ст. 289 ГК) и даже
достаточно обособленные части квартир (ст. 558 ГК). По этой причине, например, при
рассмотрении одного из дел Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ счел неправильным
решение нижестоящего суда о признании за застройщиком права собственности на жилую
площадь в натуре в размере определенного количества квадратных метров. Сославшись на ст.
209 ГК, Президиум обратил внимание на то, что "право собственности возникает только в
отношении конкретного имущества, обособленного от иных вещей этого же рода.
Следовательно, суд не мог признать право собственности на... кв.м. жилой площади, не
определив ее состав в натуре" <*>.
--------------------------------
<*> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. N 9. С. 46 - 47.

В некоторых случаях чисто подрядные и инвестиционные отношения сливаются в единый
договор. Это имеет место при выступлении подрядчика и заказчика одновременно в качестве
соинвесторов. Так, например, произошло в договоре, заключенном производственно-
коммерческой фирмой со строительной организацией. В нем было предусмотрено, что стороны
осуществляют инвестирование в размере 50% каждая и соответственно выстроенное здание
должно быть разделено между ними поровну. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ при
рассмотрении дела указал на ошибочность решения нижестоящего суда, который, во-первых,
признал такой договор недействительным и, во-вторых, считал невозможным для подрядчика
осуществить самостоятельно, без согласия заказчика распределение квартир в пределах своей
доли <*>.
--------------------------------
<*> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. N 8. С. 11 - 12.

Роль заказчика в договоре строительного подряда может исполнять любой участник
гражданского оборота. Специально выделены отношения, связанные с выполнением
подрядных работ, которые предназначены для удовлетворения потребностей Российской
Федерации или субъектов Федерации и финансируются за счет средств их бюджета и
внебюджетных источников (см. гл. 5 настоящей книги), а также, как уже отмечалось, случаи,
когда строительные работы направлены на удовлетворение личных потребностей граждан (см.
§ 2 настоящей главы книги).
Возможность выступления в качестве заказчиков иностранцев составляет часть общего
установленного для них в стране правового режима. В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ "Об
инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных
вложений" отношения, которые связаны с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в
форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской
Федерации, регулируются международными договорами Российской Федерации, Гражданским
кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если
международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного
договора. В то же время ФЗ РФ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации",
закрепив национальный режим таких инвестиций, соответственно указал на то, что правовой
режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций
прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и
использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленной российским инвесторам,
за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
Согласно Закону от 25 февраля 1999 г. инвесторами могут быть физические и
юридические лица, а также создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не
имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы
и органы местного самоуправления (ст. 4). В этом же Законе идет речь и о возможности
выступления в таком качестве иностранных субъектов предпринимательской деятельности, а
также определен правовой статус заказчиков. В таком качестве могут выступать
уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют
реализацию инвестиционных проектов. Специально предусмотрено, что они не вмешиваются в
предпринимательскую или иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности,
если только иное не предусмотрено договором между ними. Заказчики могут быть инвесторами.
Если же заказчик не является инвестором, то на период и в пределах полномочий, которые
установлены договором с ним (государственным контрактом), он наделяется правами
владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями.
Определенное, предусмотренное Законом ограничение участия в договорах
строительного подряда подрядчиков - физических и юридических лиц, заключивших договор
строительного подряда в рамках осуществляемой ими предпринимательской деятельности,
выражается в необходимости иметь для соответствующей строительной деятельности
лицензию. В Законе от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" в
это число включено, в частности, строительство зданий и сооружений I и II уровня
ответственности в соответствии с государственным стандартом.
Договор строительного подряда с подрядчиком-предпринимателем, не имеющим
лицензии, может быть по основаниям, указанным в ст. 173 ГК, оспорен самим подрядчиком, его
учредителями (участниками) или Государственным комитетом по строительству и жилищно-
коммунальному комплексу РФ как органом, осуществляющим контроль и надзор за
деятельностью строительных организаций. По этой причине Президиум Высшего Арбитражного
Суда РФ, имея явно в виду ст. 173 ГК, отверг среди возражений заказчика, уклонившегося от
оплаты работ, ссылку на отсутствие у подрядчика лицензии. В своем обосновании он обратил
внимание на то, что заказчик выполненные работы принял <*>.
--------------------------------
<*> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998. N 7. С. 39.

