<< Предыдущая

стр. 4
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

объекта, в пределе «вещи», был свойственен не только мужчинам. Са-
ма женщина, тысячелетиями впитывая в себя традиционную культуру,
также смотрела на себя глазами мужчины, т.е. как на «другое». Однако
во второй половине XX века в западном обществе постепенно начина-
ет возникать, а затем все более четко оформляться потребность совре-
менной женщины увидеть себя не мужскими, а собственно женскими-
26


глазами, попытаться определить свою природу в качестве не чего-то
производного от мужских потребностей, не как «другое», а как «свое»,
в своей собственной культурной самоценности. Ответить на эту по-
требность и оказалась призванной теория современного феминизма,

Вторая глава «Становление теории феминизма как методологии
исследования женской природы» посвящена рассмотрению основных
этапов развития западно-европейской феминистской мысли и выявле-
нию специфики современного ее этапа, который заключается прежде
всего в разработке теоретико-методологических оснований феминист-
ского мировоззрения вообще и исследования женской природы в част-
ности.

В первом параграфе «Основные этапы развития западно-
европейской феминистской мысли» называются причины, которые
способствовали возникновению феминистского движения
(«промышленная революция» в экономической структуре общества и
демократические преобразования в социальной), и рассматриваются
основные идеи трех этапов становления феминистских учений, начи-
ная с ХУШ века и по настоящий период.

В параграфе показывается, что для первой волны феминистских
взглядов, которые демонстрируются здесь на примере работ
М.Уолстонкрафт, О. Де Гуж, Т.Гиппеля, было характерно прежде все-
го выдвижение конкретных требований, связанных с установлением
«естественного» и «политического» равноправия женщин. В период
второй волны, который обычно датируют XIX - нач. XX веков, про-
должают разрабатываться те же идеи, но с привлечением более весо-
мой аргументации, поиском социальных, религиозных и психологиче-
ских причин сложившегося неравного положения между мужчиной и
женщиной в обществе. Данный период становления феминистской
мысли представлен в параграфе работами Д. Милля, Ж. де Сталь, фе-
27



министскими идеями социалистов-утопистов. Однако, в диссертации
доказывается, что разработкой целостной теоретической концепции
отмечена только последняя - третья волна феминизма, начало кото-
рой -- середина настоящего столетия. Рассмотрению становления фе-
министской теории данного периода и посвящена основная часть па-
раграфа.

В нем указывается, что корни возникновения третьей волны фе-
минизма исследователи видят в культурном климате западных левора-
дикальных движений шестидесятых годов с их установкой на создание
«антиистеблишментской контркультуры», неофрейдистскими призы-
вами к свержению власти патриархата, протестам против конформи-
стского идеала «настоящего мужчины», против культа насилия и тех-
нократизма, И хотя исторически появление этого этапа отмечено ак-
туализацией традиционных, требований экономического, политиче-
ского и правового равноправия женщин (т.е. требований того феми-
низма, который стал позднее называться «либеральным»), начиная с
семидесятых годов возникает новое направление так называемо-
го«радикального феминизма», ведущие представители которого (в ча-
стности, К.Миллет и С.Фарейстоун) заявляют гораздо более широкую
программу, связанную со стратегическими изменениями в рассматри-
ваемом движении. Призывы радикальных феминисток были направ-
лены уже не просто на улучшение положения женщин, но на полное
обособление их от действующих в мужском обществе культурных ин-
ститутов, здесь речь шла по существу о феминистской революции, в
результате которой должно быть разрушено «андроцентристское об-
щество». Однако, как показывается затем в параграфе, со второй по-
ловины семидесятых в этом движении начинают преобладать совсем
иные настроения, постепенно вызревает понимание ограниченности
прежних трактовок социокультурных проблем: тот факт, что власть в
28


ее политическом смысле находится в руках мужчин -- есть лишь одна
и, может быть, не самая важная сторона дела. Главное, что логика
всей современной культуры типично мужская: все достижения — науч-
ные, производственные, технические — есть проявления глобального
проекта покорения природы, проявлявшегося и в науке греков, и в ло-
зунге «знание — сила» Нового времени, и, наконец, в экологическом
кризисе и угрозе ядерной катастрофы. Так исследователи отмечают
явно наметившуюся утрату интереса феминизма к политике и все бо-
лее четко определяющуюся попытку позитивного истолкования жен-
ской культуры, стремление увидеть в ней не просто культуру антимуж-
скую, а самобытное органическое явление с глубокими историческими
корнями. Они подчеркивают, что феминизм радикальный сменяется
на протяжении семидесятых годов «культурным феминизмом», движе-
нием, стремящимся исследовать возможности создания женской куль-
туры. Постановка этой глобальной задачи и потребовала универсаль-
ной теоретической концепции, которая с необычайной интенсивно-
стью и широтой начала разрабатываться в западном обществознании
семидесятых-восьмидесятых годов.

