стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет»
Факультет психологии




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СПЕЦКУРСУ
«ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА»
для студентов факультета психологии дневной и заочной формы
обучения

«Прогнозирование, профилактика и
диагностика конфликтов»
(Часть I)




Ростов-на-Дону
2004
2




Печатается по решению методической комиссии кафедры социальной
психологии, протокол № 6 от 17 июня 2004 года.


Автор: Бреус Елена Дмитриевна – кандидат психологических наук,
доцент кафедры социальной психологии РГУ.
3



ВВЕДЕНИЕ


В предлагаемых студентам методических указаниях к спецкурсу
«Психология конфликта» делается акцент на слаборазработанные в различных
областях конфликтологической науки темы прогнозирования, профилактики и
диагностики конфликта.
При традиционном подходе к изучению конфликта центральными темами
являются темы разрешения и урегулирования конфликта. На наш взгляд темы
прогнозирования, профилактики и диагностики конфликта являются столь же
важными. Именно благодаря точному прогнозу, эффективным методам
диагностики и профилактики можно достичь более эффективных результатов
при разрешении конфликта, а при проведении определенной работы на
предконфликтной стадии и его недопущения.
Таким образом, в методических указаниях (Часть I) студентам
предлагается познакомится с возможностями сегодняшнего дня в области
прогнозирования и профилактики конфликтов. Студенты должны получить
представления о процессах прогнозирования и профилактики - как основных
управляющих воздействиях в ситуации конфликта. Студентам должны быть
известны основные классификации прогнозирования, принципы
прогнозирования, этапы прогнозирования и методы прогнозирования.
Студенты должны знать суть отличий процессов прогнозирования и
профилактики. Студенты должны быть знакомы с различными видами условий
эффективной профилактики конфликтов (объективными, объективно-
субъективными и социально-психологическими).
Кроме того, студенты должны знать о методах диагностики конфликтов.
Они должны ориентироваться в разновидностях используемых методов
диагностики (специфические и неспецифические методы).
4



ЧАСТЬ I. ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И
ПРОФИЛАКТИКИ И ДИАГНОСТИКИ КОНФЛИКТОВ

Центральной проблемой любого направления конфликтологической
науки является проблема управления конфликтом. Различными авторами
выделяются следующие виды управляющих воздействий: диагностика,
прогнозирование, профилактика, предупреждение, ослабление,
урегулирование, разрешение, завершение конфликта. Кроме того, к управлению
конфликтом относят также пресечение, предотвращение, устранение, гашение
конфликта. Управление конфликтами может осуществляться на всех этапах его
возникновения и развития. Прогнозирование, профилактика и предупреждение
– это те виды управляющих воздействий, которые целесообразны на ранних
этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена
проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньше усилий
необходимо приложить для ее эффективного разрешения. Функция
заблаговременного обнаружения социальных противоречий, а также
обоснованного предположения возникновения и развития на их почве
конфликтных ситуаций, обеспечивается прогнозированием.
Опыт прогнозирования накоплен в различных областях научного знания.
Вершинин М.С. указывает на существование в науке различных классификаций
прогнозирования: по основным типам – поисковое (определение возможных
состояний явления в будущем) и нормативное (определение путей и сроков
достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели); по
периоду упреждения – оперативное (до 1 месяца), краткосрочное (от 1 месяца
до 1 года), среднесрочное (от 1 года до 5 лет), долгосрочное (от 5 лет до 15 лет),
сверхдолгосрочное (более 15 лет); по сферам предсказания
(внутриполитическое, внешнеполитическое). Определены также основные
принципы прогнозирования: системность, согласованность, непрерывность,
верифицируемость, альтернативность, рентабельность. Выделены этапы
прогнозирования: предпрогнозная ориентация, сбор данных прогнозного фона,
5



