стр. 1
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

УЧЕБНИКИ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ э к о н о м и к и

ВШЭ




Б.Е.Бродский

ЛЕКЦИИ
ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ
переходного
периода
Допущено Министерством образования
и науки Российской Федерации
в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению подготовки
521600 «Экономика»




Издательский дом ГУ ВШЭ

Москва 2005
УДК 330.101.541
ББК 65.012.2
Б 88




Подготовлено при содействии Н Ф П К —
Национального фонда подготовки кадров в рамках
программы "Совершенствование преподавания
социально-экономических дисциплин в вузах"




Рецензенты:
доктор экономических наук К.А. Багриновский;
доктор экономических наук А.А. Френкель;
кандидат физико-математических наук В.А. Бессонов




ISBN 5-7598-0233-Х ? Б.Е. Бродский, 2005
с Оформление. Издательский дом
ГУ ВШЭ. 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие 8


Лекция 1. Предмет переходной экономики 14
1.1. Понятие переходной экономики 14
1.2. Причины, цели и задачи перехода от "плана" к "рынку" 17
1.3. Программы реформ 23
Учебно-методические материалы к лекции 1 25


Лекция 2. Методологические проблемы исследования
переходной экономики 29
2.1. Основные методологические направления
и принципы анализа переходной экономики 29
2.2. Принципы структуралистской методологии
анализа переходной экономики 32
2.3. Структурный анализ частного и общего
микро- и макроэкономического равновесия 42
2.3.1. Модель обмена и ее устойчивость 42
2.3.2. "Ошибки" и "провалы" рынка 47
2.3.3. Частное макроэкономическое равновесие 53
2.3.4. Общее экономическое равновесие 57
Учебно-методические материалы к лекции 2 62


Лекция 3. Основные факты и гипотезы
о механизмах трансформации 67
3.1. Эволюция важнейших макроэкономических
показателей в переходных экономиках 67
3.2. Базисные гипотезы о механизмах
экономической трансформации 71
3.3. Реаллокация ресурсов 74
3.4. Дезорганизация макроэкономической среды 77
Учебно-методические материалы к лекции 3 85


5
Оглавление


Лекция 4. Проблемы экономической политики
в переходных экономиках 89
4.1. Трансформационная квадратура:
либерализация, стабилизация, приватизация
и реструктуризация 89
4.2. Модель "шоковой терапии" Берга — Сакса 97
4.3. Сравнительный анализ политики
"шоковой терапии" и градуализма 101
Учебно-методические материалы к лекции 4 106

Лекция 5. Модели динамики реального сектора 109
5.1. Обзор моделей реформ 109
5.2. Р-модель (польский вариант) 112
5.3. R-модель (российский вариант) 119
Учебно-методические материалы к лекции 5 137


Лекция 6. Модели эволюции кредитно-денежной системы 140
6.1. Трансформация кредитно-денежных систем
переходных экономик 140
6.2. Модель процесса долларизации 145
6.3. Динамика денежной массы, обменного курса
и инфляции в переходной экономике 147
6.4. Двухсекторная модель кредитно-денежной системы
в переходной экономике 150
6.5. Реальный обменный курс, паритет покупательной
способности и экономический рост 154
Учебно-методические материалы к лекции 6 159


Лекция 7. Государство в переходной экономике 162
7.1. Проблема "размера правительства" 162
7.2. Анализ на основе R-модели 166
7.3. Выводы 174
Учебно-методические материалы к лекции 7 177


Лекция 8. Рынок труда в переходных экономиках 180
8.1. Обзор проблем и моделей рынка
труда в переходных экономиках 180


6
Оглавление


8.2. "Польская" модель функционирования
рынка труда 184
8.3. "Российская" модель функционирования
рынка труда 186
8.4. Социальная дифференциация
в переходных экономиках 192
Учебно-методические материалы к лекции 8 195


Лекция 9. Теневой сектор в переходных экономиках 198
9.1. Определения и оценки масштабов
теневой экономики 198
9.2. Анализ причин распространения
теневой экономики 201
9.3. Формальный анализ: макроэкономические
модели динамики теневого сектора
в переходных экономиках 203
Учебно-методические материалы к лекции 9 219


