<< Предыдущая

стр. 17
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ложения, зависимости, выводы.

6. Охарактеризуйте модели процесса дезорганизации хозяйства в началь­
ный период экономических реформ:
• модель Бланшара: предпосылки, логика, выводы. Какова роль тран­
сакционных издержек в формировании трансформационного спада?
• модель Ролана — Вердье: предпосылки, логика, выводы. Какова роль
поисковых процессов в формировании трансакционных издержек и
трансформационном спаде?

7. Опишите модель с переменной структурой предпочтений экономиче­
ских агентов: предпосылки, основные зависимости, условия нарушения рав­
новесия. Проанализируйте дезорганизацию как следствие трансформации
структуры социальных предпочтений.


Дополнительные вопросы и задания
для самостоятельной работы

1. Используя доступные базы данных и литературные источники, прове­
дите самостоятельное сравнительное исследование динамики ключевых
макроэкономических индикаторов в посткоммунистических странах в
1990-е гг. В чем, по вашему мнению, причины различной динамики ре­
форм в странах ЦВЕ, СНГ, Китая и Вьетнама?

2. Проведите самостоятельное теоретическое исследование модифици­
рованной модели Бланшара с различным уровнем номинальной заработ­
ной платы по секторам экономики. В чем новизна выводов этого анализа
в сравнении с оригинальной моделью Бланшара?

3. Сформулируйте условия устойчивости равновесия в динамической
структуралистской модели двух взаимосвязанных рынков. Как интерпре­
тировать этот результат на примере процесса дезорганизации в переходной
экономике? Почему эти условия равновесия, как правило, нарушаются в
переходной экономике?

4. Напишите эссе на тему "Приватизация и конкуренция", используя ра­
боты: [Earl, Estrin, 1997; Jasinski, Yarrow, 1997; Boyko, Shleifer, Vishny, 1996].
4
лекция



ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В ПЕРЕХОДНЫХ ЭКОНОМИКАХ


4.1
Трансформационная квадратура: либерализация,
стабилизация, приватизация и реструктуризация

Страны, вставшие на путь радикальных экономических реформ,
сталкиваются с проблемой выбора экономической политики, обес­
печивающей наилучшие результаты как на макро-, так и на микро­
уровне. К числу основных целей экономической политики, которых
необходимо добиться в ходе реформ, относятся:
• либерализация цен и внешней торговли;
• макроэкономическая и финансовая стабилизация;
• приватизация предприятий;
• структурные реформы.
Первые три цели представляют собой первоочередные задачи
реформ.
Либерализация охватывает:
переход к свободной торговле и свободным ценам;
демонтаж планово-распределительной системы, иерархиче­
ской структуры управления экономикой и переход к сетевой струк­
туре договорных отношений;
отмену монополии внешней торговли, открытие экономики;


89
Лекция 4
Проблемы экономической политики в переходных экономиках


введение свободного рыночного курса национальной валю­
ты взамен его государственного регулирования; обеспечение кон­
вертируемости национальной валюты по текущим операциям.
Финансовая стабилизация предполагает резкое снижение тем­
пов инфляции после либерализации, стабилизацию курса нацио­
нальной валюты. Она включает в себя:
переход к жестким бюджетным ограничениям на всех уров­
нях;
создание налоговой системы и налаживание налогового ад­
министрирования;
организацию надежного контроля бюджетных расходов;
ограничение темпов роста денежной массы и переход к ры­
ночному формированию процентных ставок;
организацию надзора за коммерческими банками.
Приватизация призвана перенести ответственность и риск с го­
сударства на частных собственников, заменить большую часть го­
сударственной собственности частной, создать новую систему хо­
зяйственных мотиваций и полноценных рыночных агентов.
К этому добавляются в составе первоочередных задач политики
реформ: налоговая реформа, создание системы коммерческих бан­
ков и двухуровневой банковской системы, а также рынка рабочей
силы с отменой государственной системы регулирования оплаты
труда.
Первостепенное значение для эффективного решения этих за­
дач имеет выбор скорости реформ [Stiglitz, 1999; Dabrowski, Gomulka,
Rostowski, 2000]. На протяжении 1990-х гг. велась активная дискус­
сия о том, какая скорость реформ — высокая или умеренная —
наиболее приемлема для той или иной страны.
Аргументы сторонников "шоковой терапии" (предельно высо­
кая скорость реформирования): задача либерализации цен и внеш­
ней торговли должна быть решена быстро, что позволяет быстро
снять "денежный навес" и обуздать высокую инфляцию в начале
реформ; задача приватизации также должна решаться в быстром
темпе, что снижает политический риск реставрации старых структур
собственности. Пример '•шоковой терапии" — реформы в Польше
1990-х гг.
Аргументы сторонников "градуализма" (умеренная скорость
реформ): градуальные реформы имеют все преимущества эволюци­
онного пути развития по сравнению с революционным: постепен­
ный демонтаж старых экономических структур и переход на рыноч-


