<< Предыдущая

стр. 17
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Таблица 4-1 дает далее картину того, как изменилось
распределение респондентов в каждой из групп дохода.

Таблица 4-1
Изменение распределения респондентов
по группам с 1968 по 1992 годы

1 2 3
до 5 000 - 69
5 001 - 10 000 - 118
10 001 - 15 000 - 108
15 001 - 20 000 - 71
20 001 - 25 000 - 77
25 001 - 30 000 - 76
30 001 - 35 000 - 24
35 001 - 40 000 - 3
40 001 - 45 000 - 7
45 001 - 50 000 + 37
50 001 - 60 000 + 66
60 001 - 70 000 + 160
70 001 - 80 000 + 251
80 001 - 90 000 + 334
90 001 - 100 000 + 197
100 001 - 125000 + 446
125 001 - 150000 + 1055
150 001 - 175000 + 302
175 001 - 200000 + 251
200 001 - 250000 + 302
250 001 - 300000
300 001 - 325000 - 99
325 001 и выше

Расшифровка столбцов таблицы 4-1: 1 - доход в долларах
США в год на семью; 2 - " - " - уменьшение, " + " - увеличение;
3 - уменьшение или увеличение доли группы во всей выборке на N
% с 1968 по 1992 годы. Прочерками отмечены строки, результат
для которых получить невозможно, так как количество семей,
получающих соответствующие доходы в 1968 году, было равно нулю.
Как и в первом исследовании, укрупнение некоторых групп
даст более наглядную раскладку.

Таблица 5-1
Относительное изменение доли каждой группы в выборке
в 1992 году по отношению к 1968 году, укрупненные
группы

1 2 3
до 30000 - 85
30 001 - 80 000 + 32
80 001 - 150 000 + 349
150 001 - 250 000 + 285

Расшифровка столбцов таблицы 5-1: 1 - доход в долларах
США в год на семью; 2 - " - " - уменьшение, " + " - увеличение;
3 - уменьшение или увеличение доли группы во всей выборке на N
% с 1968 по 1992 годы.
Таблица 5-1 выявляет следующее. С 1968 по 1992 годы
доля (в общем количестве семей-респондентов в выборке) семей,
имеющих наименьший доход - до 30 000 долларов в год,
сократилась на 85 процентов (почти в 2 раза). Промежуточная
группа с доходом от 30 до 80 тысяч долларов увеличилась
незначительно - только на 32 процента. Средняя часть выборки -
группы с доходами от 80 до 150 тысяч долларов - возросла очень
сильно, на 349 процентов, т. е. в 4,5 раза. В самой богатой
группе с доходами от 150 до 250 тысяч долларов наблюдается
меньший рост - на 285 процентов.
Сравнение таблицы 5 ИПУМС и таблицы 5-1 PSID
показывает, что во втором случае границы групп доходов выше.
Это может быть обгяснено следующим. Во-первых, анализ ИПУМС
проводился мной по доходам личным, а анализ PSID - по доходам
семейным, образующимся часто из нескольких личных доходов
членов семьи. Во-вторых, опрос респондентов ИПУМС проводился в
рамках официальных переписей, и вполне возможно, что некоторые
из опрашиваемых умышленно занижали свои реальные доходы. В PSID
опросы проводились в чисто исследовательских целях, и
опрашиваемым гарантировалась конфиденциальность. Поэтому
респонденты PSID чувствовали себя раскованнее и указывали более
реальные суммы своих доходов.
Таким образом, исследование, проведенное на основе баз
данных PSID, подтвердило результаты исследования на основе баз
данных ИПУМСа. Можно сделать общий вывод.
Слой населения, получающий средний уровень дохода, в
современном капиталистическом обществе растет численно быстрее,
чем слой с низким и слой с высоким доходом. Это говорит о
существовании тенденции к выравниванию материального положения
членов современного капиталистического общества.

