<< Предыдущая

стр. 18
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

заказчик - должны в равной мере принимать все зависящие от них "разумные" меры,
направленные на устранение таких препятствий. Неисполнение указанной обязанности влечет
за собой весьма ощутимые последствия. Они состоят в том, что соответствующая сторона
лишается права на возмещение убытков, которые у нее могут возникнуть, вследствие того, что
препятствие, о котором идет речь, не было ею устранено <*>. Что же касается расходов,
понесенных при осуществлении такого сотрудничества, сторона, которая их понесла, вправе
требовать их возмещения только при наличии в договоре соответствующего указания на этот
счет.
--------------------------------
<*> Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отказал в удовлетворении иска
заказчику о взыскании пени за просрочку завершения работ по договору подряда на
строительство жилого дома. Основанием для такого решения послужило то, что, несмотря на
неоднократное направление ему подрядчиком писем об оказании содействия в получении
необходимого разрешения администрации города на подключение к системе водо- и
теплоснабжения, заказчик не принял зависящих от него мер. Между тем именно отсутствие
такого подключения послужило единственной причиной, по которой объект - жилой дом не был
сдан подрядчиком в эксплуатацию (см.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. N 9. С.
41).

Заказчику принадлежат весьма широкие права по контролю и надзору за действиями
подрядчика (ст. 748 ГК). Указанные права включают возможность осуществлять проверку хода
и качества выполняемой работы, включая соблюдение сроков (графика) ее выполнения,
качества предоставленных подрядчиком материалов, правильности их использования
подрядчиком.
С контролем и надзором связаны для заказчика не только права, но и обязанности.
Обнаружив в ходе осуществляемого им контроля и надзора допущенные подрядчиком
недостатки, представляющие собой отступления от условий договора, прежде всего такие,
которые могут повлиять на качество выполняемых работ, заказчик обязан немедленно
информировать о том подрядчика. Не сделав этого, он потеряет право ссылаться в
дальнейшем на наличие такого рода недостатков.
Возможности заказчика давать обязательные для подрядчика указания, основанные на
результатах проводимого им контроля и надзора, определенным образом ограничены.
Обладающие подобной силой, они не должны противоречить условиям договора, а равно
представлять собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в конечном счете само по себе осуществление
контроля и надзора - все-таки обычно лишь право, но не обязанность заказчика. По указанной
причине подрядчик не может ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроля и надзора
за его действиями. Вместе с тем Кодекс допускает возможность установления в законе, что
надзор и контроль признаются обязанностью заказчика. Тогда, естественно, подрядчик сможет
осуществить ту ссылку на неисполнение указанной обязанности со стороны заказчика, о
которой идет речь. Нет никаких препятствий для установления такой же обязанности не только
в законе, но и в договоре.
Заказчик при строительном подряде несет общую для всех договоров подрядного типа
обязанность уплатить обусловленную цену. При этом сторонам в договоре строительного
подряда предоставляется возможность самим определить как цену, так и порядок ее оплаты. В
этой связи заслуживают внимание рекомендации Правового руководства по составлению
международных контрактов, о которых шла речь выше. Имеются в виду, в частности, три
способа установления цены: в виде либо паушальной, заранее предусмотренной в договоре
твердой суммы (в таком случае фактические затраты во внимание не принимаются), либо
компенсации издержек (этот способ употребляется при отсутствии в момент заключения
договора данных о возможных затратах подрядчика), либо размера оплаты единицы работы.
Кроме основной цены, могут быть предусмотрены различного рода надбавки (премии): за более
высокое качество, за сокращение сроков работы и т.п.
Возможно включение в договор и иных вариантов оплаты работ, в частности таких, как
производство расчетов по конструктивным элементам, за выполнение отдельных видов работ и
услуг, по этапам и др.
В договоре нередко специально предусматривается порядок выполнения
соответствующих платежей, в том числе обстоятельства, при которых заказчик может
приостановить оплату. Речь идет, как правило, об обнаружении дефектов в выполненных
работах и соответственно о задержке оплаты работ до их устранения, а если предусмотрены
промежуточные расчеты, то об отставании выполнения объема работ по сравнению с
утвержденным сторонами сроком их исполнения.
ГК (ст. 746) определяет способы расчетов за выполненные работы диспозитивной
нормой, которая носит к тому же отсылочный характер. Речь идет о том, что при отсутствии в
законе или в договоре иного оплата должна осуществляться в порядке, предусмотренном ст.
711 ГК ("Порядок оплаты работы"). Особо выделена возможность установления в договоре
оплаты единовременно и в полном объеме после того, как работа будет принята заказчиком.
Расчеты за работы могут производиться с выдачей аванса. Подрядчик вправе требовать
аванса только тогда, когда договором будет предусмотрена не только обязанность его
предоставления, но также размер и другие относящиеся к этому условия. Один из вариантов -
специальное назначение используемого подрядчиком аванса (например, на приобретение
оборудования). Возможным способом обеспечения исполнения соответствующего
обязательства (использования аванса на прямо указанные цели) может служить выдача аванса
под банковскую гарантию, обусловленную целевым его использованием (§ 6 гл. 23 ГК).
При осуществлении строительства необходимо соблюдать требования закона и иных
правовых актов об охране окружающей среды и безопасности строительных работ (ст. 751 ГК).
Указанная обязанность возлагается на подрядчика, а значит, ответственность за ее нарушение
падает на него. Следует иметь в виду и действие ст. 1095 ГК, которая устанавливает, что в
случае, когда вред причинен жизни, здоровью и имуществу гражданина либо имуществу
юридического лица, отвечает перед потерпевшим тот, кто выполнял работу, а не тот, в чьих
интересах осуществлялись действия. Ответственность, о которой идет речь, относится к
категории повышенной. Имеется в виду, что она наступает независимо от вины подрядчика. А
потому для возмещения вреда достаточно доказать, что его действия были неправомерными.
Один из таких случаев выделен в той же самой ст. 751 ГК. Речь идет о запрещении подрядчику
использовать материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его
указания, которые могут привести к нарушению обязательных требований, относящихся к
охране окружающей среды и безопасности строительных работ.
Учитывая возможные неблагоприятные последствия для среды обитания нарушения
определенных правил при строительстве, ФЗ РФ от 23 ноября 1995 г. "Об экологической
экспертизе" <*> установлены случаи, при которых такая экспертиза является обязательной.
Объектами государственной экологической экспертизы уровня субъектов Федерации являются
технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения,
технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов
хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной
принадлежности и форм собственности организаций, расположенных на территории
соответствующего субъекта Федерации. Исключения составляют объекты хозяйственной
деятельности, находящиеся в ведении Российской Федерации, в том числе материалы по
созданию гражданами или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или
иностранных юридических лиц - организаций, объем иностранных инвестиций в которые также
не превышает установленной суммы.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4556; 1998. N 16. Ст. 1800.

