<< Предыдущая

стр. 23
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

523 В данном случае применяются общепринятые буквенные сокращения: S - саидский диалект, В - бохайрский, F - файюмский, ? -среднеегипетский, А - ахмимский, А2 - субахмимский, G - диалект папирусов из Джеме. - Прим. пер.
524 Помимо шести общепризнанных, Кассер выделяет ахмунинский диалект (длительное рассуждение об этом см. в его статье «Dialectes, sousdialectes, et "dialecticules" dans l'Egypte copte», ZAS xcii, 1965, pp. 112 f.), диалект ?, представленный книгой Притчей в папирусе Бодмера VI, изданном Кассером (Louvain, 1960), характерный, помимо прочего, использованием так называемых старокоптских букв, - см. Kasser в: JEA xlix (1963), pp. 157-160; и J. Vergote, «Le dialecte copte ? (P. Bod. VI: Proverbes). Essai d'identification», Revue d'egyptologie, xx (1973), pp. 50-57 и башмурский диалект, от которого не дошло текстов, а есть только свидетельство Афанасия из Куса, что такой диалект еще существовал в XI в. в области Башмур (Мансура), к востоку от Дельты. О попытках выделить другие коптские диалекты см. комментарий Кассера в его Complements аи Dictionnaire copte de Crum (Cairo, 1964), pp. xi-xvii. Критику стремления Кассера выделять все новые диалекты и поддиалекты см.: Peter Nagel, «Der fruhkoptische Dialekt von Theben» [где, помимо прочего, обсуждается выделенный Кассером «диалект Р»], Koptologische Studien in der DDR, ed. by Institut fur Byzantinistik der Martin-Luther-Universitat (Halle-Wittenberg, 1965), S. 30-49; его же, «Der Bedeutung der Nag Hammadi-Texte fur die koptische Dialektgeschichte», Von Nag Hammadi bis Zypern, Eine Aufsatzsammlung, ed. by Peter Nagel (Berliner byzantinistische Arbeiten, xliii; Berlin, 1972), S. 16-27.
525 Кассер объясняет, что эти семь этапов - всего-навсего удобная классификация, избранная им, чтобы проследить основной курс эволюции коптских текстов, и между этими фиксированными точками существуют промежуточные этапы, в которых можно обнаружить как следы предыдущего, так и признаки наступления следующего периода.
526 Текст дошел в рукописи, часть которой хранится в собрании Бодмера, часть в собрании Честера Битти; см. Rodolphe Kasser, Papyrus Bodmer XXI. Josue VI, 16-25, VII, 6-XI, 23, XXII, 1-2, 19-XXIII, 7, 15-XXIV, 23, en sahidique (Cologny-Geneva, 1963); A. F. Shore, Joshua I-VI and Other Passages in Coptic (Chester Вeatty Monographs, ix; Dublin, 1963). Кассер датирует рукопись IV в., А. Ф. Шор - первой половиной IV в.
527 Поскольку нет ни одного коптского библейского текста, бесспорно датируемого временем ранее второй половины III в., аргументы Кассера в пользу существования первого и второго этапов остаются полностью гипотетическими. Даже недавно восстановленные фрагменты саидской версии Быт 32:5-21 и 42:27-30, 35-38, входившие в состав переплета кодекса VII из Наг Хаммади (переплет датируется предположительно 345-350 гг.), нельзя с уверенностью считать остатками коптской версии Библии III в.; об этом см. Rudolphe Kasser, «Fragments du livre biblique de la Genese caches dans la reliure d'un codex gnostique», Mu, lxxxv (1972), pp. 65-89. Кто скажет теперь, много ли времени должно было пройти, пока рукопись настолько обветшает, что будет годна только на переплет для другой книги?
528 Другие исследователи не разделяют мнения Кассера, что переводы на малые диалекты сделаны с саидской версии (см. его раздел 4, «Доклассический бохайрский период»). П. Вайгандт, например, утверждает, что это вполне самостоятельные переводы Нового Завета (Peter Weigandt, «Zur Geschichte der koptischen Bibelubersetzungen», Bib, 1, 1969, 80-95. Большая часть этой статьи посвящена критике основных положений книги Кассера, упомянутых выше, на странице 138, прим. 134).
529 В своем изложении Кассер не приводит доказательств; сказано только, что данные получены в результате исследования 7 библейских книг, но не говорится даже, каких именно!
530 «Reflexions sur quelques methodes d'etude des versions coptes neotestamentaires», Bib, lv (1974), pp. 233-256. (См. также статью Кассера «Les dialectes coptes», Bulletin de l'Institut francais d'archeologie Orientale, lxxiii, 1973, pp. 71-99.)
531 Hermann von Soden, Die Schriften des Neuen Testaments in ihrer altesten erreichbaren Textgestalt, 1. Teil, Untersuchungen, ii (Berlin, 1902), S. 1478-1492; iii (1910), S. 1674-1681, 1863-1867, 2072-2073.
532 Horner, The Coptic Version of the New Testament..., iii (1911), pp. 386-390.
533 William H. P. Hatch в статье: J. ?. Ropes and Hatch, «The Vulgate, Peshitto, Sahidic, and Bohairic Versions of Acts and the Greek Manuscripts», HTR xxi (1928), pp. 86-88.
534 См. J. Н. Ropes, The Text of Acts (London, 1926), p. cxliii. Иначе нам пришлось бы предположить, что корректор внес в александрийский текст незначительные и маловажные западные чтения, а самые интересные и важные пропустил.
535 Lagrange, op. cit., pp. 522, 569-570, 618-619.
536 В данном издании текста Евангелий приводится около 600 разночтений.
537 A. W. Adams, пересмотр издания: Frederic G. Kenyon, The Text of the Creek Bible (London, 1975), p. 138.
538 Ibid., р. 139.
539 Anton Joussen, Die koptischen Versionen der Apostelgeschichte (Kritik und Wertung). Bonner biblische Beitrage, xxxiv (Bonn, 1969), S. 198-200.
540 Theodor Zahn, Die Urausgabe der Apostelgeschichte des Lucas (Leipzig, 1916), S. 225.
541 Cm. Janssen, op. cit., S. 200.
542 Op. cit., S. 140.
543 Karlheinz Schussler, Epistularum catholicarum versio Sahidica, 2 vols. (Inaug.-Diss., Munster, 1969).
544 О других именах, данных этому анонимному богачу, см. статью автора этих строк «Names for the Nameless in the New Testament; a Study in the Growth of Christian Tradition» в сборнике Kyriakon: Festschrift Johannes Quasten, ed. by Patrick Granfield, Josef A. Jungmann, i (Munster/W., 1970), pp. 89 ff.
545 Коптский текст четырех рукописей см.: Sir Herbert Thompson, The Coptic Version of the Acts of the Apostles and the Pauline Epistles in the Sahidic Dialect (Cambridge, 1932), p. 97. Здесь Томпсон говорит, что данное чтение происходит «очевидно, из желания дополнить этот хорошо известный анаколуф».
546 Например, von Soden, op. cit., I. iii (1910), S. 1955, 2072-2073; J. H. Ropes, The Text of Acts (London, 1926), pp. cxlv, 357-358; M.-J. Lagrange, Critique textuelle (Paris, 1935), pp. 320, 452 f., 522, 618.
547 Encyclopaedia Biblica, iv, col. 5010.
548 Nestle, «Egyptian Coptic Versions», The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, ii (1908), p. 133.
549 A. W. Adams в дополненном и исправленном издании монографии: Frederic G. Kenyon, The Text of the Greek Bible (London, 1975), p. 142.
550 Ibid
551 Ibid., p. 143.
552 J. L. Koole, «Die koptische Ubersetzung der Apostelgeschichte», BBC xii (1937), S. 69-70.
553 Studien zum koptischen Bibeltext; Kollationen und Untersuchungen zum Text der Paulusbriefe in der unter- und oberagyptischen Uberlieferung (Berlin, 1936), S. 89.
554 Ibid., S. 67.
555 Sir Herbert Thompson, op. cit., p. xxvi.
556 Ibid., p. xvi.
557 Ibid., p. xxii.
558 E. M. Husselman, The Gospel of John in Fayumic Coptic (Ann Arbor, 1962), pp. 14- 17. Статистика, приведенная здесь, отличается от той, которая приводится в резюме, составленном Хассельман: она считает только единожды каждый грамматический и лексический вариант, даже если он неоднократно повторяется.
559 Недавно Р. Л. Моретц исследовал тексты бохайрского папируса Бодмера III, субахмимского Q и мичиганской файюмской рукописи 3521; исследование показало, что они ближе всего к р75 и В и дальше всего от D (Rufus L. Moretz, «The Textual Affinity of the Earliest Coptic Manuscripts of the Gospel of John», Diss. Duke University, 1969; см. также Dissertation Abstracts, xxx, 1969, p. 2608 A).
560 Греческое и ахмимское Евангелия от Иоанна издал Ф. Рёш: Friedrich Rosch, Bruchstucke des ersten Clemensbriefes nach dem achmimischen Papyrus... mit biblischen Texten (Strassburg, 1910), 123. Из-за лакуны в папирусе греческий текст этого места из Ин 10 в рукописи не читается.
561 Peter Weigandt, «Zum Text von Joh. x, 7. Ein Beitrag zum Problem der koptischen Bibelubersetzung», NovT ix (1967), 43-51.
562 Примеры приводятся из предварительной статьи Петерсена (Petersen, в SBQ xxvi, 1946, р. 225-241).
