стр. 1
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

САМОУЧИТЕЛЬ
ШАХМАТНОЙ ИГРЫ

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ
Что такое шахматы? Что такое шахматная игра? Что такое игра в шахматы? Может показаться, что речь идет об одном и том же. Но это не так. Шахматы–важная часть человеческой культуры. Шахматная игра – небольшая частичка шахматной культуры. Игра в шахматы–наиболее распространенная форма общения шахматистов. Поэтому «Самоучитель шахматной игры» рассчитан и на тех, кто любит просто размышлять о шахматах, и на тех, кому нравится поискать оригинальное решение в сложной позиции, и на тех, кто привык в свободное время играть с другом, но хочет лучше понимать игру партнера.
В книге разбираются особенности многих современных дебютов, исследуются не только типичные, но и экспериментальные планы игры, особое внимание уделяется выработке навыков быстро и правильно оценивать любую позицию. Но шахматы–это не только умение делать хорошие ходы. Это еще и доброжелательное отношение друг к другу, понимание того, что за доской играют двое, а не один; поэтому надо с вниманием относиться к замыслам партнера, не томить его долгим ожиданием ответного хода, стараться придумать что-нибудь интересное, живое, в общем – получать взаимное удовольствие и пользу от игры.
Внимательный читатель, конечно, заметит, что новое издание совсем не похоже на предыдущее. Почему так получилось? Со времени выхода в свет «Самоучителя» прошло семь лет, за эти годы у меня появились новые идеи, которыми и хотелось поделиться с читателями. Поэтому, приступив к работе по улучшению и дополнению книги, я настолько увлекся подбором и анализом новых примеров, изложением своих взглядов, что... совершенно забыл об оригинальных схемах, необычной терминологии, своеобразных условных обозначениях, характерных для первого издания. А когда вспомнил, то было уже поздно возвращаться назад. Так что вполне правомерно считать, что под словами «издание второе, дополненное и переработанное» просто спрятана вторая часть «Самоучителя шахматной игры». Надеюсь, что новая работа найдет столь же благожелательный отклик у читателей.
Д. Бронштейн
ВВЕДЕНИЕ
В дни, когда удивительные открытия поражают наше воображение, игра в шахматы кажется анахронизмом. На редкость простые правила передвижения фигур, строгая очередность ходов позволяют каждому желающему быстро приобрести навык в игре. И кажется, что может быть интересного в том, чтобы простыми перемещениями фигур и пешек теснить войска соперника и ради пленения короля придумывать нехитрые планы вторжения фигурами на вражескую территорию? Однако личный опыт каждого любителя свидетельствует о том, что, однажды научившись играть в шахматы, никто, за редким исключением, шахматы не бросает и проносит интерес к ним через всю жизнь. Хотя вполне возможно, что каждый по-своему испытывает симпатию к шахматам.
Можно придумывать самые разные причины для объяснения своего увлечения шахматной игрой, но есть одна основная, и ее-то никто никогда не называет: шахматы, меняются вместе с нами, поэтому одни и те же ходы человек в разном возрасте воспринимает по-новому. При этом он восторгается своими удачными находками и огорчается при неудачах, совершенно забывая, что каждая его неудача – это и достижение партнера.
О шахматах сейчас говорят так много, что в океане информации очень часто тонет самое главное, для чего людям современной цивилизации, наряду с компьютерами, нужна старинная, доступная каждому игра в шахматы. Самое непостижимое и загадочное в том, что в шахматах все решают одну и ту же задачу: каким образом статичные фигуры и пешки преобразовать в некое смысловое единство, когда в результате четкого управления индивидуальные по своей сути действия создают иллюзию тончайшего взаимодействия. В действительности все выглядит, конечно, несколько иначе. Как бы ни старались шахматисты, но если ни одному из них не удалось с помощью заранее подготовленного варианта сразу получить технически выигрышную позицию и партия закончилась после сложной борьбы, то это только победителю кажется, что все шло по его плану и выигрыш оказался результатом его более тонкого понимания позиции. А по существу, все часто решает случай, неожиданное стечение обстоятельств. Но что неоспоримо, так это то, что для выигрыша надо уметь длительное время, иногда в течение почти всей партии, балансировать в примерно равной позиции, выжидая миг удачи или подходящий случай для проведения того или иного известного технического приема. Шахматы учат выдержке.
Что такое шахматы сегодня? Игра, спорт, зрелище? Однозначный ответ дать нельзя, каждый любитель сам создает для себя оптимальную модель игрового поведения и соответственно оценивает свое отношение к шахматам. Ясно лишь, что нельзя называть шахматами инвентарь, который можно приобрести в любом магазине: раскрашенную 64-клеточную доску и 32 фигуры разного размера, от скромной пешки до важной ладьи. Конечно, без фигур и пешек нет шахматной игры, но для опытных любителей не составит труда сыграть партию-другую без доски и без фигур, то есть в уме, так как сами фигуры игровых функций не несут, они только символы.
Фигуры обладают разными свойствами, но поскольку обе стороны имеют равное число фигур, это гарантирует игровую справедливость. Когда двое людей приступают к игре, то, как и в жизни, задирой обычно бывает один из них, второй втягивается в спор по необходимости отстаивать свои взгляды. В шахматах игру начинают белые фигуры. Можно предположить. что для шахматиста каждая фигура, каждое взаимодействие фигур невольно ассоциируются с реальными жизненными прототипами, коллизиями, конфликтами. И во время игры каждый из нас за кадром проигрывает схожие жизненные ситуации, решать которые всегда трудно и почти всегда очень долго. Шахматы перед этими реальными проблемами имеют то преимущество, что тут время сжато до предела, здесь не надо, как в жизни, проявлять повседневную осторожность и заботиться обо всем сразу, можно просто бросить какие-то проблемы на произвол судьбы, а на других, напротив, сосредоточить все внимание.
