<< Предыдущая

стр. 40
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

государства.
<**> Указом Президента РФ от 28 мая 1997 г. "О порядке обращения акций Российского
акционерного общества "Газпром" на период закрепления в федеральной собственности акций
Российского акционерного общества "Газпром" (Собрание законодательства РФ. 1997. N 22. Ст.
2569) предусмотрено: "Со дня вступления в силу настоящего Указа приобретение акций РАО
"Газпром", ценных бумаг и иных финансовых инструментов, базисным активом которых
являются акции РАО "Газпром", на фондовом рынке Российской Федерации иностранными
участниками - резидентами и нерезидентами осуществляется по разрешениям Федеральной
комиссии по рынку ценных бумаг, выдаваемым в соответствии с решениями Правительства
Российской Федерации".

Теперь о дееспособности. Во всех случаях, когда в роли доверителя выступает
юридическое лицо, оно, что присуще любому другому договору, заключая договор поручения,
действует через свои органы, либо через представителей, либо - в случае, предусмотренном
ст. 53 ГК, - через своих участников (в самом ГК предусмотрены условия выступления
участников от имени полного товарищества - п. 1 ст. 72).
Что же касается граждан, то применительно к ним Б.С. Антимонов счел необходимым
подчеркнуть возможность участия в качестве доверителя только дееспособного лица <*>.
Указанная точка зрения впоследствии получила широкое распространение <**>.
--------------------------------
<*> Отдельные виды обязательств. С. 289.
<**> Она содержалась, в частности, в учебниках: Советское гражданское право. Т. 2 / Под
ред. В.А. Рясенцева. М., 1976. С. 304; Советское гражданское право. Т. 2 / Под ред. А.А.
Пушкина и В.Ф. Маслова. Киев, 1978. С. 315; Советское гражданское право. Т. II / Под ред. В.П.
Грибанова и С.М. Корнеева. М., 1980. С. 355 и др.

Между тем все же нет особых оснований для того, чтобы в случаях, когда речь идет о
доверителе, отступать от общего понимания сути и значения дееспособности физического
лица. Имеется в виду, что отсутствие дееспособности, в отличие от ограничений
правоспособности, не препятствует тому, чтобы такое лицо стало участником гражданского
правоотношения. Все ограничения дееспособности физических лиц, которые установил
законодатель, относятся лишь к возможности собственными действиями осуществлять свою
правоспособность.
Соответственно в случаях, при которых в отношении лишенных дееспособности
физических лиц установлено законное представительство, в заключенном действиями
представителя договоре стороной становится непосредственно не он, а недееспособное лицо,
им представляемое. Именно оно занимает положение продавца, покупателя, арендатора и т.п.
И если ст. 37 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" наделяет законного представителя
правом поручить участие на соответствующей стадии "другому лицу, выбранному им в качестве
представителя", то стороной в исполнительном производстве - взыскателем был и остался сам
недееспособный. Применительно к договору поручения, таким образом, нет, очевидно,
оснований для вывода о том, что в виде исключения в этом договоре на стороне доверителя
недееспособному нет места <*>.
--------------------------------
<*> В этой связи Е.А. Суханов, указывая на значимость соответствующей новеллы ГК в
сравнении с некоторыми принятыми до Кодекса актами, отметил то, что в них "нередко
указывается на представителя акционера или владельца ценной бумаги как на какую-то
особую, самостоятельную фигуру, без должного учета того обстоятельства, что юридические
действия поверенного являются действиями самого доверителя (представляемого) и в лице
поверенного контрагенты (третьи лица) имеют дело с его доверителем" (Суханов Е.А.
Поручение (глава 49). Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст.
Комментарии. Алфавитно-предметный указатель. М., 1996. С. 506).

С указанной точки зрения в определенном смысле стирается различие между
доверителем дееспособным и недееспособным <*>.
--------------------------------
<*> О.С. Иоффе соответственно подчеркивал: "Если какое-либо лицо участвует в
гражданском обороте через представителя, то это означает, что оно, будучи правоспособным,
либо лишено дееспособности, либо по тем или иным причинам не может воспользоваться
своей дееспособностью и прибегает поэтому к помощи представителя. Следовательно, в
отношениях по представительству мы всегда имеем дело с присоединением к
правоспособности одного лица, представляемого, дееспособности другого лица,
представителя" (Иоффе О.С. Советское гражданское право. Л., 1967. С. 202).

