<< Предыдущая

стр. 27
(из 28 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Создание комплекса вины и избавление от него

Сознательно или неосознанно мы ставим перед собой вопрос, чего
хотим достичь на определенных этапах нашей жизни в различных
«экзистенциальных» ситуациях. Призывы к выполнению долга или
призывы, оправдывающие уклонение от него, используют
комплекс вины, они отягощают или освобождают нашу совесть
(непросто дать определение, что такое совесть, но, впрочем, она и
так неплохо функционирует). Например, призыв бойкотировать
* Переменим то, что надлежит переменить (лат.) — Прим. пер.
товары из Норвегии вызван угрызениями совести по поводу
истребления китов ее китобойным флотом.
Но наша совесть действует избирательно: например, когда
претенденты на получение политического убежища взывают к нам
и упрекают в том, что, отказывая им, мы отрекаемся от западных
принципов свободы и демократии, мы эти призывы не слышим.
Этот список всевозможных типов воззваний я мог бы продолжать
бесконечно. Например, в выступлениях специалиста по экономике
или политического деятеля мы можем услышать и такие типы
призывов, как:

• экономически ориентированные;
• послания, касающиеся защиты окружающей среды;
• эгоцентричные;
• послания, связанные с мужским доминированием или
эмансипацией;
• адресованные ценностному восприятию аудитории;
• попытки завоевать признание и т. д. и т. п.

Призыв как указание к конкретному действию

Призыв — более эффективное средство, чем вопрос, если речь идет
об указании совершить какое-либо действие. В воззвании
содержится не вопрос по поводу какого-либо решения — в нем уже
заключено само решение. Найдите отличия в следующих примерах.

Пример 1: «Господин Мюллер, не могли бы вы открыть окно?» —
хотя это не прямой вопрос, но, так как здесь употреблен глагол
«мочь», с большой вероятностью можно утверждать, что господин
Мюллер встанет со своего места и выполнит просьбу. Сейчас он
ведет себя вежливо.
«Господин Мюллер, вы откроете окно?» — более правильная
формулировка.

Пример 2: «Господин Мюллер, откройте, пожалуйста, окно позади
вас!» И это он тоже сделает.

Но:

• Вопрос предоставляет принятие решения собеседнику,
призыв предполагает, что уже есть готовое решение, не
забывайте об этом!
• Призыв — это четкое указание, как действовать или что
нужно сообщить, которое требует использования прямого
обращения!

Вы, возможно, возразите: не звучит ли призыв несколько
невежливо?
Нет, потому что, во-первых, главную роль здесь играет тон, а во-
вторых, большинство людей этого даже не замечают; услышав
призыв и начав действовать, они реагируют, не раздумывая о том,
что «попались на удочку».
С того момента, как я на одном журналистском семинаре в
издательстве Axel-Springer заменил обсуждение темы «Техника
постановки вопросов» обсуждением другой темы — «Призыв», на
многих занятиях я провожу «тестирование» своих слушателей.
В обычном разговоре многие этого не замечают, а в сознательно
контролируемой беседе 80% участников, к которым обращались с
призывом, сразу «заводились», в то время как остальные
реагировали на происходящее с легкой усмешкой.
Как и вопросы, призывы — чудесный инструмент, помогающий
разнообразить коммуникацию, потому что вы можете применять
его ко всему спектру словесных формулировок так же, как это
описывается в предыдущей главе. Следуйте образцу, информацию
о котором вы найдете на с. 157 и последующих. В целом вы можете
использовать те же упражнения, что и при отработке техники
постановки вопросов, — они приведены в книге, начиная со с. 164
и далее. Переделайте вопросы в призывы и следуйте указаниям к
упражнению.
Однако есть одно принципиальное отличие призыва от вопроса:
призыв не предлагает искать решение, а преподносит его как
данность!

Поменяйте в обычном разговоре все вопросы на призывы, и вы
поймете, что:

• вам это дается с трудом, так как с детства нас учат другим
приемам ведения коммуникации: нас намеренно
«перевоспитывают», чтобы вместо призывов мы
пользовались вопросами;
• ваш стиль коммуникации становится более прямым и
непосредственным;
• ваши собеседники начинают себя вести так же.

И помните: в зависимости от дозы призывы могут быть и «ядом», и
«лекарством». Постоянно «призывать» — так же глупо, как и
всегда и всюду только «спрашивать»!

Еще несколько примеров формулирования:

в форме вопроса в форме призыва

А каково ваше мнение? Выскажите нам ваше мнение!
Что вы думаете об этом? Поведайте нам о ваших сооб-
ражениях!
Вы можете что-нибудь сказать Поделитесь с нами вашей
по этому поводу? оценкой!
Не могли бы вы высказать свое Сформулируйте вашу позицию!
мнение?
И что же дальше? Пожалуйста, продолжайте
развивать тему дальше!
Вы не против стать cледующим Возьмите на себя дальнейшее -
ведущим дискуссии? ведение дискуссии, пожалуйста!
Не могли бы вы изложить это Доведите, пожалуйста, вашу
полностью? мысль до конца!

