<< Предыдущая

стр. 6
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Стало очевидно, как в них- закладываются властные ценностные ори-
ентиры и люди, вовлеченные в эти практики, оказываются в поле кон-
струирования через- и -посредством их культурно-приоритетных оце-
нок и предпочтений.

В работе показывается , что именно на таком понимании языко-
вой деятельности как деятельности дискурсивной и возникает декон-
струкция как универсальный метод, который активно используют тео-
˜ ретики феминизма. На примере основных идейных установок
Ж.Лакана и Ж.Деррида демонстрируется, что деконструктивизм пред-
42



ставляет собой пограничную область лингвистики, философии и пси-
хоанализа и раскрывается, что деконструкция в самом общем смысле
является методом поиска противоречий мышления, который осущест-
вляется через анализ текстовых элементов, языковых оборотов, впи-
*
тавших в себя «дух» социокультурной системы. Благодаря вскрытию
несогласованности «различия» базовых посылок, в деконструкции об-
•>
нажается «бессознательное» в системе, то, что обычно проскальзывает
сквозь анализ, основанный на чистой логике и аргументации. Под
влиянием метода деконструкции в теории феминизма и сложилось
особое направление феминистской литературной критики, которое
стало явлением не только филологическим, но общефилософским. Ис-
следователи данного направления, деконструируя тексты в самых раз-
личных областях знания: литературе, философии, истории, правовых
документов, школьных учебников и т.д., показали, как в культуре на
уровне бессознательных установок формируется образ женщины как
«иного», «другого», «вторичного», «маргинального», «отклонения»,
доказав тем самым патриархатный характер историко-культурной
системы.
Основное внимание в параграфе уделяется феноменам женского
письма и чтения, .разрабатывающихся в феминистской литературной
критике и представляющих собой механизмы самоидентификации
женщины, т.е., по существу, здесь предлагаются пути «возвращения
женщины в свое тело». На данном этапе исследования главный акцент
делается не только и не столько на том, что сближает феминизм и
постструктурализм, что заимствует первый у второго, но, напротив,
на точке расхождения данных направлений. Такой точкой оказывается
понимание такого базового определения как «феминный стиль пись-
ма», а вслед за ним самих понятий «феминности» и «женщины».
\
В параграфе проводится сравнительный анализ теоретических
позиций Ю.Кристевой, Х.Сиксу и Л.Иригарэй, которые обычно рас-
сматриваются в литературе как ведущие представители одного на-
правления, феминистского постструктурализма, и доказывается, что, -
несмотря на общую методологическую платформу — постструктура-
лизм, анализ содержания, который вкладывают исследовательницы в
отмеченные выше понятия, демонстрирует принципиальную разницу
их мировоззренческой направленности. Так, в теории Кристевой в ду-
хе чисто постструктуралистского подхода «мужское» и «женское» есть
универсальные параметры языка, не имеющие связи с субстанцио-
нальной принадлежностью к тому или иному полу, предметом ее ана-
лиза является не женское, а «женское», чисто языковое измерение. Что
касается работ Сиксу и Иригарэй, то в них женщина является не толь-
ко как «символ», .как «фантазм маскулинной культуры», но и в своей
телесной субстанциональности. В своих манифестах, ставших своеоб-
разными «культовымрмгекстами» феминистской литературной крити-
ки, Сиксу и Иригарэй пишут о том, как в процессе женского письма
происходит «раскапывание» в теле женского опыта переживания жиз-
ни. В диссертации показывается, что сами эти тексты являются образ-
цами образцами того «прорыва» за грань
женского письма,
«возможного», где сливаются воедино мысли и чувства и где учатся
чувствовать и мыслить всем телом. Так женское письмо, заключающее
в себе способность побуждать «знание, зарытое в теле, переходить в
сознание» объявляется «местом» обнаружения «изначального»,
«истинного» бытия женщины и началом изменения мира и истории.


Феномен женского чтения также рассматривается в диссертации
как работа феминистских авторов по самовыявлению, самоидентифи-
кации женщины. Здесь подчеркивается, что альтернативные стратегии
44



чтения, формирующиеся феминистской критикой, также основаны на
методе деконструкции -- на децентрации фокуса восприятия, на пере-
мещении его с «голоса» как центрирующего смысл начала на «письмо»
как периферийное поле смыслов. Для осмысления природы такого ро-
да практик своего рода ключевым понятием является категория
«видения» , введенное дискурсивной теорией М. Фуко, которая чаще
употребляется в коннатации с телесностью ˜ «телесное видение». Если
говорить в самом общем виде, телесное видение текста — это воспри-
ятие его через сопротивление языку, восприятие недискурсивного в
тексте. Опыт чтения, который разрабатывается феминистской крити-
кой в работах Э. Шауолтер, А. Колодны, А. Розенхольм, и представ-
ч


ляет собой попытку обнаружить то «женское», что подвергалось
«цензуре тела».

