<< Предыдущая

стр. 88
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

космическую технику или по заказу которых осуществляются создание и использование
(эксплуатация) космической техники, производят обязательное страхование жизни и здоровья
космонавтов, работников объектов космической инфраструктуры, а также ответственности за
вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц, в порядке и на условиях,
которые установлены законом. Законом "О лекарственных средствах" (Собрание
законодательства РФ. 1998. N 26. Ст. 3006) предусмотрено обязательное заключение
организацией - разработчиком лекарственного средства и медицинской страховой
организацией договора страхования здоровья пациента, участвующего в клинических
исследованиях лекарственного средства.
<**> Так, Таможенный кодекс РФ предусматривает обязательное страхование
ответственности таможенных перевозчиков (ст. 165) и таможенных брокеров (ст. 158), имея в
виду ответственность перед любым, с кем они заключают договор на оказание ими услуг. В
соответствии со ст. 17 ФЗ РФ "Об оценочной деятельности" (Собрание законодательства РФ.
1998. N 31. Ст. 381) обязательному страхованию подлежит риск гражданской ответственности
оценщиков, подразумевая убытки, которые они могут причинить третьим лицам; при этом
имеется в виду обязательное страхование как всей деятельности оценщиков, так и отдельных
ее видов. ФЗ РФ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства
РФ. 1997. N 30. Ст. 3589) устанавливает страховую ответственность по обязательствам
вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и
юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений на время их страхования.

В заключение следует отметить, что в случаях, когда обязательное страхование имеет
своим предметом ответственность за причинение вреда, права потерпевшего защищает ст.
1072 ГК в том же порядке, как это имеет место и при добровольном страховании. Имеется в
виду, что юридические лица и граждане, застраховавшие свою ответственность в порядке не
только добровольного, но и обязательного страхования в пользу потерпевшего в случаях, когда
страховое возмещение оказалось недостаточным для полного возмещения причиненного
вреда, должны возместить ему разницу между страховым возмещением и фактическим
размером ущерба.

Обязательное государственное страхование

Статья ГК, посвященная соответствующим отношениям, - ст. 969 ("Обязательное
государственное страхование"), признает их целью "обеспечение социальных интересов
граждан и интересов государства".
Обязательное государственное страхование является единственным особо выделенным
в ГК видом обязательственного страхования. Указанная статья содержит весьма определенный
набор видовых признаков соответствующего страхования, а также столь же определенную
специфику решения отдельных вопросов, возникающих при этом виде обязательного
страхования.
Принципиальное значение для соответствующей статьи, способное вызвать
определенные трудности на практике, имеет то, что существует значительный разрыв между
обязательным государственным страхованием по ГК и тем обязательным страхованием,
которое носит такое же название в отдельных законах.
Следует, очевидно, начать с тех особенностей, которые закреплены в самой ст. 969 ГК.
Во-первых, особый источник финансирования. Как указано в ч. 2 п. 1 ст. 969 ГК, обязательное
государственное страхование осуществляется за счет средств, выделенных на эти цели из
соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной
власти, которые выступают таким образом в роли страхователей. К указанному следует
добавить, что ст. 70 Бюджетного кодекса РФ включает в исчерпывающий перечень назначений
расходования бюджетных средств бюджетными учреждениями "перечисление страховых
взносов в государственные внебюджетные фонды".
Во-вторых, специальный состав застрахованных лиц. Соответствующий признак является
заведомо менее определенным. Имеется в виду, в частности, содержащееся в п. 1 ст. 969 ГК
указание на то, что данный вид страхования распространяется на "государственных служащих
определенных категорий". Понятие государственных служащих приводится в п. 1 и 2 ст. 3
Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" <*>. Им предусмотрено,
что государственным служащим является гражданин РФ, который исполняет в порядке,
установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности
государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств
федерального бюджета или средств соответствующего субъекта Российской Федерации. В это
число входят государственные служащие федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных
государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 1995. N 31. Ст. 1238.

