<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Баланс ущерба. Деструктивное чувство мести, присущее человеку, может
проявляться в поддержании баланса ущерба. При нанесении человеку какого-
либо ущерба, он пытается ответить тем же тому, от кого пострадал. Степень
наносимого в ответ ущерба определяется различными факторами –
воспитанием человека, страхом наказания, традициями, мировоззрением.
Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного и
межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта. Поэтому
одним из важных социально-психологических условий профилактики
конфликтов является формирование ценности ненасильственного
взаимодействия.
Баланс самооценки и внешней оценки. В процессе социального
взаимодействия людям свойственно оценивать друг друга (внешность,
поведение, результаты деятельности и т.п.), а также производить самооценку.
Значительное расхождение самооценки и внешней оценки создает почву для
возникновения межличностных конфликтов. Особой остроты достигают
конфликты, возникающие по указанной причине, в отношениях «по–
вертикали» (начальник – подчиненный). Основной причиной возникновения
несоответствия между внешней оценкой и самооценкой является выбор
различных способов оценки субъектами, находящимися в ситуации
руководства-подчинения. Одна и та же деятельность в зависимости от способа
ее оценки может быть оценена по-разному (и как положительная, и как
отрицательная). Все зависит от того, что является основой оценки. Сотрудник,
как правило, при оценке своей деятельности, в качестве основы оценки
выбирает то, что ему удалось сделать. Руководитель оценивает ее исходя из
того, что подчиненному не удалось сделать. Иными словами, в первом случае
результат сравнивается с исходным состоянием дел, а во втором – с конечной
целью. Такой подход характерен не только для руководителей, но и для оценки
людей в любых ситуациях человеческого взаимодействия. Соблюдение баланса
самооценки и внешней оценки важное условие профилактики конфликтов.
11



Еще один вид баланса выделяет Дж. Грехем Скотт. Это баланс
ответственности. Любая ситуация, в которой один из партнеров берет на себя
либо слишком большую, либо слишком малую ответственность, может
привести к конфликту. Сотрудник, взявший на себя ответственность, может
почувствовать перегрузку в связи с добавочной работой, а также одиночество.
Сотрудник, уступивший ответственность другому, может почувствовать
умаление своей значимости, зависимость от другого и утрату
индивидуальности. Чувства обиды и раздражения могут возникнуть с обеих
сторон. Очень часто именно эти чувства лежат в основе возникновения
конфликта. Даже находясь в латентном состоянии они проявляются в
поведении партнеров в форме напряженности, раздражительности,
подозрительности. Поэтому распределение ответственности очень важное
условие профилактики конфликта.
Опыт других стран показывает, что в профилактике конфликтов большую
роль играют психологические службы различных учреждений.
Психологическое просвещение персонала и популяризация
конфликтологических знаний способствуют сокращению количества
конфликтов и более конструктивному их разрешению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.
М.: ЮНИТИ, 1999. 551 с.
2. Вершинин М.С. Конфликтология (конспект лекций). СПб, 2000.
59 с.
3. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. СПб.: Издательство
«Лань», 1999. 448 с.
4. Скотт Джини Грехем. Конфликты. Пути их преодоления. Киев:
Внешторгиздат, 1991. 189 с.
12



МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ КОНФЛИКТА


Методическая сторона изучения конфликта является на сегодняшний
день малоразработанной областью. Поэтому различные научные и прикладные
направления в изучении конфликта вынуждены использовать для диагностики
конфликта методы, имеющиеся в других отраслях знаний, и прежде всего
методы психологии.
В психологической науке специфических методов, направленных на
изучение конфликта также насчитываются единицы. Чаще всего
исследователям приходится пользоваться неспецифическими методами и
методиками, существующими в психологии. Выбор необходимого комплекса
методов и методик, используемых для изучения конфликта, определяется
целью, задачами исследования, спецификой самого конфликта, научным
направлением, в рамках которого изучается конфликт и, естественно,
возможностями конкретных методик.
На сегодняшний день можно выделить несколько аспектов конфликта,
возможность диагностики и изучения которых обеспечена методически, как
неспецифическим, так и специально разработанным инструментарием. Речь
идет о диагностике конфликтности личности и об изучении особенностей
межличностных конфликтов в малых группах. Изучение и диагностика
остальных сторон и особенностей конфликта связана с проблемами поиска или
разработки специфических и адаптацией неспецифических методов и методик.
Среди наиболее известных психологических тестов, которые
используются для диагностики конфликтности личности, А.Я. Анцупов и
А.И. Шипилов выделяют следующие:
16-факторный личностный опросник Кеттелла. В конфликтологии его
применяют для выявления конфликтных личностей. Проведенные
исследования показывают, что более конфликтные личности обладают
следующими психологическими особенностями: скрытность, практичность,
13



