<< Предыдущая

стр. 2
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

I?@?@?@?@J
I@5(#$?@?J
I?@?@?@?@J
I"?@?@?@?J
I?"!"?@!"J
I.?*1@)&-J
PLLLLLLLLO
ход чёрных
то можно оказаться в более опасной ситуации. Что же в действительности? Ход 11.Kb4 хорош по всем статьям, но он допускает выпад черной пешки с шахом! Ну какая, кажется, разница: все равно ведь, чтобы вернуться на b3, надо побить черного коня и ликвидировать его давление на поля а4 и b3. Однако, как мы знаем, эта мера белым не помогает. Получается только ничья.
Секрет шахматной игры, возможно, в том и заключается, что, только поняв слабости одного хорошего во всех отношениях хода, начинаешь искать ход лучше. А понять слабость хорошего с виду хода удается часто лишь с помощью ответных ходов партнера. Спасибо ему!
Если есть время – а в практической игре его всегда не хватает,–то изредка полезно рассматривать парадоксальные ходы. Если коня с5 все равно надо побить, то почему обязательно лезть под шах? А если сыграть 11.Kb5 а5 12.K:с5–разницы-то нет? Но чтобы прийти к таким выводам, то есть принять решение двинуться королем в глубь чужого лагеря, надо как минимум быть уверенным, что в ответ на 11. Kb4 черные непременно сыграют 11…а5. Сделаем допущение, что наши выводы истинны. Тогда белым имеет смысл пойти королем на b5, а там уже выбирать–бить черного коня или сделать другой ход.
Пора вспомнить, что ход 11. Kb5 мы заприметили по одной лишь причине–ответ 11…а5 последует без шаха, значит, у нас будет выбор. Так что же, 12.Ih5 или 12. Eс4? Например: 12.Ih5 Cc6! 13.Kа4 Cс5+ 14 Kb5–вновь только ничья. Логика тут не поможет: одно озарение может подсказать вариант 12. b4 Ce7 13.ba!. А после 11 … Ce7? 12. Ih5! белые тоже выигрывают.
Если бы автор обязан был бы дать только одну дебютную рекомендацию любителям, то я, не колеблясь ни секунды, сказал бы: играйте гамбит Эванса. Тайна заключается в том, что в этом дебютном построении все время надо отражать взаимные угрозы и создавать новые, придумывать свои энергичные ходы и старательно разгадывать планы противника. Здесь начинается такой острый бой, что, даже зная, какие угрозы нависают, нельзя точно предсказать, какая именно угроза будет использована противником в том или ином случае. Для легких дружеских партий нет в шахматах лучшего начала. И не надо опасаться того, что в этом дебюте вроде бы у черных сил сразу становится больше. Гамбит Эванса – это не вариант, это стиль ведения шахматной партии. И те, кто хочет успешно продвигаться вперед по линии турнирных успехов, не могут пройти мимо этих азов шахматной стратегии. Королевский гамбит тоже великолепен, но в нем слишком рано играет король белых. Этого минуса нет в гамбите Эванса. Тут и черный король успевает рокировать хотя не всегда.
Главное разветвление дебюта выглядит так 1.е4 е5 2 Cf3 Cc6 3.Eс4 Eс5 4. b4
MKKKKKKKKN
I/@+47@?0J
I$#$#@#$#J
I?@'@?@?@J
I@?,?$?@?J
I?")@!@?@J
I@?@?@%@?J
I!@!"?"!"J
I.%*16?@-J
PLLLLLLLLO
ход чёрных
4 … E:b4 5.с3 Eа5 6.d4 ed 7.0–0 dc Черные приобрели две пешки, но отстали с развитием, белые потеряли две пешки, но опередили черных в развитии. Эта тема присутствует в оценке любой шахматной позиции: кто первым развил фигуры, тот может начать атаку, ему и скромные пешечные потери не страшны, более того, исчезнувшие пешки часто облегчают фигурам игру по открытым вертикалям и диагоналям.
Гамбит Эванса
Андерсен Дюфрень
Берлин, 1852
1.е4 е5 2. Cf3 Cc6 3. Eс4 Eс5 4. b4 E:b4 5. с3 Eа5 6.d4 ed 7. 0–0 d3 8. Ib3 If6 9. e5 Ig6 10. Gе1 Cge7 11. Eа3 b5 12.I:b5 Gb8 13. Iа4 Eb6 14. Cbd2 Eb7 15.Ce4 If5 16. E:d3 Ih5 17. Cf6+ gf 18. ef Gg8 19. Gad1 I:f3.
MKKKKKKKKN
I?0?@7@/@J
I$+$#(#@#J
I?,'@?"?@J
I@?@?@?@?J
I1@?@?@?@J
I*?")@?@?J
I!@?@?"!"J
I@?@-.?6?J
PLLLLLLLLO
Кудесник шахматной комбинации А. Андерсен мог легко выиграть партию, просто нападая на черного ферзя легкими фигурами, но чувство художника взяло верх над соображениями практицизма. В результате партнеры подарили миру красивый финал: 20. G:е7+ C:е7 21.I:d7+ K:d7 22.Ef5++, и теперь два варианта–22 ... Kс6 23.Ed7X! или, как было сыграно в партии, 22 ... Kе8 23.Ed7+ Kf8 24.E:e7X!