Наряду с общей нормой, закрепляющей обязанности подрядчика, связанные с
обеспечением безопасности строительных работ, действуют и правила специальные,
относящиеся к определенным объектам. Так, Закон "О безопасности гидротехнических
сооружений" предусматривает необходимость для собственника гидротехнического сооружения
и эксплуатирующей организации обеспечить соблюдение норм и правил безопасности
гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации,
ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации. На стадии
проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, вывода из эксплуатации
гидротехнического сооружения, а также его реконструкции, капитального ремонта,
восстановления либо консервации должна быть составлена декларация безопасности,
содержащая сведения о соответствии гидротехнического сооружения требованиям
безопасности. Декларации подлежат утверждению в органах надзора за безопасностью
гидротехнических сооружений. Только после этого выдается разрешение на строительство,
ввод в эксплуатацию, вывод из эксплуатации, реконструкцию, капитальный ремонт,
восстановление или консервацию гидротехнических сооружений. При этом сама декларация
подлежит (в том числе на стадии проектирования) государственной экспертизе, проводимой в
установленном Правительством РФ порядке <*>.
--------------------------------
<*> См.: Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений
(Собрание законодательства РФ. 1998. N 46. Ст. 5698).

Другой пример - Градостроительный кодекс РФ. В нем (ст. 10) выделена обязанность
собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков и иных
объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности соблюдать
требования по охране окружающей природной среды и экологической безопасности, которые
предусмотрены градостроительной документацией и санитарными нормами.
Объединение в одной статье ГК норм, посвященных охране окружающей среды и
безопасности строительных работ, объясняется отчасти тем, что в обоих случаях речь идет об
ответственности в виде возмещения причиненного противоправными действиями вреда, т.е. о
деликтах.
В отношении первой ситуации специальной нормой служат отдельные статьи ФЗ РФ "Об
охране окружающей природной среды" <*>. Им предусмотрены, в частности, основания, размер
и случаи возникновения обязанности возместить вред, который был причинен экологическим
правонарушением.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 13.