Не беда, что не все сразу получается. Важно не забывать–неудачное моделирование тоже полезно. Исходя из собственного неудачного опыта, шахматист всегда может затем в спокойной обстановке обдумать свои действия и, приступая к следующей игре, создавать новые планы, в которых не будет старых ошибок. Но если партнер одинаковой с вами силы, то, можно поручиться, в игре возникнут новые нестандартные проблемы, решить которые идеально вы снова не сумеете. И так будет всегда, и вы никогда не будете знать наперед, что именно предпринять в той или иной позиции. Поэтому шахматная игра не в силах научить решать сложные жизненные коллизии, но она помогает человеку научиться делать выбор в экстремальной ситуации.
Шахматы учат, что каждая задача–это сумма препятствий и решить ее одним ходом нельзя: надо учитывать множество факторов, часть из которых непредсказуема, так как соперник по игре изо всех сил старается создать на пути реализации ваших замыслов все новые и новые препятствия. Поэтому шахматы могут оказать пользу людям самого разного возраста: они формируют сильный, волевой, творческий характер, учат находить решение задачи с помощью не только технических навыков, но и фантазии, изобретательности, хитрости, сильных счетных способностей, умения видеть свой замысел в чертеже с размытыми контурами. И что не менее важно, шахматы, прививают уважительное отношение к сопернику, приучают с вниманием относиться к замыслам партнера.
Шахматы обладают еще одним свойством– зеркальностью оценки ходов, когда ход, который вы считаете хорошим, на самом деле оказывается плохим, и весь вариант, на который вы идете, не сомневаясь в успехе, в действительности выгоден сопернику. Отчего так? Потому что очень трудно предвидеть развитие событий, а ваш партнер сумел лучше подметить какие-то неуловимые нюансы позиции и в сумятице пешечно-фигурных перемещений нашел простой ход, полностью разрушивший ваши иллюзии.
Это как раз тот момент, когда проверяется сила характера, стойкость нервной системы, умение хладнокровно оценить ситуацию. Борьба начинается как бы сначала. Бывает, такие игровые перепады происходят в одной партии по несколько раз, ни одному из соперников не удается довести свой план до логического завершения, и только в глубоком эндшпиле наступает развязка – не обязательно выигрыш, скорее по справедливости ничья. Сегодня это слово у шахматистов не в почете, но разве дело только в результате? Именно такие сложные, насыщенные идеями и встречными ударами поединки двух шахматных интеллектов, когда оборона оказывается на уровне атаки, и привлекают внимание зрителей, вызывая у них бесконечное множество ассоциаций, заставляя сильнее биться сердца. Словом, авторская позиция довольно проста–настоящая шахматная партия должна быть насыщена множеством коллизий, приключений, ошибок и ярких находок.
«Самоучитель шахматной игры», предлагаемый вниманию читателя, кардинально отличается от других книг для начинающих шахматистов. Во-первых, автор исходит из того, что читатель в любом возрасте, юношеском или зрелом, в силах освоить правила шахматной игры за один вечер. Во-вторых, автор сознает, что примеров из практики знаменитых шахматистов сегодня собрано огромное множество, так что создавать еще одну пухлую антологию нет смысла. В-третьих, и это главное, автор долго обдумывал план книги и решил, что учебник надо построить таким образом, чтобы по нему могли обучаться сразу оба партнера по игре: и тот, кто любит атаковать белыми, и тот, кто любит защищаться черными.
Обычно учебники обещают научить выигрывать. Автор же мечтает привить начинающим шахматистам любовь к игре с другом, уважение к партнеру по игре, умение предвидеть развитие событий хотя бы на один только ход. Несмотря на такое скромное желание–предугадать один ход, задача эта очень часто неразрешима. В процессе игры на шахматной доске часто возникают такие замысловатые положения, что во многих случаях одинаково трудно как выбрать лучший ход для себя, так и угадать ответ партнера. Прелесть шахматной игры как раз и состоит в тайне даже ближайшего хода!
Однако не слишком ли затянулось наше вступление? Пора сделать ход.
ОЦЕНКА НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ
MKKKKKKKKN
I/(+47,'0J
I$#$#$#$#J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I!"!"!"!"J
I.%*16)&-J
PLLLLLLLLO
MKKKKKKKKN
I-&)61*%.J
I"!"!"!"!J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I#$#$#$#$J
I0',74+(/J
PLLLLLLLLO
Перед нами начальная позиция. Как лучше организовать игру своих пешек и фигур? Есть простой путь – заучить несколько ходов из справочника. Но если соперник пойдет иначе, чем сказано в книге?
«Самоучитель» призван дать любителю шахмат набор общих правил, руководствуясь которыми можно легко находить логичные ходы в любых ситуациях.
Шахматная игра издавна привлекала людей своей глубиной, хотя внешне она кажется очень простой. Сегодня, когда в мире наблюдается повышенный интерес к борьбе за чемпионские титулы и спортивные звания, полезно и даже необходимо четко различать две основные стороны шахматной игры – технику исполнения ходов и психологическое единоборство.
Начинающему шахматисту трудно согласиться с тем, что, поскольку в каждой позиции он может сделать только один ход, расчет нескольких ходов все-таки необходим. Кроме того, на первых порах страшно передавать ход партнеру – у него ведь так много опасных угроз. Но в действительности у него тоже только один ход! Собственно, игра и состоит из чередования своих и чужих ходов.
Если шахматная игра так проста, то почему она на протяжении вот уже многих столетий притягивает к себе людей? Ответ очевиден: ходы фигур и пешек просты, но единоборство двух умов бесконечно сложно. В шахматах человек непременно желает повернуть логический ход игры в свою пользу, но при этом он встречает равное по силе сопротивление. Именно этот временный конфликт двух сильных личностей и привлекает всеобщее внимание к состязаниям мирового масштаба. Об этом сейчас много говорят. Однако в данной книге проблемы чемпионских шахмат, где психология целиком подчинена массированной подготовке выигрышных дебютных схем, рассматриваться не будут. Замысел автора иной: помочь любителям шахмат научиться играть в позициях, где надо уметь долго маневрировать без ясной, близкой цели.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПЕРЕД ПЕРВЫМ ХОДОМ
Логично предположить, что тот, кто начинает партию, находится в более выгодной ситуации. Так оно и есть. С первых же ходов белые стремятся взять под контроль центральные поля, затем быстро и целенаправленно развить фигуры и постараться вторгнуться на вражескую территорию, чтобы пленить короля соперника. Для черных такой план не является тайной, поэтому они все время стремятся помешать концентрации чужих фигур около своего лагеря.