563 Другие примеры западных чтений в рукописи Глазье см. в исследованиях Эппа, Хенхена и Вайгандта, упомянутых на стр. 129, прим. 82 и 83.
564 Библиографию других статей об ограничениях коптского языка в передаче греческого см. на стр. 116-117, прим. 31.
565 Далее в этом разделе «коптский» подразумевает саидский диалект.
566 Ср. подобное же употребление в русском языке: «меня гонят» вместо «я гоним». - Прим ред.
567 См. «Деяния и мученичество святого апостола Фаддея» и «Деяния и мученичество святого апостола Варфоломея», английский перевод в книге: S. С. Malan, Life and Times of S. Gregory the Illuminator; the Founder and Patron Saint of the Armenian Church (London, 1868), pp. 66-103.
568 Eusebius, Hist. eccl. Vl.xlvi. 3. Как отмечает Гарнак, это имя армянское (так назван некий армянский сатрап у Фавста Бузанта), но где именно находилась епархия Меружана, он сказать затрудняется (см. Harnack, Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten, 4te Aufl. ii (Leipzig, 1924), S. 747; английский перевод со второго издания The Mission and Expansion of Christianity in the First Three Centuries, 2nd edn. ii (New York and London, 1908), p. 197.
Вариант чтения Деян 2:9, где Тертуллиан и Августин заменяют '???????? на Armenia, сам по себе любопытен, но, вероятно, никак не связан с распространением христианства в Армении. О проблемах чтения Деян 2:9 см. статью автора этих строк в: Apostolic History and the Gospel; Biblical and Historical Essays presented to F. F. Bruce, ed. by W. W. Gasque and R. P. Martin (Exeter, 1970), p. 133.
569 Cm. Gerard Garitte, Documents pour l'etude du livre d'Agathange (Studi e testi, cxxvii; Vatican City, 1956); David M. Lang, Armenia, Cradle of Civilization (London, 1970), pp. 155-174.
570 Согласно Созомену (Hist. eccl. II. viii), Тиридат «через глашатая повелел всем своим подданным принять христианство».
571 См. Henricus Geizer, Henricus Hilgenfeld, Otto Cuntz, Patrum Nicaenorum nomina (Scriptores sacri etprofani, ii; Leipzig, 1898), S. lxii, 192.
572 Heinrich Hubschmann, Armenische Grammatik (Leipzig, 1897; repr. Darmstadt, 1962), S. 299 ff., 337 ff.
573 См. August Merk, «Armenische und griechische Palaeographie», Miscellanea Francesco Ehrle; Snritti di storia e paleografia..., iv (Roma, 1924), pp. 1-21.
574 Koriun, Beschreibung des Lebens und Strebens des hl. Lehrers Mesrop, перев. Simon Weber, в: Bibliothek der Kirchenvater, lvii (Munchen, 1927), S. 205-207.
575 Koriun, op. cit., S. 207 ff.
576 См. E. G. Ter-Minassian, «De la date de l'invention de l'alphabet armenien et autres questions s'y rapportant» [на армянском языке, с резюме на русском и французском], Banber Matenadarani, vii (1964), pp. 25-48. В XII в. к армянскому алфавиту прибавлены еще две буквы, ? и ?
577 См. Heinrich Hubschmann, «Uber Aussprache und Umschreibung des Altarmenischen», ZDMG xxx (1876), 33-73; Viktor Gardthausen, «Uber den Ursprung der armenischen Schrift», ibid., 74-80; J. Marquart, «Uber den Ursprung des armenischen Alphabets in Verbindung mit der Biographie des hl. Mast'oc» (Wien, 1917); H. Adjarian, «The Varieties and Developments of Armenian Uncial Writing» [на армянском языке], НА xxxviii (1924), cols. 507-521; idem, xxix (1915), cols. 135-172; xxxv (1921), cols. 298-315; idem, lii (1938), cols. 289-318; P. Peeters, «Pour l'histoire des origines de l'alphabet armenien», REA ix (1929), pp. 203-237; F. Feydit, «Considerations sur l'alphabet de saint Mesrop», HA lxxvi (1962), cols. 183-200, 361-384; lxxvii (1963), cols. 37-58, 225-236, 359-372, 515-530; и Jens J. Jensen, «Die Reihenfolge der Buchstaben des altarmenischen Alphabets», HA lxxxi (1967), cols. 433-438.
578 Heinrich F. J. Junker, «Das Awesta Alphabet und der Ursprung der armenischen und georgischen Schrift», Caucasica, ii (1925), 1-911; iii (1926), 82-139.
579 См. Louis Leloir в Dictionnaire de la Bible, Supplement, vi (Paris, 1960), col. 811; и Achot Hovhannissian, «L'alphabet armenien et son action historique», REA, n. s. ii (1965), pp. 361-373; iii (1966), pp. 359-367.
580 О масштабе этого взрыва литературной активности можно судить по тому факту, что в Catalogue des anciennes traductions armeniennes (siecles iv-xiii) (Venice, 1889), изданном Карекином Зарбханаляном (Karekin Zarbhanalian) представляет собой том в 800 страниц. Довольно часто несохранившиеся греческие и сирийские книги и трактаты можно найти в переводе на армянский язык: например, трактаты Филона, хроники Евсевия, апология Аристида, гомилии Северина Гавальского, библейские комментарии Ефрема, разные сочинения Василия Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Афанасия, Епифания, Евфалия, Григория Чудотворца и других.
581 Согласно А. Т. Каналаняну (А. Т. Kanalanian), Месроп считал книгу Притчей, с ее практическими советами, касающимися этических и социальных проблем, не менее значимой для своего народа в данных обстоятельствах, чем другие книги Писания чисто религиозного содержания («Pourquoi Machtotz traduisit les Proverbes de Salomon» [на армянском языке с резюме на русском и французском языках), Banber Matenadarani, vii [1964], 113-124.
582 См., например, F. G. Kenyon, Our Bible and the Ancient Manuscripts, 5th edn., revised by A. W. Adams (London, 1958), p. 237.
583 Erroll F. Rhodes, An Annotated List of Armenian New Testament Manuscripts (Ikebukuro, Tokyo, 1959). Несколько лет назад Академия наук Армянской республики начала перевозить рукописи из различных региональных хранилищ в Ереван, в результате чего сейчас там собрано около 1500 рукописей Евангелия и 100 рукописей с полным библейским текстом, не считая неполных или фрагментарных рукописей. Если это знать, становится очевидным, что бесспорно полезный каталог Родса, в котором перечислены только 267 рукописей, можно отредактировать и расширить.
584 Sirarpie Der Nersessian, Armenian Manuscripts in the Freer Gallery of Art (Washington, 1963).
585 K. Roszko. Каталог армянских (и грузинских) рукописей, составленный Рошко, хранится в польских библиотеках как 3-й том из собрания Katalog rekopis?w orientalnych ze zbior?w polskich, ed. by S. Strelcyn (1959). Краткое изложение этой работы приводится в Przeglad orientalistyczny, iii (24) (1957), p. 307-312.
586 J. Assfalg, J. Molitor, Armenische Handschriften (Verzeichnis der orientalischen Handschriften in Deutschland, iv; Wiesbaden, 1962).
587 В. Sargissian, Grand Catalogue des manuscrits armeniens de la bibliotheque des PP.Mekhitharistes de St.-Lazare, i (Venice, 1914); ii (1924); вместе с G. Sargissian, iii (1966) (на армянском языке).
588 N. Bogharian, Le Grand Catalogue des manuscrits de S.Jacques, 6 vols. (Jerusalem, 1966-72) (на армянском языке).
589 S. ?. Mouradian [Muratean], N. В. Mardirossian [Martirosean], Catalogue of Armenian Manuscripts of St. Arakelotz-Tarkmanchatz Monastery (Moush) and the Environs, ed. by A. Kalaydjian [Galaycean] (Jerusalem, 1967), на армянском языке.
590 ?. Акинян перечисляет и описывает армянские рукописи с Кипра (ныне в Антилиасе, Ливан): N. Akinian, НА lxix (1955), cols. 170 ff.; рукописи в армянском госпитале св. Власия, Рим, ibid., lxxi (1957), cols. 282-291, 420-391 537-558; и в Pont. Leoniano Collegio, Рим, ibid., lxxii (1958), cols. 49-82; Т. Балиян - рукописи армянского монастыря св. Карапета в Кесарии: Т. Balian, ibid. lxxiii (1959), cols. 253-274, 421-443, 540-551; lxxiv (1960), cols. 537-550; Дж. Косьян - армянские рукописи из Арзнейской школы в Эрзеруме: J. Kossian, ibid., lxxvii (1963), cols. 23- 38, 207-220, 371-391, 505-515; lxxviii (1964), cols. 29-37, 153-160, 323- 332; X. Оскян - армянские рукописи из капуцинского монастыря в Бейруте: Н. Oskian, ibid. lxxiv (1960), cols. 550-567; из Университетской библиотеки в Граце, ibid., lxxviii (1964), cols. 479-485; из Австрийской Национальной библиотеки в Вене, ibid., lxxiv (1965), cols. 361-372, 479-499; из библиотеки Армянского Патриархата в Стамбуле, ibid., lxxx (1966), cols. 425-487; lxxxi (1967), cols. 439-448; из церкви Св. Креста в Гарт'але, ibid., lxxx (1966), cols. 321-338; из библиотеки султана Ахмеда III Константинопольского, ibid., lxxxi (1967), cols. 183-196; Г. Калемкиарян - армянские рукописи из библиотеки Чарторыского в Кракове: G. Kalemkiarian, ibid., lxxx (1966), cols. 67-78, 185-194 (все на армянском языке).