В диссертации анализируется опыт женского чтения на примере
статьи А. Розенхольм «Пищу себя: творчество и автор», где исследова-
тельница «читает» один из рассказов русской писательницы XIX в.
Н.Хвощинской (публиковавшейся под псевдонимом В.Крестовский).
Розенхольм в своей работе обосновывает необходимость различения
двух типов чтения: традиционного восприятия текста, где голос авто-
ра оказывается определяющим, выступает проводником «набора фик-
сированных значений» и женского чтения, где восприятие протекает
как процесс, развертывается как сцена, на которой не только
«слышна» речь автора, но и «видно» его письмо и где поэтому субъект
оказывается гетерогенным, он не только пишет текст, но и пишется
текстом. В своей статье А.Розенхольм как раз и пытается развернуть
эту сцену письма и выявить ту запрещенную женственность, которая
прикрыта культурно-организованным «фасадом» сознательного, кон-
тролирующего «я» писательницы.
На основании мировоззренческих устремлений, выраженных в
работах феминистской литературной (критики, в диссертации делается
заключение о том, что в данном направлении вопрос о существовании
какой-то особой природы, общей для всех женщин, по сути снимается.
Речь идет о женской идентификации, которая и занимает здесь место
вопроса о женской природе. Главное в чем заключается общая пози-
ция всех авторов этого направления - признание необходимости ра-
зидентификации женщины в патриархатной культуре: современная
женщина также, как и «вчерашняя», и «позавчерашняя» «разлучена»
сама с собой, поскольку в ней инспирирован мужской взгляд на свою
природу. Важно, во-первых, осознав это, разидентифицироваться с
этим искусственным конструктом «женственности» и, во- вторых, --
хотя это «второе» разделяется не всеми авторами ˜ постараться
«раскопать» в своем «теле» ту подлинную женственность, которая и
станет источником нового мировидения со всеми вытекающими отсю-
да социокультурными последствиями.

Заканчивается глава утверждением, что теория современного
феминизма является свидетельством «духовного совершеннолетия»
женщины конца XX столетия, осознавшей, что все ее формирование в
прошлом протекало практически без ее личного участия, и что сегодня
время начинать самостоятельные поиски себя, определения своей при-
роды, своих реальных возможностей и способов их реализации в куль-
турном пространстве. Анализ рассмотрения вопроса о природе жен-
щины в теории феминизма позволяет сделать вывод, что главное дос-
тижение ее заключается в снятии традиционного представления о не-
коей абсолютной, общей для всех, сущностной, детерминированной
биологией природе женщины (как и мужчины) и утверждении пони-
мания ее в качестве исторически подвижной формы социальной орга-
низации. Что касается разнонаправленное™ позиций по исследуемой
46



теме, фиксируемых в данном течении современной мысли, то она
представляет собой закономерное отражение реального состояния
собственно «женского», которое сегодня, на рубеже нового тысячеле-
тия, находится в периоде трансформации, поэтому самым важным для
теоретиков оказывается, во-первых, зафиксировать сам факт транс-
формации женской природы и, во-вторых, наметить возможные пути
ее будущего становления, фундаментального перехода к новым исто-
рико-культурным перспективам.

В заключении содержатся основные выводы, отмечаются
элементы научной новизны и перспективные направления дальнейше-
го исследования природы женщины. К ним относятся: анализ генезиса
тендерной природы человеческих отношений; включение понятия уни-
версального женского опыта в конкретный национальный, классовый,
расовый и т.п. контекст; отчетливая корреляция научного и идеологи-
ческого в феминистских исследованиях проблемы Природы женщины;
обращение к преемственности, к определению историко-философских
корней современной феминистской концепции женской природы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Историко-философское исследование вопроса о природе жен-
щины в западно-европейской философской традиции выявило потреб-
ность фундаментального переосмысления постановки данного вопро-
са в современных условиях. Изменившийся образ жизни и сознание
женщины в XX веке, ее «выход» в открытое социокультурное про-
странство демонстрируют необходимость смены самой парадигмы
философского рассмотрения вопроса о женской природе.

