<< Предыдущая

стр. 21
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Анализ решения (4-11)—(4-12) позволяет сделать следующие
выводы. Градуалистская политика реформ не вызывает высоких
темпов инфляции и не порождает глубокого экономического спада
в начальной фазе преобразований. Темпы дерегулирования "старых"
экономических структур оказываются более низкими в сравнении с
политикой "шоковой терапии", что создает риск их возрождения.
Заметно также, что "новый" сектор развивается более низкими тем­
пами в сравнении с политикой "шоковой терапии". Вместе с тем го­
сударственная структурная политика может существенно повлиять
на характер экономической динамики в данной системе: трансфор­
мационного спада можно избежать при "щадящем" налоговом ре­
жиме для нового частного бизнеса в начальных фазах его становле­
ния в сочетании с разумным субсидированием реструктурируемых
предприятий "старого" сектора.


105
Лекция 4
Проблемы экономической политики в переходных экономиках



Учебно-методические материалы
к лекции 4

Литература

Основная

Колодко Г. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциали­
стических преобразований. М.: ЗАО "Журнал «Эксперт»", 2000.

Aslund A., Boone P., Johnson S. How to Stabilize: Lessons from Post-Com­
munist Countries: Brookings Papers on Economic Activity. 1996. № 1.

Berg A., Sachs J. Structural Adjustment and International Trade in Eastern
Europe: The Case of Poland / / Economic Policy. 1992. Vol. 16.

Coricelli F. Macroeconomic Policies and the Development of Markets in Tran­
sition Economies. Budapest: CEU Press, 1998.

Gomulka S. Macroeconomic Policies and Achievements in Transition Econo­
mies, 1989—1999 / / Economic Survey of Europe. 2000. Vol. 2. № 3.

Reform in Eastern Europe / O. Blanchard, R. Dornbush, P. Krugman et al.
Helsinki: WIDER, 1991.



Дополнительная

Гайдар E. Наследие социалистической экономики: макро- и микроэко­
номические последствия мягких бюджетных ограничений. М.: И Э П П ,
1999.

Arrow К. Economic Transition: Speed and Scope / / Journal of Institutional
and Theoretical Economics. 2000. Vol. 156.

Dabrowski M . , Gomulka S., Rostowski J. Whence Reform? A Critique of the
Stiglitz Perspective / London School of Economics and Central European Uni­
versity. Budapest: CEU Press, 2000.

North D. Big-Bang Transformations of Economic Systems: an Introductory
Note / / Journal of Institutional and Theoretical Economics. 2000. Vol. 156.


106
Учебно-методические материалы к лекции 4


Popov V. Shock Therapy Versus Gradualism: The End of the Debate (Explaining
the Magnitude of Transformational Recession) / / Comparative Economic
Studies. 2000. Vol. XLII. № 1.

Sachs J. My Plan for Poland / / International Economy. 1989. № 3.

Stiglitz J. Whither Reform?: Paper Presented at the World Bank Conference in
Development Economics. Washington D.C., 1999.

Transition — the First Ten Years: Analysis and Lessons for Eastern Europe and the
Former Soviet Union: World Bank Report. World Bank, 2002.




Вопросы для повторения

1. Сформулируйте и охарактеризуйте основные задачи экономической
политики реформ.

2. Опишите дискуссию о скорости экономических реформ: "шоковая
терапия" и "градуализм": участники, политэкономическая аргументация,
теоретические обоснования.

3. Сформулируйте монетаристские идеи в макроэкономической поли­
тике реформ: политэкономические аргументы, опыт реализации, выводы.

4. Опишите модель "трансформационной ренты" Аслунда: предположе­
ния, аргументация, выводы.

5. Опишите модель политики "шоковой терапии" Берга — Сакса: пред­
положения, логика, выводы.

6. Опишите двухсекторную модель переходной экономики: предполо­
жения и основные зависимости.

7. Проведите сравнительный анализ политики "шоковой терапии" и
градуализма на основе двухсекторной модели. Каковы выводы и следст­
вия для макроэкономической политики?


107
Лекция 4
Проблемы экономической политики в переходных экономиках


Дополнительные вопросы и задания
для самостоятельной работы

1. Проанализируйте следующий тезис [Гайдар, 1999]: "Почти все пост­
социалистические страны можно разделить на две группы. Первую из
них составляют государства, которые сумели противопоставить финан­
совому кризису жесткую денежную политику и за короткие сроки сбить
инфляцию до умеренных пределов. Во второй группе стран денежная по­
литика была мягкой, темпы роста номинального денежного предложения
подвержены резким колебаниям, а период высокой инфляции — дли­
тельным. С известной долей условности проводимую в первой группе
стран экономическую политику можно назвать монетаристской, во вто­
рой — популистской". Согласны ли вы с позицией автора? Обоснуйте
свой ответ, используя эмпирические данные и теоретические аргументы.

2. Сформулируйте основные положения модели "шоковой терапии"
Берга — Сакса. Нарисуйте графики динамики денежной массы, инфля­
ции и обменного курса после начала радикальных реформ. Каким обра­
зом снимается "денежный навес"? Какова роль "номинальных якорей" в
ограничении темпов инфляции и финансовой стабилизации?

3. Сформулируйте основные положения и выводы структуралистской
макроэкономической модели переходной экономики с "новым" секто­
ром частных компаний, "старым" сектором реструктурируемых пред­
приятий, государством, частично субсидирующим реструктурируемый
"старый" сектор. Проведите сравнительный анализ политики "шоковой
терапии" и градуализма на основе этой модели. Какова роль структурных
факторов в преодолении трансформационного спада?