Теперь пора несколько подробнее остановиться на самих ходах. Мы уже сказали, что ходы делаются в строгой последовательности: белые, затем черные, снова белые и т. д. Поэтому правильнее, вероятно, говорить о числе ходов с той и другой стороны. Иными словами, надо мыслить как бы двойными ходами–выбор белых, выбор черных, выбор белых... Ведь игра состоит из последовательности ходов, а сами ходы – из последовательности выборов. Ходы совершаются по жестким правилам, но выборы делаются произвольно. Таким образом, игра в шахматы– это обмен импровизационными выборами в рамках строгой последовательности ходов. Так как ходы чередуются, то желательно, чтобы наш ход был всегда полезен, а не связан с пустой тратой шахматного времени.
Что может означать термин «полезный ход»? Многое. Это и активный маневр фигурой, затрудняющий партнеру занятие того или иного важного пункта, и перемещение оборонительного характера, и просто ход, улучшающий взаимодействие между своими пешками и фигурами.
Так ли трудно играть в шахматы, как об этом принято думать? Нет, конечно. Освоить правила игры, как уже говорилось, можно за один вечер. Гораздо сложней научиться понимать смысл передвижения фигур партнера – тот, который в них действительно имеется, и тот, который вы сами склонны им придавать. Обычно начинающие шахматисты несколько переоценивают силу своих угроз и недооценивают силу угроз соперника. Учиться разгадывать замыслы партнера – самое интересное в шахматах и самое трудное, добавлю я. Успех тут приходит только с опытом.
Что можно посоветовать вам для более быстрого приобретения базовых шахматных знаний? Единого рецепта нет. Как и в жизненных ситуациях, многое тут зависит от возраста, черт характера, профессии, наличия свободного времени, от увлечения другими интеллектуальными играми...
Первое, что можно рекомендовать, это играть неторопливо, но и не затягивать ответы – партнеру должно быть приятно обмениваться с вами ходами. Второе – старайтесь поначалу в дебютной стадии повторять одни и те же ходы, не стремитесь в каждой новой партии к разнообразию. Только проверив на практике сильные и слабые стороны своих начальных пяти-шести ходов, вносите в них по ходу дела необходимые изменения. Таким образом у вас появится свой первый дебютный репертуар. Этот путь продвижения по тропинкам шахматного дебюта хорош и при игре черными. Разумеется, там ваши начальные ходы будут иными, не столь активными, как при игре белым цветом. Вероятно, вначале этих двух рекомендаций вполне достаточно для приобретения уверенности в игре.
С кем надо играть на первых порах? С равным по силе партнером, таким же начинающим шахматистом. И очень важно для вашего взаимного роста после игры в деталях рассмотреть сыгранную партию. Можно ли ее запомнить? В общих чертах это не трудно, но если хотите во всех нюансах, то не пожалейте времени на запись партии.
«Самоучитель» должен, по замыслу автора, научить любителей играть самую трудную часть шахматной партии–миттельшпиль, что означает середину игры; но нельзя хорошо действовать в миттельшпиле, не научившись грамотно разыгрывать дебют. В то же время автор не может согласиться с бытующим мнением, что самой сложной стадией является эндшпиль, или окончание. Эндшпиль, по сути дела, это вынужденная стадия партии, когда силы обеих сторон после напряженного, изматывающего сражения настолько ослабели, что сами короли спешат в центральную часть доски им на помощь. Окончания легко поддаются систематизации, тут очень многое может быть понято путем изучения справочников с ясными рекомендациями для игры в тех или иных типовых позициях.
МОЛЕКУЛА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ
Какими силами располагает шахматный полководец? Ответ легко увидеть, если разделить ваше войско на две части (король и ферзь со своими пешками как бы ушли на отдых). Исходная расстановка в этом случае примет такой вид.
MKKKKKKKKN
I/(+@?,'0J
I$#$?@#$#J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I!"!@?"!"J
I.%*?@)&-J
PLLLLLLLLO
MKKKKKKKKN
I?@?47@?@J
I@?@#$?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@?"!@?@J
I@?@16?@?J
PLLLLLLLLO
Не правда ли, фигуры выглядят холодно, без привычного внутреннего огня, как-то неуклюже? Только пешки сохранили свой обычный невозмутимый вид. В самом деле, островки фигур с пешками совсем не похожи на те грозные шахматные фаланги, к которым мы привыкли. Однако, для того чтобы грамотно разыгрывать позиции сложного миттельшпиля, полезно знать игровые взаимосвязи такой целостной группы из трех фигур и трех пешек, этой чистой молекулы шахмат. По сути дела, эта нехитрая игровая конфигурация и есть наша основная боевая сила.
При внимательном изучении каждой группы из ладьи, коня и слона легко догадаться, что для воздействия на центральные вертикали ладьи должны выйти в центр. Пока этому мешают конь и слон, поэтому они должны освободить дорогу. Но куда отойти с пользой? Коню для участия в борьбе за те же центральные поля надо скакнуть поближе к центру. Но тогда потеряет подвижность слоновая пешка. Может быть, она должна сперва пойти сама? Некоторые шахматисты так и поступают: играют 1.с2–с4, а на втором ходу Cb1–с3. При этом методе игры белые как бы развязывают черным руки для свободного маневрирования на королевском фланге.
