<< Предыдущая

стр. 6
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

внедрена в жизнь... Подобные же соображения применимы и к
конкретной политике, и, обобщая, к меняющейся роли государст­
ва" [Stern, 1996].
Итак, особое внимание к структурным факторам экономиче­
ского развития характеризует современное состояние экономиче­
ской политики в переходных экономиках. Процесс экономической
трансформации при этом представляется как постепенная рест­
руктуризация экономической системы.
Вместе с тем вряд ли возможно свести понимание термина
"структура" исключительно к понятию "управленческих рычагов".
В любой социально-экономической системе можно обнаружить и
другие важнейшие функции. В самом деле, разве для принятия уп­
равленческих решений не нужна достоверная информация о состо­
янии экономической системы, иными словами, достоверный диаг­
ноз состояния системы? А как принимать управленческие решения
без планирования будущего развития экономической системы, без
прогноза ее развития на основе той или иной модели системы?
Во многих работах понятие "экономической структуры" трак­
туется как совокупность "сложившихся пропорций хозяйства", в
частности совокупность относительных цен, характеризующая ус­
тойчивые стереотипы экономического поведения [Berg, 1994].
И наконец, анализируя понятие экономической структуры,
мы не можем обойти стороной работы В. Ойкена [Ойкен, 1995;
1996], предложившего концепцию "экономического порядка", пред­
ставляющего собой, по сути, совокупность структурообразующих
принципов той или иной хозяйственной системы.
Представляется, что термин "экономическая структура" до
сих пор не был детально проанализирован в современной эконо-


33
2-Лекции по макроэкономике
Лекция 2
Методологические проблемы исследования переходной экономики


мической теории и не получил теоретической оценки, адекватной
его практической значимости. Множественность точек зрения и
трактовок этого термина отражает, скорее всего, не плюрализм мне­
ний, а отсутствие значимых методологических разработок в этой об­
ласти.
Эти вопросы в особенности актуальны при анализе проблем
переходных экономик, поскольку уже само определение экономиче­
ской трансформации как процесса реструктуризации системы пред­
полагает четкое уяснение термина "экономическая структура".
По мнению С. Васильева [Васильев, 2000], обозначившего со­
временный консенсус в понимании этого термина, "структурные ре­
формы" включают в себя направление экономических преобразо­
ваний, связанное с изменением институционального базиса и пра­
вил регулирования экономики. Согласно широко распространен­
ному мнению, понятие "структурные реформы" объединяет в себе
все то, что не входит в разделы макроэкономической, бюджетной и
кредитно-денежной политики.
В целом, принимая эту содержательную трактовку понятия
структурных реформ, все же нельзя не отметить ее очевидную не­
достаточность для теоретического анализа проблем переходной эко­
номики. Подчеркнем, что "структурализм" и "структурный анализ"
являются самостоятельными направлениями в современной соци­
альной теории, опирающимися на глубокую философскую и социо­
логическую традицию. Лишь амбиции "экономического империа­
лизма" препятствуют формированию самостоятельной структура­
листской парадигмы в экономической теории, которая могла бы
найти выход из множества методологических трудностей и тупиков,
с которыми столкнулась экономическая наука конца XX — начала
XXI столетий.
Теоретический инструментарий современной микро- и макро­
экономики ориентирован, главным образом, на рыночную среду со
стабильной структурой социально-экономических институтов. По­
пытки переноса и использования этого теоретического аппарата для
анализа проблем переходной экономики, как правило, неадекват­
ны самой сути процессов экономических реформ при переходе от
"плана" к "рынку", характеризующихся нестабильностью институ­
циональной среды и изменением макроэкономической структуры
общества. Далее мы проанализируем несколько принципиальных
проблем, возникающих при теоретическом анализе трансформаци­
онных процессов.