591 G. Khalatheants, Evangile traduit en langue armenienne ancienne et ecrit en Van 887. Edition phototypique du Ms. de l'Institut Laiareff des langues orientales (Moscow, 1899).
592 См. Frederic Macler, «Raboula-Mlqe», Melanges Charles Diehl. Etudes sur l'histoire et sur l'art de Byzance (Paris, 1930), pp. 81-97; и ?. Baumstark, «Abendlandischer Einfluss in armenischen Buchmalerei des 10 Jahrhunderts?» ОС, 3rd ser., xi (1936), 26-53.
593 Sirarpie Der Nersessian, «Armenian Gospel Illustration as seen in Manuscripts in American Collections», New Testament Manuscript Studies, ed. by M. M. Parvis and A. P. Wikgren (Chicago, 1950), p. 139. На основе обширного текстологического анализа Казимир Рошко делает вывод, что текст часто согласуется с армянской версией Диатессарона, которая была в ходу у армян вплоть до VIII в., и сильно отличается от текста печатного издания Зораба 1805 г. («Traces of the First Armenian Version of the Gospels in an Early Manuscript», Studii Biblici Franciscani Liber Annum, xxiii 1973, pp. 15-66).
594 Biblotheque d'Etchmiadzin, publie sous les auspices de ?. Leon Mantacheff (Paris, 1920). Критический анализ текста рукописи 229 см. Louis Maries, «Le texte armenien de l'Evangile d'apres Matthieu et Marc», RSR x (1920), pp. 26-54; «Le meilleur exemplaire de la version armenienne des evangiles», ibid., xii (1922), pp. 69-72.
595 Так у Родса, Вайцмана и Норденфолка. С другой стороны, г-жа Тер-Нерсесян датирует ее IX в., а Кларк - XI в. (Библиографию см. у Родса, стр. 71.)
596 Следуя за выводами Конибира, Родс в своем каталоге (№ ПО) отнес армянскую рукопись № 1 из библиотеки Джона Райлендса, Манчестер, к IX веку. Однако, изучив рукопись, он выражает (в письме от 26 апреля 1973 г.) «серьезные сомнения в том, что это может быть IX в.», и теперь предпочитает датировать ее XI веком. Анализ некоторых чтений западного типа в Евангелии от Марка см. A. F. Klijn, «An Old Witness of Armenian Text», JTS n. s. ii (1951), pp. 168-170.
597 Эти фрагменты собрал и изучил Вебус: А. Voobus, Early Versions of the New Testament (Stockholm, 1954), pp. 156-159; см. также: R. P. Casey, «An Early Armenian Fragment of Luke xvi. 3-25», JTS xxxvi (1935), pp. 70-73 - публикация фрагмента IX в., включенного в кодекс XV в.
598 3-е послание к Коринфянам читалось на службе еще в XIII в.; см. Augustin Szekula, Die Reihenfolge der Bucher des Neuen Testamentes bei den Armenien (Wien, 1949), S. 95.
Европейские ученые впервые узнали о существовании этого апокрифа по одной армянской рукописи из Смирны, на которую обратил внимание архиепископ Джеймс Ашшер (James Ussher, In Polycarpiaпат epislolarum Ignatianarum Syllogen Annotationen.., Oxford, 1644, p. 29). Д. Уилкинс издал с латинским переводом текст этой неполной рукописи (David Wilkins; Amsterdam, 1715). Полный текст, по рукописи из Алеппо, не так тщательно написанной, издал с латинским переводом La Croze (Милан, 1719). У. и Дж. Уистон (William and George Whiston), сыновья того Уильяма Уистона, который переводил Иосифа Флавия, включили армянский текст, с приложением латинского и греческого перевода, в приложение к своему труду History of Moses of Chorene (London, 1736), pp. 369-384. Лорд Байрон перевел послание на английский язык и издал его вместе с текстом оригинала в своей грамматике армянского языка с хрестоматией (Венеция, 1819). Первое более или менее критическое издание текста подготовил Зораб для своего издания армянской Библии (Венеция, 1805). Другие сведения о 3-м послании к Коринфянам см.: Bernard Pick, International Journal of the Apocrypha, ser. ix, no. 32 (Jan. 1913), pp. 9-13; Karl Pink, «Die pseudopaulinischen Briefe», Bib, vi (1925), pp. 73-91; A. F. J. Klijn, «The Apocryphal Correspondence Between Paul and the Corinthians», VC xvii (1963), pp. 2-23.
599 H. Я. Марр, «Эчмиадзинский фрагмент древнегрузинского перевода Нового Завета». Христианский Восток, II, СПб., 1913, стр. 387.
600 Arthur Voobus, Early Versions of the New Testament (Stockholm, 1954), pp. 163. См. также Giancarlo Bolognesi, «La traduzione armena del Vangelo; problemi di critica testuale», Studi sull'Oriente e la Biblia offerti al P. Giovanni Rinaldi nel 60° compleanno... (Genoa, 1967), pp. 123-140: он рассматривает места (упомянутые в работах: Vlad Banateanu, La Traduction armenienne des tours participiaux grecs, Bucharest, 1937, и Hans Jensen, Altarmenische Grammatik, Heidelberg, 1959), где армянская версия может отражать отличный от общепринятого вариант греческого текста.
601 Три первых примера приводит Вебус: Voobus, Early Versions of the New Testament, p. 163.
602 Подобные обороты чаще встречаются в древнем варианте версии, который цитируется у армянских отцов Церкви, хотя некоторые из них можно обнаружить и в сегодняшних печатных изданиях версии (Joseph Molitor, Der Paulustext des hl. Ephram, aus seinem Armenisch erhalten Paulinenkommentar (Roma, 1938), S. 10*-ll*. См. также Georges Cuendet, «Exactitude et adresse dans la version armenienne de la Bible», HA xlix (1935), cols. 563-570; Pier Giuseppe Scardigli, «Per una valutazione linguistica della versione armena dei Vangeli», Atti della Accademia Nationale dei Lincei, viii ser., Rendiconti, Classe di scienze morali, storiche e filologiche, xiv, fasc. 7-12 (Rome, 1959), pp. 370-387.
603 Первым так назвал армянскую версию Ла Кроце (La Croze), которого, по словам Бреденкампа, любовь к армянскому народу подвигла на столь «фанатичное суждение» (Bredencamp, в: Eichhorn, Allgemeine Bibliothek der biblischen Litteratur, iv. 4, Leipzig, 1793, S. 633).
604 F. С Conybeare, «Aristion, the Author or the Last Twelve Verses of Mark», Exp., 4th ser., viii (1893), pp. 241-254; «On the Last Twelve Verses of St. Mark's Gospel», ibid., 5th ser., ii (1895), pp. 401-421.
605 См. у Евсевия, «Церковная история», III. xxxix. 4.
606 В. W. Bacon, статья «Aristion (Aristo)» в словаре: Hastings, Dictionary of Christ and the Gospels, i (1908), p. 118.
607 Clarence R. Williams, The Appendices to the Gospel According to Mark: A Study in Textual Transmission (Transactions of the Connecticut Academy of Arts and Sciences, xviii; New Haven, 1915), pp. 383 f.
608 Библиографию дебатов, которые вызвал Конибир своим весьма уверенным толкованием глосс Эчмиадзинской рукописи 229, см.: Louis Maries, в REA vi (1926), pp. 221-223; ?. С. Colwell, в JBL lvi (1937), pp. 382-386.
609 Напр., Joseph Schafers, BZ xiii (1915), S. 24-25.
610 Ernest С Colwell, «Mark 16:9-20 in the Armenian Version», JBL lvi (1937), pp. 369-386. Исправления к таблицам рукописей на стр. 371 и 373 см. там же, lix (1940), pp. 53 и прим. См. также P. P. Ferhatian, «Mark 16:9-20 among the Armenians» (на армянском языке), Huscharzan, Festschrift... der Mechitharisten Congregation in Wien (Wien, 1911), 372-378; Albert J. Edmunds, «The Six Endings of Mark in Later Manuscripts and Catholic and Protestant Imprints of the Old Armenian Version», Monist, xxix (1919), pp. 520-525.
611 Augustin Szekula, «The "Short" Ending of Mark in the Armenian Version» [на армянском языке], НА lxiv (1950), cols. 448-452.
612 Lyonnet в: М.-J. Lagrange, Critique textuelle (Paris, 1935), pp. 345, 372; Colwell, JBL lvi (1937), pp. 379-380.
613 Обзор широкого круга мнений на этот счет, начиная с Р. Симона (Richard Simon, 1684) до Первой мировой войны, см.: Frederic Macler, Le Texte armenien de l'evangile d'apres Matthieu et Marc (Annales du Musee Guimet, xxviii; Paris, 1919), pp. xxiv-lxxiv.
614 F. C. Conybeare в: Scrivener-Miller, A Plain Introduction to the Criticism of the New Testament, 4th edn., ii (London, 1894), p. 151.
615 J. Armitage Robinson, Euthaliana (Texts and Studies, iii. 3) Cambridge, 1895, pp. 72-98.
616 Conybeare, «The Growth of the Peshitta Version of the New Testament, Illustrated from the Old Armenian and Georgian Versions», AJT i (1897), pp. 883-912; «The Armenian Version of the New Testament», в: Hastings, Dictionary of the Bible, i (1898), pp. 153-154; «Armenian Diatessaron?» JTS xxv (1924), pp. 232-245.