разработка базовой модели, построение поисковой модели, создание
нормативной модели, оценка достоверности и точности прогноза, выработка
рекомендаций. В практике прогнозирования в различных областях научного
знания используется комплекс разнообразных методов: фактографический,
статистический, прогнозная экстраполяция, прогнозная интерполяция, метод
исторической аналогии, метод математического моделирования, метод
экспертных оценок и т. д. Прогнозирование рассматривается автором как
предпосылка предотвращения конфликта.
По мнению известных в отечественной конфликтологии ученых
А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова прогнозирование конфликтов возможно
только на высоком уровне развития науки. Конфликтология должна пройти
необходимые для развития любой науки этапы: описательный и
объяснительный. Первый этап связан с определением феноменологии
конфликта (выявление сущности конфликтов, разработка их классификации,
определение структуры и функций конфликтов, описание их эволюции и
динамики). Второй этап обеспечивает разработку объяснительных моделей
конфликтов (определение движущих сил развития конфликтов, их причин и
детерминант). И только на основе накопленных знаний и разработки
соответствующих методов, конфликтология может эффективно реализовывать
свою прогностическую функцию.
Профилактика конфликтов – еще один важный вид управленческого
воздействия. До сих пор в конфликтологии не существует строгого разделения
понятий «профилактика конфликта» и «предупреждение конфликта».
«Профилактика» рассматривается как более широкое понятие, а
«предупреждение» – как частный вид профилактики.
Профилактика конфликтов направлена на такую организацию
жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает
или сводит к минимуму вероятность возникновения или деструктивного
развития противоречий между ними.
6



Большинство ученых считает, что исключить возникновение
предконфликтных ситуаций в обществе, организации, социальной группе
практически невозможно. Возможно только лишь минимизировать их
количество. Для этого необходима система профилактических мер во всех
сферах человеческой жизнедеятельности. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов
выделяют объективные, объективно-субъективные и социально–
психологические условия, способствующие профилактике деструктивных
конфликтов.
К объективным условиям профилактики конфликтов они относят:
1. Создание благоприятных условий жизнедеятельности людей.
К ним относятся: материальная обеспеченность семьи, условия работы
родителей и обучения детей, возможность самореализации в профессиональной
деятельности, взаимоотношения в коллективе, здоровье человека, отношения в
семье, наличие времени для полноценного отдыха и т.п. Неустроенный,
несостоявшийся, неуважаемый в коллективе и обществе, вечно загнанный,
больной человек более конфликтен при прочих равных условиях, чем человек,
у которого этих проблем нет.
2. Разработка правовых и других нормативных процедур разрешения
типичных предконфликтных ситуаций.
Практика работы с типичными проблемными ситуациями социального
взаимодействия, приводящими к конфликтам, показывает, что конструктивное
их разрешение можно обеспечить, разработав нормативные процедуры,
позволяющие оппонентам отстаивать свои интересы, не вступая в конфликт.
Например, конфликты, связанные с «несправедливым» назначением на
должность, можно было бы свести к минимуму, если бы в организации
существовала справедливая, известная всем сотрудникам нормативная
процедура конкурсного назначения на вышестоящую должность.
3. Справедливое и гласное распределение материальных благ.
Невыполнение этого условия является типичной объективной причиной
7



возникновения конфликтов между людьми. А в нынешних условиях дефицита
денег и других материальных благ (объективная основа для конфликтов)
выступает усугубляющим фактором возникающих конфликтных ситуаций.
Реже причиной конфликтов выступает несправедливое распределение
духовных благ (поощрения, награды и т. п.). Если справедливо и гласно
распределять материальные блага, то число и острота конфликтов заметно
сокращается.
4. Успокаивающая материальная среда, окружающая человека.
Существует еще целый ряд объективных условий, влияющих на
возникновение конфликтов между людьми. К ним относят следующие факторы
материальной среды: удобную планировку рабочих и жилых помещений,
оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности,
электромагнитных и других полей, окраску помещений, наличие комнатных
растений, отсутствие раздражающих шумов и т.д. На состояние организма и
психику человека влияет в конечном итоге вся материальная среда, с которой
он взаимодействует. Следовательно, факторы материальной среды
опосредованно влияют на конфликтность человека.
Объективно-субъективные условия профилактики конфликтов.
1. Структурно-организационные условия связаны с оптимизацией как
структуры организации (цех, завод, фирма), так и структуры социальной
группы. Важным фактором уменьшения вероятности возникновения
конфликтов между работниками, а также между структурными
подразделениями организации является соответствие формальной и
неформальной структур коллектива стоящим перед ними задачам.
2. Функционально-организационные условия связаны с оптимизацией
функциональных взаимосвязей между структурными элементами организации
и работниками (четкое разделение функциональных обязанностей, отсутствие
их дублирования и т.п.) Это способствует предупреждению конфликтов между
сотрудниками, поскольку функциональные противоречия, как известно, служат
8