34
2.2
Принципы структуралистской методологии анализа переходной экономики


К числу основных теоретических проблем переходных эко­
номик можно отнести следующие.
• Проблема реаллокации ресурсов между различными секто­
рами экономики. Вследствие реаллокации трудовых ресурсов меж­
ду государственным и новым частным секторами экономики воз­
никает феномен структурной безработицы, теоретическому анали­
зу которого в переходных экономиках посвящена работа О. Блан-
шара [Blanchard, 1997]. Вместе с тем многие из условий, принятые
в модели Бланшара, представляются весьма искусственными и,
без сомнения, должны быть модифицированы при теоретическом
анализе переходных экономик.
• Проблема дезорганизации микро- и макроэкономической
среды на начальной стадии экономических реформ. Достоверно
установленным фактом для большинства переходных экономик
является U-образный график динамики основных макроэкономи­
ческих показателей (ВВП, промышленное производство, занятость,
инвестиции и др.) [Blanchard, 1997]. Теоретическое обоснование
этого феномена на базе неоклассических и кейнсианских моделей
представляется весьма неудовлетворительным [Stiglitz, 1994]. Чис­
то эмпирически глубина экономического спада в начальный пери­
од реформ для большинства переходных экономик оказалась гораз­
до большей, чем это предсказывалось теоретиками реформ в странах
Центральной и Восточной Европы. По всей вероятности, проблема
коренится в структурной неустойчивости экономических систем в
условиях резкой смены механизма управления (переход от "пла­
новых" к "рыночным" принципам макроэкономического регули­
рования).
• Проблема выбора макроэкономической политики реформ.
В течение 1990-х гг. продолжалась активная дискуссия о том, ка­
кая макроэкономическая политика наиболее приемлема для пере­
ходных экономик: политика "шоковой терапии", примененная в
Польше в начале 1990-х гг. и в России в 1992—1994 гг. (так назы­
ваемый "шок без терапии"), или политика "градуализма", приме­
ненная в Венгрии и Китае в 1980—1990-х гг.? Современный ответ
на этот вопрос предполагает его переформулировку в следующем
виде: "Какой структурной политикой сопровождается тот или иной
тип макроэкономической реформы?" [Колодко, 2000].
В целом можно утверждать, что проблемы структурной поли­
тики и структурного анализа экономических систем являются весьма
актуальными для теоретического исследования переходной эконо-


35
Лекция 2
Методологические проблемы исследования переходной экономики


мики. Далее мы рассмотрим основные принципы структурного ана­
лиза макроэкономической среды.
Истоки методологии структурного анализа макроэкономиче­
ской среды восходят к работам В. Ойкена [Ойкен, 1995; 1996]. Он
впервые выделил "конституирующие идеально-типические формы"
централизованно управляемого и менового хозяйства, присутствую­
щие на всех этапах человеческой истории. В современной интер­
претации эти хозяйственные порядки соотносятся с плановой и
рыночной экономикой.
Структурный анализ этих базисных экономических порядков
ставит своей целью изучение основных функций плановой и рыноч­
ной экономики, т.е. важнейших структурных элементов, обусловли­
вающих особенности функционирования централизованно управля­
емого и менового хозяйства. Эти первичные структурные элементы
включают в себя функции:
моделирования;
регулирования;
адаптации;
диагностики.
Суть функции моделирования в централизованно управляе­
мой экономике состоит в формировании хозяйственных планов,
регламентирующих пропорции и динамику производства и обмена.
Здесь на память сразу приходят всеобъемлющие разнарядки по но­
менклатуре и ценам продукции, которые формировал Госплан
СССР. Сущность функции регулирования в плановом хозяйстве
также достаточно прозрачна: план подчинял себе всю хозяйствен­
ную деятельность, регулируя социальные предпочтения, количество
и качество продукции. Суть функции адаптации в плановом хозяй­
стве состоит в том, что сами планы экономического развития под­
вергаются пересмотру в зависимости от глобальных социальных
целей. И наконец, функция диагностики основывается на опреде­
лении степени рассогласования между планом и реальностью.
Сигнал значимого рассогласования может быть использован либо
для регулирования хозяйственного порядка, либо для адаптации
плана экономической деятельности.
Институциональные элементы, реализующие функции моде­
лирования, регулирования, адаптации и диагностики в рыночной
экономике, кардинально отличны от своих "плановых" аналогов.
Основные принципы менового хозяйства предполагают децентра­
лизацию процесса принятия экономических решений и коорди-