Читатели запомнят, конечно, этот пример. И завяжут узелок на память: ладьи надо располагать на открытых вертикалях.
В королевском гамбите оба партнера имеют возможность сразу ввязаться в острую полемику: что важней–быстрое и гармоничное развитие своих фигур или складирование чужих пешек, которые потенциально могут помешать нашим пешкам пройти в ферзи? Но эндшпиль еще когда будет и в ферзи пешкам не так-то скоро двигаться, а потеря времени может дорого обойтись королю.
Мы уже разбирали несколько партий, начатых этим симпатичным дебютом. Казалось бы, все тут ясно: кто быстрее выводит фигуры, тот получает атаку. Но в шахматах из-за правила «от шаха надо защищаться немедленно» бывают ситуации, когда элементарные понятия мало помогают, необходимо конкретно оценивать каждую позицию. Возможно, потому-то так трудно бывает провести в жизнь задуманный план – по дороге встречается слишком много случайностей. Впрочем, есть шахматисты, которые считают, что эти «случайности» и есть суть шахматной игры, а правила годятся только для весьма общих рекомендаций. Не будем спешить с выводами.
Рассмотрим один из вариантов контргамбита Фалькбеера: 1.е4 е5 2.f4 d5 3.ed e4 4.d3 Cf6 5.de C:e4 – по общей оценке позиция черных лучше, их конь в центре. Смотрим дальше: 6.Cf3 Ec5 7.Iе2
MKKKKKKKKN
I/(+47@?0J
I$#$?@#$#J
I?@?@?@?@J
I@?,!@?@?J
I?@?@'"?@J
I@?@?@%@?J
I!"!@1@!"J
I.%*?6)@-J
PLLLLLLLLO
ход чёрных
–теперь уж безусловно позиция белых слабее, ферзь перекрыл дорогу слону, рокировать им трудно, к тому же черные выиграли битву за важный пункт f2 и сейчас могут даже объявить белому королю шах с этого поля. Рассуждения наши безупречны, и в любом другом случае они звучали бы столь же логично. Однако надо вспомнить о пешке белых, которая пробралась за экватор. После 7...Ef2+ 8. Kd1 I:d5+ 9.Cfd2 неожиданно вступает в действие связка и в трудной позиции оказывается черный конь. Приходится играть 9...f5, но после 10.Cс3 Id4 11.C:e4 fe 12.c3 Iе3 13.Ih5+ атака белых неотразима.
Наиболее логичным ходом для черных в позиции 19 является короткая рокировка, но все ли готовы так сразу жертвовать фигуру? Коня взять надо: 7...0–0 8.I:е4 Gе8 9.Cе5 Cd7 10.Ed3 g6 11.b4 Ed6 12.Eb2 f6. Начинающим шахматистам полезно самим разобрать всевозможные вариации после хода 7... 0–0, потому что только так можно прогрессировать в изучении тонкостей игры; а ход этот правильный, разумный, и сила его зависит от вашего умения.
Однажды мне довелось сыграть такую партию (Бронштейн – Таль, Рига, 1968): 7...Ef5 8.Cс3 Iе7 9.Eе3 C:с3 10.E:с5 C:е2 11.E:е7 C:f4 12.Eа3. Пока все по теории, вариант можно найти в книге С. Тартаковера «Ультрасовременная шахматная партия»... Таль избрал продолжение 12... Cd7 13.0–0–0 Eе4 14.Cg5 E:d5
MKKKKKKKKN
I/@?@7@?0J
I$#$'@#$#J
I?@?@?@?@J
I@?@+@?&?J
I?@?@?(?@J
I*?@?@?@?J
I!"!@?@!"J
I@?6-@)@-J
PLLLLLLLLO
ход белых
и, вероятно, был удивлен ходом 15.g3–белые предлагают обмен пассивной ладьи на коня и борются за пункт с4 для слона. Бесспорно, ход пешкой не сильнейший, зато дает простор игре.
Чтобы развить способность молниеносно определять степень опасности, угрожающую шахматному королю, очень полезно уметь отклоняться от стереотипных рекомендаций. Возьмем для примера известный вариант итальянской партии. В позиции после 1.е4 е5 2.Cf3 Cc6 3.Eс4 Eс5 4.с3 Cf6 5.d4 ed 6.cd Eb4+ есть несколько обоснованных ходов, и не пожалейте времени на их самостоятельную проверку. Продолжение 7.Kf1 выглядит необычно, но заставляет черных проявить повышенное внимание к неприятельскому центру из двух пешек. Ход 7.Ed2 сегодня самый модный, хотя при нем черные легко отбивают атаку после 7...E:d2+ 8.Cb:d2 d5 9.ed C:d5.
