стр. 1
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

А
На правах рукописи




БРАНДТ ГАЛИНА АНДРЕЕВНА




ПРИРОДА ЖЕНЩИНЫ КАК ПРОБЛЕМА
ТЕОРИИ ФЕМИНИЗМА:
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность 09.00.03 — история философии




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора философских наук




Н а у ч н а я йиГмпотгк
Уральского
Госул а рст R e i! чмго
Университета



Екатеринбург
2000
Работа выполнена на кафедре истории философии Уральского госу-
дарственного университета и на кафедре философии Уральского госу-
дарственного технического университета.

Научный консультант — доктор философских наук, профессор
В.Е. Кемеров.


Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор М.М. Шитиков;
доктор философских наук, профессор Л.А. Мясникова;
доктор философских наук, профессор И.А. Серова.


Ведущая организация:
Уральская государственная медицинская академия.




Защита состоится 22 июня 2000 г. в Z . . . час на заседании диссертаци-
онного совета Д.063.78.01 по защите диссертаций на соискание ученой
степени доктора философских наук в Уральском ордена Трудового
Красного Знамени государственном университете им. A.M. Горького
(620083, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51, комн. 248).


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральско-
го государственного университета.


Автореферат разослан «' о> мая 2000 г.




Ученый секретарь диссертацион- -ч
^- //
ного совета, доктор философских / . г^7
наук, / iLjfn С/
В.И. Плотников
профессор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.


Актуальность темы исследования обусловлена потребностями
как социально-практического, так и философско-теоретивеского пла-
на.
Жизнь женщины в современном мире претерпевает изменения
фундаментального характера. Известный девиз античности: «Дом —
мир женщины, мир — дом мужчины», соответствующий в общем и це-
лом реальной ситуации более двух с половиной тысячелетий, в XX ве-
ке стремительно теряет свою актуальность. Женщина приходит в муж-
ской мир, в каждой стране этот процесс происходит по-разному, но
везде он расшатывает привычные, казавшиеся вечными представле-
ния, ставит новые неожиданные вопросы. И, может быть, самым глав-
ным, самым кардинальным является как раз вопрос о женской приро-
де. -
Вопрос этот, чисто философский по существу, - не только во-
прос теории. Общественные представления о природе женщины опре-
деляют в конечном итоге всю ее социальную жизнь: ее права и обязан-
ности, ее роль в семье и профессии, ее место во всех сферах социокуль-
турного пространства — науке, культуре, политике, государственном
управлении. Сегодня, к сожалению, нельзя сказать, что место, зани-
маемое женщиной в обществе, соответствует ее реальным возможно-
стям. Как записано в одном из программных документов Комиссии по
вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской
Федерации: «Исторически сложившаяся организация управленческой
пирамиды, ориентированная преимущественно на мужчин, не отража-
ет реально складывающийся сегодня баланс общественных сил, новые
роли мужчин и женщин, возможность влияния женщин на дела обще-
ства, государства, семьи, не позволяет обеспечить правильную соци-
альную ориентацию развития гражданского общества и его демокра-
тизацию... Согласно данным государственной статистики, женщины
составляют большинство населения — 53%, почти половину работаю-
щих - 47% и ничтожное меньшинство среди руководителей всех ран-
гов. Иными словами, составляя большую часть населения России,
женщины не имеют реальной возможности в полной мере участвовать
в принятии решений, опоеделяющих как условия их собственной жиз-
ни, так и будущее страны»1.
Кроме того, внутренний мир современной женщины, ее самочув-
ствие в повседневной жизни очень зависит от того, насколько она со-
ответствует тому образу «нормальной», «правильной» женщины (т.е.
соответствует своей «природе»), который бытует в общественном соз-
нании. В современной России эта потребность «соответствовать» обо-
стрена особенно, поскольку стремление советского государства к сти-
ранию всяческих граней коснулась достаточно основательно и сферы
пола. В результате этих социальных экспериментов современные пред-
ставления людей о природе женщины оказались противоречивыми,
хаотично сочетающими в себе, с одной стороны, идеи декларирован-
ного в советскую эпоху равенства, с другой, - архаичные представле-
ния о природе и предназначении женщины в дореволюционной России
и, с третьей, ˜ образы, ориентирующиеся на западный секс-символ.
Однако очевидно, что ни одна из этих тенденций не может претендо-
вать на решение вопроса, поскольку первая дискредитировала себя в
советский период, а две других — возвращение женщины к «исконно-
природному предназначению» или редукция ее природы до объекта


