<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СПЕЦПРАКТИКУМУ
“СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБЩЕНИЯ”.

ТЕМА 1. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАБОТЕ ГРУПП СОЦИАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА



Занятие 1. Методика “Диагностика психологических трудностей общения”,
разработанной В.А. Лабунской.
Методика “Диагностика психологических трудностей общения”
разработана в виде опросника, в котором представлены пять групп
характеристик общения. Каждая группа включает как позитивные, так и
негативные черты, определяющие его эффективность. Суммарная оценка
степени влияния различных групп характеристик позволяет выявить степень
индивидуальной или групповой чувствительности к определенным сторонам
общения (“профиль психологических трудностей общения”), установить
степень сензитивности к позитивным и негативным чертам общения, создать
“портрет” оптимального или трудного партнера с точки зрения субъекта или
группы.
Первая группа включает экспрессивно-речевые (ЭР) особенности
партнеров. В нее входят суждения 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 41, 45, 49, 53,
57. Вторая группа характеристик отражает социально–перцептивные (СП)
особенности партнеров. К ней относятся суждения 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34,
38, 42, 46, 50, 54, 58. Третья группа включает суждения, описывающие
отношения-обращения (ОО) партнеров друг к другу. В нее входят 3, 7, 11, 15,
19, 23, 27, 31, 35, 39, 43, 47, 51, 55, 59. Четвертая группа состоит из суждений,
раскрывающих умения и навыки организации взаимодействия (НВ). Ее
образуют суждения 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60. Пятая
группа характеристик – “условия общения” (УО) дает представление о влиянии
11



на возникновение трудностей общения таких параметров, как интенсивность
общения, количество партнеров, наличие свидетелей общения, пол, возраст,
статус. Ее образуют суждения 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68.
Первичная обработка данных состоит из суммирования баллов внутри
каждой группы характеристик. Затем полученный по каждой группе показатель
переводится в 20-балльную шкалу. Коэффициент перевода для 1-4 групп
признаков равен 0,27, а для 5 группы – 0,53. Перевод в 20-балльную систему
осуществляется умножением суммарного показателя на соответствующий
индекс. Результаты переводятся на график. Он имеет следующий вид: на
вертикальной оси располагаются показатели баллов, на горизонтальной –
наименование групп характеристик трудностей общения (ЭР, СП, ОО, НВ, УО).
График представляет собой “Профиль психологических трудностей общения”
каждого из участников исследования или группы в целом.
Для составления “портрета трудного партнера” отдельно выписываются
суждения, получившие оценку 4-5 баллов. Те суждения, которые были оценены
50 и более процентами участников в “4” и “5” баллов, включаются в групповой
“портрет трудного партнера”. На основе анализа этих представлений
определяются характеристики общения партнера, по отношению к которым
наблюдается повышенная чувствительность, и устанавливаются
количественные и качественные различия “портретов” в зависимости от
изучаемых детерминант затрудненного общения.
Методика имеет две части.
Часть 1
Инструкция: представьте себе, что Ваш партнер (ролевая позиция
партнера может быть любой: начальник, коллега, подчиненный и т.д.)
демонстрирует в общении с Вами ниже перечисленные характеристики
взаимодействия. Ваша задача заключается в том, чтобы оценить насколько та
или иная характеристика партнера затрудняет Ваше общение с ним, например,
такая характеристика, как “громкая речь”. Если эта особенность поведения
12



очень сильно или сильно, средне, слабо и т.д. затрудняет Ваше общение, то
поставьте соответствующий балл в бланке для ответов напротив номера
характеристики; если Вы не обращали ранее внимание на эту характеристику и
не можете оценить ее влияния на Ваше общение, то поставьте “0”, выбрав ответ
“не знаю”. Отвечая, постарайтесь соблюдать следующие простые правила:
1) будьте внимательны, следите, чтобы номер ответа на специальном бланке
совпадал с номером характеристики в опроснике; 2) постарайтесь реже
выбирать ответы “не знаю”; 3) не тратьте время на обдумывание ответов (это
задание на скорость), тогда Вы быстро сможете закончить работу.
Насколько затрудняют Ваше общение ниже перечисленные
характеристики партнера:
1. Тихая речь партнера.
2. Неумение партнера соотносить действия и поступки людей с их
качествами личности.
3. Безразличное отношение к другому человеку (ко мне).
4. Желание партнера больше говорить, чем слушать.
5. Застывшая поза, лицо партнера.
6. Неумение партнера поставить себя на место другого человека.
7. Подозрительное отношение к другим людям (ко мне).
8. Привычка партнера перебивать разговор.
9. Длительные паузы в речи партнера.
10. Неумение партнера “читать” по лицу чувства и намерения другого
человека.
11. Неприязненное (враждебное) отношение к другим людям (ко мне).
12. Неумение партнера выйти из общения, вовремя его прекратить.
13. Нежелание партнера поддерживать зрительный контакт.
14. Ошибки партнера в оценке чувств и настроений другого человека.
15. Властное отношение к другим людям (ко мне).
16. Неумение партнера аргументировать свои замечания, предложения.
13