2. В западно-европейской филосафской традиции мыслителям
было свойственно разведение вопроса о природе человека и природе
же'нщины. Это проявлялось, во-первых, в местоположении данных во-
47



просов в теоретических концепциях: если проблема природы человека
была отнесена к центральным проблемам философии, то природа
женщины оказывалась в ряду проблем третьестепенных. Во-вторых,
природа женщины определялась через категорию «особенность»,
«специфика», то есть как своего рода «отклонение» от «нормы» при-
роды человека. В третьих, сам статус предметов рассмотрения был
разный, поскольку «женщина» всегда оказывалась в статусе
«другого», «объекта», в пределе «вещи», а не «личности»;
3. Специфика современного этапа становления феминистской
мысли состоит прежде всего в фундаментальной переориентации ее за-
дач с достижения политико-правового равноправия женщины на уни-
версальный пересмотр духовных приоритетов всей западной культу-
ры. Данный пересмотр базируется на открытии социокультурного из-
мерения пола - тендера, благодаря которому стало очевидно, что тра-
диционный взгляд на природу общества, человека, культуры не ней-
трален в половом отношении и что категория «гендер» должна быть
осмыслена в качестве универсального инструмента анализа общест-
венных явлений.
4. Современная теория феминизма представляет собой комплекс-
ный феномен, включающий в себя широкий спектр междисциплинар-
ных исследований: философских, исторических, психологических, эт-
нографических, культурологических и др. Она отмечена процессом ак-
тивного взаимодействия с философскими направлениями Нового и
Новейшего времени: марксизмом, фрейдизмом, экзистенциализмом,
постмодернизмом. В процессе философско-типологического анализа
основных подходов к решению вопроса о природе женщины обнару-
жилось, что общим для них является утверждение социокультурного
содержания рассматриваемого понятия: природа женщины - не есть
естественная константа, детерминированная биологическим строением
органов, это исторически подвижная форма социального бытия чело-
века.
5. Анализ вопроса о природе женщины рассматривается в совре-
менном феминизме в русле общей задачи решения «всемирно-
исторического парадокса культурной анонимности женщины». Устой-
чивой философской ассоциации, свойственной европейской традиции:
«женщина - природа, мужчина - культура», в теории феминизма про-
тивопоставляется определение и разработка тех культурных перспек-
тив, которые возникают в результате реализации возможностей жен-
ской природы. Проведенный типологический анализ позволил выде-
лить три основные перспективы. Одна связана с идеей формирования в
будущем андрогинного типа общества, то есть такого общества, где
физиология человека, его принадлежность мужскому или женскому
полу не будет иметь никакого значения в его социокультурном пред-_
ставительстве. Вторая ориентирована на идею создания женской
«проекции» культуры в обществе, переживаемый кризис которого свя-
зывается, в частности, и с тотальным приоритетом односторонне-
мужских ценностей. Третья имеет в своем пределе образ «новой исто-
рии», которая начнется тогда, когда женщина полностью разотожде-
ствится с инспирированном ей тысячелетней культурой взглядом на
свою природу и идентифицирует себя сама в своем собственном языке.


Основные положения диссертации изложены в следующих публи-
кациях:


1. Природа женщины. Екатеринбург: УралНаука, 1999 (11 п.л.).
2. Women's nature as a problem (Conceptions of feminism) //
Sociological Research, March-April, 1999. Vol. 38, No 2. (1 п.л.)
49



3. Феминизм и постструктурализм о женском теле и женском
письме // Женщина, тендер, культура. М., 1999 (0,5 п.л.).
4. Проблема природы женщины в концепциях феминизма // Про-
блемы философской антропологии и философии культуры.
Екатеринбург, 1999. (0,9 п.л.)
5. Онтология тендера в философии Георга Зиммеля // Философия
Урала: проблемы общей и социальной онтологии. Екатерин-
бург, 1999 (0,5 п.л.).
6. Социально-психологическое состояние российской женщины в
контексте женской природы // Экономическая, правовая и ду-
ховная культура России на рубеже тысячелетий. Т.З. Екате-
ринбург, 1999. (0,3 п.л.)
7. Концепция тендера // XXI век: будущее России в философском
измерении. Материалы Второго российского философского
конгресса. Т.З. Екатеринбург, 1999 (0,1 п.л.).
8. Подъем женского самосознания как необходимое условие де-
мократии // Россия и США на рубеже веков: состояние про-
блемы, перспективы. Материалы всероссийской конференции
участников российско-американских программ научного об-
мена (Екатеринбург, 20-22 мая 1999 г.). Екатеринбург, 1999 (0,2
п.л.).
9. Гуманитарное мышление как экологическая проблема // Безо-
пасность биосферы. Екатеринбург, 1999. (0,1 п.л.)
10. Природа женщины как философская проблема // Обществен-
ные науки и современность. !998, №2 (1п.л.).

<< Предыдущая

стр. 6
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>