Когда Б.С. Антимонов указывал, что "дееспособным должен быть и доверитель. Кто
вообще не вправе действовать от своего имени, тот не может, в частности, заключить и договор
поручения" <*>, он все же допускал определенное смешение двух различных по существу
возможностей: быть стороной в договоре и заключать самостоятельно договор. Между тем
указанные возможности принципиально различны.
--------------------------------
<*> Отдельные виды обязательств. С. 289.

В отношении рассматриваемого случая следует, видимо, учесть все тот же основной
конституирующий признак поручения как правовой формы именно прямого представительства в
том, что в результате этого договора "права и обязанности по сделке, совершенной
поверенным, возникают непосредственно у доверителя" (п. 1 ст. 971 ГК). Таким образом,
сторона в совершенной поверенным сделке и доверитель в договоре поручения - это одно и то
же лицо. Раздвоение субъектов - один является доверителем, а другой - стороной в
заключенной поверенным сделке, как уже подчеркивалось, - невозможно.
В результате есть основания признать, что в рассматриваемой ситуации с
недееспособным речь, по сути, идет о "двойном представительстве". Имеется в виду, что
законный представитель от имени недееспособного в рамках установленного ст. 28 и 37 ГК
режима заключает договор поручения, в котором доверителем становится недееспособный.
Соответственно от его имени как доверителя и выступает впоследствии поверенный, совершая
предусмотренные договором поручения юридические действия.
В подтверждение правильности своего вывода Б.С. Антимонов использовал
действовавшую в то время ст. 260 ГК 1922 г. <*> Имелось в виду содержавшееся в указанной
статье признание того, что "утрата доверителем дееспособности влечет за собой прекращение
договора поручения". Между тем с приведенным аргументом трудно согласиться. Основаниями
для соответствующей нормы Кодекса (в действующем Кодексе - это п. 1 ст. 977) служат иные,
действительно присущие договору поручения особенности. Имеется в виду, что при утрате
дееспособности доверителем прекращается ранее выданная доверенность (п. 1 ст. 188 ГК) и
тем самым полномочия, которые были на ней основаны. А это означает, что юридические
действия, которые поверенный должен был исполнить от имени и за счет доверителя, он
совершить уже не может. По указанной причине речь должна идти о выдаче новых полномочий
и заключении нового договора поручения, причем и то и другое необходимо сделать
применительно к режиму, соответствующему новому правовому статусу представляемого, т.е.
действуя через назначенного ему законного представителя.
--------------------------------
<*> См.: Там же.

Но такой законный представитель, как и во всех других случаях, действует от имени
подопечного, а значит, стороной в сделке будет именно последний. В противном случае опекун
не сможет заключать договор поручения, связанный с реализацией прав, принадлежащих
подопечному, поскольку от собственного имени и распорядиться правами, и давать поручение,
не составляя исключения, может только тот, кому эти права принадлежат.
Определенная специфика есть и в решении вопросов право- и дееспособности
применительно к поверенным.
Прежде всего следует отметить, что, поскольку непосредственно из заключенной им
сделки у представителя никаких прав и обязанностей не возникает, ограничения, относящиеся к
возможности совершения соответствующей сделки, на поверенного не распространяются.
Имеется в виду, что, если, например, определенные сделки запрещено совершать
иностранцам, все же в силу самого этого факта нет препятствий к тому, чтобы российский
гражданин или российское юридическое лицо дали поручение совершить от их имени сделку
иностранцу (иностранной фирме) <*>.
--------------------------------
<*> Много лет назад эту мысль очень четко высказал Л.Н. Казанцев: "Представитель
должен обладать общей дееспособностью, - в его лице должны быть все условия,
необходимые для того, чтобы быть контрагентом, но в его лице вовсе не требуется присутствия
релятивной способности встать в отношения, порождаемые сделкой" (Казанцев Л. Указ. соч. С.
114).