617 August Merk, «Die Armenischen Evangelien und ihre Vorlage», Bib, vii (1926), 40-70. Мерк собрал в таблицу более 200 чтений из четырех Евангелий, где армянская версия согласуется с сирийской, а с греческим оригиналом расходится.
618 R. P. Blake, «The Caesarean Text of Mark», HTR xxi (1928), pp. 307 ff.
619 Anton Baumstark, «Zum georgischen Evangelientext», ОС 3rd ser., iii/iv (1930), 117-124.
620 С. S. С. Williams, «Syriasms in the Armenian Text of the Gospels», JTS xliii (1942), pp. 161-167. Однако Уильямс обнаруживает только один из 10 примеров, на которых Робинсон строит свои доказательства.
621 Macler, op. cit., pp. 403 ff.
622 Stanislas Lyonnet, «La version armenienne des evangiles et son modele grec; l'evangile selon saint Matthieu», RB xliii (1934), pp. 69-87; «Les versions armenienne et geergienne», in Lagrange, Cntique textuelle (Paris, 1935), pp. 353 ff.; «Aux origines de l'eglise armenienne, la traduction de la Bible, et le temoignage des historiens armeniens», RSR xxv (1935), pp. 170-187.
623 Colwell, «The Caesarean Readings of Armenian Gospel Manuscripts», ATR xvi (1924), pp. 113-132; «Slandered or Ignored: the Armenian Gospels», JR xvii (1937), pp. 48-61.
624 См. выше, стр. 174, прим. 32.
625 HTR xxi (1928), pp. 307-310; см. также К. Lake, The Text of the New Testament, 6th edn. (London, 1928), p. 44.
626 ATR xxvi (1934), pp. 113-132.
627 RB xliii (1934), pp. 69-87; см. его же, «Un important temoin du texte cesa reen de saint Marc; la version armenienne», Melanges de l'universite saint-Joseph (Beyrouth), xix. 2 (1935), pp. 1-66.
628 С S. C. Williams, «The Armenian Text of Mark I in the Bodleian MS. Arm. d. 5», JTS xlviii (1947), pp. 196-200.
629 ОС 3rd ser., iii/iv (1930), pp. 117-124.
630 Gregor Peradse, «Die Probleme der georgischen Evangelienubersetzung», ZNW xxix (1930), 308-309.
631 Paul Essabalean, The Diatessaron of Tatian and the First Translation of the Armenian Gospels. A Critical Study (Wien, 1937) (на армянском языке с французским резюме). Автор этих строк не смог найти экземпляр этого труда и основывается на обзорах: R. P. Casey, JBL lvii (1938), 95-101, Lyonnet, Bib, xix (1938), 214-216, и Hengstenberg, ByzZ xxxvii (1937), 520.
632 «Vestiges d'un Diattessaron armenien», Bib, xix (1938), 121-150.
633 «An Armenian Diatessaron?», JTS xxv (1924), 232-245. См. также комментарий Конибира, высказанный в частной беседе, опубликованный Г. Крюгером (G. Kruger) ZNV xxiii (1924), 4-5.
634 S[tanislas] Lyonnet, Les Origines de la version armenienne et le diatessaron (Biblica et Orientalia, xiii; Roma, 1950).
635 Кроме того, существует обширное собрание цитат из Матфея у древних авторов. См. L. Leloir, Citations du Nouveau Testament dans l'ancienne tradition armenienne; I. A. L'Evangile de Matthieu, i-xii; и I.B. Matthieu, xiii-xxviii (CSCO cclxxxiii-iv, Subsidia, xxxi-xxxii; Louvain, 1967).
636 Arthur Voobus, «La premiere traduction armenienne des evangiles», RSR xxxvii (1950), pp. 581-586; его же, Early Versions of the New Testament (Stockholm, 1954), pp. 152-154.
637 См. Lagrange, Critique textuelle (Paris, 1935), pp. 459, 527-528.
638 «Der armenische Epheserbrief und die syrische Textuberlieferung», HA lxxviii (1964), cols. 301-310.
639 См. Lagrange, Critique textuelle, p. 575.
640 Ibid., p. 578.
641 Conybeare, The Armenian Versions of Revelation... Edited from the Oldest MSS. and Englished (London, 1907). Другое издание книги Откровения, на основе только двух рукописей (одна 1198-1202 гг., другая - 1535 г.): Fr. Murad, Die Offenbarung Johannis in einer alten armenischen Ubersetzung, nach zwei Handschriften zum erstenmal herausgegeben, mit dem griechischen Texte verglichen, und mit einer Einleitung und mit Anmerkungen (на армянском языке); Teil ii, Text (Jerusalem, 1905), Teil iii, Anmerkungen (1906), Teil i, Einleitung (1911).
642 На основе сопоставления армянского текста Откровения в изданиях Зораба, Мурада и Конибира Молитор пришел к убеждению, что перевод сделан непосредственно с греческого (Molitor, «Zum Textcharakter der armenischen Apokalypse», ОС lv (1971), 90-148; lvi (1972), 1-48; см. особенно стр. 45-46).
643 August Merk, «Die Einheitlichkeit der armenischen Evangelien-Ubersetzung», Bib, iv (1923), 356-374; P. A. Vardanian, «The Unity of the Armenian Translation of the Gospels» [на армянском языке], НА xlii (1928), cols. 481-490; Erroll F. W. Rhodes, «Mark I; The Internal Consistency and External Relations of the Armenian Version» (неопубликованная диссертация, University of Chicago, 1948).
644 L. S. Khatchikian, «Colophons of Armenian Manuscripts as a Historical Source», XXV International Congress of Orientalists; Papers presented by the USSR Delegation (Moscow, 1960).
645 Garegin I Kat'olikos, Yisatakarank' Jeragrac'», i (Antilias, Lebanon, 1951).
646 XIV Dan Hayeren Jeragreri Hisatakaranner (Ереван, 1950); XV Dari Hayeren Jeragreri Hisatakaranner, часть 1, колофоны 1401-1450 гг. (Ереван, 1955); часть 2, колофоны 1451-1480 гг. (Ереван, 1958). Английский перевод избранных колофонов см.: Avedis К. Sanjian, Colophons of Armenian Manuscripts, 1301-1480. A Source for Middle Eastern History (Cambridge, Mass., 1969). Около 70 из них содержат краткие цитаты из Библии: см. список в Appendix E, на стр. 441 названного издания.
647 Нередко эта дата ошибочно читается как 1668 (или даже 1669). В экземпляре, который хранится в Армянском Библейском обществе, 8 вводных страниц не пронумерованы, затем идут стр. 1-628, от Бытия до Эсфири включительно, затем стр. 1-834, от Иова до Откровения включительно. Библиографию работ по Библии Оскяна см.: Studia orientalia Christiana, Collectanea, no. 12 (Cairo, 1967), pp. 618-621.
648 Сегодня эта рукопись хранится в Ереване (у Родса № 671). В ней присутствуют исправления, без сомнения, внесенные Оскяном.
649 Текст издания Оскяна соответствует латинской Вульгате против всех остальных известных армянских рукописей в следующих фрагментах: Мф 16:2-3, 23:14; Ин 8:1-11; Деян 15:34; 23:24; 28:25; самое значительное расхождение - 1 Иоанна 5:7. Обсуждение см. S. P. Tregelles, «Armenian Version», в William Smith, Dictionary of the Bible, rev. and ed. by ?. ?. Hackett, iv (New York, 1870; repr. Grand Rapids, 1971), p. 3374. О трудностях, с которыми столкнулся Оскян, но которые он разрешил, см. Albert С. de Veer, «Rome et la Bible armenienne d'Uscan d'apres la correspondance de J.-B. van Neercassel' [Apostolic Vicar of the United Provinces, 1662-1686], Revue des etudes byzantines, xvi (= Melanges Severien Salaville, Paris, 1958), pp. 172-182; перевод на армянский, HA lxxx (1966), cols. 337-352.
650 Название издания: Astowacasownc matean hin ew nor katakaranc (Боговдохновенное Писание Ветхого и Нового Заветов), Venezia, 1805. В примечаниях Зораба различаются выражения yormakin, «(этот) экземпляр» и orinak mi, «(некий) экземпляр». Родc предполагает (в письме от 26 апреля 1973 г.): «первый из этих терминов может обозначать венецианскую мхитаристскую рукопись № 1508, но я не уверен, что подобная возможность когда-либо проверялась».
651 Перечень основных изданий армянской Библии приводится в книге А. Газикяна: A. Ghazikian, Nouvelle bibliographie armenienne et encyclopedie de la vie armenienne 1512-1905 (Venezia, 1912), cols. 206-218, 265-277; см. также перечень, составленный Родсом, в Book of a Thousand Tongues, ed. by ?. ?. Nida (New York, 1972), pp. 20-21.
652 Подробно об этом см.: С. Hannick, «Der Gebrauch des Konjunctivs in der altarmenischen Evangelienubersetzung», ZVS lxxxix (1975), 152-173
653 Можно найти также примеры переходных активных причастий, ср. Лк 4:20: ?????? ?? ??????? / xp'eal zgirsn.
654 Единственное известное нам исключение - Мф 14:19, где переводчик понял ???? ?????? не как субъект, а скорее как объект действия инфинитива.
655 С другой стороны, слово bazown / ????? меняет позицию довольно свободно, следуя порядку слов греческого оригинала.
656 Заметим, однако, что в армянской версии Мк 6:44 и Лк 7:33 дополнение «хлеб» отсутствует.