36
2.2
Принципы структуралистской методологии анализа переходной экономики


нацию этих решений через механизм цен. Функция моделирова­
ния в меновой экономике представляет собой "расчетную шкалу"
(В. Ойкен), т.е. совокупность ценовых пропорций, определяющих
относительную ценность экономических благ. Именно через эту
всеобъемлющую и гибкую ценовую шкалу осуществляется коор­
динация экономических решений хозяйствующих субъектов в ры­
ночной экономике. Ценовые пропорции различных экономиче­
ских благ устанавливаются в процессе рыночных обменов, когда
субъективные ценности товара для продавца и покупателя соотно­
сятся с меновой ценой товара, возникающей в процессе обмена.
"Универсальная сеть рыночных обменов" является тем институ­
циональным механизмом, который реализует функцию регулирова­
ния в рыночной экономике. Естественно, что "ненужные" блага
вытесняются из сферы активных рыночных обменов, и, напротив,
изобретение инновационных благ резко изменяет универсальную
расчетную шкалу, приводя к обновлению всей системы цен. Вместе
с тем было бы иллюзией считать, что расчетная шкала в рыночной
экономике обладает абсолютной гибкостью. Ойкен [Ойкен, 1996]
впервые проанализировал возможные формы менового хозяйства —
от совершенной конкуренции до монополии, — отличающиеся раз­
личной степенью "гибкости" ценовой шкалы.
По мнению Ф. Хайека, адаптация является центральным эле­
ментом функциональной структуры рыночной экономики: именно
через адаптацию системы цен происходит включение новых благ в
систему предпочтений экономических субъектов [Хайек, 2000].
Функция диагностики представляет собой механизм обнару­
жения рассогласований между "реальным" и "нормативным" сос­
тояниями экономической системы. Сигналы о рассогласованиях
между "позитивной" и "нормативной" информацией об экономиче­
ской системе могут быть использованы как для изменения состоя­
ния этой системы (функция регулирования), так и для коррекции
ее модели (функция адаптации).
Мы рассмотрели столь подробно институциональную реали­
зацию функций моделирования, регулирования, адаптации и диаг­
ностики в плановой и рыночной экономиках с единственной це­
лью: показать, что при всех институциональных различиях базис­
ная структура этих экономических порядков оказывается одной и
той же (рис. 2.1).
В этой структуре О — "объект", т.е. экономика (economy),
рассматриваемая на субстратном уровне материальных и финансо-


37
Лекция 2
Методологические проблемы исследования переходной экономики


вых активов; М — моделирование, R — регулирование, А — адапта­
ция, D — диагностика. Все они — функциональные элементы мета-
уровня экономического порядка; стрелками обозначены взаимо­
связи функций моделирования, регулирования, адаптации и диаг­
ностики. Так, информационный сигнал от экономической модели
(стрелка M D ) сравнивается в блоке диагноза с информацией от
объекта (стрелка OD), и при возникновении значимого рассогла­
сования между этими сигналами может быть предпринята либо кор­
рекция характеристик объекта (стрелки DR и RO), либо коррекция
экономической модели (стрелки DA и A M ) . Смысл контура регу­
лирования — в сохранении относительной замкнутости экономи­
ческого порядка: все виды хозяйственной деятельности, вступающие
в конфликт с основной экономической моделью (М), вытесняются
на периферию хозяйственного порядка. Напротив, смысл контура
адаптации — в сохранении относительной открытости экономиче­
ского порядка: новые "успешные" виды хозяйственной деятельно­
сти приводят к адаптации существующей экономической модели,
включаясь в ядро хозяйственного порядка.

О




Рис. 2.1. Базисная структура экономических порядков

Помимо "идеальных конституирующих форм" централизован­
но управляемого и менового хозяйств, в работах Ойкена вводится
понятие "срединного пути" (Wirtschaftspolitik der mittleren Wege),
описывающего попытки регулировать рыночный порядок с помо­
щью государственного вмешательства. Примерами могут служить
некоторые европейские государства "всеобщего благосостояния",
в которых проводится точечная политика государственного вмеша­
тельства в сфере распределения и занятости. Вместе с тем экономи-


38
2.2
Принципы структуралистской методологии анализа переходной экономики


ческая реальность второй половины XX столетия доставляет нема­
ло примеров экономических систем, сочетающих институциональ­
ные элементы как централизованно управляемого, так и менового
хозяйственного порядков и находящихся как бы на полпути от од­
ной идеально типической формы к другой. В этих экономиках госу­

<< Предыдущая

стр. 6
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>