Старинная атака 7.Cс3
MKKKKKKKKN
I/@+47@?0J
I$#$#@#$#J
I?@'@?(?@J
I@?@?@?@?J
I?,)"!@?@J
I@?&?@%@?J
I!"?@?"!"J
I.?*16?@-J
PLLLLLLLLO
ход чёрных
является самым логичным продолжением, и не надо опасаться потери пешки: в случае 7...C:е4 8.0–0 белые первыми успевают увести короля из центра, а черным для рокировки надо еще найти ход. Задача белых – отвлекать партнера разнообразными угрозами и незаметно создать атаку на застрявшего в центре короля. Если черные сыграют 8...Cf6, то после 9.d5 Ce7 10.Eg5 рокировать плохо из-за 11.E:f6 gf–королевский фланг разрушен, белые фигуры легко проникнут в покои короля, слова «шах и мат» неизбежны. В то же время вариант 8... C:с3 9.bc E:c3 10.Ib3 E:a1 11.E:f7+ Kf8 12.Eg5 Ce7 13.G:а1 для черных неудовлетворителен.
Что же черным предпринять? Неужели согласиться на 8...E:с3, отдавая слона за коня? Еще один пример того, что в шахматах ходы очень конкретны, в то время как рекомендации всегда расплывчаты. Но если мы вспомним, что черный конь в центре расположен хорошо (к тому же он пусть временно, но все-таки охраняет короля от угроз по вертикали «е»), то легко сделаем ход 8... E:с3. Тут уж черед белых принимать решение: бить слона пешкой или нет? Каждый ход, если это не ход с шахом, неизбежно является уступкой – ведь ход переходит к партнеру. В случае 9.bс d5 белому слону придется уйти, после чего черные совершат желанную рокировку и отобьют атаку. Что же предпринять? В течение долгих лет шахматные романтики увлекались ходом 9.d5, но оказалось, что после 9...Ef6 10. Gе1 О–О 11.G:е4 Cе7 позиция черных защитима.
А быть может, стоит пожертвовать слона и не разрешить черному королю так легко убежать из центра? Попробуем испытать свои силы в варианте 9.bс d5 10.Eа3 dc
MKKKKKKKKN
I/@+47@?0J
I$#$?@#$#J
I?@'@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@#"'@?@J
I*?"?@%@?J
I!@?@?"!"J
I.?@1@-6?J
PLLLLLLLLO
ход белых
11.Gе1 f5 12. Cd2. Если теперь 12...Id5, то неплохо выглядит 13.Ih5+, а при 12...Eе6 13.C:е4 fe 14.G:е4 в атаку включается ладья. Или пойти по совсем новому пути: 11.Iе2 f5 12.I:с4–позиция черных ослаблена, рокировка затруднена, что еще требуется?
Начинающим шахматистам всегда кажется, что они теряют время, изучая игровые свойства каждой фигуры в отдельности. Начальная позиция полна фигур, таит в себе так много вариаций, стоит ли уделять внимание мелким деталям? Такой взгляд на шахматы был бы верным, если бы на каждом ходу можно было перемещать одновременно две-три фигуры или пешки. Тогда слабая роль одной фигуры не была бы столь огорчительной – ее функции в атаке или защите взяли бы на себя другие фигуры. Но по правилам игры ходить можно только одной фигурой, кроме момента рокировки, когда ход делают сразу две фигуры – король и ладья, и взятия, когда партнер играет как бы и за себя–активно, и за партнера–пассивно. Поэтому как раз для начинающих важно умение видеть угрозы только одной фигуры или пешки. Вероятно, несколько примеров на эту тему будут полезны.
1.е4 е5 2.Cf3 Cc6 3.Eс4 Cf6 4.Cg5 d5 5.ed Cа5 6.d3 h6 7.Cf3 e4. Черные опередили соперника в развитии и начали атаковать фигуры белых. Но после 8.de C:c4 9.Id4 Cb6 10.c4 инициативу перехватили белые пешки, организовав заслон для ферзя.
1.d4 Cc6 2.d5 Cb4 3.Id4? C:c2+! Здесь белая пешка сама подтолкнула коня на активную позицию, но ошибку совершил ферзь–забыл о пешке с2.
1.d4 Cf6 2.Cd2 e5 3.de Cg4 4.h3? Ce3! 5.fe Ih4+! Прыжок белого коня отнял ходы сразу у короля, ферзя и слона, а ферзевая пешка просто пожадничала. Затем ладейная пешка не поняла хода черных, в котором скрывалась красивая ловушка.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЛОВУШКИ
Ловушки в дебюте надо придумывать самим, исходя из своих знаний и умения их применять в игре. Сильный шахматист ловушку заметит, но и он когда-то был начинающим и не раз с огорчением качал головой: как же это так, не заметил такой простой ход? Значит, не был ход совсем простым. Ловушка рассчитана на то, что внимание партнера будет отвлечено какими-то другими заботами, которые в данный момент покажутся ему более важными.
Ошибочно думать, что ловушку легко обойти. На ближайшем ходу–да, а если ловушка на два, три, семь ходов? Неужели надо рассчитывать все варианты до абсолютно ясной позиции? Да и как определить, где именно уже все ясно? Существует мнение, что сильные шахматисты рассчитывают очень далеко, но это в позициях, где играют две-три фигуры, а остальные как бы театральные декорации. В сложной позиции трудно угадать даже ближайший ход партнера. Рассмотрим две ловушки, которые знать надо обязательно.