В параграфе указывается на методологическую базу первых раз-
работок новой теории, которой стали концепции марксизма и фрей-
дизма (при том, что собственно теоретические положения их по
«женскому вопросу» были подвержены со стороны феминистских тео-
ретиков фундаментальной критике). Так, марксизм дал возможность
рассмотреть положение женщин с точки зрения теории угнетенного
класса, и это способствовало более углубленному анализу маскулин-
ной (в данном случае) идеологии, т.е., во-первых, тех путей, по кото-
рым теории о человеческой природе или социальных отношениях мо-
гут быть использованы для интересов правящих групп, и тем самым
усиливать угнетение, а во-вторых, способов, используя которые, либе-
29


ральные и как будто равноправные по содержанию политические идеи
могли сами иногда служить маскировкой других форм неравенства и
угнетения. Что касается фрейдизма, то здесь впервые был поставлен
вопрос о психологической основе мужского и женского, то есть впер-
вые была обнаружена связь личностного начала в человеке с сексуаль-
ностью. Кроме того, в диссертации указывается и на значимость для
разработки современной феминистской концепции использования фе-
\, "
номенологического метода, который был призван очистить женский
опыт переживания жизни от всех «примесей», «наслоений»,
«интерпретаций», заключающихся в теориях, излагающих традицион-
ный (т.е. мужской) взгляд на этот опыт.

Заключается параграф указанием на то, что теоретические дос-
тижения феминизма привели к фундаментальным изменениям в самом
направлении исследования разных областей современного общесгвоз-
нания. В истории, философии, психологии, филологии, искусствозна-
нии, биологии, праве и др. была обнаружена их незамечаемая ранее
маскулинная ориентация. Данное обнаружение было связано с откры-
тием в феминистской теории нового измерения пола человека, кото-
рый оказался двойственным по своей природе и вследствие этого
имеющим универсальное влияние на все виды человеческой деятельно-
сти. Осмысление этих процессов и позволяет рассматривать современ-
ный феминизм не только как социальное движение, но и как философ-
ско-теоретичёскую концепцию.

Во втором параграфе «Концептуальное основание современной
феминистской теории» рассматривается открытие социокультурного
измерения пола (гендера) и определяется его методологическое значе-
ние.

Здесь представляется краткая история возникновения понятия
«гендер» в феминистской литературе и указывается, что время появле-
30



ния его совпало с широким обсуждением философской проблемы о со-
отношении социального и биологического в природе человека в семи-
десятые годы. Причем отмечается, что в отличие от нашей страны, где,
несмотря на то, что обсуждение это проходило достаточно бурно,
проблемы пола практически оказались выключенными из дискуссии
(исключение составляли лишь работы В. Геодакяна), на Западе именно
проблемы половой идентификации стали главным нервом обсуждае-
мой темы. Разработка этой проблематики в разных областях гумани-
тарного знания и, прежде всего, открытия психологов (увидевших
маскулинность и феминность как психологические ориентации, кото-
рые могли быть связаны с соответствующим биологическим полом, а
могли и нет) и этнографов (продемонстрировавших в своих работах
вариативность содержания мужских и женских ролей в разных куль-
турах) привело к тому, что привычные и казавшиеся непреложными
представления о природе пола стали подвергаться существенной де-
формации, что и привело к возникновению нового понятия. В отличие
от категории «пол», которая выражает определенный набор биологи-
ческих признаков людей, «гендер» означает набор социокультурных
качеств, закрепленных за мужским и женским социальным поведени-
ем. Тщательное исследование социальной технологии формирования
тендерных ролей и тендерного сознания через различные обществен-
ные институты, искусство, науку, наконец, опыт повседневной жизни
привело теоретиков феминизма к убеждению, что гендер представляет
собой «систему человеческих отношений, которые глубоко пронизы-
вают все социальные связи» (Х.Хейн).