Заключение 222
ПРЕДИСЛОВИЕ


На одной из лекций студент задал мне вопрос: "А зачем вообще
изучать этот предмет — переходную экономику? Во-первых, не
совсем ясно, что это такое, а во-вторых, даже придя к соглашению
о терминах, остаются сомнения, стоит ли тратить время на изуче­
ние «переходных, текучих и зыбких» явлений, некоей преходящей
сущности, которая неизбежно должна исчезнуть по мере станов­
ления нормальной и стабильной рыночной экономики?" Я побла­
годарил студента за проницательность суждений и ответил пример­
но следующее.
Со времени начала радикальных реформ в посткоммунисти­
ческих странах — конец 1980-х — начало 1990-х гг. — прошло бо­
лее десяти лет. Основные острые вопросы и проблемы — трансфор­
мационный спад, высокая инфляция, значительный бюджетный
дефицит — остались позади, все большее число стран уверенно на­
ращивают экономический потенциал, вступают в международные
экономические и политические организации. Это, на первый взгляд,
означает, что исследование переходной экономики представляет,
главным образом, теоретический и историко-научный интерес. Од­
нако все зависит от того, как мы формулируем предмет переходной
экономики и исследовательские задачи.
В узком смысле предмет переходной экономики — это постсо­
циалистический переход, т.е. процесс замены централизованной
плановой экономики на рыночную. Поэтому первая задача — по­
нять логику историко-экономических фактов о переходных эко­
номиках, их взаимосвязь, построив гипотезы и модели для пони­
мания реальных явлений.
В широком смысле предмет курса — это макроэкономиче­
ские закономерности трансформации и реструктуризации эконо­
мических систем. В этом понимании постсоциалистический пере­
ход не является конечной целью исследования, но служит отправ­
ной точкой для формулировки гипотез, построения теоретических
моделей и содержательных выводов о формах и этапах эволюции
реструктурируемых социально-экономических систем.
Только взаимосвязь узкого и широкого понимания предмета
переходной экономики позволяет обосновать целесообразность


8
Предисловие


изучения этого курса. Нет сомнения в том, что России и другим по­
сткоммунистическим странам, да и всей мировой экономической
системе в будущем предстоят новые радикальные реформы, кото­
рые, как всегда, задумываются и осуществляются "во благо" жаж­
дущим перемен к лучшему людям, но на практике нередко приво­
дят к ухудшению общественного благосостояния, росту иму­
щественного неравенства и социального угнетения. Представляет­
ся, что экономическая теория должна найти ответы на вопросы о
закономерностях реструктуризации экономических систем, чтобы
избежать "реформ вслепую", поспешных импровизаций и грубых
ошибок в экономической политике.
Российские "революционеры" в политике и экономике всегда
уповали на историческую интуицию, стремясь, по примеру Напо­
леона, "сначала ввязаться в драку, а там видно будет". Весь XX век
прошел для России как череда непрерывных социально-экономи­
ческих экспериментов, революций и реформ "из самых чистых и
гуманных побуждений". В результате страна к началу X X I столе­
тия успела растерять богатейший интеллектуальный потенциал,
заметно отстав от передовых стран по уровню и динамике соци­
ально-экономического развития. Поэтому анализ опыта экономи­
ческих реформ и закономерностей экономической трансформа­
ции имеет для России жизненно важное, практическое значение.
Появление в России и на Западе в конце 1990-х гг. книг и
учебников по экономике переходного периода можно только при­
ветствовать. Опыт экономической трансформации во всем мире
становится предметом углубленной теоретической рефлексии, что
подтверждается появлением специализированных научных журна­
лов по этой теме ("Economics of Transition") и интернет-сайтов с
сотнями научных публикаций по переходной экономике.
Вместе с тем большинство российских учебников по переход­
ной экономике построены по описательному принципу и не со­
1



держат развернутого формального анализа закономерностей пере­
ходных экономик, что ориентирует эти пособия скорее на сту­
дентов социологических и юридических специальностей, а также
на студентов экономических факультетов начальных курсов. С дру­
гой стороны, в известном западном учебнике О. Бланшара опыт 2




См., например: Бузгалин A.B. Переходная экономика: Курс лекций. М.: Экономи­
1



ка, 1994; Теория переходной экономики: Учебное пособие / Под ред. E.B. Красниковой.
М.: Экономика, 1998.
Blanchard О. The Economics of Post-Communist Transition. Oxford: Clarendon Press, 1997.
2




9
Предисловие


стр. 1
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>