<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Дата____________Имя_______________Группа_________

1. Я удовлетворен результатами Я не удовлетворен результатами
5 4 3 2 1 сегодняшних занятий
сегодняшних занятий
2. Я удовлетворен своим Я не удовлетворен своим
54321
эмоциональным состоянием эмоциональным состоянием
Я не понял, в связи, с какими
3. Я понял, в связи, с какими
5 4 3 2 1 особенностями партнера у меня
особенностями партнера у меня
возникают затруднения в общении
возникают затруднения в общении
4. Я понял, в связи, с какими Я понял, в связи, с какими
особенностями моего поведения особенностями моего поведения
54321
возникают трудности у партнера возникают трудности у партнера
по общению по общению


В качестве экспресс-диагностического может использоваться следующий
прием. В начале тренинга участников группы просят ответить письменно, каков
процент ситуаций затрудненного общения в их профессиональной
деятельности инициирован их партнерами, и каков процент таких ситуаций,
когда причиной являются они сами. В конце тренинга данная процедура
повторяется. Для участников группы сравнение своих ответов является
моментом осознания изменения своих представлений о себе и о другом как
источнике причин, затрудняющих процесс общения.
26



ТЕМА 2. ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОСОЗНАНИЕ
ПРИЧИН ЗАТРУДНЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.



Занятие 4. Приемы и способы групповой работы в связи с психологическими
трудностями профессионального общения.
Реализация указанной темы может осуществляться различными
методами, приемами и на различных этапах групповой работы. Так в качестве
одного из способов, позволяющих осознать в себе профессионально-важные
качества, вызывающие затруднения у партнера в процессе общения, можно
использовать определенную форму знакомства.
Для этого каждому участнику предлагается найти в себе качества,
затрудняющие профессиональное общение с ним и помогающие ему в
профессиональном общении. Затем по кругу каждый участник должен назвать
эти качества, повторяя при этом качества названные двумя предыдущими
участниками. Выполнение этого упражнения предполагает осознание того, что
каждый из присутствующих обладает качествами, которые не только помогают
в общении, но могут нести и элементы затрудненности. На этом этапе, как
правило, возникают затруднения при поиске собственных качеств,
затрудняющих общение других. Именно этот момент является ключевым в
обсуждении того, что в себе видит и осознает участник, и чего он в себе не
видит и не осознает. Именно с этого упражнения начинается коррекция
представления о себе как трудном партнере профессионального общения.
Продолжением реализации указанной темы является проведение
групповой дискуссии о причинах затрудненного профессионального общения.
Процедура: каждому участнику дается задание в течение 10-15 минут
вспомнить и описать ситуации профессионального общения, в которых он (она)
испытывали (или испытывают) трудности или затруднения и попытаться
определить их причины. Затем участники объединяются в три подгруппы и им
дается задание найти сходства и различия в предлагаемых каждым участником
27



перечнях выявленных ситуаций затрудненного общения. В результате этого
анализа, участники каждой подгруппы должны выделить три наиболее
значимых ситуации затрудненного общения, со своей точки зрения, и
представить их всей группе. Предложенные каждой подгруппой ситуации
выписываются на доске в общий столбик. Рядом выписываются
предполагаемые причины этих трудностей. Групповое обсуждение идет по
пути классификации ситуаций затрудненного общения и их причин, выделяя
для этого различные основания. Также предлагается обсудить, что может
сделать каждый из участников для изменения ситуации затрудненного
общения, для устранения причины ее вызывающей. Открытием для участников
группы является то, что очень многие причины трудностей могут быть
устранены, так как коренятся в них самих, т.е. зависят от субъекта общения (от
особенностей восприятия себя и партнера, собственных личностных
характеристик, навыков общения и т.п.). Т.е. результатом группового анализа
является осознание собственной ответственности за возникновение
определенных ситуаций затрудненного профессионального общения и роли
собственных личностных особенностей в этом процессе.


ТЕМА 3. ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.


Занятие 5. Технологии эффективного профессионального общения.
Занятие начинается с мини-лекции по теме “Технологии активного
слушания”, которая дает представление о существующих способах
эффективного слушания собеседника, предоставляющих возможность
соблюдать равенство позиций партнеров общения, и позволяет формировать у
участников мотивацию к необходимости овладения такими технологиями. К
технологиям активного слушания относятся следующие технологии: пересказ,
уточнение, подведения итогов, дальнейшее развитие мыслей собеседника,
отражение чувств, безмолвное слушание.
28