9. Современный капитализм

Вышеприведенное статистическое исследование ясно
показало тенденцию современного капитализма к выравниванию
частной собственности, важного средства компенсации
неравенства.
Об этом же свидетельствует процесс акционирования
крупных компаний. Это ни что иное, как форма рассредоточение
капитала.
Процесс концентрации производства, описанный В. И.
Лениным в работе "Империализм, как высшая стадия капитализма",
казалось бы, противоречит общей тенденции к выравниванию
частной собственности. Ленин писал: "Громадный рост
промышленности и замечательно быстрый процесс сосредоточения
производства во все более крупных предприятиях являются одной
из наиболее характерных особенностей капитализма... Конкуренция
превращается в монополию. Получается гигантский прогресс
обобществления производства..." [ 117]. Но Ленин совсем не
рассматривал процессы акционирования. Возможно потому, что,
во-первых, они не приобрели еще в то время широкого
распространения, во-вторых, не укладывались в общую канву
ленинских рассуждений о монополиях. В то же время Ленин
отмечает, что "Производство становится общественным, но
присвоение остается частным. Общественные средства производства
остаются частной собственностью небольшого числа лиц. Общие
рамки формально признаваемой свободной конкуренции остаются, и
гнет немногих монополистов над остальным населением становится
во сто раз тяжелее, ощутительнее, невыносимее" [ 118]. А если с
акционированием увеличивается количество собственников средств
производства, то "гнет" теперь возрастающего числа капиталистов
над уменьшающимся "остальным населением" не вписывается в
логику рассуждений Ленина.
Обобществление, а вернее сказать, укрупнение
производства, безусловно, имеет место при современном
капитализме. Но также имеет место и противоположный процесс,
деление предприятий. Процессы укрупнения производства
вызываются иногда технологическими потребностями производства;
чаще всего они диктуются потребностями бизнеса. Но никогда они
не были законами исторического развития общества.
Бизнес играет очень большую роль при капитализме.
Крупный бизнес влияет на политику капиталистических стран,
лоббируя свои интересы. Основной интерес крупного бизнеса -
рост прибылей, в том числе путем роста производства. Очень
часто крупные кампании добиваются от своих правительств лучших
условий для бизнеса и это способствует их росту. Но было бы
совершенно ошибочно усматривать здесь какие-то исторические
закономерности.
Если бы существовал исторический закон укрупнения
производства, то как можно было бы обгяснить отмирание
деспотического азиатского способа производства? При нем
концентрация производства была максимальной, но само
производство было далеко не эффективным. В последеспотических
общественно-экономических формациях тенденцию к укрупнению
производства также нельзя обнаружить.
Чтобы любой процесс можно было назвать исторически
закономерным, надо, чтобы он наблюдался достаточно долго.
Процессы концентрации производства при современном капитализме
испытания на продолжительность не выдерживают. В лучшем случае
они могут быть закономерны только для современного капитализма.
Почему же они должны быть закономерны для посткапиталистической
эпохи?

10. Закон прогресса равенства

Итак, мы увидели, что на пути от первобытнообщинного до
современного капиталистического строя происходит постоянный
прогресс равенства. Это очень большой отрезок времени. Он
охватывает всю историю человеческой цивилизации, насколько
глубоко мы ее знаем. Поэтому можно сказать, что прогресс
равенства является общеисторическим законом. Я назвал его
законом прогресса равенства.
Его формулировка:
На протяжении всей истории человечества происходит
постепенное выравнивание возможностей членов общества в
удовлетворении своих условно одинаковых потребностей путем:
1. возникновения новых социальных надстроек и роста
числа надстроек как средств компенсации неравенства;
2. выравнивания социальных надстроек как средств
компенсации неравенства;
3. качественного и количественного развития социальных
надстроек как средств компенсации неравенства.

Известен диалектический закон единства и борьбы
противоположностей. Этот закон действует и в отношении
равенства. Прогресс равенства является противоположным другому
процессу. Это - изменчивость в способностях и в прочих
природных признаках людей. Закон изменчивости делает всех людей
непохожими друг на друга.
Для того чтобы возникло общество, необходимо появление
между людьми, как минимум, общения. Процесс общения
предполагает, что два или более различных, непохожих друг на
друга человека, нашли общее для них средство общения. Этим
средством могут быть жесты или какой-то язык. Средство общения
должно быть понятно этим индивидуумам. Следовательно, общение
предполагает, что люди стремятся к равенству по отношению к
средству общения.
В реальном мире между людьми возникают более сложные
связи, чем в процессе простого общения. Но стремление к
равенству остается в каждом отдельном элементе, из которых
состоят общественные связи. Например, возникновение какой-то
общественной организации, партии, предполагает, что ее члены
стремятся к равенству по отношению к целям и задачам
создаваемой организации. Участники поддерживают программу
партии, и в этом они схожи друг с другом.
Если бы закон прогресса равенства прекратил свое
действие, то общество постепенно закончило бы свое бытие. Это
обгясняется следующим. Закон изменчивости, если он не
компенсируется законом прогресса равенства, вызывает разрушение
устоявшихся общественных связей. Например, так происходит с
политической партией, все члены которой со временем перестают
находить общий язык друг с другом, расходятся во взглядах по
основным партийным вопросам. Такая организация прекращает свое
существование. Закон прогресса равенства является основой
общественного бытия.