1.d4 d5 2.c4 e5 3.de d4 4.e3 Eb4+ 5.Ed2 de 6.E:b4? ef+! 7.Ke2 fgC+! 8.G:g1 Eg4+.
1.d4 d5 2.c4 dc 3.e3 b5 4.a4 c6 5.ab cb? 6.If3!
В первом случае белые теряют ферзя, во втором одну из фигур по выбору–ладью, слона или коня.
А сейчас мы рассмотрим пример, который можно было бы назвать «ловушкой доктора Тарраша». Встречаясь с Г. Марко (Дрезден, 1882), знаменитый немецкий гроссмейстер начал игру ходом е2–е4! Партнеры разыграли модный тогда вариант испанской партии: 1.е4 e5 2.Cf3 Cc6 3.Eb5 d6 4.d4 Ed7 5.0–0 Cf6 6.Cс3 Eе7, но здесь вместо стандартного хода 7.Eg5 3. Тарраш сыграл 7.Gе1.
MKKKKKKKKN
I/@?47@?0J
I$#$+,#$#J
I?@'$?(?@J
I@)@?$?@?J
I?@?"!@?@J
I@?&?@%@?J
I!"!@?"!"J
I.?*1.?6?J
PLLLLLLLLO
ход чёрных
Молодой шахматист не разгадал смысл маневра ладьей и сделал целесообразный с его точки зрения ход – 7 ... 0–0. Конечно, ход, которым король уводится в безопасное место, нельзя назвать плохим. На стадии изучения основ шахматной стратегии такой ход надо считать хорошим, просто в данной конкретной ситуации он ведет к потере пешки. Так ли страшно, если проигрывается одна пешка? Нет, конечно. За то время, которое партнер потратит на ее взятие, всегда можно что-нибудь придумать.
В разбираемой партии черные долго цеплялись за пешку, и в конечном счете вышло вот что: 8.E:с6 E:с6 9.de de 10.I:d8 Ga:d8 11.C:е5 E:е4 12.C:е4 C:е4
MKKKKKKKKN
I?@?0?07@J
I$#$?,#$#J
I?@?@?@?@J
I@?@?&?@?J
I?@?@'@?@J
I@?@?@?@?J
I!"!@?"!"J
I.?*?.?6?J
PLLLLLLLLO
ход белых
13.Cd3 f5 14.f3 Ec5+ 15.C:с5 C:с5 16.Eg5 Gd5 17.Eе7, и после 17... Gе8 18.с4 под боем оказалась вторая ладья, а уйти она не может, так как тогда без защиты останется конь. Такой длинный вариант увидеть в игре трудно, поэтому-то ловушка Тарраша оказалась успешной.
Таких ловушек в разных дебютах несчетное количество, но знать их все наизусть не обязательно. Если вы будете относиться с уважением и вниманием к ходам партнера, то всегда вовремя заметите подвох. А если хотите сами кого-то поймать в ловушку–придумывайте, фантазируйте, ищите, как доктор Тарраш!
ЗНАКОМСТВО С ДЕБЮТНЫМИ ПЛАНАМИ
Иллюзия легкого постижения шахматной игры базируется на том ошибочном мнении, что в шахматах борьбу ведут пешки и фигуры, так что умному человеку (а кто к таковым себя не причисляет?) не стоит никакого труда, заучив элементарные правила, с успехом продвигаться по пути скорого усовершенствования. Так рассуждает каждый шахматист, независимо от возраста–от шести до ста лет! (и игры всякие видели, и по своей профессии решаем задачи куда более сложные). Если бы все в шахматах было на виду, зависело только от расположения фигур, то такие самоуверенные высказывания были бы верны.
Однако в шахматах на первом плане всегда находится мысль, а потом уже ход фигуры или пешки. Мыслят все люди по-разному, и не только в силу образования или возраста, но и из-за индивидуальных оттенков характера, устоявшихся привычек, вкусов, не говоря уже о разности психологических типов личности. Важны также практический опыт и чисто шахматные знания. Как же находят шахматисты ход?
В очень обобщенном виде можно высказать такую гипотезу: сперва создается оценка, потом появляется решение, затем план; а уже после плана находят ходы, ищут порядок ходов и лишь тогда делают ход.
Однако такой метод имеет пробелы, часто полностью сводящие наши поиски к нулю. В оценку надо включать все помехи плану. Усовершенствованный метод будет выглядеть примерно так: найдя ходы, надо рассмотреть позицию с другой стороны и найти ходы, которые являются помехами. В разных комбинациях включайте их в свой план. Появится новая оценка, и тогда вы либо начнете проводить уточненный план с прежними надеждами, либо измените первоначальные намерения. Отсюда понятно, почему легче играть с равным соперником: яснее понимание замыслов друг друга.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ИСПАНСКОЙ ПАРТИИ
Вечнозеленая испанская партия! Начальные ходы 1.е4 е5 2.Cf3 Cc6 3.Eb5
MKKKKKKKKN
I/@+47,?0J
I$#$#@#$#J
I?@'@?@?@J
I@)@?$?@?J
I?@?@!@?@J
I@?@?@%@?J
I!"!"?"!"J
I.%*16?@-J
PLLLLLLLLO
Ход чёрных
хорошо знакомы каждому шахматисту, так были начаты миллионы поединков… Обычно испанскую партию избирают шахматисты не очень молодые, в юности гораздо заманчивей атакующие построения «итальянского» типа, не говоря уже о романтике королевского гамбита.
