<< Предыдущая

стр. 4
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Второй совет адресован людям чисто практическим. Сложи-лось так, что в быту не принято смотреть чересчур пристально; многие люди от этого начинают нервничать. Считается прави-лом хорошего тона во время разговора периодически отводить взгляд в сторону, чтобы не смущать собеседника.
Но если вы как раз и желаете вывести собеседника из равно-весия — выберите на его теле или одежде уязвимое место (на-пример, кривые ноги, плохие зубы, грязные ногти, нечищеную обувь, пятно, и т. д.) и пристально смотрите на эту точку в про-должение длительного времени. Впрочем, чаще всего ваш со-беседник начнет нервничатьсразу же. Есть и более деликатный, «шадящий» метод: взгляд рассеянный, направленный мимо глаз собеседника — на его ухо, лоб, подбородок. Это также почти всякого может вывести из равновесия.
7. Защитные амулеты
Человеческая жизнь полна примеров использования симво-лики и различных ритуалов (самый яркий тому пример — богос-лужение в церкви). Всё это вполне объяснимо и происходит от того, что определённые вполне материальные структуры могут воздействовать, при некоторых условиях, на субстанции выс-шего порядка. Очень важно и слово: символическое окропление водой при обряде крещения сопровождается определёнными словами, без которых сам ритуал невозможен.
К указанным методам использования материальных объек-тов относится и всё то, что связано с различными амулетами и талисманами.
90 Гипнотические приемы в общении
Искусство создания талисманов из камня, металла, перга-мента, древесины или других материалов, включающее в себя и правильное начертание соответствующих надписей и знаков на них, что придаёттаким амулетам и талисманам истинную силу, слишком сложный и многосторонний предмет, чтобы излагать его подробно в этой книге.
Но, в связи с тем, что они относятся, несомненно, к сред-ствам защиты, упомянуть о них вкратце представляется впол-не уместным.
Амулеты, как таковые, являются далеко не первостепенным атрибутом обретения или усиления психической самозащиты.
Но применение амулетов — очень и очень древняя, широко и повсеместно распространённая традиция. Не менее, а воз-можно, и более важно то, что амулеты в той или иной форме, но вполне реально помогают множеству людей. Они как бы яв-ляются материальным средоточием внимания к внутреннему, духовному миру.
Гравировка планетарного символа на соответствующем дра-гоценном камне — прекрасный, сильный амулет. Он значитель-но сильнее, чем, скажем, широко распространённые кольца с определённым камнем, соответствующим знаку Зодиака, ко-торые можно приобрести в ювелирных магазинах. Гравиров-ка на камне самого зодиакального знака усиливает силу такого кольца.
Сопоставление камней зодиакальным знакам распростране-но и известно намного шире, нежели сопоставление камня его планете. Здесь существуют определённые различия в толкова-нии; тем не менее, следующий ниже список представляет наи-более традиционные связи.
• Луна: горный хрусталь, берилл;
• Меркурий: опал, хризолит;
• Венера: малахит, нефрит, янтарь, коралл;
• Солнце: топаз, циркон (белый или синий), тигриный глаз;
• Марс: гранат;
• Юпитер: лазурит, аметист;
• Сатурн: оникс.
Дополнительная полезная информация 91
Если камень должен стать одной из составных яастей амуле-та — использование соответствующего металла также придаст ему дополнительную силу. Но не все металлы годятся для изго-товления, скажем, колец — в силу того, что непосредственный контакт их с кожей нежелателен.
Планетарные металлы:
• Луна: серебро;
• Меркурий: сплав серебра с оловом;
• Венера: медь;
• Солнце: золото или красная медь;
• Марс: железо или сталь;
• Юпитер: олово;
• Сатурн: свинец.
Разнообразные материалы традиционно применяются и как дополнительные, усиливающие действие других. Наиболее широ-ко применяются железо и серебро—для обрамления камней или иных амулетов. Иные вещества обладают силой очищать физиче-ские предметы от незримых наслоений негативной энергии.