Нам осталось найти лучшую позицию для слона. Так как в нашей условной позиции нет ферзевой пешки, то слон беспрепятственно может выйти в третий, четвертый или даже пятый ряд. Но надо ли выдвигать слона сразу так далеко, ведь в этом случае он легко может попасть под удар? А слон – фигура дальнобойная. Может быть, на первых порах лучше спрятать его в укрытие, заслонив пешкой? Тогда начнем так: 1.b2–b3 g7–g6 2.Ec1–b2 Cg8–f6.
Почему белым надо знать, как развивать фигуры ферзевого фланга? Да потому, что начинающие шахматисты, на первом ходу уверенно двигая вперед королевскую пешку, совершенно забывают о своем ферзевом фланге. А когда разгорается ближний бой, то часто уже просто не хватает хода, чтобы вывести ту или иную фигуру ферзевого фланга. Но если белым такая забывчивость еще как-то сходит с рук, то для черных это очень часто кончается плачевно. Из-за нерасторопности игроков страдают шахматные короли.
Раз уж мы заговорили о королях, то давайте посмотрим на исходную позицию вместе с королями и ферзями. Вначале короли расположены в центре, так что естественно подумать об атаке на короля именно здесь. Но самый минимальный опыт подскажет, что пока мы будем готовить нападение на короля в центре, соперник оборудует для него убежище на фланге и рокирует, после чего все наши усилия окажутся напрасными.
Даже на глазок видно, что спрятаться в надежном убежище с помощью рокировки королю легче на королевском фланге, потому что для этого достаточно вывести лишь коня со слоном. Для рокировки в длинную сторону надо еще убрать и ферзя. Когда перед вами возникнет дилемма – в какую сторону рокировать, решать этот вопрос необходимо с учетом расположения пешек около позиции будущей рокировки. Короля следует прятать там, где пешечная цепь крепче, где фигурам партнера подобраться к ней труднее. Тем самым вы вынудите соперника перейти к длительным маневрам в собственном лагере для организации необходимой взаимосвязи между фигурами. И у вас появится время для полезных перемещений пешек и фигур. Словом, чтобы король доставлял вам меньше хлопот, старайтесь с самого начала помнить о том, что король – главная фигура.
УБЕЖИЩЕ ДЛЯ КОРОЛЯ
Смысл шахматной игры для любителей заключен в двух словах – радость общения, а если в трех, то–радость интеллектуального общения, когда можно молча обмениваться простыми и сложными логическими задачами в рамках шахматного знания. А в чем смысл игры для шахматных фигур? У них своя цель–взять в плен короля чужой армии. Для этого фигуры и пешки хранят в своей памяти бесчисленное множество примеров из практики; но разгадать скрытый опыт они сами не могут, им нужна наша помощь.
Когда шахматисты намечают планы боевых действий, то обычно делают выбор из двух стратегий: или стремятся как можно быстрее атаковать короля – так играют начинающие, или методично, шаг за шагом разрушают коммуникации противника, уничтожают его воинов – пешки и фигуры, что в конце концов позволяет образовать проходную пешку, превратить ее в ферзя и решающим образом усилить свою армию. Так играют опытные и вместе с тем осторожные любители. Они-то как раз и любят проявлять заботу о своем короле и часто уже первыми ходами начинают строить для него убежище.
Возведя королевские покои, вы затем сможете смело атаковать в любой точке шахматной доски. Но как сделать убежище короля более надежным и не требующим больших сил для охраны? Лучше всего выглядит постройка такого вида.
MKKKKKKKKN
I/(+4?07@J
I$#$#$#,#J
I?@?@?(#@J
I@?@?@?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@%"?J
I!"!"!")"J
I.%*1@-6?J
PLLLLLLLLO
Перед нами не то что убежище, а настоящий дворец с крепостным валом и вполне солидной личной охраной: ладья, слон, конь, три пехотинца.
Можно ли быстро построить такую крепость? Конечно! Достаточно, например, белым на первом ходу пойти королевским конем к центру– Cg1–f3, и никакие силы не смогут задержать ходы 2.g2–g3, 3.Ef1–g2 с последующей рокировкой в короткую сторону – 4.0–0. А спрятав короля, можно уже никого не опасаться...
В старину, когда шахматисты стремились как можно быстрее развить фигуры в центре доски, в моде были более легкие постройки: 1.е2–е4 е7–е5 2.Cg1–f3 Cb8–c6 3.Ef1–с4 Ef8–c5 4.Cb1–c3 Cg8–f6 5.0–0 0–0.
MKKKKKKKKN
I/@+4?07@J
I$#$#@#$#J
I?@'@?(?@J
I@?,?$?@?J
I?@)@!@?@J
I@?&?@%@?J
I!"!"?"!"J
I.?*1@-6?J
PLLLLLLLLO
Выстроив королевский замок, вы таким образом создадите укрытие для своего шахматного штаба. Сам король ведь никакого боя не ведет, он только символ вашей удачной или недальновидной стратегии. Вот почему не следует без необходимости оставлять своего короля без пешечного прикрытия. Но в шахматной игре нет строгих рекомендаций, тут очень многое зависит от личных вкусов, привязанностей, неожиданных смелых решений. Конечно, если вы наметили стремительный бросок пешек на королевском фланге, то неразумно прятать в этом районе короля, лучше рокировать в длинную сторону или даже оставить короля в центре. Однако во время игры, когда партнер все время старается затруднить ваши действия, нередко приходится нарушать общепринятые каноны, принимать рискованные решения. К примеру, если при определившихся рокировках у вас возникает желание бросить в бой пешки, прикрывающие короля, ни секунды колебаний–отправляйте пешки на штурм! Когда пешки потеснят противника, то они и на новом месте будут служить прикрытием, в то время как в освободившемся пространстве смогут свободно маневрировать ваши фигуры. Такую, стратегию часто можно наблюдать в современных дебютах– прежде всего в староиндийской и сицилианской защитах.