В-третьих, особый круг объектов страхования. Ими могут быть только жизнь, здоровье и
имущество государственных служащих.
В-четвертых, основанием для возникновения отношений по обязательному
государственному страхованию служит либо закон или иной правовой акт о соответствующем
виде страхования, либо договор. Тем самым, в отличие от обязательного страхования, о
котором речь идет в ст. 935 - 937 ГК, договор является лишь одной из возможных форм
соответствующего страхования, а само обязательное государственное страхование как таковое
(хотя причину такой особенности и трудно установить), может быть предусмотрено не только в
законе, но и в ином правовом акте.
В-пятых, в случаях, когда речь идет об обязательном государственном страховании,
возникающем непосредственно в силу закона без необходимого для всех видов страхования
еще одного звена в виде договора, страховщиком должна выступать непременно
государственная организация, притом совсем необязательно страховая, т.е. специально
созданная для соответствующей деятельности.
В-шестых, размер выплаты страховщику, т.е. то, что можно считать в известной мере
эквивалентом страховой премии, предусматривается в самом законе (ином правовом акте) о
соответствующем виде страхования.
В-седьмых, для данного вида обязательного страхования правила гл. 48 ГК применяются
лишь субсидиарно, притом не только тогда, когда иное не предусмотрено законами и иными
правовыми актами, но и тогда, когда "иное" не вытекает из существа соответствующих
отношений. Из этого сделано некоторое исключение. Имеется в виду единственная, кроме
включенных в ст. 968 ГК, норма, которая специально посвящена обязательному
государственному страхованию. Речь идет о п. 1 ст. 940 ГК, установившем, на что уже
обращалось внимание, исключение из общего правила, в силу которого нарушена письменная
форма договора страхования, влечет за собой его недействительность.
Среди отношений, которые целиком соответствуют указанным выше признакам,
закрепленным в ст. 969 ГК, можно указать, в частности, на регулируемые приведенными ниже
законами.
Один из них - ФЗ РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <*>. Статья 22 этого
Закона предусматривает, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы
подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального
бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы на
случай: а) гибели (смерти) вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда
здоровью; б) причинения увечья или иного повреждения здоровья.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 1994. N 7. Ст. 3588; 1996. N 12. Ст. 1039; N 34. Ст.
4029; 1999. N 28. Ст. 3466.

Другой - Закон "О статусе судей в Российской Федерации" <*>. В нем идет речь об
обязательном государственном страховании жизни, здоровья и имущества судьи,
осуществляемом за счет федерального бюджета (страховые случаи - гибель (смерть) судьи в
период работы или после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных
повреждений или иного повреждения здоровья, либо причинение судье увечья или иного
повреждения здоровья) <**>. К этому же числу относятся ФЗ РФ "О прокуратуре Российской
Федерации", предусматривающий обязательное государственное страхование прокуроров и
следователей за счет федерального бюджета, ФЗ РФ "О внешней разведке" <***>, содержащий
указание на то, что "все сотрудники кадрового состава органов внешней разведки подлежат
обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета" и др.
--------------------------------
<*> Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1752; 1993. N 17. Ст. 606.
<**> Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
<***> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 143.

В настоящее время существует немало актов (норм), предусматривающих случаи
"обязательного государственного личного страхования", которые нередко, как уже отмечалось,
не соответствуют признакам, указанным в рассматриваемой статье. Речь идет об актах,
которые, например, называют в числе застрахованных лиц и вместе с тем
выгодоприобретателей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС, сотрудников милиции, сотрудников налоговой полиции,
Госналогслужбы и милиции, прокуроров и следователей, судей, врачей-психиатров и другой
персонал психиатрических клиник, граждан, проживающих в закрытых административно-
территориальных образованиях, военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы,
работников учреждений, исполняющих наказание, и следственных изоляторов, работников
государственных и муниципальных медучреждений, обеспечивающих диагностику и лечение
ВИЧ-инфицированных, медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и
муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и
здоровью, и др.
Примером такого рода актов может служить и ФЗ РФ "О государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <*>. В числе подлежащих
этому виду обязательного государственного страхования, чьи жизнь и здоровье должны быть
застрахованы, названы, помимо прочих, народные заседатели и присяжные заседатели. При
этом их обязательное государственное страхование производится за счет средств
федерального или соответствующих других бюджетов.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1455; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2.
Ст. 238.