Примеры коммуникативного призыва
(= четкое указание и прямое обращение)

¦ «Объясните, пожалуйста...»
¦ «Обоснуйте это!»
¦ «Объясните мне все же...»
¦ «Расскажи, пожалуйста...»
¦ «Господин Мюллер, примите на себя роль ведущего
дискуссию...»
¦ «Пожалуйста, откройте дискуссию...»
¦ «Докажите это!»
¦ «Скажите!»
¦ «Опишите нам...»

Примеры призывов к действию
(= четкое требование произвести действие и прямое обращение)

¦ «Давайте все же примем это».
¦ «Сделайте это!»
¦ «Застенографируйте, пожалуйста».
¦ «Доверься мне!»
¦ «Поцелуй меня!»
¦ «Подумай серьезно о том, что делаешь».
¦ «Обозначьте тему разговора».

Еще раз:

Интересны как коммуникативные воззвания, так и призывы к
действию, но заменой вопроса служат, прежде всего, первые,
относящиеся непосредственно к ведению разговора.
Пожалуйста, одновременно с правилами постановки вопросов
обратите также внимание на еще два принципа.
Каждый разговор преследует какую-то цель, и призывы — не
просто необходимость время от времени напоминать о себе
собеседнику. Они помогают определить и реализовать эту цель.
Правильное использование призывов — умение, которое, как и
любое другое, требует тренировки. Поэтому тренируйтесь.
Желаю приятно провести время!
Список использованной литературы

Ниже приведен список книг и статей, которые мною
использовались, вызвали мой интерес и считаются основными
источниками по обсуждавшейся теме.
Буду благодарен, если вы поможете мне пополнить этот перечень
интересными или выдающимися произведениями.

