<< Предыдущая

стр. 32
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

да эффект восстановления темпа роста проявлялся спустя год после
девальвации.
Девальвационный допинг не сыграл существенной роли в ка­
честве катализатора роста экспорта. Объем экспорта развивающихся
стран в большей степени зависит от уровня мировых цен на товарно-
сырьевых рынках, чем от курса. В силу общей стагнации мировых
цен на основные экспортные товары из развивающихся стран в
конце 1990-х гг. девальвация не привела к росту экспорта относи­
тельно докризисного периода. Это в свою очередь не могло не ска­
заться и на медленном восстановлении экономики в целом.



Учебно-методические материалы
к лекции 6

Литература

Основная

Begg D. Pegging Out: Lessons from the Czech Exchange Rate Crisis / / Journal
of Comparative Economics. 1998. Vol. 26. P. 669-690.

Brodsky B. Dollarization and Monetary Policy in Russia / / Review of Econo­
mies in Transition. 1997. № 6. P. 49—62.


159
Лекция 6
Модели эволюции кредитно-денежной системы


Qin D., Vanags A. Modelling the Inflation Process in Transition Economies:
Empirical Comparison of Poland, Hungary and Czech Republic / / Economics
of Planning. 1996. Vol. 29. P. 147-168.

Vincze J. Chronic Moderate Inflation in Transition: the Tale of Hungary: W D I
Working Paper. 1998. № 176.


Дополнительная

Делягин M . Экономика неплатежей: как и почему мы будем жить завтра.
М., 1997.

Смирнов А.Д. Лекции по макроэкономическому моделированию. М.: ГУ
ВШЭ, 2000.

Экономический обзор ОЭСР: Российская Федерация, 1997. ОЭСР, 1997.

Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ.
М.: ГУ ВШЭ, 2002.

Dabrowski М., Paczynski W., Rawdanowicz L. Inflation and Monetary Policy
in Russia: Transition Experience and Future Recommendations: RECEP
Working Paper. 2001.

Gaddy C , Ickes B. To Restructure or Not to Restructure: Informal Activities
and Enterprise Behavior in Transition: W D I Working Paper. 199ft.




Вопросы для повторения

1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы кредитно-денежной
политики в переходных экономиках.

2. Опишите модель процесса долларизации в переходной экономике:
предпосылки, логика, выводы.

3. Охарактеризуйте спрос на деньги в переходной экономике: основные
факторы, отличия от рыночной экономики.

4. В чем взаимосвязь динамики денежной массы, инфляции и обменного
курса в переходной экономике?


160
Учебно-методические материалы к лекции 6


5. Охарактеризуйте двухсекторную модель кредитно-денежной системы в
переходной экономике.

6. Опишите эволюцию банковской системы в переходной экономике.



Дополнительные вопросы и задания
для самостоятельной работы

1. На основе доступных баз данных и статистических источников по
переходным экономикам проведите самостоятельное исследование фак­
торов, определяющих динамику процесса долларизации в переходных
экономиках. Сопоставьте ваши выводы с имеющейся литературой на эту
тему. Согласны ли вы с мнениями авторов? Напишите краткий отчет о
ваших исследованиях.

2. На основе имеющейся статистической информации проведите само­
стоятельное эконометрическое исследование взаимосвязи динамики де­
нежной массы, инфляции и обменного курса в переходных экономиках
России и Польши. Сопоставьте ваши выводы для этих экономик. Чем
объясняется устойчивое расхождение в темпах роста денежной массы и
темпах инфляции для переходных экономик? Какова роль курсовой ди­
намики и процентных ставок в определении характера этих зависимо­
стей? Напишите краткий отчет о ваших исследованиях.

3. Напишите эссе на тему "Финансовые кризисы в переходных эконо­
миках: причины, факторы, последствия" с использованием источников,
указанных в списке литературы к теме.

4. Напишите реферат статьи Кина, Ванагса [Qin, Vanags, 1996] с анали­
зом факторов инфляции в переходных экономиках.




6-Лскцип по макроэкономике
7
лекция



ГОСУДАРСТВО
В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ


7.1
Проблема "размера правительства"

Проблема "размера правительства" в переходных экономиках при­
влекает в последние годы все большее внимание исследователей.
С позиций либеральной ортодоксии и основанной на ней доктрины
Вашингтонского консенсуса выдвигается лозунг "ухода государства
из экономики", включающий требование снизить не процентные
расходы бюджета до экзистенциального минимума [Илларионов,
1996]. Напротив, авторы концепции поствашингтонского консен­
суса выступают с критикой теории рыночного благосостояния и
ратуют за активную государственную структурную политику с целью
исправления информационных и аллокационных несовершенств
рынка.
В 1990-е гг. появилось несколько теоретических [Stiglitz, 1997;
Rodrik, 1996] и эмпирических [Вагго, 1991; Levine, Renelt, 1992] ис­
следований проблемы роли государства в процессе экономических
преобразований. Если в работах Р. Барро утверждается наличие от­
рицательной корреляции между темпами экономического роста и
объемом государственных расходов, то в работах Р. Левина и Д. Ре-
нелта подобная связь не прослеживается, но, напротив, подтвержда­
ется гипотеза о положительной корреляции между темпами эко­
номического роста и суммарным объемом инвестиций (корпора­
тивных и государственных) в экономику.