657 S. Lyonnet в: М. J. Lagrange, Critique textuelle (Paris, 1935), pp. 348-351.
658 Это всего лишь приблизительные эквиваленты, и возможны отклонения. Так, греческое настоящее время иногда переводится имперфектом (Мф 2:18: ??? ??? ????? / zi оc ein), или аористом (Мф 2:22: ????????? / t'agaworeac); греческий имперфект также может быть переведен настоящим временем (Мф 3:14: ????????? / argelow) или аористом (Мф 2:9: ??????? / arajnordeac). Повествовательный аорист ????(?) чаще всего переводится настоящим временем ase.
659 С. R. Gregory, Textkritik des Neuen Testamentes, ii (Leipzig, 1902), S. 573.
660 Об истории изучения грузинского языка в Оксфорде см. главу: David ?. Lang, «Georgian Studies at Oxford», в томе vi Oxford Slavonic Papers, ed. S. Konovalov (Oxford, 1955), pp. 115-143.
661 Взаимосвязи грузинского с другими языками неоднократно и широко обсуждались. Некоторые предполагали, что он родственен баскскому языку (Rene Lafon, «Pour la comparison du basque et des langues caucasiques», BedK xxv (1968), pp. 13-26; xxvi (1969), pp. 13-17; xxvii (1970), pp. 7-23; xxviii (1971), pp. 9-23; xxi-xxx (1972), pp. 8-31) или даже шумерскому (см. М. Tseretheli, «Sumerian and Georgian; a Study in Comparative Philology», JRAS xlv (1913), pp. 783-821; xlvi (1914), pp. 1-36; xlvii (1915), pp. 255-288; xlviii (1916), pp. 1-58).
662 Так рассказывает Руфин, Hist. eccl. I. 10, а также Сократ Схоластик, I. 20, Созомен, 11. 7, и Феодорит, 1. 23.
663 См. «Life of St. Nino», перевод с грузинского Margery Wardrop, J. О. Wardrop, Sludia biblica et ecclesiastica, v (1903), pp. 1-88.
664 Напр., Kornelios Kekelidze, Die Bekehrung Georgiens zum Christentum (Morgenland, Darstellungen aus Geschichte und Kultur des Ostens, Heft 18; Leipzig, 1928), определяет дату 355-356 гг.; Josef Markwart, «Die Bekehrung Iberiens und die beiden altesten Dokumente der iberischen Kirche», Caucasica, Zeitschrift fur die Erforschung der Sprachen und Kulturen des Kaukasus und Armeniens, fasc. 7. (Leipzig, 1931), S. 111-167, датирует начало христианства в Грузии десятилетием с 350 по 360 гг.; W. Е. D. Allen, A History of the Georgian People (London, 1932), p. 267, и Gregor Peradze, «Die Probleme der altesten Kirchengeschichte Georgiens», ОС, 3rd ser., vii (1932), 153-174, оба дают более общую датировку: IV в. Более раннюю литературу по этому вопросу см. Peradze в ZKG xlix (1930), 96.
665 Грузинский текст Akhali Varianti Tsm. Ninos Tzkhovrebna издан Е. С. Такаишвили; перевод на английский см.: Wardrops, op. cit., p. 48, n. 1. Обсуждение разных традиций см.: P. Peeters, «Les debuts du christianisme en Georgie d'apres les sources hagiographiques», AB i (1932), pp. 5-58; G. Peradze, ОС, 3rd ser., vii (1932), p. 169; M. Tarchnisvili, «Die Legende der heiligen Nino und die Geschichte des georgischen Nationalbewusstseins», ByzZ xl (1940), 48-75; и Nino Salia, «Notice sur la conversion de la Georgia par sainte Nino», BedK xxi-xxii (1966), 52-64.
666 Arthur Voobus, Early Versions of the New Testament (Stockholm, 1954), p. 174.
667 Дискуссию об этом см. в главе «A Greek and Aramaic Inscription Discovered at Armazi in Georgia» в Книге автора этих строк Historical and Literary Studies; Pagan, Jewish, and Greek (Leiden and Grand Rapids, 1968), pp. 34-47.
668 Корьюн, «Жизнь и смерть св. Месропа», пер. на немецкий язык: Simon Weber, в: Bibliothek der Kirchenvater, 2te Aufl., lvii (Munchen, 1937), S. 214.
669 K. Salia, «Note sur l'origine et age de l'alphabet georgien», BedK xv-xvi (1963), p. 5-18; приведенная цитата - стр. 18. Другие дискуссии о возрасте грузинского письма см. М. Tarchnisvili, «Les recentes decouvertes epigraphiques et litteraires en georgien», Ми, liii (1950), pp. 249 ff.; Gerhard Deeters, «Das Alter der georgischen Schrift», ОС xxxix (1955), pp. 56-65; и George Tsereteli, «The Most Ancient Georgian Inscriptions in Palestine», BedK xi-xii (1961), pp. 111-130.
670 Напр., R. P. Blake, HTR xxi (1928), pp. 358-375, особенно стр. 360; и Arthur Voobus, Early Versions of the New Testament (Stockholm, 1954), p. 178.
671 I. Dzavakhishvili, A. Shanidze в Bulletin de l'Universite de Tiflis, ii (1922-1923), pp. 371 ff.; iii (1923-1924), pp. 366 ff.; vii (1926), pp. 125 ff; ix (1929), pp. 329 ff.; цит. по ?. Voobus, Early Versions of the New Testament (Stockholm, 1954), pp. 183 ff. Другие исследователи (напр., Blake, HTR xxi, 1928, pp. 370 ff.) датируют это изменение примерно 700 г.
Д-р J. Neville Birdsall (в письме от 7 мая 1974 г.) говорит, что в этих изменениях не соблюдалась хронологическая последовательность «han, hae, нуль»: формы с han и hae сохранились в грузинских диалектах, и сравнение текстов показывает, что среди документов группы hanmeti есть текст, написанный предположительно позже, чем некоторые тексты без hanmeti. См. также Birdsall, «Some recently discovered Georgian Palimpsest Fragments of the Gospels», Studia evangelica, vi, ed. by E. A. Livingston (TU cxii, Berlin, 1973), 11 f.
672 Joseph Molitor, «Die altgeorgische Chanmeti- und Haemeti-Bibelfragmente», Lexis, iv (1954), S. 79-84.
673 Byzantion, xvi (1943), p. 228, n. 6.
674 О библиотеках и собраниях, где хранятся грузинские рукописи, см. Jean Simon, «Repertoire des bibliotheques publiques et privees d'Europe contenant des manuscrits georgiens», Orientalia, iii (1934), pp. 98-103 (в перечне приводятся названия каталогов и библиотек в 20 городах Европы); кроме того, см. Gregor Peradze, «Georgian MSS. in England», Georgica, i (1935), pp. 80-88; и Julius Assfalg, Georgische Handschriften (Verzeichnis der orientalischen Handschriften in Deutschland, iii; Wiesbaden, 1.963), перечень на стр. 75-77.
Самые обширные собрания грузинских рукописей содержатся, как можно было ожидать, в Институте рукописей в Тбилиси - его каталог уже насчитывает семь томов (том 7 - 1973 г.). Другие обширные собрания описаны в следующих работах: «Professor Tsagareli's Catalogue of the Georgian Manuscripts in the Monastery of the Holy Cross at Jerusalem», trans. by Oliver Wardrop, JBL xii (1893), pp. 168-179; Robert P. Blake, «Catalogue des manuscrits georgiens de la bibliotheque Patriarcale grecque a Jerusalem», Revue de l'Orient chretien, xxiii (1922-1923), pp. 345-413; xxiv (1924), pp. 190-210, 387-424; его же, «Catalogue des manuscrits georgiens de la bibliotheque de la Laure d'Iviron au Mont Athos», ROC xxviii (1931-1932), pp. 289-361; xxix (1933-1934), pp. 114-159, 225-271; и Gerard Garitte, Catalogue des manuscrits georgiens litteraires du Mont Sinai (Louvain, 1956).
Т. Клуге описал две рукописи «Апостола», которые датировал VII или VIII в., но описание оставляет желать лучшего (Theodor Kluge, «Uber zwei altgeorgische neutestamentliche Handschriften», NovT i (1956), S. 304-321).
675 Joseph Molitor, Monumenta Iberica Antiquiora. Textus Chanmeti et Haemeti ex Inscriptionibus, S. Bibliis et Patribus (CSCO clxvi, Subsidia, x; Louvain, 1956); id., «Chanmetifragmente. Ein Beitrag zur Textgeschichte der altgeorgischen Bibelubersetzung; 1. Die Matthaustexte», ОС xli (1957), 22-34; «2. Die Markustexte», xliii (1959), 17-23; «3. Die Lukastexte», xliv (1960), 17-24, xlv (1961), 115-126; xlvi (1962), 19-24; «4. Die Johannestexte», xlix (1965), 38-56. Еще два ценных издания для изучения грузинских рукописей: Molitor, Glossarium Ibericum in quattuor Evangelia et Actus Apostolorum antiquioris versionis etiam textus Chanmeti et Haemeti complectens (CSCO ccxxviii, ccxxxvii; Subsidia, xx, xxi; Louvain, 1962; xxiii (1964), и Glossarium Latinum-Ibericum-Graecum..., (op. cit., cclxxx, Subsidia, xxix [= xxx], 1967).
676 J. Neville Birdsall, «Khanmeti Fragments of the Synoptic Gospels from ms. Vind. Georg. 2», ОС lv (1971), pp. 62-89; idem, TU cxii (1973), pp. 11-13.