Однако ограничение правоспособности для указанной стороны может иметь иное
значение, связанное с осуществлением ею соответствующей деятельности именно как
поверенного. Речь идет об особом режиме, который может быть установлен применительно к
деятельности, включающей и прямое представительство. Примером могут служить брокеры,
участвующие на рынке ценных бумаг. В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ о рынке ценных бумаг,
совершая сделки с ценными бумагами, они выступают в качестве поверенного (или
комиссионера) по отношению к своим клиентам. При этом, являясь профессиональными
участниками рынка ценных бумаг, брокеры могут осуществлять эту свою деятельность только
при условии, если они зарегистрированы в качестве предпринимателей и получили
специальную лицензию (ст. 39 Закона).
Определение ограничения содержит ст. 16 Закона "Об оценочной деятельности". Имеется
в виду, что его исключающая возможность заключения договора на оказание соответствующих
услуг оценщиком, который является "учредителем, собственником, акционером или
должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим
имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком
родстве или свойстве".
Если сделка совершается поверенным - юридическим лицом в нарушение установленного
порядка, связанного с ограничением его собственной правоспособности, есть основания для
оспаривания сделки по мотивам, указанным в ст. 173 ГК ("Недействительность сделки
юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности"). И отмеченное ранее
обстоятельство, что поверенный не является стороной в заключенной им по поручению
доверителя сделке, не должно иметь значение. Таким образом, ст. 173 ГК может быть
использована в равной мере применительно и к доверителю, и к поверенному.
Помимо закрепления в п. 4 ст. 182 запрещения совершать через представителя сделки,
которые могут быть заключены только лично, следует учесть и более общее положение,
содержащееся в том же п. 4 ст. 182 ГК. Оно имеет в виду возможность установления в законе
прямых ограничений для выступления в роли представителя, а тем самым и поверенного в
договоре поручения. Так, ст. 44 ГПК РСФСР предусмотрела, что в качестве представителей в
судах (общих судах) могут выступать только те, кто указан в содержащемся в этой статье
перечне, а равно все другие лица, которые допущены судом к представительству. В то же
время ст. 47 того же Кодекса определяет, притом исчерпывающим образом, круг лиц, которые
не вправе представительствовать в общих судах. Лица, которые могут быть представителями в
арбитражном суде, указаны в ст. 48 АПК РФ. Кроме того, специально предусмотрен круг тех, кто
представлять в арбитражном суде не может (ст. 51 АПК РФ). Точно так же ст. 36 Закона об
исполнительном производстве называет лиц, которые не вправе быть представителями на
данной стадии. Это - граждане, не достигшие совершеннолетия или состоящие под опекой или
попечительством, а также судьи, следователи, прокуроры, работники службы судебных
приставов и аппаратов суда, если только они не участвуют в исполнительном производстве в
качестве уполномоченных соответствующих судов, прокуратур или как законные
представители, а также при определенных условиях и адвокаты.
КонсультантПлюс: примечание.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. N 70-ФЗ
утратил силу с 1 сентября 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2002 N
96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Другой пример - патентные поверенные. Положение о них <*> предусматривает
возможность выступления в этом качестве только граждан, домицилированных в РФ, имеющих
высшее образование и не менее четырех лет специального стажа, обладающих
соответствующими знаниями и навыками в их практическом применении. Все это должно быть
подтверждено результатами квалификационного экзамена.
--------------------------------
<*> Положение о патентных поверенных утверждено Постановлением Совета Министров
- Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. (Собрание актов Президента РФ и Правительства
РФ. 1993. N 7. Ст. 573).

Что касается значения дееспособности поверенного, то, поскольку сделка, являющаяся
предметом договора поручения, совершается, хотя и от имени доверителя, но действиями
поверенного, из этого следует, что в роли последнего не может выступать недееспособное
лицо.
Статья 125 ГК предусматривает, что в случаях и в порядке, установленных
федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ,
нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по специальному
поручению Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования от их имени,
наряду с государственными органами и органами местного самоуправления, могут совершать
сделки также юридические лица и граждане <*>.
--------------------------------
<*> Специальное поручение необходимо тем из государственных и муниципальных
органов, которые обладают обособленным имуществом и соответственно признаются
юридическими лицами (пример - Министерство финансов РФ). По этой причине свое признание
возможности представительства Правительства Саратовской области от своего имени
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ обосновал тем, что хотя оно относится к органам
исполнительной власти Саратовской области, но "является государственным учреждением и
спорное имущество закреплено за ним на праве оперативного управления распоряжением
комитета по управлению имуществом Саратовской области" (см.: Вестник Высшего
Арбитражного Суда РФ. 2002. N 1. С. 27). Все остальные органы, о которых идет речь,
составляют неотъемлемую часть указанных в гл. 5 ГК субъектов и именно в таком качестве
участвуют в гражданском обороте (подобно тому, как это имеет место в отношении органов
юридического лица). Таков, например, правовой статус Правительства Российской Федерации
(см.: Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам //
Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. N 3. С. 191 и сл.). Имеется, в частности, в виду
Положение об Управлении делами Президента РФ от 7 августа 2000 г. (Собрание
законодательства РФ. 2000. N 33. Ст. 3350). Им предусмотрено осуществление всех видов
обслуживания Правительства Российской Федерации, включая финансовое.