жесткость, суровость, независимость, решительность, смелость, честолюбие,
стремление к лидерству.
Личностный опросник Г.Айзенка. Его применение позволяет выявить тип
темперамента личности с помощью двух шкал: «экстраверсия–интроверсия» и
«нейротизм–стабильность». Диагностической является только вторая шкала.
Повышенный уровень нейротизма личности способствует ее конфликтному
поведению. Зависимость между характеристиками экстраверсии–интраверсии и
конфликтностью личности не выявлена.
Шкала реактивной и личностной тревожности. Представляет собой
адаптированный Ю.Ханиным опросник Спилбергера, направленный на
выявление тревожности как эмоционального состояния и как свойства
личности. Тревожность как эмоциональное состояние характеризуется
наличием у человека напряжения, беспокойства, нервозности. Как свойство
личности она проявляется в испытываемых человеком опасениях, страхах в
объективно безопасных ситуациях. В ряде исследований обнаружена
взаимосвязь между повышенной тревожностью и конфликтностью личности.
Опросник А. Басса–А. Дарки. Предназначен для определения
индивидуального уровня агрессии личности. Агрессивность рассматривается
авторами методики как симптомокомплекс различных агрессивных и
враждебных реакций: физическая и косвенная агрессия, вербальная агрессия,
раздражительность, негативизм, обида, зависть, подозрительность. Выявлено,
что конфликтность связана с высоким уровнем агрессивности.
Среди неспецифических методов исследования межличностных
конфликтов в малых группах указанные авторы называют следующие.
Методика изучения взаимоотношений в малой группе (МЛО). Данная
методика разработана Т. Лири, Т. Лефоржем и Р. Сазеком. Она предназначена
для определения преобладающего типа отношения личности к окружающим.
Всего выделяется восемь типов. Наиболее конфликтными являются
прямолинейно-агрессивный и недоверчиво–скептический типы. Выявлено, что
14



прямолинейно–агрессивный тип отношения к окружающим положительно
коррелирует с физической и косвенной агрессией, раздражением, негативизмом
и обидой. Для недоверчиво-скептического типа характерны косвенная агрессия,
раздражение, негативизм, обида и подозрительность.
Методика «Q-сортировки». Методика, предложенная Х. Заленом и
Д. Штоком, направлена на выявление у членов группы таких тенденций в
межличностном общении, как зависимость – независимость, общительность –
необщительность, стремление к борьбе – избегание борьбы. Конфликтную
личность характеризует высокий показатель тенденции к борьбе, который
является отражением стремления к завоеванию более высокого статуса в
системе межличностных отношений.
Социометрия. Основоположником социометрического направления в
изучении малых групп и социометрии как метода является американский
психолог и психиатр Я. Морено. Согласно его концепции все напряжения и
конфликты обусловлены несовпадением формальной и неформальной структур,
существующих в любой малой группе. Это значит, что система симпатий и
антипатий может не совпадать с функциональной структурой взаимодействия
членов группы, что создает постоянный источник напряжения. Следовательно,
для предотвращения возможных конфликтов необходимо привести в
соответствие обе структуры. Этой цели и служит социометрия, выявляя
систему эмоциональных отношений и систему взаимодействий членов группы.
В настоящее время разработаны различные модификации данного метода:
референтометрия, пространственная социметрия и др.
В качестве междисциплинарных методов в конфликтологии применяются
такие методы, как: наблюдение, изучение документов, метод опроса,
эксперимент.
Ранние попытки экспериментального изучения конфликтов представлены
в серии известных исследований Шерифа с группами подростков в летнем
лагере и, к сожалению, малоизвестными исследованиями А.Р. Лурия.
15



