<< Предыдущая

стр. 24
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Имеются в виду прежде всего подрядчики, для которых заключение государственного
контракта является обязательным. Речь идет об организациях, которые занимают
доминирующее положение на товарном рынке, а также о казенных предприятиях. И те и другие
вправе отказаться от заключения государственного контракта только при условии, если его
размещение влечет убытки для производства.
Специально предусмотрено, что заказы на вновь начинаемое строительство для
федеральных нужд передаются на основе подрядных торгов.
Указом Президента РФ "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и
сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных
нужд" установлено, что заказы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд
размещаются на торгах (конкурсах), кроме случаев, когда иное предусмотрено федеральными
законами и указами Президента РФ. В Постановлении Правительства РФ "О продукции,
закупаемой для государственных нужд без проведения (торгов) конкурсов" <*> содержится
исчерпывающий перечень случаев, при которых товары, работы и услуги закупаются для
государственных нужд без проведения торгов (конкурсов). Имеются в виду, в частности, работы
по поддержанию производственных мощностей. 6 мая 1999 г. издан ФЗ РФ "О конкурсах на
поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 1997. N 40. Ст. 4591.

Для государственных контрактов на выполнение подрядных работ и государственных
контрактов на поставку товаров для государственных нужд введены во многом совпадающие
режимы. Это обстоятельство предопределено самим Кодексом. Имеется в виду, что обе статьи
главы, посвященной купле-продаже, как раз и устанавливают: заключение государственного
контракта с победителем конкурса является для государственного заказчика (как равно и для
заказчика) обязательным (п. 4 ст. 527 ГК). Пунктом 4 ст. 528 ГК для заключения
государственного контракта с победителем конкурса установлен 20-дневный срок со дня
проведения конкурса (товаров). При этом уклонение государственного заказчика в подобном
случае порождает у победителя право потребовать в суде понуждения заказчика к заключению
договора.
Конкурсы на разрешение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных нужд организуются для определения того, кто способен наилучшим
образом обеспечить условия исполнения государственного контракта. Указанной цели в
наибольшей степени соответствует открытость конкурса. По этой причине проведение
закрытых конкурсов, предполагающих участие лишь приглашенных лиц, допускается только с
согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Конкурс может
проходить в два этапа. На первом этапе участники подают заявки, содержащие все
предлагаемые ими характеристики предстоящих выполнению работ, но без указания цен. И
только на втором этапе в заявки вносятся предлагаемые цены.
В случаях, когда заключение государственного контракта не связано с торгами
(конкурсом), порядок заключения договоров определен п. 1 - 3 ст. 528 ГК. Это означает, что
проект государственного контракта разрабатывает, если иное не предусмотрено соглашением
сторон, государственный заказчик. И тогда сторона, которая получила проект, играющий роль
оферты, в установленный срок (30 дней) должна его подписать, а при несогласии с отдельным
условием составить протокол разногласий либо сообщить об отказе от заключения
государственного контракта. Другой стороне при получении ею договора с протоколом
разногласий предоставляется 30 дней, в течение которых она должна либо принять условия,
указанные в протоколе разногласий, либо осуществить меры по согласованию предложений,
либо сообщить об отклонении протокола разногласий. Однако сторона, для которой заключение
договора является обязательным, поступить подобным образом не вправе. Она должна при
невозможности достичь согласия со второй стороной передать спор на рассмотрение суда, для
чего ей предоставляется 30 дней. К этому следует добавить и то, что, если сторона, для
которой заключение договора обязательно, уклонится от его подписания, вторая сторона
вправе потребовать таким же образом, в суде, понуждения ее заключить договор.
Специальные правила введены для оборонного заказа. Его размещение производится на
конкурсной основе. Если же конкурс не состоялся, оборонный заказ становится обязательным
для принятия организацией-подрядчиком. Предусмотрены определенные ограничения для
установления такой обязательности: во-первых, в роли подрядчиков должны выступать
государственные унитарные предприятия либо иные организации, которые занимают
доминирующее положение на рынке или обладают монополией на производство определенных
работ, и, во-вторых, оборонный заказ должен обеспечивать установленный правительством
уровень рентабельности производства соответствующих работ.
Действующие в стране положения об организации торгов (конкурсов) могут быть
сопоставлены с разработанным Комиссией ООН (ЮНСИТРАЛ) Модельным законом о закупках
товаров, работ и услуг <*>. Им предусмотрена возможность издания на его основе
правительствами (парламентами) стран одноименных национальных законов. Изложенные в
преамбуле Модельного закона исходные положения включают обеспечение максимальной
экономичности и эффективности государственных закупок (имеются в виду закупки, связанные
с национальной обороной или национальной безопасностью, а также иными, определенными
каждой страной, целями), расширение и стимулирование участия в закупках подрядчиков
(поставщиков), развитие конкуренции между ними в отношении закупаемых работ (товаров),
обеспечение справедливого и равного отношения ко всем подрядчикам (поставщикам),
содействие процедур закупок объективности и беспристрастности. Модельный закон содержит,
помимо общих положений, также разделы, посвященные методам осуществления закупок и их
условиям, процедуре проведения торгов, в том числе альтернативным способам их
проведения, и др. Указанный Модельный закон имеет в виду распространение его на все виды
работ, связанных со строительством, реконструкцией, сносом, ремонтом или обновлением
зданий, сооружений или иных объектов при условии осуществления их на основе договоров о
закупках.
--------------------------------
<*> Утвержден на 26-й сессии ЮНСИТРАЛ в Вене в июне 1993 г. Впоследствии в него
были внесены некоторые изменения, а также принят постатейный комментарий к Закону. См.:
Международное частное право: нормативные акты и международные договоры. Т. 5:
Внешнеэкономические договоры. Ч. 2: Договоры международного частного права,
международной купли-продажи товаров / Составитель М.К. Сулейменов. Алматы, 1999. С. 247.