Глава V. Духовность

1. Понятие духовности

В главе "Новые общественные явления в России", помимо
стремления населения современной России к равенству, были
обнаружены следы другого явления - стремления к духовности.
Что такое духовность? Толковый словарь Ожегова дает
следующее определение. Духовность - свойство души, состоящее в
преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных
интересов над материальными [ 119]. Это определение, во-первых,
несколько тавтологично: духовность определяется духовными
интересами. Во-вторых, духовность дается как понятие оценочное,
положительное, в противоположность бездуховности, понятию
отрицательному. Четко определить границу духовности и
бездуховности невозможно. Нам же необходимо сравнивать степени
духовности. Чтобы не осложнять терминологию, упрощу понятия.
Оставлю только степени сравнения духовности (более духовный -
менее духовный). Тогда понятие духовности не будет содержать в
себе положительной оценки говорящего. О бездуховном человеке
тогда можно сказать, что у него минимальная духовность, либо ее
почти нет. О духовном человеке надо будет сказать, что он
обладает большей духовностью.
Понятие духовного И. А. Ильин разгясняет так:
"У человека в распоряжении имеются: а) во-первых,
зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и следующее за ними
чувственное воображение; с этими способностями связаны телесные
ощущения боли, наслаждения, голода, холода, тепла, тяжести; все
это источники внешнего, чувственного опыта, который присущ
телесному человеку и открывает ему доступ к материальным вещам
внешнего мира; б) во-вторых, у человека имеются внутренние,
душевные силы и способности, а именно: чувствования, воля,
телесно не связанное воображение и мысль.
Итак: чувствование (так называемая "жизнь сердца") -
пассивно страдающее чувствование - аффекты и активно
изливающиеся чувства - эмоции (таковы - любовь, ненависть,
жалость, злоба, зависть, радость, печаль, негодование, покаяние
и т. д.); далее, воля - это способность решать, собирать свои
внутренние силы, направлять их, руководить ими, воспринимать
свои полномочия, обязанности и запретности и строить жизнь души
и тела.
Человеку дана еще способность воображать содержание и
предметы не вещественного характера, и притом воображать их то
верно, то неверно. К таким предметам не вещественного порядка
относятся: мир человеческой души и мир духовного смысла, мир
добра, зла, греха и нравственного совершенства, мир
божественного откровения, религии и таинств. Все это человек
переживает нечувственным воображением, созерцанием, духовной
интуицией, и эта духовная интуиция отнюдь не есть что-то
случайное, произвольное или чисто субгективное, напротив, она
требует большой внутренней сосредоточенности, упражнения,
очищения, планомерного и систематического осуществления.
Наконец, человеку дана сила мысли, и эта мысль может
осуществляться совсем не только в формах отвлеченного,
плоского, формального рассудка; нет, она имеет еще и форму
разума - не только не противоречащего вере, сердцу и духовной
интуиции, но творчески сочетающегося с ними и вдохновенно
проникающегося их силами.
Все это составляет огромную и богатую сферу
внутреннего, духовного опыта, который характерен для
душевно-духовного человеческого естества и открывает ему доступ
к духовным предметам" [ 120].
Таким образом, духовное есть то, что воспринимается
чувством, волей, воображением и мыслью, в отличие от
материального, воспринимаемого зрением, слухом, вкусом,
обонянием и осязанием. Духовность есть совокупность духовного.
Т. е. духовность есть совокупность того, что воспринимается
чувством, волей, воображением и мыслью.

<< Предыдущая

стр. 17
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>