стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет»
Факультет психологии




ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К СПЕЦПРАКТИКУМУ

“СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ”
для студентов факультета психологии дневной и заочной формы обучения




Ростов-на-Дону
2004
2




Печатается по решению методической комиссии кафедры социальной
психологии, протокол № 4 от 8 апреля 2004 года.


Автор: Бреус Елена Дмитриевна – кандидат психологических наук,
доцент кафедры социальной психологии РГУ.
3



ПРОГРАММА СПЕЦПРАКТИКУМА

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель спецпрактикума: формирование у студентов умений и навыков
работы с проблемами затрудненного профессионального общения (на примере
работы с трудностями педагогического общения).
Задачи:
- овладение студентами методическим инструментарием диагностики
проблем и особенностей затрудненного профессионального общения;
- овладение приемами активной групповой работы с проблемами
затрудненного профессионального общения;
- осознание собственных трудностей в профессиональном общении и
работа с ними.
4



2. СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦПРАКТИКУМА

ТЕМА 1. МЕТОДЫ
ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАБОТЕ ГРУПП СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Занятие 1 (4 часа).
Цель: знакомство и овладение методами диагностики психологических
трудностей в профессиональном общения.
Задачи:
1) знакомство с возможностями методики “Диагностика
психологических трудностей общения”, разработанной В.А. Лабунской;
2) выработка навыков применения методики в исследовательских
целях;
3) освоение схемы анализа полученных результатов.
Процедура:
1 часть методики предусматривает работу с количественными
показателями:
1) студентам предлагается представить трудного партнера в общении
и заполнить бланк методики, выбирая и оценивая характеристики партнера,
затрудняющие общение с ним из предложенного перечня;
2) затем студентам предлагается оценить насколько собственные
характеристики общения затрудняют партнера;
3) по соответствующей схеме необходимо обработать полученные
данные и построить графики трудностей в общении (график, отражающий
степень затрудненности в общении исходя из характеристик партнера и график,
отражающий представления о трудностях партнера, детерминированных
собственными характеристиками;
4) необходимо проанализировать полученные результаты и сделать
выводы о типе детерминации затруднений в общении.
2 часть методики предусматривает работу с содержательной стороной
5



полученных данных:
1) студентам предлагается построить групповой портрет трудного
партнера на основании полученных индивидуальных данных;
2) затем необходимо построить групповой портрет себя как трудного
партнера;
3) необходимо сравнить групповые портреты и проинтерпретировать
полученные результаты.

Занятие 2 (4 часа).
Цель: знакомство и овладение методами диагностики психологических
трудностей профессионального общения при формировании и работе групп
СПТ.
Задачи:
1) знакомство со структурой и целями проведения интервью при
формировании групп СПТ;
2) разработка собственных вариантов интервью;
3) отработка навыков проведения интервью с целью выявления
психологических трудностей профессионального общения и формирования
групп СПТ.
Процедура:
1) студенты знакомятся с вариантами интервью (структура, цели);
2) студенты распределяются по подгруппам и каждая подгруппа
разрабатывает свой вариант интервью, исходя из целей тренинга, особенностей
будущих участников, особенностей их возможных трудностей в связи со
спецификой профессиональной деятельности и др.;
3) студенты разбиваются по парам из разных подгрупп и в
интерактивном режиме отрабатывают навыки проведения интервью;
4) студенты анализируют полученный опыт в процессе группового
обсуждения.
6



Занятие 3 (4 часа)
Цель: ознакомление с методами экспресс-диагностики динамики
трудностей общения в ходе СПТ.
Задачи:
1) знакомство с видами и формами экспресс-диагностики;
2) самостоятельное использование студентами различных видов
мини-анкет в конце и по ходу занятий;
3) получение опыта анализа данных экспресс-диагностики в процессе
СПТ.
Процедура:
1) студентам предлагается познакомиться с различными вариантами
экспресс-диагностики, используемыми в процессе СПТ;
2) студенты должны заполнить различные виды мини анкет по ходу и
в конце занятий;
3) студенты в подгруппах обсуждают полученные в анкетах данные;
4) в общем групповом обсуждении студенты выясняют
диагностические и коррекционные возможности предложенных и
использованных вариантов экспресс-диагностики.