Основная сила хода 3.Eb5 – появление простой угрозы Eb5:с6, заставляющей черных принять решение: бить слона ферзевой пешкой или коневой? Пешкой всегда желательно бить к центру, но взятие пешкой «d» открывает вертикаль ферзю и диагональ слону, есть над чем задуматься. И шахматисты думают. Вот уже 400 лет!
Интересно проследить за историей появления хода 3.Eb5 в арсенале лучших шахматистов мира. В период господства традиций итальянской школы, в годы всеобщего увлечения атакой пункта f7 кажется невероятным появление дебюта, в котором белопольный слон белых прямо с f1 выходит на b5, «на скорости» проскакивая пункт с4.
История гласит, что испанский священник Рюи Лопес де Сегура в 1561 году упомянул ход 3.Eb5 в своем трактате о шахматной игре. Любопытно, что этот ход Лопес привел в качества отрицательного примера шахматного хода, сопроводив его примечанием, что такое развитие слона не приносит атакующему никаких выгод. Авторитет испанского теоретика был велик, и шахматисты не тропились опровергать мнение Лопеса. И по-прежнему в дружеских поединках господствовали дебюты романтической школы – итальянская партия и королевский гамбит.
Но когда и в этих агрессивных дебютах шахматные экспериментаторы нашли несколько хороших систем защиты для черных, борьба перестала заканчиваться разгромом в дебюте, а стала принимать порой затяжные позиционные формы, вот тут-то и вспомнили о ходе 3.Eb5 с идеей атаковать не слабую пешку f7, а выдвинутого на передовые рубежи коня соперника, тем самым косвенно усиливая атаку на пешку е5.
Естественно, что, встретившись впервые с таким странным методом игры, черные терпели одно поражение за другим (игру за белых вели искусные в атаке мастера), и это укрепило интерес к ходу 3.Eb5.
Надо и нам с вами взглянуть на позицию глазами наших предков и подумать, чем мог пленить ход 3.Eb5 шахматистов острокомбинационного стиля? При внимательном изучении позиции хорошо видно, что пешке е5 грозит опасность. Если черные не примут мер против взятия 4.E:с6, то после размена слона на коня без защиты останется пешка е5, которую сможет побить конь f3. Этой угрозы не было, пока слон выходил на с4, создавая атаку на пешку f7, но не беспокоя сильного коня с6. Таким образом, белые вынуждали партнера уже на третьем ходу думать о конкретной защите определенного пункта, а это, в свою очередь, помогало им предвидеть вероятностные ответы черных.
В соответствии с вкусами того времени ответов было не очень-то и много. Таким образом, можно признать, что испанская партия открыла новую главу в истории шахматной стратегии – эпоху позиционного планирования атаки. Это отличало ее от итальянской школы, которая способствовала расцвету импровизационного комбинационного творчества, указала с этой точки зрения наиболее уязвимые места для атакующих фигур и нашла конкретные, наиболее опасные для соперника ходы.
Широкое распространение испанская партия получила в XIX веке, когда лучшие мастера сделали этот дебют самым сильным в открытых играх. Так как одновременно начался расцвет ферзевого гамбита, то оба эти дебюта развивались параллельно, обогащая друг друга позиционными методами игры на длительную дистанцию, и в конечном счете помогли выработке современного ясного взгляда на многие элементы стратегии, например на роль и значение пешечных цепей, укрепленных фигур (форпостов) за линией шахматного экватора, надежного убежища для короля, разрушить которое противнику теперь стало намного сложней.
Несмотря на свою внешнюю простоту, старинный ход 3.Eb5 до сих пор вызывает горячие споры, дискуссии среди теоретиков. Испанская партия напоминает нам о разнообразии средств защиты в шахматах, утверждает наличие большого числа технических методов игры.
Можно играть по аналогии, и в ответ на угрозу пешке е5 ответить угрозой пешке е4 – играть 3...Cf6! Вполне допустимо, вспомнив об «итальянских» мотивах, развить слона – 3...Eс5. Любители королевского гамбита за белых имеют возможность сыграть гамбит «во второй руке» – 3... f5. Уже эти три столь разных метода могли бы привлечь внимание к ходу 3.Eb5, но позднейшие исследования показали, что у черных есть и такие ходы, как 3... Cd4, 3... Eb4, 3... g6, 3... If6, 3... Cge7. Конечно, не все они одинаково хорошо помогают пешке е5, да и всем остальным фигурам и пешкам черных. Нынешнее поколение шахматистов в основном предпочитает сразу выяснять позицию белого слона ходом 3...а6, но еще не так давно в моде был спокойный ход 3...d6, наиболее естественным способом защищая пешку е5.