90
4.1
Трансформационная квадратура: либерализация, стабилизация, приватизация
и реструктуризация

ные принципы функционирования экономики позволяет избежать
резких инфляционных "шоков", существенного спада производства
и серьезного ухудшения финансового состояния предприятий.
Пример градуальных реформ: переход на рыночные принципы це­
нообразования в Китае в 1990-е гг.
Эмпирические факты свидетельствуют о том, что "шоковая те­
рапия" в среднем порождает более высокие темпы инфляции в на­
чальный период экономических реформ по сравнению с градуаль­
ной политикой. Так, в Венгрии и Чехии, где использовались гра­
дуальные методы реформирования, годовая инфляция не вышла за
50—60% за весь период реформ. С другой стороны, в Польше, Слове­
нии, Эстонии, России значения годовых темпов инфляции вышли
за диапазон двузначных цифр в первые два года реформ. Однако гра­
дуальная политика может порождать высокоинфляционные реци­
дивы спустя 5—6 лет (Болгария, Румыния).

Таблица 4.1
Инфляция в переходных экономиках в 1991—1998 гг.,
% в год

1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.
Страна
1395,0 1294,0 1788,0 84,5 6,7 0,5 4,5
Азербайджан 126
15,8 42,0
236,6 6,0 17,4 14,6
Албания 104 30,9
10896,0 1885,0 32,0 21,8
Армения 25 1341,0 5,8 13,0
1996,0 1960,0 244,0 63,1
Беларусь 1159,0 39,2 84,0
93
79,4 63,8 121,9 32,8 310,8 578,6 17,0
Болгария 339
Венгрия 21,6 21,1 21,2 28,3 19,8 18,4 14,0
32
7488,0 6474,4 57,4 8,1
Грузия 1177,0 13,8 8,0
131
2169,0 1160,0 60,4
2984,1 28,6 11,3 8,5
Казахстан 137
95,7 31,9 35,0 14,8
Кыргызстан 170 1259,0 1363,0 12,1
26,0 23,0
Латвия 959,0 35,0 13,1 7,0 5,0
262
45,0 35,5
Литва 1161,1 188,8 13,1 8,5 6,8
345
55,4 4,6
Македония 230 1925,2 229,6 0,2 5,0
9,3
Молдова 2198,0 837,0 116,0 23,8 15,1 11,2 10,0
151
Польша 44,3 37,6 29,4 26,1 18,5 13,2 10,0
60
840,1 204,7 131,3 11,1
Россия 144 2508,8 21,8 84,0
61,7 27,8 151,6 47,0
Румыния 233 199,2 295,5 56,9



91
Лекция 4
Проблемы экономической политики в переходных экономиках


Окончание табл. 4.1

1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.
Страна
Словакия 25,1 5,4 7,0
58 11,7 7,2 6,4

Словения 18,3 8,6 8,8 9,4
247 92,9 8,0
22,9
Таджикистан 204 1364,0 7344,0 1,1 2133,0 40,5 165,0 19,3
155 644,0 9750,0 1328,0 1262,0 446,0 50,0
Туркменистан 21,5
Узбекистан 169 910,0 885,0 1281,0 117,0 64,0 28,0 35,0
161 2730,0 10155,0 401,0 182,0 39,7
Украина 10,1 19,0
Хорватия 250 938,2 1149,0 -3,0 3,8 3,4 3,8 5,0
Чехия 52 12,7 9,7 8,6 11,5
18,2 10,0
7,9
Эстония 304 953,5 35,6 42,0 29,0 15,0 12,0 11,0

Источник: [Колодко, 2000].

Практически во всех странах с переходной экономикой вслед
за либерализацией следовал спад производства. Исключение состав­
ляют Китай и Вьетнам, в которых экономика, начав с очень низкого
уровня, все время росла.

Т а б л и ц а 4. 2
Трансформационный спад

Реальный ВВП,
Кумулятивный
Длительность
2000 г.
Страна
размер спада, %
спада, лет
(1990= 100%)
107
23
ЦВЕ и Балтия 4
110
33
Албания 3
16 81
Болгария 4
87 \
36
Хорватия 4
12
Чехия 3 99
35 85
5
Эстония
15 109
Венгрия 4
51 61
6
Латвия
44 67 !
Литва 5
112
6
Польша 2
144
Румыния 3 21
23 82
4
Словакия
14
Словения 3 105


92
4.1
Трансформационная квадратура: либерализация, стабилизация, приватизация

<< Предыдущая

стр. 17
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>