677 B. Outtier, «Un feuillet du lectionnaire georgien hanmeti a Paris», Mu, lxxxv (1972), pp. 399-402.
678 Akaki Shanidze, Two Old Recensions of the Georgian Gospels according to Three Shatberd Manuscripts (AD. 897, 936, and 973) [на грузинском языке]; (Monuments of the Old Georgian Language, ii. Tiflis: Academy of Sciences, 1945), p. 062.
679 Иллюстрацию, воспроизводящую лист из Опизанской рукописи с окончанием Евангелия от Марка (со стиха 16:8), см. в: Н. Goussen, «Die georgische Bibelubersetzung», ОС vi (1906), между стр. 300 и 301. Текст Матфея и Марка из Опизанской и Тбетской рукописей издал Владимир Бенешевич: Quattuor Evangeliorum versio Georgiana vetus. ? duabus codicibus (aa.p. Chr.n. 913 et 995); С.-Петербург, 1909 и 1911; его издание Евангелий от Луки и Иоанна так и не вышло.
680 F. С. Conybeare, «The Old Georgian Version of Acts», ZNW xii (1911), pp. 131-140.
681 См. выше, стр. 202, прим. 21.
682 Robert P. Blake, Sirarpie Der Nersessian, «The Gospels of Bert'ay, an Old Georgian MS of the Tenth Century», Byz, xvi (1943-1944), pp. 226-285.
683 R. P. Blake, The Old Georgian Version of the Gospel of Mark, PO xx (Paris, 1929), pp. 435-574; Matthew, ibid., xxiv (1933), pp. 1-168; John, ed. by Blake and Maurice Briere, ibid., xxvi (1950), pp. 454-599; Luke, ed. by Briere, ibid., xxvii (1955), pp. 276-448; в последний том вошли также списки исправлений к изданиям Матфея, Марка и Иоанна - стр. 449-457.
684 Joseph Molitor, «Das Adysh-Tetraevangelium, neu ubersetzt und mit altgeorgischen Parallel-Texten verglichen», ОС xxxvii (1953), 30-35; xxxviii (1954), pp. 11-40; xxxi (1955), 1-32; xl (1956), 1-15; xli (1957), 1-21; xlii (1958), 1-18; xliii (1959), 1-16.
685 См. выше, стр. 202, прим. 20.
686 Gerard Garitte, L'Ancienne Version georgienne des Actes des Apotres (Bibliotheque du Museon, vol. xxxviii; Louvain, 1955).
687 Ibid., p. 7, n. 11.
688 I. Abuladze, The Acts of the Apostles according to the Old Manuscripts [на грузинском языке], (Monuments of the Old Georgian Language, vii; Tiflis, 1950).
689 Joseph Molitor, «Die altgeorgische Version der katholischen Briefe ins Lateinische ubertragen», ОС xlix (1965), 1-17; 1 (1966), 37-45.
690 «Die georgische Version der Apokalypse (von 978) ins Lateinische ubertragen und untersucht», ОС 1 (1966), 1-12; li (1967), 1-28; lii (1968), 1-21.
691 The Version of the Catholic Epistles according to Manuscripts of the 10th - 14th Centuries [на грузинском языке] (Monuments of the Old Georgian Language, ix; Tiflis, 1956).
692 Cm. Michel Tarchnischvili, Le Grand Lectionnaire de l'Eglise de Jerusalem, i (Lou-vain, 1959), pp. x-xi.
693 The Apocalypse of John and its Commentary [на грузинском языке] (Tiflis, 1961), с комментарием Андрея Кесарийского (умер в 637 г.), входящим также во многие греческие рукописи.
694 См. Scrivener-Miller, A Plain Introduction to the Criticism of the New Testament, 4th edn., ii (London, 1894), p. 156. Мнение Конибира разделял также Л. Бебб: LI. J. М. Bebb, «The Georgian Version», Hastings's Dictionary of the Bible, iv (1902), p. 861.
695 The Academy, I Feb. 1896, p. 99; более подробно см. «The Growth of the Peshitta Version of the New Testament illustrated from the Old Armenian and Georgian Versions», AJT i (1897), p. 909; см. также стр. 903.
696 Arthur Voobus, Zur Geschichte des altgeorgischen Evangelientextes (Stockholm, 1953), 26 f.
697 Joseph Molitor, «Syrische Lesarten im altgeorgischen Tetraevangelium», BedK xix-xx (1965), 112-118; «Altgeorgische Evangelienubersetzung als Huterin syrischer Tradition», ibid., xxii-xxiv (1967), 136-142; xxv (1968), 185-193; xxvi (1969), pp. 162-169.
698 Henri Goussen, «Die georgische Bibelubersetzung», ОС vi (1906), 299-318; особенно стр. 309.
699 Baumstark, Die christlichen Litteraturen des Orients, ii (Leipzig, 1911), S. 103.
700 Peradse, «Die altgeorgische Literatur und ihre Probleme», ОС, 3rd ser., ii (1927), 207-208.
701 J. Karst, Litterature georgienne chretienne (Paris, 1934), pp. 40-41.
702 Theodor Kluge, «Uber das Alter des georgischen Ubersetzung des Neuen Testaments», ZNW xi (1910), 161-166.
703 Encyclopaedia Britannica, 14th edn., iii (1928), p. 517. Однако ранее Беркитт считал, что грузинская версия сделана со старосирийской; см. Encyclop?dia Biblica, iv (1903), col. 5012.
704 Blake, HTR xxi (1928), p. 294; PO xx (1929), pp. 445-446; Quantulcumque, Studies Presented to Kirsopp Lake, ed. by Robert P. Casey et al. (London, 1937), pp. 355-363.
705 Cm. b: M.-J. Lagrange, Critique textuelle (Paris, 1935), p. 381.
706 Franz Zorell, «Ursprung und Eigenart des georgischen Bibelubersetzung», HA xli (1927), cols. 669-680: «Грузинский перевод Библии сделан по греческому образцу, но содержит много вариантов чтений из армянского и сирийского» (col. 680).
707 A. Shanidze, Two Old Recensions of the Georgian Gospels According to Three Shatberd Manuscripts (Tiflis, 1945), pp. 07-08, 6-7.
708 Английский перевод: D. ?. Lang, Lives and Legends of the Georgian Saints (London-New York, 1956), pp. 95-114.
709 Dschawachoff [Dzavachishvili], «Das Martyrium des heiligen Eustatius von Mzchetta», vorgelegt und bearbeitet von A. von Harnack, SbBer, xxxvii (1901), S. 897 ff.
710 Arthur Voobus, Early Versions of the New Testament (Stockholm, 1954), p. 181.
711 J. Neville Birdsall, «"The Martyrdom of St. Eustathius of Mzketha" and the Diatessaron: an Investigation», NTS xviii (1971-1972), pp. 452-456.
Можно отметить, что повествование «Мученичества» содержит немало дополнений типа таргума; из них несколько засвидетельствованы в других местах как варианты чтения. Например: Иисус взял сына вдовы из Наина за руку и воскресил его для матери; женщина, страдавшая кровотечением, тайком подошла к Иисусу, дотронулась до края его одежды и исцелилась; Лазарь с ликованием вышел из гроба; во время страстей Иисуса Его били по голове кулаками; на кресте Иисус поднесли уксус, смешанный с желчью. Эти черты напоминают схожие переводы типа таргумов в армянской версии (см. выше, стр. 175).
712 Anton Baumstark, «Zum georgischen Evangelientext», ОС, 3rd ser. iii/iv (1930), 117-124. Согласно Баумштарку, грузинский текст обнаруживает близость со среднеголландской редакцией «Диатессарона».
713 Joseph Molitor, «Zur Harmonistik des altgeorgischen Evangelientextes», BZ, n.f. i (1957), 289-296.
714 Г. Перадзе, хотя и не приводит примеров чтений, говорит, что пришел к тому же выводу на основе исследования всего грузинского текста Марка. См. его «Die Probleme der georgischen Evangelienubersetzung», ZNW xxix (1930), S. 304-309.
715 «Evangelienzitate in einem altgeorgischen Vaterfragment», ОС xl (1956), 16-21.Ср. его же, «Synoptische Evangelienzitate in Sinai-Mravelthavi von 864», ibid.,xlviii (1964), 180-196.
716 Напр., Molitor, «Zur Harmonistik...» (см. выше, прим. 55); A. Strobel, «Der Bergriff des "vierkapiteligen Evangeliums" in Pseudo-Ephraern C», ZKG lxx (1959), 112-120. Молитор также сопоставил сирийский текст «Диатессарона» Татиана, который издал Ортис де Урбина (см. выше, стр. 21, прим. 63), с древнегрузинской евангельской традицией: «Tatian's Diatessaron und sein Verhaltnis zur altsyrischen und altgeorgischen Uberlieferung», ОС liii (1969), 1-88; liv (1970), 1-75; lv (1971), 1-61.
717 Ланг, хотя и осторожно, явно колеблясь, доходит до чисто умозрительных заключений: «Утверждать, что перевод "Диатессарона" непременно предшествовал переводу отдельных Евангелий на грузинский язык, значило бы зайти слишком далеко: хотя Адишский текст представлен только рукописью конца IX в., в ее языке сохраняются черты V в. Конечно, ничто не мешает нам предположить, что в раннехристианской Грузии были в ходу и четыре Евангелия, наряду с некоей формой евангельской гармонии, восходящей, вполне возможно, к "Диатессарону"» («Recent Work on the Georgian New Testament», BSOAS xix (1957), p. 82 f.)