Надо, видимо, сказать и о проблемах фортификации, с которыми сталкиваются черные. Возвести точно такой же королевский замок, как у белых, им гораздо трудней. Но это... если соперник станет досаждать им разными угрозами, например, начнет игру ходом 1.е2–е4 и в ответ на 1 ... Cg8–f6 сыграет 2.е4–е5. Черные, однако, могут пойти на риск и сыграть 1 ...d7– d6, охраняя поле е5 и делая возможным ход 2...Cg8–f6. Тогда после 2.d2–d4 Cg8–f6 3.Ef1–d3 g7–g6 4.Cg1–e2 Ef8–g7 5.0–0 0–0 черные успевают спрятать своего короля почти одновременно с белыми.
Конечно, построив крепость для короля, ни черные, ни белые не гарантировали себе безопасность, они только добавили уверенности своему войску.
Пришла пора рассказать о том, как можно начать игру, если вы стремитесь поскорее создать атаку на позицию короля соперника.
Здесь нет иного начального хода, нежели классический 1.е2–е4, знакомый всем нам по знаменитому: «Гроссмейстер пошел е-два – е-четыре!» План белых ясен: выставив в центр две пешки, при поддержке фигур продвинуться за середину доски, которую условно можно назвать линией экватора. Обычно черные отвечают 1...е7–е5, не позволяя партнеру образовать сильный центр из двух пешек. В этой ситуации у белых есть выбор: атаковать пешку е5 ферзем, конем, пешками «d» и «f» или... вспомнить о полезности быстрого развития фигур. Скажем, сыграть 2.Ef1–с4 с намерением 3.Id1–f3 и 4.If3:f7X («детский мат»). Однако эта уловка будет легко разгадана, а ферзь отнимет хорошее поле у своего коня. И совсем плохо играть 2.Id1–h5 из-за реплики 2... Cg8– f6 3.Ib5:е5+ Ef8–е7. Приобретенная пешка никак не компенсирует затрат времени на маневры ферзем.
ДЕБЮТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Все дебюты берут начало с одной и той же исходной позиции, поэтому прежде всего надо хорошо изучить маршруты фигур с начальных позиций.
Выбор дебютной схемы должен осуществляться с учетом силы противника. Играя белыми, надо не только задумать определенный план атаки, но и знать, как именно будет строить свою игру партнер. К примеру, что будет делать перед угрозой появления в центре двух белых пешек по четвертому ряду? Допустит ли он их в центр, а если допустит, то станет ли атаковать сразу или разрешит пешкам какой-то период там пожить спокойно?
Бывает так, что вашу угрозу партнер вовсе не воспринимает как угрозу (верно ли его мнение, вопрос иной). Тогда ходы, которые вы со стороны партнера считаете обязательными, ему представляются просто потерей времени. Эти соображения действуют в течение всей игры, но в начале партии о них почти всегда забывают. Между тем все шахматные дебюты–от элементарных до самых сложных – базируются на разном понимании своих задач белыми и черными. Тут-то и завязывается конфликт, который достигает максимальной остроты в миттельшпиле, а результаты которого более удачливая или более опытная сторона пожинает нередко только в эндшпиле.
Поэтому нельзя бездумно копировать даже самые хорошие дебютные ходы–надо понимать, почему играть так, а не иначе, знать сильные и слабые стороны этих ходов. Особенно относится это к пешкам, которые ходить назад не могут. Но и фигурам без необходимости не следует занимать поля, с которых их могут вскоре согнать.
Надо с первого хода войти в игровой контакт с партнером и стремиться к тому, чтобы каждый ваш ход чем-то ему мешал, заставлял тратить лишние силы для реализации своих идей и планов. Не так уж это и трудно, если хорошо изучить... начальную позицию.
Пора, видимо, сказать о том, что в шахматах не существует единой дебютной стратегии. Когда-то, когда обязательными считались ходы 1.е4 е5, общей была стратегия открытых дебютов. После того как черные на первом ходу стали избегать хода е7–е5, отдавая предпочтение другим продолжениям, появилась стратегия полуоткрытых дебютов. Позднее, когда в моду вошло начало 1.d4 d5, была разработана стратегия закрытых дебютов. И наконец, с появлением дебютов, где черные не отвечают симметрично пешкой ферзя, появилась современная стратегия полузакрытых дебютов.
Исчерпывается ли этими четырьмя типами дебютная стратегия? Нет, конечно; было бы удивительно, если бы такую бесконечную игру, как шахматы, можно было бы исчерпать схемами даже на первых ходах. Но по своей универсальности – от открытых дебютов до закрытых–эта формула вмещает в себя все разнообразие позиций, возможных в начале игры.
Зачем нам необходимо деление дебютной стратегии на смысловые части? Для того чтобы в миттельшпиле уметь быстро ориентироваться в незнакомой обстановке: эта позиция возникла из такого-то дебюта, следовательно, в ней действуют такие-то и такие-то закономерности. Каждая позиция имеет определенные признаки, точно указывающие, хотя бы из какого типа дебютов она возникла. Разве что в эндшпиле уже не всегда удается определить исходный дебют, но это и не требуется – в эндшпиле есть своя типовая классификация.
Конечно, и в миттельшпиле существует свое деление на позиции разного типа, знание которых помогает правильно оценивать ситуацию. Но и знание типа дебюта значительно облегчает понимание любой позиции.
Возьмем простой случай. Белые сыграли 1.е4. В ответ на 1 ... е5 они готовы пойти 2.Eс4. Но черные играют 1 ... с5. Что делать? Сегодня у шахматистов такой вопрос не возникает – есть «известные образцы», но начинающий нередко играет 2.Eс4, а после 2...е6 3.Cс3 Cf6 4.е5 d5 удивленно смотрит на позицию и долго решает, то ли увести слона, то ли взять черного коня. В следующий раз он уже так не играет, но все равно оказывается в сходной ситуации, потому что число позиций неисчерпаемо. А решение проблемы есть: не спешите с выводом фигур за третью горизонталь, подождите, пока в центре появится хорошее поле, защищенное от нападений пешками. Но и тут есть исключения: например, в испанской партии слон на b5 выманивает пешку, в сицилианской защите конь d4 занят тем же. И в этой неоднозначности правил вся игра!