Непременно надо сказать и о том, что главным козырем стратегии белых в испанской партии является свободный путь для рокировки белого короля, в то время как черные должны найти время для ходов слоном f8 и конем g8. А это два заранее известных для белых хода соперника! Застряв королем в центре, черные должны быть осмотрительны с выигрышем пешки е4. К примеру, в варианте 3...Cf6 4.0–0 C:е4 5.d4! черным рискованно играть 5...ed, а после 5.Gе1! приходится отступать конем, и в обоих случаях белые могут легко отыграть пешку, сохраняя атаку при заметном перевесе в развитии. То же можно сказать о варианте 3...а6 4.Eа4 Cf6 5.0–0 C:е4 6.d4 с многочисленными разветвлениями.
Если суммировать всю информацию о дебютных ходах черных в испанской партии, то их можно разбить на три знакомые нам группы: активные, нейтральные и пассивные. Активные ходы типа 3...f5, 3...Cf6, 3...Cd4 приводят к быстрым пешечно-фигурным столкновениям и кроме хорошего знания вариантов требуют комбинационного мастерства, способностей к точной оценке быстро меняющихся вариантов, умения разгадывать замыслы партнера.
Ходы пассивные–это те ходы, которыми черные не стараются затруднить белым атаку: просто развивающие ходы, а иногда, как в случае с 3...Iе7, 3...If6 или 3...Cge7, даже затрудняющие игру других фигур и пешек. К пассивно-наблюдательным ходам можно отнести ходы 3...Eс5, 3...Eb4, 3...Cb8 (4.C:е5 Ig5) и 3...g6.
К ходам нейтрального типа принадлежит ход 3... а6 и, возможно, 3 ... d6. Ходом ладейной пешки черные не мешают плану белых обменять слона на коня, а ход ферзевой пешки, хотя и защищает пешку е5, но ослабляет позицию коня с6, усиливая слона b5.
Было бы хорошо, если б удалось доказать, что простой метод–нападение на слона пешками–мог решить проблему испанской партии: 3...а6 4.Eа4 b5 5.Eb3 Cа5,
MKKKKKKKKN
I/@+47,'0J
I@?$#@#$#J
I#@?@?@?@J
I(#@?$?@?J
I?@?@!@?@J
I@)@?@%@?J
I!"!"?"!"J
I.%*16?@-J
PLLLLLLLLO
ход белых
но после 6.0–0 перед черными по-прежнему те же проблемы – найти время для рокировки. Кстати, белые могут играть здесь и в гамбитном стиле итальянской партии: 6.C:е5 Ig5 7 E:f7+ Ke7 8. 0–0 I:е5 9.d4 с сильной атакой Если черные в этом варианте сыграют 6…C:b3, то, проявив немного фантазии, можно предложить сопернику вариант 7.cb Iе7 (7 ... Ig5 8. Cf3 I:g2 9. Gg1 Ih3 10.d4, и белые получают большой перевес в развитии) 8. d4 d6 9.Iс2 Eb7 10.Cс6!, в котором черным отыграть пешку не удается (не то, что при 7. ab?).
Что задача защиты в испанской партии не из простых, лучше всего можно увидеть на примере цельной партии, сыгранной в каком-либо ответственном международном состязании
Испанская партия
Карпов Унцикер
Ницца, 1974
1 е4 е5 2 Cf3 Cc6 3.Eb5 а6 4.Eа4 Cf6 5.0–0 Eе7 6.Gе1 b5. Трудно поверить, но именно этот ход является первопричиной проигрыша черных. Однако осторожное 6... d6 не всякому шахматисту по вкусу. К тому же и ход ферзевой пешкой не без минусов. Вообще автор рад повторить, что идеальных ходов в шахматах нет, и это замечательно, что нет: всегда приходится рисковать.
7.Eb3 d6 8.с3 О–О 9.h3 Ca5 10.Eс2 с5 11. d4 Ic7 12.Cbd2 Cc6.
MKKKKKKKKN
I/@+@?07@J
I@?4?,#$#J
I#@'$?(?@J
I@#$?$?@?J
I?@?"!@?@J
I@?"?@%@!J
I!")&?"!@J
I.?*1.?6?J
PLLLLLLLLO
ход белых
Совершив сложный пируэт, конь вернулся в квадрат с6. Быть может, прав был гроссмейстер Л. Штейн, который, наряду с венгерским маэстро Д Брейером, полагал, что лучший метод защиты за черных связан с маневром 9…Cb8 и далее Cb8–d7, Eс8–b7 и т. д., одновременно сохраняя на месте пешку «с». Зачем пешке стоять на месте? Чтобы иметь возможность атаковать пункт d5. Впрочем, в этой партии пешка с такой задачей уже не справится – пешки назад не ходят. Так что же: и 10...с5 было слишком поспешным ходом? Возможно. Есть шахматисты, предпочитающие 10...Eb7 или даже 10…Cс4. В шахматах есть разные пути к выигрышу, и к проигрышу... тоже.
