<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

качествами личности.
3. Мое безразличное отношение к другому человеку.
4. Мое желание больше говорить, чем слушать.
5. Мое неподвижное лицо.
6. Мое неумение поставить себя на место другого человека.
7. Мое подозрительное отношение к другим людям.
8. Моя привычка перебивать разговор.
9. Длительные паузы в моей речи
10. Мое неумение “читать” по лицу чувства и намерения другого
человека.
11. Мое неприязненное отношение к другим людям.
12. Мое неумение выйти из общения, вовремя его прекратить.
13. Мое неумение поддерживать зрительный контакт.
14. Мои ошибки в оценке чувств и настроений другого человека.
15. Мое властное отношение к другим людям.
18



16. Мое неумение аргументировать свои замечания, предложения.
17. Отсутствие у меня внешней привлекательности.
18. Мое неумение продемонстрировать понимание особенностей
другого человека.
19. Мое высокомерное отношение к другому человеку.
20. Мое неумение разнообразить речевые формы обращения к другому
человеку.
21. Моя вялая невыразительная жестикуляция.
22. Мое стремление относить людей к определенному типу.
23. Мое требовательное отношение к другим людям.
24. Мое стремление занимать в общении ведущую позицию.
25. Неумение соотносить выражение лица с моими словами.
26. Отсутствие у меня проницательности.
27. Мой страх быть смешным в глазах других людей.
28. Мое стремление навязать свою точку зрения.
29. Моя громкая речь.
30. Мое стремление делать заключения о личности на основе ее
внешности.
31. Мое желание произвести на партнера приятное впечатление.
32. Мое неумение выразить отношение к партнеру с помощью жестов,
мимики, интонации.
33. Мое систематическое передвижение во время общения.
34. Мое умение поставить себя на место другого человека.
35. Мое заинтересованное отношение к другому человеку.
36. Мое умение меньше говорить, а больше слушать.
37. Мое умение поддерживать зрительный контакт.
38. Мое умение точно оценивать чувства и настроения другого
человека.
39. Мое доверительное отношение к другим людям.
19



40. Мое умение слушать, вести диалог, беседовать.
41. Моя приятная внешность.
42. Мое умение “читать” по лицу чувства и намерения другого
человека.
43. Мое дружеское отношение к другим людям.
44. Мое умение вовремя выйти из общения, прекратить его, учитывая
ситуацию и состояние другого человека.
45. Быстрый темп моей речи.
46. Мое умение демонстрировать свое понимание особенностей
другого человека.
47. Мое почтительное отношение к другим людям.
48. Мое умение принять точку зрения другого человека.
49. Моя интенсивная жестикуляция.
50. Мое умение видеть в другом человеке его индивидуальные
особенности, черты характера.
51. Мое добродушное отношение к другим людям.
52. Мое умение объяснять, аргументировать свои предложения,
замечания.
53. Мое умение приводить в соответствие выражение лица с моей
речью.
54. Моя проницательность, людей вижу “насквозь”.
55. Мое умение выразить отношение к партнеру с помощью жестов,
мимики, интонации.
56. Мое умение разнообразить речевые формы обращения к другому
человеку.
57. Мои частые прикосновения к партнеру.
58. Мое стремление оценивать людей на основе представлений,
сложившихся в моем окружении.
59. Мое стремление занимать в общении подчиненную позицию.
20



60. Концентрация моего внимания на собственных чувствах и мыслях.


Обработка полученных данных производится аналогичным образом.
Строится график, характеризующий представление о себе как трудном
партнере. Соотношение профиля трудного партнера (часть 1) и профиля себя
как трудного партнера (часть 2) на полученных графиках позволяет выявить
вид детерминации затрудненного общения (субъект–объектный, объект–
субъектный, субъект–субъектный и т.д.). Расположение графика,
характеризующего другого как трудного партнера, по шкале ординат выше
графика, характеризующего себя как трудного партнера дает вид субъект–
объектной детерминации затрудненного общения относительно другого, т.е.
другой наделяется характеристиками субъектности, к нему предъявляются
претензии в создании затрудненного общения, он наделяется
ответственностью, активностью для изменения трудной ситуации.
Расположение графика, характеризующего другого как трудного
партнера, по шкале ординат ниже графика, характеризующего себя как
трудного партнера, дает вид объект–субъектной детерминации затрудненного
общения, т.е. характеристиками субъектности партнер наделяет самого себя,
т.е. ответственность за трудную ситуацию и активность, необходимую для ее
преодоления субъект полностью берет на себя, не предъявляя претензий
партнеру.
Совпадение графиков, или их очень близкое расположение друг к другу в
средней части шкалы по оси ординат позволяет диагностировать субъект–
субъектный вид затрудненного общения, когда оба партнера осознают равную
степень ответственности за создавшуюся ситуацию затрудненного общения и
готовы приложить или прилагают равную меру активности по ее преодолению.
В реальном общении причиной затруднений могут быть одновременно
оба партнера, осознающие то, что они являются источником затруднений друг
для друга, или не осознающие этого. Затрудненное общение, при котором оба
21



партнера в равной мере осознают себя и другого причиной возникших
трудностей, мы будем называть субъект–субъектным затрудненным
личностным общением. Субъект–объектным или объект–субъектным
деперсонализированным затрудненным общением для нас является общение,
когда оба или один из партнеров причину трудностей усматривают только в
другом или только в себе. С точки зрения совпадения или несовпадения
представлений партнеров о причине, затрудняющей их общение, можно
предложить следующую классификацию видов затрудненного общения.
Крайними проявлениями возможных видов затрудненного общения
являются Модель 1 и Модель 2.
Модель 1
Объект–субъектное затрудненное общение
Переживает общение Переживает общение
как затрудненное как затрудненное
Осознает Осознает