Интерес представляет в указанном смысле, в частности, Закон "Об обязательном
государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на
военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской
Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исправительной системы и
сотрудников федеральных органов налоговой полиции" <*>. В его развитие принято
Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. <**>. Кроме того, издана Инструкция
Министерства юстиции РФ от 30 августа 1999 г. "О порядке проведения обязательного
государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-
исправительной системы Министерства юстиции РФ" <***>. Последняя выделяет из всех
перечисленных и указанных в Законе и Постановлении Правительства РФ лиц только одну
определенную категорию. Притом, как видно уже из ее названия, она имеет в виду под
застрахованными лицами, без каких-либо ограничений, сотрудников соответствующих
учреждений и органов. Страхователем в этом случае является Министерство юстиции РФ, а
страховщиком - выбранная на основе конкурса страховая компания. Правовым основанием для
соответствующих отношений служит заключенный со страховщиком договор страхования, а
источником страхования - выделенные страхователю на эти цели средства из федерального
бюджета. В результате оказалось, что в одном и том же Законе, посвященном обязательному
государственному страхованию, и в изданных на его основе актах есть и такие категории лиц,
которые не укладываются в рамки, установленные ст. 969 ГК. А вот ФЗ "О пожарной
безопасности" предусмотрено, что сотрудники, военнослужащие и работники государственной
противопожарной службы "подлежат обязательному государственному личному страхованию...
за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а
также средств предприятий, на которых созданы подразделения государственной
противопожарной службы". И этот Закон подтверждает сделанный выше вывод.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1474; N 30. Ст. 613.
<**> Собрание законодательства РФ. 1998. N 32. Ст. 3900.
<***> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств федеральных органов
исполнительной власти. 1999. N 41. С. 16 и сл.

Следует отметить и то, что получила определенное распространение практика принятия
актов о "государственном обязательном личном страховании" на уровне субъектов Федерации.
Так, Закон г. Москвы, принятый 21 октября 1998 г., предусмотрел в ст. 22 ("Гарантии для
муниципального служащего") введение обязательного государственного страхования на случай
причинения вреда жизни или здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с
исполнением им должностных обязанностей <*>, а Закон г. Москвы от 13 июля 1994 г. "О
статусе депутатов Московской Городской Думы" - обязательное государственное страхование
за счет средств бюджета г. Москвы. При этом соответствующий договор заключает
руководитель аппарата Московской Городской Думы (ст. 17) <**>.
--------------------------------
<*> Законы города Москвы. Постановления Московской Городской
Думы. М., 1998. С. 23.
<**> Законы города Москвы. Постановления Московской Городской Думы. М., 2000. С. 486
- 487. С. 265.

В связи с действием приведенной выше ст. 15 ФЗ "Об основах государственной службы
Российской Федерации" было высказано мнение, что указанная статья "устанавливает
обязательное государственное страхование всех государственных служащих, подпадающих
под действие этого Закона, а не отдельных их категорий, как того требует комментируемая
статья (имеется в виду ст. 969 ГК. - М.Б.). Кроме того, - и это, пожалуй, главное - в настоящее
время действует ряд законов, устанавливающих обязательное государственное, т.е.
осуществляемое за счет соответствующего бюджета, страхование лиц, которые вообще вряд
ли могут быть отнесены к категории государственных служащих в смысле вышеупомянутого
Закона, хотя они работают по найму в государственных организациях... Нет оснований считать,
что обязательное государственное страхование лиц, подпадающих под определение
государственного служащего в трактовке Закона об основах государственной службы, должно
быть отменено" <*>.
--------------------------------
<*> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части второй
(постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1998. С. 565.
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) (под ред.
О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Юридическая
фирма КОНТРАКТ, Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