При второй ситуации применению подлежат нормы гл. 59 ГК ("Обязательства вследствие
причинения вреда"). Имеется в виду, что в силу ст. 1079 ГК строительная и иная, связанная с
нею деятельность расценивается как такая, которая создает повышенную опасность для
окружающих, а потому отвечать в подобных случаях должен владелец источника повышенной
опасности. Указанную деятельность подрядчик и субподрядчик осуществляют от собственного
имени. По этой причине они сами должны нести ответственность непосредственно перед
потерпевшим. И лишь в виде исключения возможны случаи, при которых именно действия
заказчика в рамках строительной деятельности влекут за собой применение ст. 1079 ГК. Кроме
того, возможно наступление регрессной ответственности заказчика перед подрядчиком.
Примером служит случай, когда причинен вред при выполнении строительных работ
прохожему. Несущий перед потерпевшим ответственность подрядчик может впоследствии
потребовать возмещения понесенных им по указанной причине расходов, если окажется, что
это связано с недостатками оборудования, переданного подрядчику заказчиком, скрытых
последним.
В ГК (ст. 752) предусмотрены основания и последствия консервации строительства.
Консервация может быть вызвана любой причиной, которая не зависит от сторон (различного
рода стихийные бедствия, невыделение инвестиций и др.). Во всех таких случаях по решению
одной из сторон работы могут быть приостановлены, а объект строительства законсервирован.
Норма, посвященная последствиям консервации, носит императивный характер. Она возлагает
на заказчика обязанность оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента
консервации работы, а также возместить расходы, которые вызваны необходимостью
прекращения работ и консервации строительства, с одновременным зачетом выгод,
полученных вследствие прекращения работ (например, если в связи с изменением
экономической конъюнктуры подрядчик смог заключить договоры с другими заказчиками на
более выгодных условиях). Консервация обычно оформляется специальным соглашением
сторон. При этом может оказаться целесообразным, среди прочего, закрепить обязанность
подрядчика после отмены консервации возобновить договор на прежних или иных условиях.
Такая возможность имеется у сторон, поскольку ГК, в отличие от Правил о договорах подряда
на капитальное строительство 1986 г., не содержит нормы, которая связывала бы консервацию
непременно с окончательным прекращением договорных отношений сторон.
Все то, о чем шла речь в отношении консервации объекта, распространяется и на случаи
консервации его частей.
Закон от 25 февраля 1999 г. (ст. 18) предусмотрел, что порядок возмещения убытков
субъектами инвестиционной деятельности, которая осуществляется в форме капитальных
вложений, определяется как законодательством Российской Федерации, так и заключенными
договорами (государственными контрактами).
Применительно к строительному подряду Кодекс (ст. 753) подробно регулирует два
связанных между собой действия: сдачу результата работ подрядчиком и приемку работ
заказчиком. Возникающие по этому поводу обязанности сторон носят многообразный характер.
Прежде всего установлена необходимость для заказчика немедленно после получения
сообщения подрядчика о готовности к сдаче результата работы или соответствующего ее этапа
(последний случай должен быть специально оговорен в договоре) приступить к приемке. И,
если теперь приемка результата работ задержится по вине заказчика, отвечать за это придется
ему. Во всяком случае, подрядчик освобождается от ответственности за возникшую по
причинам, зависящим от заказчика, просрочку в сдаче работ.
Организация и осуществление приемки результата работ, если иное не предусмотрено
договором, составляют обязанность заказчика. Исполнить ее он должен за свой счет. К участию
в приемке необходимо привлечь в случаях, когда об этом существуют прямые указания в
законе или в ином правовом акте, представителей государственных органов или органов
местного самоуправления. Имеются в виду главным образом органы, в компетенцию которых
входит контроль за соответствующими работами (объектами).
Особо выделены последствия принятия отдельного этапа работ. Имеется в виду, что с
указанного момента риск случайной гибели или повреждения результата работ переходит на
заказчика. Следовательно, подрядчик будет нести в подобных случаях ответственность только
при условии, если доказана его в том вина.
Законом или договором может быть предусмотрена либо из характера работ вытекать
необходимость предварительных испытаний результата выполненных работ. В подобных
случаях приемка работ допускается только при условии, если результат испытаний окажется
положительным <*>.
--------------------------------
<*> Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал за заказчиком право
отказаться от подписания акта по причине отрицательного результата предварительных
испытаний (Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда:
Информационное письмо от 24 января 2000 г. N 51 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ.
2000. N 3. С. 36).