718 Arthur Voobus, Early Versions of the New Testament (Stockholm, 1954), pp. 193- 197.
719 D. M. Lang, «Recent Work on the Georgian New Testament», pp. 84 f.
720 РО хх. 3 (1929), р. 447.
721 PO xxiv. 1(1933), р. 7.
722 ATR xvi (1934), р. 127.
723 К. Lake, The Text of the New Testament, 6th edn., revd. by Silva New (London, 1928), p. 44.
724 Joseph Molitor, «Neuere Ergebnisse zur Textgeschichte des georgischen Neuen Testamentes», BedK xxi-xxii (1966), S. 111-120, особенно 115-117.
725 Joseph Molitor, «Das Haemeti-Palimpsestfragment Tiflis 1329 und sein Verhaltnis zum altgeorgischen Evangelientext», Neutestamentliche Aufsatze; Festschrift fur Prof. Josef Schmid (Regensburg, 1963), S. 175-184.
726 «The Old Georgian Version of Acts», ZNW xii (1911), 131-140.
727 См. выше, рукопись 5 в приведенном списке (стр. 203).
728 Gerard Garitte, L'Ancienne Version georgienne des Actes des Apotres (Louvain, 1955), pp. 19-20. См. также Michel Tarchnisvili, «A propos de la plus ancienne version georgienne des Actes des Apotres», Mu, lxix (1956), pp. 347-368.
729 Joseph Molitor, «Zum Textcharacter der altgeorgischen katholischen Briefe: 1. Der altgeorgische Jakobusbrief», ОС li (1967), 51-66; ср. его же, «Die Bedeutung der georgischen Version des Neuen Testamentes fur die Novi Testamenti Graeci editio maior critica aufgezeigt am Textcharacter des altgeorgischen Jakobusbriefes», BedK xxviii (1971), 249-252. Утверждение Молитора о «чистоте» чтений следует воспринимать с осторожностью, так как неизвестно, насколько полно он исследовал параллельные чтения в других свидетельствах.
730 ОС li (1967), 66.
731 См. главу «The Georgian Athonites» в книге: David M. Lang, Lives and Legends of the Georgian Saints (London-New York, 1956), pp. 154-168.
732 Цитируется по: D. М. Lang, Landmarks in Georgian Literature; An inaugural Lecture, School of Oriental and African Studies, University of London (1966), p. 12. Более подробно о литературной и церковной деятельности св. Евфимия см.: Michael Tarchnisvili, Geschichte der kirchlichen georgischen Literatur (Vatican City, 1955), S. 126-154.
733 Согласно Блейку, Апокалипсис, «строго говоря, в Грузии так и не стал канонической книгой» (HTR xxi, 1928, р. 278).
734 Joseph Molitor, «Die georgische Version der Apokalypse (von 978) ins Lateinische ubertragen und untersucht», ОС lii (1968), 21.
735 Joseph Molitor, «Die Eigennamen in der Johannesapokalypsse des Euthymius», BedK xvii-xviii (1964), 127-131.
736 R. P. Blake, «Georgian Theological Literature», JTS xxvi (1925), pp. 57 f.
737 Цит. по A. Shanidze, Two Old Recensions..., p. 063.
738 HTR xxi (1928), p. 293, n. 36. Однако в это утверждение Блейка следует внести некоторые поправки в свете информации, любезно предоставленной д-ром Бердселлом: в Синайской грузинской рукописи Sinai MS. Georg. 16, написанной в монастыре Св. Креста в Иерусалиме и датированной (по Цагарели) 992 г., как и в грузинской Ватиканской рукописи (Vatican MS. iber. 1, примерно того же времени), pericope de adultera стоит после Ин 7:44.
739 См. Briere в PO xxvii (1955), р. 291 ff Первое издание всей грузинской Библии вышло в свет в 1743 г., см. описание в: Т. Н. Darlow and ?. F. Moule, Historical Catalogue of Printed Editions of Holy Scripture..., ii (London, 1911), p. 429. В это время Четвероевангелие и Апостол впервые были соединены вместе; ср. Theodor Kluge, «Uber das Alter des georgischen Ubersetzung des Neuen Testaments», ZNW xi (1910), S. 344.
740 Материал раздела «Границы возможностей грузинского языка при передаче греческого» написал (на французском языке) покойный каноник Морис Бриер, почетный профессор Католического института в Париже, в дополнение к своему сопоставлению древнегрузинской версии Луки с греческим Textus Receptus (Oxford, 1871) для Международного проекта по греческому Новому Завету. Поэтому, помимо сведений о границах возможностей греческого языка, читатель найдет здесь примеры различных чтений из рукописей версии, а также комментарии с примерами из латинского перевода древнегрузинской версии Луки, сделанного Бриером и изданного в PO xxvii (1955), pp. 302-448. Другие, более краткие очерки особенностей грузинского языка в сравнении с греческим см.: Franz Zorell, Grammatik zur altgeorgischen Bibelubersetzung, mit Textproben und Worterverzeichnis (Roma, 1930), S. 6-8; а также статью Й. Молитора в Die alte Ubersetzungen des Neuen Testaments, die Kirchenvaterzitaten und Lektionare, ed. K. Aland (Berlin-New York, 1972), S. 318-325. - Прим. Б. Мецгера.
741 Подробности см.: N. Marr, M. Briere, La Langue georgienne (Paris, 1931). [Недостатки этой грамматики, как сообщил мне д-р Бердселл, отмечены в критическом анализе X. Вогта: Hans Vogt, в JA ccxxiii (juillet-decembre 1933; приложение), pp. 142-145. - Прим. Б. Мецгера].
742 [Краткое описание этих шести рукописей см. в приведенном выше списке, №№ 2, 3, 4, 6, 11 и 13, на стр. 201-204. - Прим. Б. Мецгера.].
743 Описание этой рукописи см. у Р. Блейка, номер 62 в его «Catalogue des manuscrits georgiens de la bibliotheque de la Laure d'Iviron au Mont Athos», ROC xxix (1933-1934), p. 251.
744 Блейк считает эту рукопись с многочисленными исправлениями копией, куда вносил поправки св. Георгий Афонский при редактировании текста, уже однажды исправленного св. Евфимием. Сведения об этих писцах X и XI вв. см. в Geschichte der kirchlichen georgischen Literatur, auf Grund des ersten Bandes der georgischen Literaturgeschichte von K. Kekelidze, написанную ?. Тархнишвили (Michael Tarchnisvili) с участием Ю. Ассфальга (Assfalg), Citta del Vaticano, 1955, S. 126-174.
745 PO xxvii(1955), 291 f.
746 Ibid., 275-457.
747 A. Shanidze, Two Old Recensions..., pp. 179-293.
748 [Следует заметить, что варианты написания, то и дело встречающиеся в грузинских рукописях, усложняют попытку представить четкие категории ограничений грузинского языка при передаче греческого. - Прим. Б. Мецгера.]
749 La Langue georgienne, §28.
750 La Langue georgienne, §25, no. 1.
751 A. Shanidze, Caucasus Polyglottus, i. 99.
752 Ср. La Langue georgienne, §310.
753 La Langue georgienne, § 424, no. 1 в конце, и PO xxvii (1955), pp. 288-290.
754 Ibid., §426, no. 3.

755 Разница в названиях «Эфиопия» и «Абиссиния» обычно объясняется тем, что первое - исторический, а второе - географический термин (напр., Enno Littmann, Abessinien, Hamburg, 1935, S. 13). Эти два названия имеют совершенно разное происхождение. Название «абиссинцы» - семитского происхождения (хотя то, что оно, как многие полагают, происходит от южноарабского «Habashat», было поставлено под сомнение Ирвином (А. К. Irvine, «On the Identity of Habashat in the South Arabian Inscriptions», JSS, x, 1965, pp. 178-196) и относится к этнической и политической общности, процветавшей во времена существования древнего царства аксумитов. С другой стороны, название «Эфиопия» восходит к языку Микенской Греции II тысячелетия до н. э., а позже приобрело значение «люди с обожженными лицами» или «люди с горящими, сияющими лицами» (см. A.Dihle, Umstrittene Daten. Untersuchungen zum Auftreten der Griechen am Roten Meer, Koln-Opladen, 1965, S. 65-79; Ernst Hammerschmidt, Athiopien. Christliches Reich zwischen Gestern und Morgen. Wiesbaden, 1967, S. 150 f.). В Септуагинте ?????? и ???????? - обычный перевод названия «Куш ( ), кроме Быт 10:7, где дана транслитерация оригинала: ????.
Библиографию об Эфиопии, древней и современной, см. в: George F. Black, «Ethiopica and Amharica; A List of Works in the New York Public Library», Bulletin of the New York Public Library, xxxii (1928), pp. 443-481, 528-562.
756 Впервые издал К. Бецольд (Carl Bezold, AbhMu, xxiii, i, Munchen, 1905); впоследствии переиздал Уоллис Бадж (Budge) под названием The Queen of Sheba and her Only Son, Menyelek... (London, 1922).
757 Прежде ученые искали истоки эфиопского письма в самых разных алфавитах: в греческом, сирийском, коптском, самаритянском, в индийских письменностях и даже в рунах (см. David Diringer, The Alphabet, a Key to the History of Mankind, 3rd edn., i, New York, 1948, p. 179). Впоследствии Jacques Ryckmans (Bibliotheca orientalis, xii, 1955, 2-8) и A. J. Drewes (Annales d'Ethiopie,'i, 1955, pp. 121-126) высказали предположение, что эфиопский алфавит происходит от тамудской (северно-арабской) формы письма; против этой теории были выдвинуты возражения, см. W. Leslau, AJA lxii (1958), p. 112, и Edward Ullendorff, The Ethiopians, an Introduction to Country and People, 2nd edn. (London, 1965), p. 133, n. 1.