В таких случаях основанием для поручения, данного юридическим лицам, а равно
гражданам, может служить договор, заключенный одним из указанных в гл. 5 субъектов права
(Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием). Об основанном на
гражданском договоре представительстве, осуществляемом юридическими лицами, речь идет,
например, в утвержденном Правительством РФ 26 мая 1997 г. Порядке оформления и
реализации задолженности субъектов Российской Федерации федеральному бюджету по
товарному кредиту 1996 г. <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 1997. N 22. Ст. 2599.
О специальном представительстве граждан от имени тех же лиц речь идет, в частности,
применительно к особой ситуации, предусмотренной ФЗ "О приватизации государственного
имущества и муниципального имущества" <*>. Имеется в виду, что от имени Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в органах
управления и открытых акционерных обществах, акции которых находятся в собственности
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований,
могут выступать лица, занимающие соответственно государственные и муниципальные
должности, а также иные лица (ст. 39). В открытых акционерных обществах, в отношении
которых принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), от имени
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в
качестве представителей в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной
комиссии общества могут выступать государственные служащие (ст. 38). Порядок, о котором
шла речь <**>, предусматривает, что договоры с гражданами, представляющими интересы
государства, заключаются в соответствии с Гражданским кодексом. На основании такого
договора представителю выдается доверенность, определяющая его полномочия. Под
нормами Гражданского кодекса в подобных случаях подразумеваются, наряду со статьями,
включенными в его главу "Поручение", также и ст. 125 и 126 ГК. Из них первая определяет
общий порядок участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или
муниципального образования в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, а
вторая посвящена ответственности указанных субъектов права по своим обязательствам <***>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3595.
<**> Постановлением Правительства РФ от 21 мая 1996 г. был утвержден Порядок
заключения и регистрации договоров на представление интересов государства в органах
управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады)
которых закреплена в федеральной собственности (Собрание законодательства РФ. 1996. N
22. Ст. 2698). Впоследствии вступило в действие также Положение о порядке назначения и
деятельности представителей Российской Федерации в органах управления и ревизионных
комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых
находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об
использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении ими
("золотой акции"). Указанное Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 7
марта 2000 г. (Собрание законодательства РФ. 2000. N 11. Ст. 1184).
<***> В указанном Порядке (Собрание законодательства РФ. 1997. N 22. Ст. 2599)
предусмотрено, что "Министерство финансов Российской Федерации после получения
облигаций субъектов Российской Федерации в счет погашения задолженности по товарному
кредиту 1996 года осуществляет самостоятельно или через посредника продажу облигаций на
аукционе или в режиме текущих продаж, проводимых среди банков и профессиональных
участников рынка ценных бумаг, с привлечением посредников по организации торгов,
отобранных Министерством финансов Российской Федерации на условиях тендера. В качестве
посредников и агентов могут привлекаться банки, профессиональные участники рынка ценных
бумаг, а также организаторы торговли на рынке ценных бумаг, имеющие лицензию
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Отбор посредников и агентов проводится
Министерством финансов Российской Федерации с учетом потенциальных возможностей
последних организовать обращение облигаций субъектов Российской Федерации".
Другой пример - Указ Президента РФ от 23 октября 2000 г. N 1771 "О мерах по улучшению
использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального
недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и
их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и
государственными организациями" (Собрание законодательства РФ. 2000. N 44. Ст. 4352). Им
предусмотрено, что "Управление делами Президента Российской Федерации и Министерство
иностранных дел Российской Федерации в пределах своей компетенции являются
полномочными представителями Российской Федерации в отношении расположенного за
пределами Российской Федерации недвижимого имущества бывшей Российской империи и
бывшего СССР, в том числе недвижимого имущества его органов, организаций и учреждений, а
также упраздненных органов исполнительной власти, других государственных органов и

<< Предыдущая

стр. 40
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>