Обычная соль — первоклассное очистительное средство. С апостольских времен она используется в различных обрядах и церемониях, чтобы устранить отрицательную энергию физиче-ских предметов. Традиционно также и добавление соли в воду, которая используется при обрядах очищения — в отдельных слу-чаях даже после того, как вода эта была предварительно освя-. щена. Но и в противном случае соль обладает свойством очи-щать воду от любых неблагоприятных влияний, которые она, возможно, впитала в своём естественном состоянии, таким об-разом, при добавлении соли в воду очйщающий эффект толь-ко возрастает.
Приложение. Психологические тесты
1. Тест Айзенка (характер, эмоциональная устойчивость, тип личности)
Опросник, публикуемый здесь как образец психологическо-го теста, составлен английскими психологами Г. Айзенком и
92 Гипнотические приемы в общении
С. Айзенк в 1964 году. Это и сегодня наиболее распространен-ный тестдля оценки основныхсвойствличности. Из 57 вопро-сов 24 направлены на выявление степени интровертности или экстравертности человека. Оба эти понятия введены швейцар-ским психологом К.Г. Юнгом. Термины образованы отлатин-ских корней «экстра» — «вне», «интра» — «внутрь» и «верто» — «обращаю».
Экстраверты — это личности, в силу организации их нерв-ных процессов обращенные наружу, требующие постоянной стимуляции со стороны внешней среды. Им свойственна тяга к новым впечатлениям, такие люди нуждаются в компании; для них характерна раскованность поведения, они общитель-ны, беззаботны, разговорчивы и в то же время импульсивны, иногда даже агрессивны. Их чувства и эмоции не всегда под-даются контролю.
Интроверты обращены внутрь. Им не нужна значитель-ная внешняя стимуляция, и это свойство формирует специ-фику поведения такого человека. Он малообщителен, друзей у него немного, но он предан им надолго. Интроверт избега-ет шумных компаний, медлителен, серьезен, планирует свои действия и поступки, достаточно хорошо контролирует эмо-ции.
«Чистых» экстравертов и интровертов практически не быва-ет, но все мы занимаем в этом диапазоне позицию ближе к тому или иному полюсу.
Еще 24 вопроса выявляют эмоциональную неустойчивость или, напротив, стабильность, уравновешенность. Наконец, в тест входят 9 вопросов, позволяющих оценить, насколько ис-кренне вы отвечали на него.
Отвечая на вопросы, лучше для удобства ставить возле них «да» в случае положительного ответа и «нет» в случае отрица-тельного.
1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?
2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
Дополнительная полезная информация 93
3. Вы человек беспечный?
4. Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать «нет»?
5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-нибудь предпри-нять?
6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживае-те свои обещания (независимо от того, удобно это вам или нет)?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без до-статочных на то причин?
10. Сделали бы вы почти все что угодно на спор?
11. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичным лицом противопо-ложного пола?
12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?
13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настрое-ния?
14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или ска-зали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или го-ворить?
15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?
16. Легко ли вас обидеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?
18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
19. Верно ли, что иногда вы полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
20. Предпочитаете ли вы иметь друзей поменьше, но зато осо-бенно близких вам?
21. Частоли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повесе-литься в компании?
94 . Гипнотические приемы в общении
26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствитель-ным?
27. Считают ли вас человеком живым и веселым?
28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытыва-ете чувство, что могли бы сделать его лучше?
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
30. Вы иногда сплетничаете?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете об этом прочитать в книге, нежели спросить?
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты дей-ствия?
40. Волнуетесьли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
41. Вы ходите медленно и неторопливо?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда неупу-стите случай побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длитель-ное время были лишены широкого общения с людьми?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?
Дополнительная полезная информация 95
I------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------4
49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе че-ловек?
50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?
51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Легколи вам внести оживление вдовольно скучную компа-нию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбира-етесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшучивать над другими?