Что же все-таки можно рекомендовать начинающему шахматисту в дебютной стадии? Какой из четырех типов стратегии лучше поможет ему в изучении шахматных премудростей? Вопрос очень трудный. Но ответ на него есть: думать с самого начала игры, не торопить свои пешки и фигуры, помнить о том, что тип дебюта определяется по мере развития сил обоих партнеров, а не только по вашей или чужой игровой воле.
Конечно, самое привлекательное в игре–с первого хода не уступать партнеру ни одной клетки без боя. Скажем, хочет он после 1.е4 пойти 2.d4 и захватить центр. Что ж, подготовимся к этому ходу, сыграем 1...е5. Или после 1.d4 из тех же соображений пойдем 1...d5. От принятого решения – препятствовать пешкам занять центр или допустить образование центра–зависят ваши ближайшие ходы. Препятствуя созданию пешечного центра, вы сразу ввязываетесь в ближний бой, и это совсем не так плохо, потому что вы могли его смоделировать при подготовке к игре, благо пешечные стычки на первых ходах хорошо разобраны в сотнях книг. Играть будет легко, но интересно ли? Думается, только в том случае, если вы приготовите новую идею, парадоксальный замысел, никем еще не испытанный ход.
А если вы хотите с дистанции понаблюдать за соперником, то у вас снова выбор: как долго наблюдать? Во французской защите, как и в защите Каро-Канн, можно допустить две пешки в центр и тотчас их атаковать: 1.е4 е6 (с6) 2.d4 d5! Если же у вас хватит смелости выжидать более длительное время, скажем, пять семь, а то и десять ходов, то вы можете избрать построения с фианкеттированным королевским слоном, например знаменитую староиндийскую защиту.
Преимущества таких «дистанционных» дебютов для игры бесспорны – вы можете удобно расставить свои фигуры по трем горизонталям и охранять точки прорыва по пятой (для партнера) горизонтали. Если же представится случаи–самим нанести удар по пешечной цепи белых (е7–е5 или с7–с5).
Эти рекомендации не являются, конечно, исчерпывающей дебютной лоцией, но они полезны.
СТАРИННЫЕ ШАХМАТНЫЕ ДЕБЮТЫ
В дружеском поединке, когда главный смысл игры видится в поочередном разгадывании замыслов, скрытых за отдельными ходами партнера, а не в самом факте выигрыша, непременным условием для увлекательного сражения является энергичный выход пешек и фигур на активные позиции. История шахматного дебюта сохранила для нас много образцов, следовать которым можно и сегодня.
После ритуальных пешечных ходов от короля (1.е4 е5) создается внешне совершенно симметричная позиция. Однако это иллюзия. Равенство возможностей только кажущееся. Белые могут избрать план атаки и немедленно начать его проведение, черные тоже могут наметить план, но должны ждать ход партнера. Так ли существенна эта разница? Бесспорно одно: в дебюте лишний ход позволяет захватить инициативу.
В открытых дебютах скрыта маленькая тайна: кто первым успеет ввести в бой силы ферзевого фланга, тот обычно и добивается успеха, атака его бывает неотразимой. Чтобы отвлечь внимание партнера от необходимости быстрого развития, уже далекие наши предки придумали простой игровой прием: позволить противнику безнаказанно лакомиться своими пешками, а то и фигурами. И пока он радостно будет подсчитывать число сбитых с доски вражеских фигур, мы успеем окружить и заматовать его беспечного короля. Рассмотрим несколько примеров на эту тему. Начнем с северного гамбита.
1.е4 е5 2.d4 ed 3.с3 dc 4.Ec4 cb 5.E:b2 Eb4+ 6.Cс3 Cf6 7.Ce2 C:е4 8.0–0 C:с3 9.C:c3 E:c3 10.E:с3 О–О
MKKKKKKKKN
I/(+4?07@J
I$#$#@#$#J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@)@?@?@J
I@?*?@?@?J
I!@?@?"!"J
I.?@1@-6?J
PLLLLLLLLO
Ход белых
Черные прихватили несколько пешек и, не долго думая, увели короля в безопасное место. Но такое ли оно безопасное, если учесть, что для обоих белых слонов открыты главные боевые диагонали? Финал игры представляет несомненный интерес: 11.Ig4 g6 12. Id4, и оказалось, что встречи с ферзем черному королю не избежать.
Итак, завязываем узелок на память: два слона, нацеленные на позицию рокировки, всегда представляют большую силу.
Под знаком быстрого развития фигур действуют белые и во всех вариантах королевского гамбита. Более 400 лет известен такой его вариант: 1.е4 е5 2.f4 ef 3. Cf3 g5 4. Ec4 g4 5.0–0 gf. Пока черные утоляли голод, белые целенаправленно развивали фигуры. Теперь у них большой выбор различных путей атаки. Прежде всего на ум приходит ход 6.Cс3 или 6.d4, чтобы открыть дорогу чернопольному слону. В любом случае у белых сильная атака на застрявшего в центре короля соперника Но всегда есть шахматисты, которые любят вести оборонительную игру, поэтому найдутся охотники играть эту позицию черными.
Поскольку «Самоучитель» в первую очередь обращен к тому, кто хочет вместе со своим другом изучать основы шахматной игры, то для читателя будет полезно испытать силы в этой позиции при игре и белыми и черными. В теоретических справочниках рекомендуется такое продолжение: 6.I:f3 If6 7.e5 I:е5 8.d3 Eh6 9.Cc3 Cе7 10.Ed2 Cbс6 11.Gае1 If5 с указанием, что при правильной игре... ни одна из сторон не в силах выиграть. А если играть не совсем правильно? Если рискнуть испробовать более острый путь атаки – 6.E:f7+, вытаскивая короля поближе к центру? Тогда события могут принять иной оборот.
