<< Предыдущая

стр. 7
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Разминку после купания следует выполнять в разде-
валке. Интенсивность разминки должна быть достаточно
высокой. Это поможет организму быстрее ликвидировать
«холодовый долг» и восстановить тепловое равновесие.
Купаться следует через день, так как для восстанов-
ления ряда физиологических функций организма после ку-
пания требуется не менее суток. А мы знаем, что любые
средства, направленные на повышение функциональных
возможностей организма, должны применяться только
тогда, когда орган или ткань, на которые они действуют,
вернулись в исходное состояние.
Поскольку зимнее плавание является сильнодейству-
ющим средством, оно требует и строгого контроля. Глав-
ным показателем, свидетельствующим о благотворном
влиянии зимнего плавания, является самочувствие. Если по-
сле купания вы чувствуете себя бодрым, работоспособным,
у вас хорошее настроение, нет отвращения к воде и вы ис-
пытываете потребность в купании, значит, оно пошло вам
на пользу. Если же вы после купания чувствуете вялость,
отсутствие аппетита, у вас плохой сон и потребности в ку-
пании нет — это значит, что нагрузка для вас была велика.
В этом случае на некоторое время от купания необходимо
отказаться. Когда вы начнете купание вновь, то пребыва-
ние в воде следует сократить.
Таковы рекомендации при применении зимнего пла-
вания с целью закаливания организма холодом.
Несколько советов общего характера. Нельзя при-
менять зимнее плавание для закаливания детей. Это про-
диктовано тем обстоятельством, что площадь поверхности
тела и уровень обменных процессов у детей в обычных
условиях приводят к высоким теплопотерям. Поэтому,
подвергая организм ребенка столь интенсивному охла-
ждению, мы предъявляем заведомо непосильные требова-
ния к его приспособительным механизмам. А это может
вызвать их истощение и тем самым заболевание всего ор-
ганизма.
Не рекомендуется проводить в ледяной воде раз-
личного рода соревнования. Внесение элемента азарта в
практику зимнего плавания недопустимо. В связи с интен-
сивным охлаждением происходит нарушение точности
субъективной оценки самочувствия. Азарт, эмоции, имею-
щие место во время соревнований, могут заглушить сигна-
лы, свидетельствующие о возникновении различных откло-
нений в организме.
БАНЯ

...Баня для простого народа всегда была школой той
удивительной нечувствительности ко всем крайностям
температуры, какою отличались русские, удивляя
этим иностранцев.
Е. А. Покровский