Содержанию государственного контракта посвящен п. 1 ст. 766 ГК. В нем предусмотрена
необходимость включения в государственный контракт условий об объеме и стоимости
подлежащих выполнению работ, сроках ее начала и окончания, размере и порядке
финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Особые правила действуют на случай, если государственный контракт на размещение заказа
на подрядные работы для государственных нужд заключается по результатам конкурса. Тогда в
соответствии с п. 2 ст. 766 ГК содержание государственного контракта устанавливается с
использованием двух источников. Первый - условия объявленного конкурса (они должны
определяться в соответствии с федеральными и межгосударственными целевыми
программами). Второй - объявленные условия конкурса и представленные на конкурс
предложения, которые исходят от подрядчика, признанного победителем конкурса.
Перечисленные в п. 1 ст. 766 ГК условия являются по своему правовому значению
обязательными и тем самым существенными для государственного контракта.
В силу ст. 72 Бюджетного кодекса РФ в государственный контракт должно быть включено
обязательное условие о выплате неустойки на случай нарушения исполнителем договора. Круг
условий государственного контракта в ряде случаев расширяется специальными
законодательными актами. Так, ФЗ РФ "О поставках продукции для федеральных
государственных нужд" выделяет возможность установления в контракте условий контроля со
стороны государственного заказчика за ходом работ и оказания консультативной и иной
помощи подрядчикам. При этом, однако, как в Законе подчеркнуто, без вмешательства в их
оперативно-хозяйственную деятельность.
В Основных положениях о порядке заключения и исполнения государственных контрактов
(договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в
Российской Федерации предметом регламентации является, помимо порядка заключения
государственных контрактов, также непосредственно и содержание контракта.
Соответствующие указания относятся к условиям о сроках строительства, его стоимости, а
также порядке изменения указанной в договоре стоимости работ, сроков перечисления и др.
В утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. примерной форме
Государственного контракта на выполнение заказа на закупку и поставку продукции для
федеральных государственных нужд, рассчитанной не только на поставку продукции, но и на
выполнение соответствующих работ, предусмотрена необходимость включать в
государственный контракт, среди прочего, указание на работы, которые предстоит выполнить,
ссылку на прилагаемое к государственному контракту техническое задание (его примерная
форма утверждена тем же Постановлением Правительства), календарный план, включающий
содержание, этапы и сроки выполнения работ (имеется в виду, что те из работ, которые не
указаны в календарном плане, могут оформляться дополнительным соглашением), порядок
сдачи и приемки работ, их стоимость и порядок расчетов, согласованные сторонами размеры
ответственности за неустранение заказчиком обнаруженных дефектов, несвоевременную
приемку работ заказчиком, а также просрочку их оплаты. Одно из возможных дополнений к
контракту представляет собой соглашение о распределении сэкономленных средств и
возникших убытков между контрагентами. Обязательным условием государственного контракта
служит выдача аванса, который призван обеспечить своевременное и непрерывное
финансирование объекта. Промежуточные расчеты должны производиться на уровне 95%
стоимости выполненных работ. При этом, если подрядчик не выполняет по своей вине объемы
работ, предусмотренные графиком их производства, сумма предъявляемого заказчиком
промежуточного платежа за фактически выполненные работы должна быть уменьшена на
стоимость невыполненных работ.
Предусмотрен и ряд других специальных правил об ответственности сторон за нарушение
государственного контракта. Так, в Основных положениях о порядке заключения и исполнения
государственных контрактов (договоров) содержится указание на то, что при задержке аванса, а
также оплаты выполненных работ и окончательного расчета с подрядчиком государственный
заказчик возмещает второй стороне причиненные убытки, включая затраты, выразившиеся в
уплате процентной ставки. Если не будут соблюдены содержащиеся в государственном
контракте сроки ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и
очередей, а равно отдельных объектов, бюджетное финансирование и льготное
государственное кредитование работ приостанавливаются. К этому следует добавить, что при
необеспечении установленных государственным контрактом сроков ввода в действие
соответствующих объектов по вине подрядчика с него взыскивается штраф в размере одной
тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки фактического завершения
строительства. Подрядчик обязан устранить допущенные дефекты в установленный
государственным контрактом срок, а если срок в нем не указан - в течение 12 месяцев со дня
приемки объекта.
Одной из гарантий для исполнителя может служить закрепленная в ст. 767 ГК норма,