758 Enno Littmann, Sabaische,griechische und altabessinische Inschriften (Deutsche Aksum- Expedition, iv, Berlin, 1913), S. 2-5; его же, «Athiopische Inschriften», Miscellanea Academica Berolinensia, ii. 2 (Berlin, 1950), S. 97-127. См. также Sergew Hable-Selassie, Beziehungen Athiopiens zur griechische-romischen Welt (Bonn, 1964).
759 Wilfred ?. Schoff, The Periplus of the Erythraean Sea (New York, 1912), p. 23; см. также ?. ?. M.Jones, ?. Monroe, A History of Abyssinia (Oxford, 1935), в переиздании: A History of Ethiopia (1955), p. 22; и Albrecht Dihle, Umstrittene Daten, 9 ff. Следует отметить, что на монетах Аксума вплоть до VIII в. можно видеть греческие буквы; см. Arturo Anzani, «Numismatica Axumita», Rivista Italiana di numismatica e scieze affini, xxxix (1926), pp. 5-110.
760 Это утверждали уже Ириней («Против ересей», IV. xxiii. 2) и Евсевий («Церковная история», II. 1. 13).
761 См. К. Lake, ?. J. Cadbury, в томе IV труда The Beginnings of Christianity (London, 1933), pp. 95 f.; Dale H. Moore, «Christianity in Ethiopia», Church History, ? (1936), p. 27; Albrecht Dihle, op. cit., 42 f.
762 «Церковная история», Х. 9.
763 «Церковная история», I. 19.
764 Предание о том, что Матфей проповедовал в Эфиопии, со множеством подробностей излагается в Martyrium Matthaei, созданном в Эфиопии после 524 г., чей перевод сохранился в так называемом Абдисском собрании (J. А. Fabricius, Codex apocryphus Novi Testamenti, ed. sec. ii (Hamburg, 1719), pp. 636-668; об Абдисском собрании см. R. A. Lipsius, Die apokryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden, i (Braunschweig, 1883), 124, 168, 223; ii. 2(1884), 124-141.
765 «Церковная история», iii. 9. См. также Anton Glas, Die Kirchengeschichte des Gelasios von Kaisareia. Die Vorlage fur die beiden letzten Bucher der Kirchengeschichte Rufins (Leipzig, 1914), S. 48 f.
766 Prophetarum vitae fabulosae, indices apostolorum discipulorumque Domini... vindicata, ed. Theodor Schermann (Leipzig, 1907), 108 f. В рукописях есть разночтения для названий «согдийцы» и «горсинийцы» (= грузины?). См. также: Francis Dvornik, The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew (Cambridge, Mass., 1958), p. 174, n. 111; pp. 208 f.
767 «Комментарии к Матфею», проп. 39 (изд. Lommatzsch, iv, p. 269 f.). Но с другой стороны, по комментарию Оригена о том, что пророчества в Пс 71 (72):9 (??????? ????? ????????????? ???????? ??? ?? ?????? ????? ???? ?????????) и Соф 3:10 (?? ??????? ??????? ????????? ???????? ?????? ???) должны исполниться со вторым пришествием Христа, можно понять, что эфиопов он считал язычниками (Нот. xvi:3 в lib. Jesu Nave, p. 148).
768 «Церковная история», i. 9. Эта же история, с некоторыми вариантами, повторяется в церковных историях Сократа Схоластика (i. 19), Созомена (ii. 24) и Феодорита (i. 23). Подробнее о Фрументии в эфиопских источниках см. Carlo Conti Rossini, «A propos des textes ethiopiens concernant Salama (Frumentius)», ?thiops: Bulletein Ge'ez, i (1922), pp. 2-4, 17-18.
769 См. Alfred Rahlfs, «Zur den altabessinischen Konigsinschriften», ОС, n.s. ii (1916), 282-305; A. Kammerer, Essai sur l'histoire antique d'Abyssinie (Paris, 1926), pp. 85-97; ?. Littmann, Miscellanea Academica Berolinensia, ii. 2 (Berlin, 1950), S. 97; J. Doresse, Ethiopia (London, 1959), pp. 30 f.; E. Ullendorff, The Ethiopians (London, 1960), p. 54; E. Hammerschmidt, Athiopien (Wiesbaden, 1967), S. 39-42. С другой стороны, Ф. Альтхайм и Р. Штиль передвигают правление Эзаны на столетие позже [Franz Altheim, Ruth Stiehl, «Die Datierung des Konigs Ezana von Aksum», Klio, xxxix (1961), 234-248; Christentum am Roten Meer, i (Berlin, 1971), S. 393-431, 467-471].
770 Enno Littmann, Deutsche Aksum-Expedition, iv (Berlin, 1913), S. 32,
771 Francis Anfray, Andre Caquot, Pierre Nautin, «Une nouvelle inscription grecque d'Ezana, roi d'Axoum», Journal des savants (1970), pp. 260-273; ср. Sergew Hable Sellassie [sic], Ancient and Medieval Ethopian History to 1270 (Addis Ababa, 1972), pp. 102 f.
772 О монетах, отчеканенных Эзаной, см. монографию Анзани (Anzani, см. выше, стр. 233, прим. 5), а также: Francis Anfray, «Les rois d'Axoum d'apres la numismatique», JES vi, no. 2 (1968), pp. 1-5; R. Pankhurst, «The Greek Coins of Aksum», Abba Salama, vi (1975), pp. 70-83, особенно стр. 79. Монеты Эзаны - одни из первых в мире монет с изображением христианского знака креста.
773 Письмо сохранилось в Apologia ad Constantium Imperatorem Афанасия, 31 (Migne, PG xxv, cols. 635 ff.). Английский перевод: J[ohn] H[enry] N[ewman]: Athanasius, Historic Tracts (A Library of the Fathers, Oxford, 1843), pp. 182 f.
774 «Церковная история», iii. 6, изд. Joseph Bidez (Die griechischen christlichen Schriftsteller, xxi; Leipzig, 1913), 35.
775 E. О. Winstedt, The Christian Topography of Cosmos Indicopleustes (Cambridge, 1909), p. 346.
776 О двух этих правителях см. Jones и Monroe, op. cit., pp. 29-31.
777 Topographia Christiana, iii (Migne, PG lxxxviii, col. 169), английский перевод: J. W. McCrindle (London, 1897), p. 120. См. также статью эфиопского студента Bairu Tafia, «The Establishment of the Ethiopian Church», Tarikh, ii. 1 (lbadan, 1967), p. 32 f.; W. H. С Frend, The Rise of the Monophysite Movement; Chapters in History of the Church in the Fifth and Sixth Centuries (Cambridge, 1972), pp. 304 ff.
778 См. J.-B. Coulbeaux, Histoire politique et religieuse d'Abyssinie, i (Paris, ок. 1928), pp. 167-174; G. Bardy & L. Brehier в: Histoire de I'Eglise depuis les origines jusqu'a nos jours, ed. Augustine Fliehe & Victor Martin, iv (Paris, 1937), pp. 524 f.
779 Cm. A. Kammerer, op. cit., pp. 103 f.
780 Arthur Voobus, Early Versions of the New Testament; Manuscript Studies (Stockholm, 1954), p. 246; его же, Die Spuren eines alteren athiopischen Evangetientextes im . Lichte der literarischen Monumente (Stockholm, 1951), 13 f. О роли Девяти святых и других арамейскоязычных (иудео-) христиан в создании и формировании эфиопского христианства см.: Sergew Hable Sellassie [sic], Ancient and Medieval Ethiopian History to 1270 (Addis Ababa, 1972), pp. 115- 121; Ephraim Isaac, «An Obscure Component in Ethiopian Church History», Mu, lxxxv (1972), pp. 238 f.; его же, A New Text-Critical Introduction to Mashafa Behran (Leiden, 1974), pp. 51-73.
781 Brian Walton, Prolegomena к London Polyglot Bible, xv, §12 (ed. Wrangham, ii, Cambridge, 1828, p. 600).
782 Согласно одной группе эфиопские хроник, проповедью Евангелия на эфиопском языке занимались поодиночке несколько монахов, таких, как Абба Иоханес, основатель монастыря Дибре-Сина, или Абба Либанос, также известный как Мата'э, византиец по происхождению, посланный в Эфиопию по настоянию св. Пахомия. См. Jean Doresse, Ethiopia (London 1959), p. 64.
783 Paul de Lagarde, Gesammelte Abhandlungen (Leipzig, 1866), S. 61, 113; его же, Ankundigung einer neuen Ausgabe der griechischen Ubersetzung des Alten Testaments (Gottingen, 1882), S. 28. Об арабском Vorlage см. комментарий Гезениуса: «Согласно местным преданиям, перевод Нового Завета был сделан с арабского; определенно это можно сказать только об апокрифической части, но ошибочно перенесено на весь Новый Завет» (Allgemeine Encyclopadie der Wissenschaften und Kunste, ed. by J. S. Ersch and J. G. Gruber, ii, Leipzig, 1819, S. 113).
784 Mehineau, «Version ethiopienne de la Bible», в: Vigouroux, Dictionnaire de la Bible, ii (Paris, 1899), col. 2031.

<< Предыдущая

стр. 23
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>