13.d5. А вот и переход экватора пешкой. Для такого решения нужны смелость, знания и уверенность в собственных силах. Теперь у пешки будет отличный обзор, но, к сожалению, никакой личной активности. Ошибка! Не будет никакой личной подвижности, а активность будет хорошая: под контроль пешки попадают важные пункты–в районе с6 и е6 теперь не сможет разместиться ни одна фигура противника.
13...Cd8 14.а4. Реализуя силовую линию ладьи а1, поскольку после размена пешек на b5 ладьи вступят в открытый контакт. Уйти от удара пешка b5 не может, так как по характеру позиции она ни в коем случае не должна пропускать белую кавалерию на с4.
14...Gb8 15.аb ab 16.b4. Новая пешечная атака. Создавая напряжение в пунктах b4 и с5, белые одновременно фиксируют объект возможной атаки – пешку b5 и расширяют оперативное пространство для своих фигур. Сейчас перед черными возникает новая проблема–как поступить с пешкой с5? Очевидно, что все эти проблемы, словно нитку из клубка, потянула за собой нетерпеливая пешка, поспешившая выйти на е5. Но корить ее не станем: ход сам по себе не плохой, вопрос лишь в том, знали ли черные о том, что им предстоит или нет? В. Унцикер знал, так как сам очень любит белыми атаковать «по-испански».
16…Cb7 17.Cf1 Ed7 18.Ee3 Gа8 19.Id2 Gfc8 20.Ed3 g6 21. Cg3 Ef8 22.Gа2. И тут черные отказались от дальнейших попыток удерживать одной пешкой d6 два гарнизона – на с5 и е5. Сыграв 22... с4, они тем не менее после 23.Eb1 Id8 24. Eа7 Cе8 оказались в трудной позиции: 25.Eс2 Cс7 26.Gеа1 Iе7 27.Eb1 Eе8 28.Cе2 Cd8 29.Ch2 Eg7 30. f4 f6 31. f5 g5.
MKKKKKKKKN
I/@/(+@7@J
I*?(?4?,#J
I?@?$?$?@J
I@#@!$!$?J
I?"#@!@?@J
I@?"?@?@!J
I-@?2%@!&J
I.)@?@?6?J
PLLLLLLLLO
ход белых
Что слоны хорошо работают в позициях открытого типа – известно давно. Зато не без оснований считалось, что в позициях замкнутого типа слоны по меньшей мере бесполезны. Но взгляните на позицию.
Один слон белых застрял где-то в глубине ферзевого фланга, второй ведет странную дуэль с черной ладьей, ни побить которую, ни даже атаковать как следует он не может. Для его защиты сзади дежурят обе ладьи, скажите на милость, зачем? Центр наглухо закрыт сомкнувшимися пешечными цепями. Более чем очевидно, что, если не перебросить все силы с вертикали «а» на королевский фланг, не вскрыть позицию с помощью разменов, выиграть партию не удастся. Все это нам кажется при беглом взгляде на позицию.
А если мы вдумаемся, то увидим, что белые ладьи захватили единственную открытую вертикаль, черные хотели разменами по линии «а» нейтрализовать этот перевес в пространстве, но своевременным маневром слон лишил черные ладьи всяких перспектив. Пешечные цепи отнюдь не сомкнулись – они остановились Но если белые пешки полностью завладели важными квадратами d5 и f5, то черная пешечная цепь находится в глухой обороне на собственной территории и тем самым отнимает пространство для маневров у своих фигур, которым и без того тесно. Еще одно веское доказательство того, что ресурсами шахматной игры являются не только фигуры и пешки, но и сами игровые квадраты. Что же касается заблудившегося на b1 слона, то он попал туда по необходимости, уступая место другим фигурам. Сейчас, когда пришла пора искать точку прорыва в укреплениях противника, именно этому слону будет поручена главная роль. Стремительным броском слон захватит важный пункт h5, а под его прикрытием белые так эффективно перестроят коней и ферзя, что капитуляция черных наступит даже раньше, чем ее следовало ждать. И главное чудо всей этой работы слонов – позиция все же осталась закрытого типа!
Не сдвинув с места ни одной своей пешки, белые фигуры смогли сами пройти по узкому ущелью f3–h5–f7 и, максимально усилив давление по вертикалям, горизонталям, диагоналям, добиться победы. Такой стратегией легко восторгаться, но можно ли ее повторить в своей практике? Я думаю, что целиком это вам никогда не удастся: шахматные шедевры, как и всякие другие произведения настоящего искусства, тоже неповторимы. Но тот факт, что, изучив элементы плана белых, вы начнете играть лучше,– вне всяких сомнений. Элементы эти, взятые в отдельности, удивительно просты. Максимум пространства для себя, минимум для противника–для этого наступаем широкой пешечной цепью и останавливаемся только на территории противника, беря под контроль группу важных квадратов. Далее образуем только одну открытую линию, но бережем ее для себя, а противника туда даже не пропускаем. Еще–не замыкаем пешечную цепь наглухо, а оставляем лазейку для переброски своих сил.
