стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет»
Факультет психологии




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СПЕЦКУРСУ
“ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
для студентов факультета психологии дневной и заочной формы
обучения

“Предупреждение конфликтов”
(Часть II)




Ростов-на-Дону
2004
2




Печатается по решению методической комиссии кафедры социальной
психологии, протокол № 6 от 17 июня 2004 года.


Автор: Бреус Елена Дмитриевна – кандидат психологических наук,
доцент кафедры социальной психологии РГУ.
3



ВВЕДЕНИЕ


В предлагаемых студентам методических указаниях к спецкурсу
“Психология конфликта” делается акцент на слаборазработанные в различных
областях конфликтологической науки темы прогнозирования, профилактики и
диагностики конфликта.
При традиционном подходе к изучению конфликта центральными темами
являются темы разрешения и урегулирования конфликта. На наш взгляд темы
прогнозирования, профилактики и диагностики конфликта являются столь же
важными. Именно благодаря точному прогнозу, эффективным методам
диагностики и профилактики можно достичь более эффективных результатов
при разрешении конфликта, а при проведении определенной работы на
предконфликтной стадии и его недопущения.
Таким образом, в методических указаниях (Часть II) студентам
предлагается познакомиться с основными технологиями предупреждения
конфликта. Студенты должны понимать суть понятия “предупреждения
конфликта”, уметь выделять уровни возможного предупреждения конфликта.
Студенты должны ориентироваться, какому уровню предупреждения
конфликта соответствуют различные его формы.
Кроме указанных методов в психологии существует и разрабатывается
огромное количество отдельных приемов и способов, направленных на
недопущение и предотвращение конфликтных ситуаций. Многие зарубежные и
отечественные авторы предлагают подробное их описание в различных
литературных источниках. Все они связаны с улучшением процесса общения.
Студенты обязаны иметь представление о существующих на
сегодняшний день приемах и способах предотвращения конфликтных
ситуаций.
4



ЧАСТЬ II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ


Разнообразие форм деятельности по предупреждению конфликтов
детерминировано многообразием самих конфликтов. Наиболее эффективной
формой предупреждения конфликтов считается предотвращение их причин.
Различают частичное и полное предотвращение конфликта, раннее
предупреждение и упреждающее разрешение. Частичное предотвращение
заключается в нивелировании действия одной из причин данного конфликта
или в ограничении ее негативного влияния на сложившуюся проблемную
ситуацию. Полное предотвращение предполагает нейтрализацию всех
факторов, составляющих основу данного конфликта.
Технологии предупреждения конфликта – это совокупность методов,
приемов и способов воздействия на предконфликтную ситуацию с целью
устранения возникшего противоречия и недопущения столкновения сторон
(конфликтной фазы). Предупреждение конфликтов направлено на работу с
конкретными формами возникающих противоречий.
А.Г. Большаков и М.Ю. Несмелова выделяют общесоциальный и
психологический уровни деятельности по предотвращению конфликтов.
Предотвращение конфликтов на общесоциальном уровне предполагает
выявление и устранение крупных экономических, социальных, политических
факторов, дезорганизующих социальную жизнь. Речь идет о перекосах в
экономике, резких различиях в уровне и качестве жизни разных социальных
групп, политической и социальной неустроенности, неорганизованной и
малоэффективной системе управления и т.п. Последовательное проведение
социальной, экономической, культурной политики в интересах всех групп
общества; укрепление правопорядка и законности; повышение культурного
уровня общества – весь комплекс перечисленных действий является
универсальным предупреждением негативных явлений.
5