Думается, что решение поставленного вопроса связано с более общим: должны ли
применяться нормы ст. 969 ГК к отношениям, именуемым "обязательным государственным
личным страхованием", которые, однако, не отвечают признакам, указанным в данной статье?
На наш взгляд, на этот вопрос следует дать отрицательный ответ. Имеется в виду, что
указанная статья представляет собой исключение из ст. 935 - 937 ГК. Как и всякая иная
исключительная норма, она не подлежит распространительному толкованию. Последнее
означает, что, хотя обязательное страхование и называется в законе подобно наименованию
ст. 969 "обязательным государственным страхованием", соответствующие отношения могут
подчиняться, в отличие, в частности, от того, что указано в п. 4 ст. 969, действию норм гл. 48 ГК,
включая ст. 935 - 937. И только для случаев, когда закон об обязательном государственном
страховании имеет в виду отношения, соответствующие ст. 969 ГК, вступает в силу тот особый
режим, который идет так далеко, что изымает соответствующие отношения из-под действия
режима, который установлен для договоров страхования в целом и специального,
предусмотренного для обязательного страхования как такового (имеются в виду ст. 935 - 937
ГК).
Иное решение привело бы к тому, что достаточно включить не только в закон, но и в иной
правовой акт термин "обязательное государственное личное страхование", чтобы вместо ст.
935 - 937 на них полностью распространяется предусмотренное ст. 969 ГК решение <*>.
--------------------------------
<*> Следует учесть и то, что абсолютное большинство законов, устанавливающих
"обязательное государственное страхование", приняты до вступления в действие ГК или, по
крайней мере, его части второй, в которой появился специальный правовой режим указанного
вида страхования.

Для обязательного государственного страхования основанием возникновения страховых
отношений служит прежде всего, как и для обязательного страхования в целом, обычный
договор, построенный по модели имущественного или личного страхования. Такой договор
страхователя со страховщиком заключается с учетом общих указаний, которые содержатся в
законах и иных правовых актах и субсидиарно относятся к соответствующим видам и подвидам
договоров страхования. Во всех тех случаях, когда в силу п. 2 ст. 969 ГК предполагается
возможность осуществить обязательное государственное страхование и без заключения
договора, непосредственно в силу закона (иного правового акта). Возникающее в силу закона
(иного правового акта) обязательство представляет собой страховое отношение как таковое.
Основанием для его прекращения служат истечение срока действия либо связанная с
наступлением страхового случая выплата возмещения (при имущественном страховании) или
страховой суммы (при страховании личном). Применительно к последней ситуации нет
оснований сомневаться, что и эта недоговорная форма также может рассматриваться в
соответствующей части - отношений страхователя со страховщиком и страховщика с
выгодоприобретателем - в качестве одного из видов страхования как такового.
От того, что служит основанием возникновения обязательного государственного
страхования - заключенный на основании закона договор или непосредственно сам закон (иной
правовой акт), зависит решение другого вопроса: кто должен выступать в роли страховщика?
Если речь идет об обязательном государственном страховании, возникающем непосредственно
из закона или иных правовых актов, страховщиком вправе быть государственная страховая или
иная государственная организация (в роли последней нередко выступает соответствующий
государственный фонд).
По поводу юридической природы обязательного государственного страхования в том его
виде, в каком оно представлено в ст. 969 ГК, Ю.Б. Фогельсон в комментарии к указанной статье
высказал мнение, что "обязательное государственное страхование осуществляется за счет
бюджетных средств. Бюджетные средства по своему правовому положению не являются
объектами гражданского оборота, так как их оборот регулируется нормами финансового, а не
гражданского права.
Страхователями в обязательном государственном страховании являются
государственные органы. В тех случаях, когда страховщиками являются государственные
организации, весь оборот денежных средств регулируется не гражданским, а специальным
финансовым правом. Следовательно, и отношения по обязательному государственному
страхованию являются в основе своей не гражданско-правовыми, а финансово-правовыми, и
нормы гражданского права применимы к ним лишь в тех случаях, когда обязательное
государственное страхование осуществляется на основе договоров.
Когда обязательное государственное страхование осуществляется на основе договоров,

<< Предыдущая

стр. 88
(из 142 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>