6.E:f7+ K:f7 7.I:f3 If6 8.е5 I:е5 9.d4 I:d4+ 10.Eе3 If6 11.Cс3 fe 12.Ih5+Kg7 13.G:f6 C:f6 14.Ig5+ Kf7 15. Gf1 Eе7 16. Cd5 e2 17.G:f6+ Kе8
MKKKKKKKKN
I/(+@7@?0J
I$#$#,?@#J
I?@?@?.?@J
I@?@%@?2?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I!"!@#@!"J
I@?@?@?6?J
PLLLLLLLLO
Ход белых
18. Ge6 de 19.I:е7Х. Не правда ли, яркая борьба?
Словами можно такую партию расцвечивать бесконечно, но сейчас для нас важно завязать еще один узелок на память: фигуры, ферзевого фланга не должны так беспечно отдыхать на исходных позициях; если бы черные в какой-то момент продвинули на два поля пешку d7, то атаковать белым было бы труднее, так как слон с8 имел бы возможность помогать королю. Еще раз напоминаем: брать чужие пешки можно, но о развитии своих фигур на обоих флангах забывать не следует. Вот пример из моей юношеской практики: 1.е4 е5 2.f4 ef 3.Cf3 Cf6 4.e5 Ch5 5.Cc3 d6 6.Ec4 de 7.C:e5 Ih4+ 8.Kf1 Eе6 9.E:е6 Cg3+ 10.Kg1 Ec5+ 11.d4 E:d4+ 12.I:d4
MKKKKKKKKN
I/(?@7@?0J
I$#$?@#$#J
I?@?@)@?@J
I@?@?&?@?J
I?@?2?$?4J
I@?&?@?(?J
I!"!@?@!"J
I.?*?@?6-J
PLLLLLLLLO
ход чёрных
12… Cе2+ 13.C:е2 Iе1Х!
Здесь нам представилась возможность наблюдать согласованную работу черных фигур. Таинственным образом один слон отвлек внимание белых от диагонали а6–f1, а второй выманил с поля d1 ферзя. Затем в игру вступил черный конь и сурово спросил: ферзь или король?
В этой партии тоже можно завязать традиционный узелок: к месту боя опоздала ферзевая ладья, столь же пассивна оказалась и ее напарница.
Помните: в открытых дебютах надо поскорее вводить в бой обе ладьи, в центре они очень нужны.
Королевский гамбит
Бронштейн ЭВМ
Москва, 1963
1.е4 е5 2.f4 ef 3.Cf3 Cf6 4.e5 Cg4 5.d4 g5 6.Cc3 Cе3 7.Iе2 C:f1 8.Ce4 Ce3 9.Ed2 C:c2+ 10.Kf2 C:a1 11.Cf6+ Ke7 12.Cd5+ Ke6 13.Iс4 b5
MKKKKKKKKN
I/(+4?,?0J
I$?$#@#@#J
I?@?@7@?@J
I@#@%"?$?J
I?@1"?$?@J
I@?@?@%@?J
I!"?*?6!"J
I(?@?@?@-J
PLLLLLLLLO
ход белых
14.C:g5+ I:g5 15.C:с7++ Ke7 16.Cd5+ Ke6 17.C:f4++ Ke7 18.Cd5+ Ke8 19.I:с8+ Id8 20.Cс7+ Ke7 21.Eb4+ d6 22.E:d6+ I:d6 23.Iе8Х!
Этот пример убедительно говорит в пользу наших узелков на память: в дебюте надо думать о развитии всех фигур, это значительно повышает оборонительные возможности. При всем том если бы черный король был благоразумнее, не вышел бы так неосторожно на шестую горизонталь, то найти путь к выигрышу было бы далеко не просто.
Еще одна памятка: даже в трудных, стесненных позициях можно весьма долго, а порой и успешно, обороняться. Когда одна из сторон ведет атаку, то невольно стремится одним ближайшим ходом решить все проблемы, поэтому-то часто выбирается ход агрессивный, но не самый сильный.
Использовать некоторую заминку в атаке нередко удается с помощью встречного острого хода. Возьмем такой пример: 1.е4 е5 2.Cf3 Cc6 3.Eс4 Cd4 4.C:e5 Iе5
MKKKKKKKKN
I/@+@7,'0J
I$#$#@#$#J
I?@?@?@?@J
I@?@?&?4?J
I?@)(!@?@J
I@?@?@?@?J
I!"!"?"!"J
I.%*16?@-J
PLLLLLLLLO
ход белых
5.C:f7 I:g2 6.Gf1 I:е4+ 7.Eе2 Cf3X! Красивая игра, поучительный результат. Только зачем белые так легко отдали важную пешку g2? Конечно, взять конем пешку f7 было очень заманчиво, так как этим ходом конь нападал одновременно на ферзя и ладью. Увы, полакомиться ладьей конь не успел. Так не лучше ли было взять пешку f7 слоном? Конечно, это не грозная коневая вилка, но ведь это шах королю. А для начинающих шахматистов; ход с шахом всегда доставляет игровую радость. Объяснить радость от шаха очень легко: у соперника резко ограничивается возможность выбора хода, и, понятно, нам легче прогнозировать свои ближайшие действия.
В нашем примере шах слоном позволял белым выиграть темп для следующего хода, а в шахматах каждый темп на вес золота. Ход 5.E:f7+ мог придать игре совершенно иное направление: 5...Kе7 6.0–0 I:е5 7. Eс4
MKKKKKKKKN
I/@+@?,'0J
I$#$#8?$#J
I?@?@?@?@J
I@?@?4?@?J
I?@)(!@?@J
I@?@?@?@?J
I!"!"?"!"J
I.%*1@-6?J
PLLLLLLLLO
ход чёрных
Мы пришли к позиции, оценить которую можно однозначно: она в пользу белых. Основанием для такой оценки является прежде всего разница в позициях королей: белые укрыли своего короля за шеренгой из трех пешек, а король соперника застрял в центре и находится на перепутье фигурных дорог. К тому же, пожертвовав коня, белые приобрели две пешки, готовые тотчас двинуться в атаку. Вероятно, позиции ферзя и коня черных, нерасчетливо вышедших в центр доски, тоже не являются хорошими. В самом деле, уже ближайшим ходом белые начнут пешечную атаку, и обеим черным фигурам придется отступать. Эту модернизацию старинного варианта нашел много лет тому назад автор «Самоучителя» и, помнится, был этим горд.