В качестве эффективных форм предотвращения конфликтов указанные
авторы выделяют – институализацию отношений и принятие нормативных
механизмов.
Под институализацией отношений они рассматривают создание
постоянных или временных формальных отношений, в рамках которых
происходит взаимодействие сторон. Формализация отношений предполагает их
структуризацию и распределение ролей, способы оценки и модели поведения,
которые затрудняют конфронтацию.
Примерами институализации отношений в сфере бизнеса и
предпринимательства служат различные конфликтологические службы,
консалтинговые организации, выполняющие экспертные и консультативные
функции. Во многих государствах принят этический кодекс предпринимателя,
который служит для того, чтобы уменьшить возможности “игры без правил”.
Общепринято создавать различные общественные объединения (напр.,
“круглые столы”) для обсуждения спорных проблем. Существуют и другие
разновидности этой формы предотвращения конфликта, основной задачей
которых является четкое определение границ его допустимости.
Принятие нормативных механизмов, которые регулируют конфликты с
помощью правовых, нравственных, религиозных, политических и других норм
– еще одна форма предотвращения конфликтов. Эффективность этой формы, по
мнению авторов, зависит от отношения всего общества, государственных
органов к существующим нормам, а также от четкого и неукоснительного
следования им.
При заключении контрактов в целях предотвращения конфликтов фирмы
используют нормативное регулирование, включая в договоры специальные
параграфы, предусматривающие детальное поведение сторон при
возникновении споров. В качестве иллюстрации А.Г. Большаков и
М.Ю. Несмелова приводят пример использования нормативного регулирования
6



американской ассоциацией судей, которые рекомендуют предусмотреть
следующее:
- письменный обмен мнениями в случае возникновения разногласий
(так как в устном общении легче перейти от дела к негативным эмоциям,
поддаться слабости, принять неправильное решение);
- с самого начала разногласий привлекать помощников и
консультантов. Здесь принцип “скупой платит дважды” работает на сто
процентов;
- использовать любые попытки примирения;
- обеспечить достаточно высокий уровень лиц, ведущих переговоры;
- установить практику многоэтапных переговоров;
- в случае неудачи на переговорах обязательно определить арбитра, а
также порядок рассмотрения спора (судебный или какой-либо иной).
Как видим, предварительно установленные формы поведения в
конкретных условиях, помогают представителям сторон не совершать
необдуманных действий, способствуя, тем самым, предотвращению
конфликтной ситуации.
Психологический уровень предотвращения конфликта предполагает
воздействие на факторы субъективного характера (личностные особенности
поведения в конфликтной ситуации).
Такие известные в социальной психологии методы, как психотерапия,
психологическое консультирование, социально-психологический тренинг,
могут выполнять не только функцию разрешения, но и функцию
предупреждения конфликта, если они применяются на предконфликтной фазе.
Фаза и тип конфликта являются определяющими при выборе метода, приемов и
способов работы с ним.
Психотерапия. Чаще всего психотерапевтические методы наиболее
эффективны в ситуациях внутриличностного или межличностного конфликта.
Любой вид психотерапии (индивидуальная или групповая) – “...это всегда
7



работа с внутренним миром человека, это всегда побуждение его к внутренней
работе, будь то понимание себя, отношение к себе или саморегуляция”(4,
с.331). Поэтому цель психотерапии – это внутренняя работа человека с самим
собой. На сегодняшний день в психологии выделяют три основных
направления психотерапии – психоаналитическое (динамическое),
поведенческое (бихевиористское) и гуманистическое. Каждое из них – это
система теоретических представлений о личности, об особенностях ее развития,
о механизмах психотерапевтического воздействия, о его целях, о технологиях,
приемах и формах работы. Разрешение внутриличностной или межличностной
проблемы на предконфликтной фазе собственно и является реализацией
функции по предупреждению конфликта.
Психологическое консультирование.
В настоящее время четких границ между психотерапией и
консультированием практически не существует. До недавнего времени
клиентами психотерапии считались пациенты с клиническими нарушениями
или с глубинными малоосознаваемыми проблемами экзистенциального
характера. Психотерапевт – основная, главная фигура в процессе терапии,
владеющая необходимыми знаниями и умениями для разрешения проблем
клиента. Консультирование же направлено на помощь здоровым людям, без
психических отклонений. Кроме того, в процессе консультирования клиент
наделяется статусом активного и ответственного за свое решение субъекта.
Проблемы же, с которыми приходится работать консультанту, носят
ситуационный характер. Поэтому под консультированием чаще всего
рассматривают деятельность, направленную на работу с ситуационными
проблемами, возникающими у здоровых людей и решаемыми на уровне
сознания. На сегодняшнем этапе развития консультирования и психотерапии
поле решаемых проблем, а также спектр методических приемов, используемых
в рамках указанных методов, настолько широки, что стирают существовавшие
между ними границы. И психологическое консультирование и психотерапия
8