посвященная порядку изменения государственного контракта. Прежде всего речь идет о том,
что во всех случаях, когда государственными органами в установленном порядке уменьшаются
средства соответствующего бюджета, выделенные для финансирования работ, на стороны
возлагается обязанность согласовать новые сроки предоставления средств, а при
необходимости - и другие условия исполнения договора. За исполнителем признается право
требовать возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Та же
статья содержит и другую гарантию, на этот раз в равной степени для обеих сторон. Имеется в
виду, что во всех иных случаях, кроме уменьшения бюджетных средств, государственный
контракт может быть изменен только по соглашению сторон. Правда, следует иметь в виду, что
обе содержащиеся в ГК нормы, из которых одна относится к последствиям уменьшения
бюджетных средств, а другая - к основаниям изменения государственного контроля, являются
диспозитивными, допускающими иное решение в законе. А это означает, что ст. 767 ГК тем
самым не исключает возможности одностороннего изменения и такого же одностороннего
расторжения государственного контракта государственным заказчиком в других, кроме
уменьшения средств, случаях, предусмотренных законом. В этой связи сохраняет свое
значение п. 3 ст. 3 ФЗ РФ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", в
силу которого по решению Правительства Российской Федерации государственный заказчик
может вносить необходимые изменения в государственный контракт или прекращать действие
государственного контракта, но лишь при условии возмещения им убытков поставщикам в
соответствии с действующим законом. Это дает возможность сделать вывод: необходимость
изменения и в равной степени прекращения государственного заказа, без каких-либо
ограничений, определяет в каждом случае само Правительство РФ. Утвержденная во
исполнение этого Закона Правительством РФ примерная форма Государственного контракта
особо оговаривает право любой из сторон при установлении в процессе выполнения работ
неизбежности получения отрицательного результата или невозможности дальнейшего
проведения работ предложить контрагенту их приостановление. После поступления такого
предложения стороны обязаны совместно принять решение о дальнейшем продолжении работ,
об изменении условий государственного контракта или о его расторжении.
ФЗ РФ "О государственном оборонном заказе" возлагает на государственного заказчика, а
равно государственного исполнителя (исполнителя) обязанность строго соблюдать требования
о целевом использовании выделенных средств. Допускается ведение расчетов каждой из
сторон со своим контрагентом (генеральный заказчик - с головным исполнителем, а последний -
с исполнителем) либо напрямую - между исполнителем и государственным заказчиком. В этом
же акте предусмотрены различного рода гарантии участникам. Одна из них состоит в том, что
головной исполнитель (исполнитель) может ликвидировать или перепрофилировать свои
производственные мощности, которыми обеспечивался оборонный заказ, только с согласия
Правительства Российской Федерации. В то же время во всех случаях, когда соответствующие
мощности, предназначавшиеся для выполнения оборонного заказа, вследствие решения
Правительства не используются, на последнее возлагается обязанность возместить
исполнителю убытки в полном объеме.
Ответственность за отдельные нарушения в форме законной неустойки предусмотрена в
Основных положениях от 14 августа 1993 г. В частности, имеется в виду неустойка в виде пени
в размере одной тысячной части договорной стоимости работ за каждый день просрочки
выполнения работ и до фактического их завершения. Указанная неустойка, а также другие ее
виды, которые могут быть предусмотрены договором, носят штрафной характер.
ФЗ РФ от 25 февраля 1999 г. "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" (ст. 19 и 20) установил специальный правовой
режим для инвестиционной деятельности, которая осуществляется в виде капитальных
вложений местного самоуправления. Речь идет о методах их правового регулирования. В
частности, предусмотрено размещение на конкурсной основе необходимых средств местных
бюджетов для финансирования соответствующих инвестиционных проектов с тем, что
размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основе с уплатой
процентов за пользование ими в размерах, определенных актами о местных бюджетах.
Возможен и другой вариант: на условиях закрепления в муниципальной собственности
соответствующей части акций создаваемого акционерного общества с последующей их
реализацией в установленном тем же Законом порядке. Установлен и ряд других мер. В их
числе можно выделить, в частности, вовлечение в инвестиционный процесс временно
приостановленных и законсервированных строек и объектов, которые находятся в
муниципальной собственности, а также предоставление органами местного самоуправления на
конкурсной основе муниципальных гарантий за счет средств одновременно нескольких
бюджетов.