162
7.1
Проблема "размера правительства


Современное состояние проблемы "размера правительства"
в переходных экономиках характеризуется существенной теорети­
ческой неопределенностью и наличием диаметрально противопо­
ложных авторитетных точек зрения. Вместе с тем представляется
вполне достоверным тот факт, что зависимость темпов экономи­
ческого роста от динамики государственных расходов имеет слож­
ный и нелинейный характер, обусловленный эволюцией важней­
ших макроэкономических показателей. Теоретический анализ боль­
шинства моделей [Rebelo, 1990; Barro, Sala-I-Martin, 1995; Barro,
1995], разработанных для рыночных экономик, свидетельствует о
том, что зависимость темпов экономического роста от государствен­
ных расходов имеет вид "горба". Излишне большие расходы требуют
чрезмерных налогов, которые подавляют экономический рост.
Вместе с тем чрезмерное сокращение государственных расходов
ведет к деградации государственных и социальных институтов, что
снижает темпы экономического роста в долгосрочной перспективе.
Теоретические и эмпирические результаты, полученные для
рыночной экономики, вряд ли могут быть безоговорочно экстра­
полированы на опыт переходной экономики, характеризующейся,
прежде всего, трансформирующейся структурой экономических,
государственных и социальных институтов. Более того, даже при­
знание экстремального характера зависимости темпов экономиче­
ского роста от уровня государственных расходов мало что дает для
разработчиков государственной бюджетной и финансовой полити­
ки. Дело в том, что этот экстремум ("горб") не является стабиль­
ным, но, по всей вероятности, "плавает" в зависимости от ключевых
параметров макроэкономической ситуации. Вместе с тем в известных
теоретических моделях делаются существенные упрощения, которые
влекут за собой вывод о постоянстве этого экстремума. Например, в
работе Барро и Сала-и-Мартина [Barro, Sala-I-Martin, 1995] авторы
полагают, что доля государствен ных расходов в агрегированном вы­
пуске неизменна во времени, а именно: G = t Y , где Y — агрегиро­
ванный выпуск, G — государственные расходы, т — налоговая
ставка (Ibid, р. 154). Далее из условия максимизации прибыли репре­
зентативной фирмы, производственная функция которой описыва­
ется моделью Кобба — Дугласа типа АЁ˜ К , где К — капитал,
а а



L — труд, несложно получить, что оптимальная налоговая ставка
равна г -1 - а. Таким образом, единственным фактором, опреде­
ляющим оптимальный уровень налогообложения реального секто-


163
Лекция 7
Государство в переходной экономике


ра и, как следствие, оптимальную долю государственных расходов в
агрегированном выпуске, является параметр а — доля затрат на ка­
питал у репрезентативной фирмы. Искусственность этих предполо­
жений и выводов не требует детальных комментариев.
Поэтому чрезвычайно актуальным было бы исследование
влияния динамики государственных расходов на экономический
рост в переходных экономиках на основе макроэкономической
модели, учитывающей структурные взаимосвязи между основными
секторами экономики и динамику важнейших макроэкономиче­
ских показателей (реальный обменный курс, мировую конъюнкту­
ру на рынках сырья и энергоносителей, динамику тарифов естест­
венных монополистов, темпы инфляции в промышленности и на
потребитсльском рынке и др.). Выявление ключевых факторов,
определяющих характер и параметры зависимости уровня реально­
го выпуска от доли государственных расходов в ВВП, имеет, по­
мимо чисто теоретического, существенное прикладное значение,
позволяя корректировать уровень налоговой нагрузки на эконо­
мику для оптимизации объема выпуска при изменении парамет­
ров мировой и внутриэкономической конъюнктуры.
В табл. 7.1 приведены данные о динамике доли расходов рас­
ширенного правительства в ВВП в странах Центральной и Восточ­
ной Европы, России и СНГ.

Т а б л и ц а 7.1
Расходы расширенного правительства, % ВВП

2001—
2010 гг.
1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. (в сред­
нем за
год)
ЦВЕ и
42-44
43,1 43,0
Балтия 47,3 45,7 44,7 43,8 43,4 43,1
35,0 34,7 34—35
СНГ 64,8 45,2 44,0 35,6 37,1 38,2
30—31
40,6 45,4 45,7 38,3 36,6 36,0
Россия 75,9

Источник: [Gomulka, 2000].

Сравнительный анализ этих данных свидетельствует о том,
что в настоящее время в России этот показатель ниже, чем в сред-


164
7.1
Проблема "размера правительства "


нем по странам ЦВЕ и Балтии. Вместе с тем на ближайшее десяти­
летие в России предполагается дальнейшее снижение доли расхо­
дов расширенного правительства в ВВП. Целесообразность этой по­
литики обычно обосновывается в ультралиберальном ключе: "чем
меньше средств у государства, тем больше их в экономике". В лек­
ции будут приведены теоретические возражения против подобной
политики и аргументации.
Целью лекции является анализ проблемы "размера правитель­
ства" в странах с переходной экономикой R-типа, к которой отно­

<< Предыдущая

стр. 32
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>