рассматриваются как методы оказания психологической помощи,
направленные на изменение мировосприятия, мироощущения, определенных
жизненных установок, позиций, поведения личности. Происходящие изменения
в результате действия указанных методов помогают человеку конструктивно
подойти к решению своей проблемной ситуации, по-иному взглянув на нее.
Социально-психологический тренинг.
Под социально-психологическим тренингом (СПТ) в широком смысле
понимают своеобразные формы обучения знаниям, умениям и навыкам в сфере
общения, а также формы их коррекции. СПТ считается одним из эффективных
методов коррекции конфликтного поведения и обучения конструктивному
поведению в конфликтных ситуациях. Основными внутренними методами СПТ
считают групповую дискуссию и ролевые игры, которые создают возможность
взглянуть на ситуацию с различных точек зрения, осознать и принять их
многообразие. Отличительными особенностями данного метода является его
групповой характер, что позволяет использовать обучающий эффект
группового взаимодействия и активная форма приобретения знаний и умений.
Основными механизмами СПТ являются: организация эффективной обратной
связи и рефлексия (групповая и индивидуальная), позволяющая осознавать
различные аспекты конфликтного взаимодействия. Механизмы проживания и
переживания позволяют ощутить разнообразие чувств, эмоций и состояний,
испытываемых субъектами противоположных сторон конфликтной ситуации.
Приобретенные из опыта новые знания и умения – являются основой для
изменения устоявшихся мнений, стереотипов восприятия и поведения,
разрушающих общения и приводящих к конфликтному взаимодействию.
Таким образом, повышение психологической компетентности в сфере
общения и взаимодействия является основой предупреждения любого рода
конфликтов.
Кроме указанных методов в психологии существует и разрабатывается
огромное количество отдельных приемов и способов, направленных на
9



недопущение и предотвращение конфликтных ситуаций. Многие зарубежные и
отечественные авторы предлагают подробное их описание в различных
литературных источниках. Все они связаны с улучшением процесса общения.
Основной предпосылкой, усугубляющей предконфликтную ситуацию с
точки зрения многих психологов, является нарушение равенства позиций
сторон. Частично это проявляется в таких поведенческих характеристиках, как
закрытость и оценочность позиций обоих или одного из партнеров по
общению. Закрытость позиции проявляется в сокрытии субъектом своих
мотивов, интересов, чувств, информации, касающихся возникшей проблемной
ситуации. Скрытые чувства, нужды, интересы порождают ложную ориентацию
конфликтующих сторон относительно друг друга, неверные предположения и,
соответственно, неадекватное реальной ситуации поведение. Поэтому, если
реакция человека слишком отличается от той, которую можно было бы ожидать
в сложившейся ситуации, то, по мнению Дж. Скотт, необходимо остановиться и
попытаться определить, какие глубинные проблемы и нужды она может
отражать? Для этого Дж. Скотт предлагает следовать разработанной ею схеме
анализа ситуации:
1. Необходимо попытаться принять точку зрения другой стороны и
взглянуть на ситуацию ее глазами: что могут думать о сложившейся ситуации
представители другой стороны?
2. Следует посмотреть на свое поведение с точки зрения
противоположной стороны. Не сделали ли Вы чего-либо такого, что не было бы
ими понято?
3. Необходимо понять, не испытывают ли представители другой
стороны в настоящий момент давление каких-то обстоятельств, которые могли
бы вызвать такую реакцию.
4. Важно подумать над тем, каким способом предложить
представителям другой стороны обсуждение реальных причин конфликта.
10



5. Обязательно продемонстрировать свою восприимчивость к нуждам
своих противников, проявить заботу о них, отметить свою готовность затратить
время на то, чтобы понять их.

стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>