Одной из действенных и эффективных форм закали-
вания организма человека холодом, повышения его устой-
чивости к различным неблагоприятным факторам внешней
среды является баня.
На протяжении всей истории человечества роль бани
не всегда была одинакова. Широкое развитие бань, начав-
шееся в древние века, продолжалось вплоть до начала IV
века, когда на баню был наложен запрет церковью, как на
греховный культ тела, как на учреждение, нарушающее
нравственность. Недаром этот период характеризуется
большим числом эпидемий, массовыми инфекционными за-
болеваниями.
XV и XVI века вновь характеризуются усилением
внимания к бане, но с 1569 года по настоянию церкви они
опять начинают закрываться. И наконец, в начале XVIII
века начинается повсеместное строительство бань.
Использование бани для укрепления здоровья и
борьбы с различными недугами у многих народов является
своего рода прочной, устойчивой привычкой, одним из обы-
чаев.
Бани издревле известны и на Руси. Так, уже в лето-
писях Нестора мы находим описание бани и всей банной
процедуры: «Как ся мыют, хвощут... видех бани древяны и
пережгут их вельми, и сволокуться, и будут нази, и обо-
льются мытелью, и возьмут ветвие и начнут ся бити... и
облиются водою студенью и таке живут».
Некий Адам Олеарий писал, что русские уже потому
пришли к заключению о самозванстве Лже-Дмитрия, что он
«не так часто, как это водится у русских, ходил в баню, ибо
русские крепко держатся обычая мыться в бане».
Историк М. И. Костомаров указывает, что баня была
у русских людей потребностью не только для чистоплотно-
сти, не только главным лекарством от всех недугов, но и
своего рода удовольствием, наслаждением.
Журнал «Сын Отечества» за 1819 год описывает ин-
тересный случай со слов современника Петра Первого «В
1717 году, в бытность Петра Великого в Париже приказал
он сделать в одном доме для гренадер баню на берегу Сены,
в коей они после жару купались. Такое необыкновенное и
для парижан, по мнению их, смерть приключающее дей-
ствие произвело многолюдное сборище зрителей.
Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая,
разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и
ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в
прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Велико-
му докладывал (не зная, что то делается по приказу госуда-
ря), чтоб он солдатам запретил купаться, ибо-де все
перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: «Не опасайтесь г.
Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли,
так закаливают себя русскою банею. У нас бывает сие и зи-
мою: привычка — вторая натура».
Роль и значение бани в жизни русского народа до-
стоверно описаны в романе А. Толстого «Петр Первый». В
нем словами Меньшикова говорится, что баня — это нацио-
нальная принадлежность русского человека: «...в Париже,
например, париться да еще квасом — ничего этого не пони-
мают и народ поэтому мелкий». И далее: «... Петр Алексее-
вич, спустив длинные ноги, сел на полке, нагнул голову, с
кудрявых темных волос его лил пот.
— Хорошо, — сказал он, — Очень хорошо. Так-то
камрат любезный... Без Петербурга, да без бани нам, как
телу без души».
Ярко и красочно описал банную процедуру А. С.
Пушкин, в 1829 году посетивший тифлисскую баню. «Гас-
сан... начал с того, что разложил меня на теплом каменном
полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать су-
ставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни ма-
лейшей боли, но удивительное облегчение... После сего
долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав
теплой водой, стал умывать намыленным полотняным пузы-
рем. Ощущение неизъяснимое...»
В дополнение ко всему бани несли еще и культурную
нагрузку, являясь своего рода очагами культуры, местом со-
браний. Так, термы, общественные бани в древнем Риме, яв-
лялись также спортивными, общественно-культурными и
увеселительными учреждениями.
В. А. Гиляровский известный бытописатель старой
Москвы в своей книге «Москва и москвичи» большое место
отводит баням. «Москва без бань — не Москва!» — замеча-
ет он. О популярности Сандуновских бань не только как ги-
гиенического заведения, а и как своего рода клуба свиде-
тельствует следующий отрывок из этой книги: «В этих ба-
нях перебывала и грибоедовская и пушкинская Москва, та,
которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Ан-
глийском клубе». Подобную же роль играют бани и в Япо-
нии. Сэнто, общественные бани, которые есть в каждом
квартале, — это не только место, где люди моются после
длинного трудового дня, но и своего рода общественный
центр.
Не потеряли своего значения в качестве места своего
рода собраний и встреч бани и в наши дни, особенно для
спортсменов. Вот как описывает это один из известных со-
ветских спортсменов заслуженный мастер спорта СССР Н.
П. Старостин. «Знаете ли вы, что такое банный футбольный
день в Москве? Нет. Вы этого не знаете.
Это форум, кулисы, трибуны мастеров футбола.
Сюда, в Центральные или Сандуновские бани, после ка-
лендарных встреч стекаются игроки всех команд.
...Хотите узнать все футбольные новости, оценки,
конфликты? Пожалуйста. Раздевалка полна футболистов и
тренеров. В парной — все знаменитости, здоровые и хрома-
ющие. В поте лица трудятся массажисты. Вчерашние про-
тивники братски наяривают друг друга вениками. ...Жара,
густо настоянная на березовом листе, располагает к отдыху,
к беседам. Футболисты расслабляют мышцы и души».
Баня — лучшее угощение и отдых в Финляндии. По-