Для отработки одной из важнейших технологий активного слушания –
пересказа можно использовать упражнение “Работа по кругу”. Процедура:
каждый участник придумывает фразу, с которой можно начать разговор о
волнующем его вопросе, связанном с проблемами в межличностном общении.
Свою фразу участник говорит сидящему слева от него. Слушающий обязан
настроится на восприятие и понимание сказанной ему фразы. Затем он должен
пересказать смысл услышанной фразы своими словами, т.е. использовать
технологию пересказа. После этого он говорит свою придуманную фразу
следующему участнику, сидящему слева от него. Задача следующего
участника, слушающего фразу, точно такая же, как и у предыдущего
слушающего Упражнение повторяется до тех пор, пока круг не завершится. В
случае затруднений, возникающих у участников при отражении точного
смысла услышанной фразы, в работу включаются все участники группы и
помогают сформулировать фразу, наиболее точно, отражающую смысл
сказанного.
Для освоения других способов активного слушания используется прием
работы в тройках. Процедура: участники делятся на группы по три человека в
каждой. Один из участников тройки рассказывает о своей проблеме, связанной
с ситуацией затрудненного общения, которая в настоящий момент является для
него актуальной. Задача другого участника – слушать говорящего, сознательно
используя технологии активного слушания. Третий – эксперт, он фиксирует
используемые слушающим технологии. Упражнение повторяется каждой
тройкой трижды: каждый участник должен побывать в каждой из трех позиций
- говорящего о своей проблеме, слушающего и эксперта. Анализ происходит в
виде отчета каждой тройки о своей работе: каждый из участников рассказывает
остальным членам группы о тех трудностях и удачах, которые встречались при
использовании того или иного способа активного слушания.
29



Занятие 6. Эффективные технологии подачи обратной связи.
В создании затрудненного профессионального общения большую роль
играют оценочные суждения по поводу личности партнера. Поэтому очень
важной темой для формирования оптимального профессионального общения
является тема “Эффективные способы подачи обратной связи”.
Ролевая игра “Открытый урок” позволяет осознать эффективность и
неэффективность различных способов подачи обратной связи психологом и
может служить моделью использования ролевой игры для реализации
указанной темы. Процедура: ситуация состоит из двух частей. Первая часть
ситуации состоит в следующем - идет открытый урок математики в начальной
школе. Учитель предлагает ученикам решить задачу на сложение, используя
наглядный материал: кошечки, белочки. Одна из учениц начинает плакать.
Учителю предлагается разобраться в сложившейся ситуации.
Вторая часть ситуации - психолог после урока разбирает действия
учителя по решению возникшей на уроке ситуации.
Инструкция учителю: Вы даете открытый урок математики. Объясняете
ученикам понятия “сложение” и “ вычитания”. У Вас подготовлен красочный
наглядный материал (кошечки, белочки), который Вы используете при
объяснении этой темы. Вдруг одна девочка начинает громко плакать. Ваши
действия?
Инструкция ученице: Недавно твоя любимая кошка попала под машину.
Взглянув на картинки кошек ты вспомнила о своей кошке. Тебе ее очень жалко,
ты расплакалась и не можешь успокоится.
Группа анализирует вторую часть ситуации – обсуждение урока.
Анализируются способы подачи обратной связи психологом учителю.
Участнику, исполнявшему роль учителя, предлагается ответить, какие чувства
возникают у него на различные формы подачи обратной связи. Возникает ли
желание следовать советам и замечаниям психолога или возникают иные
желания. Как правило, способы подачи обратной связи ограничиваются
30



советами и личностными оценками, что является показателем неравных
личностных позиций участников. И возникающая ответная реакция носит
негативную окраску или защитный характер. Вместо желания прислушаться к
советам и изменить что-то в лучшую сторону, возникает желание защитить
свой способ решения данной ситуации. Возникает ситуация затрудненного
общения. Анализ видеозаписи позволяет обсудить именно те моменты, которые
наглядно демонстрируют проявляющуюся в вербальном и невербальном
поведении позицию “над”, приводящую к затруднениям в общении.
Обязательным этапом анализа ситуации является поиск участниками
эффективных способов подачи обратной связи для конкретного учителя в
данной конкретной ситуации.
Необходимым условием работы группы по данной теме является
использование приема доигрывания любой ситуации, вызвавшей у
участвующих в ней партнеров чувство неудовлетворенности ее ходом и
результатом. Использование этого приема имеет важное значение, так как
позволяет участникам не только осознавать в себе и другом особенности
поведения, приводящие к затрудненному общению, но и стимулирует
участников к поиску способов поведения, ориентированных не только на себя,
но и на партнера.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Атватер И. Я вас слушаю. М, 1985.
2. Бреслав Г.М. Образование и подготовка психологов: дилеммы
гуманистической психологии / Психология с человеческим лицом. М, “Смысл”,
1997. С.249-256.
3. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора / Психология с человеческим
лицом. М, “Смысл”, 1997. С.284-314.
4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и
развитие компетентности в общении. Практическое пособие. “ЭНИОН”, Киров,
31



1991.
5. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного
взаимодействия с подростками. М., Изд-во Инсайт, 1992.
6. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное
познание. Ростов-на-Дону, 1999.
7. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология
затрудненного общения. Москва, Академия, 2001. 288 с.
8. Мелибруда. Я–Ты–Мы. М, 1986.
9. Натаров В.И. Влияние курса СПТ на самооценку “Я-образа” //
Психологический журнал. 1990. Т.11, № 5, с.35-39.
10. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы СПТ.
Изд-во МГУ, 1982.

<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