Aebli, H.: Zwolf Grundformen des Lernens. Stuttgart 1983.
Altmann, H. Gh.: Uberzeugend reden, verhandeln, argumentieren.
Miinchen
1992.
Ani, A.: Praxis der Projektplanung mit Netzplantechnik. Koln 1971.
Anton, K.-H.: Mit List und Tiicke argumentieren. Wiesbaden 1995.
Apitz, K.: Konflikte — Krisen — Katastrophen. Praventivmafinahmen
gegen
Imageverlust. Frankfurt am Main, Wiesbaden 1987. Argyle, M.:
Korpersprache und Kommunikation. 5. Aufl. Paderborn 1989. Baddeley,
A.: So denkt der Mensch. Miinchen 1986. Balck, H.: Neuorientierung
im Projektmanagement. Koln 1989. Bambeck, J./Wolters, A.:
Brainpower. Miinchen 1991. Baumer, Th.: Handbuch Interkulturelle
Kompetenz. Zurich 2002. Becker, В.: Entscheidungen. Bremen 1991.
Bendixen, P./Kammler, H.: Planung, Organisation und Methodik
innovativer
Entwicklungsprozesse. Berlin 1977. Berckhan, В.: Die etwas
intelligentere Art, mit dummen Sprikhen umzugehen.
Miinchen 1998.
Berne, Eric: Spiele der Erwachsenen. Reinbek 2002. Berteismann
Stiftung (Hrsg.): Politik uberzeugend vermitteln. Wahlkampfstra-
tegien in Deutschland und den USA. Giitersloh 1996. Birkenbihl, V.:
Psycho-logisch richtig verhandeln. 6. Aufl. Miinchen/Landsberg
1990.
Birkenbihl, V.: Erfolgstraining. 4. Aufl. Miinchen/Landsberg 1992.
Birkenbihl, V.: Stroh im Kopf? 21. AufL Munchen/Landsberg 1995.
Blazek, A.: Projekt-Controlling. Starnberg 1991. Boning, U.:
Moderieren mit System. Wiesbaden 1991. Bono, E. de: Taktiken und
Strategien erfolgreicher Menschen. 2. Aufl. 1995. Brandstatter, G. u. a.:
Fehler im Projektmanagement. In: Zeitschrift fur Fiihrung
und Organisation 57/1988. Bredemeier, K.: Medienpower. Erfolgreiche
Kontakte zu Presse, Funk und
Fernsehen. Zurich/Wiesbaden 1991. — als Taschenbuch redigiert,
Diisseldorf 1993.
Bredemeier, K./Schlegel, H.: Die Kunst der Visualisierung.
Zurich/Wiesbaden
1991.
— als Taschenbuch redigiert, Dusseldorf 1994. Bredemeier, K. u. a.:
Fiihrungswissen punktuell. Wiesbaden 1992. Bredemeier, K.:
Gewissensverstandnis. Baden-Baden 1992. Bredemeier, K.:
Fernsehtraining. Zurich/Wiesbaden 1993. Bredemeier, K. u. a.:
Fiihrungspower. Wiesbaden 1993. Bredemeier, K./Neumann, R.:
Kreaktiv-PR. Zurich/Koln 1997. Bredemeier, K.: Nie wieder sprachlos!
Horbuch 4 Cassetten, Rusch-Verlag.
Konstanz 1999.
Bredemeier, K.: Der TV-Crashkurs. Zurich 2000. Bredemeier, K.:
Provokative Rhetorik? Schlagfertigkeit! 7. Aufl. Zurich/Koln
2001.
Bredemeier, K.: Nie wieder sprachlos! 4. Aufl. Zurich 2001. Briggs,
J./Peat, F. D.: Die Entdeckung des Chaos. Miinchen 1993.
Businessbestseller summaries Nr. 153. Karsten Bredemeier: Provokative
Rhetorik? Nie wieder sprachlos! EA.Z.-Institut. Buzan, Tony: Nichts
vergessen! Kopftraining fur ein Supergedachtnis. Miinchen
1986.
Capra, F.: Wendezeit. Bausteine fur ein neues Weltbild. Bern 1983.
Casdorff, H.: Medienpraxis fur Manager. Dusseldorf 1991. Comenius,
J.: Orbis sensualium pictus. Dortmund 1979. Cornelsen, C: Lila Kiihe
leben langer. Frankfurt/Wien 2001. Correll, W.: Motivation und
Uberzeugung in Fuhrung und Verkauf. Landsberg
1983.
Crainer, St.: Die Jack Welch Methode. 3. Aufl. Wien/Frankfurt 2002.
Delp, L.: Das gesamte Recht der Publizistik. Neuwied o. J.
Doppier/Lauterburg: Changemanagement. Frankfurt 1994. Doring, K.:
Lehren in der Weiterbildung. Weinheim 1988. Drucker, P. F.: Die
postkapitalistische Gesellschaft. Dusseldorf 1993. Drucker, P. F.:
Schliisseljahre. Stationen meines Lebens. Frankfurt 2002. Duden. —
Das Fremdworterbuch — Neu, 7. Aufl. Mannheim/Leipzig/Wien/
Zurich.
Duden. — Die deutsche Rechtschreibung, 22. Aufl.
Mannheim/Wien/Zurich. Duden. — Die Grammatik, 6. Aufl.
Mannheim/Leipzig/Wien/Zurich. Ebeling, E: Rhetorik. Stuttgart 1986.
Edmuller, A./Wilhelm, Т.: Manipulationstechniken. Planegg 1999. Eibl-
Eibesfeldt, I.: Grundriss der vergleichenden Verhaltensforschung.
Zurich
1978.
Eibl-Eibesfeldt, L: Kalkulierte Reue. Interview in: Focus, 15.5. 2001, S.
lOOf. Ekman, P/Friesen, W. V.: Unmasking the Face. Englewood Cliffs,
NJ.: Prentice
Hall 1975. Eppler, E.: Kavalleriepferde beim Hornsignal. Die Krise der
Politik im Spiegel
der Sprache. Frankfurt am Main 1992. Erny, Hansjorg: Fit fur die
Medien. Zurich 1999. Farrelly, F.: Provokative Therapie. Berlin 1986.
Ferguson, M.: Public Communication — The New Imperatives. London
1993. Field, S./Marthesheimer, P./Langsfeld, W: Drehbuchschreiben fur
Fernsehen
und Film, 2. Aufl. Miinchen 1990. Fowles, J.: Why Viewers Watch.
London 1992. Frese, E.: Einfiihrung in das Projektmanagement.
Miinchen 1980. Frey, S.: Die Macht des Bildes. Bern 1999. Fricke, G.:
Recht fur Journalisten. Miinchen 1995.
Geretschlager, K.: Medientechnik I. Miinchen 1983.
Geissner, H. K.: Der Fiinfsatz. Ein Kapitel Redetheorie und
Redepadagogik,
in: Wirkendes Wort 4/1968, S. 258ff. Geissner, H. K.: Sprecherziehung.
Didaktik der miindlichen Kommunikation.
2. Aufl. Konigstein 1982.
Geissner, H. K.:, Rhetorik und politische Bildung. 3. erw. Aufl.
Konigstein 1986. Geissner, H. K.: Fiinfsatz, in: Historisches Worterbuch
der Rhetorik, Bd. 3.
Tubingen 1996, S. 484-487. Gerken, G.: Geist. Dusseldorf 1992.
Gesellschaft fur Projektmanagement/RKW: Projektmanagement, Bd.
1+2,
Eschborn 1991.
Geyer, P./Hagenbtichle, R. (Hrsg.): Das Paradox. Tubingen 1992.
Geyer, R: Das Paradox, in: Geyer/Hagenbiichle: Das Paradox, Tubingen
1992,
S. llff. Goffman, E.: Wir alle spielen Theater. Die Selbstdarstellung im
Alltag. Miinchen

<< Предыдущая

стр. 27
(из 28 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>