17. Отсутствие внешней привлекательности у партнера.
18. Неумение партнера продемонстрировать понимание особенностей
другого человека.
19. Высокомерное отношение к другому человеку (ко мне).
20. Неумение партнера разнообразить речевые формы обращения к
другому человеку.
21. Высокомерное отношение к другому человеку (ко мне).
22. Стремление партнера относить людей к определенному типу.
23. Требовательное отношение к другим людям (ко мне).
24. Стремление партнера занимать в общении ведущую позицию.
25. Несоответствие выражения лица партнера его словам.
26. Отсутствие проницательности у моего партнера.
27. Страх партнера быть смешным в глазах других людей.
28. Желание партнера навязать свою точку зрения.
29. Громкая речь партнера.
30. Стремление партнера делать заключения о личности на основе ее
внешности.
31. Стремление партнера произвести на меня приятное впечатление.
32. Неумение партнера выразить отношение с помощью жестов,
мимики, интонации.
33. Систематическое передвижение партнера во время общения.
34. Умение партнера поставить себя на место другого человека.
35. Заинтересованное отношение к другому человеку (ко мне).
36. Умение партнера меньше говорить, а больше слушать.
37. Стремление партнера систематически поддерживать зрительный
контакт.
38. Умение партнера точно оценивать чувства и настроения другого
человека.
39. Доверительное отношение к другим людям (ко мне).
14



40. Умение партнера слушать, вести диалог, беседовать.
41. Приятная внешность партнера.
42. Умение партнера “читать” по лицу чувства и намерения другого
человека.
43. Дружеское отношение к другим людям (ко мне).
44. Умение партнера вовремя выйти из общения, прекратить его,
учитывая ситуацию и состояние другого человека.
45. Быстрый темп речи партнера.
46. Умение партнера демонстрировать свое понимание особенностей
другого человека.
47. Почтительное отношение к другим людям (ко мне).
48. Умение партнера принять точку зрения другого человека.
49. Интенсивная жестикуляция партнера.
50. Умение видеть в другом человеке его индивидуальные
особенности, черты характера.
51. Добродушное отношение к другим людям (ко мне).
52. Умение партнера объяснять, аргументировать свои предложения,
замечания.
53. Соответствие выражения лица партнера его словам.
54. Проницательность партнера, способность видеть людей “насквозь”.
55. Умение партнера выразить отношение с помощью жестов, мимики,
интонации.
56. Умение партнера разнообразить речевые формы обращения к
другому человеку.
57. Частые прикосновения партнера (кладет руку, постукивает по
плечу и т.д.)
58. Стремление партнера оценивать людей на основе представлений,
сложившихся в его окружении.
59. Стремление партнера занимать в общении подчиненную позицию.
15



60. Концентрация внимания партнера на собственных чувствах и
мыслях.
Теперь определите степень влияния обстоятельств и условий на
возникновение трудностей общения. Оценку осуществляйте по той же шкале.
61. Длительное общение с одним и тем же человеком.
62. Присутствие посторонних лиц.
63. Большие временные промежутки в общении с партнером.
64. Общение с группой лиц одновременно.
65. Возрастные различия.
66. Половые различия.
67. Должностные различия.
68. Самочувствия (настроение, готовность к общению).


Бланк для ответов
Дата_____________Пол____________Возраст___________
очень сильно сильно средне слабо не затрудняет не знаю
затрудняет затрудняет затрудняет затрудняет
5 4 3 2 1 0


№ харак- Кол-во № харак- Кол-во № харак- Кол-во № харак- Кол-во
теристикии баллов теристики баллов теристики баллов теристики баллов
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15 16
17 18 19 20
21 22 23 24
25 26 27 28
29 30 31 32
33 34 35 36
37 38 39 40
41 42 43 44
45 46 47 48
49 50 51 52
53 54 55 56
57 58 59 60
?= ?= ?= ?=
16



№ харак- Кол-во
?
Шкала ИП Баллы
теристикии баллов
? =
61 ЭР х 0,27
? =
62 СП х 0,27
? =
63 ОО х 0,27
? =
64 НД х 0,27
? =
65 УО х 0,53
66
67
68
?=


Первичная обработка данных состоит из суммирования баллов внутри
каждой группы характеристик. Затем полученный по каждой группе показатель
переводится в 20-балльную шкалу. Коэффициент перевода для 1–4 групп
признаков равен 0,27, а для 5 группы – 0,53. Перевод в 20-балльную систему
осуществляется умножением суммарного показателя на соответствующий
индекс. Результаты переводятся на график. Он имеет следующий вид: на
вертикальной оси располагаются показатели баллов, на горизонтальной –
наименование групп характеристик трудностей общения (ЭР, СП, ОО, НВ, УО).
График представляет собой “Профиль психологических трудностей общения”
каждого из участников исследования или группы в целом.
Для составления “портрета трудного партнера” отдельно выписываются
суждения, получившие оценку 4-5 баллов. Те суждения, которые были оценены
50 и более процентами участников в “4” и “5” баллов, включаются в групповой
“портрет трудного партнера”. На основе анализа этих представлений
определяются характеристики общения партнера, по отношению к которым
наблюдается повышенная чувствительность, и устанавливаются
количественные и качественные различия “портретов” в зависимости от
изучаемых детерминант затрудненного общения.
Данные первой части методики позволяют работать с представлениями о
17



другом как трудном партнере и корректировать в тренинге только эти
представления. Данные второй части методики позволяют работать и с
представлениями о себе как трудном партнере общения.
Часть 2
Инструкция: Вам предлагается определить, какие из ниже
перечисленных характеристик принадлежат Вам, и, одновременно, оценить
насколько эти характеристики затрудняют общение партнера (любая ролевая
позиция) с Вами. Оценку каждой характеристики проводите в рамках шкалы:
“очень сильно затрудняет” – “не затрудняет”. Если какая-либо из
представленных характеристик Вам не присуща, то поставьте напротив номера
знак “–” - “качество отсутствует”.
Насколько затрудняет общение партнера особенности Вашего поведения:
1. Моя тихая речь.
2. Мое неумение соотносить действия и поступки людей с их

<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>