4. Напишите реферат работы В. Попова [Popov, 2000].
5
лекция



МОДЕЛИ ДИНАМИКИ
РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА


5.1
Обзор моделей реформ

Поиск причин и факторов трансформационного спада в 1990-е гг.
стал модной и престижной темой для западных и российских тран-
зитологов. Гораздо менее популярна тема трансформационного ро­
ста. До недавнего времени большинство исследователей молчаливо
полагали, что экономический рост "случится" сам собой, стоит лишь
убрать макро- и микрофакторы ему препятствующие. По мнению
некоторых экспертов, трансформационный спад — это лишь не­
приятный и досадный эпизод в истории переходных экономик, а
экономический рост — закономерная и долгосрочная тенденция
[Campos, Coricelli, 2002].
Если трансформационный спад стал более или менее устой­
чивой закономерностью развития переходных экономик, то пере­
ход к экономическому росту в значительной степени определялся
выбором макроэкономической и структурной политики в каждой
стране. В политэкономических дискуссиях 1990-х гг. был достиг­
нут предварительный консенсус по вопросу о ключевых факторах,
влияющих на экономический рост. Эти факторы включают в себя,
прежде всего, показатели экономической структуры: долю промыш­
ленности в ВВП, уровень урбанизации, торговые связи, нацелен­
ность страны природными ресурсами, начальное распределение по


109
Лекция 5
Модели динамики реального сектора


уровню среднедушевых доходов. Однако, согласно мнению ведущих
политэкономистов, ни один из этих факторов не является столь
значимым, как адекватная экономическая политика, направленная
на скорейший выход из трансформационного кризиса.
По классификации Мирового банка, успех политики реформ в
той или иной стране можно оценить по двумерной категориальной
"решетке": экономическая дисциплина и стимулирование. В поня­
тие "экономическая дисциплина" включается широкий спектр мер
экономической политики, направленных на ужесточение бюджет­
ных ограничений для всех экономических субъектов с целью уси­
ления стимулов к реструктуризации и повышению эффективности
работы в новых условиях хозяйствования. В понятие "стимулиро­
вание" входят меры, направленные на создание благоприятного
инвестиционного климата, стимулирование предпринимательской
активности и создание новых предприятий, способных вести конку­
рентную борьбу в условиях рынка. Мировой банк предлагает сле­
дующую классификацию переходных экономик по этим категори­
ям:
• Польша, Венгрия, Эстония — высокая дисциплина и э ф ­
фективное стимулирование;
ш Чехия, Словакия, Литва — более мягкие бюджетные ограни­
чения, меньше дисциплины;
а Болгария, Румыния, Россия, Украина, Молдова, Киргиз-
стан — отсутствие дисциплины, мягкие бюджетные ограничения;
в Беларусь, Туркменистан, Узбекистан — сохранение пере­
житков плановой административной системы, отсутствие стимули­
рования.
Как видно, классификация Мирового банка базируется на
традиционных ценностях "кнута и пряника" и при ближайшем рас­
смотрении оказывается не совсем корректной. Так, в Китае ВВП на
душу населения рос на 8% ежегодно с 1978 по 1995 гг. При этом, по
классификации Мирового банка, Китай явно проигрывает по сте­
пени жесткости бюджетных ограничений для экономических субъ­
ектов. Доля "плохих долгов" банковской системы, служивших свое­
образной финансовой "подушкой" для убыточных государственных
предприятий, составляет от 30 до 40% годового ВВП.
Вместе с тем в России 1990-х гг. бюджетные ограничения для
предприятий в большинстве отраслей экономики никак нельзя бы­
ло назвать "мягкими". Ликвидация государственных субсидий в


110
5.1
Обзор моделей реформ


начале 1990-х гг. и практически полное отсутствие доступа к бан­
ковскому кредиту привели к резкому ухудшению финансового состо­
яния предприятий реального сектора и повсеместному распростране­
нию взаимных неплатежей как средства решения бюджетных проблем
на корпоративном уровне. Как можно "ужесточать" бюджетные ог­
раничения для экономических субъектов, которые отказываются под­
чиняться дисциплине "кнута" и ободряющему соблазну "пряника"?
Банкротство — вот рецепт, предлагаемый Мировым банком. Опыт
тотального банкротства неэффективных предприятий был опробован
в 1993—1994 гг. в Венгрии и еще раньше — в 1980-е гг. — в Нигерии.
В Венгрии от тотального банкротства "неэффективных" предпри­
ятий быстро отказались ввиду "эффекта домино" — цепной реак­
ции дел о банкротстве, которыми оказались вскоре завалены все суды.
В Нигерии "насаждение горчицы" банкротства было доведено до ло­
гического конца: экономика превратилась в "экспортный рукав" с
полностью разрушенной социальной инфраструктурой и деградиро­
вавшими внутренними рынками.
В отличие от двумерной "решетки" Мирового банка и иных
подобных политэкономических классификаций (монетаризм и
популизм, по Гайдару) наш подход к исследованию эволюции ре­
ального сектора переходных экономик будет скорее индуктивным.
Мы сосредоточимся на важнейших моделях постсоциалистической
трансформации в 1990-х гг., к которым в той или иной мере тяго­
теют все программы реформ в переходных экономиках.
В настоящее время широко обсуждаются сравнительные досто­
инства и недостатки трех основных моделей экономической транс­
формации.
• Р-модель: модель "шоковой терапии" в Польше. Эта модель
содержала пять основных элементов:
полная либерализация нового частного сектора (1989—
1990 гг.);
упразднение парторганизаций на предприятиях, переход
управления к рабочим советам;
шоковая либерализация цен в 1989—1990 гг.;
введение жестких бюджетных ограничений для государст­
венных предприятий, жесткая бюджетная и кредитно-денежная по­
литика;
почти полная либерализация внешней торговли; конвер­

<< Предыдущая

стр. 21
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>