источником межличностных противоречий.
3. Личностно-функциональные условия связаны профессионально
умелым подбором, оценкой и расстановкой кадров. Максимальное соответствие
профессиональных умений, навыков и личностных качеств работника
требованиям занимаемой должности минимизирует предпосылки
возникновения многих межличностных конфликтов.
4. Ситуативно-управленческие условия связаны с уровнем
управленческой компетентности руководителя, что обычно проявляется в
принятии руководителем оптимальных управленческих решений, в выборе и
реализации эффективного стиля управления, в грамотной оценке результатов
деятельности сотрудников и т.д. Необоснованная негативная оценка
результатов деятельности, некомпетентные решения провоцируют
конфликтные ситуации между сотрудниками и руководителем.
Социально-психологические условия профилактики конфликтов.
Конфликт имеет социально-психологическую природу. Поэтому
социально-психологические условия профилактики конфликтов вызывают
наибольший интерес у исследователей. Кроме того, они гораздо легче, чем
объективные предпосылки поддаются управленческим воздействиям.
Социальное взаимодействие, по мнению А.Я. Анцупова и
А.И. Шипилова, не является источником противоречий, когда оно
сбалансировано. Ими выделено пять основных балансов, сознательное или
неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам.
Баланс ролей или ролевого взаимодействия. Он сохраняется в том случае,
когда ролевые ожидания партнеров соответствуют реальному распределению
ролей. Поэтому в ситуации социального взаимодействия очень важно понять
какую роль играет партнер и какую роль он ожидает от другого. Если ролевые
ожидания партнеров не соответствуют их ролевому поведению, то каждому из
партнеров необходимо скорректировать либо свои ожидания, либо свое
поведение. Если такая коррекция не происходит в силу различного рода
9



причин, то возникает ролевой конфликт. Существующие объяснительные
модели ролевого взаимодействия выделяют в основном три ролевые позиции. И
в какой бы терминологии они не были представлены (родитель–взрослый–
ребенок, старший–равный–младший, начальник–коллега–подчиненный,
позиция «над»–«рядом»–«под»), две ролевые позиции в любой триаде всегда
отражают неравенство (подчинение или управление) и только одна – равенство.
Для предупреждения ролевого конфликта наиболее оптимальным является
взаимодействие с партнером на равных.
Баланс взаимозависимости в решениях и действиях. Социальное
взаимодействие людей кроме прочих факторов, определяется системой
взаимозависимости с одной стороны, с другой – порождает ее.
Непротиворечивое взаимодействие обеспечивается балансом
взаимозависимости, либо соглашением сторон о различной степени
взаимозависимости. Если же человек не принимает большей зависимости от
другого, то такое нарушение баланса может служить причиной конфликтного
поведения с его стороны. Слишком большая зависимость человека от партнера
ограничивает его свободу, что может спровоцировать конфликт. В ходе
взаимодействия необходимо ориентироваться в состоянии партнера и
чувствовать, какая степень зависимости партнера для него не является
дискомфортной. На основании этого необходимо поддерживать комфортный
баланс взаимозависимости.
Баланс взаимных услуг. Анализ межличностных конфликтов показал, что
люди осознанно или неосознанно фиксируют услуги (бескорыстная помощь,
ненормативные услуги), которые оказали им, и те, которые оказали они. Если
человек оказал сослуживцу ненормативную услугу, а в ответ не получил с
течением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг
нарушается. Это приводит к возникновению напряженности, нарушению
гармонии во взаимоотношениях, а при значительном дисбалансе – к
конфликтам.
10


стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>