5. Прекращение и изменение государственного контракта

Прекращение государственного контракта, как и его принятие, совершается прежде всего
по соглашению сторон, в порядке и с последствиями, предусмотренными общими нормами
обязательственного права (имеются в виду ст. 452 и 453 ГК). Примерная форма
государственного контракта предусматривает включение в него условия о сроке, в течение
которого должно быть достигнуто такое соглашение.
Временным положением о финансировании и кредитовании капитального строительства
на территории Российской Федерации установлено, что при консервации или временном
прекращении строительства, осуществляемого на основании государственного контракта,
заказчик, отказавшийся от дальнейшего финансирования стройки (объекта), обязан, если иное
не предусмотрено государственным контрактом, компенсировать затраты другим участникам
строительства.
КонсультантПлюс: примечание.
Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 N 220 "Об утверждении Временного
положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории
Российской Федерации" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от
11.10.2001 N 714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для
федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального
бюджета".
Статья 767 ГК "Изменение государственного контракта" особо выделяет случай, при
котором компетентные органы уменьшили, при этом с соблюдением установленного порядка,
предназначенные для финансирования соответствующих подрядных работ бюджетные
средства. Она включает ряд норм, одна из которых предусматривает обязанность сторон в
подобном случае согласовывать новые сроки, а при необходимости - и другие условия
выполнения работ. При этом интересы подрядчика защищаются тем, что за ним признается
право требовать от государственного заказчика возместить ему причиненные такого рода
изменениями убытки. Во всех остальных ситуациях, т.е. возникших вне связи с уменьшением
объема финансирования государственного контракта, его изменение может быть произведено
только по соглашению сторон.
Одна из гарантий устойчивости заключенного сторонами государственного контракта,
установленная исключительно в интересах одной из сторон - подрядчика, предусмотрена
Положением от 11 октября 2001 г. "О формировании перечня строек и объектов для
федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального
бюджета". Речь идет о том, что инфляция, которая может произойти, никаких изменений в
объем финансирования государственных капитальных вложений, направленных на оплату
выполненных работ (услуг), не влечет.

Глава 6. ДОГОВОРЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ

1. Понятие договоров на выполнение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ

Глава 38 ГК охватывает два вида договоров, составляющих в совокупности единый тип.
В Кодексах 1922 и 1964 гг. ни тот ни другой договор не выделялись. В Основах
гражданского законодательства 1991 г. впервые в главе о подряде появилась статья,
посвященная договорам о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ.
Один из включенных в гл. 38 ГК договоров опосредствует выполнение научно-
исследовательских работ. По такому договору исполнитель обязуется провести обусловленные
техническим заданием заказчика научные исследования. Эти исследования могут носить как
фундаментальный, так и прикладной характер. В соответствии с ФЗ РФ от 23 августа 1996 г. "О
науке и государственной научно-технической политике" <*> первые работы посвящены
фундаментальной, экспериментальной или теоретической деятельности и имеют целью
получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и
развития человека, общества, окружающей природной среды. Вторые представляют собой

<< Предыдущая

стр. 24
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>