Определяя предпосылки использования ст. 173 ГК, следует иметь в виду возможность
оспаривания в таком случае сделки стороной, у которой отсутствовала лицензия, лишь при
условии, что ее контрагент, т.е. подрядчик, знал об этом или заведомо должен был знать.
Международный опыт подтверждает эффективность в определенных случаях, при
осуществлении главным образом строительства крупных объектов, привлечения специально
фигуры "инженера" <*>. Правовому положению "инженера" ("инженерной организации")
посвящена теперь и составляющая одну из новелл Кодекса ст. 749. Речь идет о том, что в
соответствии с договором, заключенным с заказчиком, при этом, как особо подчеркнуто, без
участия подрядчика, а значит, и не получая его согласия, "инженер" ("инженерная организация")
осуществляет по поручению заказчика, наряду с фактическими, также и определенные
юридические действия, выступая в последнем случае от имени заказчика.
--------------------------------
<*> Так, Международными условиями договора о строительстве 1977 г. предусмотрено
выступление "инженера" от имени заказчика. При этом "инженер" в пределах, определенных в
договоре, вправе давать обязательные для подрядчика указания, последствия которых несет
заказчик. Среди прочего специально выделено, что работы должны отвечать требованиям
"инженера". Соответственно указания и распоряжения подрядчику должны исходить только от
"инженера", который, в частности, имеет право внести любые изменения в форму, качество или
объем выполняемых работ или любую их часть, которые, по мнению "инженера", необходимы
(см.: Международное частное право: Сборник нормативных материалов и документов /
Составитель Н.Ю. Ерпылева. С. 189 и 193).

Функции "инженера" ("инженерной организации") могут закрепляться в договоре
строительного подряда главным образом для определения последствий его действий для
заказчиков. В тех случаях, когда речь идет о действиях юридических, в качестве альтернативы
специально выданной заказчиком "инженеру" доверенности могут служить полномочия,
закрепленные в самом договоре строительного подряда, которыми заказчик наделен для
выступления от своего имени и которыми он наделяет "инженера" ("инженерную организацию").
Полномочия, о которых идет речь, включают надзор (контроль) за строительством, дачу
обязательных для подрядчика указаний от имени заказчика и др.
В тех пределах, в каких во взаимоотношениях с подрядчиком "инженер" ("инженерная
фирма") выступает в качестве представителя, среди других правил к отношениям сторон
применяется и норма о возможности и значении последующего одобрения заказчиком
действий, совершенных "инженером" ("инженерной фирмой") сверх имевшихся полномочий (п.
2 ст. 183 ГК). Заслуживает внимания содержащаяся в Международных условиях договора о
строительстве 1977 г. рекомендация выделять в договорах ситуации, при которых требуется
специальное одобрение заказчика <*>.
--------------------------------
<*> См.: Международное частное право: Сборник нормативных материалов и
документов / Составитель Н.Ю. Ерпылева. С. 189 и 193.

Правовое руководство по составлению международных контрактов на строительство
промышленных объектов предусматривает и возможность использования фигуры "инженера",
функции которого ограничиваются одними консультациями. Правда, само Правовое
руководство все же осторожно относится к оценке действий такого лица, справедливо обращая
внимание на то, что если "инженера" нанимает заказчик, то, естественно, подрядчик не станет
считать соответствующие его предложения беспристрастными.
Руководство по составлению договоров подряда на строительство в Российской
Федерации, о котором шла речь, предлагало еще ранее использовать сходную с описанной
конструкцию. Речь идет о возможности для заказчика передавать право управления с его
стороны исполнением договора подряда другому юридическому или физическому лицу, которое
специализируется на соответствующих работах. Подобное доверенное лицо заказчика могло
действовать от его имени и представлять его интересы в течение всего инвестиционного
процесса. Специально оговаривалось и на этот случай, что имущественную ответственность
перед подрядчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по
договору подряда в любом случае несет заказчик <*>.
--------------------------------
<*> Не упоминая об "инженере", разработанные Международной федерацией инженеров-
консультантов Условия IJDJC контракта на проектирование, строительство и сдачу "под ключ"
выделяют фигуру "представителя-подрядчика", к компетенции которого отнесено руководство
подготовкой строительной документации и исполнение договора (см.: Международное частное
право: Нормативные акты и международные договоры. Т. 5.: Внешнеэкономические договоры /
Составитель М.К. Сулейменов. Алматы, 1999. С. 88).

Значение включения ст. 749 в ГК состоит в том, что она, во-первых, закрепляет за
заказчиком право обращения к "инженеру" ("инженерной фирме"), во-вторых, конкретизирует
сферу его (ее) деятельности (оказание услуг, связанных с контролем и надзором за
строительством), в-третьих, предусматривает обязательное определение его (ее) полномочий в
подрядном договоре и, в-четвертых, устанавливает ответственность заказчика лишь за те
действия, которые совершены "инженером" ("инженерной организацией") в рамках указанных
полномочий.

<< Предыдущая

стр. 15
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>