<< Предыдущая

стр. 3
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

“Ладно” или любое “Я не согласен, и на “Но мне кажется, что
другое слово самом деле очень зол тебе это не очень
внешнего одобрения, на тебя. Мне кажется, нравится. Как ты к этому
сказанное неохотно ты помыкаешь мной” относишься на самом
или с гневом в голосе деле? Я действительно
хочу это знать”.

Кроме технологии отражения чувств собеседника существует технология
открытого выражения собственных чувств. Как показывает практика открыто
выражать свои чувства гораздо сложнее, чем отражать чужие.
Открытое выражение чувств, особенно отрицательной модальности (гнев,
раздражение, возмущение и др.) в обыденном представлении связано с
опасением нанести обиду, оскорбление, унизить собеседника, в конечном итоге
создать конфликтную ситуацию и разрушить отношения. Чаще всего так и
происходит, в силу того, что вместо технологии выражения чувств фактически
используются обвинения, поучения, указания, советы и т.п. Для различения
технологии отражения собственных чувств от других неэффективных форм
общения можно пользоваться хорошо известной в психологии подсказкой –
формой “Я–высказывания”, “Ты–высказывания” или “Я–утверждения”, “Вы–
утверждения”.
Если я хочу выразить собственное чувство или состояние, то мое
высказывание должно начинаться с местоимения “Я”. Например, “Я чувствую
себя...”, “Мне грустно...”, “Я раздражена...” и т.д.
19



Полная структура “Я–высказывания” включает: описание ситуации
(изложение фактов); выражение своих чувств по поводу ситуации; объяснение
того, какое воздействие оказывает на меня данная ситуация; предложения или
пожелания в адрес будущего взаимодействия. Использование “Я–
высказываний” сводит к минимуму возможность эскалации или возникновения
конфликта. С помощью “Я–высказываний” можно отстаивать свои интересы,
не оказывая давления на других. По существу, “Я–высказывания”
представляют собой технологию, предупреждающую возникновение
конфликтов. “Вы–высказывания”, наоборот, способствуют его возникновению
и эскалации, поскольку воспринимаются как наступление, обвинение,
осуждение и вынуждают занимать оборонительную позицию. Например, “Вы –
не правы”, “Вы не должны были поступать...”, “Вы всегда...”. “Вы–
высказывания” создают впечатление правоты одной стороны и неправоты
другой”. Конфликт в этом случае возникает не в сфере проблемы, а в сфере
отношений, что усугубляет любую ситуацию. Приведенные ниже примеры
демонстрирует возможность превращения “Вы–высказываний” в “Я–
высказывания”.

“Вы–высказывания” “Я–высказывания”
обвиняют выражают чувства, интересы
и ориентируют на результат

“Если что-то необходимо “Когда вы в последнюю минуту звоните
сделать, то Вы не звоните мне и просите составить планы, Я не всегда
мне до последней минуты” бываю свободным для работы с вами, хотя
Я и готов сделать все, что могу. Иногда мне
бывает обидно, что вы не звоните так
долго. Я был бы вам весьма признателен,
если бы в будущем вы предупреждали меня
чуть раньше”
20



“Вы докучаете мне “Если вы спрашиваете меня о чем-то, когда
вашими вопросами” я занят другим, Я чувствую раздражение,
потому что я не готов уделить вам
внимание. Я был бы вам признателен, если
бы вы задали мне свои вопросы в более
подходящее время, например, в …
“Вы никогда не делаете то, “Когда вы принимаете решение за нас
чего хочу я; Вы всегда обоих, не спрашивая моего мнения, Я
поступаете по своему чувствую обиду, и МНЕ кажется, что вас не
усмотрению” интересует моя точка зрения. Мне бы
хотелось, чтобы мы совместно обсуждали
эти вопросы, так чтобы были учтены
желания обоих”


Применяя технологии активного слушания очень важно следовать
основным принципам слушания. Дж. Скотт разработала эти принципы.
Ключевым среди них является принцип – слышать и воспринимать
истинные чувства говорящего.
Остальные принципы заключаются в следующем.
- Слушать с сочувствием. Какими бы отрицательными эмоциями вы
ни были охвачены, необходимо отделить себя от них и слушать с открытым
восприимчивым сознанием. Необходимо вообразить, как вы и ваши ответы
воспринимаются с позиции другого человека.
- Сосредоточиться на предмете разговора. Нельзя позволять себе
уходить в сторону, отвлекаться особенностями личности говорящего.
Необходимо слушать то, о чем говорит собеседник, что составляет предмет
разговора. В случае, когда разговор отклоняется от темы, необходимо, задавая
подходящие вопросы, вернуть его к исходному предмету.
21



- Относиться к говорящему с уважением. Что бы ни говорил вам ваш
собеседник, необходимо показывать ему уважительное отношение к тому, о
чем он говорит и что чувствует. При необходимости можно напомнить своему
собеседнику о необходимости сохранять уважение друг к другу, сказав,
например: “Я вижу, что вы разгневаны, но давайте попробуем не наносить друг
другу оскорблений, а попытаемся совместными усилиями найти приемлемое
для обеих сторон решение”.
- Слушать внимательно, не делая оценок. Это наилучший способ
дать человеку возможность высказать то, что он в действительности думает, и
выговорить все те эмоции, которые могут препятствовать решению проблемы.
Безоценочное поведение слушающего создает свободную непринужденную
атмосферу, в которой говорящему легко делиться своими мыслями. Оно может
создать мотивацию у говорящего вести себя подобным образом в процессе
ваших высказываний.
- Использовать для поддержания разговора невербальные средства.
Очень важно показать человеку свою заинтересованность в том, о чем он
говорит. Показателями заинтересованного внимания и понимания является
следующий комплекс невербального поведения: улыбка на лице, контакт глаз,
склоненная к говорящему поза, кивание головой, поддакивание. Если отнестись
к этому серьезно, то вскоре можно почувствовать искренний интерес к словам и
чувствам говорящего.
Перечисленные способы, технологии представляют важную часть
психологических средств предупреждения, преодоление и профилактики
конфликтов, но, безусловно, не описывают всего их многообразия.
22



ЛИТЕРАТУРА


1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов.
М.:ЮНИТИ, 1999. 551 с.
2. Атватер И. Я Вас слушаю. Москва.: “Экономика”, 1988. 111 с.
3. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций.
Учебное пособие. М.: МЗ Пресс, 2001. 182 с.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Издательство “Питер”,
2000. 464 с.
5. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы
социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 168 с.
6. Скотт Джини Грехем. Конфликты. Пути их преодоления. Киев:
Внешторгиздат, 1991. 189 с.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