ТЕМА 2. ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОСОЗНАНИЕ
ПРИЧИН ЗАТРУДНЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.



Занятие 4 (6 часов)
Цель: знакомство с элементами групповой работы по проблемам
психологических трудностей профессионального общения.
Задачи:
1) осознание причин затрудненного профессионального общения;
2) овладение навыками работы в группе с проблемами
профессиональных трудностей общения.
7



Процедура:
1) студентам предлагается участие в различных видах интерактивной
работы, связанных с осознанием детерминант затрудненного общения;
2) студенты участвуют в процедурах, направленных на осознание
особенностей поведения партнера и собственных характеристик, как
детерминант затрудненного общения;
3) студенты делают выводы о возможностях использования
предложенных процедур для осознания детерминант затрудненного общения.


ТЕМА 3. ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.

Занятие 5 (6 часов).
Цель: знакомство с технологиями эффективного профессионального
общения.
Задачи:
1) осознание эффективности применения технологий активного
слушания;
2) осознание причин собственных трудностей профессионального
общения;
3) выработка навыков эффективного профессионального общения.
Процедура:
1) студенты в различных вариантах интерактивного взаимодействия (по
кругу, в парах, в тройках отрабатывают технологии активного слушания –
основу профессионального общения психолога);
2) в группе происходит обсуждение трудностей использования
технологий активного слушания, обсуждаются критерии слушания и не
слушания.

Занятие 6 (6 часов).
Цель: знакомство с эффективными технологиями подачи обратной связи.
8



Задачи:
1) осознание способов подачи обратной связи как детерминант
затрудненного или незатрудненного профессионального общения;
2) осознание собственных способов подачи обратной связи в
профессиональном общении;
3) овладение способами эффективной подачи обратной связи.
Процедура:
1) студенты знакомятся с эффективными и неэффективными способами
подачи обратной связи в профессиональном общении;
2) студенты участвуют в ролевых играх, моделирующих ситуации
профессионального общения, используя способы подачи обратной связи;
3) студенты обсуждают трудности использования способов эффективной
обратной связи, осознают собственные способы подачи обратной связи,
выясняют критерии эффективной и неэффективной обратной связи.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какова процедура работы с методикой диагностики
психологических трудностей общения.
2. Охарактеризуйте процедура обработки и схему интерпретации
результатов методики диагностики психологических трудностей общения.
3. Каковы возможности интервью при диагностике проблем
затрудненного общения и формировании группы СПТ.
4. Дайте характеристику методов экспресс-диагностики.
5. Охарактеризуйте приемы и способы работы с группой по
осознанию причин затрудненного профессионального общения.
6. Опишите основные технологии рефлексивного слушания.
7. Каковы особенности применения технологий активного слушания.
8. Охарактеризуйте основные способы подачи эффективной обратной
связи.
9. Назовите правила подачи эффективной обратной связи.
9



10. Каково влияние оценочной обратной связи на возникновение
ситуаций затрудненного профессионального общения.


3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ СПЕЦПРАКТИКУМА
ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
Практич. Самостоят.
Наименование тем и разделов
занятия (час) работа (час)
Методика диагностики психологических
6
трудностей общения В.А. Лабунской (часть 1 и
часть 2)
Методики диагностики психологических
4
трудностей профессионального общения при
формировании и работе групп СПТ.
Методы экспресс-диагностики динамики
2
трудностей общения в ходе СПТ
Приемы и способы групповой работы,
направленные на осознание причин 6
затрудненного профессионального общения.
Выработка навыков эффективного
6
профессионального общения.
Выработка навыков подачи эффективной
6
обратной связи
ИТОГО: 30


4. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Зачет.
10



стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>