57. Страдаете ли вы от бессонницы?
Чтобы судить по результатам теста о своем характере, необ-ходимо сверить ваши результаты с ключом, приводимым здесь. Ставьте против своего ответа крестик, если ваш ответ совпадает с ответом ключевого списка.
1)1,3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39,44,46,49, 53, 56 - да;
5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51 - нет.
Эта шкала вопросов направлена на выявление степени экстраверсии-интроверсии. Если здесь вы заработали свыше 12 крестиков, можно считать, что вы выраженный экстраверт, если менее — интроверт.
2) 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45,47, 50, 52, 55, 57-да.
Этотряд вопросовнаправлен на выявление степени эмоцио-нальной устойчивости или неустойчивости. Отрицательные от-веты здесь не учитываются. Если здесь вы набрали менее 12 кре-стиков, то вы эмоционально устойчивы.
3)6,24,36-да;
12, 18, 30,42, 48,54 - нет.
Это так называемая корректурная шкала, она позволяет проверить, насколько искренне вы отвечали на вопросы. Если здесь вы набрали свыше 4 крестиков, это означает, что вы
96 Гипнотические приемы в общении
ь----------------------------------------------------------------------------------------------------1-----------------------------------------------------------------<
были не совсем честны перед самим собой, отвечая на вопро-сы теста.
2. Тест на самооценку
Говорят, что нйкакой тест нельзя считать достаточно совер-шенным. И все же попробуйте, ответив на предлагаемые вопро-сы, определить, как обстоят у вас дела с самооценкой — ведь это очень важный показатель психологической стабильности.
1. Мечтаете ли вы родиться заново и начать жизнь с самого на-чала? (Да — 4, нет — 16).
2. Есть ли у вас хобби? (Да — 18, нет — 5).
3. Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Та-кое может случиться только со мной»? (Да — 6, нет — 12).
4. Радуетесьли вы, узнав о том, что кто-то вам завидует? (Да — 16, нет —2).
5. Страдает ли ваше самолюбие, если кто-то отзовется о вас, как о скучном, несимпатичном человеке? (Да — 3, нет — 12)
6. Находите ли вы какое-либо утешение, узнав о том, что с вашим знакомым произошли те же неприятности, что и с вами? (Да — 2, нет — 16).
7. Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-либо дело идет го-раздо лучше без вашего участия? (Да — 2, нет — 16).
8. Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лотерею? (Да — 4, нет — 20).
9. Учашается ли ваш пульс, когда вы узнаете о том, что ваши родственники или друзья сделали дорогую покупку? (Да — 1, нет — 20).
9. Любите ли высказываться в присутствии большого количе-ства слушателей? (Да — 16, нет — 3).
Подсчитав количество набранных баллов, расшифруйте по-лученную сумму.
Более 120баллов. Вы исключительнодовольны самим собой. Думается, однако, что вам изрядно не хватает здравой самокри-тичности, способности к реальной самооценке. Попытайтесь
Дополнительная полезная информация 97
і *
здраво разобраться и оценить это обстоятельство с помощью друзей и близких.
От 60 до 120. Вы в достаточной степени уверены в своих си-лах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюбленности.
Менее 60. Вы себе не нравитесь. Возьмите себя в руки и на-беритесь уверенности. Оглянитесь вокруг себя и поразмысли-те — не исключено, что вы себя просто недооцениваете.
БИБЛИОГРАФИЯ
При работе над книгой использовались:
материалы работ В. Данченко, помешённые на сайте \?\??? Іогшпе.Ьор.ги
Сайты Интернета:
\?\?\?уигрзу.Ьу.ги
??\?\?5?еіго?.ги
\?\?\?.ргі?аШГе.ш
??^?/??хопШсітапаёетет.ги
Абелюк Е. С. Миф или сказка? М., 1995.
Абрагам Г. Сон и миф. Очерк народной психологии. М., 1912.
Автономова Я. С. Миф: хаос и логос. Заблуждающийся раз-ум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. М., 1996.