Заказчику предоставлено право отказаться от приемки результата работ, если будут
обнаружены такие недостатки, которые исключают возможность использования его для цели,
указанной в договоре.
Следует отметить, что если "Общие положения о подряде" (§ 1 гл. 37 ГК) ограничиваются
указанием на обязанность заказчика принимать результат работ в установленные договором
сроки, то при строительном подряде речь идет о необходимости приступить к приемке
немедленно после получения сообщения подрядчика о готовности результата работ к сдаче (п.
1 ст. 753 ГК). С учетом большой сложности приемки строительных работ оговорена
обязанность, как правило, именно заказчика организовать и осуществлять приемку их
результата. При этом стороны не лишены права решить вопрос об организации работ и по-
иному.
Сдача и приемка результата работ оформляются актом, который должны подписать оба
контрагента (их полномочные представители). Однако возможна ситуация, при которой одна из
сторон отказывается от этого. Тогда акт подписывается только ее контрагентом. Следует особо
подчеркнуть, что ГК (п. 3 ст. 753) изменил отношение к актам, составленным при исполнении
договора строительного подряда. Теперь требование обязательного подписания акта обеими
сторонами смягчено. Прежде всего, при определенных условиях за стороной-заказчиком в
соответствующих случаях может быть вообще признано право отказаться от подписания акта.
Кроме того, Кодекс считает односторонний акт имеющим юридическую силу во всех случаях,
если только суд, которому придется впоследствии рассматривать спор, признает мотивы отказа
соответствующей стороны от подписания акта необоснованными.
Принятие работы возможно как после полного ее завершения, так и по окончании
отдельных этапов.
Последствия принятия отдельного этапа работы выделены особо. Имеется в виду, что с
указанного момента риск случайной гибели или повреждения результата работ переходит на
заказчика (естественно, в соответствующей части). Следовательно, подрядчик будет нести в
подобных случаях ответственность только при условии, если доказана его в том вина.
Специально предусмотрены основания, по которым заказчик вправе уклониться от
приемки: если обнаруженные недостатки исключают возможность использовать результат
работы для цели, которая указана в договоре, и к тому же ни подрядчик, ни сам заказчик
устранить недостатки не могут (п. 6 ст. 753 ГК). Под "невозможностью устранить недостатки
заказчиком" подразумеваются случаи, когда не только он сам или подрядчик не могут
произвести соответствующие работы, но и те, при которых ему не удается найти третью
сторону, готовую принять на себя устранение недостатков <*>.
--------------------------------
<*> См.: Строительство. Бухгалтерский учет. Налогообложение. Планирование и учет
себестоимости. Лицензии. Торги и конкурсы. М., 1996. С. 339.

Особые требования на этот счет могут содержаться и в специальных актах. Так,
например, Временные правила, относящиеся к объектам связи в РФ, предусматривали, что
такие объекты, законченные строительством, могут быть приняты в эксплуатацию лишь в
случае, когда имеются положительные заключения надзорных организаций, устранены
недоделки и на установленном оборудовании возможен выпуск продукции (оказание услуг) в
соответствии с утвержденным проектом.
Специальные правила об ответственности подрядчика за качество работ при
строительном подряде предусмотрены в п. 1 ст. 754 ГК. К нарушениям, вызывающим
наступление ответственности подрядчика, отнесены допущенные им отступления от
обязательных для сторон требований, предусмотренных в технической документации и в
строительных нормах и правилах, а равно недостижение указанных в технической
документации определенных показателей объекта строительства, и прежде всего такого из них,
как производственная мощность предприятия. Если же речь идет о реконструкции (под ней
подразумеваются обновление, перестройка, реставрация и т.п.) здания или сооружения,
подрядчик отвечает за снижение или просто потерю прочности, устойчивости, надежности
здания или сооружения либо его части.
В той же ст. 754 ГК предусмотрены пределы отступлений от договора, при которых
указанная ответственность не наступает. Имеется в виду освобождение подрядчика от
ответственности в случаях, когда он допустил мелкие отступления от технической
документации при том непременном условии, что сможет доказать отсутствие влияния таких
отступлений на качество объекта строительства.
На отношения сторон по строительному подряду распространяются, если иное не
установлено законом или договором, общие для подряда правила относительно возможности
заявления о ненадлежащем качестве результата работы при условии, если это обнаружено до
его передачи заказчику или по причинам, которые наступили в разумный срок, притом в
указанных пределах. Этот предел составляет в связи со сложностью отношений по

<< Предыдущая

стр. 18
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>