По аналогии с этим примером автор внес улучшение и в схожий вариант русской партии. 1.е4 е5 2.Cf3 Cf6 3.C:e5 d6 4 C:f7 K:f7, предложив взамен 5.Eс4+? d5! более тонкий путь атаки – 5.d4!
MKKKKKKKKN
I/(+4?,?0J
I$#$?@7$#J
I?@?$?(?@J
I@?@?@?@?J
I?@?"!@?@J
I@?@?@?@?J
I!"!@?"!"J
I.%*16)@-J
PLLLLLLLLO
ход чёрных
Эта рекомендация тоже запатентована в справочных изданиях, в которых приводится такая короткая партия - 5...C:е4 6.Ih5+ Kе7 7.Iе2 Ef5 8.Eg5+! Жертва коня в данном случае не столь эффективна, как жертва слона в предыдущем случае, но она в значительной мере вынуждена: при спокойном продолжении 4.Cf3 Ce4 5. d4 d5 создать атаку белым сложней. Быть может, вместо 3.C:e5 следует играть более предприимчиво, скажем, 3. d4 или 3.Eс4 C:е4 4. Cс3? Искать ответ на этот вопрос я не стану – не одно поколение шахматных теоретиков уже сломало зубы об этот орешек, но, может быть, кто-нибудь из читателей окажется удачливее?
Раз уж мы начали рассматривать варианты, в которых король по неосторожности своих придворных попадает в трудную ситуацию, то вспомним еще пару характерных примеров. В варианте дебюта четырех коней 1. е4 е5 2. Cf3 Cc6 3.Cс3 Cf6 4. Eb5 Cd4 5. C:е5 Iе7 6. f4 C:b5 7. C:b5 d6 8.Cf3 I:е4+ 9. Kf2 Cg4+ 10. Kg3 Ic6 11. Ch4 Ih5 12. h3 Cf6 13. C:c7+ Kd8 14. C:а8
MKKKKKKKKN
I%@+8?,?0J
I$#@?@#$#J
I?@?$?(?@J
I@?@?@?@3J
I?@?@?"?&J
I@?@?@?6!J
I!"!"?@!@J
I.?*1@?@-J
PLLLLLLLLO
ход чёрных
на доске создается сложная позиция. Если черные ответят сейчас 14…Cе4+, то после 15.Kh2 I:h4 16.Iе1 выяснится, что смелый прыжок черного коня – 4 … Cd4–потерпел в итоге фиаско. Но достаточно сыграть иначе – 14... I:h4+!, и возникают два забавных варианта: 1) 15.Kh2 Cg4+ 16.Ig4 E:g4, и белые потеряли ферзя, 2) 15.K:h4 Ce4! 16. Ig4 Eе7+ 17.Iе5 Ig5+ 18.fg h6 19.g6 fg, и король белых в матовой сети. Кто попадет в такую ловушку, никогда ее не забудет и, может быть, даже посчитает, что поторопился с ходом 5. C:е5. Но разве дело в этом ходе? Нет, конечно. В соответствии с принципом скорейшего развития белым вряд ли следовало затем уходить конем из центра – 8.Cf3. Вот какой ход заслуживает вопросительного знака! А можно было сообразить, что черный ферзь загородил дорогу слону, королю придется какое-то время провести без рокировки, поэтому имело смысл сыграть смело 8.d4 de 9.fe C:e4 10.0–0 с хорошими видами на атаку.
Аналогичную картину можно увидеть в редком варианте романтической венской партии: 1.е4 е5 2.Cс3 Eс5 3.Cа4 E:f2+ 4.K:f2 Ih4+ 5.Ke3 If4+ 6.Kd3 d5 7.Kc3 I:е4 8.Kb3 Cа6 9.а3,
MKKKKKKKKN
I/@+@7@'0J
I$#$?@#$#J
I'@?@?@?@J
I@?@#$?@?J
I%@?@3@?@J
I"5@?@?@?J
I?"!"?@!"J
I.?*1@)&-J
PLLLLLLLLO
ход чёрных
и после логичного 9...Ed7 10..Cс3 Cс5+ 11.Kа2 белый король уходит в безопасное место. Однако в случае 9...I:а4+ 10.K:а4 Cс5+ у короля возникают проблемы, спрятаться на а2 не удается. Во всех дебютных справочниках утверждается, что после 11.Kb4 а5+ 12.K:с5 Cе7 13.Eb5+ Kd8 14.Ec6 b6+ 15.Kb5 C:с6 16.K:с6 Eb7+ 17.Kb5 (17.K:b7? Kd7 18.Ig4+ Kd6) 17...Eа6+ получается ничья вечным шахом, так как плохо играть 18.Kа4 ввиду 18...Eс4. У читателя, видимо, создается впечатление, что в этом варианте искать защиту должны белые. Но шахматы потому и привлекают самых разных людей, что одной логикой не всегда удается понять скрытые пружины конфликтной шахматной проблемы. И бывает, что взгляд, не связанный предрассудками элементарной логики, помогает увидеть парадоксальное решение. Здесь типичный пример, показывающий трудности программирования шахматной стратегии только на базе здравого смысла.
Почему белые играют 11.Kb4? Потому что король инстинктивно хочет держаться поближе к своему лагерю, поближе к убежищу на поле а2. Ясно, что если идти вперед–11.Kb5,
MKKKKKKKKN
I/@+@7@'0J
I$#$?@#$#J

стр. 1
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>