Алиев X. М. Ключ к себе. Этюды о саморегуляции. М., 1990
Александер Ф., Селесшас Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. М., 1995.
Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и восполь-зуйтесьрезультатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП. СПб., 1994.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
Арьес Ф. Человек передлицом смерти. М., 1992.
Асмолов А. Г. На перекрестке путей к изучению психики че-ловека. Бессознательное. Новочеркасск, 1994.
Ассаджоли Р. Психосинтез. М.; Киев, 1997.
Астахов С. Я. Лечебное действие слова. Л., 1962.
Ахмедов Т. И., Жидко М. Е. Психотерапия в особых состо-яниях сознания. М. ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фо-лио», 2001.
Библиография 99
Бассин В. Ф., Прангишвили А. С, Шерозия А. Е. О прояв-лении активности бессознательного в художественном творче-стве. Вопросы философии. 1978, № 2.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
БезантА. Исследование сознания. М.; Киев, 1997.
БеккиоЖ., Жюслен Ш. Новый гипноз: практическое руко-водство. М., 1998.
Бхагаван Шри Раджнеш (Ошо), Пустая лодка. М., 1995.
БердяевЯ. А. Самопознание. М., 1990.
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвя-щенных. СПб., 1992.
Бехтерев В. М. Гипноз, внушение, психотерапия и ихлечеб-ное значение. СПб., 1911.
Библер В. С Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога. М., 1975.
Брандлер-Прахт К. Оккультизм. Киев, 1993.
Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосред-ственной информации. М., 1977.
Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. НЛП. СПб., 1995.
Варшавский К. М. Гипносуггестивная терапия: лечение вну-шением в гипнозе. Л., 1973.
Васильев Л. Л. Сновидения, гипноз, автоматические движе-ния в свете современного естествознания. Л., 1948.
Вернадский В. Я. Начало и вечностьжизни. М., 1989.
Возможные меры или создание практики творческого мыш-ления. М., 1994.
Герке Р. Я. О гипнозе и внушении. Рига, 1966.
Гиллиген С. Терапевтические трансы: руководство по эрик-соновской гипнотерапии. М., 1997.
ГодфруаЖ. Чтотакое психология. М., 1992.
Гончаров Г Путь к сверхсознанию: 2-я ступень школы гип-ноза. М., 1992.
Горин С. А вы пробовали гипноз? М., 1994.
Готвальд В. Помоги себе сам. Медитация. М., 1998.
Гримак Л Я. Моделирование состояния в гипнозе. М., 1978.
100 Гипнотические приемы в общении
Гримак Л. Я. Общение с собой: начала психологии активно-сти. М.,1991.
Гримак Л. Я. Резервы человеческой психики. М., 1987.
Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1994.
Гроф С. Путешествие в поисках себя. М., 1994.
Данилевский В. Я. Гипнотизм. Харьков, 1925.
Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1997.
Джонсон Р. Сновидения и фантазии. М.; Киев, 1999.
Дмитрук М. А. Миры внутри нас? М., 1990.
Доктор Марен. Гипнотизм в теории и на практике. СПб., 1843.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, меха-низмы и защита. М., 1997.
Дубров А. Я, Пушкин В. Я. Парапсихология и современное естествознание. М., 1989.
Елеонская Е. Я. Сказка, заговор и колдовство в России: Сб. трудов. М., 1994.
Измененные состояния сознания: сводный реферат. Обще-ственные науки за рубежом. Сер. 3. Философия. 1991. № 5.
КагановЛ. Медитация — путьксебе. М., 1990.
Калина Я. Ф. Основы психотерапии. Киев, 1998.
КаптеревЯ. В. Гипнотизм. М., 1909.
Карвасарский К. Д. Психотерапия. М., 1985.
Карсаварский Б. Д. Медицинская психология. Л., 1982.
Каструбин Э. М. Реальность и магия высшего разума. М., 1996.