В работе утверждается, что тендерная концепция задает новую
парадигму мышления в анализе социальных отношений и тем самым
выводит на авансцену обществознания новые, неосознававшиеся пре-
жде проблемы человеческого существования, причем проблемы уни-
нереальные, поскольку пол — универсальная характеристика человече-
ского бытия. В диссертации демонстрируется, как эта, ставшая вдруг
очевидной, истина игнорировалась в традиционном обществознании
не только на примере философии, где «пол» и «человек» оказались
оторванными друг от друга (см. первую главу наст, исследования), но
и на примере исторической науки, искусствознания, психологии, лин-
гвистики. В параграфе также утверждается, что тендерная концепция
открывает конструктивные возможности решения проблемы половой
идентификации человека в современном мире. Данная проблема ока-
зывается частным случаем той драмы, которую фиксирует современ-
ная философия в качестве одной из основных в жизни современного
общества, это драма — конфликт между многовековыми стереотипами,
считавшимися естественными нормами человеческого поведения и
возникающим в результате изменившихся темпов социальной жизни
новым типом человеческого бытия. Сегодня, как свидетельствуют со-
циальные философы, мы наблюдаем универсальный процесс срывания
масок «природного» с «историко-культурных» образований, выясне-
ния механизмов «прирастания» этих масок к «лицам» социальных
субъектов, обнаружения квазиприродных автоматизмов человеческо-
го поведения, скрывающих «историчность» своего происхождения
(В.Кемеров). Тендерная концепция — одна из тех, которые наиболее
эффективно способствуют ускорению отмеченного процесса, посколь-
ку благодаря ей развенчивается миф о природном предназначении муж-
чины и женщины, а значит естественность представлений о мужском
и женском типах бытия, которые определяли на протяжении долгого
времени жизнь людей. Значительное место в параграфе уделяется до-
казательству этого тезиса на конкретном примере. Здесь показывается,
как тендерный анализ современной российской «ситуации пола»
вскрывает драму несовпадения привычных форм социализации в виде
32



«подтягивания» поведения человека к привычным «образцам» с акту-
альными потребностями его личностной реализации, как «идолы»,
стереотипы мышления, бытующие, как в обыденном, так и теоретиче-
ском сознании, не позволяют увидеть новое в природе и взаимоотно-
шении полов и тем самым оказываются источником болезненных,
уродующих жизнь людей ситуаций.

Заключается глава утверждением, что на современном этапе со-
держание феминистской теории подверглось кардинальным транс-
формациям, сегодня принадлежность к феминистскому мировоззре-
нию определяется уже не отношением к женскому вопросу, а призна-
нием за различиями социального бытия пола (гендера) определяющего
жизнь человека и общества статуса. Тендерная методология, таким
образом, оказалась ключевым инструментом анализа социокультур-
ной детерминации человеческого бытия и, соответственно, вопрос о
женской природе получил в концепции феминизма новое философско-
теоретическое обоснование.

В третьей главе «Проблема женской природы в концепции совре-
менного феминизма» рассматривается процесс проблематизации поня-
тия женской природы, представляется интегральное видение данной
проблемы в философской ^теории феминизма и проделывается типоло-
гический анализ основных точек зрения на нее. В соответствии с маги-
стральной задачей феминистской теории, формулируемой как решение
«всемирно-исторического парадокса культурной анонимности жен-
щины» (С.Клемент), в основу типологического анализа проблемы кла-
дется определение авторами тех историко-культурных перспектив, с
которыми связывается реализация «женского» в социальном про-
странстве. В работе указывается, что можно выделить три такие глав-
ные перспективы и, соответственно, три теоретические позиции, кото-
33


рые и анализируются в первом параграфе «Типология феминистских
подходов к проблеме женской природы».

Параграф начинается с рассмотрения позиции, которая связана с
перспективой формирования в будущем андрогинного типа общества,
т.е. такого общества, где физиология человека, его принадлежность к
мужскому или женскому полу не будет иметь никакого значения в его
социокультурном представительстве. Данная перспектива базируется,
в частности, на доказательстве того, что сконструированная общест-
вом природа женщины представляет собой нечто чисто внешнее по
отношению к ее реальным возможностям, что женщина, окажись она в
другой социальной ситуации, способна проявить себя существом ни-
чем по своим ментальным и деятельностньш потенциям не отличаю-
щимся от мужчины. Основоположницей данного направления иссле-
дователи считают С. де Бовуар, которая открыто заявила в своей
ставшей теоретическим бестселлером книге «Второй пол», что
«женщиной не рождаются,, женщиной становятся». С. де Бовуар рас-
сматривает жизнь женщины как ситуацию, применяя для анализа фи-
лософскую методологию экзистенциализма, разработанную Ж.-
П.Сартром в работе «Бытие и Ничто». Автор видит источник форми-
рования представлений о природе женщины, человеке «второго пола»,
в экзистенциальных отношениях людей, она самым детальным обра-
зом, используя десятки, сотни свидетельств, исследует процессы фор-
мирования женского самосознания, женской экзистенциальной ситуа-
ции на всех этапах ее становления (с детства до старости), постоянно
показывая, что «быть женщиной» — «не призвание, а состояние», и по-

<< Предыдущая

стр. 4
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>