Наибольшее количество методических процедур для экспериментального
изучения конфликта разработано представителями бихевиористского
направления. «Дилемма заключенного» является наиболее известной среди
разработанных ими игровых процедур.
В отечественной психологии Б.И. Хасаном разработана целая серия
психотехнических процедур для изучения и конструирования конфликтов.
Можно перечислить отдельные из них: методика определения поля «PRIMA
ACTA», предназначенная для прогнозирования характера разворачивающейся
конфликтной деятельности; эксперимент для изучения переговоров,
позволяющий установить целевую направленность испытуемого и выявить его
основные способы действия в переговорном процессе; экспериментальное
конструирование внутреннего конфликта; экспериментальное изучение
конфликтных установок и др.
Среди специфических методов диагностики конфликтов безусловно
наиболее известным является тест Томаса-Килмена. Он предназначен для
определения наиболее характерного для человека стиля разрешения
конфликтов. Таких стилей авторами выделено пять: конкуренция,
сотрудничество, уклонение, приспособление, компромисс. Авторы считают,
что каждый из стилей эффективен только в определенных условиях. Любой
человек должен уметь эффективно использовать каждый стиль, учитывая
конкретные обстоятельства. Наиболее эффективным будет тот стиль, который
выбран исходя из особенностей конкретной ситуации и индивидуальных
особенностей личности. Чаще всего люди используют один или два стиля. В
некоторых случаях люди могут иметь два равнозначных стиля. Для
эффективного, бесконфликтного общения очень важно знать свой стилевой
репертуар. Для этого предлагается заполнить таблицу 1. Необходимо
проставить в каждой колонке оценки стилям разрешения конфликта от 1
(высокая) до 5 (низкая) в зависимости от того, насколько этот стиль, по вашему
мнению, используется вами в большинстве конфликтных ситуаций. При
16



неуверенности следует ставить равные оценки, но затем в качестве оценки
можно будет использовать только следующую цифру (например, если два стиля
равны по первому месту в категории, то третий стиль получит число 3 для
третьей). В качестве примера предлагается система оценок для категории
«используется чаще всего»: конкуренция –2, уклонение – 5, приспособление –
3, сотрудничество – 4, компромисс – 1.
Данная методика в отечественной психологии адаптирована
Н.В. Гришиной. Результаты исследований показывают, что чаще всего
используются стратегии компромисса, сотрудничества и избегания. В
наименьшей степени – приспособления и противоборства.
Таблица 1
Как я обычно реагирую на конфликтные ситуации
Метод использования и отношения к использованию
чувствую себя при
Стиль
использую предпочитаю использую использовании
разрешения
чаще всего использовать реже всего наименее комфортно

Конкуренция
(я активно
отстаиваю
собственную
позицию)

Уклонение
(стараюсь
уклониться от
участия в
конфликте)

Приспособле-
ние (стараюсь
выработать
решение, удов-
летворяющее
обе стороны)

Сотрудничест-
во (ищу пути
17



совместного
решения проб-
лемы, удовлет-
воряющие обе
стороны)

Компромисс
(ищу решение,
основанное на
взаимных
уступках)

Среди отечественных методов известной является, разработанная
А. Анцуповым модульная методика диагностики межличностных конфликтов.
Модульная структура методики включает четыре базовые измерительные
шкалы: отношение к каждому члену группы; представление об отношении
каждого к нему самому; качество выполнения должностных обязанностей;
развитость нравственных качеств. Сопоставление ответов на первые два
вопроса дает возможность выявить не только реальные, но и потенциальные
конфликтные диадные взаимоотношения в группе. Остальные два базовых
модуля позволяют количественно оценить остроту и интенсивность
конфликтов. Методика располагает широкими возможностями: позволяет
выявить сотрудников, имеющих наибольшее число конфликтных
взаимоотношений; с ее помощью можно выявить ранг каждого работника в
коллективе по каждой шкале; позволяет определить, насколько точно
руководитель представляет положение дел в возглавляемом коллективе; дает

<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>