А теперь посмотрим, как все эти элементы нашли свое отражение в заключительной фазе разбираемой нами партии После 32.Eс2 черные тоже решили сыграть слоном – 32...Ef7. Дальше черному слону пути нет, в то время как слон белых уверенно взбирается по диагонали b1–g6, но не прямо – мешает своя же пехота, – а двигаясь в обход: 33.Cg3 Cb7 34.Ed1 h6 35.Eh5 Iе8 36.Id1 Cd8 37.Gа3 Kf8 38.G1а2 Kg8 39.Cg4 Kf8
MKKKKKKKKN
I/@/(38?@J
I*?(?@+,?J
I?@?$?$?$J
I@#@!$!$)J
I?"#@!@%@J
I.?"?@?&!J
I-@?@?@!@J
I@?@1@?6?J
PLLLLLLLLO
ход белых
40.Ce3 Kg8 41.E:f7+ C:f7 42.Ih5 Cd8 43.Ig6 Kf8 44.Ch5. Черные сдались.
Посмотрите теперь партию Карпов–Глигорич (Ленинград, 1973). Эта встреча интересна тем, что С. Глигорич, всю жизнь отстаивающий солидность защиты 1.е4 е5 2.Cf3 Cc6 3 Eb5 a6 4.Eа4 Cf6, все же не смог отразить методичную атаку белых. И я вовсе не согласен с тем, что главными героями битвы были белые ладьи.
Нет, не они, не ферзь, ворвавшийся вслед за ладьям», не конь, ловко выбивший поддержку у слона d7,–не эти фигуры были главными героями. Все почести должны быть отданы слону с1, который, несмотря на то что пешечная цепь белых расположилась для него как нельзя выгодней, сам, ни секунды не колеблясь, пошел на обмен, уничтожив черного коня. При этом белые уже не могли гордиться своими двумя слонами, но и черные не могли больше говорить о своих... двух конях. Такие моменты, когда более ценная фигура идет на обмен с менее ценной, являются одними из самых трудных в шахматной борьбе.
5.0–0 Eе7 6. Gе1 b5 7.Eb3 d6 8.c3 О–О 9.h3 Cb8 10.d4 Cbd7 11.Cbd2 Eb7 12.Ec2 с5 (патент Глигорича) 13. d5 Cе8 14.Cf1 g6 15.Eh6 Cg7 16.Ce3 Cf6 17.a4 Kh8 18.b3 Gb8 19 Iе2 Eс8 20.ab ab 21.Gа7 Cg8. Трудно порой понять шахматистов, даже если они гроссмейстеры. Белые вскрыли линию, ворвались ладьей на пешечную горизонталь, а черные... начинают борьбу со слоном, который тихо стоит себе на краю доски. Естественно было ждать, что слон уйдет от нападения, однако... 22.E:g7+ K:g7 23.Gеа1 Cf6 24.Ed3 Ed7 25.Iа2 Cе8 26.Iа6
MKKKKKKKKN
I?0?4'0?@J
I.?@+,#8#J
I1@?$?@#@J
I@#$!$?@?J
I?@?@!@?@J
I@!")&%@!J
I?@?@?"!@J
I.?@?@?6?J
PLLLLLLLLO
ход чёрных
Так вот в чем дело! Слон пошел на обмен с конем, чтобы выиграть время для концентрации тяжелых фигур по вертикали «а». Значит, и сегодня, а не только в дни триумфа Пола Морфи, время в шахматах имеет смысл! И не только смысл, но и значительную силу. А рассматривая эту партию, вдруг начинаешь понимать, что в закрытых позициях время имеет еще большее значение, чем в позициях открытого типа. Там все ясно: кто первым выбежал фигурами на открытые вертикали, горизонтали, диагонали, тот и побеждает с комфортом. А здесь, в закрытых позициях, работа долгая и трудная. Тем не менее, кто первый закончит маневры и работы по сооружению королевской крепости, тот и сможет первым пойти на штурм.
В той партии, что мы разбираем, белые даже не стали прорывать пешечный фронт. Они воспользовались открытой вертикалью «а» и, ворвавшись на пешечную горизонталь, начали отвлекать защитников, расчищая магистраль а7–h7. Для таких действий размен слона на коня был полезен. Но это не все. Скоро белые разменяют второго коня, и неожиданно выяснится, что слоны, которых черные так берегли, в данной ситуации абсолютно безобидны; поскольку они только видят диагонали, а ступить на них не могут: везде или белая пешка, или ладья!
После 26 ... Gb6 27.Iа5 Cf6
MKKKKKKKKN
I?@?4?0?@J
I.?@+,#8#J
I?0?$?(#@J
I2#$!$?@?J
I?@?@!@?@J
I@!")&%@!J
I?@?@?"!@J
I.?@?@?6?J
PLLLLLLLLO
ход белых
28.Cg4 Gb8 29.C:f6 E:f6 30.Iс7 I:с7 31.G:с7 Gfd8 32.Gаа7 Eе8 позиция белых ладей стала предельно грозной.
MKKKKKKKKN
I?0?0+@?@J
I.?.?@#8#J
I?@?$?,#@J
I@#$!$?@?J
I?@?@!@?@J
I@!")@%@!J
I?@?@?"!@J
I@?@?@?6?J

<< Предыдущая

стр. 2
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>