партнера Субъект || Субъект партнера

причиной (Объект) (Объект) причиной

собственных собственных

трудностей трудностей


Модель 1 характеризуется тем, что оба партнера, испытывая трудности в
общении, видят их причину друг в друге. Изменение трудной для себя ситуации
каждый связывает с изменением партнера. На поведенческом уровне такие
представления порождают богатый спектр разнообразных взаимных претензий,
требований, советов, что приводит к усилению “затрудненности” общения (от
легкого трения – к размолвке – конфликту и т.д.) и формированию объект–
субъектной модели общения.
22



Модель 2
Субъект–объектное затрудненное общение
Переживает общение Переживает общение
как затрудненное как затрудненное
Осознает Осознает
себя причи- себя причи-
ной пережи- Субъект || Субъект ной пережи-
ваемых парт- (Субъект) (Субъект) ваемых парт-
нером зат- (Объект) (Объект) нером зат-
руднений в руднений в
общении общении

Модель 2 характеризует ситуацию, в которой каждый из партнеров,
испытывая трудности в общении, осознает себя причиной их порождающей.
Поэтому, изменение общения оба связывают с собственными изменениями,
беря весь груз ответственности только на себя, продолжая относиться к
другому как к объекту. Это приводит к формированию субъект–объектной
модели затрудненного общения.
Путь работы с конкретными трудностями партнеров в общении мы видим
в изменении Модели 1 и Модели 2 на Модель 3, т. е. в переходе от осознания
причины трудной для себя ситуации общения, связанной только с партнером
или только с собой, к осознанию совместного вклада в возникновение
затрудненного общения, к осознанию возможности быть самому причиной
затрудненного общения в такой же мере, как и партнеру.
Осознать свои действия, свое поведение как причину определенной
ответной реакции партнера, которая и делает общение, как для одного, так и
для другого затрудненным, означает уравнять в своих представлениях
возможности каждого из партнеров в детерминации процессов общения, в том
числе и затрудненного. Равенство представлений субъекта о себе и о партнере
как возможных источниках трудностей друг друга приводит к равенству
23



требований к себе и другому по изменению затрудненной ситуации общения,
что соответствует субъект–субъектной природе общения и личностному
подходу к нему. Этот механизм позволяет соотнести свои представления о
причинах собственных затруднений и затруднений партнера с его
представлениями об этом. Осознание имеющихся расхождений позволяет
выйти на необходимость изменения представлений не только о другом, но и о
себе, как трудном партнере общения.
Модель 3
Субъект–субъектное затрудненное общение
Переживает общение Переживает общение
как затрудненное как затрудненное
Осознает в равной Осознает в равной
степени себя и степени себя и
партнера Субъект Субъект партнера
причиной причиной
затрудненного (Субъект) (Субъект) затрудненного
общения общения

В качестве критерия перехода от субъект–объектной и объект–
субъектной форм общения к субъект–субъектной его форме мы будем считать
выравнивание представлений о себе и другом как источнике затрудненного
общения, детерминированное социально-психологическими характеристиками
личности как субъекта общения. Поэтому одной из задач тренинга
профессионального общения является изменение представлений о себе и
другом как трудном партнере общения.

Занятие 2. Методы диагностики психологических трудностей
профессионального общения при формировании и работе групп СПТ (на
примере выявления трудностей педагогического общения).
Вариант интервью, разработанный для выявления трудностей
24



педагогического общения и формирования групп СПТ педагогов:
СХЕМА ИНТЕРВЬЮ
1. Социально–демографичесике данные
1.1. Возраст
1.2. Образование
1.3. Профессиональный путь (где и кем работал)
1.4. Стаж работы (общий и педагогический)
1.5. Семейное положение (имеется ли собственная семья, дети)
2. Мотивационная сфера профессиональной деятельности
2.1. Почему Вы работаете в системе образования?
2.2. Что Вам нравится в Вашей работе?
2.3. Что Вам не нравится в Вашей работе?
3. Трудности профессионального общения
3.1. В какой из перечисленных сфер профессионального общения Вы
испытываете большую степень затруднений?
- в общении с учениками
- в общении с коллегами
- в общении с родителями учеников
- в общении с администрацией
3.2. В чем для Вас эти трудности проявляются?
3.3. В чем Вы видите причины возникновения ситуаций затрудненного
общения с учениками, коллегами, родителями, администрацией?
3.4. Приведите примеры ситуаций затрудненного общения, вызвавшие у
вас непонимание причин их возникновения, непонимание мотивов
поведения партнера, чувство неудовлетворения собой или партнером
и т.д.
4. Социометрические данные
4.1. С кем из перечисленных в списке людей (предлагается список
потенциальных участников тренинговой группы) Вы хотели бы
25



попасть в тренинговую группу? Почему?
4.2. С кем из перечисленных в списке людей Вы не хотели бы попасть в
тренинговую группу? Почему?


Занятие 3. Методами экспресс-диагностики динамики трудностей общения в
ходе СПТ.
В ходе тренинга могут использоваться методы экспресс-диагностики (в
начале и в конце тренинга, а также в конце каждого дня). По форме проведения
- это мини-анкеты и устный опрос, связанный с подведением итогов дня.
Экспресс-диагностика позволяет отслеживать уровень осознания причин
затрудненного общения и динамику эмоционального состояния участников
тренинга в течение дня.
Вариант анкеты дня

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>