1
Информационно - аналитический материал о численности и составе
женщин, занятых в федеральных и региональных органах государст-
венной власти. М., J998. С. 3
сексуального наслаждения ˜ в той же мере непродуктивны, в какой
утопичны.
Теоретическая актуальность темы вырастает из практической,
поскольку очевидно, что вопрос о женской природе, казавшийся ко-
гда-то уже решенным, вновь требует своего осмысления с учетом но-
вого опыта жизни женщины. Во многих странах процесс данного ос-
мысления протекает в обществознании уже достаточно долго и про-
дуктивно, женщина сегодня оказывается одним из наиболее присталь-
но изучаемых на "Западе предметов междисциплинарных и кросскуль-
турных исследований. В России подобные процессы находятся в зача-
точном состоянии. Поэтому рассматривать сегодня вопрос о природе
женщины без учета того теоретического багажа, который накоплен в
работах западных исследователей, невозможно. Достижения в этой
области теории феминизма позволяют отнести ее к фундаментальным
тенденциям современного обществознания, поскольку постановка в
данной теории вопроса о природе женщины и разработка тех куль-
турных перспектив, которые возникают в результате реализации воз-
можностей женской природы, могут существенно повлиять на измене-
ние всего внутреннего строя социокультурного пространства челове-
ческого бытия. .


Степень разработанности проблемы. Тема женской природы про-
ходит через всю историю европейской философии. И хотя для подав-
ляющего большинства мыслителей тема эта была из разряда третье-
степенных, все же достаточно многие из них выразили свое отношение
к ней. Она рассматривалась специально в работах Платона, Аристо-
теля. Августина, Фомы Аквинского, Эразма Роттердамского, М. Мон-
теня, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Ф. Энгельса, О. Вейнингера, Г. Зиммеля.
А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма и других.
Надо заметить, что тема эта в ее историко-философском становлении
в российской науке практически не исследована. Современные авторы
при рассмотрении социокультурного образа женщины, как правило,
ограничиваются лишь ссылками на отдельные цитаты из произведе-
ний философов, попытки же каким либо образом систематизировать
взгляды философов на этот вопрос практически не предпринималось.
Исключение в этом смысле представляет лишь традиция русской
религиозной философии «серебряного века», где тема женщины и жен-
ственности оказалась едва ли не одной из ведущих: много страниц ей
посвящено в трудах Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Розанова, С. Со-
ловьева, Д. Мережковского, А. Белого, П. Флоренского и других. В
работах современных российских исследователей А. Новикова, О. Ря-
бова, Т. Осипович представлен обзорный анализ рассматриваемой те-
мы в философии серебряного века, но анализ этот носит автономный
характер, без включения в европейский историко-философский кон-
текст.
В советский ˜ и постсоветский период тема природы женщины
стала одной из самых популярных в публицистике, теле- и радиожур-
налистике, что же: касается философской теории, то она затрагивалась
попутно, в работах, посвященных современной теории феминизма —
здесь могут быть названы исследования С. Айвазовой, Н. Габриэлян,
О. Ворониной, И. Жеребкиной, Т. Клименковой, И. Кона, Н. Мухлы-
ниной, С. Некрасова, А. Темкиной, Н. Юлиной, С. Ушакина, - но не
становилась предметом специального рассмотрения.
Что касается западной литературы по данной теме, то она на-
столько многочисленна и многообразна, что сделать сколько-нибудь
полный ее обзор просто невозможно, хотя вся эта литература датиру-
ется (за небольшим исключением) тремя последними десятилетиями.
Исследователи интересуются рассматриваемой проблемой в различ-
ных аспектах, разные, порой противоположные позиции высказыва-
ются в работах Ю. Аллеи, Дж. Батлер, Дж. Бенджамен, С. Де Бовуар,
К. Гиллиган, Д. Гримшоу, С. Гриффин, Л. Иригарэй, Ю. Кристевой,
С. МакМиллан, К. Миллет, А., А. Розенхольм, X. Сиксу, С. Фарейсто-
ук, Б. Фридан, Н, Ходоров, Н. Холмсторм, К. Хорни, Е. Шауолтер и
других. Надо заметить, что весь этот пласт литературы еще не освоен в
российской философии, да и обществознании вообще. Однако введе-
ние содержания поисков западных авторов в поле зрения российской
гуманитарной науки представляется необходимым, поскольку вопрос
о женской природе ставится и рассматривается в работах этих авторов
с позиций современного опыта жизни женщины, с одной стороны, и
современного научного знания, с другой.


Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследо-
вания является историко-философский анализ постановки проблемы
женской природы в теории феминизма.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются
следующие задачи:
выделение теоретических оснований определения специфики
природы женщины в истории европейской философии;
анализ основных этапов становления феминистской мысли как
методологии исследования природы женщины;
исследование особенностей современного этапа развития кон-
цепции феминизма;
философско-методологический анализ понимания женской при-
роды в современных феминистских концепциях;
исследование нетрадиционных способов самоидентификации
женщины в постструктуралистской версии феминистской мысли.
Методологическая основа исследования. В анализе проблемы
природы женщины как в истории западно-европейской философии,
так и теории современного феминизма главную роль играли принципы
историко-философского анализа, согласно которым исследование каж-
дой теоретической позиции необходимо вести с учетом того историко-
культурного и философского контекста, в котором она возникла.
Теоретическое осмысление постановки рассматриваемой про-
блемы в теории феминизма требует выработки новых подходов, ново-
го угла зрения на традиционную тему и спектр связанных с ней вопро-
сов. Этот угол зрения базируется, в основном, на трех методологиче-
ских основаниях:
Гендерные исследования, позволяющие различить физиологиче-
ский и социальный пол человека, увидеть человека как носителя соот-
ветствующей половой (гендернрй) роли, определяемой по-разному ис-
торическим временем и типом общества, иными словами, позволяю^
щие понять пол человека не как раз и навсегда данную от природы
константу, а как социально подвижный феномен (Д. Аллен, Д. Батлер,
К. Гиллиган, Д. Гримшоу, Т. Де Лауретис, С. Макмиллан.С. Файре-
стоун, Н. Ходоров, Е. Шауолтер и др.).
Феноменология, поскольку сегодня очевидно, что вопрос о жен-
ской природе не может быть рассмотрен без учета женского опыта
жизни, что традиционные теории должны быть пересмотрены с пози-
ций женского переживания жизни, женского «жизненного мира» (С.
Гриффин, Э. Гуссерль, А. Рич, К. Свасьян.)
Постструктурализм, позволяющий, благодаря деконструкции и
дискурсивному анализу, критически осмыслить патриархатные осно-
вания традиционного понимания культуры, взаимоотношения пелов и
подойти к постановке вопроса о поисках недискурсивных оснований
природы женщины. (Ж. Деррида, Л. Иригарэй, Ю. Кристева, X. Сик-
су, М. Фуко).


Научная новизна исследования заключается в следующем:
в диссертации определена главная особенность феминистского
подхода к анализу проблемы женской природы, заключающаяся в от-
крытии универсального значения социокультурного измерения пола
(гендера) в жизни человека и общества;
выявлен основной недостаток рассмотрения женской природы в
европейской историко-философской традиции, где вопрос о природе
женщины был принципиально разведен с вопросом о природе человека;
проанализированы теоретические основания, по которым в ис-
тории европейской философии женщина рассматривалась как

стр. 1
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>