сещение сауны не только традиция, но и неотъемлемая
часть закаливания и тренировки финских спортсменов.
В последнее время популярность бани несколько
упала. Можно полагать, что это объясняется двумя причи-
нами. Во-первых, наличием ванн в квартирах, а во-вторых,
слабой пропагандой бани и как гигиенического средства, и,
что не менее важно, как средства укрепления здоровья, по-
вышения устойчивости организма.
Существует несколько видов бань. Это различие сло-
жилось исторически. Оно обусловлено национальными тра-
дициями народа.
Классификация бань зависит от принципа, положен-
ного в ее основу.
Так, по планировке, назначению и их оборудованию
бани делятся на т у а л е т н ы е и п р о п у с к н ы е .
Если в основу классификации положен принцип ис-
пользования теплой воды, то их делят на ш а е ч н ы е ,
душевые и смешанные.
В зависимости от источника парообразования или
способа получения пара в парильне различают несколько
качественно различных видов бань: римскую, арабскую, ту-
рецкую, финскую сауну, русскую парную, а также сэнто и
офуро в Японии.
Необходимой принадлежностью римской бани яв-
ляется бассейн с холодной водой, где моющиеся купались
после горячей ванны. Следует отметить, что в Древнем
Риме ежедневное посещение терм считалось обязательным.
В арабской и турецкой бане источником пара служит
пол, подогреваемый снизу специальными топками, который
затем поливают водой. Посреди банного зала находится
возвышение, на которое моющиеся ложатся и потеют.
Финская сауна — суховоздушная баня. Ее термиче-
ская характеристика: 10—15% относительной влажности и
температура воздуха 70—90°. Сухой воздух облегчает теп-
лоотдачу и дает возможность легче переносить такую высо-
кую температуру. Банная процедура обязательно сочетается
с купанием в холодной воде в бассейне при бане или в
открытом водоеме.
Отличительной чертой русской бани, ее «самой глав-
ной красой» является печь-каменка, которая служит источ-
ником тепла и пара. Характерной особенностью русской
бани является также и парильня, где моющиеся парятся ве-
никами. Обязательным считается резкая смена температуры
воды, применяемой во время мытья. Как правило, русская
баня состоит из 3 помещений: раздевалки, мыльни и пар-
ной.
Несколько особняком стоит японская баня. Сэнто —
это общественные бани. Посещение общественной бани или
пользование домашней купальней — офуро — считается
обязательным ежедневно или через день.
Офуро представляет собой большую деревянную
бочку с сиденьем внутри. Под ней размещена печка, которая
топится древесным углем. Температура воды равна 45° .
Время пребывания в воде — около часа. Как указывают оче-
видцы, купание для японцев означает нечто большее, чем
простое смывание пыли и грязи: «Главное — это время, ко-
торое вы проводите сидя в горячей воде зимним холодным
вечером, вбирая тепло пли распариваясь так, что после вы-
хода из бани даже горячий и влажный летний вечер кажется
прохладным л приятным».
Необходимо отметить, что для человека,"впервые
попавшего в японскую баню, температура воды кажется не-
стерпимой. И требуется длительный срок, чтобы приучить
себя выносить такую горячую воду.
В чем же заключается влияние банной процедуры на
организм человека? Не касаясь всех сторон влияния ее на
организм, отметим только одну — влияние на повышение
устойчивости к холоду.
В закаливании холодом баня играет немаловажную
роль. Прежде всего все помещения бани — раздевалка,
мыльня и парильня — имеют различную, резко отличающу-
юся температуру. Переход из помещения в помещение ока-
зывает тренирующее воздействие. Резкая смена температур-
ных условий является своего рода гимнастикой для сосудов.
То расширяясь под действием тепла, то сужаясь под дей-
ствием холода, они значительно повышают свою эластич-
ность. В результате этого они лучше реагируют на все тем-
пературные изменения внешней среды. Поскольку сосуди-
стые реакции в основном и определяют теплоотдачу, то тре-
нировка их во время банной процедуры способствует повы-
шению устойчивости к холоду. Особенно эффективна в
этом плане парная баня. Поэтому посещение парной бани
(не чаще двух раз в неделю) должно войти в общий
комплекс процедур, применяемых для закаливания организ-
ма холодом.
МЕРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЗАЩИТЕ ОРГАНИЗМА
ОТ ХОЛОДА


ОДЕЖДА


Одним из важных обстоятельств, влияющих на про-
цесс закаливания, является одежда. Основное назначение
одежды — защита нашего организма от неблагоприятных
воздействий внешней среды (низкая температура, ветер, ту-
ман, дождь, снег и др.). При помощи одежды мы создаем
себе искусственно регулируемый микроклимат («желаемый
климат»), независимый от погодных условий. Надевая ту
или иную одежду, мы мысленно определяем ее соответствие
погодным условиям в данный момент. «Одевайся теплее» —
приходится часто слышать в холодный день. В чем же за-
ключается «теплота» одежды?
Теплоизоляционные свойства любого материала —
ткани, меха и т. д., применяемого в одежде, зависят только
от слоя инертного воздуха, заключенного в нем. Меховая
подкладка, так же как и меховая одежда, обладает наилуч-
шими теплоизоляционными свойствами, так как создает
большой изоляционный слой воздуха. Поэтому чем более
ткань насыщена воздухом, тем меньшей теплопроводно-
стью она обладает, тем она «теплее». Если теплопровод-
ность воздуха, например, принять за 1, то теплопроводность

<< Предыдущая

стр. 7
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>