Косенко 3. Б. Сон, гипноз и сновидения. М., 1962.
Лебедев А. В. Самогипноз: практическое руководство. М., 1993.
Лебединский М. С. Очерки психотерапии. М., 1959.
Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
Литвак М. К. Психологическое айкидо. Ростов-на-Дону, 1992.
Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
Дополнительная полезная информация 101
і *
МаслоуА. Психология бытия. М., Киев, 1997.
Мень А. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной Церкви. М., 1991.
Мерлин В. Структура личности: характер, способности, са-мосознание. Пермь, 1990.
Мэрфи Дж. Сила вашего подсознания. Ростов-на-Дону, «Фе-никс», 2004.
Налимов В. В. В поисках иныхсмыслов. М., 1993.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб., 1911.
Павлов И. П. Избранные работы по физиологии высшей нервной деятельности. М., 1950.
Серов Н. В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб., 1993.
Сеченов И. М. Психология поведения. М., 1995.
Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология, нейропа-тология, психология эмоций. М., 1981.
Симонов П. В. «Бессознательное» гп.І?, Тбилиси, 1985.
Спивак Д. Л. Лингвистика измененных состояний созна-ния.Л., 1986.
Сумерки богов: Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. М., 1989.
Теория и практика аутогенной тренировки / Под ред. Лоб-зинаВ. С.Л., 1980.
Тейяр де Шарден. Божественная среда. М., «Гнозис», 1994.
Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 1984.
Трансцендентальная медитация. Сыктывкар, 1993.
Тремнер Е. Гипнотизм и внушение. Кишинев, 1991.
Ухтомский А. А. Избранные труды. Л., 1978.
Форель А. Гипнотизм, или Внушение и психотерапия. Их психологическое, психофизическое и медицинское значение со включением психоанализа. Л., 1928.
Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. М., 1991.
Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.
ХайдеггерМ. Времяибытие:статьиивыступления. М., 1993.
Харнер М. Д. Путь шамана, или шаманская практика. М.: «Палантир», 1994.
Успенский П.Д.,Впоискахчудесного. М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1999.
102 Гилнотические приемы в общении
Целитель духа и тела. Харьков, 1993.
Что такое дзэн? Сборник. Львов; Киев, 1994.
Чуприкова Н. И. Психика и сознание как функция мозга. М., 1985.
Чуприкова Н. И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М., 1967.
Шейнов В. П. Скрытое управление человеком. Психология манипулирования. Москва, «АСТ», Минск, «Харвест», 2002.
Шойфет М. Самогипноз. СПб., «Питер», 2003.
Эверли Дж. С, Розенфельд Р. Медитация. М., 1989.
Эриксон М. Гипноз. В 3 т., Харьков, 1994.
Эриксоновский-гипноз (искусство изменений). Моделиро-вание бессознательного. М., 1995.
Юнг К. Г. Психология бессознательного. М, 1994.
Юрьев В. Н. В тонких мирах. Д., «Сталкер», 1998.
Якоби М. Встреча с аналитиком. М., 1996.
Якобсон Р. О. Избранные работы. М., 1985.
Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.
/
СОДЕРЖАНИЕ
Предупреждение.......................... 3
От автора.............................4
Раздел первый. Попытка охватить проблему в целом . . . . 6
Век манипулирования ияи «правь, информация»! ...........6
Отдельные аспекты внушаемости........................8
Немного философии..................................9
Компьютер как средство внедрения в психику.............11
Гипноз и психотерапия...............................13
Кратко о методике «зомбирования».....................15
Гипноз в криминалистике.............................17
Гипноз — дело житейское.............................18
0 заговорах и «порче»................................19
0 целителях и знахарях...............................20
0 «цыганском гипнозе»...............................21
Раздел второй. Немного истории................24
Раздел третий. Манипуляция, как она есть..........29
Понуждение к действию..............................29
Внушение словом..................................29
Механизм внушения................................29

<< Предыдущая

стр. 4
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>